Оплата по тарифной ставке

Расчет средней тарифной ставки и среднего тарифного разряда работ, основных рабочих

Тарифная ставка — это размер денежной выплаты в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определённой сложности (квалификации) за установленное время без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Эта выплата фиксирована, обязательна к выплате и является минимальной гарантией оплаты труда работника, ниже которой он не может получить при условии выполнения должностных обязанностей.

Расценка сдельная — размер оплаты по установленным нормам за изготовление единицы продукции (детали, узла, изделия) или выполнение определенной производственной операции при сдельной системе заработной платы.

Расценка сдельная устанавливается на определенную работу (операцию) исходя из тарифной ставки, соответствующей разряду работы, и нормы выработки или нормы времени на данную работу. При определении расценки сдельной в расчет берутся тарифные ставки (оклады), соответствующей разряду выполняемой работы, а не разряду работника, выполняющего данную работу (операцию).

Расценка, Рi, определяется по каждой операции по формуле

, (13)

где — норма времени, мин;

— часовая тарифная ставка i — го разряда соответствующей операции, руб.

Данные расчета приведены в таблице 22.

Таблица 22 — Расчет тарифной ставки и расценки

Наимен операции

Разряд работ

tшт, мин.

Тарифная ставка, руб.

Расценка, руб.

Средняя тарифная ставка

Средний разряд работ

Оператор

1,6

112,5

3,4

Слесарь

4,30

7,1

Крановщик

4,30

9,3

ИТОГО

9,60

Средняя тарифная ставка, Ст.ср, рассчитывается по формуле

(14)

где Рi — суммарная расценка по всем операциям.

Средний разряд работ определяется как средневзвешенная по формуле

(15)

где Рраб.i — разряд работы на i — той операции.

Экономика и социология труда (Учебное пособие). Автор: Мягкова Г.Г., редактор: Александрова Л.И.

Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, посредством которых осуществляются дифференциация и регулирование оплаты труда различных групп работников в зависимости от сложности и условий труда, особенностей и народнохозяйственного значения отдельных отраслей и районов страны.

К основным элементам тарифной системы относятся тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, должностные оклады, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, районные коэффициенты к заработной плате.

Тарифная ставка первого разряда определяет минимальную оплату труда различных групп и категорий рабочих в абсолютном размере за выполнение простых работ в единицу рабочего времени.

Тарифная ставка первого разряда определяется коллективным договором предприятия, ее размер зависит от финансовых возможностей предприятия и от условий оплаты труда, отраженных в отраслевом (тарифном) соглашении, при этом она не может быть ниже установленного государством минимального уровня заработной платы.

Тарифная ставка первого разряда является исходной величиной для установления уровня оплаты труда рабочих в зависимости от сложности труда и видов выполняемых работ.

В зависимости от избранной единицы времени тарифные ставки бывают часовые, дневные, месячные (оклад). Наибольшее распространение имеет часовая тарифная ставка, поскольку в соответствии с КЗоТом на их основе исчисляются различные доплаты, распределяется заработная плата в бригадах.

Величины тарифных ставок и прежде всего размер тарифной ставки первого разряда предприятие устанавливает самостоятельно, с учетом собственных финансовых возможностей. При этом необходимо ориентироваться лишь на ее нижний уровень, установленный государством.

Тарифная сетка представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые показывают различия в сложности труда и квалификации работников и в зависимости от этого дифференциацию заработной платы (табл.10).

Таблица 10

Фрагмент Единой тарифной сетки по оплате труда работников
организаций бюджетной сферы

Р

ТК

1,0

1,36

1,59

1,73

1,82

2,0

2,27

2,54

2,91

3,27

АР

0,36

0,23

0,14

0,9

0,18

0,27

0,27

0,37

ОР (%)

36,0

16,9

8,8

5,2

9,9

13,5

11,9

14,6

12,3

Тарифный разряд (Р) показывает степень сложности труда и уровень квалификации работника.

Тарифный коэффициент (ТК) показывает, во сколько раз тарифная ставка второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда.

Зная тарифную ставку первого разряда (ТС1) и соответствующие тарифные коэффициенты (ТКn), можно определить ставку рабочего любого разряда (ТСn)

ТСn = ТС1 × ТКn.

Тарифный коэффициент первого разряда всегда равен 1.

Тарифные сетки характеризуются тремя параметрами: числом разрядов, диапазоном сетки и абсолютным и относительным ростом тарифных коэффициентов.

