Оптимизация налога на прибыль на примере

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Налоговая оптимизация представляет собой систему приемов и мероприятий, позволяющих сократить размер налоговых обязательств. Она предполагает использование законных методов снижения налогового бремени за счет льгот, предусмотренных налоговым законодательством.

Законодательство всячески пытается вывести бизнес из тени, однако многие компании уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей, скрывая свои истинные доходы от налоговых органов. Это позволяет им значительно сэкономить.

Правда, такая экономия чревата ответственностью со стороны налогового и уголовного законодательства. Так, ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов» Уголовного кодекса РФ предполагает наказания за налоговые правонарушения. Наказанием может быть не только штраф, но и реальный срок лишения свободы.

Оптимальным и законным способом налоговой оптимизации является:

  • качественная и правильная настройка бухгалтерского и налогового учета;
  • своевременное изучение изменений в законодательстве;
  • правильное применение налоговых льгот и освобождений.

Чтобы максимально правильно применять налоговое законодательство, недостаточно следить за нововведениями и поправками. Необходимо обращаться к актуальным письмам налоговых органов, публикуемым в открытых источниках, и к судебной практике.

Нужно помнить, что ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) предписано следующее: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)».

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Согласно ст. 247 гл. 25 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль налогоплательщиков, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Из определения понятно, что для оптимизации размера этого налога существует два основных подхода:

1) снизить доходы компании;

2) увеличить расходы компании.

Рассмотрим распространенные способы оптимизации налога на прибыль, связанные с расходами и доходами.

Формирование резервов расходов

За счет создания резервов увеличиваются размеры расходов:

  • в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, можно отнести расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом;
  • расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ). Налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения;
  • расходы на формирование резерва под предстоящие ремонты основных средств (ст. 260, 324 НК РФ). Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения;
  • расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ). Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов;

ПРИМЕР

Рассчитаем размеры отчислений в резерв на оплату отпусков по месяцам для компании ООО «Альфа». Известно, что компания приняла решение осуществлять отчисления для формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Планируемый размер расходов на оплату труда работников на год — 36 млн руб., планируемая сумма расходов на оплату отпусков — 3,6 млн руб. (с учетом страховых взносов).

Установлена предельная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков на соответствующий год — 3,7 млн руб.

В таблице 1 представлены данные о фактических расходах на оплату труда (включая страховые взносы) за отчетный год с детализацией по месяцам.

Определим ежемесячную норму отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков:

3,6 млн руб. / 36 млн руб. × 100 % = 10 %.

Рассчитаем ежемесячные отчисления в резерв на оплату отпусков (табл. 2).

В декабре отчисления должны были составить 320,0 тыс. руб. (3,2 млн руб. × 10 %).

Учитывая, что такая сумма превзошла бы лимит (предельно допустимый размер) резерва, отчисления составят 220,0 тыс. руб. (максимально допустимое значение, чтобы не выйти за пределы установленного лимита).

  • расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ). Налогоплательщики — общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов, могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет;
  • расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (ст. 300 НК РФ). Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления. В таком случае суммы восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, отчисления на создание (корректировку) которых ранее были учтены при определении налоговой базы, признаются доходом указанных налогоплательщиков.

Изменения в НК РФ, позволяющие уменьшить налогооблагаемую базу

1. В состав расходов на оплату труда можно относить расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях (ст. 255 НК РФ):

  • услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;
  • услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;
  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
  • экскурсионные услуги.

2. Доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации, не учитываются при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ).

3. Не включаются в налогооблагаемые доходы налогоплательщика доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 251 НК РФ).

4. С 01.01.2020 внесены изменения в ст. 250 НК РФ в части отнесения доходов к внереализационным: к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемых в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации.

Использование норм законодательства и корректная учетная политика

Налог на прибыль можно оптимизировать за счет правильного применения норм законодательства и корректного написания учетной политики:

  • использование специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ), упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ), единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ) и т. д.;
  • разделение одного юридического лица на несколько, один из которых будет использовать специальный налоговый режим, чтобы избежать уплаты налога на прибыль. Важный момент: метод является условно законным, но в случае проявления интереса со стороны налоговых органов в отношении компаний на предмет их взаимосвязи могут возникнуть лишние вопросы и разбирательства;
  • четкое распределение прямых и косвенных расходов, правильное определение доходов компании в соответствии с действующим законодательством. Своевременный мониторинг вносимых в законодательство изменений в части признания доходов и расходов;
  • возможность использования права на отсрочку или рассрочку по уплате налога (ст. 64 НК РФ);
  • возможность зачета излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов в счет оплаты налога на прибыль (ст. 78 НК РФ);
  • применение повышающих коэффициентов к норме амортизации, указание такой возможности в учетной политике компании (ст. 259.3 НК РФ);
  • использование нелинейного способа амортизации вместо линейного (ст. 259.2 НК РФ);
  • применение в качестве помощи премии по результатам работы (премия относится к расходам производственного характера, поэтому уменьшает налогооблагаемую базу).

