Отчетность в ЦБ

16 февраля 2019 года г. Новосибирск

Начало семинара в 11.00, регистрация начинается в 10.30.

Место проведения семинара: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

2. Обзор изменений в нормативные акты Банка России по валютному контролю.

3. Изменения в Инструкцию Банка Росси № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения резидентами некоторых банковских операций и составления статистической отчетности по ним» (в редакции Указание Банка России от 05.07.2018 г. № 4855–У) в свете изменений требования статьи 19 Закона в части репатриации денежных средств, представленных резидентами нерезидентам в виде займов.

4. Порядок учета операций, связанных с предоставлением физическими лицами — резидентами займов нерезидентам. Изменения в форму отчетности 0409664 с 1 января 2019 года.

5. Практические комментарии по применению отдельных положений Инструкции Банка России № 181-И.

6. Комментарии по формированию и направлению запросов на получение ведомостей банковского контроля из Банка России при переводе контрактов на обслуживание в другой банк, при отзыве у банка лицензии, при возобновлении расчетов по ранее закрытым контрактам (договорам). Разбор типовых ошибок при направлении запросов.

7. Практические комментарии, связанные с обменом ФТС России и банками информацией об декларациях на товары. Разбор типовых ошибок.

8. Рассмотрение вопросов, связанных с направлением уполномоченными банками в ФТС России и ФНС России (как органы валютного контроля) информации в соответствии с требованиями Указания Банка России № 4498-У «О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

9. Практические рекомендации для участников ВЭД по минимизации рисков, связанных с возможными нарушениями требований валютного законодательства РФ и нормативных актов Банка России. Требования законодательных и нормативных актов, которые необходимо учитывать, при заключении внешнеторговых контрактов и осуществлении валютных операций.

10. Рассмотрение нестандартных ситуаций, связанных с осуществлением ВЭД и валютных операций. Ответы на вопросы слушателей, практические рекомендации.

Семинар проводит: Столяров Михаил Григорьевич – Главный экономист отдела методологии статистики и организации отчетности Банка России (г. Москва).

По окончании семинара выдаются соответствующие сертификаты.

Стоимость участия в семинаре составляет 11200 (Одиннадцать тысяч двести) рублей.

Предусмотрены скидки на 2-х и более участников!

В стоимость входят обед, кофе-брейк. НДС не облагается. Заявки на участие и оплата принимаются до 13 февраля 2019 года.

Обновлена специальная версия Программы-анкеты подготовки электронных документов для формирования отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, версия 2.16.3, сборка 1.3.13.3 от 13 августа 2020 года (далее – Программа-анкета). ()

Перед установкой необходимо удалить предыдущую версию.

В актуальной версии Программы-анкеты внесены изменения в форму отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предусматривающие его составление в соответствии с Правилами представления юридическими лицами — резидентами и индивидуальными предпринимателями — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 № 528, и представление в соответствии с требованиями Указания Банка России от 23.06.2020 № 5486-У «О порядке представления Банку России некредитными финансовыми организациями отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации». Указание Банка России от 23.06.2020 № 5486-У будет официально опубликовано после его государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации и вступит в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

XSD-схемы форм отчетности доступны по

Замечания и предложения по функционированию Программ-анкет предлагаем направлять по электронной почте на адрес: cbrsupport@swgroup.ru. В теме письма необходимо обязательно указывать ИНН и наименование организации в виде: «ИНН, Наименование организации. Тема обращения».

Внимание!
С 03.09.2020 года вступило в силу Указание Банка России от 20 января 2020 г. N 5391-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам».
МФО необходимо изучить новые требования к порядку формирования резервов на возможные потери по займам, внести изменения во внутренние документы компании, регламентирующие формирование резервов и учесть нововведения при формировании Отчета о микрофинанасовой деятельности в Банк России за 9 месяцев 2020 года.


