Оптимизация страховых взносов

Почему существует 2 вида правил для возврата (зачета) взносов?

В настоящее время практически все виды страховых взносов (кроме платежей на страхование от несчастных случаев) подчинены положениям НК РФ, в котором имеется не только отдельная глава, посвященная этим начислениям, но и отсылки к взносам во всех общих правилах работы с налоговыми платежами (ч. 1 НК РФ). Поэтому возврат (зачет) страховых взносов проводится по алгоритмам, применяемым при аналогичных процедурах для налогов и сборов (ст. 78, 79 НК РФ).

Подробнее о возврате (зачете) налогов читайте .

Однако эти правила для взносов имеют свою специфику, обусловленную тем, что:

  • взносы, уплачиваемые после 2016 года, по-прежнему платятся раздельно по фондам;
  • взносы, поступающие в ПФР, учитываются персонифицированно;
  • в течение 2017–2019 годов (переходный период) может возникать вопрос о возврате взносов, перечислявшихся туда по правилам, действовавшим до 2017 года.

Вместе с тем «несчастные» взносы остались в ведении ФСС и по-прежнему подчиняются положениям закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Поэтому в вопросах возврата переплаты по этим страховым взносам в 2020 году придется руководствоваться ст. 26.12 и 26.13 этого документа.

Зачет (возврат) взносов по правилам НК РФ и ФСС

В НК РФ вопрос зачета (возврата) взносов решен просто. К нему относятся все аналогичные положения, действительные для налогов и сборов, но введены дополнения, учитывающие специфику взносов:

  • зачесть переплату можно в счет будущих платежей только по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
  • вернуть нельзя ту переплату, которая отразилась в отчетности, поданной в ПФР, и уже учтена за конкретными застрахованными лицами (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ);
  • возврат при наличии долгов по пеням и штрафам по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными, будет осуществлен за вычетом суммы имеющейся задолженности (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Обращаться за возвратом взносов, перечисленных в бюджет после 2016 года, нужно в налоговую службу.

Вопрос о взносах, относящихся к переходному периоду, решен законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ, устанавливающим, что решение о возврате таких сумм будут принимать сами фонды (п. 1 ст. 21 закона № 250-ФЗ, письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-15-05/19760, ФНС от 25.09.2017 № ГД-4-11/19256@). Туда и нужно обращаться с заявлением. По взносам, возвращаемым из ФСС, заявление можно подать как в фонд, так и в налоговую.

ВАЖНО! Вернуть по заявлению можно взносы, которые переплатили не более трех лет назад (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Если срок пропущен, можно попытаться сделать возврат через суд.

Подробнее об этом см. .

О том, какие сроки установлены для возврата переплаты из ПФР, читайте в этом материале.

Как уточнить платеж по пенсионным взносам, узнайте .

Правила возврата «несчастных» взносов в законе № 125-ФЗ с 2017 года выделены в отдельные статьи, содержание которых в основных моментах дублирует правила, применяемые к налоговым платежам (т. е. положения ст. 78 и 79 НК РФ). Заявление о возврате таких взносов надо направить, соответственно, в ФСС.

Письмо на возврат страховых взносов — бланк

Таким образом, в 2020 году возврат переплаты по взносам производится через:

  • ИФНС по согласованию с фондом — в части взносов, уплачиваемых с 2017 года;
  • сам фонд — в отношении взносов, уплаченных до 2017 года (в 2020 году это придется делать через суд, т. к. трехлетний срок на возврат будет пропущен);
  • ФСС — в части «несчастных» взносов вне зависимости от периода их уплаты.

Для обращения в любую из инстанций плательщику взносов требуется подать заявление на своем особом бланке, каждый из которых можно скачать на нашем сайте.

Для составления заявления в ИФНС надо использовать форму документа, содержащуюся в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Сейчас она используется в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

Скачать форму

В ПФР (в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных до 2017 года) обращение следует составить по формам 23-ПФР (если взносы были переплачены) или 24-ПФР (если имело место излишнее взыскание), утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п.