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

Представим варианты оптимизации налога на имущество.

1. Создание второй компании, через которую осуществляется закупка имущества, при условии, что она не будет являться плательщиком налога на имущества. В дальнейшем у этой компании можно брать недвижимость в аренду.

НА ЗАМЕТКУ

В статье 381 «Налоговые льготы» НК РФ приведен список организаций, которые освобождаются от уплаты налога на имущество.

2. Пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости. Ввиду того что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, до сих пор есть неясности в особенностях определения данной величины. Для этой цели создаются комиссии досудебного оспаривания результатов оценки. Если результаты работы комиссии не удовлетворительны, можно обратиться в суд.

3. Искусственное занижение стоимости приобретения имущества, указанной в договоре купли-продажи. Данный метод несет ряд рисков для покупателя и продавца, а в случае чрезмерного занижения цены могут возникнуть вопросы со стороны налоговых органов.

Такой вариант подходит, если и покупатель, и продавец согласны на документальное занижение реальной стоимости недвижимости.

4. Переоценка имущества. При переоценке стоимости имущества можно сэкономить на налоговых отчислениях. Согласно действующему законодательству компании вправе переоценивать имущество не чаще одного раза в год.

Офис крупных плательщиков ГФС, на своем официальном сайте, сообщает, что его специалистами в ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий установлено, что одна из известных компаний ИТ сферы, офисы которой находятся в 36 странах мира, воспользовалась схемой уклонения от уплаты налогов путем привлечения фиктивного предприятия.

Было установлено, что в течение 2015 года предприятием осуществлено приобретение информационно-консультативных услуг в фиктивного предприятия, которое, в свою очередь, приобретало данные услуги в других фиктивных фирм.

Механизм уклонения от уплаты налогов заключается в том, что получив заказ от реально действующих СХД на перевод безналичных средств в наличные, заключались «фиктивные» соглашения с реально действующими СХД на поставку товаров и оказание различных услуг, последние получают на расчетные счета подконтрольных им предприятий денежные средства и в дальнейшем перечисляют по цепи предприятий для обналичивания, в том числе, путем перечисления на счета физических лиц, а налоговый кредит формируют от «налоговых ям» и предприятий-импортеров, которые реализуют товар за наличные и имеют избыток налогового кредита.

По результатам проверки предприятия ИТ сферы, установлены факты занижения НДС и налога на прибыль предприятия в размере 3 млн.грн.

Мораторий на проведение плановых проверок, установленный Законом № 1728, был принят как временный, однако Законом о Госбюджете он продлен до 31 декабря 2018 года включительно. Постает вопрос: Когда могут осуществляться внеплановые проверки? Ответ на этот вопрос читайте в материале «Перед мораторием не все равны, или Кого ждать с проверкой в этом году» издания БУХГЕЛТЕР&ЗАКОН.

Для получения доступа к указанному материалу и прочей аналитике информационно-правовой системы ЛИГА:ЗАКОН — воспользуйтесь ТЕСТОВЫМ доступом к сервису и оцените весь объем и преимущества предоставляемых услуг.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и страничку в Facebook чтобы всегда оставаться в курсе актуальных бухгалтерских событий

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия, оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности и должно осуществляться на всех ее этапах.

Организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано должно являться одной из основной задачей менеджмента в компании. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.

Что принято понимать под налоговым планированием и оптимизацией

Оптимизация налогообложения – это процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов его функционирования. Оптимизация и минимизация уплачиваемых налогов осуществляются субъектом с помощью налогового планирования, которое представляет собой целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также обоснования величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъекта хозяйствования и управления ими.

Одной из задач, решаемой при помощи налогового планирования, является выбор оптимальной формы налогообложения и снижения налоговой нагрузки на бизнес. При этом способы и методы налогового планирования не должны выходить за рамки действующего законодательства, хотя и могут нести определенные налоговые риски. Если налоговое планирование выходит за рамки законных способов, то планирование уже становится уклонением от уплаты налогов.