Число разрядов в сетке определяется коллективным договором, заключаемым на предприятии. Для бюджетных организаций в 1992 г. была введена Единая тарифная сетка (ЕТС), которая имеет 18 разрядов.

Диапазон сетки – это соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов сетки. Диапазон тарифной сетки зависит от максимальных различий в сложности выполняемых работ. На предприятиях диапазон сетки, так же как и тарифные ставки определяется коллективным договором. Для бюджетной сферы. Постановлением Правительства РФ от 18.03.99 г. установлен диапазон 1: 8,23.

Абсолютный и относительный рост тарифных коэффициентов (межразрядные соотношения) служит основой дифференциации и регулирования заработной платы рабочих в зависимости от разрядов и указывает на размер и характер увеличения тарифных коэффициентов при переходе от одного разряда к другому.

Абсолютный рост тарифных коэффициентов – это разница между рядом стоящими тарифными коэффициентами, то есть если надо найти абсолютный рост тарифного коэффициента, необходимо от последующего тарифного коэффициента (ТКn) отнять предыдущий (ТКn – 1) тарифный коэффициент (табл. 10).

АРтк = ТКn — ТКn-1.

Относительный рост тарифного коэффициента (ОРтк %) определяется как отношение последующего тарифного коэффициента к предыдущему и показывает, на сколько процентов уровень оплаты работ (работника) данного разряда превышает уровень оплаты работ (работника) предыдущего разряда (табл. 10)

По принципу построения тарифные сетки могут быть равномерными, возрастающими и затухающими. В равномерных сетках относительные межразрядные соотношения между всеми разрядами одинаковые, в возрастающих сетках – от разряда к разряду повышаются, а в затухающих –снижаются. Наибольшее применение в промышленности нашли возрастающие тарифные сетки, так как они в наибольшей степени стимулируют стремление работника к повышению квалификации.

В целях анализа трудовых показателей, планирования фонда заработной платы нередко используются следующие величины: средний разряд работ, рабочих, средний тарифный коэффициент, средняя тарифная ставка. Все эти показатели определяются на основе тарифной системы оплаты труда.

Средний тарифный коэффициент рабочих исчисляется по формуле

где Чi – численность рабочих по каждому разряду.

Средний тарифный коэффициент работ исчисляется по формуле

где Тi – трудоемкость работ по каждому разряду.

Средняя тарифная ставка рабочих определяется

Средняя тарифная ставка работ исчисляется по формуле

Средний тарифный разряд может быть определен на основе среднего тарифного коэффициента или средней тарифной ставки работ (рабочих)

; ;

; ,

где Рср – средний тарифный разряд рабочих;

Рм – тарифный разряд, соответствующий меньшему из двух смежных коэффициентов тарифной сетки (тарифных ставок), между которыми находится известный средний тарифный коэффициент (тарифная ставка);

ТКб – больший из двух смежных тарифных коэффициентов тариф – ной сетки, между которыми находится известный средний тарифный коэффициент;

ТКм – меньший из двух смежных тарифных коэффициентов тарифной сетки, между которыми находится известный средний тарифный коэффициент;

ТСср – средняя тарифная ставка;

ТСб – большая из двух смежных тарифных ставок;

ТСм – меньшая из двух смежных тарифных ставок;

Зная средний разряд, можно определить соответствующую ему тарифную ставку по следующей формуле

,

где ТСс – средняя тарифная ставка;

ТСб – тарифная ставка, соответствующая большему из двух смежных разрядов между которыми находится известный средний тарифный разряд; руб;

ТСм – тарифная ставка, соответствующая меньшему из двух смежных разрядов, между которыми находится известный средний тарифный разряд, руб;

А – абсолютная величина в среднем тарифном разряде после запятой. Если в среднем тарифном разряде после запятой стоит один знак, то в знаменателе ставится 10, если после запятой два знака, то ставится 100 и т.д.

Тарифно-квалификационный справочник представляет собой сборник нормативных документов, содержащий квалификационные характеристики работ и профессий, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. Справочник служит для соизмерения работ по сложности и определения квалификационных требований к рабочим. Включенные в справочник квалификационные характеристики состоят из трех разделов: «Характеристика работ», «Должен знать», «Примеры работ» (см. приложение 1).

В первом разделе – «Характеристика работ» – приводятся характеристики тех работ, которые должен выполнять рабочий данной квалификации, а также указывается степень самостоятельности рабочего при выполнении работ, наладке оборудования, выборе режимов работы, подготовке инструмента и оснастки.

