Огнезащитная обработка деревянных конструкций косгу

Ежегодно перед началом нового учебного года каждое образовательное учреждение проходит приемку специальной комиссией, в состав которой входят представители департаментов (управлений) образования, Роспотребнадзора, Госпожнадзора МЧС, ГИБДД МВД. Ее результаты отражаются в паспорте готовности образовательного учреждения к учебному году. В течение лета в образовательных учреждениях идет интенсивная подготовка зданий к началу учебного года: проводятся текущие и капитальные ремонты, проверяются работоспособность и надежность различных инженерных систем и коммуникаций. О текущих и капитальных ремонтах мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Сегодня мы рассмотрим, в каком порядке проводятся некоторые противопожарные мероприятия и подготовка к отопительному сезону системы отопления, а также порядок отражения расходов на данные работы (услуги) в бухгалтерском учете учреждений.

Противопожарные мероприятия

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений, согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложена на руководителей этих учреждений. При этом они обязаны:

— соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

— разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

— проводить противопожарную пропаганду, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности;

— включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

— содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допуская их использования не по назначению;

— обеспечивать доступ должностных лиц пожарной охраны при исполнении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты учреждения;

— представлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в учреждении, в том числе о пожарной опасности производимой им продукции, а также о происшедших на его территории пожарах и их последствиях;

— незамедлительно сообщать в пожарную охрану сведения о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

Непосредственно к противопожарным мероприятиям, которые проводятся при подготовке к началу учебного года, относятся:

— приобретение (замена, перезарядка) первичных средств пожаротушения;

— установка (ремонт, модернизация) автоматической противопожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения;

— техническое обслуживание АПС и системы оповещения;

— установка, ремонт системы дымоудаления;

— пропитка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений, занавесей в актовых залах и т.п.;

— оборудование путей эвакуации (установка доводчиков двери, установка световых указателей «Выход», установка пожаростойких дверей и др.);

— монтаж (ремонт, техническое обслуживание) систем внутреннего противопожарного водоснабжения;

— оборудование аварийного освещения зданий.

Несоблюдение мер противопожарной безопасности влечет за собой административную ответственность по ст. 20.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа от 6 до 15 тыс. руб. на должностных лиц и от 150 до 200 тыс. руб. на юридических лиц.

Организация противопожарной безопасности требует немалых затрат, которые могут осуществляться за счет бюджетного финансирования, субсидий на выполнение госзадания, целевых субсидий и собственных средств учреждений. Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), основная часть противопожарных мероприятий относится на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Огнезащитная обработка деревянных конструкций. В соответствии с Порядком осуществления контроля за соблюдением нормативных требований к средствам огнезащиты и их применению, утвержденным МЧС России 27.01.2010, при таком контроле:

— проверяется наличие приемо-сдаточных актов на выполнение огнезащитных работ и соответствие содержащейся в них информации нормативным требованиям, предъявляемым к защищаемым материалам, изделиям и конструкциям;

— фиксируется наличие и состояние огнезащиты на элементах и конструкциях зданий и сооружений, инженерном оборудовании, материалах, которые согласно проектной документации и противопожарным нормам должны быть защищены средствами огнезащиты;

— путем визуального осмотра нанесенных огнезащитных покрытий выявляются необработанные места, наличие трещин, отслоений, осыпания, разбухания, изменения цвета, наличие посторонних пятен, инородных включений и других повреждений, а также производится замер толщины нанесенного покрытия.

При заключении договоров по огнезащитной обработке образовательные учреждения должны руководствоваться положениями ст. ст. 702 — 729 ГК РФ и в зависимости от типа учреждения положением о закупке, разработанным в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ <1>, либо Законом о контрактной системе <2>.

<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учет расчетов с подрядчиками на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций следует вести на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» (п. 256 Инструкции N 157н <3>).