Налоговая схема – это основная идея конкретного метода оптимизации (минимизации) налогов; легальное описание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графическое представление выбранного метода оптимизации (минимизации) налогов. Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщикам применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов.

Схемы условно делятся на «белые», «серые» и «черные». Последние в свою очередь это те схемы, которые явно противоречат закону, например, занижение реального выпуска продукции и сбыт его без оформления документов, использование фирм-однодневок. Под «серыми» схемами обычно понимаются те методы и способы оптимизации, которые формально соответствуют закону, но имеют одну цель — минимизация налогов. Такие схемы вызывают подозрения у налоговых органов и без должного оформления их сложно отстоять даже в суде.

Пример

Схема минимизации налогов при которых существует одна крупная организация, работающая на ОСН и одна или несколько организаций применяющих УСН или ЕНВД в зависимости от ситуации.

Суть схемы минимизации налогов состоит в том, что организация на ОСН продает товар другим «своим» организациям с минимальной наценкой, а эти организации реализуют товар конечному покупателю уже по рыночной цене. Таким образом, получается, что организация на ОСН несет минимальную налоговую нагрузку, а основной доход получают «свои» организации на УСН или ЕНВД, где налоги намного меньше.

Осуществление налоговой оптимизации обусловлено тем, что налогоплательщику дается свобода в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности, возможностью выбора применения различных систем налогообложения (правда при определенных условиях, которые, в принципе, не сложно обойти) и оптимального уровня налоговых платежей, а также свобода ведения предпринимательской деятельности, в частности — выбор поставщика, возможность согласования с ним условий поставки, выбора форм расчетов и др. При этом право выбора регламентируется Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и т.д.

Таким образом, налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению своих налоговых платежей.

Основные цели налогового планирования:

— оптимизация налоговых платежей, включая законную минимизацию;

— минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;

— повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации и повышения эффективности ее работы.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

1) специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход);

2) зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом;

3) налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством;

4) пониженные налоговые ставки;

5) отдельные элементы налогообложения;

6) учетная политика в целях налогообложения, элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения;

7) форма договорных отношений (договорная политика);

8) цены сделок (договорная политика);

9) специальные методы налогового планирования.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика. Существует много способов расчета налоговой нагрузки. Как правило, налоговая нагрузка выражается относительной величиной, в числителе которой сумма начисленных налогов за налоговый период, а в знаменателе какая-либо экономическая база (доходы (выручка), прибыль, чистые активы и т.д.).

Если целью исследования является оценка степени жесткости и эффективности налоговой системы, то в расчет принимаются только непосредственно уплачиваемые налоги и сборы. Если же оценивается эффективность работы предприятия по исполнению налогового законодательства, то в расчет принимаются и прочие показатели — штрафы, пени, неустойки.

В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются набором налогов и взносов, включаемых в тот или иной расчет. Важную роль также играет базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, т.е. с ним сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке:

НН = (НП : В) x 100%,

где НН — налоговая нагрузка на предприятие;

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг).

На практике при проведении мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки очень часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму налогов за расчетный период. Так как именно в этом случае в расчет попадают исчисленные налоги за расчетный (планируемый) период.

С 2007 года уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролирует налоговая служба. Так приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» были утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Одним из обстоятельств, который может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности назначения налоговой проверки, налоговая служба считает низкий показатель налоговой нагрузки в сравнении со средним уровнем по хозяйствующим субъектам. Для этой ситуации даже введен особый термин — налоговый разрыв — разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Налоговая служба ежегодно публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Указанные в приказе отрасли в целом соответствуют разделам классификатора Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Пример

ООО «Строитель» занимается строительством. В течение 2013 г. уплатила налоги в общей сумме 4 150 540 руб. Сумма выручки организации за вычетом НДС составила 36 861 800 руб.

Таким образом, налоговая нагрузка организации в 2013 г. равна 11,26% (4 150 540 руб. / 36 861 800руб. x 100%).

Для строительства средний показатель налоговой нагрузки в 2013 году составляет 12% (Приложение N 3 к Приказу).

Следовательно, у организации «Строитель» налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (11,26% < 12%). Налоговые органы могут обратить внимание на этот момент и, возможно, включат организацию в план проверок.