Не забудьте:

  • 1. При выдаче займов рассчитывать ПДН, величина которого необходима для составления ежеквартальной отчетности в Банк России и расчета нормативов согласно Указаний:

Для МКК:
№5114-У «Об установлении экономических нормативов для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов»

Для МФК:
№5115-У «Об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций».

  • 2. С 1 июля 2020 года минимальный размер собственных средств для МКК составляет 1 млн. рублей. Требование к наличию минимального размера собственных средств МКК необходимо соблюдать на регулярной основе.


Рекомендуем уже сейчас произвести расчет собственных средств компании, для того что бы выявить их текущий размер и провести при необходимости мероприятия, которые обеспечат необходимый объем собственных средств при составлении Отчета о микрофинанасовой деятельности за 9 месяцев 2020 года.

КОМИТЕТ ПО ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ КОМИТЕТ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на Годовой отчет Банка России за 2016 год (заседание комитета см. http://leo-mosk.livejournal.com/4017550.html)
Рассмотрев годовой отчет Банка России за 2016 год (далее – Отчет), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее – Комитеты) отмечают следующее.
Отчет подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», и включает в себя следующие основные разделы;
анализ состояния мировой экономики и мировых рынков, экономического и финансового положения России, в том числе финансового сектора, товарного рынка, государственных финансов, национальной платежной системы и платежного баланса РФ;
отчет о деятельности Банка России, а также перечень основных мероприятий по реализации функций Банка России;
годовую финансовую отчетность Банка России, подтвержденную Счетной Палатой РФ и независимыми аудиторами – АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» и ООО «ФБК»;
статистические таблицы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее – Закон) основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы РФ;
обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
развитие финансового рынка РФ; обеспечение стабильности финансового рынка РФ.
В 2016 году для эффективного исполнения требований Закона Банк России приступил к организации своей работа на основе стратегического целеполагания, усиливающего ориентацию на достижение конечных результатов своей деятельности.
В этой связи Банк России значительно усовершенствовал структуру Отчета, перейдя от принципа группировки информации в разрезе структурных подразделений к функциональному принципу, отражающему итоги работы по отдельным направлениям своей деятельности. Новая структура и содержание Отчета не только приближают его к функционалу мегарегулятора, но и информационно дополняют его оценкой новых явлений, вызовов в деятельности банковского сектора, оказывающих влияние на его финансовую стабильность.
Материал Отчета впервые достаточно полно отражает деятельность Балка России в соответствии с его миссией: обеспечение финансовой и ценовой стабильности, содействие развитию конкурентоспособного финансового рынка. В Отчете определены пять стратегических целей: обеспечение ценовой стабильности, обеспечение устойчивости финансового рынка, повышение доступности финансовых продуктов/услуг для населения и бизнеса, развитие национальной платежной системы, развитие технологий и инноваций на финансовом рынке. Определены состояние и направление развития и иных видов деятельности Банка России. В соответствии с рекомендациями, содержавшимися в прошлогоднем Заключении, в состав Отчета были добавлены новые разделы, в том числе включающие информацию об исследовательской деятельности Банка России и работе по развитию системы статистики. Кроме того, в соответствии с рекомендациями Комитетов, содержавшимися в заключении на проект Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, Отчет дополнен информацией о ходе реализации данного документа.
Комитеты ожидают, что последующие годовые отчеты Банка России будут содержать более сфокусированную информацию о деятельности по достижению поставленных стратегических целей с количественной и качественной оценкой степени приближения к ним в каждом году.
В 2016 году российская экономика в целом завершила период адаптации к новым условиям, связанным с относительно низким уровнем цен на нефть, ограничением доступа российских заемщиков к внешним финансовым рынкам. По мере подстройки платежного баланса, снижения внешнего долга продолжала сражаться волатильность валютного курса. Темпы роста потребительских цен по итогам 2016 года составили 5,4%, что ниже прогноза, представлением представленного в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, – 5,5-6,5%. В 2017 году инфляция также снижается с опережением прогнозов, в апреле ее уровень составил 4,1%. Была обеспечена устойчивость финансовой системы страны. Банк России продолжил восполнять потери международных резервов, добившись их увеличения с 350 млрд. долларов США в апреле 2015 года до 405 млрд. долларов США в настоящее время.
ВВП страны за отчетный период снизился на 0,2%, что оказалось значительно лучше прогнозов. Спад инвестиций в экономике значительно замедлился с 10,1% в 2015 году до 0,9% в отчетном периоде.
Банк России продолжил проведение денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляция. С учетом все еще высоких, по сравнению с другими странами, темпов инфляции и инфляционных ожиданий, Банк России проводил умеренно-жесткую политику. При принятии решений по изменению ключевой ставки Банк России исходил из приоритета поддержания ценовой стабильности, но при этом обоснованно учитывал возможности российской экономики и необходимость сохранения финансовой стабильности. Дважды в течение года была снижена ключевая ставка, в общей сложности, с 11% до 10% годовых.
Учитывая, что динамика снижения инфляции опережала целевые ориентиры, а также учитывая умеренную волатильность валютном рынке, Комитеты полагают, что снижение ключевой быть осуществлено до однозначных величии.
Комитеты отмечают, что Банку России необходимо в дальнейшем совершенствовать анализ ценовой динамики для денежно-кредитной политики, продолжая использовать наряду с индексом потребительский цен такие показатели, как «трендовая инфляции», дефлятор ВВП и индекс цен производителей, уделяя им необходимое внимание в раскрыта и раскрывая экономический смысл в своих публикациях.
Используя стандартные инструменты управления ликвидностью, Банк России удерживал однодневные ставки по рублевым межбанковским кредитам на уровне, близком к ключевой ставив, что обеспечивало достижение цели по инфляции.
В 2016 году Центральный банк РФ продолжил использование специализированных механизмов для рефинансирования кредитных организаций в целях поддержания тех сегментов рынка, развитие которых в рыночных условиях затруднено. Объем предоставленных в рамках их действия средств увеличен на 142,7 млрд рублей до 324 млрд. рублей при совокупном лимите в 380 млрд рублей.
Правительству России необходимо усилить оценку эффективности применения данных инструментов.
Одним из важных направлений развития системы рефинансирования Банка России должно стать использование современных высокотехнологичных решений для создания условий, помогающих банкам снижать операционные риски и получать экономию за счет автоматизации части выполняемых в настоящее время функций.
Банк России, в соответствии с прошлогодними рекомендациями Комитетов, начал раскрывать информацию о совокупной задолженности нефинансового сектора (в составе материала «Финансовое обозрение: условия проведения денежно-кредитной политики»), что позволяет получать целостную картину об уровне долговой нагрузки в экономике страны и повысить качество макроэкономического планирования. Банк России продолжил сокращение объема предоставления банкам валютной ликвидности на возвратной основе, которые в период угрозы финансовой стабильности доказали свою эффективность. Объем задолженности кредитных организаций по таким операциям за 2016 год сократился примерно вдвое.
Комитеты подчеркивают важность продолжения Банком России комплекса мер по снижению уровня валютизации российской финансовой системы. Приоритетность решения этой задачи также обозначена в Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года, которая была утверждена Президентом России В.В.Путиным 13 мая 2017 года. Это позволит не только снизить уязвимость российской финансовой системы к шокам на внешних рынках, но и проводить более активное смягчение денежно-кредитной политики, не опасаясь рисков увеличения инфляции. Возобновление операций Банка России по пополнению международных резервов при дальнейшем улучшении внешнеэкономической конъюнктуры также будет способствовать повышению устойчивости финансовой системы страны.
Банк России осуществлял управление резервными валютными активами с целью обеспечения оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности. За 2016 год резервные валютные активы увеличились на 12,1 млрд. долларов США. Банк России продолжил последовательно наращивать объемы монетарного золота в составе резервных активов, увеличив его запас на 200,2 тонны до 1582,8 тонн.
В разделе U.2. «Обеспечение устойчивости финансового рынка» впервые систематизирована информация о деятельности Банка России в области макропруденциального и микропруденциального регулирования, имеющая отношение, в отличие от прошлых лет, ко всем институтам финансового рынка. Заслуживает одобрения логика объединения в едином разделе «Регулирование и надзор» схожей по функционалу деятельности Банка России как мегарегулятора в отношении основных участников финансового рынка. Тем самым Банк России дает системное представление о состоянии регуляторной и надзорной работы в отношении кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, субъектов страхового дела, субъектов национальной платежной системы, микрофинансовых организаций, других участников. В области надзора Банк России в 2016 году продолжил политику, направленную на оздоровление банковского сектора, вывод с рынка недобросовестных и нежизнеспособных организаций. В общей сложности количество кредитных организаций сократилось на 110 – до 623 единиц.
В целях своевременного выявления несуществующих либо некачественных активов в кредитных организациях Банк России создал Службу анализа рисков, что является одним из важных элементов по переходу к про активной надзорной политике для выявления проблемных ситуаций на ранних стадиях и более оперативного принятия решений. При этом, одними из основных критериев эффективности такой политики должны стать динамика случаев восстановления финансового положения и нормальной работы кредитных организаций, а также повышение доли и качества реально существующих активов в банках, которые лишаются лицензии, в связи с чем изменения в регулировании должны вводиться Банком России плавно и поэтапно.
В отчетном периоде Банк России приступил к централизации функций банковского надзора, предусматривающей внедрение единых, унифицнрованнных стандартов надзорной деятельности, направленных на повышение эффективности банковского надзора, обеспечение применения риск-ориентированного подхода.
Комитеты поддерживают стремление Банка России к реализации риск-ориентированных принципов при осуществлении банковского надзора, предусматривающих приоритет содержательного подхода над формальным, наличию экономического смысла в действиях кредитных организаций и их клиентов, соразмерности применяемых мер нарушениям и выстраиванию более эффективного капала для диалога с банками. В то же время централизация не должна приводить к дефициту экспертизы на местах, возможности получать консультации со стороны Банка России по сложным •опросам.
Важнейшим изменением стало начало реформы по переходу к пропорциональному регулированию банковской системы. В рамках этой реформы произойдет разделение поднадзорных организаций на банки с базовой и универсальной лицензией, требования к капиталу последних будут увеличены до 1 млрд. рублей. Целью таких изменений заявлено упрощение регуляторных требований к небольшим банкам, с ориентацией их на предоставление услуг малому бизнесу и населению.
Комитеты рекомендуют Банку России не устанавливать для банков с базовой лицензией требование по составлению и представлению отчётности в соответствии с МСФО, а также по осуществлению обязательного аудита, а также провести ревизию нормативно-правовых актов, сократив и упростив отчетность этой категории банков с учетом масштаба их работы и ограничений по проведению операций.
Комитеты считают необходимым подчеркнуть, что проводимые изменения должны быть направлены на стимулирование малых банков к развитию в качестве центров регионального кредитования, а не приводить к их выдавливанию с финансового рынка. В этой связи особого внимания и проработки требуют изменения в нормативно-правовой базе деятельности этой категории банков, предъявляющие к ним более строгие по сравнению с другими кредитными организациями требования. Эти изменения целесообразно осуществлять после формирования практики работы этих банков, на основе экспертизы их влияния на поведение разных клиентских групп этой категории кредитных организаций. Особое значение в этом контексте приобретает и вопрос о введении страхования средств малого бизнеса в таких банках, а также о разъяснении роли и значимости малых банков при проведении информационной политики Балка России.