Скачать форму

Скачать форму

При обращении за возвратом в ФСС будет использована форма 23-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457.

Скачать форму

Итоги

Сейчас возврат страховых взносов (кроме «несчастных») подчинен правилам, установленным НК РФ, и происходит через обращение в ИФНС. Аналогичные по основным положениям правила введены в закон 125-ФЗ, посвященный «несчастным» взносам, которые продолжает курировать ФСС. Возврат взносов, переплаченных до 2017 года, осуществляют сами фонды, получавшие эти взносы. То есть в период 2017–2019 годов существуют 3 инстанции, способные сделать возврат, и в каждую из них заявление о возврате придется составить по своей особой форме. С 2020 года таких инстанций две: ИФНС и ФСС (по взносам на травмтизм).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

УДК 349.314.5 ББК Х404.213.3

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

А.В. Боброва, д.э.н., профессор ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный

исследовательский университет)» E-mail: ms.Bobrova_AV@mail.ru

В.С. Климонова, студент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

E-mail: viktoriya.klimonova.96@mail.ru

Аннотация

Страховые взносы на обязательное страхование в условиях экономического кризиса являются залогом социальной политики государства, но чрезмерные тарифы снижают активность бизнеса. Текущие законодательные изменения не решили всех проблем со страховыми взносами. Для плательщика в условиях ужесточения контроля и роста тарифов актуальными становятся вопросы оптимизации взносов. Авторы выделяют проблемы управления страховыми взносами и предлагают легитимные меры по снижению платежной нагрузки бизнеса. Выявлены резервы и условия для разработки и применения схем оптимизации страховых взносов.

Ключевые слова: тарифы, страховые взносы, обязательное страхование, оптимизация, налоговые органы, самозанятое население.

В последние годы в открытой печати появился ряд работ, сигнализирующих о нарастающих проблемах формирования доходов внебюджетных фондов. В качестве основных из них выдвигались отсутствие единого подхода при формировании бюджета и внебюджетных фондов1, неэффективное управление собранными средствами со стороны внебюджетных фондов2, высокие временные затраты плательщика на предоставление отчетности, игнорирование единой природы налогов и страховых взносов3, несовершенство законодательства по страховым взносам4.

Законодатели не менее активно занимались вопросами поступления страховых взносов на обязательное страхование государству. Все эти усилия привели к кардинальным изменениям в управлении страховыми взносами. В качестве приоритетной цели выступает формирование накопительной части пенсии самим работником с отчислением до 6% заработной платы и формированием индивидуального пенсионного капитала5. Вместе с тем осталось множество нерешенных вопросов по распределению полномочий в сфере обязательного страхования, по процедуре перехода на новую систему управления страховыми взносами, по информированности плательщиков, полноте и точности формирования законодательства по страховым взносам. Особое значение эти вопросы приобрели для различных категорий плательщиков взносов в зависимости от организационной формы, применяемых режимов налогообложения, наличия или отсутствия льгот. К сожалению, воспользоваться прямыми льготами для подавляющего большинства плательщиков не представляется возможным из-за их специализированной направленности и завышенных критериев применения льгот, установленных государством6. Целесообразно разработать рекомендации по расчету и уплате страховых взносов именно с позиции плательщика, т. к. в условиях экономического кризиса его совокупная платежная нагрузка со стороны государства возрастет. Необходимость оптимизации страховых взносов подтверждается исследованиями отдельных ученых7. При этом применяемые плательщиком схемы снижения взносов должны

быть легитимны, в противном случае штрафные санкции перекроют финансовые выгоды

о

плательщика8.

Учет страховых взносов на обязательное страхование исключительно в рамках Консолидированного бюджета РФ может потерять свою актуальность с 2017 г. в связи с передачей полномочий по их администрированию налоговым органам. Этот вопрос еще не обсуждается в открытой печати, но проистекает из смены статуса страховых взносов. За внебюджетными фондами останется только учетная функция, если страховые взносы будет аккумулировать федеральный бюджет. Пока неясно, каким образом произойдет уменьшение объема отчетности для плательщика, декларируемое государством, т. к. она теперь будет иметь, как минимум, два направления: в налоговые органы и во внебюджетные фонды.

Страховые взносы являются залогом реализации социальной политики государства, поэтому в условиях экономического кризиса оно предпринимает меры по консолидации и обеспечению прироста взносов. Довольно значительная доля страховых взносов в Консолидированном бюджете РФ дополнительно увеличивается от года к году из-за роста фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей и отмены льгот (таблица 1).

Таблица 1 — Поступления страховых взносов на обязательное страхование в консолидированный бюджет РФ9

Год

201 4 2015

абсолютное значение, млрд руб. доля в доходах, % абсолютное значение, млрд руб. доля в доходах, % прирост

абсолютный, млрд руб. относительный, %

5 035,7 18,81 5 636,3 20,94 600,6 11,93

Данные о поступлении страховых взносов государству различаются по источникам официальной информации. По отчетности Министерства финансов РФ в 2015 г. сумма поступлений составила 5 947,5 млрд руб.10 Причина расхождения данных неясна. В этом случае относительный прирост увеличится до 18,11%.

Принципиальным изменением в области страховых взносов на обязательное страхование с 2017 г. станет передача полномочий по их администрированию налоговым органам. Заявленной целью указанной меры служит снижение административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, а также за счет оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.

Тарифы страховых взносов на обязательное страхование остаются высокими и имеют тенденцию к дальнейшему росту (таблица 2).

Таблица 2 — Тарифы страховых взносов на обязательное страхование на 2017 г.11

Категория плательщика Тарифы страховых взносов на обязательное страхование

пенсионное социальное медицинское Итого

основной дополнительный

Организация 22% (0-8)% 5,1% 2,9% (30-38)%

Индивидуальный 22% (0-8)% 5,1% 2,9% (30-38)%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предприниматель (работники)

Индивидуальный 23 400 — — 4 590 27 990

предприниматель, руб. РУб. РУб.

самозанятое

население

Дополнительно установлены следующие условия установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 2017 г.

1. Для периода 2017 г. установлены специальные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 26%.

2. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом средней заработной платы в РФ, увеличенной в 12 раз, с учетом повышающего коэффициента 1,9.

3. Тариф 22% применяется в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

4. Свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется ставка 10%.

5. Для отдельных категорий плательщиков и в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу отдельных физических лиц применяются пониженные страховые взносы на обязательное страхование.

6. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на отдельных видах работ, устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 9% и 6%. В зависимости от класса и подкласса условий труда дополнительные тарифы для юридических лиц устанавливаются в диапазоне (0-8)%.

7. Фиксированный размер страховых взносов на обязательное страхование установлен для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам.

8. При превышении суммы годового дохода у самозанятого населения в 300 000 руб. выплачивается дополнительно 1% от суммы годового дохода, уменьшенного на 300 000 руб., но не более 163 800 руб.

9. Тарифы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются в размере (0,2-8,5)% в зависимости от класса профессионального риска. Начисление и уплату указанных тарифов будет контролировать Фонд социального страхования РФ.

В результате обобщения и анализа изученных материалов были выявлены следующие проблемы в области регулирования страховых взносов:

1. Несмотря на значительную долю страховых взносов, поступающих в консолидированный бюджет РФ, и ее увеличение от года к году, государство не может в полной мере реализовать меры социальной политики в условиях экономического кризиса.

2. Высокие тарифы страховых взносов на обязательное страхование после 2018 г. станут еще выше в части обязательного пенсионного страхования, что противоречит мировой практике по размерам страховых взносов и распределению их между работодателем и работником.

3. Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, уравнены в обязанностях с организациями, хотя масштабы их деятельности в массе своей ниже, чем у организаций.

4. Для индивидуального предпринимателя установлены дополнительные фиксированные страховые взносы на обязательное страхование, помимо страховых взносов по выплатам физическим лицам — работникам, что, по формальным признакам, является двойным обложением взносами.