Учетная политика для целей налогообложения

Рационально составленная учетная политика может оказать влияние на налогообложение хозяйствующего субъекта. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли оказывают влияние следующие элементы учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль: методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации, порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и т.п. Налогоплательщику, применяющему метод начисления, Налоговый кодекс РФ разрешает создавать ряд резервов, отчисления в которые включаются в состав расходов.

Необходимо учитывать, что при формировании налоговой политики налогоплательщику предоставляется возможность закреплять и аргументировано обосновывать (в случае наличия противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы, что в конечном итоге приводит к снижению налоговых рисков.

Важно понимать, что, выбирая варианты способов (методов), допускаемых НК РФ определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, некоторые из них могут отличаться от способов и методов, определенных для ведения бухгалтерского учета, тем самым разделяя бухгалтерский и налоговый учет, и усложняя бухгалтерскую работу.

Поэтому компаниям необходимо определиться какие цели она преследует:

— либо снижение налоговой нагрузки и ведение отдельного бухгалтерского учета и полноценного налогового учета,

— либо сближение бухгалтерского учета с налоговым учетом, для снижения трудозатрат бухгалтерского аппарата.

Специальные методы налогового планирования

Метод замены отношений
Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не огра-ничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д.
Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Метод разделения отношений
Метод разделения отношений базируется на методе замены. Только в данном случае заме-няется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция раз-деляется на несколько.
Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Пример

Разделение операции по реконструкции здания на реконструкцию и капитальный ремонт (условный пример)

Согласно ст. 257 НК РФ затраты предприятия по реконструкции объектов амортизируемого имущества увеличивают первоначальную стоимость и учитываются в целях налогообложения через механизм амортизации. Затраты по капитальному ремонту учитываются в целях налогообложения в том отчетном периоде в которой были осуществлены.

Различие между ремонтом и реконструкцией можно определить следующим образом:

ремонт — это восстановление первоначальных характеристик объекта,

модернизация или реконструкция — существенное улучшение первоначальных характеристик объекта или придание объекту новых качеств.

Таким образом используя метод разделения отношений можно разбить работы на работы, связанные с реконструкцией и работы, связанные с капитальным ремонтом здания.

Метод отсрочки налогового платежа

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Самым радикальным способом не платить налоги является избавление от объекта налогообложения (один из способов ухода от налогов) — воздержание от осуществления деятельности, отсутствие имущества и т.д. Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Эффективность налогового планирования и его защита

Самые действенные инструменты налогового планирования, которые направлены на минимизацию уплачиваемых налогов и иных обязательных платежей компании (группы компаний) являются налоговые схемы. С их помощью можно существенно снизить общую налоговую нагрузку. Поэтому они находят широкое применение на практике. Но оценка эффективности применяемой налоговой схемы только с точки зрения снижения налогового бремени, без учета налогово-правовых рисков, могут привести к серьезным последствиям для руководителей и собственников бизнеса.

Во-первых, сумма доначислений и санкций после результатов проверки могут быть намного больше суммы экономии, достигнутой при использовании схемы.

Во-вторых, судебные издержки.

В-третьих, и самое серьезное, уголовная ответственность.

Поэтому при выборе налогоплательщиком тех или иных способов оптимизации необходимо учитывать, как риски доначисления сумм налогов, пени и штрафов, так и стоимость реализации выбранного метода оптимизации — временные и денежные затраты (заработная плата работников, стоимость услуг сторонних специалистов, расходы на государственную регистрацию организаций, создание постоянно действующей холдинговой структуры и т.д.). Стоимость реализации способа вычитают из планируемой суммы экономии налога.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, рассчитанной на основе налоговой нагрузки, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования применяемой схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие как получение налогоплательщиком налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть, как обоснованной, так и не обоснованной. Основываясь на этом необходимо учитывать, что любая гражданско-правовая сделка (обстоятельство), влияющее на налогообложение налогоплательщика (особенно в сторону уменьшения) может быть поставлена под сомнение проверяющими и оспорена как направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. Занимаясь налоговым планированием и налоговой оптимизации нужно учитывать не только формальное соответствие закону осуществляемой сделки, но и ряд обстоятельств, связанных с проводимыми операциями и сделками, для снятия налогово-правовых рисков.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» сформулировал основные подходы к определению в действиях налогоплательщика направленности на получение необоснованной налоговой выгоды.

С учетом сложившийся арбитражной практики и доказательной базы налоговиков компаниям при налоговом планировании следует руководствоваться следующими рекомендациями.
Во-первых, любая модель хозяйствования, обеспечивающая послабление налоговой нагрузки, должна подвергаться предварительной и всесторонней оценке на наличие налоговых рисков. Кроме того, прежде чем внедрять схему оптимизации налогов, необходимо убедиться в том, что компании она принесет прибыль. Любая налоговая оптимизация имеет свою цену. Эта цена складывается как из очевидных затрат (издержки на привлечение консультантов, на образование новых юридических лиц и их содержание), так и из скрытых расходов.
Во-вторых, нужно учитывать, что только формальное соответствие закону внедренной модели бизнеса очень часто приводит к обвинениям со стороны налоговых органов в недобросовестности. Поэтому формальность («на бумаге») – это аргумент проверяющих против вашей схемы. Все, что делается в рамках группы компаний, не должно выглядеть мнимо или ис-кусственно. Любая сделка должна четко укладываться в общую логику бизнес-процессов хол-динга.
В-третьих, не рыночное ценообразование между контрагентами могут быть использованы налоговиками как дополнительный аргумент против налогоплательщика, особенно в совокупности с аргументом взаимозависимости. Поэтому используемая ценовая политика должна быть грамотно обоснована, цены в сделках с должны быть мотивированны и соответствовать рыночному уровню.
В-четвертых, необходимо уделять должное внимание оформлению документов, подтверждающих экономическую обоснованность и реальность издержек.

Самое главное, наличие и обоснованность деловой цели — важнейшая задача грамотной оптимизации. Все мы прекрасно понимаем, что главная цель оптимизации — это намерение сэкономить на налогах, но для контролеров придется придумать убедительную с их точки зрения деловую цель.

Для этого бухгалтера, финансисты и юристы должны подготовить документы, которые позволят доказать, что все Ваши действия были направлены на достижение обоснованных экономических результатов. К документам можно отнести бизнес-планы, коммерческие предложения, аналитические записки сотрудников, исследования рынков, экономические обоснования и сметы. Суды в вопросах получения налоговой выгоды нередко занимают сторону налогоплательщика в основном по двум причинам, первая — хорошая подготовка к судебному процессу налогоплательщика, вторая – недостаточная доказательная база со стороны налоговиков.

На что еще обратить внимание при налоговом планировании:

  1. Не допускать излишней доступности информации о схемах налоговой минимизации.
  2. Не пренебрегать обучением и инструктажем персонала.
  3. Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.

Излишняя доступность сведений о применяемых схемах и инструктаж персонала

Одним из излюбленных способов сбора доказательств для налоговиков являются опросы персонала, особенно тех, кто меньше всего имеет отношения к финансам компании и к уплачиваемым налогам. Рядовые сотрудники, сами того не понимая, охотно рассказывают о своей организации информацию, которая в последствии становиться доказательствами недобросовестности и получения необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, число работников, которым известна информация об использовании схем оптимизации налогов, должно быть минимальным. Лучше, если в полном объеме этими сведениями будут владеть только собственник, Директор, финансовый директор, главбух и юрист. Остальных сотрудников нужно познакомить лишь с теми деталями налоговой схемы, знание которых нужно им для работы. При этом информацию надо представить так, чтобы у работника не возникало никаких сомнений в законности всех выполняемых им действий и упоминание о налоговой оптимизации там не было бы и в помине.

Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.

Конечно, лучше всего применять оригинальный способ оптимизации. Однако, за основу можно брать и универсальную схему, но ее обязательно надо модифицировать с учетом специфики и местонахождения налогоплательщика, чтобы придать ей уникальность. При этом нужно соблюдать рекомендации:

— хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;

— фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;

— при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;

— при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО

«Карачаево-черкесская государственная технологическая академия»

Экономический институт

Предметная комиссия «Налоги и налогообложение»

Дипломная работа

«Налоговые платежи организации и пути их оптимизации (на примере РГ УП «Усть-Джегутинский ДРСУч»)»

Черкесск 2010

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты налогообложения предприятия

1.1 Генезис налогообложения организаций в РФ

ГЛАВА 2. Анализ существующей системы налогообложения и оценка налоговой нагрузки на РГ УП «Усть-Джегутинский ДРСУч»

2.1 Организационно-экономическая характеристика РГ УП «Усть-Джегутинский ДРСУч»

2.2 Структура налоговых платежей предприятия

2.3 Расчет налоговой нагрузки РГ УП «Усть-Джегутинский ДРСУч»

ГЛАВА 3. Пути оптимизации налоговых платежей

3.1 Сущность и методы оптимизации налоговых платежей предприятия

3.2 Проблемы оптимизации налогообложения бюджетных организаций в РФ

Заключение

Монографический список литературы

Приложения

налогообложение платеж пошлина бюджетный

Введение

Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система.