Аналогичный подход к пропорциональности регулирования Комитеты рекомендуют реализовать в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг и других небанковских финансовых организаций, где также, в зависимости от круга и масштабов операций, для разных организаций может быть предусмотрена разная регулятивная нагрузка. Это позволит обеспечить конкуренцию как внутри каждой отрасли финансовой индустрии так и разных отраслей между собой, а значит развитие финансовой индустрии в целом. В ряде случаев как в рамках реализации принципа пропорциональности, так и независимо от него следует рассмотреть вопрос о снижении регулятивной нагрузки.
Продолжила развиваться практика консолидированного надзора за банковскими и финансовыми группами и холдингами, что, с учетом возможностей Банка России как мегарегулятора, позволило более точно и полно оценивать риски в деятельности таких объединений.
Кроме того, Комитеты полагают необходимым обратить внимание на сложившуюся практику инвестиций средств пенсионных накоплений граждан в активы финансовых групп, связанных с частными негосударственными пенсионными фондами. Такое инвестирование, направленное не на максимизацию будущих пенсий, а на увеличение прибыли акционеров негосударственных пенсионных фондов, по сути, является нарушением прав и законных интересов будущих пенсионеров.
Важной задачей Банка России является поддержание должного уровня конкуренции в секторе банковских и финансовых услуг и недопущение его чрезмерной концентрации. Комитеты обращают внимание, что динамика показателей системно значимых кредитных организаций по итогам 2016 года оказалась значительно выше, чем по банковской системе в целом, что усиливает риски монополизации отрасли. Аналогичные процессы наблюдались и в других сегментах финансового рынка. В этой связи представляется целесообразным рекомендовать Банку России разработать комплекс антимонопольных мер на финансовом рынке.
Банк России с целью совершенствования методики и инструментария по предупреждению банкротства кредитных организаций инициировал изменение механизма финансового оздоровления. Санации по новому механизму предусматривают прямое участие регулятора в капитале санируемых банков, что $ должно способствовать их скорейшему возвращению на конкурентный рынок, а также способно снизить стоимость процедур по их финансовому оздоровлению.
Комитеты указывают, что при принятии решений о целесообразности финансового оздоровления необходимо учитывать социальную и региональную значимость бизнеса, который может прекратить свое существование в случае банкротства кредитных организаций. Одновременно, в связи с закрытием точек продаж и сокращением числа банкоматов крупных банков, сопровождаемым снижением числа небольших региональных банков отмечается снижение доступности банковских услуг в отдельных населенных пунктах и регионах Комитеты считают необходимым рекомендовать Банку России дополнительно изучить данную проблематику и разработатькомплекс мер, направленных на недопущение снижение доступности финансовых услуг на этих территориях.
Серьезную обеспокоенность вызывают случаи фальсификации и уничтожения менеджментом кредитных организаций баз кредиторов и вкладчиков, что может подорвать доверие к банковским вкладам как надежному способу сохранения сбережений. В этой связи Комитеты предлагает рассмотреть возможность введения на добровольной основе личного кабинета вкладчика после подачи им соответствующего заявления, содержащего информацию о его вкладах в различных кредитных организациях, что повысит оперативность выявления подобных схем.
В 2015 году деятельность Банка России по построению эффективной системы контроля и надзора за финансовым рынком вышла на новый уровень. Был утвержден стратегический документ – Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов, содержащий в себе описание планов по развитию всех секторов финансового рынка на среднесрочную перспективу. Текст указанного документа был доработан с учетом замечаний, представленных по итогам его
рассмотрения на парламентских слушаниях в Государственной Думе.
Следует отметить направленность представленного документа на повышение уровня и качества жизни российских граждан, развитие российских компаний и регионов, экономики в целом. Банк России определил мероприятия, реализацию которых необходимо осуществлять для достижения поставленных целей, сгруппировав их в 10 основных направлений. В то яке время документ, имея стратегический характер, по мнению Комитетов, должен быть дополнен детальным планом мероприятий по отдельным сегментам финансового рынка, что позволило бы обеспечить предсказуемость действий регулятора, а следовательно повысить качество стратегического и текущего бизнес-планирования финансовых организаций.
Банк России в 2016 году продолжил проводить масштабные реформы в области регулирования и надзора за всеми сегментами финансового рынка, с целью повышения их устойчивости и прозрачности деятельности. В целом Комитеты считают решение о переходе к единому регулированию финансового рынка оправданным, а его реализацию на данном этапе успешной. При этом задача восстановления инвестиционной активности в стране посредством использования существующих и перспективных инструментов финансового рынка для стимулирования процесса трансформации сбережений в инвестиции является приоритетной.
Продолжилась унификация подходов к правилам и методам регулирования в различных сегментах рынка, при учете их секторальной специфики. Активно внедрялся риск-ориентированный подход и принцип пропорциональной регуляторной нагрузки с учетом системной значимости финансовой организации, развивались механизмы саморегулирования рынка. Регулятору следует уделять повышенное внимание недопущению возникновения в саморегулируемых организациях конфликта интересов. Планируется включение в сферу контроля за финансовым рынком организаций, действующих в области лизинга.
В 2016 году был завершен ряд крупных проектов по формированию полноценной инфраструктуры российского финансового рынка. Была создана национальная перестраховочная компания, завершено формирование системы гарантирования пенсионных накоплений. Однако до сих пор отсутствует решение о введении страхования средств граждан на рынке пенных бумаг, что лишает их гарантий, которые обычно предоставляются индивидуальным инвесторам во всем мире. Такая система страхования не должна защищать от рыночных рисков, однако должна защищать по крайней мере от рисков воровства активов со счетов у профессиональных участников рынка ценных бумаг. Формироваться система страхования инвестиций должна за счет индустрии, привлекающей средства граждан, а распространяться по крайней мере на первых порах – на средства на индивидуальных инвестиционных счетах. Законодательство о страховании инвестиций на ИИС желательно принять до конца следующего года, учитывая приток средств населения на эти счета.
В сегменте страхования, несмотря на общее падение спроса ввиду замедления экономической активности, действующим организациям удалось увеличить объем собранных премий на 15,3%, до 1180,6 млрд. рублей, при сокращении объема совокупный выплат на 0,7%, до 505,8 млрд. рублей.
Для устранения перебоев в реализации страховыми организациями полисов ОСАГО Банком России были установлены требования к заключению договоров ОСАГО в виде электронных документов, доля которых проявила тенденцию к устойчивому росту. С целью усиления борьбы с мошенничеством на рынке ОСАГО были подготовлены поправки в законодательство, установившие приоритет натуральной формы возмещения над денежной, вступившие в силу в 2017 году.
Развитие рынка микрофинансирования потребовало от Банка России введения дифференцированного подхода к регулированию деятельности его участников с их разделением на микрофинансовые и микрокредитные компании, последние при этом лишены права на привлечение средств населения. В 2016 году Банк России ежеквартально рассчитывал и публиковал среднерыночные значения полной стоимости кредитов на рынке микрофинансирования. Комитеты обращают внимание, что при чрезмерно высокой стоимости кредитов, которая в отдельных сегментах рынка достигает 600% годовых, использование услуг финансовых организаций зачастую не улучшает, а ухудшает положение заемщиков, а также стимулирует выдачу заведомо невозвратных ссуд. В этой связи представляется уместным принятие комплекса мер по значительному снижению предельной стоимости кредитов для населения. С другой стороны, приведение размера финансовых требований в разумные рамки позволит создать условия для укрепления финансовой дисциплины клиентов, которая является краеугольным камнем для обеспечения устойчивости финансовой системы.
Вместе с тем в Отчете представлено недостаточно информации о деятельности кредитных кооперативов, в том числе СКПК и КПК. Комитеты рекомендуют Банку России уделять в Отчете больше внимания раскрытию данной информации.
Продолжается системная работа по выявлению организаций, осуществляющих нелегальную финансовую деятельность в отношении физических лиц, с использованием модели автоматизированного надзора. Значительные усилия направляются Банком России на пресечение и предупреждение деятельности финансовых пирамид.
Комитеты рекомендуют Банку России отражать в Отчете информацию о результатах деятельности по возмещению ущерба от действий недобросовестных организаций, связанных с нарушением прав потребителей финансовых услуг.
Большое внимание Банк России уделяет анализу и оценке возможного использования новых финансовых технологий, основанных на применении дистанционных и безбумажных методов, и являющихся драйвером развития современной финансовой индустрии. Кроме того, в соответствии с рекомендациями Комитетов по Годовому отчету за 2015 год, регулятор в 2016 году уделял повышенное внимание обеспечению непрерывности своей деятельности, а также бесперебойной работы ключевой инфраструктуры финансового рынка в любых, даже наиболее сложных условиях, что является оправданным решением в ситуации открытых угроз со стороны ряда стран, а также возрастания рисков и масштабности кибератак в мире.
Была продолжена работа по расширению доступности финансовых услуг, защите прав их потребителей и инвесторов. Обеспечение должного уровня защиты прав потребителей услуг финансовых организаций является важнейшим условием дальнейшего развития всего рынка. На рынке ценных бумаг необходимо введение новой профессии – инвестиционного советника, регулирование которой, по мере роста интереса населения к инвестициям в финансовые инструменты, становится все более важной. Индустрия инвестиционных советников, в том числе независимых инвестиционных советников, должна обеспечить повышение качества принимаемых гражданами инвестиционных решений, резко повысить доступность финансовых инструментов в регионах страны.
Неотделима от решения задачи построения цивилизованного рынка и деятельность по повышению финансовой грамотности населения, которая имеет большую социальную значимость. При активном участии Банка России в 2016 году был разработан и введен в школьную программу курс финансовой грамотности, издаются соответствующие учебные пособия. Продолжена публикация информационных брошюр, посвященных различным аспектам работы на финансовом рынке.
Комитеты рекомендуют расширять такую практику путем подготовки брошюр, которые станут путеводителем на финансовый рынок для населения и предпринимателей, а также повышать доступность баз данных по финансовому рынку, которые должны быть общественным благом.
Значимым событием минувшего года стало начало полноформатной деятельности национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), что способствовало повышению прозрачности работы рейтинговой индустрии, которая нуждалась в переформатировании после введения политически мотивированных санкций со стороны отдельных государств, подорвавших доверие к международным агентствам. В то же время процесс формирования национальной рейтинговой отрасли все еще находится в начальной стадии, пока не сформировано конкурентное поле, на рынке де-факто полноценно действует только одно рейтинговое агентство. В этой связи Комитеты рекомендуют ускорить аккредитацию национальных рейтинговых агентств, включение их рейтингов в контур регулирования и начало их активной работы.
Одним из приоритетных направлений деятельности Банка России продолжает оставаться международное взаимодействие, которое необходимо осуществлять с целью построения более устойчивой, справедливой и эффективной архитектуры мировых финансов, посредством более активного участия в выработке глобальных правил в этой сфере.
В 20)6 году Банк России продолжал работу по развитию платежной системы страны. Была сформирована инфраструктура для обеспечения приема национальных платежных карт «Мир» в масштабе всей страны. Ведется работа по обеспечению возможности их использования за рубежом, а также по подготовке отечественных финансовых продуктов к выходу на международный рынок, в партнёрстве с ведущими иностранными компаниями.
Банк России продолжил политику, направленную на усиление противодействия проведению финансовыми организациями сомнительных операций, осуществляемых с использованием различных схем с ценными бумагами, а также путем завышения стоимости импорта в Россию. В результате объемы незаконного вывода средств за рубеж в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократились в 2,7 раза до 183 млрд. рублей, обналичивания денег в банковском секторе – на 13% до 521 млрд. рублей.
В целях дальнейшего содействия снижению объемов вывода средств за рубеж Комитеты поддерживают предложение Банка России о необходимости активизации совместной работы по выработке предложений, предусматривающих репатриацию займов.
Банк России продолжил реорганизацию структуры внутренних подразделений, в том числе для исключения дублирующих функций и оптимизации их численности. В 2016 году численность персонала Банка России сократилась на 4,7 тыс. единиц, или 8%, до 54,7 тыс. единиц.
Отмечая необходимость данного процесса, Комитеты подчеркивают, что проводимая политика оптимизации расходов, возможная во многом благодаря интенсивному развитию информационных технологий, имеет свои пределы, должна быть технологически и организационно обоснована, не идти в ущерб эффективности работы или создавать риски снижения кадрового потенциала Банка России.
В 2016 году Банк России активно развивал направление работы по проведению экономических исследований, совершенствовал систему прогнозирования и моделирования экономических процессов, зарекомендовав себя в качестве одного из важнейших центров компетенции в России, что позволило финансовым властям страны учитывать достижения современной экономической науки при принятии своих решений. Ряд публикаций и аналитических материалов, подготовленных Банком России, получил широкое освещение в профильной прессе, что указывает на их актуальность и востребованность.
Отчет свидетельствует о большой работе, которую проводит Банк России в области сотрудничества с глобальными международными организациями: БМР (и комитетами БМР), МВФ, Мировым банком, ОЭСР, Группой 20, Советом по финансовой стабильности, Международной организацией комиссий по рынку ценных бумаг, Международной организацией страховых надзоров и др. Несмотря на сохраняющуюся политическую напряженность с развитыми странами, Банку России удается сохранить рабочие, конструктивные отношения с этими структурами и достигать положительных результатов в решении поставленных задач. Большую работу Банк России проводит также по интеграции финансовых рынков в рамках ЕАЭС, по развитию сотрудничества с регуляторами стран СНГ, по развитию связей со странами БРИКС, в первую очередь с КНР.
Комитеты поддерживают стремление Банка России четко следовать принципу информационной открытости, и рекомендуют в соответствии с широкой международной практикой в ближайшее время перейти к раскрытию итогов голосования Совета директоров Центрального банка по важнейшим вопросам его деятельности, а также публиковать особое мнение и аргументацию членов Совета директоров, чья позиция в ходе обсуждения не совладала с итоговой.
Подводя итог рассмотрения Отчета, как важнейшего инструмента повышения информированности экономических агентов относительно процессов, происходящих в российской финансовой системе, и проводимой денежно-кредитной политики, Комитеты рекомендуют Государственной Думе принять к сведению годовой отчет Банка России за 2016 год.

Центральный Банк России напоминает респондентам о порядке представления отчетности в 2019 году. Так, на официальном сайте государственного органа опубликована информация для отчитывающихся организаций — Указание Банка России от 14 декабря 2018 года №5010-У. В нем освещен порядок сдачи формы 1-ПИ и других форм отчетности.

1-ПИ представляют юридические лица всех организационно-правовых форм, являющиеся объектом прямых инвестиций из-за рубежа или осуществляющие прямые инвестиции за рубеж. Они должны быть включены Банком России в специальный перечень респондентов. Проверить, входит ли организация в этот перечень, может любой посетитель сайта, указав на этой же странице ИНН.

«Такском» имеет колоссальный опыт по разработке ПО для онлайн-диалога бизнеса с властью. Сервисы «Доклайнер» и «Онлайн-Спринтер» поддерживают сдачу отчетности в Центробанк в том числе. При этом легко можно как подключить услугу обмена электронными документами с определенными подразделениями госорганов, так и отключить ее.

Поделитесь с друзьями: