Охранительная функция гражданского права

Исходя из общей теории права, под системообразующими факторами понимаются все те силы, причины и обстоятельства, которые обусловливают структуру права, приводят к формированию и развитию его подразделений.

Системообразующий фактор обладает научной ценностью только в том случаи, если он взят не произвольно и в основе него лежит не случайный признак, лишенный существенного значения. Формирование системы гражданского права является результатом объективного соединения в целое объективных и субъективных системообразующих факторов.

Алексеев С.С. отмечал, что главные факторы, обуславливающие право, его особенности, неизбежно должны относиться к числу внешних, существующих вне права, вне правовых явлений, поскольку право само по себе входит в состав системы более высокого порядка – общества, надстройки и др. К внешним факторам, прежде всего, следует относить экономический базис общества.

Думается, с такой позицией следует согласиться. Действительно, экономический базис необходимо признать исходным внешним фактором построения структуры, как права в целом, так и гражданского права, как одной из основополагающих отраслей правовой системы. Именно в гражданском праве проявляются наиболее заметные черты экономического базиса. К числу наиболее важных черт экономического базиса, безусловно, необходимо отнести многообразие форм собственности, принцип свободы предпринимательской деятельности и свободы договора. Экономический базис по своей сути является основой построения единой отраслевой системы гражданско-правового регулирования общественных отношений. Воздействие экономического базиса, в основном, не происходит непосредственно, поскольку для построения системы права на основе экономического базиса необходима государственная воля, обладающая особым властным статусом. Властная функция является неотъемлемым признаком государства, политической организации власти. При этом властные функции в праве, главным образом, реализуются посредством принятия нормативно-правовых актов.

Экономический базис, который воздействует на систему гражданского права посредством реализации своих полномочий органами государственной власти, сам по себе еще не является доказательством того, что система гражданского права является целостным механизмом, а ее структурные элементы находятся между собой в уникальной взаимосвязи и взаимозависимости. Экономический базис и государственная власть являются лишь предпосылками построения целостной системы гражданского права. Думается, более пристальное внимание необходимо уделить внутренним системообразующим факторам, исходящим из самой отрасли гражданского права. При этом к внутренним системообразующим факторам системы гражданского права можно отнести функции права, предмет правового регулирования, метод правового регулирования и др. В данном случае можно говорить о совокупности системообразующих факторов, посредством применения которых можно говорить о создании определенной системы гражданского права.

Думается, неверным, с научной точки зрения, ставить знак равенства между всеми внутренними системообразующими факторами. Каждый из них имеет свои индивидуальные особенности, которые проявляются в строении системы гражданского права. Именно эти особенности позволяют говорить о необходимости выделения основного системообразующего фактора, который является тем краеугольным камнем, который находится в основании построения целостной системы отрасли гражданского права.

Наряду с основным системообразующим фактором существуют и дополнительные системообразующие факторы, которые имеют определенное влияние на систему гражданского права, сформированную благодаря основному системообразующему фактору.

Неверно, думается, делать вывод о том, что на формирование какой-либо правовой отрасли, в том числе гражданского права, влияет только один системообразующий фактор, или группа взаимосвязанных факторов. Существует достаточное число обстоятельств и условий, которые активно влияют на построение как правовой системы в целом, так и отдельных ее элементов. Но из всей совокупности факторов, в любом случаи, следует выделить основной или основные, которые можно признать первоочередными в построении целостной системы отрасли права.

Взгляды на основной или главный системообразующий фактор достаточно консервативны. В теории права почти единодушно признается, что главным фактором, обуславливающим формирование и развитие целостной системы права, является предмет правового регулирования, под которым понимается система общественных отношений, которая регулируется правовыми нормами, образующими систему права.

Предмет правого регулирования играет определяющую роль в отражении взаимосвязи права как формы с его содержанием. Именно поэтому, определение рамок общественных отношений, регулируемых нормами права, составляет основу возникающей в обществе системы права.

Кроме этого, ценность предмета правового регулирования проявляется в его теснейшей связи с внешними системообразующими факторами: действием экономического базиса и функционированием государственной власти.

Вместе с тем, было бы ошибочным придавать равное значение экономическому базису, который во многом служит катализатором построения системы права, и предмету правового регулирования, то есть тем общественным отношениям, которые составляют содержание отрасли права. Тем не менее, невозможно отрицать то обстоятельство, что система отрасли права является выражением характера общественных отношений, а также выражает особенности регулирования этих отношений. Это не следует понимать как произвольное значение предмета правового регулирования для построения системы отрасли в целом.

Думается, неизбежным признаком предмета, как системообразующего фактора, следует признать его единство. Именно эта характеристика позволяет говорить о существовании системы как единого целого.

Исходя из общетеоретических представлений о системе права, в основе выделения структурных подразделений в системе права лежит предмет правового регулирования. Именно предмет правого регулирования является основанием дифференциации системы гражданского права.

Возникает закономерный вопрос о понятии предмета правового регулирования, поскольку изучение сущности любого явления следует начинать с его дефиниции, которая в наиболее общем виде содержит понятие и основные признаки того явления, которое предстоит изучить. Как было сказано выше, сами общественные отношения как таковые не могут с определенностью свидетельствовать о построении системы на их основе. В основе построения системы находится совокупность более мелких системообразующих факторов, которые тесно взаимосвязаны с общественными отношениями, регулируемыми отраслью права и в своей совокупности служат ни чем иным как главным системообразующим фактором, именуемым предметом правового регулирования. Иными словами понятие предмет правового регулирования охватывает не только общественные отношения, регулируемые отраслью, но и более незначительные системообразующие факторы, которые в обобщенном виде создают предмет правового регулирования. Таким образом, предмет правового регулирования следует отнести к общим, собирательным понятиям, включающим в себя отдельные элементы, к числу которых следует отнести положение субъектов гражданского права, объекты гражданского права, основания возникновения и прекращения гражданских прав и обязанностей, способы защиты гражданских прав и др.

Предмет гражданско-правового регулирования и общественные отношения соотносятся друг с другом как содержание и форма. Общественные отношения, регулируемые отраслью, определяют ее юридическое содержание. По мнению, Яковлева В.Ф., с которым следует согласиться, «именно юридическим содержанием, то есть правилами поведения, устанавливаемыми правами и обязанностями, отрасли права и отличаются друг от друга».

Система гражданского права определяется системой гражданских отношений, многообразие которых предопределяет разделение отрасли гражданского права на институты, объединения институтов и иные структурные подразделения. В научной литературе обоснованно отмечалось, что «в соответствии с предметом регулирования распределяются правовые институты не только по отраслям права, но и по отдельным подразделениям внутри той или иной отрасли».

Предмет правового регулирования должен рассматриваться как важнейший элемент, отражающий взаимосвязь права как формы с его содержанием. При этом содержанием права являются именно общественные отношения, регулируемые соответствующими отраслевыми нормами.

Предмет гражданского права представляет собой не что иное, как совокупность различных общественных отношений, которые характеризуются совокупностью общих признаков, в силу чего можно говорить о применении к ним единой правовой формы. Общие особенности содержания структурных элементов системы права – правовых норм, институтов, подотраслей — позволяют разграничить отрасль гражданского права от иных правовых отраслей. Особые черты содержания гражданско-правовых норм, институтов и подотраслей права отражают сущность регулируемых общественных отношений. Вместе с этим, особые черты, свойственные элементам системы, характеризуют особое качественное своеобразие отрасли гражданского права в целом.

Решающая роль предмета правового регулирования проявляется в необходимости обеспечения юридической регламентации всех сфер общественной жизни, входящей в предмет регулирования отрасли гражданского права. При этом воздействие иных факторов, к которым можно отнести исторические аспекты, идеологические предпосылки и др., не могут привести к независимому формированию общественных отношений, которые способствуют созданию целостной отраслевой системы. Именно предмет правового регулирования, в котором нашли свое выражение социально-экономические и политические предпосылки, может быть фактором, который лежит в основе системы и служит фундаментом его построения. В любом случае деление системы права на отрасли не может быть признано случайным, ибо воля государства на построение целостной правовой системы не может не иметь определенной цели. Именно поэтому система гражданского права, во многом, служит выражением политической коньюнктуры, сложившейся в обществе и государстве. Следует признать, что общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования гражданского права является суммарной систенцией экономических, политических, исторических и иных векторов развития общества и государства. При этом, государство, являясь особым правовым образованием, влияет на формирование общественных отношений посредством создания и обеспечения бесперебойного развития механизма правового воздействия, который, в свою очередь, имеет если не решающую, то определяющую роль в становлении общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования гражданского права.

Думается, говоря о гражданском праве, невозможно очертить какую-либо совокупность общественных отношений, составляющих предмет его правового регулирования. Не случайно, нормы гражданского права имеют непосредственное отношение к регулированию смежных и родственных отношений, которые относятся к иным отраслям права. Именно эти отношения, посредством их динамического развития стремятся к гражданско-правовому регулированию, постепенно признавая методы этого регулирования и втягиваясь тем самым в состав предмета гражданского права.

Таким образом, следует сделать вывод, что предмет отрасли гражданского права представляет собой особую совокупность общественных отношений, которая имеет особое социальное, политическое, экономическое и правовое содержание, требующая особого гражданско-правового режима регулирования, который служит главным системообразующим фактором, объединяющим в общую совокупность элементы отрасли гражданского права в целостную систему.

Помимо использования предмета правового регулирования для разрешения вопроса о выделении отрасли гражданского права из системы права, немаловажное значение следует признать за системообразующей ролью данного фактора применительно к выделению гражданско-правовых институтов и других подразделений отрасли гражданского права. Внутреннее строение системы гражданского права, в первую очередь, связано с достаточно широким кругом гражданско-правовых отношений, составляющих предмет регулирования отрасли гражданского права.

Предмет отрасли гражданского права является целостным образованием, разделение которого на отдельные структурные элементы не может происходить произвольно по усмотрению систематизатора. Классификация предмета правого регулирования отрасли гражданского права должна соответствовать реально складывающимся в обществе гражданско-правовым отношениям. Целью классификации является раскрытие этих отношений и через их исследование дать анализ значимости самостоятельных подразделений системы отрасли гражданского права.

Система гражданского права имеет сложную многоуровневую структуру, которая строится на объективных началах, которые свойственны построению системы права в целом.

Вместе с тем, построение системы права по предметному признаку сталкивается с проблемой взаимодействия отраслей права, а также многогранностью общественных отношений, регулируемых правом. Так, в процессе функционирования общественных отношений они взаимодействуют друг с другом, пересекаются, что может привести и приводит к формированию новых промежуточных явлений в результате такого взаимодействия.

Так, например, нарушение норм трудового законодательства может являться основанием для наступления гражданско-правовой ответственности (ст. 419 ТК РФ). При этом для определения размера материальной ответственности используются правовые нормы, содержащиеся в гражданском праве.

Избрание и прекращение полномочий единоличного органа управления хозяйственного общества с одной стороны можно рассматривать как гражданско-правовые отношения, урегулированные нормами ГК РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а с другой стороны как основания для заключения или расторжения трудового договора. В силу этого правовое положение единоличного органа управления – директора (генерального директора) по своей природе приближается к трудовым, тем не менее оставаясь на стуке гражданского и трудового права.

В налоговом (финансовом) праве по прямому указанию ст. 27, 29, 73 – 75 Налогового кодекса РФ применяются гражданско-правовые институты представительства, залога, неустойки. При этом сами общественные отношения, урегулированные нормами Налогового кодекса РФ, остаются публичными и не приобретают частноправовой характер. В данном случаи публичным правом используются правовые конструкции, разработанные и содержащиеся в гражданском праве.

Приведенные примеры с наглядностью демонстрируют объективные сложности построения системы права, в основе которой лежат четкие границы между отраслями права, составляющими его систему. Вместе с тем, регламентация смежных, пограничных отношений обеспечивается нормами тех отраслей, в сферу действия которых входят такие отношения.

Например, правоотношения, возникающие в случае совершения умышленного преступления, регулируются нормами публичной отрасли права – уголовно-процессуальным правом и уголовным правом. Статья 187 УПК РФ предусматривает право потерпевшего на получение возмещения вреда, причиненного преступлением. При этом характер и размер вреда устанавливаются в соответствии с нормами гражданского права.

Таким образом, в рамках публичной отрасли права существует самостоятельный институт – гражданский иск в уголовном процессе, который по своей сути регулирует вопрос имущественных и личных неимущественных отношений.

Таким образом, использование предмета правового регулирования в качестве основания построения системы гражданского права не только не утратило своей значимости для построения системы права, но все более актуализировалось с учетом возрастающего количества общественных отношений, регулируемых гражданским правом. Именно поэтому предмет гражданского права, его структура и особенности требуют от дополнительного исследования и научного обоснования типологии общественных отношений, позволяющих выделить конкретные виды общественных отношений, составляющих основу отрасли гражданского права.

В юридической литературе высказывается мнение о том, что предмет правового регулирования сам по себе недостаточен для построения системы отрасли права, не может обеспечить необходимой четкости границ той или иной отрасли права, в результате чего отрасли права «перекрещиваются», а сама система права не совпадает с системой общественных отношений.

Действительно, классификация общественных отношений по предметному признаку правового регулирования и разделение на этой основе всей правовой системы на отдельные отрасли не решает полномасштабной задачи построения, как целостной правовой системы РФ, так и отдельных отраслей права, в том числе гражданского. Однако следует признать, что именно предмет гражданско-правового регулирования является основным системообразующим фактором отрасли гражданского права, без которого невозможно говорить о целостности всей правовой системы РФ. Иные системообазующие факторы, к которым можно отнести функции права, принципы права, метод правового регулирования являются дополнительными и во многом производны от главного системообразующего фактора – предмета гражданско-правового регулирования.

См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.: 1975. – С. 44.

См.:Алексеев С.С. Структура советского права. М.: 1975. – С. 44.

Яковлев В.Ф. Гражданскоправовой метод регулирования общественных отношений. – Свердловск. 1972. – С. 14.

Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. — М.: 1961. – С . 21.

См.: Кудрявцев В.Н. Право и поведение. – М.: 1978. – С. 60 – 66.

Гражданское право как элемент единой правовой системы имеет присущие ему в данной системе особые функции и выполняет соответствующую роль.

Функции правовой отрасли отражают её роль и место в системе права, так как отдельные отрасли (как элементы этой системы) имеют различия по характеру и содержанию выполняемых ими функций.

К основным функциям гражданского права относят регулятивную и охранительную. Особенностью гражданско-правового регулирования называют преобладание регулятивных задач.

Роль гражданского права проявляется в регламентации экономических отношений, складывающихся в обществе. Иначе говоря, гражданское право сталкивается с организацией обычных имущественных и неимущественных взаимосвязей, а также реагированием на их нарушения, что и раскрывает роль данной отрасли.

Поэтому гражданское право имеет максимальное количество возможных дозволений и минимальное число необходимых запретов. При помощи гражданско-правовых инструментов субъекты имущественных отношений самостоятельно организуют свою деятельность для достижения нужных им результатов.

Следовательно, регулятивная функция гражданского права проявляется в наделении участников отношений возможностями по их саморегулированию и самоорганизации.

Подобное содержание и направленность регулятивной функции предопределены особым частным характером отношений, которые входят в предмет гражданского права. Это является её отличием от регулятивных функций и задач, которые стоят перед публичным правом. В данном случае регулирование соответствующих отношений имеет жестко определенный характер, что практически не оставляет места для свободного усмотрения участников.

Охранительная функция гражданского права первоочередной целью имеет защиту имущественных и неимущественных интересов всех участников гражданских отношений. Реализация данной функции способствует выполнению важнейшей роли гражданского права, суть которой состоит в обеспечении справедливости в функционировании общественных механизмов.

Охранительная функция гражданского права стремится поддержать имущественное и неимущественное состояние добросовестных субъектов в том виде, которое было до нарушения их прав. По общему правилу охранительная функция реализуется посредством восстановления нарушенных прав или компенсации потерпевшему всех причиненных убытков. Компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена стоимостной и эквивалентно-возмездной сущностью регламентируемых товарно-денежных отношений.

Важным аспектом охранительной функции также выступает предупредительно-воспитательная (т.е. превентивная) задача. Она заключается в организации и стимулировании такого поведения участников отношений, которое исключало бы необоснованное нарушение интересов какого-либо участника.

Наиболее явно охранительная функция гражданского права отражена в деликтных и иных правоохранительных обязательствах, в регламентации личных неимущественных отношений. В данном случае охранительная функция гражданского права плотно переплетена с его основной (регулятивной) функцией.

При оформлении личных неимущественных отношений, которые не связаны с имущественными отношениями, в гражданском праве в целом преобладают охранительные (защитные) задачи.