Во втором разделе – «Должен знать» – устанавливается, что должен знать рабочий соответствующей профессии и разряда (квалификации) о своем оборудовании, физико-химических свойствах обрабатываемых материалов, технологии и последовательности процессов обработки, свойствах обрабатывающих и измерительных инструментов и оснастки, а также о требованиях, относящихся к наладке и настройке оборудования.

В третьем разделе – «Примеры работ» – указываются примеры работ, выполняемые рабочими данного разряда, типичные для каждого разряда, что облегчает возможность быстро и точно определять, к какому разряду можно отнести ту или иную работу.

При разработке тарифно-квалификационного справочника исходят из степени сложности, точности и ответственности труда (качества труда). По этим параметрам соизмеряются разнообразные виды работ и определяется уровень квалификации рабочих.

Пример

На участке 31 рабочих, из них II разряда – 3, III – 6, IY – 12, Y – 8, YI – 2 человека. Рассчитать средний разряд рабочих двумя методами и среднюю тарифную ставку (по тарифному разряду и среднему тарифному коэффициенту). Дополнительные исходные данные взяты из приложения 2.

Решение:

1. Определяем средний тарифный коэффициент (ТКср) рабочих

(ТКср) = å (ТКi × Чi)/Чi,

ТКс = (1,09 × 3 + 1,2 × 6 + 1,35 × 12 + 1,53 × 8 + 1,8 × 2)/31 = 1, 37.

2. Определяем средний тарифный разряд (Рср)

Рср = Рм + ;

Рср = 4 + (1,37 — 1,35)/(1,53 — 1,35) = 4,11; или

Рср = 5 — (1,53 — 1,37)/(1,53 — 1,35) = 4,11.

3. Определяем среднюю тарифную ставку по среднему тарифному разряду. Тарифные ставки, необходимые для расчета, представлены в приложении 2

ТСср = ТСм + (ТСб – ТСм) × А/10

Сс = 6,75 + (7,65 – 6,75) × 11/100 = 6,85 руб.

Средняя тарифная ставка может быть также определена по среднему тарифному коэффициенту

ТСn = ТС1 × ТКn;

ТС = 5 × 1,37 = 6,85 руб.

Следовательно, средний разряд рабочих равен 4,11, средняя тарифная ставка 6,85 руб.

Пример

Определить среднюю тарифную ставку бригады рабочих сдельщиков и по средней ставке фактический средний разряд рабочих в бригаде, если рабочих со II разрядом – 3 чел., с III разрядом – 7, с IY разрядом – 6, с Y разрядом – 2, с YI разрядом – 1. Дополнительные исходные данные взяты из приложения 2.

1. Определяем среднюю тарифную ставку

3 × 5,45 + 7 × 6 + 6 × 6,75 + 2 × 7,65 + 1 × 9/19 = 6,48.

2. Средний тарифный разряд на основе средней тарифной ставки рабочих равен

; .

Использование предприятиями при организации оплаты труда тарифной системы имеет следующие положительные стороны:

· наличие четкой регламентации в присвоении квалификационных разрядов рабочим и установлении разряда работы позволяет проводить анализ соответствия квалификационного состава рабочих требованиям производства и правильную расстановку кадров;

· тарифная система позволяет установить наиболее эффективные пропорции в оплате труда разной сложности.

>На сколько вырастут оклады бюджетников в 2019 году

Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 415-р

«О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2019 года оплаты труда работников подведомственных учреждений»

Федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, принять меры по увеличению с 1 октября 2019 г. на 4,3 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда:

  • работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Таблица окладов по регионам и сферам на 2019 год

Область

или

Республика

Здраво-

охранение

Образование

Соцслужба

Библиотеки, архивы,
музеи и прочие
объекты культуры

Научные
исследования
и разработки

Белгородская

25 581

22 868

19 427

23 546

34 069

Брянская

21 733

19 229

14 266

19 418

29 505

Владимирская

25 973

22 810

21 478

25 740

44 239

Воронежская

24 203

23 521

17 409

22 984

53 949

Ивановская

22 165

19 588

17 804

18 456

29 908

Калужская

29 486

26 394

20 981

26 754

56 012

Костромская

21 479

18 765

14 602

18 655

23 812

Курская

22 760

20 791

19 287

21 665

36 722

Липецкая

22 955

21 380

19 917

22 430

32 746

Московская

47 260

43 658

41 976

42 016

65 932

Орловская

22 875

20 510

15 586

21 187

19 105

Рязанская

23 687

23 021

17 730

23 355

58 023

Смоленская

23 484

19 932

15 507

21 113

51 783

Тамбовская

21 901

19 304

16 270

20 041

20 960

Тверская

23 989

21 763

17 513

21 242

42 407

Тульская

27 828

24 141

22 660

28 058

42 395

Ярославская

26 176

24 417

19 814

22 267

33 831

Москва

65 460

74 393

65 284

65 634

82 296

Карелия

32 077

25 335

20 255

28 704

39 940

Коми

36 574

29 924

25 868

35 636

71 171

Архангельская

34 186

29 924

27 848

35 462

81 352

Ненецкий автономный округ
(Архангельская область)

69 392

53 202

59 438

61 502

67 525

Архангельская область
(кроме Ненецкого автономного округа)

32 657

28 397

25 396

32 885

81 415

Вологодская

25 476

23 003

21 068

26 140

57 092

Калининградская

31 417

27 415

23 343

26 345

47 178

Ленинградская

35 710

33 904

31 347

32 539

59 279

Мурманская

42 850

36 629

39 949

41 676

55 437

Новгородская

26 465

22 803

20 753

25 501

51 414

Псковская

23 284

18 961

16 416

19 922

19 676

Санкт-Петербург

55 447

49 825

44 613

50 134

77 091

Адыгея

21 297

19 852

16 172

20 755

43 605

Калмыкия

19 669

18 295

14 730

16 330

21 979

Крым

25 693

24 699

24 068

22 477

28 740

Краснодарский край

27 406

24 996

21 902

23 517

40 054

Астраханская

24 768

21 302

17 719

22 606

30 714

Волгоградская

24 782

22 209

20 335

23 640

56 720

Ростовская

24 741

22 169

19 284

21 217

52 147

Севастополь

27 350

26 021

25 133

26 489

35 313

Дагестан

21 292

16 658

13 395

13 463

27 422

Ингушетия

20 601

19 340

14 198

17 972

21 061

Кабардино-Балкарская

21 123

18 703

16 478

12 312

25 172

Карачаево-Черкесская

19 784

17 861

16 984

16 236

38 915

Северная Осетия-Алания

20 417

18 975

16 890

15 882

25 649

Чеченская

22 571

18 275

18 391

12 544

26 163

Ставропольский край

25 388

20 879

18 763

20 736

28 864

Башкортостан

27 906

24 005

19 396

20 894

65 214

Марий Эл

20 248

19 010

14 271

19 517

46 285

Мордовия

22 440

19 827

16 814

18 879

33 122

Татарстан

26 912

25 723

21 101

23 912

54 078

Удмуртская

26 223

21 826

19 813

23 468

34 601

Чувашия

22 839

19 542

16 034

18 749

48 063

Пермский край

27 768

26 854

23 250

23 474

54 335

Кировская

24 345

19 478

15 591

19 165

36 936

Нижегородская

25 752

26 767

20 752

25 128

59 649

Оренбургская

24 387

20 701

18 446

21 903

33 573

Пензенская

25 840

22 085

18 017

22 510

52 311

Самарская

26 429

26 043

19. 373

23 681

43 867

Саратовская

21 357

18 940

17 001

19 016

36 738

Ульяновская

21 796

21 776

18 867

20 970

48 827

Курганская

22 728

19 305

16 886

19 174

34 951

Свердловская

32 310

28 781

24 594

30 247

45 601

Тюменская

50 746

46 938

41 873

51 316

94 372

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
(Тюменская область)

56 312

49 143

47 810

50 627

81 757

Ямало-Ненецкий автономный округ
(Тюменская область)

73 754

61 110

61 019

78 438

10 719

Тюменская область
(кроме Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа)

33 927

35 979

30 687

33 236

98 423

Челябинская область

28 869

25 440

22 988

26 376

51 292

Республика Алтай

25 786

19 930

14 527

21 162

22 183

Бурятия

29 159

26 351

22 244

23 022

42 129

Тыва

26 558

21 707

17 313

23 784

41 086

Хакасия

28 353

24 697

20 761

23 300

56 413

Алтайский край

22 023

17 347

15 728

15 312

33 369

Забайкальский край

27 584

22 944

19 956

20 964

31 741

Красноярский край

31 980

30 766

23 909

27 771

54 870

Иркутская

31 955

27 344

28 570

31 056

53 384

Кемеровская

26 477

24 797

19 123

22 035

60 530

Новосибирская

30 232

27 526

23 872

24 784

47 047

Омская

26 011

23 454

17 736

21 674

42 731

Томская

30 476

33 821

22 264

28 988

52 253

Саха (Якутия)

48 794

45 528

41 854

44 382

66 815

Камчатский край

60 507

53 147

52 368

51 900

68 167

Приморский край

34 225

32 384

27 371

27 896

48 746

Хабаровский край

39 396

32 424

31 509

33 405

50 086

Амурская

30 391

26 973

23 521

28 957

64 174

Магаданская

57 781

48 252

53 235

49 009

68 410

Сахалинская

58 283

50 160

50 145

52 825

77 586

Еврейская автономная область

30 176

25 268

22 558

22 802

37 734

Чукотский автономный округ

83 239

73 041

74 313

72 767

68 158

Изменения с 01.09.2018

Зарплата бюджетников с 1 сентября 2019 года также подверглась индексации в некоторых регионах. К примеру, в Московской области увеличились оклады сотрудников муниципальных учреждений культуры на 15 %.

С 01.09.2018 вырос доход для служащих музеев, библиотек, театров, МУП и ГУП. Для того чтобы осуществить такой рост, из бюджета был выделен не один миллион рублей. Все необходимые средства были направлены в виде дотаций в регионы.

Молодые специалисты (учителя) в области образования, а также классные руководители получили прибавку к вознаграждению за труд в размере 5000 рублей. При этом в положениях о премировании и коллективных договорах общеобразовательных учреждений необходимо включить пункт о начислении премиальных выплат в размере от 3 до 20 %.

В качестве дополнительной меры финансовой поддержки служащих выступит продление программы по проведению ежегодного медицинского осмотра, бесплатного для работников бюджетных учреждений. Профсоюзные органы также должны оказывать помощь бюджетникам: по запросу учителей председатели профсоюзов обязаны предоставить путевки в санатории, оздоровительные базы отдыха и пансионаты.

Таким образом, на сегодняшний день после всех индексаций оклады бюджетников повысились для следующих трудовых категорий:

Категории сотрудников бюджетных организаций, у которых наблюдался рост доходов в 2019 году благодаря действиям «майских указов» Прирост по сравнению с уровнем 2012 г.
Школьные учителя, служащие предприятий культуры, соцработники, средний медицинский персонал 100 %
Врачи (с высшим медицинским образованием), научные сотрудники, преподаватели в университетах, ученые 200 %

Изменения с 01.07.2018

В связи с активным приростом зарплат в начале 2019 г. вторая половина отчетного периода характеризуется замедлением процесса индексации оплаты труда. Центробанк предсказывает, что несколько миллионов сотрудников бюджетных учреждений ожидают очередное повышение окладов к 2019 году. Индексация оплаты труда бюджетников будет происходить на уровне действующей инфляции — в размере приблизительно 4 %.

Согласно статистическим данным, заработок бюджетников по состоянию на 01.07.2018 увеличился на 12 %, по сравнению с уровнем 2017 года.

Новшество, которое также начало действовать с 01.07.2018, — все сотрудники бюджетных организаций в обязательном порядке должны быть переведены на использование национальной платежной карты «Мир», которая будет применяться в качестве реализации зарплатного проекта для перечисления ежемесячных выплат бюджетникам по оплате труда. Все учреждения бюджетной сферы и государственного сектора должны перезаключить действующие договоры с обслуживающими банками до 01.07.2018. Если это не будет выполнено, сотрудникам проштрафившихся предприятий придется получать свой заработок наличными денежными средствами в кассе.

Кому повышают оклады

Еще в 2016 году наметилась тенденция к улучшению зарплатного финансирования в бюджетных учреждениях (БУ) и приросту средней зарплаты по следующим отраслям: образование, здравоохранение, культура и искусство. Средства, требуемые для увеличения окладов, были запланированы и включены в бюджет 2017 года. Индексирование будет происходить в несколько этапов и завершится в 2019 году. В результате уровень доходности, выплачиваемой за труд, увеличится в среднем в полтора раза, по сравнению с нынешними величинами.

Субсидии будут выделяться и для сокращения разрывов по доходности между регионами и столицей. Так, повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в Красноярском крае направлено на доведение вознаграждения за труд до соотношения заработной платы работников бюджетной сферы с уровнем среднего регионального заработка.

Для большинства жителей нашей страны, которые задействованы в промышленных и коммерческих отраслях, не существует различий между трудящимися государственных и бюджетных структур. На самом деле разница есть, и довольно существенная. Госслужащие — это весь штатный аппарат, занимающий казенные должности. Это и чиновники (депутаты, служащие уполномоченных и правоохранительных органов), и их секретари, и малый обслуживающий персонал (курьеры и многие другие).

Трудящиеся в бюджете — это люди, которые работают в области образования, медицины, культуры и искусства:

  • учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы;
  • врачи, медсестры;
  • воспитатели и младший персонал детских садов;
  • преподаватели высших учебных заведений;
  • соцработники и др.

На сегодняшний день, по данным статистических органов, представители вышеуказанных профессий занимают существенную долю всего трудоспособного населения России — около 5,8 млн человек, среди которых 1,9 млн трудоустроены в федеральных учреждениях, а 3,9 млн трудятся в организациях регионального и муниципального уровней. Стоит отметить, что общее количество трудящихся в РФ составляет около 75 млн человек.

Индексация оплаты труда в бюджетной сфере

Процесс постепенного прироста доходов вызвали «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам; 2019 год не является исключением, поэтому в течение всего текущего отчетного периода наблюдались сдвиги в сторону улучшения материального положения работников БУ.

«Майские указы» — это 11 распоряжений, которые подписал президент В.В. Путин после своего вступления в должность в 2012 году. Среди прочих приказов — распоряжение о повышении от 100 % до 200 % доходов бюджетников к 2019 году. Величина роста зависит от усредненного регионального значения доходности, а также от категории работника.

В соответствии с указами президента, этот процесс должен носить поэтапный и кратный среднему показателю характер. Таким образом, около 3 млн человек, работающих в высших учебных заведениях и медицинских организациях, к концу 2019 года должны получать удвоенный доход. Согласно проекту бюджета на текущий финансовый период, на перерасчет заработка трудящихся в БУ выделено 40 млрд руб., 15,1 %. из которых заложены на расходы по выплатам медработникам.

При этом «майские указы» касаются далеко не всех представителей бюджета. Распоряжение по индексации вознаграждения за труд действует только для тех, на кого распространяется приказ 597 президента. Дорожная карта 01.01.2018 (действующая редакция Приказа № 597 от 07.05.2012) подразумевает рост окладов преподавателей высших учебных заведений, ученых, врачей.

Однако у остальных педагогических, медицинских и социальных работников, а также у среднего и младшего персонала доходы должны быть не ниже установленного усредненного регионального значения.

К слову, регионы активно выполняют поручение президента. Например, правительство Свердловской области издало Постановление № 562-ПП от 03.08.2017, согласно которому план мероприятий (дорожная карта) Свердловской области по повышению заработной платы 2019 года предусматривает увеличение окладов работающих в бюджете и социальных структурах в размере до 10 % от усредненной заработной платы по отраслям.

Мы рассказали, как происходило повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России, последние новости по вопросам оплаты труда в бюджетной сфере на сегодняшний день, а также поговорили об изменениях, запланированных на 2019 год.

Что такое тарифная сетка по разрядам

Это один из способов расчета заработной платы на предприятии, который формируется на основании локальных или законодательных актов, именно она определяет коэффициент для умножения МРОТ в зависимости от квалификации специалиста и прочих сопутствующих.

При формировании тарифной сетки учитывается:

  • Интенсивность трудовой нагрузки;
  • Вредность и опасность производства;
  • Длительность рабочего времени и стажа сотрудника на одной должности;
  • Отрасль производства, так как для каждого вида производства используются свои коэффициенты;
  • Квалификация сотрудника;
  • Особенности климатических условий.

Важно: за основу в тарифной сетке всегда используется стоимость часа работы сотрудника.

Может учитываться выполненный им объем работ за смену, при этом он впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.

Различия между тарифной системой и системой грейдов рассмотрены в этом видео:

Важно: ставки и повышенные оклады могут не зависеть от категорий. Тарифная сетка формируется согласно разрядам, обычно в ее формировании используются 6 разрядов, такая система применяется в основном для бюджетных учреждений.

Если предприятие занимается производством и достаточно сложное используется большее количество разрядов до 23, но при этом применяются те же коэффициенты, что в бюджетной сфере.

От используемых коэффициентов зависит размер зарплаты каждого сотрудника.

Применение тарифной сетки в организациях

Оплата труда на производстве формируется согласно законодательству ст. 143 – 145 ТК РФ и при использовании тарифно-квалификационных справочников.

ТК РФ Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Данные справочники представляют собой перечень деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. Они полностью содержат характеристики и квалификационные данные, а также сложность всех видов профессий. Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.

Важно: справочник предназначен для определения и присвоения разряда каждому сотруднику.

Конечно, на предприятии руководство имеет право разработать свой тарифно-квалификационный справочник с учетом особенностей деятельности организации.

Важно: при этом не должно происходить ущемление гарантий и прав работника, в частности труд не должен оплачиваться ниже минимальной зарплаты.

Что представляют собой районный коэффициент и северная надбавка и как они рассчитываются вы узнаете по ссылке.

Пример тарифной сетки по разрядам.

Процесс оценивания труда устанавливается приказом руководителя. Кроме этого все нюансы относительно тарификации допустимо указать в коллективном договоре.

Но при всех данных возможностях работодатели коммерческих предприятий стараются придерживаться государственных норм, так как это защищает от множества проблем с работниками при спорных ситуациях, контролирующими органами, во время проверок и в прочих ситуациях.

Единая тарифная сетка для сотрудников бюджетных организаций

Бюджетные предприятия обязаны использовать только разработанные государством справочники, так как в них применяются узаконенные оклады на примере МРОТ, к которым прибавляются различные надбавки и прочие выплаты.

Важно: при этом если сотрудник обладает приличным стажем в данной структуре, то он вправе получать повышенные надбавки и в расчете его зарплаты используется высокий коэффициент.

На данный момент используется отраслевая тарифная сетка, так как единый ее вариант отменен в 2007 году, согласно такой тарификации каждая отрасль имеет свой базовый оклад и коэффициент.

Как регулируется оплата труда

Согласно новым разработкам относительно траты фонда заработной платы на различные стимулирующие выплаты используются профессиональные государственные стандарты, согласно которым оценивается труд каждого чиновника или работника с учетом эффективности его деятельности.

Но проблема неадекватного оценивания труда осталась, так как работает старое разграничение между руководителем и работником, не учитывается профессионализм последнего.

Кроме этого чиновники склонны к злоупотреблению расходования средствами не по назначению.

Как и в каком размере выплачивается аванс по заработной плате – читайте в этой статье.

Классификация по новым стандартам

Классификация в тарифной сетке происходит на основании нескольких составляющих:

  • Отраслевые;
  • Государственные и коммерческие организации;
  • Деление внутри предприятия.

К примеру, в тарификации выплат для медицинских работников принимают участие их категории, базовый оклад и размер минимальной зарплаты.

Кроме этого тарифы основываются на:

  • Централизованном акте, установленном властями;
  • Договорной основе – коллективный договор.

При этом применяется новая система оплаты труда, но с учетом старых основ.

Разряды оплаты и коэффициенты.

Коэффициенты разрядов и ставки для оплаты

Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели.

К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:

Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада.

Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания.

Если специальность не указана в тарифном межотраслевом справочнике, то такому специалисту начисление оклада происходит согласно единому тарифно-квалификационному справочнику.

Примеры расчетов оплаты

Если используется повременная оплата, то происходит простое умножение количества отработанных часов на ставку за час.

Сотрудник отработал за месяц 150 часов, его ставка в час 134 рубля, отсюда следует, что он заработал:

150 * 134 = 20 100 рублей за месяц.

Так как он выполнил план, то согласно коллективному договору ему полагается премия в размере 20% от заработка, то есть:

  • 20 100 * 0,2 = 4 020 рублей премия. вы узнаете, по каким правилам начисляется ежемесячная премия сотрудникам.
  • 20 100 + 4 020 = 24 120 рублей заработок.

Кроме этого он располагает 5 разрядом, а это предполагает использование коэффициента 1, 268, что указывает на заработок в данном месяце сотрудника 30 584, 16 рублей.

Важно: если сотрудник не выполнил план, то работодатель вправе его лишить надбавки.

Тарифная сетка – это большие преимущества, если она используется согласно нововведениям и в первую очередь оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса, а уже на следующей ступени стоит ранг руководящей должности.

Как построить эффективную систему оплаты труда на предприятии – смотрите тут: