Ограничение права на образование

УДК 341.9

О. Л. Шабалина, Г. Ю. Шабалин Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ГЕНЕЗИС ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

В статье рассматривается реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений в контексте международно-правовых норм. Приводится анализ и хронология закрепления права на образование в международном праве. Важную роль в международном правовом регулировании реализации права на образование сыграл блок международных конвенций, направленных на предотвращение дискриминации, в том числе, в области образования. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о борьбе с дискриминацией в образовании 1960 года заложили основу международно-правового регулирования права на образование в области прав человека, прав ребенка и борьбе с дискриминацией соответственно. Закрепление права на образование в международном праве берет начало в середине XX века, и в настоящее время реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений достаточно широко урегулированы нормами международного права, что гарантирует воплощение данных позитивных положений в национальном законодательстве большинства стран.

Ключевые слова: образование, право на образование, защита прав ребенка, борьба с дискриминацией, международное право

Право на образование, как одно из важнейших прав человека и гражданина, стало объектом многих научных исследований .

Рассматривая закрепление права на образование и некоторых аспектов его реализации в международных правовых актах, начиная со второй половины XX века, необходимо отметить, что данная эпоха характеризуется принятием многих международных актов, определивших современное понимание прав человека и правового статуса личности. Данные акты принимались под эгидой Организации Объединенных Наций, скомпано-вавшей большинство стран мира, что стало гарантом распространения правового регулирования прав человека в планетарном масштабе.

Так, первым и основополагающим актом стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Право на образование нашло отражение в статье 26 декларации. В данном акте право на образование приобретает свои первые международно-правовые характеристики. Первое и наиболее важное — всеобщность: «Каждый имеет право на образование». Далее следует бесплатность начального и общего образования, обязательность начального образования, общедоступность образования. Родителям предоставлено право выбора вида об-

разования для своих малолетних детей. Немало внимания уделяется направленности образования. Согласно декларации, образование должно способствовать развитию личности и уважению к его правам, а также содействовать взаимопониманию и терпимости между народами, расами, религиями .

Право на образование занимает важное место и в сфере международной защиты прав ребенка. Первым и основополагающим международным правовым актом здесь стала Декларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1959 года. В данной декларации праву на образование отведен Принцип 7 — один из структурных элементов декларации. Характеризуя право на образование, декларация в определенной степени дублирует идеи, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, однако дает как более полное описание уже заложенным положениям, так и устанавливает новые. Так, по Декларации прав ребенка, образование должно способствовать развитию личного суждения и сознания моральной и социальной ответственности, чтобы ребенок мог стать полезным членом общества. Ответственность за образование по данному принципу лежит на родителях, а органы

© Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю., 2015

публичной власти должны прилагать усилия для осуществления данного права. Важно обратить внимание и на принцип 9 декларации, посвященный защите от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Вышеуказанный принцип впервые в международном праве устанавливает положение, согласно которому ребенок не может привлекаться к работе, препятствующей реализации его права на образование .

Важную роль в международном правовом регулировании реализации права на образование сыграл блок международных конвенций, направленных на предотвращение дискриминации, в том числе, в области образования. Стоит обратить внимание на такой международный правовой акт, как Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, которая была принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии.

Прежде всего, конвенция определяет само понятие дискриминации, как различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования. При этом конвенция относит слово «образование» ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, условия в которых ведется образование. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования устанавливает положения, касающиеся направленности образования, свободы родителей в выборе места обучения ребенка, права национальных меньшинств на собственную просветительскую работу. Во многом данные положения заимствованы из предшествующих международно-правовых актов, однако в конвенции они рассматриваются сквозь призму борьбы с дискриминацией. Будучи направленной против дискриминации, конвенция перечисляет элементы, подпадающие под понятие дискриминации в области образования, и возлагает на страны, ратифицировавшие конвенцию обязанности по выстраиванию такой образовательной системы, в которой перечисляемым дискриминационным элементам нет места .

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о борьбе с дискриминацией в образовании 1960 года заложили основу международно-правового

регулирования права на образование в области прав человека, прав ребенка и борьбе с дискриминацией соответственно. Их положения дополнялись, расширялись и получали новую трактовку в принимаемых позднее международно-правовых актах.

Так, важным актом в области прав человека, дополнившим Всеобщую декларацию прав человека, стал Международный пакт от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах». Положения пакта расширили трактовку права на образование и его международно-правовых аспектов. Помимо уже утвержденных Всеобщей декларацией прав человека положений, пакт вносит дополнительные элементы. Не осталась без внимания и реализация права на образование. Так, часть 2 статьи 13 пакта в перечислении необходимых для реализации права на образование условий, многие из которых уже получили отражение во Всеобщей декларации человека, устанавливает необходимость принятия всех необходимых мер для реализации данного права и, в частности, постепенного введения бесплатного образования. В качестве других мер приводятся: активное развитие сети школ всех ступеней, установление удовлетворительной системы стипендий, постоянное улучшение материальных условий преподавательского персонала .

Следующим крупным международным правовым актом в области защиты прав ребенка стала Конвенция о правах ребенка, принятая через 30 лет после Декларации прав ребенка резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Реализация права на образование здесь не только признается, но и носит более определенный характер. Среди перечисляемых в статье 28 Конвенции принципов права на образование, содержатся новые, ранее не упоминавшиеся в международно-правовых актах, принципы. Например, доступность информации и материалов в области образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу, а также для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Характеристики направленности образования также расширились. Здесь появилось два новых элемента: уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, языку, национальным ценностям, а также воспитание уважения к окружающей природе. Не оставлена без внимания и защита от работ, служащих препятствием в получении ребенком

образования. Новой для международной регламентации образования стала обязанность государства принимать меры в области образования для защиты детей от потребления и вовлечения в производство наркотических и психотропных веществ .

В сфере борьбы с дискриминацией отдельных международно-правовых актов, касающихся исключительно образования, не принималось. Однако области образования уделялось внимание в таких международных актах, направленных на борьбу с дискриминацией, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года. В статье 5 данной Конвенции указывается, что государства-участники обязаны запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех формах, в том числе в отношении осуществления прав, которые перечисляются данной статьей. В подпункте у) пункта е) среди прав в экономической, социальной и культурной областях упоминается право на образование и профессиональную подготовку .

Ликвидации гендерного неравенства в образовании посвящена одна из статей Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. Статья 10 данной конвенции посвящена правам в области образования. В этой связи раскрываются общепризнанные принципы права на образование в контексте гендерного равенства .

В последние десятилетия право на образование продолжает развиваться в международном праве. Принимаются новые международно-правовые акты, актуализирующие систему международного права, затрагивая и образование.

На рубеже веков пересмотру подверглась Европейская социальная хартия, которая в обновленном виде была принята 3 мая 1996 года в Страсбурге. Европейская социальная хартия рассматривает право на образование и его реализацию в контексте защиты прав ребенка. Данная сфера затрагивается в трех статьях хартии: статья 7 «Право детей и молодежи на защиту», статья 10 «Право на профессиональную подготовку», статья 17 «Право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту». Защита права на образование в статье 7 хартии раскрывается в за-

прете на участие в работах, лишающих возможности получать обязательное образование .

Борьба с дискриминирующими нормами и обстоятельствами происходит и в XXI веке. Так, Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, содержит статью 24, которая посвящена праву инвалидов на образование. Особое внимание здесь отведено как запрету дискриминации в образовании, так и полному развитию человеческого потенциала, обеспечению разумного приспособления, индивидуализированной поддержке .

Таким образом, закрепление права на образование в международном праве берет начало в середине XX века, и в настоящее время реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений достаточно широко урегулированы нормами международного права, что гарантирует воплощение данных позитивных положений в национальном законодательстве большинства стран.

_Ш_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml

8. Макарова А. Б., Крылов Д. А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2(17). С. 49-52.

Статья поступила в редакцию 19.11.2015 г.

O. L. Shabalina, G. Ju. Shabalin Mari State University, Yoshkar-Ola

GENESIS OF THE RIGHT TO EDUCATION IN INTERNATIONAL LAW

УДК 342.72:37.014.1(470+571) Вечканова Наталья Валерьевна

кандидат юридических наук, заведующая кафедрой управления и права Института развития образования Сахалинской области

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ

https://doi.org/10.24158/tipor.2017.8.14 Vechkanova Natalia Valeryevna PhD in Law,

Head of the Management and Law Department, Institute for Education Development of Sakhalin Region

THE RIGHT TO EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE CONSTITUTIONAL ASPECT

Аннотация:

В статье представлен анализ конституционно-правового закрепления права на образование в Российской Федерации, рассмотрены нормы международных правовых актов, устанавливающих это право. Конституционно-правовой анализ права на образование, отнесенного к группе основных социальных прав и свобод человека, позволил выделить ряд его особенностей, а именно производность от права на жизнь, возможность представления как в объективном, так и в субъективном смысле, вариативность объема и содержания. Являясь сложным по своему составу, конституционное право на образование представлено перечнем относительно самостоятельных прав и свобод и в определенных случаях может рассматриваться одновременно и как конституционное право, и как конституционная обязанность по получению образования. Основными требованиями, предъявляемыми к гарантиям права на образование, должны быть их действенность и эффективность, поскольку они ориентированы на обеспечение реализации этого права каждым человеком. Законодательное закрепление и выполнение на практике эффективных гарантий права на образование в Российской Федерации являются одними из основных целей государственной политики в области образования.

Ключевые слова:

право на образование, Конституция Российской Федерации, социальные права и свободы, бесплатность и доступность образования, конституционное право, конституционная обязанность.

Модернизация системы образования рассматривается как необходимый и определяющий фактор социального и экономического развития российского государства. Это объясняется тем, что наивысшую ценность и основной капитал в современном обществе, согласно действующей Конституции, представляет человек, обладающий способностями осуществлять поиск и осваивать новые знания, принимать обдуманные и нестандартные решения.

Международные стандарты в области прав человека способствуют формированию общего образовательного пространства и общих направлений развития современного образовательного права.

Международными правовыми актами право на образование отнесено к фундаментальным естественным основным правам человека. Такой подход в понимании права на образование представлен во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендовано право на образование рассматривать в качестве одного из элементов права на жизнь, права на развитие. Право на образование является составной частью права на получение непрерывного образования, реализация которого предполагается на протяжении всей жизни человека.

В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. не только закреплено право каждого человека на образование, но и заявляется о необходимости бесплатного и обязательного начального

образования, бесплатности общего образования, общедоступности технического и профессионального образования, доступности высшего образования исходя из способностей каждого .

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в ст. 13 также устанавливает возможность каждого человека на получение образования, декларируя, что полное осуществление этого права возможно: при обязательном и бесплатном начальном образовании; доступном среднем образовании, включая профессионально-техническое среднее образование; высшем образовании, доступном для каждого на основе способностей; постепенном введении бесплатного среднего и высшего образования; активном развитии сети школ всех ступеней; удовлетворительной системе стипендий и постоянном улучшении материальных условий преподавательского персонала . Таким образом, Пактом предусматривается разный объем права на образование в зависимости от ступеней обучения, но конкретно детализируются цели образования. Согласно Пакту, образование должно быть ориентировано на полное развитие личности человека, уважение его достоинства и должно способствовать укреплению уважения к правам человека и основным свободам, обеспечить возможность каждому быть полезным участником свободного общества и содействовать развитию взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями и народностями, религиями, содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира .

Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод устанавливаются запрет на отказ кому-либо в реализации его права на образование, запрет на любые виды дискриминации в рамках реализации права на образование .

Конвенция о правах ребенка 1989 г. также является одним из базовых документов, устанавливающих международные стандарты права несовершеннолетнего на образование. В ст. 28 Конвенции государствами-участниками закреплено право каждого ребенка на образование на основе равных возможностей. Для обеспечения реализации этого права государства обязуются: создать условия для введения на своей территории бесплатного и обязательного начального образования; способствовать развитию разнообразных форм среднего образования, включая общее и профессиональное; обеспечить их общую доступность для каждого; гарантировать доступность высшего образования с учетом индивидуальных способностей; обеспечить информационную открытость в области образования и профессиональной подготовки детей; содействовать регулярному посещению занятий учащимися и снижению числа детей, не посещающих школу; гарантировать соблюдение права ребенка на уважение человеческого достоинства при поддержании школьной дисциплины .

Нормы, устанавливающие универсальные международные стандарты права на образование, закреплены и другими актами Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений, иных региональных международных организаций. Однако конкретное содержание права на образование определяется внутренним законодательством каждого государства. Для большинства государств право на образование закрепляется на конституционном уровне правового регулирования, что, с одной стороны, отражает особую значимость, которая в государстве и обществе придается праву на образование, с другой — выступает дополнительной политико-правовой гарантией реализации этого права, дающей возможность его защиты в случае нарушения .

Так, согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации право на образование имеет каждый. В основном законе понятие «каждый» определяет принадлежность этого права как гражданам РФ, так и иностранцам, лицам без гражданства вне зависимости от их принадлежности к определенной расе, национальности, от их полового признака, языка общения, происхождения, места жительства, религиозных и иных убеждений, участия в общественных организациях, возраста . Реализация права на образование должна быть обеспечена каждому и не может ограничиваться состоянием здоровья, социальным, имущественным и должностным положением, наличием судимости. Конституционные основы реализации права на образование установлены в ст. 72, согласно которой общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а также в ст. 114, в которой установлены полномочия Правительства РФ по обеспечению в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Право на образование, отнесенное Конституцией РФ к основным правам и свободам человека, можно рассматривать в качестве производного от фундаментального права на жизнь. В науке право на образование относят к группе прав человека второго поколения. Эта группа объединяет такие социально-экономические и культурные права, как право на охрану здоровья, жилище, труд и отдых, социальное обеспечение, доступ к культурным ценностям и т. д.

В юридической науке право на образование может быть рассмотрено как в объективном, так и в субъективном смысле.

По мнению А.Н. Козырина, объективное право на образование, т. е. право на образование в объективном смысле, представляет собой совокупность правовых норм, необходимых для регулирования общественных отношений, связанных с получением образования. Субъективное образовательное право (право на образование в субъективном смысле) — это гарантированные государством и международным правом фактические возможности индивида, заключающиеся в

обладании и пользовании необходимым объемом знаний, умений и навыков с целью повышения им своего образовательного и культурного уровня .

Право на образование, установленное Конституцией РФ и закрепленное основными международными актами по правам человека, представляет собой субъективное право. В своих исследованиях ученые-правоведы высказывают сходство во взглядах относительно содержания конституционного права на образование, делая акцент на его субъективный характер.

К примеру, содержание конституционного права на образование раскрывается Л.А. Доль-никовой через обязательность процесса и результатов усвоения знаний, умений и навыков . Т.С. Румянцевой конституционное право на образование определяется как система норм, на основе которой регулируются общественные отношения, возникающие в процессе получения образования . Особого внимания заслуживает определение С.С. Алексеева, который отмечает, что субъективные права индивида выражают не потенциальные, а его реальные возможности, которые должны быть закреплены в конституции и законах . Дополняя суждения С.С. Алексеева, О.Ю. Назарова утверждает, что право на образование следует представлять в качестве совокупности возможностей каждого человека на получение образования . Особой точки зрения придерживаются Я.Д. Стешенко и С.Н. Степанько, относя право ребенка на образование к группе культурных прав человека и рассматривая его как особую разновидность международно признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного права индивида .

Обобщая позиции ученых, можно утверждать, что право на образование является особо значимым социальным правом человека, создающим необходимые предпосылки для развития личности, оказывающим влияние на состояние общества в целом, находясь во взаимосвязи с иными политическими, экономическими и социальными правами и свободами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый человек приобретает право на образование естественным способом, то есть на основании факта своего рождения и благодаря тому, что человеку по его природе присущи развитие личности, накопление опыта и получение новых знаний, желание творить и потребность передавать все накопленное молодому поколению. Образование дает возможность и создает условия для полноценной жизни человека в обществе.

Основные права, включая право на образование, принадлежат человеку изначально и не зависят от воли государства. В праве на получение образования не может быть отказано никому. Государство гарантирует и обеспечивает реализацию этого права. Являясь основным правом человека, право на образование не может передаваться другим лицам, отчуждаться в какой бы то ни было форме или быть дарованным. Кроме того, сам человек не может добровольно отказаться от права на получение образования в силу обязательности основного общего образования в Российской Федерации и в соответствии с международными стандартами. Реализация права на образование способствует социализации человека в современном обществе.

Современное понимание права на образование предусматривает свободу образования, которая включает в себя возможности по получению образования всеми желающими с учетом их религиозных или идеологических убеждений; предполагает свободу выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, свободу выбора программы обучения, педагогических и академических методов, способов и форм обучения, языка обучения, свободу на получение образования различных уровней и др.

За последние пять лет в Российской Федерации проведена огромная работа по реформированию образовательного законодательства. Задача Федерального закона № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» — обеспечить реализацию конституционного права на образование, определить стратегию и основные направления развития российского образования.

Таким образом, конституционно-правовой аспект регулирования права на образование определяет принадлежность этого права к группе основных закрепленных конституционно социальных прав и свобод человека. Являясь сложным по своему составу, конституционное право на образование представлено перечнем относительно самостоятельных прав и свобод, производно от права на жизнь и в определенных случаях может рассматриваться одновременно и как конституционное право, и как конституционная обязанность по получению образования.

Ссылки:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. М., 2003. 10 с.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.

3. Там же.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

5. Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

7. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

9. Дольникова Л.А. Конституционное право на образование советских граждан : дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1984.

10. Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах : дис. … канд. юрид. наук. М., 1984.

11. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. 320 с.

Alekseev, SS 1995, The theory of law, Moscow, 320 p., (in Russian).