Обязанности главного федерального инспектора субъекта РФ

Черкасов К.В., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Поволжского юридического института (филиала) ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», кандидат юридических наук.

Напомним, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах <1>.

<1> СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112, N 26. Ст. 2748, N 38. Ст. 3781; 2001. N 6. Ст. 551; 2004. N 15. Ст. 1395, N 41. Ст. 4021; 2005. N 13. Ст. 1135.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах осуществляют аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее — аппараты полномочных представителей), главное назначение которых заключается в практической реализации полномочий полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, в содействии исполнению поставленных главой государства перед ними задач.

Особое место в структуре аппаратов полномочных представителей занимают главные федеральные инспекторы, а также федеральные инспекторы аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в субъектах Российской Федерации (далее — главный федеральный инспектор и федеральный инспектор). Их основное предназначение заключается в представлении интересов и обеспечении реализации функций аппаратов полномочных представителей на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Являясь федеральными государственными служащими аппаратов полномочных представителей и входя, как правило, в состав контрольных департаментов (реже в структуру иных департаментов, например в департамент по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, административно-правовой департамент), главные федеральные инспекторы, федеральные инспекторы занимают должности в Администрации Президента Российской Федерации и относятся, соответственно, к высшей и главной группе должностей категории «специалисты» <2>. На них, как и на полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, распространяются нормы федерального законодательства о федеральной государственной гражданской службе.

<2> Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118, N 10. Ст. 1091, N 13. Ст. 1360, N 38. Ст. 3975, N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530, N 14. Ст. 1664, N 20. Ст. 2390, N 23. Ст. 2752, N 32. Ст. 4124, N 40. Ст. 4712, N 50. Ст. 6255, N 52. Ст. 6424.

Указ о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и иные правовые акты, регламентирующие деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, не содержат норм, фиксирующих правовой статус главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов. Сегодня в наиболее полном виде он закреплен в нормах распоряжения Администрации Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 г. N 384 «Об утверждении Типового положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе» <3>, Типового положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата соответствующего полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, утверждаемого полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по согласованию с помощником Президента Российской Федерации — начальником Контрольного управления Президента Российской Федерации <4>. Большое значение в фиксации правового статуса главных федеральных инспекторов имеют конкретные положения о главных федеральных инспекторах и федеральных инспекторах, а также положения о структурных подразделениях аппаратов полномочных представителей.

<3> См.: Президентский контроль. Информационный бюллетень. 2005. N 10. С. 3 — 5.
<4> См., например: распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 23 мая 2005 г. N А53-3347 «Об утверждении Положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе» // Интернет. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе: www.pfo.ru.

Назначение на должность и освобождение от должности главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах по представлению начальников департаментов аппаратов полномочных представителей, в составы которых они входят, и согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам. Главные федеральные инспекторы в свою очередь вносят предложения о назначении на должность и освобождении от должности федеральных инспекторов, а также о поощрении и применении к ним мер дисциплинарного взыскания начальникам департаментов аппаратов полномочных представителей, в составы которых они входят.

Главные федеральные инспекторы, федеральные инспекторы подотчетны полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, однако оперативное руководство их деятельностью осуществляют их заместители, курирующие соответствующие участки работы, непосредственное же руководство — начальники департаментов аппаратов полномочных представителей, в составы которых они входят. Осуществляя поставленные задачи, главные федеральные инспекторы руководствуются Конституцией России, федеральными законами, актами Президента России, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями и поручениями полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, положением о них, а федеральные инспекторы — также указаниями главных федеральных инспекторов. Главные федеральные инспекторы руководят деятельностью федеральных инспекторов. В целом должность федерального инспектора имеет все признаки заместителя главного федерального инспектора.

В настоящее время главный федеральный инспектор и федеральный инспектор назначаются в каждый субъект Российской Федерации одновременно. Однако ранее при небольших размерах территорий субъектов Российской Федерации и устойчивой общественно-политической обстановке главный федеральный инспектор мог отсутствовать. В этом случае полномочия главного федерального инспектора исполнял федеральный инспектор. Такая ситуация, например, имела место в Коми-Пермяцком автономном округе. До окончания объединительного процесса в некоторых субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, полномочия ряда главных федеральных инспекторов распространялись на граничащие друг с другом субъекты Российской Федерации. Так, существовал один главный федеральный инспектор в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе.

Определенной особенностью долгое время отличалась организация деятельности главных федеральных инспекторов в Южном федеральном округе. Эта особенность заключалась в том, что работа главных федеральных инспекторов зачастую синхронно носила как совмещенный (объединяла несколько субъектов Российской Федерации или их части), так и одновременный характер. Так, главный федеральный инспектор действовал на Азово-Черноморском побережье и городе Сочи, в Республике Северная Осетия — Алания и Республике Ингушетия, в Кавминводах и Кабардино-Балкарской Республике, в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской Республике. Однако в Республике Дагестан действовали одновременно два федеральных инспектора <5>. Сложившуюся ситуацию, пожалуй, можно объяснить существованием в Северо-Кавказском регионе страны сразу двух объективных причин для этого — небольших по территории субъектов Российской Федерации и сложной общественно-политической ситуацией в них. Однако в связи с существенным изменением последней к лучшему сегодня функционирование главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе построено исключительно по субъектному принципу, они действуют в каждом субъекте Российской Федерации, расположенном на территории Южного федерального округа.

<5> См.: Саурин А.А. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (на опыте Южного федерального округа). Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 85.

В целях эффективного осуществления поставленных перед главными федеральными инспекторами и федеральными инспекторами задач и закрепленных функций при них созданы и функционируют небольшие аппараты, включающие помощников, специалистов, советников. Так, например, в состав аппарата главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по Кировской области входят два помощника по бюджетно-финансовым вопросам, помощник по финансово-экономическим вопросам, помощник по правовым вопросам и кадровому обеспечению, руководитель региональной общественной приемной, два специалиста региональной общественной приемной, руководитель пресс-центра, пресс-секретарь.

Первоначально задачи, функции, права, организация и обеспечение деятельности главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов были в основном схожи с аналогичными характеристиками правового статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, с тем лишь отличием, что осуществлялись в подведомственных им субъектах Российской Федерации и в ряде случаев проецировались на полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Исключение составляли только полномочия, которые связаны с особенностями правового статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и реализуются ими непосредственно <6>.

<6> См., например: распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе от 8 декабря 2000 г. «Об утверждении Временного положения о главном федеральном инспекторе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе» // Архив аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. 2000; распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 15 сентября 2000 г. «Об утверждении Положения о главном федеральном инспекторе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе» // Архив аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. 2000.

Сегодня основными задачами главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов являются: организация контроля за исполнением в субъектах Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений главы государства; участие в организации контроля за реализацией в субъектах Российской Федерации ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации и иных программных документов главы государства; участие совместно с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей в соответствии со сводными планами контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента России и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, в организации контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента России, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина).

В целях решения обозначенных задач главные федеральные инспекторы и федеральные инспекторы проводят мероприятия по организации контроля за исполнением в субъектах Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений Президента России; регулярно информируют полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и контрольные департаменты аппаратов полномочных представителей о проведенных контрольных мероприятиях, вносят предложения о мерах, направленных на устранение вскрытых нарушений и повышение исполнительской дисциплины; участвуют в организации контроля за исполнением в субъектах Российской Федерации федеральных законов и за реализацией федеральных программ; вносят полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах предложения о совершенствовании контрольной деятельности в субъектах Российской Федерации; при организации проверок исполнения в субъектах Российской Федерации федеральных законов, правовых актов и иных решений главы государства взаимодействуют с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей, а также с органами прокуратуры Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; участвуют в работе органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, находящихся на территориях соответствующих субъектов России; осуществляют личный прием граждан и работу с обращениями граждан, учреждений и организаций; исполняют отдельные поручения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Для этого главные федеральные инспекторы и федеральные инспекторы наделены правами запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от подразделений аппаратов полномочных представителей, от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента России и федеральных органов государственной власти; использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации; организовывать по поручению полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и во взаимодействии с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей проверку исполнения в субъектах Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений главы государства, реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета; подписывать служебную документацию в пределах своих полномочий; вносить предложения полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах о создании совещательных и консультативных органов и участии в их работе.

Отдельными полномочиями главные федеральные инспекторы и федеральные инспекторы наделяются, а имеющиеся полномочия детализируются нормами регионального законодательства. Так, в соответствии с Регламентом Саратовской областной Думы главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по Саратовской области вправе присутствовать на любом открытом и закрытом заседании Саратовской областной Думы, а также получать проекты законов Саратовской области, постановлений Саратовской областной Думы и необходимые материалы к ним <7>. Кроме того, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по Саратовской области является членом Антитеррористической комиссии в Саратовской области, Межведомственного совета Саратовской области по предметам совместного ведения, Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Правительстве Саратовской области <8>.

<7> Постановление Саратовской областной Думы от 29 апреля 1998 г. N 12-247 «О Регламенте Саратовской областной Думы» // Информационно-справочная правовая система «КонсультантПлюс».
<8> Постановление Губернатора Саратовской области от 19 октября 2006 г. N 182 «О создании Межведомственного совета Саратовской области по предметам совместного ведения» // Саратовская областная газета. 2006. 24 окт.; Постановление Губернатора Саратовской области от 28 мая 2007 г. N 75 «О дополнительном составе членов Антитеррористической комиссии в Саратовской области» // Саратовская областная газета. 2007. 19 июня, 17 авг.; Постановление Правительства Саратовской области от 26 декабря 2005 г. N 446-П «О реализации приоритетных национальных проектов на территории Саратовской области» // Саратовская областная газета. 2005. 30 дек.; 2006. 2 февр., 17 февр., 14 апр., 4 июля, 3 окт., 15 дек.; 2007. 17 авг.

В целом на сегодняшний день имеются достаточные основания полагать, что как часть аппаратов полномочных представителей институт главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов стал, по сути, преимущественно ориентированным на обеспечение реализации в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях осуществляемых в настоящее время в Российской Федерации приоритетных национальных проектов.

Приказом полномочного представителя Президента в Дальневосточном Федеральном округе Юрия Трутнева на должность главного федерального инспектора по Магаданской области назначен Роман Аничин. Ранее, с декабря 2014 года, Роман Николаевич исполнял обязанности главного федерального инспектора по Сахалинской области, сообщает ИА MagadanMedia.

Основные полномочия главного федерального инспектора заключаются в контроле за исполнением в регионе указов, распоряжений и иных решений президента Российской Федерации. Внесение предложений об устранении нарушений и повышении исполнительской дисциплины. Предложения направляются полномочному представителю Президента Российской Федерации. Контроль за исполнением в регионе федеральных законов, федеральных программ, а также Программы социально-экономического развития субъекта Федерации. Взаимодействие с территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти (правоохранительные, надзорные органы), а также с прокуратурой при проверках исполнения в регионе федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации. Участие в работе органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, находящихся на территории региона. Исполнение поручений полномочного представителя Президента Российской Федерации.

Справка: Роман Аничин родился в 1964 году. Кандидат социологических наук. До 2002 года проходил службу в Вооруженных силах, до 2014 года работал на разных должностях в департаменте жилищной политики и жилищного фонда Москвы. В декабре 2014 года был назначен главным федеральным инспектором по Сахалинской области.

Итоги деятельности территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по выполнению мероприятий гражданской обороны в 2014 году были подведены на областном сборе, который состоялся 4 февраля 2015 года в Администрации Волгоградской области под руководством первого заместителя Губернатора Волгоградской области И.В.Стефаненко.

В подведении итогов также приняли участие: федеральный инспектор по Волгоградской области В.А.Горячев, председатель Волгоградской областной Думы Н.П.Семисотов, начальник Главного управления МЧС России по Волгоградской области генерал-майор внутренней службы О.В.Гребенюк, председатель комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области Ю.Т.Наурзалиев, руководители силовых ведомств, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области, главы муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, представители общественного совета при комитете, должностные лица, уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС.

В ходе совещания с докладом выступил председатель комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области Ю.Т.Наурзалиев, в котором озвучил основные итоги деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Волгоградской области (далее – комиссия).

В течение прошлого года работа комиссии была направлена на координацию деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы Волгоградской области РСЧС и своевременное обеспечение защиты населения и территории региона.

В 2014 году проведено 8 заседаний комиссии, в том числе на двух внеплановых принимались решения, требующие незамедлительных мер, связанных с угрозами или возникновением чрезвычайных ситуаций.

Всего на территории региона в минувшем году было зарегистрировано три чрезвычайные ситуации. По сравнению с 2013 годом количество ЧС уменьшилось более чем в 4,5 раза.

В результате реализации комплекса предупредительных мероприятий удалось предотвратить подтопление населённых пунктов, не допустить крупных ландшафтных пожаров.

В продолжение своего выступления Ю.Т.Наурзалиев остановился на вопросах, касающихся пожарной безопасности, развития региональной Противопожарной службы, безопасности людей на водных объектах, обучения глав муниципальных районов и городских округов в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС.

В минувшем году была завершена реорганизация подразделений противопожарной службы Волгоградской области, которая позволила сэкономить более 15 млн. рублей бюджетных средств, сохранив при этом боеготовность подразделений. В результате реорганизации создано 5 государственных казённых учреждений (отрядов) противопожарной службы региона, в состав которых вошло 57 подразделений пожарной охраны.

В 2015 году совместно с органами местного самоуправления планируется создать подразделения противопожарной службы Волгоградской области в Дубовском, Городищенском и Николаевском районах.

Начальник Главного управления МЧС России по Волгоградской области генерал-майор внутренней службы О.В.Гребенюк в своем докладе озвучил итоги деятельности территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отметил, что основные задачи деятельности территориальной подсистемы в минувшем году были реализованы.

Особое внимание участников сбора было обращено на что, несмотря на проделанную работу, остаётся ряд нерешённых вопросов: наличие значительного количества несанкционированных свалок горючих отходов, отсутствие достаточного =>

Итоги деятельности территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по выполнению мероприятий гражданской обороны в 2014 году были подведены на областном сборе, который состоялся 4 февраля 2015 года в Администрации Волгоградской области под руководством первого заместителя Губернатора Волгоградской области И.В.Стефаненко.

В подведении итогов также приняли участие: федеральный инспектор по Волгоградской области В.А.Горячев, председатель Волгоградской областной Думы Н.П.Семисотов, начальник Главного управления МЧС России по Волгоградской области генерал-майор внутренней службы О.В.Гребенюк, председатель комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области Ю.Т.Наурзалиев, руководители силовых ведомств, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области, главы муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, представители общественного совета при комитете, должностные лица, уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС.

В ходе совещания с докладом выступил председатель комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области Ю.Т.Наурзалиев, в котором озвучил основные итоги деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Волгоградской области (далее – комиссия).

В течение прошлого года работа комиссии была направлена на координацию деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы Волгоградской области РСЧС и своевременное обеспечение защиты населения и территории региона.

В 2014 году проведено 8 заседаний комиссии, в том числе на двух внеплановых принимались решения, требующие незамедлительных мер, связанных с угрозами или возникновением чрезвычайных ситуаций.

Всего на территории региона в минувшем году было зарегистрировано три чрезвычайные ситуации. По сравнению с 2013 годом количество ЧС уменьшилось более чем в 4,5 раза.

В результате реализации комплекса предупредительных мероприятий удалось предотвратить подтопление населённых пунктов, не допустить крупных ландшафтных пожаров.

В продолжение своего выступления Ю.Т.Наурзалиев остановился на вопросах, касающихся пожарной безопасности, развития региональной Противопожарной службы, безопасности людей на водных объектах, обучения глав муниципальных районов и городских округов в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС.

В минувшем году была завершена реорганизация подразделений противопожарной службы Волгоградской области, которая позволила сэкономить более 15 млн. рублей бюджетных средств, сохранив при этом боеготовность подразделений. В результате реорганизации создано 5 государственных казённых учреждений (отрядов) противопожарной службы региона, в состав которых вошло 57 подразделений пожарной охраны.

В 2015 году совместно с органами местного самоуправления планируется создать подразделения противопожарной службы Волгоградской области в Дубовском, Городищенском и Николаевском районах.

Начальник Главного управления МЧС России по Волгоградской области генерал-майор внутренней службы О.В.Гребенюк в своем докладе озвучил итоги деятельности территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отметил, что основные задачи деятельности территориальной подсистемы в минувшем году были реализованы.