Отчет по налогам

Отчетность по транспортному налогу по-новому

С тех пор как функции по разработке и утверждению налоговых деклараций были переданы Минфину, по многим налогам и сборам налогоплательщики уже успели ознакомиться с новыми формами налоговой отчетности в "редакции" финансового ведомства. В этом году очередь дошла и до транспортного налога. В апреле этого года в Минюсте была зарегистрирована форма налогового расчета по авансовым платежам, а Приказом N 65н <1> Минфин утвердил новую форму декларации по транспортному налогу.

<1> Приказ Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".

Эти две формы налоговой отчетности имеют много общего, однако у них есть и отличительные особенности. При этом нет необходимости составлять предварительный расчет суммы налога: рассчитать его можно по ходу заполнения отчетности. О том, как это сделать, а также о других особенностях порядка заполнения и представления налогового расчета и декларации, пойдет речь в данной статье.

Порядок заполнения декларации

Общая структура налогового расчета по авансовым платежам и декларации по транспортному налогу одинакова и включает в себя:

  • титульный лист;
  • разд. 1, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика;
  • разд. 2, в котором производится расчет налога по каждому транспортному средству (ТС).

Все перечисленные разделы обязательны к заполнению. При этом, как и в любой другой налоговой отчетности, для расчета суммы налога сначала заполняют вспомогательные листы (разд. 2), на основании которых составляют итоговый лист (разд. 1). При оформлении налогового расчета и декларации налогоплательщик может руководствоваться инструкциями, которые приведены в Приложении N 2 к Приказам Минфина России N N 48н <2>, 65н.

<2> Приказ Минфина России от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".

Заполнение налогового расчета и декларации предполагает отражение в ней всех показателей, которые группируются таким образом, чтобы по ним можно было рассчитать налог в целом по всем объектам налогообложения. При этом гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ не предусмотрены специальные регистры для расчета транспортного налога в отличие от других налогов. Например, налог на прибыль исчисляется плательщиком по данным налогового учета (аналитических налоговых регистров), исходными данными для расчета НДС являются показатели книги покупок и книги продаж, сумма налога на имущество определяется на основе регистров бухгалтерского учета, а для расчета ЕСН бухгалтер использует индивидуальные карточки сумм начисленных выплат и вознаграждений. Для плательщиков транспортного налога ни Минфин, ни налоговики таких требований не предъявляют. Поэтому бухгалтеру необязательно производить расчет налога в отдельном аналитическом регистре или ином документе. Определить сумму налога к уплате в бюджет можно при заполнении налогового расчета или декларации.

Пример. По состоянию на 01.01.2006 на балансе ООО "Трансинвест" числится:

  • легковой автомобиль ВАЗ-2110 с двигателем мощностью 75 л. с.;
  • грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 — 120 л. с.

В мае 2006 г. ООО "Трансинвест" приобрело и поставило на учет микроавтобус ГАЗ-3221 "Газель" с двигателем мощностью 110 л. с. В июне этого года на легковой автомобиль установлен более мощный двигатель — 100 л. с. В декабре автомобиль угнан.

Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта РФ, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ. При этом для грузового автомобиля установлена льгота, уменьшающая сумму налога на 50%. Все транспортные средства зарегистрированы на территории одного муниципального образования.

Произведем расчет налога за 2006 г. и отразим эти данные в декларации. Начинать следует с отражения информации обо всех объектах налогообложения в разд. 2, данные которого переносятся в разд. 1. В нем отражается общая сумма транспортного налога, которая уплачивается в бюджет.

Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству"

В отличие от прежней формы налоговой декларации <3>, в которой на каждое транспортное средство заполнялся отдельный лист данного раздела, в новой форме разд. 2 указываются все ТС, которые находятся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии у организации ТС на территории нескольких муниципальных образований разд. 2 заполняется по каждому из них. При этом на каждом бланке по строке 010 согласно Общероссийскому классификатору ОК 019-95 <4> указывается код ОКАТО, соответствующий муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС.

<3> Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению". Не применяется начиная с представления налоговой декларации за 2006 г.
<4> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Далее в разд. 2 указываются все данные о ТС:

  • код вида ТС в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации (для легкового автомобиля — 510 04, грузового — 520 01, микроавтобуса — 540 03);
  • идентификационный номер ТС согласно данным документа о его регистрации (VIN);
  • марка ТС, указанная в регистрационном документе (легковой автомобиль — ВАЗ-2110, грузовой — ЗИЛ-5301, микроавтобус — ГАЗ-3221);
  • регистрационный знак ТС.

Все эти данные указываются по коду строки 020 в графах 2 — 5. В графах 6 — 14 отражаются показатели, влияющие на расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Первым из показателей, определяющих сумму транспортного налога, является налоговая база (графа 6). Для автотранспортных средств она определяется в лошадиных силах. Рядом (графа 7) сразу следует проставить единицу измерения налоговой базы по ОКЕИ (для л. с. — 251).

Отметим, в случае замены двигателя в Инструкции к прежней налоговой декларации предписывалось заполнять два листа этого раздела и рассчитывать налог с учетом срока службы каждого из двигателей в налоговом периоде. В Порядке заполнения новой формы этого указания нет, однако правило расчета налога в такой ситуации не изменилось — налог необходимо рассчитать дважды (по каждому двигателю в отдельности), используя не одну, а две строки, в каждой из которых указывается мощность двигателя и информация о сроке его эксплуатации в виде корректирующего коэффициента. Он определяется согласно п. 3 ст. 362 НК РФ как отношение числа полных месяцев эксплуатации каждого из двигателей к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12).

Значения коэффициента при эксплуатации легкового автомобиля в течение 11 мес. (с января по ноябрь):

  • с двигателем мощностью 75 л. с. — 0,42 (5/12);
  • с двигателем мощностью 100 л. с. — 0,50 (6/12) <5>.

<5> Из количества месяцев эксплуатации легкового автомобиля исключен последний месяц года, в котором он угнан. При этом организации необходимо иметь копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту угона.

В отношении иных транспортных средств данный коэффициент рассчитывается исходя из времени их регистрации в течение налогового периода:

  • для грузового автомобиля — 1 (12/12);
  • для микроавтобуса — 0,67 (8/12).

Если на территории субъекта РФ по отдельным транспортным средствам установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока их полезного использования, то организации в графе 8 следует указать количество лет, прошедших с года выпуска ТС. В дальнейшем с учетом этого показателя налогоплательщик сможет скорректировать налоговую ставку. В случае если законом субъекта РФ такая возможность не предусмотрена, в данной графе ставится прочерк, и в графе 10 указывается ставка налога, установленная по каждому ТС.

Для ТС, поименованных в нашем примере, ставка налога составит (ст. 361 НК РФ):

  • для легкового автомобиля — 5 руб/л. с.;
  • для грузового — 8 руб/л. с.;
  • для микроавтобуса — 10 руб/л. с.

Рассчитаем сумму налога, которая указывается в графе 11 разд. 2, умножив налоговую базу (гр. 6) на ставку налога (гр. 10) и коэффициент (гр. 9) по каждому ТС.

По легковому автомобилю сумма налога составит 408 руб. (75 л. с. x 0,42 x 5 руб. + 100 л. с. x 0,50 x 5 руб.), по грузовому — 960 руб. (120 л. с. x 1 x 8 руб.), микроавтобусу — 737 руб. (110 л. с. x 0,67 x 10 руб.).

Графы 12, 13 организация заполняет по тем ТС, по которым применяются налоговые льготы. В частности, для грузового автомобиля нужно указать код 202000 и сумму льготы — 480 руб. (960 руб. / 2).

Итоговое значение подлежащего уплате транспортного налога, которое определяется как разность значений, указанных в графах 11 и 13, отражается в графе 14. Отметим, что в декларации указываются все зарегистрированные ТС, в том числе и те, которые освобождены от налогообложения, — по ним в графе 14 ставится прочерк.

В налоговой декларации разд. 2 будет заполнен следующим образом.

Раздел 2 (фрагмент)

Код ТС Налоговая
база
Коэффициент Ставка
налога,
%
Сумма
налога,
руб.
Код
льготы
Сумма
льготы,
руб.
Налог к
уплате,
руб.
2 6 9 10 11 12 13 14
510 04 75 0,42 5 158 158
510 04 100 0,50 5 250 250
520 01 120 1 8 960 20 200 480 480
540 03 110 0,67 10 737 737

Правила заполнения налогового расчета по авансовым платежам аналогичны порядку заполнения декларации, за исключением того, что коэффициент и сумма авансового платежа рассчитываются по итогам отчетного периода.

С этого года из налоговой декларации исключен разд. 3, который в прошлом году налогоплательщики заполняли по каждому виду транспортных средств отдельно, указывая все ТС (в том числе льготируемые и освобожденные от налогообложения). Поэтому, заполнив разд. 2, можно переходить к разд. 1.

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет"

В нем бухгалтеру нужно указать:

  • код бюджетной классификации (КБК);
  • код ОКАТО;
  • исчисленную сумму налога;
  • сумму авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет;
  • сумму налога к уменьшению.

В отличие от декларации в налоговом расчете указывается только сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Также следует учесть, что расчет по авансовым платежам заполняется не нарастающим итогом с начала года, то есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода суммы, исчисленные за предыдущий налоговый период, не учитываются. Они отражаются по итогам года в налоговой декларации.

Раздел 1, так же как и разд. 2, заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС. При этом в налоговую инспекцию, которой подведомственны несколько муниципальных образований, налогоплательщик представляет только одну налоговую декларацию.

В 2006 г. налогоплательщики транспортного налога в платежных поручениях на перечисление налога согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <6> проставляют КБК 182 1 06 04000 02 1000 110 (стр. 010). Этот же код нужно отразить и в налоговой декларации. Если организация по ошибке отразит в разд. 1 прежний КБК 182 1 06 04011 02 1000 110, который был указан в Приказе Минфина России N 114н <7>, то налоговый инспектор может потребовать внести исправления в налоговую декларацию. Ошибки в налоговой декларации исправляются так: неверное значение соответствующего показателя перечеркивается, после чего вписывается правильное значение и проставляются подписи должностных лиц <8>.

<6> Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".
<7> Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". Утратил силу с 1 января 2006 г.
<8> Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации подписи должностных лиц при исправлении ошибок должны быть заверены печатью.

Сумма исчисленного налога в разд. 1 отражается по коду строки 030. Этот показатель следует взять из графы 14 разд. 2, для чего нужно сложить все значения с соответствующим кодом ОКАТО. Таким образом, сумма исчисленного налога по строке 020 показывается отдельно по каждому муниципальному образованию.

Сдача транспортного налога.

По условиям примера она составит 1625 руб.

В аналогичном порядке заполняются:

  • строка 040, в которой указывается сумма авансовых платежей по транспортному налогу;
  • строка 050, в которой отражается сумма налога, определяемая как разность показателей строк 030 и 040, и которая соответствует разнице между годовой суммой налога и перечисленными авансовыми платежами.

В случае если значение по строке 050 — отрицательная величина (стр. 030 < стр. 040), то по коду данной строки указывается нулевое значение, а в строке 060 — сумма излишне уплаченного в бюджет налога, которая определяется как разность показателей строк 040 и 030.

Все вышеуказанные сведения в разд. 1 в обязательном порядке подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера. В случае отсутствия главного бухгалтера достоверность и полноту сведений может подтвердить бухгалтер или иное лицо, которое составляет декларацию и ведет бухгалтерский учет в организации на договорных началах.

Титульный лист

После того как бухгалтер укажет сумму налога по всем объектам налогообложения, ему следует заполнить титульный лист. Порядок его оформления аналогичен правилам заполнения такого листа в других налоговых декларациях (по налогу на прибыль, налогу на имущество). Однако в титульном листе декларации по транспортному налогу не указывается место ее представления. Это объясняется тем, что согласно гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ налогоплательщик лишен права выбора: отчетность представляется по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). В остальном титульный лист содержит стандартный перечень реквизитов, которые указывает организация в любой налоговой декларации:

  • вид документа ("1" — первичный, "3" — корректирующий);
  • отчетный год, за который представляется отчетность;
  • наименование налогового органа и его код;
  • наименование организации, ее ОГРН, код города и номер телефона налогоплательщика.

В новой редакции налоговой декларации отсутствует страница 2 титульного листа, в которой организации указывали персональные данные по каждому лицу, подписавшему декларацию. Нет ее также и в налоговом расчете по авансовым платежам. Таким образом, как заметит читатель, отчетность по транспортному налогу с этого года значительно сократилась и содержит только те листы, которые необходимы для расчета налога, а также контроля над его исчислением и уплатой.

В заключение рассмотрим отдельные вопросы представления отчетности и ответственности налогоплательщика за нарушение исполнения данной обязанности.

Порядок представления налогового расчета и декларации

Налоговые расчеты по транспортному налогу представляются организациями в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В случае если последний день срока представления отчетности по транспортному налогу приходится на нерабочий день, то можно представить налоговый расчет по авансовым платежам в следующий ближайший за ним рабочий день (Письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 19.01.2006 N 06-07/00952@). Однако в тех регионах, где законодатели не установили отчетные периоды, организации отчитываются только по итогам налогового периода (Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-06-04-04/08).

Срок представления налоговой декларации — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Отметим, налоговые декларации обязаны представлять все организации, за которыми зарегистрированы ТС, даже если последние не являются объектами налогообложения. При этом, как указано в Письме УФНС по Московской обл. от 07.02.2006 N 19-42-И/0127, налоговые декларации представляются в налоговую инспекцию без исчисления сумм налога с указанием кода льготы.

Ответственность за непредставление декларации в срок

Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции по данной статье взимаются в процентном отношении от суммы налога. При этом уплата налога в срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Аналогичный вывод сделан и в Письме МНС России N ШС-6-14/734 <9>. Налоговики также указывают, что моментом обнаружения правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, следует считать день подачи декларации в налоговый орган. Только после этого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции за непредставление налоговой отчетности.

<9> Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 "Об ответственности за нарушение налогового законодательства".

На практике во избежание штрафных санкций многие бухгалтеры, не успев по тем или иным причинам отразить в декларации сведения обо всех изменениях, сдают в налоговую инспекцию имеющуюся декларацию, а потом представляют "уточненку". За это налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, так как срок представления таких деклараций налоговым законодательством не определен.

Налогоплательщики, которые по тем или иным обстоятельствам не представили в срок налоговую декларацию, могут обратиться к ст. 112 НК РФ, в которой указаны обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика. К ним относятся тяжелое материальное положение, совершение правонарушения в силу служебной и иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Признав наличие такого обстоятельства, суд может существенно уменьшить размер штрафа.

И.С.Иванов

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Годовая налоговая декларация

По итогам года каждый сотрудник получает от работодателя выписку, в которой указывается заработная плата, полученная сотрудником по итогам года, а также сумма всех произведенных из нее выплат, в том числе налога на заработную плату (Lohnsteuer). На основании данного документа производиться составление годовой декларации.

В случае, если у человека помимо заработной платы, имеются иные источники доходов в виде вкладов в кредитные учреждения, платежей за сдачу недвижимости в аренду, дивидендов от участия в компаниях и прочее, эти доходы скалываются с суммой годовой заработной платы.

В тоже время, у сотрудника может быть определенный список расходов, которые он может вычесть из своего годового дохода при составлении налоговой декларации. Итоговая сумма, получившаяся при сложении доходов и расходов, подлежит обложению подоходным налогом. Чем выше размер общего дохода, тем выше будет ставка подоходного налога.

В случае, если у работника нет никакого источника дохода, кроме заработной платы его подходный налог будет равен уже произведенным вычетам налога с заработной платы. Однако, указав в декларации источники своих расходов, он тем самым может уменьшить свою налогооблагаемую базу и вернуть себе часть уже взысканных с его зарплаты налогов.

Werbungskosten — это расходы, которые направлены на получение, сохранение и приумножение доходов. По сути это расходы, на содержание рабочего места, осуществление рабочих обязанностей, а также расходы на поиск нового рабочего места в случае утраты старого.

Декларация по транспортному налогу

В них входят:

  • Расходы на транспорт от дома до рабочего места
  • Все приобретения, которые применяются при использовании в работе (рабочая одежда, ее стирка, рабочая литература и прочие используемые в работе вещи)
  • В случае частичного или полного осуществления трудовой деятельности на дому, списанию подлежат затраты на оборудование рабочей комнаты или рабочего места (стол, стул, оргтехника: компьютер или ноутбук, принтер и проч). При этом есть ограничения по стоимости приобретенного имущества. Если цена предмета свыше 410 Евро, его стоимость будет списана постепенно в течение нескольких лет. Затраты на предметы стоимостью ниже 110 Евро могут быть списаны без предоставления чеков.
  • При осуществлении трудовой деятельности на дому списанию также подлежит часть арендной платы за место, в котором располагается рабочий кабинет, затраты на телефонные переговоры, интернет и электричество.
  • Затраты на поиск нового рабочего места (оплата транспорта при поездках на собеседования, печатные материалы используемые на собеседовании: резюме, рекомендации и проч., услуги кадровых агентств по поиску рабочего места).
  • Расходы на оплату курсов по изучению немецкого языка.

Немецким законодательство установлены определенные категории затрат, которые подлежат списанию без предоставления каких-либо доказательств их совершения. Прежде всего это относится к затратам на оплату транспорта от дома до рабочего места. Сумма, которая не требует документального подтверждения в этом случае, составляет 1000 Евро. При заполнении декларации человек имеет право:

  1. списать в составе рабочих расходов со своей налоговой базы сумму в 1000 Евро на транспорт, не представляя доказательства в виде чеков, либо
  2. может запросить к списанию большую сумму, но в этом случае потребуется приложить в качестве доказательств все счета и чеки.

Все остальные затраты в составе Werbungskosten , которые не укладываются в установленную сумму 1000 евро, в любом случае должны подтверждаться чеками.

Годовая налоговая декларация подается в Finanzamt до 31 мая года, следующего за отчетным. В случае, если декларация подается не самостоятельно, а через налогового агента срок подачи продлевается до 31 декабря.

После принятия, пакета документов, может прийти просьба о необходимости представить дополнительные доказательства подтверждения затрат. На это отводится срок в две недели. По итогам оценки присылается заключение с предоставлением информации о том, какие суммы были списаны, а в каких было отказано. На заключение в течение месяца можно подать протест.

Задайте вопрос онлайн-консультанту

Сроки сдачи транспортного налога