Статья 23 (часть 2) Конституция РФ провозглашает:
«2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.».
Под тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений понимаются определенные отношения, которые складываются между лицами по поводу осуществления решений и действий «секретодателя», связанными с обеспечением секретности конкретных сведений и выражающимися в ограничении либо исключении доступа к ним и к их носителям помимо воли «секретодателя». Утверждается, что одним из выражений отношения по поводу сохранения тайны сообщений является ее (тайны) защита, под которой имеется в виду система организационно-правовых, технических, экономико-финансовых средств по сохранению конфиденциальности конкретных сведений.
Реализация данного права означает, с одной стороны, обязанность государства защищать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от неопределенного круга лиц. Статьёй 63 Федерального закона «О связи» предусматривается, что операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. Согласно уголовно-процессуального закона при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.
С другой стороны, государство устанавливает механизм ограничения данного права, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права на тайну переписки телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации о противоправных деяниях, а именно:
— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
— о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
— о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Результаты данных оперативно-розыскных мероприятий могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Информация, полученная кем-либо с нарушением тайны корреспонденции, признается недопустимым доказательством и не может использоваться в уголовном судопроизводстве. Следует отметить, что принцип обеспечения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не перестает действовать с момента ограничения этого права на основании судебного решения в указанных выше случаях. Уголовно-процессуальный закон обеспечивает сохранение в тайне полученных сведений на протяжении всего производства по уголовному делу.
В открытом судебном заседании переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные отправления могут оглашаться только с согласия лиц, являющихся адресатами (отправителями или получателями) этой корреспонденции. В противном случае указанные материалы оглашаются только при удалении публики из зала суда.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Кроме того, в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.
Запрет нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений распространяется не только на операторов почтовой и иных видов связи, лиц, ведущих расследование уголовных дел и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но и на всех остальных граждан.
Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Как ограничивается тайна переписки
Конституция РФ в ст. 23 устанавливает право на тайну переписки и телефонных переговоров. Его ограничение допустимо только по решению суда, о чем говорится в ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
По решению суда возможно ограничение тайны:
- переписки;
- телефонных и иных переговоров;
- телеграфных и иных сообщений.
Средство передачи информации в ходе переписки в статье не указывается, соответственно, нормами УПК РФ защищена переписка по электронной почте, общение в мессенджерах и социальных сетях. Например, признан нарушением тайны переписки осмотр сообщений, оставшихся в памяти изъятого в результате обыска телефона (кассационное определение от 24.05.2012 № 22-2225/12 по делу № 22-2225/12).
После получения судебного постановления органы дознания получают право на такие нарушения режима конфиденциальности переписки, как:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- задержка;
- осмотр;
- выемка;
- прослушивание;
- чтение;
- снятие информации с технических каналов связи;
- запись.
Если вина человека не подтверждена, все записи телефонных переговоров должны быть уничтожены после годичного хранения, а результаты записи и прослушивания телефонных переговоров — через 6 месяцев с момента прекращения их прослушивания (см. ст. 5 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, далее — закон № 144-ФЗ).
Порядок принятия судебного решения
Порядок принятия судебного акта об ограничении тайны переписки определен в ст. 9 закона № 144-ФЗ. Судья выносит постановление единолично, на основании мотивированного представления руководителя органа, ведущего оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД).
Судья может истребовать любые дополнительные материалы, кроме:
- данных о внедренных сотрудниках;
- сведений о штатных негласных сотрудниках;
- информации о тактике и организации мероприятий по ОРД.
Срок разрешения не может превышать 6 месяцев. Если суд отказал органу, осуществляющему ОРД, за таким разрешением тот может обратиться в вышестоящий судебный орган. В случаях, не терпящих отлагательства, если может быть совершено тяжкое преступление или существует угроза интересам РФ, руководитель органа, осуществляющего ОРД, своим постановлением разрешает проведение мероприятий, нарушающих тайну переписки. Суд необходимо уведомить об этом в течение 24 часов, и если за двое суток не будет получено разрешение суда, то мероприятие требуется прекратить (ст. 8 закона № 114-ФЗ).
Можно ли оспорить нарушение тайны переписки и телефонных переговоров
Согласно ст. 5 закона № 144-ФЗ лицо, считающее, что его конституционное право ущемлено действиями органов, осуществляющих ОРД, вправе обжаловать эти действия в суд.
Истцу будет отказано в удовлетворении иска об истребовании для ознакомления и обжаловании судебного решения, согласно которому установлены ограничения права на тайну переписки и телефонных переговоров, если в этом решении есть сведения, составляющие государственную тайну (см. решение Заволжского районного суда Тверской области от 12.12.2016 по делу № 2А-4494/16).
Тем не менее отсутствие возможности знать содержание судебного решения, на основании которого лицо было ограничено в правах, не является основанием для подачи жалобы и не препятствует ее рассмотрению и удовлетворению (см. определение ВС РФ от 26.10.2013 по делу № АКПИ13-900).
***
Установление ограничений права на тайну переписки и телефонных переговоров призвано защитить граждан в ситуациях, когда возможно совершение тяжких преступлений. Суд призван определить действительную необходимость в таком ограничении. О последствиях незаконного нарушения тайны переписки — в статье Нарушение тайны переписки — УК РФ предусматривает последствия.
Конституция России устанавливает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права возможно только на основании судебного решения.
Реализация данного права означает, с одной стороны, обязанность государства защищать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от неопределенного круга лиц. Статьёй 63 Федерального закона «О связи» предусматривается, что операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.
С другой стороны, государство устанавливает механизм ограничения данного права, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают
конституционные права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, допускается на основании судебного решения и только при наличии ин- формации о противоправных деяниях. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.
Основные законодательные акты:
- Федеральный закон «О связи»;
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».