Сирил Паркинсон. Закон и доходы

Чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема «переноса налогового бремени» (чаще всего богатых обвиняют в том, что они «перекладывают» налоги на бедных). Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация — обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов — это только часть более крупной — главной — задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения. В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «прибыли для целей налогообложения».

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

В соответствии с выше изложенным, цель курсовой работы – рассмотреть налоговые платежи и особенности их оптимизации.

Актуальность темы исследования. В течение последних лет основой государственной политики в области налогообложения, являлось стремление к совершенствованию налоговой системы, которая по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим – прежде всего, функции стимулирования роста конкурентоспособности. В Бюджетных посланиях Президента Федеральному Собранию РФ из года в год глава государства указывает на это, выделяя среди основных направлений налоговой политики снижение совокупной налоговой нагрузки на предприятия , отмечая при этом то, что налоговая система должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и увеличения инвестиционной активности предприятий .

В то же время предпринимаемые на протяжении двух последних десятилетий меры, связанные с изменением российской налоговой системы, не привели к развитию стимулирующей функции налогов. Российскую систему налогообложения в процессе ее реформ не избавили от такого серьезного недостатка, как высокий уровень изъятия доходов и недостаток налоговых льгот. Это привело к потере предприятиями, вынужденными отчислять большую часть доходов в бюджет в виде налоговых платежей, финансовой устойчивости, произошел спад инвестиционной активности, отмечены низкие темпы развития и внедрения новых технологий, образование большой кредиторской задолженности у предприятий по налоговым платежам. На макроуровне высокая налоговая нагрузка привела к формированию и интенсивному развитию теневого сектора экономики. Система же налогообложения, напротив, призвана способствовать выходу предприятий из «тени» и не должна разорять тех, кто уплачивает налоги в соответствии с законодательством. Кроме того, для российской экономики характерно то, что сырьевые и обслуживающие их отрасли имеют высокую конкурентоспособность, которая обеспечивается не только благодаря возрастающему уровню управленческих решений руководителей компаний, но и мировыми ценами на нефть, газ, металлы. Эти отрасли находятся в более благоприятных условиях, чем другие. Эффективная налоговая система обеспечивает финансовыми ресурсами необходимые потребности бюджета, стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов . Её влияние в последнем случае во многом определяется налоговой нагрузкой, которая является существенным и иди кагором налогового климата. Налоговая нагрузка важнейший показатель, отражающий как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, ею взаимодействие с бизнесом. Этим объясняется всеобщий живой интерес к налоговой нагрузке на экономику страны в целом и ее определению на микроуровне.

В настоящее время в России налоговая нагрузка на макроуровне характеризуется долей налогов в валовом внутреннем продукте (далее — ВВП), исчисляемой на базе показателей развития экономики страны. В то же время нет единого подхода в отношении методологии её определения на микроуровне — на уровне хозяйствующих субъектов. Сегодня нет общепринятой методики исчисления абсолютной и относительной налоговой нагрузки организации.

В литературе имеются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются составом налогов, включаемых в расчет, а также выбором базового показателя деятельности организаций, с которым соотносится сумма налогов. В этой связи представляет немалый интерес анализ налоговой нагрузки на экономику России, характеризующей эффективность её налоговой системы, а также определение универсальною показателя налоговой нагрузки, позволяющего сравнивать уровни налогообложения в организациях различных отраслей народного хозяйства.

Общепринятая методика расчета налоговой нагрузки позволяла бы организациям самостоятельно рассчитывать и оценивать ее уровень, обосновывать управленческие решения, а также прогнозировать эту нагрузку на перспективу. В случае необходимости организации смогли бы оптимизировать налоговую нагрузку путем применения различных законных методов.

Недостаточная изученность теоретического и практического материала приводит к тому, что нераскрытыми остаются методология и конкретные механизмы влияния налоговой нагрузки. В связи с этим все более актуальными становятся проблемы совершенствования налоговой системы России, законодательства о налогах и сборах, уровня налоговой нагрузки на основе целенаправленного взаимодействия органов исполнительной и законодательной властей.

Практическая потребность в изучении влияния налоговой нагрузки, определила цели, задачи, объект, и предмет данного исследования.