5. Установление фиксированных страховых взносов для индивидуального предпринимателя не проистекает из установленного в соответствии с Налоговым кодексом РФ порядка расчета и уплаты страховых взносов на обязательное страхование. Приходится обращаться для уточнения ситуации в юридическую, аудиторскую фирму12 или к научным

аргументам13.

6. Самозанятое население уравнено в обязанностях с индивидуальными предпринимателями в части фиксированных страховых взносов на обязательное страхование, хотя регистрация в качестве индивидуального предпринимателя у них отсутствует.

7. Фиксированные платежи для самозанятого населения не установлены Налоговым кодексом РФ.

8. Сохранение тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не проистекает из установленного в соответствии с Налоговым кодексом РФ порядка расчета и уплаты страховых взносов на обязательное страхование. Приходится обращаться к другому федеральному закону14.

Пути решения указанных проблем лежат в сфере деятельности государства, но в условиях экономического кризиса оно не располагает средствами для снижения бремени страховых взносов на обязательное страхование. Усиливающееся экономическое расслоение в обществе, рост незанятого населения, насущные социальные проблемы вынуждает государство не только сохранять высокий уровень тарифов страховых взносов на обязательное страхование, но и увеличивать их. В этой связи решение отдельных проблем страховых взносов можно свести к деятельности самого плательщика, т. е. рассматривать их на микроуровне. Оптимизировать страховые взносы на обязательное страхование для плательщика в условиях кризиса стало насущной задачей, но все действия его по снижению страховых взносов должны быть легитимны.

Предложим способ снижения страховых взносов на обязательное страхование и определим условия его реализации, когда организация заключает гражданско-правовой договор на оказание услуг (выполнение работ) с индивидуальными предпринимателями (ИП) — большинством занятых в компании людей. Эта мера широко распространена в практике ведения бизнеса в России. Благодаря ей, организация оптимизируют налоги и страховые взносы во внебюджетные фонды, но у работников организации зачастую применение данной схемы не оставляет выбора. При этом ИП переходят на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» или «доходы за вычетом расходов». Таким образом, организация-работодатель становится заказчиком услуг (работ). Условный средний ежемесячный доход ИП примем в расчетах как 20 000 руб.

Для оценки эффективности и целесообразности осуществления такой схемы оптимизации страховых взносов необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать положительные и отрицательные стороны этой ситуации для организации и ИП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) выявить ключевые проблемы для организации и ИП;

3) провести сравнительный анализ варианта налогообложения ИП, работающего в организации, и сотрудника в штате организации;

4) оценить положительные и отрицательные стороны альтернативной ситуации для организации и ИП;

5) найти оптимальный вариант для организации и занятых в ней людей;

6) сформулировать программу действий для организации и ИП, для организации и работника в штате.

Условиями реализации указанной схемы могут служить:

1) преимущества для организации: отсутствие обложения выплачиваемого физическому лицу — ИП вознаграждения страховыми взносами во внебюджетные фонды, включение в договор с ИП дополнительных условий, которые недопустимы в трудовых соглашениях, например, право организации на досрочное одностороннее расторжение договора с ИП в случае ненадлежащего оказания услуг (выполнения работ);

2) недостатки для организации: высокая вероятность оценки ее действий в описанной ситуации, как уклонения от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

3) преимущества для ИП: обложение вознаграждения по ставке 6% при условии выбора налоговой базы «доход», а не по ставке 13% для налога на доходы физических лиц в

случае выплаты, как сотруднику организации в штате; невозможность навязать ИП соблюдение определенного режима рабочего времени и отдыха; зачастую более высокая оплата работ (услуг), чем заработная плата;

4) недостатки для ИП: личный характер всех налоговых затрат и страховых взносов во внебюджетные фонды; обложение вознаграждения по ставке 15% единым налогом при условии выбора налоговой базы «доходы за вычетом расходов» при не существенности расходов; переложение бремени страховых взносов во внебюджетные фонды с организации на ИП; неустойка в случае расторжения договора по инициативе ИП, не позволяющая прекратить отношения с организацией без серьезных последствий; использование ИП технических средств компании на возмездной основе; неравномерность оплаты только за фактически выполненную работу; отсутствие пособий, выплачиваемых организацией; отсутствие отпусков и компенсаций за не использованный отпуск, иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством (обучение, командировки, получение травмы на производстве, обязательное социальное страхование).

Ключевой проблемой при реализации указанной схемы оптимизации страховых взносов на обязательное страхование будет являться:

1) для организации — высокая вероятность оценки действий организации в описанной ситуации как уклонения от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

2) для ИП — переложение бремени страховых взносов во внебюджетные фонды с организации на ИП и ответственность за исполнение данных обязанностей.

Сравнительный анализ вариантов налогообложения до и после применения указанной схемы проведем в виде таблицы 3.

Таблица3 — Сравнение годового налогового бремени ИП и работника в штате организации

Ставка Тарифы страховых взносов на обязательное

Категория и страхование Итого

сумма пенсионное социальное медицинское

налога основной прочий

ИП 6% 23 400 руб. — — 4 590 руб. единый налог и взносы

14 400 23 400 руб. — — 4 590 руб. 42 390 руб.

руб.

Работник 13% 22% 2,9% 0,2% 5,1% НДФЛ и взносы

в штате 31 200 72 480 руб. / месяц 103680 руб.

руб.

Для организации переход на новый вариант уплаты страховых взносов позволит сэкономить 72 480 руб. При этом у работника сумма единого налога и страховых взносов превысит налог на доходы физических лиц при нахождении его в штате организации на 11 190 руб. Следует однозначный вывод: перевод работников организации в статус индивидуальных предпринимателей выгоден только юридическому лицу.

Для того чтобы схема была признана налоговыми органами легитимной, организации необходимо следовать следующим принципам действий:

1) обоснование сложившейся ситуации, ее тщательное документальное оформление, при котором налоговые органы не смогут переквалифицировать гражданско-правовые отношения в трудовые;

2) перевод в статус ИП тех сотрудников, заработная плата которых напрямую зависит от эффективности, качества и объема работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) отсутствие дублирования услуг (работ), оказываемых ИП в рамках гражданско-правовых договоров и должностных обязанностей штатных сотрудников;

4) грамотное оформление договоров с ИП — отсутствие положений: место работы, должность в соответствии со штатным расписанием, испытание при приеме на работу, режим

рабочего времени и времени отдыха, подчинение внутреннему трудовому распорядку, заработная плата, полная материальная ответственность, дисциплинарная ответственность, пособия, отпуска, компенсация неиспользованного отпуска, иные гарантии и компенсации;

5) варьирование объема выполняемых ИП работ (услуг) во времени с соответственным изменением дохода ИП.

Порядок действий организации при переходе на новый вариант уплаты страховых взносов должен включать следующие этапы:

1) перед началом проведения процедур увольнения сотрудников провести корпоративную процедуру (внеочередное собрание участников по итогам работы за определенный период) и зафиксировать нецелесообразность содержания в штате большого количества сотрудников, прийти к выводу о необходимости применения сдельной системы оплаты труда (по проектам, заказам и т. д.);

2) разработать формы договоров на оказание услуг (выполнение работ) с учетом выше приведенных рекомендаций;

3) не совершать одномоментное увольнение всех сотрудников компании с последующим заключением долгосрочных гражданско-правовых договоров, желательно переходить на схему «работник — индивидуальный предприниматель» в течение более длительного периода.

Работник организации может отказаться от ее предложения и перейти в другую организацию. Путь судебного решения трудовых споров тоже возможен, но требует финансовых, временных и психологических затрат. Часто, восстановившись на рабочем месте, человек увольняется по собственному желанию под давлением обстоятельств и уже признанной новой политики организации. Многие соглашаются на такой вариант работы и оплаты, рассматривая, как преимущества, свободный график. Нужно внимательно изучить гражданско-правовой договор с организацией, внести, если это возможно, изменения, защищающие права работника.

Описанную схему применяют плательщики страховых взносов в своей деятельности, однако упущения в процедурах и документах не позволяют получить многим из них финансовую выгоду. Результатом применения схемы зачастую является штраф контролирующего органа и судебный процесс при неуплате страховых взносов. Для получения положительного финансового эффекта перевод сотрудников в категорию индивидуальных предпринимателей должен быть тесно связан с потребностями бизнеса и грамотно оформлен юридически.

В целом исследование показало, что страховые взносы обременительны для плательщиков, тарифы их завышены и экономически не обоснованы, поэтому для дальнейшего развития системы страховых взносов на обязательное страхование в можно рекомендовать:

— для плательщика — оптимизировать страховые взносы на основе легитимных схем;

— для государственных органов — снизить общие тарифы страховых взносов, распределить их между работодателем и работником в соотношении (50-50)%, ввести специальные счета физических лиц с отражением и накоплением на них всех уплаченных страховых взносов, определить условия использования средств этих счетов, ввести льготы по страховым взносам для плательщиков, ведущих бизнес в неблагоприятных климатических и экологических условиях, обеспечивающих пороговую занятость в этих регионах, привести тарифы для индивидуальных предпринимателей к тарифам гражданина, работающего по найму.

Результаты исследования могут быть использованы плательщиками страховых взносов и законодателями, а также послужить основой для дальнейшей научной работы по совершенствованию системы страховых взносов на обязательное страхование.

Примечания

2 Бокач, С.Б. Дополнительная налоговая нагрузка при переходе на администрирование Пенсионным фондом внебюджетных платежей // Налоги и финансовое право. — 2014. — № 5. — С. 157-162.

4 Бит-Шабо, И.В. Реформирование законодательства в области функционирования государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Социальное и пенсионное право.

— 2015. — № 3. — С. 13-17.

5 Беляков, Е. Чего ждать от новой пенсионной реформы // Газета «Комсомольская правда». Официальный сайт.

— URL: http://www.chel.kp.rU/daily/26591.3/3605774/ (дата обращения: 04.12.2016).

8 Шаманин, В.И. Ответственность и профилактика преступлений и правонарушений за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации // Высшая школа. — 2015. — № 4. — С. 7-10.

10Министерство Финансов. Официальный сайт. — URL:

http://minfin.ru/ru/document/index.php?id_4=93454&page_id=2104&popup=Y&area_id=4 (дата обращения: 30.11.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 О страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год: федер. закон от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ (с изм. и доп.).

OPTIMIZATION OF INSURANCE PREMIUMS FOR OBLIGATORY INSURANCE

V.S. Klimonova, student, South-Ural Institute of Management and Economics E-mail: viktoriya.klimonova.96@mail.ru

Уменьшение страховых взносов — значения ставок

Общая величина ставки страховых взносов, регулируемых НК РФ, составляет 30%. При этом она подразделяется:

  • на 22% — по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • 5,1% — по взносам на обязательное медстрахование (ОМС);
  • 2,9% — по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ).

Обратите внимание! Взносы на страхование от несчастных случаев подчиняются положениям федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Принимаемые в настоящий момент изменения этот нормативный акт не затрагивают. Уменьшение страховых взносов до 15% выражено следующими ставками:

  • 10% — на ОПС;
  • 5% — на ОМС;
  • 0% — на ВНиМ.

Применять сниженные ставки можно не ко всей сумме дохода, начисленного в пользу физлица. На сумму вознаграждения за месяц в пределах установленной минимальной величины оплаты труда взносы придется начислить в прежнем порядке, т. е. по ставкам 22%, 5,1% и 2,9%. Пониженные ставки распространяются на сумму превышения месячного вознаграждения над величиной МРОТ. 📌 Реклама Обратите внимание! На 2020 год размер минимальной оплаты труда, установленной на федеральном уровне, составляет 12 130 руб. Региональный МРОТ на расчет взносов не влияет. Для взносов на ОПС и ВНиМ определены предельные годовые базы в размере 1 292 000 и 912 000 руб., при превышении которых расчет сумм на пенсионное страхование производится по льготной ставке 10%, а взносы на ВНиМ перестают начисляться. То есть в этих случаях сравнение месячного дохода с величиной МРОТ в целях исчисления страхвзносов уже теряет смысл. Для медстрахования лимит базы не установлен.

Как сделать расчет страховых взносов в 2020 году при снижении ставок

Разберем, как рассчитать платежи по страховым взносам при снижении ставок, на практическом примере. 📌 Реклама

За май 2020 года в ООО «СтройПроектМонтаж» была начислена заработная плата:

  • ведущему инженеру Владимирову К. В. — 50 000 руб.
  • уборщице Смирновой Г. В., принятой на полставки, — 11 000 руб.

Необходимо рассчитать величину взносов к уплате в бюджет за май с зарплаты работников.

Организация является субъектом среднего предпринимательства и включена в соответствующий реестр ФНС, в связи с чем она имеет право уменьшить страховые взносы с 30 до 15% при превышении месячной зарплаты каждого работника над величиной МРОТ.

С зарплаты Владимирова в части, не превышающей МРОТ, т. е. 12 130 руб., сумму взносов нужно посчитать по стандартным ставкам 22, 5,1 и 2,9%:

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 марта 2017 г.

В системе уплаты страховых вносов начиная с 2017 года произошли глобальные изменения. Не обошли стороной эти изменения и порядок отчетности в ФСС. В частности, были внесены изменения в расчет 4-ФСС. Они коснулись как формы расчета, так и правил внесения в него сведений. В числе прочих изменений отмечаем: такой показатель, как шифр страхователя в ФСС, в 2017 году (начиная с отчетности за I квартал) больше не применяется.

Шифр страхователя ФСС

Начиная с первого квартала 2017 года страхователям необходимо заполнять обновленную форму расчета 4-ФСС, утвержденную Приказом ФСС от 26 сентября 2016 года № 381.

До 2017 года в отчетности 4-ФСС (утверждена Приказом ФСС РФ от 26 февраля 2015 года № 59) применяется такой показатель, как шифр плательщика страховых взносов (страхователя). ФСС он используется для определения:

  • специфики деятельности организации или предпринимателя;
  • режима налогообложения, применяемого страхователем;
  • наличия или отсутствия статуса казенного или бюджетного учреждения.

Сам шифр размещается на титульном листе отчета 4-ФСС, а соответствующие показатели – в приложениях 1, 2, 3 к вышеуказанному Приказу ФСС.

К примеру, если российская коммерческая организация выбрала систему налогообложения в виде уплаты УСН, а основным видом ее деятельности является производство безалкогольных напитков, то ее шифр плательщика страховых взносов в ФСС имеет следующий вид: 121/01/00.

Другой пример: если российская коммерческая организация исчисляет налоги по «общепринятой системе» и уплачивает страховые взносы в ФСС по основному (т. е. не пониженному в соответствии с законодательством) тарифу, то ее шифр таков: 071/00/00.

На вопрос, как узнать шифр страхователя в ФСС, отвечает пункт 5.13 Порядка внесения данных в расчет по форме, действительной для 2016 года.

Дополнительная информация для страхователей

Страхователям и другим заинтересованным лицам важно учитывать, что в 2017 году начинают действовать значительные изменения в законодательстве, касающиеся социального страхования.

В частности:

  • Федеральный закон от 24 июля 2009 года, аккумулирующий в себе нормативную базу по страховым взносам в различные фонды и порядок их администрирования, утрачивает силу;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года обновлен путем введения новой главы IV.1, регулирующей, в том числе, порядок отчетности в ФСС;
  • значительные изменения и дополнения внесены в Фед. закон от 29 декабря 2006 года. Они, в частности, касаются порядка администрирования соответствующих платежей. На основании части 1.1 статьи 1.1 Ф. закона № 255-ФЗ порядок перечисления страхователями взносов на соцстрах по нетрудоспособности и материнству с 1 января 2017 года регулируется НК РФ;
  • наряду с обновленной формой 4-ФСС утверждены форма ежеквартального расчета по иным страховым взносам № ММВ-7-11/551@, правила ее заполнения и подачи.