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В учете учреждений данные расчеты будут отражаться таким образом:

Казенное учреждение (Инструкция N 162н) <*>

Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н) <**>

Автономное учреждение (Инструкция N 183н) <***>

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Принятие к учету задолженности по оплате услуг по огнезащитной обработке

1 401 20 225

1 109 xx 225

1 302 25 730

0 401 20 225

0 109 xx 225

0 302 25 730

0 401 20 225

0 109 xx 225

0 302 25 000

Осуществление предоплаты по договору на огнезащитную обработку

1 206 25 560

1 304 05 225

0 206 25 560

0 201 11 610

0 206 25 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Осуществление расчетов по договору за выполненную работу

1 302 25 830

1 304 05 225

0 302 25 830

0 201 11 610

0 302 25 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Зачет предоплаты по договору в счет расчетов за выполненную работу

1 302 25 830

1 206 25 660

0 302 25 830

0 206 25 660

0 302 25 000

0 206 25 000

<*> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<**> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

<***> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример 1. В казенном образовательном учреждении перед началом учебного года проведена огнезащитная обработка чердачных помещений. Стоимость работ по договору составила 50 000 руб., которые произведены после 30%-ной предоплаты. Окончательный расчет с подрядчиком произведен после подписания акта приемки выполненных работ.

Расходы на данное мероприятие включены в состав затрат на оказание услуг.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена задолженность перед подрядчиком по договору

1 109 60 225

1 302 25 730

50 000

Произведена предоплата по договору

(50 000 руб. x 30%)

1 206 25 560

1 304 05 225

15 000

Произведен расчет с подрядчиком по окончании работ

(50 000 — 15 000) руб.

1 302 25 830

1 304 05 225

35 000

Произведен зачет аванса за выполненные работы

1 302 25 830

1 206 25 660

15 000

Приобретение и перезарядка огнетушителей. Огнетушители — это первичные средства пожаротушения. К ним же относятся пожарные гидранты, мотопомпы, пожарные насосы, прочий пожарный инвентарь, установки пожаротушения. Все эти приспособления являются объектами основных средств. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, первичным средствам пожаротушения присвоен код 142944020 «Средства пожаротушения» и они отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно. Их учет следует вести в соответствии с положениями Инструкции N 157н, касающимися основных средств на счетах:

— 0 101 24 000 «Машины и оборудование — особо ценное движимое имущество учреждения»;

— 0 101 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения».

Однако первоначальная стоимость данного оборудования очень незначительна и составляет менее 3000 руб. Поэтому при выдаче их в эксплуатацию (то есть при расстановке по определенным для них местам) со склада учреждения они подлежат учету на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации».

Таким образом, расходы на приобретение огнетушителей, согласно Указаниям N 65н, будут относиться на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. А вот их поддержание в рабочем состоянии и периодическая перезарядка должны производиться за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Пример 2. В автономном образовательном учреждении три огнетушителя общей стоимостью 900 руб., учитываемые на забалансовом счете 21, признаны негодными к дальнейшей эксплуатации и списаны с учета. Учреждением приобретены пять новых огнетушителей на сумму 2000 руб. (400 руб. x 5 шт.). Три из них выданы в эксплуатацию. Кроме этого, специализированной организацией произведена перезарядка 12 огнетушителей. Стоимость работ по договору составила 2760 руб. (230 руб. x 12 шт.) и отнесена на общехозяйственные расходы. Оплата всех расходов по приобретению и перезарядке огнетушителей произведена за счет средств от приносящей доход деятельности с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном ОФК.

Данные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете автономного учреждения будут отражены в соответствии с Инструкцией N 183н следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны не пригодные к эксплуатации огнетушители

Приобретены огнетушители

2 106 31 000

2 302 31 000

Оплачена стоимость новых огнетушителей

2 302 31 000

2 201 11 000

Приняты к учету огнетушители

2 101 34 000

2 106 31 000

Огнетушители выданы в эксплуатацию

(400 руб. x 3 шт.)

Отражена задолженность за перезарядку огнетушителей

2 109 80 225

2 302 25 000

Произведена оплата перезарядки огнетушителей

2 302 25 000

2 201 11 000

Проверка сопротивления изоляции электросети. В акте приемки (паспорте готовности) образовательного учреждения к новому учебному году, примерная форма которого доведена в Письме Минобразования России от 22.06.2000 N 22-06-723, отражается информация о проведении проверки сопротивления изоляции электросети. Эти работы осуществляются также в рамках противопожарных мероприятий и выполняются сотрудниками электротехнических лабораторий обычно не реже одного раза в год.

Проведение названных и других противопожарных мероприятий, расходы на которые будут осуществляться за счет подстатьи 225 КОСГУ, следует отражать в учете учреждений аналогично примерам, рассмотренным нами выше.

Промывка и опрессовка системы отопления

Еще одной позицией, которая отражается в акте приемки (паспорте готовности) образовательного учреждения, является информация о проведении работ по промывке и опрессовке системы отопления. Они проводятся при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей (п. 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115). Кроме того, проведение таких работ влияет на энергоэффективность теплосетей.

Данные работы могут носить регламентированный характер и проводиться организацией — поставщиком коммунальных услуг в рамках договора предоставления таких услуг. В этом случае их оплата будет осуществляться по подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.

Если же договором о предоставлении коммунальных услуг (теплоснабжении) не предусмотрена оплата технологических нужд и для проведения промывки и опрессовки системы отопления привлекается сторонняя организация в рамках отдельного договора, то оплата этих работ, согласно Указаниям N 65н, производится за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Рассмотрим пример.

Пример 3. В бюджетном образовательном учреждении проведены промывка и опрессовка системы отопления поставщиком тепловой энергии. На данные работы теплоснабжающая компания выставила отдельный счет на сумму 37 000 руб. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК, за счет субсидии на выполнение госзадания после подписания акта выполненных работ. Данные расходы включены в общехозяйственные.

с изменениями от 11.03.2019

Смотрите также статью «КВР 2018 – применяем без ошибок»

Зачастую в учреждениях госсектора возникает вопрос об отнесении тех или иных расходов к сфере информационно-коммуникационных технологий, которые в свою очередь подлежат оплате за счет КВР 242. Порядок отнесения расходов к КВР 242 или 244 рассмотрим в данной статье.

Что такое КВР 242 и 244?

Описание КВР 242 и 244 содержится в Порядке, утв. Приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее — Порядок № 132н):

  • КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» (пп. 51.2.4.2 п. 51 Порядка № 132н)

По данному виду расходов подлежат отражению расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Также по данному виду расходов отражаются расходы бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия решения финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) о применении вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

  • 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (пп. 51.2.4.4 п. 51 Порядка № 132н)

На данный КВР относится, в частности, закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по аналогичным закупкам.

Какие расходы относятся к сфере ИКТ?

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

В соответствии с Порядком № 209н отнесение расходов бюджетов к сфере ИКТ осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Предоставление разъяснений по вопросам отнесения товаров, работ, услуг к сфере информационно-коммуникационных технологий относится к компетенции Минкомсвязи России, за которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Как правильно применять КВР 242 и 244?

Анализируя описания рассматриваемых кодов видов расходов можно сделать вывод, что применять КВР 242 могут только получатели средств федерального бюджета, а также иные получатели средств бюджета, при принятии соответствующим финансовым органом решения о применении данного элемента видов расходов. Бюджетные и автономные учреждения КВР 242 применять не могут.

В общем случае возможность применения КВР 242 предусматривается соответствующим планом информатизации. Аналогичное мнение изложено в п. 2 Представления Счетной палаты РФ от 25.11.2016 № ПР 10-322/10-03, письмах Минфина России от 15.09.2017 № 02-05-10/59626, от 18.07.2017 № 02-05-10/45717, письме Минфина России и Федерального казначейства от 17.05.2017 № 09-01-08/30262/07-04-05/03-425.

Общие вопросы подготовки планов информатизации и правила подготовки заключений об оценке мероприятий по информатизации регулируются Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 365. При этом в первую очередь государственному органу необходимо обеспечить согласование с Минкомсвязи мероприятий, относящихся к эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Таким образом, если конкретные расходы, оплату которых планируется осуществлять по КВР 242, предусмотрены планом информатизации, то такие расходы могут быть отнесены на данный элемент видов расходов. Если соответствующие расходы планом информатизации не предусмотрены, то расходы относятся на КВР 244.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Помогите пожалуйста правильно отнести закупку фотоаппарата, веб камеры, микрофона, диктофона . Какой КВР применять в казенном учреждении?

Ответ: Казенное учреждение закупку фотоаппарата, веб камеры, микрофона, диктофона могут отнести на КВР 242 либо 244. Выбор того или иного КВР будет зависеть от показателей Бюджетной сметы казенного учреждения и от наличия данных видов закупок в перечне расходов по Плану информатизации.

Опубликовано 10.02.2017

Цитата (Письмо Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383):Подстатья 225 Работы, услуги по содержанию имущества
замазка, оклейка окон;
— услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении учреждения, а также их ветеринарное обслуживание и обследование;
— обеспечение функционирования и поддержка работоспособности корпоративных мультисервисных сетей передачи данных, программно-аппаратных комплексов систем обеспечения информационной безопасности, техническое обслуживание информационно-коммуникационных инфраструктур (в т.ч. обслуживание локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение, с учетом их отдельных элементов и частей (короба, кабели, розетки и т.д.), находящихся в оперативном управлении, аренде, безвозмездном пользовании, но не учитываемых в бюджетном учете в качестве самостоятельного объекта инвентарного учета);
— заправка картриджей;
— расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния, в том числе:
— государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений, в т. ч. весового хозяйства, манометров, термометров медицинских, уровнемеров, приборов учета, перепадомеров, измерительных медицинских аппаратов, спидометров;
— обследование технического состояния (аттестация) объектов нефинансовых активов, осуществляемое в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта, определения возможности дальнейшей эксплуатации (включая, диагностику автотранспортных средств, в том числе при государственном техническом осмотре), ресурса работоспособности;
— проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях лечебных учреждений, а также проведение бактериологических исследований перевязочного материала и инструментов на стерильность.

Подрядчик осуществил работы по устранению нарушений пожарной безопасности (установка противопожарных дверей по статье 225 КОСГУ). Проведен демонтаж старых дверей и установлены противопожарные двери. Старые двери были учтены в стоимости здания. На демонтаж старых дверей и монтаж новых оформлен единый акт. Стоимость противопожарных дверей включена в стоимость проведенных подрядчиком работ. Подрядные работы выполнены в декабре.
Каков порядок учета затрат по замене старых дверей?
Как правильно отразить затраты в бухгалтерском учете автономного учреждения?

28 января 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты по замене обычных дверей в здании на противопожарные подлежат отнесению на расходы текущего финансового года. Стоимость здания при этом не подлежит изменению. В качестве самостоятельных объектов нефинансовых активов учет противопожарных дверей также не осуществляется.

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации противопожарные двери отдельно (до установки) в учреждение не поставляются. Соответственно, рассматривать их в качестве материальных ценностей, подлежащих установке, нельзя. Поэтому исходя из положений пункта 99 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), учет дверей в составе материальных запасов до установки в данной ситуации не осуществляется.
В распоряжение учреждения после проведения подрядных работ поступают готовые к использованию противопожарные двери, установленные взамен обычных дверей. В такой ситуации встает вопрос о необходимости изменения стоимости здания на стоимость работ по замене дверей либо об учете дверей в качестве самостоятельных объектов.
С 01.01.2018 вступили в силу первые 5 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе стандарт «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства»). Методические рекомендации по применению данного стандарта направлены письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237 (далее — Методические рекомендации).
С вступлением в силу СГС «Основные средства» к ранее существовавшим основаниям изменения стоимости основных средств добавились новые. Пунктом 27 Инструкции N 157н установлено, что изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении.
Дополнительно пунктом 27 СГС «Основные средства» установлено, что стоимость основных средств может меняться при замене его составных частей. При этом затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных пунктом 8 СГС «Основные средства», то есть признания затрат активами.
В п. 6 Методических рекомендаций уточнено, что к рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление работ на объекте основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами. Далее приведен примерный перечень таких работ. В частности, в этот перечень включены и работы по замене окон, дверей. Также указано, что такие и аналогичные затраты относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости объекта основного средства. Исходя из данных положений можно сделать вывод, что в качестве самостоятельных основных средств учет противопожарных дверей также не осуществляется.
Соответственно, затраты по замене обычных дверей в здании на противопожарные подлежат отнесению на расходы текущего финансового года. Стоимость здания при этом не меняется. Отметим, что информация о произведенной замене обоснованно может быть включена в информацию по зданию, в частности, в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Учитывая п. 137 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, операция по замене обычных дверей в здании на противопожарные отражается бухгалтерской записью:
Дебет 0 109 ХХ 225 (0 401 20 225) Кредит 0 302 25 000 — на основании акта выполненных работ отражена информация по замене дверей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества