Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

О ПЕРЕЧНЕ ОСОБО ЦЕННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 декабря 2009 года N 188-ОЗ

О ПЕРЕЧНЕ ОСОБО ЦЕННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят областной Думой

24 декабря 2009 года

Утратил силу законом Воронежской области от 29.12.2010 N 153-ОЗ НГР ru36000201001557

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Воронежской области

1. Настоящий Закон Воронежской области в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует правоотношения в сфере определения, использования и охраны особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Воронежской области.

2. Действие настоящего Закона Воронежской области распространяется на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Воронежской области, независимо от форм собственности и категорий собственников.

Статья 2. Правовое регулирование правоотношений в сфере определения, использования и охраны особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий

Правоотношения в сфере определения, использования и охраны особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» настоящим Законом Воронежской области, другими законами и иными нормативными правовыми актами Воронежской области.

Статья 3. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

К числу особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий относятся:

1) сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций;

2) сельскохозяйственные угодья учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования;

3) сельскохозяйственные угодья государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;

4) искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными системами и закрытыми осушительными системами;

5) сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно (на пятьдесят и более процентов) превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Статья 4. Использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий

1. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья подлежат использованию исключительно для сельскохозяйственного производства.

Использование таких земельных участков для других целей не допускается.

2. Изменение вида разрешенного использования земельных участков, включенных в перечень ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

3. Перевод земельных участков из состава особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию земель не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

4. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки из состава особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для разработки полезных ископаемых предоставляются в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Статья 5. Формирование и утверждение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий

1. В целях включения в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий (далее — Перечень) или исключения из него земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченный орган ежеквартально направляет письменные запросы в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области, исполнительный орган государственной власти Воронежской области в аграрной сфере и в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области о предоставлении сведений о земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, соответствующих критериям, установленным статьей 2 настоящего Закона Воронежской области.

2. Предложения по включению в Перечень формируются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере имущественных и земельных отношений (далее — уполномоченный орган) на основании сведений государственного кадастра недвижимости, а также предложений исполнительного органа государственной власти Воронежской области в аграрной сфере, в том числе сведений об искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодьях и осушаемых землях с действующими стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.

Сведения о земельных участках, соответствующих критериям, установленным статьей 3 настоящего Закона Воронежской области, в уполномоченный орган в соответствии с действующим законодательством могут предоставляться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области.

3. В соответствии со статьей 6 Закона Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» утверждение Перечня, а также включение земельных участков в Перечень либо исключение из него земельных участков осуществляется правительством Воронежской области.

Статья 6. Ответственность за использование земельных участков, включенных в Перечень, не по целевому назначению

Использование земельных участков, включенных в Перечень, не по целевому назначению влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона Воронежской области

Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ

Из всех существующих категорий земель: земли запаса, земли населенных пунктов, земли промышленности и т.п., только земли сельскохозяйственного назначения непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства.

Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около четверти всей территории Российской Федерации.

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, пруды для разведения рыбы и т.д.

От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны, сельские жители составляют четверть россиян.

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения представляет собой способность грунта удовлетворять потребности культурных растений.

Для поддержания надлежащего качества почвы, должны проводится мелиоративные мероприятия собственниками земель в процессе осуществления их деятельности.

При не использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, как юридическими лицами, так и гражданами, то есть допущении зарастания земельных участков древесно-кустарниковой и сорной травянистой, а так же при нарушении плодородного слоя почвы (произведенного без разрешения уполномоченного органа), как юридические лица, так и граждане привлекаются к административной ответственности. Длительное не использование земель сельскохозяйственного назначения, может привести к изъятию (конфискации) земель у собственника.

Земли сельскохозяйственного назначения могут сокращаться не только в силу воздействия неблагоприятных факторов естественного или антропогенного происхождения, но и в следствии перевода земель в другие категории.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Вот некоторые из них:

  • консервация земель;
  • создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • изменение черты населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или запаса.

В случае изменения категории земельного участка, собственнику земельного участка необходимо обратиться в Единый государственный реестр недвижимости, сообщить о новом статусе земельного участка и в дальнейшем оплачивать земельный налог в соответствии с новой категорией земельного участка.

При не предоставлении сведений об изменении статуса земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости, земельный участок продолжает являться землей сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административная ответственность:

  • ч. 2 . ст.8.7 КоАП РФ – невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель для граждан от 20 до 50 тыс. руб., для должностных лиц от 50 до 100 тыс. руб., для юридических лиц от 400 до 700 тыс. руб.

При проведении работ на участке сельскохозяйственного назначения связанных со строительством, и как следствие, нарушении плодородного слоя почвы предусматривается административная ответственность в размере:

  • ч.1 ст.8.6 КоАП РФ – самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы для граждан от 1 до 3 тыс. руб., для должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб., для юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб. плюс возмещение нанесённого ущерба;
  • ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ – уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления для граждан от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц от 10 до 30 тыс. руб., для юридических лиц от 40 до 80 тыс. руб. плюс возмещение нанесённого ущерба.

Обращаем внимание землепользователей: земли сельхозназначения являются особо ценными естественными ресурсами государства.

В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональном использовании территорий, отведенных для осуществления с/х производства и прочей деятельности с ним связанной. Необходимо учитывать, что земля, как и прочие природные ресурсы, присутствуют в ограниченном количестве. Вместе с этим, она выступает как основной источник продуктов питания населения. Для сохранения и обеспечения восстановления продуктивности почвы должны выполняться соответствующие мероприятия. Однако выполнять их необходимо рационально и грамотно.

С.Ю. Розова, М.С. Сергеева

ЭКОНОМИКА АПК

AGRARIAN-INDUSTRIAL COMPLEX ECONOMY

УДК 332.6

ББК 65.281

Г 12

И.В. Гагай

КАЧЕСТВО ЗЕМЕЛЬ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье исследованы теоретические аспекты качественной и экономической оценки земель сельскохозяйственного назначения; рассмотрено понятие бонитировки земель и применение ее показателей при экономической оценке земель; приведены принципиальные различия двух методик кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения; определены основные показатели, которые необходимо использовать для определения эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций с учетом качества земель.

Ключевые слова: эффективность функционирования, качество земель, оценка земель сельскохозяйственного назначения, урожайность, стоимость валовой продукции, окупаемость затрат, дифференциальная рента, кадастровая стоимость земли.

I.V. Gagay

Applicant for Candidate’s Degree of Finance Department, Kuban State Agrarian

University, Krasnodar. Ph.: (953)101-59-64, e-mail: ivgagay@yandex.ru

LAND QUALITY AND FARMLAND VALUATION METHODS

Качество земель в системе эффек- растений, понимая, что на последнюю

тивного функционирования сельско- влияют не только способы обработки

хозяйственных организаций занимает земли и погодные условия, но и осо-

одно из лидирующих позиций. бенности самой земли. Еще в XVI в.

Важнейшим свойством земель, ис- на Руси земли делили на «худые»,

пользуемых в сельском хозяйстве, яв- «средние» и «лучшие», ляется их плодородие. С давних времен Развитие учения о плодородии почв

человечество оценивало землю, пре- связано с именем В.Р. Вильямса, кото-

жде всего, с точки зрения урожайности рый детально исследовал формирова-

ние плодородия почвы в ходе природного почвообразования. На этом этапе плодородие получило название «природное» или «естественное». Естественное плодородие — это способность почвы обеспечивать растения необходимыми элементами произрастания. В результате производственной деятельности человека естественное плодородие переходит в эффективное или экономическое, которое измеряется урожайностью культур. В общем плодородие почв можно охарактеризовать как способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла и благоприятной физико-химической средой для нормального роста и развития.

Влияние качественных характеристик почв на урожайность сельскохозяйственных культур бесспорно. В свою очередь, от урожайности зависит выход валовой продукции, также качество почв влияет на производственные затраты, а соответственно и на прибыль сельскохозяйственных организаций. Помимо этого, качество почв влияет на величину земельной ренты, на стоимость земельного участка, земельный налог, арендную плату и т.д.

Разработкой научного метода, основанного на качестве почв, в России занимался В.В. Докучаев в 1890-х гг. Ученый считал, что «естественная правоспособность почв есть главнейший и основной фактор ценности и доходности земли, поэтому и должен служить главным основанием исследования других факторов» и что «…изучение правоспособности почв является почти единственно возможным способом для определения относительной ценности земель» .

Под естественной правоспособностью почв понимаются их природные качества как наиболее объективные и верные показатели бонитета. В.В. Докучаев стал основоположником бонитировки почв, целью которой является определение числом и мерой относительного достоинства почв по их плодородию применительно к отдельным видам сельскохозяйственных растений.

Бонитировка — это сравнительная оценка качества почв по плодородию при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия .

При выполнении работ по бонитировке почв за объект оценки принимается почвенная разновидность. Критериями бонитировки почв являются их природные диагностические признаки и признаки, приобретенные в процессе длительного окультуривания, влияющие на урожайность основных зерновых, технических и других культур, а при бонитировке кормовых угодий — влияющие на продуктивность сенокосов и пастбищ .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время проведения работ по определению качества земель необходимо правильно выбрать ведущие диагностические признаки, коррелирующие с урожайностью, к числу которых можно отнести запасы гумуса, мощность гумусового горизонта, процентное содержание гумуса, физической глины и ила в почве, механический состав, валовые запасы азота, фосфора и калия в почве, кислотность и т.д. Для каждого земельно-оценочного района имеется своя специфика и набор показателей, которые установлены на основании данных об урожайности сельскохозяйственных культур, всестороннего изучения почвенного покрова, определения влияния отдельных факторов почвы на урожайность сельскохозяйственных культур. Для каждой почвенной разновидности определяется почвенный балл по свойствам, наиболее тесно коррелирующим с урожайностью, составляется шкала бонитировки в относительных показателях (баллах).

Основной является шкала по свойствам почв, также применяется шкала по урожайности сельскохозяйственных культур.

Баллы почвенных разностей по определенным диагностическим признакам рассчитываются по формуле:

Б = х 100, (1)

П

тах

где Б — балл почвы по определенному признаку;

Пф — фактическое значение этого признака данной почвенной разновидности;

П — максимальное значение это-

тах

го признака в совокупности почв.

Для каждой почвенной разновидности определяется среднегеометрический почвенный балл по формуле:

Б = ../Б, хБ, х…Б , (2)

ср.геом. \/1 2 п>

где Б — баллы почвенных разновидностей по определенным признакам.

Для определения совокупного почвенного балла в среднегеометрический почвенный балл вводятся понижающие поправочные коэффициенты за специфические признаки почв (эро-дированность, переувлажненность, засоленность) .

Почвенный балл — не единственный фактор, влияющий на продуктивность земель. Продуктивность земель оценивается по баллу «нормальной» урожайности, определение которой впервые ввел В.В. Докучаев. «Под нормальной урожайностью подразумевается такая величина урожаев, которую приносили бы пахотные земли данной местности или данного почвенного разряда при условии применения к ним одинаковых средних условий обработки» . Другими словами, «нормальная» урожайность — это урожайность, которую должно получить хозяйство на конкретных почвах при среднекраевом уровне агротехники. Урожайность отражает качество земли лишь при условии равенства прямых производственных затрат на ее получение, поэтому при экономической оценке земель применяется «нормальная» урожайность, для расчета которой в каждой сельскохозяйственной организации осуществляется сбор информации о климатических, производственно-экономических показателях и почвах. Данные о почвах получают из материалов почвенных и геоботанических обследований; экономические показатели, такие, как посевная площадь, валовой сбор сельскохозяйственных культур, производственные затраты, состав основных фондов, получают из годовых экономических отчетов организаций.

В результате множественного корреляционно-регрессионного анализа почвенных, климатических и экономических факторов формирования урожая по уравнению регрессии рассчитывают «нормальную» урожайность сельскохозяйственных культур. На основании данных о «нормальной» урожайности составляется шкала оценки в относительных величинах (баллах) по 100-бальной системе. Баллы бонитета по «нормальной» урожайности — это относительная величина, свидетельствующая об эффективном плодородии почв применительно к конкретной культуре в характерных климатических условиях при среднекраевой ре-сурсообеспеченности и среднем уровне использования этих ресурсов .

Таким образом, бонитировка почв предшествует экономической оценке земель. Бонитировка устанавливает относительную пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур, по диагностическим признакам почвенные разности объединяются в агропроизводственные группы почв, которые, в свою очередь, подлежат экономической оценке.

Экономическая оценка — это оценка качества земли как средства производства сельскохозяйственной продукции.

Экономическая оценка проводится по двум направлениям: частная и общая. Частная оценка — это оценка земель по эффективности возделывания отдельных сельскохозяйственных культур. Общая экономическая оценка земель предусматривает определение объективных показателей плодородия и показателей, которые характеризуют эффективность использования земли при достигнутом уровне интенсивности земледелия. Основными показателями общей оценки являются:

— продуктивность земель по видам угодий, вычисленная по выходу валовой продукции растениеводства в кадастровых ценах (стоимость валовой продукции);

— окупаемость затрат;

— дифференциальный доход.

Основными показателями частной

оценки являются:

— урожайность основных сельскохозяйственных культур;

— окупаемость затрат;

— дифференциальный доход.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для получения указанных экономических показателей используют два основных показателя — урожайность сельскохозяйственных культур и затраты на их выращивание. Все другие показатели являются производными от них.

Стоимость валовой продукции на единицу площади определяется по формуле:

СВП = УнормхКц, (3)

где СВП — стоимость валовой продукции, руб./га;

Унорм — нормальная урожайность, ц;

Кц — кадастровая цена, руб./ц

Кадастровая цена рассчитывается по формуле:

Кч=СпхПп, (4)

где Сп — себестоимость производства конкретного вида продукции, руб./ц.;

Пп — размер прибавочного продукта, руб./ц.

Окупаемость затрат определяют, используя следующую форму:

03=^-, (5)

Пв

где Зм — материальные затраты на 1га земли, руб.;

Пв — стоимость валовой продукции по кадастровым ценам, руб./га.

Окупаемость затрат является связующим звеном между валовым продуктом и дифференциальным доходом. Дифференциальный доход соответствует суммарной дифференциальной ренте (I+II) и выражает общую величину экономического эффекта использования земель с одновременным учетом их ка-

чества и уровня интенсивности земледелия и рассчитывается по формуле:

ДД = Пв хё, (6)

где (1 — удельный вес дифференциального дохода в валовом продукте и определяется по формуле:

d =

0,-1,35

о, !

(7)

где 1,35 — коэффициент размера прибавочного продукта .

Первоначально проблема ренты возникла в земледелии и ее изучением занимались Дж. Локк, Д. Норис, А. Тюрго. Детально вопрос о дифференциальной ренте впервые был раскрыт в трудах Д. Рикардо. Вопросами формирования земельной ренты посвящены труды К. Маркса и Ф. Энгельса, Н.Г. Чернышевского.

В трудах «Начала политической экономии и налогового обложения» Риккардо с позиции трудовой теории стоимости сумел дать характеристику дифференциальной ренты. Он писал: «Не потому хлеб дорог, что платится рента, а рента платится потому, что хлеб дорог» . Тем самым он пытался доказать, что рента не удорожает сельскохозяйственные товары и отрицал существование абсолютной ренты. Риккардо подтверждал факт существования средней прибыли и факт цены производства, считал, что стоимость и цена товаров сельскохозяйственного производства определяются затратами труда на их производство при наихудших условиях. Таким образом, фермеры на средних и лучших землях получают добавочный доход, который является разницей в издержках производства на худших землях и конкретном участке. Рикардо считал, что самые худшие участки не приносят ренты. Он рассматривал дифференциальную ренту в качестве избытка над средней прибылью, как некую добавочную прибыль, приносимую капиталами, работающими в лучших условиях.

Существование дифференциальной и абсолютной ренты К. Маркс изложил в третьем томе «Капитала». Маркс писал: «Рикардо прав, утверждая,

что рента никогда не входит в цену издержек. Но, с другой стороны, он не прав, так как доказывает это не путем различия между ценой издержек и стоимостью, а отождествляя их». По Марку, абсолютная рента — это рента, имеющаяся на всех, без исключения, участках земли. Она появляется как разница между стоимостью сельскохозяйственной продукции и ее ценой производства: первая выше последней. В экономической науке теория абсолютной земельной ренты была новым словом, путь ее обоснования оказался для Маркса противоречивым. По поводу дифференциальной ренты Маркс писал, что она «не представляет в теоретическом отношении никаких трудностей. Она — не что иное, как добавочная прибыль, существующая в любой сфере промышленного производства для любого капитала, действующего в условиях выше средних» .

Со временем значение ренты для экономического развития сельского хозяйства не только не уменьшилось, а наоборот — увеличилось.

В настоящее время в самом простом понимании земельная рента — это форма экономической реализации собственности на землю. Различают абсолютную, дифференциальную и монопольную ренту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сначала рассмотрим ренту, которую получают все собственники земли независимо от ее качества, местоположения и производительности дополнительных вложений. Такую ренту Н.Г. Чернышевский называл «праздной», а К. Маркс — абсолютной. Возникновение абсолютной ренты обусловлено наличием частной собственности на землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью.

Монопольная рента образуется на землях ограниченного наличия и исключительного качества, на которых возделывают уникальные культуры.

В результате разницы между общественной стоимостью товара, определяемой издержками производства на относительно худших землях,

и стоимостью его на средних и лучших землях образуется дифференциальная рента, которая делится на две формы: дифференциальную ренту I и II.

Дифференциальная рента I образуется вследствие различий естественного плодородия земли и может быть получена только со «средних» и «лучших» земель, на землях «худшего» качества дифференциальная рента I равна нулю. Основное условие ее образования — это более высокое плодородие земель и лучшее местоположение земельного участка по отношению к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции, транспортным развязкам и т.д.

Дифференциальная рента II — это разница между общественной и индивидуальной ценой производства. Она образуется вследствие дополнительных вложений капитала и труда в земельные участки и повышения их экономического плодородия. Дифференциальную ренту II можно получить с земельного участка любого качества.

Таким образом, земли «среднего» и «лучшего» качества дают ее владельцу, наряду с абсолютной и дифференциальной рентой II, еще и дифференциальную ренту I.

Дифференциальная рента занимает центральное место в алгоритме определения кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Работы по проведению массовой кадастровой оценки земельных участков на территории России начались с принятием постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель». Одной из целей кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий является нахождение и изменение величины дифференциальной ренты на землях различного качества и местоположения.

Первый этап работ по государственной кадастровой оценке проводился в соответствии с «Методикой государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации», утвержденной Госкомземом России 11 мая 2000 г. Целью работ являлось определение средней кадастровой

стоимости гектара сельскохозяйственных угодий субъектов РФ и разработка базовых нормативов для оценки земель внутри субъекта РФ.

В июле 2005 г. приказом №145 Минэкономразвития были утверждены «Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения».

Все земли, входящие в состав категории земель сельскохозяйственного назначения, были разделены на шесть групп, выделяемых по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве:

I группа — сельскохозяйственные угодья;

II группа — земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;

III группа — земли под замкнутыми водоемами;

IV группа — земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;

V группа — земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

VI группа — земли, пригодные под оленьи пастбища .

После проведения основных работ II тура кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения постоянно ведутся споры о несовершенстве данной методики, о том, что кадастровая стоимость не отражает истинную ценность земель. О необходимости корректировки методики государственной кадастровой оценки земель сельско-

хозяйственного назначения отмечают многие ученые и оценщики страны. В результате дискуссий 20 сентября 2010 г. приказом Министерства экономического развития №445 были утверждены новые Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. К основным недостаткам методики №145 относят следующие моменты:

1) использование фактической урожайности сельскохозяйственных культур вместо потенциальной («нормальной»);

2) не учитываются климатические условия, одна и та же почва в различных климатических условиях имеет различную продуктивность, разную оценку;

3) не учитывается пригодность земель под различные культуры и ассортимент возделываемых культур.

4) не учитывается уровень затрат на выращивание культур и поддержание плодородия почв;

5) игнорируется прибыль предпринимателя, в методических подходах не учтено, какая часть прибыли приходится на бизнес, а какая на землю.

6) единый для всех субъектов Российской Федерации коэффициент капитализации.

Н. Фомин и П. Сапожников считают, что перечисленные выше недостатки методических указаний приводят к несоответствию значений кадастровой стоимости земель и данных при-родно-сельскохозяйственного районирования. Одни и те же черноземы с близкими свойствами, находящиеся в Орловской области (Троснянский район) и в Ульяновской области (Ин-зенский район) при одинаковых баллах бонитета почвы (55), одинаковых технологических свойствах и местоположении имеют кадастровую стоимость, различающуюся почти в два раза .

Вопросам совершенствования методики кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения был посвящен научно-практический семинар «Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного

назначения — III тур», прошедший 14—18 февраля 2011 г. На семинаре присутствовали специалисты ФГУП «Госземкадастрсъемка» — ВИСХАГИ», ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», ФГУП «ФКЦ «Земля», ОАО «РКЦ «Земля», ООО «Бюро оценки консалтум», ООО «ЛАИР», ООО «Информационно-аналитическое бюро», ООО «Центр «Эксперт», ООО «Сибирский научный центр «Экопрог-ноз», ООО «Консалтинговая группа «Эксперт» и ООО «РФК «Стратегия» из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Смоленска, Казани, Уфы, Йошкар-Олы, Краснодара, Нальчика, Омска, Новосибирска, Хабаровска. Наиболее детально участниками рассматривались вопросы определения коэффициента капитализации, прибыли предпринимателя, затрат на поддержание плодородия почв, цен реализации продукции, использования почвенных материалов .

Новые методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения разработаны в соответствии сп. 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. №316. При этом состав групп земель сельскохозяйственного назначения в методических рекомендациях №145 и №445 существенно разнится. Меняется не только методика, но и порядок определения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными принципиальными различиями методик являются:

— использование показателей нормативной продуктивности и нормативных затрат на основе технологических карт вместо анализа статистических

данных за последние годы об урожайности культур и затратах на их возделывание;

— не учитывается абсолютная земельная рента и, как следствие, нет минимальной кадастровой стоимости земель;

— предусматривается учет севооборотов;

— отсутствует учет и оценка местоположения земельных участков.

В настоящее время работы по проведению III тура кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения приостановлены из-за отсутствия финансирования. На территории России применяются удельные показатели кадастровой стоимости, определенные в соответствии с методическими рекомендациями №145. Делать вывод о том, какая из методик лучше можно будет после получения результатов, потому что действующие удельные показатели кадастровой стоимости земель не в полной мере охватывают качественные характеристики почв и вопрос получения достоверных результатов оценки земель сельскохозяйственного назначения остается нерешенным и дискуссионным.

Таким образом, наши исследования показали, что при определении эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций с учетом качества земель необходимо использовать следующие показатели экономической оценки земли: совокупный почвенный балл, «нормальная» урожайность, балл бонитета по «нормальной» урожайности, структурный (общий) балл пашни, средневзвешенный балл пашни, стоимость валовой продукции на единицу площади, окупаемость затрат, условный чистый доход, структурный балл севооборота, структурный балл земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка .

Примечания:

1. Докучаев В.В. Избранные сочинения: в 3 т. Т. 2. М.: Сельхозгиз, 1949. С. 345.

2. Дегтярев И.В., Голубев И.Ф., Панфилов А.Т. Государственный учет земель и их качественная оценка. М.: Колос, 1973. 175 с.

3. Путянис А.П., Сорокин Н.И. Оценка земель района: метод, указ. Краснодар: Изд-во КубГАУ, 1996. 32 с.

4. Докучаев В.В. Сочинения: в 9 т. Т. 6. М.; JL: Изд-во АН СССР, 1951. С. 293.

5. Чешев A.C., Фисенко И.П. Земельный кадастр: учеб. для вузов. М.: ПРИОР, 2000. 368 с.

8. Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения: Приказ Минэкономразвития РФ №145 от 04.07.2005 // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл с экрана.

9. . URL: http://smao.rU/ru/magazine/2010/03/5.html

10. 16-18 февраля 2011 г. состоялся научно-практический семинар «Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения» — III тур. URL: http:// www. kadastr-ocenkanp.ru/news/9 7 /1121/

11. Керашев А.А., Мокрушин А.А. Основные проблемы и направления развития распределительных отношений в вертикально-интегрированных агропромышленных корпорациях // Бизнес в законе. 2009. №3.

1. Dokuchaev V.V. Selected works. Vol. 2. M.: Selhozgis, 1949. P. 345.

4. Dokuchaev V.V. Works. V.6. M.-L.: Academy of Sciences USSR, 1951. P. 293.

5. Cheshev A.S., Fisenko I.P. Land cadaster: textbook for high schools. M.: Publishing house «PRIOR», 2000. 368 pp.

6. Ricardo D. The Beginning of political economy and taxation // Anthology of economic classics: in 2 vol. V.l. M.: Econov, 1991. P. 437.

The DairyNews — ежедневные новости молочного рынка.
The DairyNews — крупнейшее издание молочного рынка РФ и одно из крупнейших специализированных СМИ мировой молочной отрасли. The DairyNews — является влиятельным, авторитетным и независимым средством массовой информации, ежедневно публикующим десятки новостей о состоянии молочной промышленности России и мира.
Читательская аудитория The DairyNews превышает 1 млн. уникальных посетителей, которые за год делают более 4,5 млн. просмотров. Количество подписчиков, ежедневно получающих новости на русском и английском языках составляет более 7 тыс. человек.
Редакция The DairyNews следует принципам открытости, доступности и независимости — вся информация о молочном животноводстве и молочной индустрии, а также о деятельности предприятий — игроков молочного рынка всегда является полностью доступной и бесплатной для читателей.
С 2014 года в рамках The DairyNews развивается независимая аналитическая площадка — Центр Изучения Молочного Рынка. Ключевыми аналитическими продуктами Центра Изучения Молочного Рынка The DairyNews являются: 1. Молочная карта России, аккумулирующая оперативную и ежедневно обновляемую информацию о предприятиях молочной отрасли России. 2. Карта Дефицита Молока — ежегодный аналитический продукт, целью которого является определение уровня самообеспеченности регионов Российской Федерации. 3. Бюллетень «Молочная Индустрия России» — аналитический справочник, основанный на официальных статистических данных ведомственных структур, а также данных корпоративных источников.
The DairyNews — организатор ряда наиболее значимых событий на молочном рынке России, таких, как Ежегодный Летний Молочный Саммит и Всероссийское Движение «Дорогу Молоку!». Кроме того, The DairyNews сформировал ряд информационных обучающих площадок, где проводятся обучение и обмен российскими и зарубежными производственными практиками — Школа Силоса, Школа Молодняка, Школа Здоровья, серии семинаров «Как Построить Молочный Завод».
The DairyNews является признанным экспертом на мировом рынке молока и выступает партнером или членом таких международных организаций и мероприятий, как IDF, IFCN, WDS, EuroTier, MilkPoint и другие.

Номер свидетельства о регистрации СМИ: ФС № 77-76853