Отчетный период по ЕСХН

Сроки сдачи декларации по ЕСХН

Сроки представления декларации по ЕСХН установлены ст. 346.10 НК РФ и зависят от того, была ли прекращена деятельность, облагаемая рассматриваемым налогом.

В общем случае при пребывании на специальном режиме в течение всего налогового периода крайний срок сдачи ЕСХН-декларации — 31 марта следующего года. Таким образом, срок сдачи ЕСХН за 2016 год приходится на 31.03.2017, а ЕСХН за 2017 год нужно будет сдать не позднее 02.04.2018 (с учетом переноса срока из-за выходных дней).

В случае если плательщик на ЕСХН утратил право применения этой системы налогообложения в течение налогового периода, отчет нужно подать до 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошел уход с ЕСХН (в соответствии с уведомлением). Например, согласно уведомлению деятельность на ЕСХН прекратилась 20 июля 2016 года, следовательно, срок сдачи ЕСХН за 2016 год — 25 августа 2016 года.

Очень важно соблюсти указанные сроки, в противном случае плательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ — штрафу от 5 до 30% от суммы неуплаченного налога, но не менее 1 000 руб.

Уплата налога производится в 2 этапа:

  • авансовый платеж, который перечисляется в течение 25 дней с момента окончания отчетного периода (полугодия);
  • окончательная уплата налога за год в сроки, совпадающие со сроками представления декларации (31 марта года, наступающего за отчетным).

Пример

Организация с 2017 года перешла на ЕСХН, на котором находилась весь налоговый период. Авансовый платеж будет произведен не позднее 25.07.2017, а налог за 2017 год должен быть уплачен не позже 02.04.2018 (с учетом переноса срока из-за выходных дней).

Если же организация утратит право нахождения на ЕСХН 15.05.2017, то до 26.06.2017 (с учетом переноса выходных) необходимо будет произвести полную уплату налога.

О том, какое значение КБК должно быть указано в платежном документе на перечисление налога, читайте в статье «КБК для уплаты ЕСХН в 2017 году».

Каков порядок перехода на ЕСХН?

Для того чтобы не пропустить сроки подачи декларации по ЕСХН, вспомним, в какие сроки производится переход на ЕСХН и уход с этого режима.

ИП и организации, осуществляющие производство, переработку и реализацию сельхозпродукции, могут стать плательщиками ЕСХН. При этом основным критерием отнесения к данной группе плательщиков является достижение ими объема дохода от реализации подобной продукции 70% и выше от суммы всех доходов. Прочие условия, которые позволяют хозсубъекту работать на ЕСХН (в том числе зависящие от вида сельскохозяйственной деятельности) перечислены в пп. 2, 2.1, 5–6 ст. 346.2 НК РФ.

Для перехода на данный режим необходимо подать соответствующее уведомление в налоговый орган:

  • не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, в котором планируется работать на специальном режиме;
  • не позднее 30 дней с даты постановки на налоговый учет — для новых организаций и предпринимателей.

Уход с ЕСХН осуществляется:

  • при утрате оснований применения режима — в этом случае плательщик должен уведомить налоговиков в течение 15 дней по окончании отчетного или налогового периода (п. 5 ст. 346.3 НК РФ);
  • при добровольном отказе от режима — уведомление подается до 15 января года, в котором ЕСХН вестись не будет (п. 6 ст. 346.3 НК РФ);
  • при прекращении деятельности, облагаемой ЕСХН, — в течение 15 дней со момента, когда указанная деятельность перестала осуществляться (п. 9 ст. 346. 3 НК РФ).

Подробнее о порядке применения ЕСХН читайте в материале «Единый сельскохозяйственный налог в 2017 году (нюансы)».

Расчет и уплата ЕСХН

Налоговая база определяется самостоятельно налогоплательщиком. При расчете действует правило: сумма доходов, составляющая базу налогообложения, уменьшается на сумму оплаченных затрат. Перечень всех расходов, на которые может уменьшаться база, приведен в Налоговом законодательстве (статья 346.5).

Оплата авансового платежа по итогам шести месяцев производится на основании статьи 346.9 НК РФ, где указано, что поступление денег на счет налогового органа должно быть не позднее 25 числа следующего за полугодием месяца (то есть не позже 25 июля). По окончании налогового периода сумма налога должна быть уменьшена на сумму уплаченного авансового платежа. Уплата налога по результатам налогового периода производится до 31 марта следующего за налоговым периодом года.

Фирмы и компании, являющиеся производителями продукции сельскохозяйственного спектра, вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. В этом случае они теряют обязанность уплачивать обычные налоги — налог на прибыль (для ИП – НДФЛ), НДС и налог на имущество, которые заменяет у них один общий бюджетный платеж. Соответственно для таких налогоплательщиков и налоговый, и отчетный период по ЕСХН законодательством предусмотрен отдельно.

Отчетный период по единому сельхозналогу

Согласно статье 346.7 Налогового кодекса отчетным периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается полугодие. Налоговым периодом на основании той же статьи является год.

Уплата сельскохозяйственного налога происходит авансовым методом. Это означает, что по итогам отчетного периода, то есть полугодия, плательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговый платеж и перечислить его в ИФНС. Фирмы рассчитываются с налоговой инспекцией по своему юридическому адресу, ИП – по адресу своей прописки. Срок, в течение которого необходимо перечислить сумму, – 25 календарных дней со дня окончания полугодия. Таким образом перечислить аванс по ЕСХН необходимо до 25 июля. Декларация в этот период не подается. Так что отчетный период по сельскохозяйственному налогу является актуальным только в контексте расчетов с бюджетом.

По итогам года как фирмы, так и ИП рассчитывают окончательный платеж в рамках применения сельскохозяйственного спецрежима. Он определяется исходя из годовой налоговой базы, то есть доходов за минусом расходов и ставки налога – 6%. Итоговая сумма единого сельскохозяйственного налога перечисляется в ИФНС за минусом ранее перечисленного авансового платежа. Срок перечисления годового платежа по ЕХСН – 31 марта. Он един для организаций и индивидуальных предпринимателей. До той же даты необходимо подать и налоговую декларацию по сельхозналогу.

Пример

ООО «Ромашка» является плательщиком ЕСХН. По итогам первого полугодия налоговая база в рамках применения спецрежима составила 450 000 рублей. Сумма годового дохода за минусом расходов составила 670 000 рублей.

Отчетным периодом по ЕСХН признается полугодие. По его итогам в срок до 25 июля в ИФНС ООО «Ромашка» перечислит:

450 000 х 6% = 27 000 рублей.

Сумма годового налога составит:

670 000 х 6% = 40 200 рублей.

Таким образом в срок до 31 марта следующего за налоговым периодом года компании обязана доплатить в ИФНС:

40 200 – 27 000 = 13 200 рублей.

Стоит особо отметить, что, несмотря на отсутствие обязанности подавать полугодовую декларацию, и само название полугодового платежа – «авансовый», не перечислять его у плательщиков ЕСХН права нет. Хотя штрафов за просрочку аванса законодательством не предусмотрено, пени за несвоевременное перечисление такой суммы будут со стопроцентной вероятностью. Рассчитываются они традиционно, по формуле 1/300 от ключевой ставки от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа. Начисление пеней в подобных ситуациях происходит по окончании налогового года после подачи декларации. Именно из нее контролеры узнают о тех суммах, которые налогоплательщики обязаны были перечислить по итогам полугодия и года в целом.

ЕСХН-расходы (перечень)

Перечень расходов, учитываемых при применении ЕСХН, является закрытым. Он приведен в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. К расходам, на которые плательщик ЕСХН в 2019 году вправе уменьшить свои доходы, относятся, в частности:

  • материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;
  • расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности;
  • арендные платежи;
  • расходы на приобретение ОС и НМА;
  • расходы на ремонт ОС;
  • расходы на обязательное (в т.ч. социальное) и некоторые виды добровольного страхования;
  • суммы процентов по кредитам и займам;
  • расходы на оплату услуг банков;
  • суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров;
  • расходы на командировки;
  • нотариальные услуги;
  • расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на питание работников, занятых на сельхозработах;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки;
  • расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;
  • расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству;
  • расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
  • расходы на сертификацию продукции;
  • расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции;
  • расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных Постановлениями Правительства от 15.07.2009 № 560, от 10.06.2010 № 431;
  • суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.

Значительная часть указанных расходов учитывается в порядке, предусмотренном для плательщиков налога на прибыль (п. 3 ст. 346.5 НК РФ). Речь идет, к примеру, о материальных расходах (ст. 254 НК РФ), расходах на оплату труда (ст. 255 НК РФ), расходах на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263 НК РФ).

Особенности признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА принимаются в порядке, указанном в п. 4 ст. 346.5 НК РФ. Так, например, стоимость ОС, приобретенных в период применения ЕСХН, учитывается в расходах с момента ввода этих ОС в эксплуатацию до конца года равными долями.

Налоговая база по ЕСХН. Порядок исчисления и уплаты единого налога

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При расчете налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Как уже сказано, пунктом 2 статьи 346.6 НК РФ установлено, если доходы получены в иностранной валюте, то они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения доходов. Расходы пересчитываются на дату их осуществления.

Налогоплательщики имеют право согласно пункту 5 статьи 346.6 НК РФ уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов. Если по итогам года получен убыток, то в таком случае сумма налога принимается равной нулю.

Каждый налогоплательщик согласно статье 52 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. ЕСХН исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.9 НК РФ).

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН по ставке 6 процентов и фактически полученных при расчете налоговой базы доходов, уменьшенных на расходы, рассчитанных нарастающим итогом с начала года до окончания полугодия (пункт 2 статьи 346.9 НК РФ). При этом авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля.

Следует отметить, что Минфин Российской Федерации в Письме от 16 мая 2005 года №03-03-02-04/1/120 сообщает, что считает правомерным начисление пеней за просрочку уплаты авансового платежа по ЕСХН за отчетный период. При этом представители Минфина ссылаются на Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Сумму налога, рассчитанную по итогам года, нужно уменьшить на величину авансового платежа и перечислить в бюджет не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата ЕСХН и авансового платежа по указанному налогу производится организациями по местонахождению организации (пункт 4 статьи 346.9 НК РФ).

Пример 1.

Сельскохозяйственная организация ООО «А» по итогам первого полугодия получила доход в сумме 1 000 000 рублей, расходы организации составили 800 000 рублей.

Налоговая база по ЕСХН за первое полугодие составила 200 000 рублей (1 000 000 рублей — 800 000 рублей).

ЕСХН составил к уплате – 12 000 рублей (200 000 рублей х 6%).

Отражение операций в бухгалтерском учете ООО «А» в июне:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей
Дебет Кредит
99 субсчет «ЕСХН» 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» 12 000 Начислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие
68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» 12 000 Перечислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие

Предположим, что за год доходы ООО «А» составили 1 500 000 рублей, экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы организации утверждены в сумме 1 200 000 рублей.

Налоговая база по ЕСХН за налоговый период составила 300 000 рублей (1 500 000 рублей — 1 200 000 рублей). ЕСХН за год по организации составил – 18 000 рублей (300 000 рублей х 6%).

Следовательно, сумма ЕСХН подлежащая к уплате в бюджет по итогам года составила 6 000 рублей (18 000 рублей – 12 000 рублей).

Окончание примера.

Если сумма единого налога, исчисленного по итогам налогового периода, меньше суммы авансового платежа по налогу, исчисленного по итогам отчетного периода, в этом случае у налогоплательщика по итогам года отсутствует обязанность по уплате налога.

Если же по итогам отчетного периода получен убыток, то в таком случае сумма авансового платежа по налогу принимается равной нулю. Поэтому по окончании налогового периода налогоплательщик один раз уплачивает в бюджет сумму налога, исчисленную с зачетом ранее начисленных авансовых платежей.

Пример 2.

Сельскохозяйственная организация ООО «А» по итогам первого полугодия получила доход в сумме 1 300 000 рублей, расходы организации составили 1 700 000 рублей.

По итогам года величина доходов ООО «А» составила 3 400 000 рублей, общая сумма расходов составила 3 200 000 рублей.

Рассчитаем сумму авансового платежа за I полугодие.

Налоговая база по единому налогу:

1 300 000 рублей — 1 700 000 рублей = — 400 000 рублей.

Поскольку по итогам полугодия ООО «А» получен убыток, то есть налоговая база имеет отрицательную величину, исчисление и уплата авансового платежа по единому налогу не производятся.

За налоговый период налоговая база по единому налогу составила:

3 400 000 рублей — 3 200 000 рублей = 200 000 рублей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет:

200 000 рублей х 6% / 100% = 12 000 рублей.

Таким образом, за налоговый период ООО «А» один раз уплачивает в бюджет сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода, равную 12 000 рублей.

Окончание примера.

ЕСХН в размере 6 процентов от налоговой базы зачисляется на счета органов Федерального казначейства для последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2005 года:

— согласно статье 56 БК РФ, введенной Федеральным законом от 20 августа 2004 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%;

— согласно статье 61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов и согласно статье 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от ЕСХН — по нормативу 30 процентов либо налоговые доходы от ЕСХН зачисляются в бюджеты городских округов — по нормативу 60 процентов (статья 61.2 БК РФ).

А в соответствии со статьей 146 БК РФ доходы от ЕСХН подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов:

— в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — по нормативу 0,2%;

— в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования — по нормативу 3,4%;

— в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации — по нормативу 6,4%.

Обратите внимание!

С 1 января 2006 года действует только один код по ЕСХН. Напомним, что до указанной даты налогоплательщики ЕСХН уплачивали налог по разным кодам бюджетной классификации (КБК).

ЕСХН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, перечисляется организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При определении налоговой базы ЕСХН налогоплательщик – сельскохозяйственный товаропроизводитель должен учитывать доходы и расходы, связанные с осуществляемой им деятельностью, облагаемой ЕСХН.

На это указывает Минфин в ответе на частный вопрос о порядке налогообложения выплаченной суммы компенсации за использование земельного участка (для проведения работ по проведению газопровода) и упущенной выгоды индивидуальному предпринимателю, занимающемуся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции. Налогообложение доходов от основной деятельности индивидуального предпринимателя ведется в соответствии с главой 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог» НК РФ (Письмо Минфина Российской Федерации от 25 января 2006 года №03-11-05/21).

Минфин разъясняет налогоплательщикам ЕСХН:

«Суммы компенсации за отчужденный для проведения газопровода земельный участок, используемый для деятельности, облагаемой единым сельскохозяйственным налогом, и суммы упущенной выгоды, полученные индивидуальным предпринимателем от ООО, связаны с осуществляемой им предпринимательской деятельностью.

Поэтому указанные суммы должны учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу».

В нашей книге обращалось внимание читателей на то, что специальные налоговые режимы, предусмотренные, НК РФ относятся к федеральным налогам. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100.

Данные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням (пункт 2 статьи 59 НК РФ).

Об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации от 20 апреля 2006 года №03-02-07/2-30, которым ФНС Российской Федерации руководствуется в работе по вопросу о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» при принятии решений о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами.

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, с 1 января 2002 года при исчислении ЕСХН вправе учитывать потери зерна и продуктов его переработки при их хранении, выявленные при проверке фактического наличия.

Указанные потери зерна и продуктов его переработки при хранении могут учитываться при исчислении единого сельскохозяйственного налога в расходах, уменьшающих доходы, в пределах норм естественной убыли, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 23 января 2004 года №55 «Об утверждении норм естественной убыли» (подпункт 5 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ и подпункт 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ).

Потери сверх указанных норм естественной убыли при исчислении единого сельскохозяйственного налога не учитываются и компенсируются за счет виновных лиц, установленных виновными по решению суда, или виновных материально-ответственных лиц, а если виновные не установлены – за счет прибыли, оставшейся после уплаты организацией ЕСХН.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».