Обязанность подавать показания приборов учета

Обязанность по передаче показаний прибора учета не позднее 26 числа текущего месяца не может быть возложена на потребителя коммунальных услуг без его согласия.

Согласно позиции апелляционной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.03.2013г. № АПЛ 13-82, включение в договор об оказании коммунальных услуг потребителю условия, которое прямо не предусмотрено законом, но и не противоречит ему, возможно лишь по соглашению сторон в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ.

Подпункт «в» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, возлагает на потребителя обязанность при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23 по 25 число каждого месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному лицу не позднее 26 числа текущего месяца. При этом исполнитель должен принять показания в т. ч. способами, допускающими возможность их удаленной передачи (телефон, сеть Интернет).

Между тем, как указала апелляционная коллегия Верховного Суда РФ, обязанность по передаче показаний не всегда может быть выполнена гражданами-потребителями в связи с отсутствием такой возможности. Более того, Правила не указывают, какими другими способами могут быть переданы эти сведения.

По мнению апелляционной инстанции Верховного Суда РФ, фактически на потребителя без его согласия и учета у него такой возможности возлагается обязанность по передаче показаний, что ущемляет его права. Потребителю должна быть предоставлена возможность повлиять на условия договора об оказании услуг с тем, чтобы на него не возлагалась обязанность, которую он не может выполнить. Это позволит исключить нарушение его прав.

С учетом изложенной позиции, признан недействующим подпункт «в» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, в части обязания потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца.

Федеральным Законом РФ от 03.04.2018 №59-ФЗ в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, позволяющие ресурсоснабжающим организациям и собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры с целью исключения посредников в оплате потреблённых жителями МКД коммунальных ресурсов.

МУП «Водоканал при переходе на прямые договоры становится «исполнителем» коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, в отношении которых осуществляется переход.

При этом ответственность за эксплуатацию внутридомовых систем водоснабжения и водоотведения и, следовательно, качество услуг от ввода в дом до жилых помещений остаётся за управляющей организацией.

При заключении прямых договоров МУП «Водоканал» будет самостоятельно осуществлять ввод квартирных приборов учёта воды в эксплуатацию, приём их показаний, расчёт размера платы, формирование и доставку платёжных документов за потреблённые коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, а также приём платежей. Выполнение отдельных из перечисленных функций МУП «Водоканал» может поручать третьим лицам, в том числе, управляющей компании.

Учитывая их публичный статус, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг согласно части 7 ст.157.2 ЖК РФ считаются заключёнными одновременно со всеми владельцами и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах. Заключения договоров в письменном виде при этом не требуется. Форма договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (для жилых помещений в МКД) размещена на сайте в разделе «ЖИТЕЛЯМ МКД» — «ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ». Указанная форма установлена Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019), и является типовой.

При переходе на прямые договоры информацию ресурсоснабжающей организации о проживающих и о приборах учёта обязана предоставить управляющая компания. В отдельных случаях, в том числе при непредоставлении таких сведений управляющей организацией или при предоставлении ей некорректных данных, ресурсоснабжающая может запросить такую информацию и подтверждающие документы у самих жителей.

Переход на прямые договоры согласно действующему законодательству может быть осуществлён одним из двух вариантов:

1-й вариант, когда собственники жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией (п.1 части 1 ст.157.2 ЖК РФ).

В этом случае в решении (в протоколе) общего собрания в обязательном порядке должно быть указано:

— в отношении какого ресурса принято решение перейти на прямые договоры,

— с какой даты принято решение перейти на прямые договоры (в противном случае решение собрания о переходе на прямые договоры может быть оспорено ГЖИ).

Условия перехода, особенно в домах с ИТП, и дату перехода целесообразно согласовывать с ресурсоснабжающей организацией, а в качестве даты перехода устанавливать первое число месяца для удобства расчётов.

О принятом решении согласно части 1 ст.46 ЖК РФ инициаторы собрания обязаны уведомить ресурсоснабжающую организацию, управляющую организацию не позднее 10 дней после проведения собрания.

МУП «Водоканал» в соответствии с п.1 части 7 ст.157.2 ЖК РФ имеет право перенести дату заключения прямых договоров, но не более чем на 3 месяца, о чём уведомляет инициатора общего собрания.

2-й вариант, когда решение о переходе на прямые договоры происходит по инициативе ресурсоснабжающей организации в связи с наличием у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате (п.3 части 1 ст.157.2 ЖК РФ).

В этом случае согласие собственников жилых помещений не требуется. Ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке отказывается от существующего договора с управляющей организацией в части поставки ресурсов в жилые помещения, а управляющая организация продолжает приобретать у РСО ресурс для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

О принятом решении ресурсоснабжающая организация кроме управляющей организации, уведомляет жителей дома и орган государственного жилищного надзора. Информацию о переходе на прямые договоры в этом случае МУП «Водоканал» размещает в газете «Подольский рабочий», на сайте предприятия vodokanalpodolsk.ru, в ГИС ЖКХ и на досках объявлений многоквартирных домов.

Показания приборов учёта холодной и горячей воды жителям МКД необходимо передавать в МУП «Водоканал» ежемесячно с 15 по 20 число одним из способов:

  • В Личном кабинете на сайте МУП «Водоканал» (после получения пароля для доступа),
  • По телефону (в т.ч. в автоматическом режиме),
  • С использование сервиса «Обратная связь» на сайте МУП «Водоканал»,
  • СМС-сообщением на номер мобильного телефона с указанием номера лицевого счёта и номеров приборов учёта,
  • Лично в «Едином окне» Службы сбыта.

Номера телефонов для обращений устанавливаются в зависимости от местонахождения многоквартирного дома и указываются в уведомлении, адресованном жителям этого дома.

В случае непредоставления показаний водосчётчиков в указанный выше период, счёт на оплату будет формироваться расчётным способом.

Способы оплаты услуг:

  • В Личном кабинете на сайте МУП «Водоканал» с использованием банковских карт
  • Через банкоматы и платёжные терминалы «Сбербанка России», через систему «Сбербанк — Онлайн»
  • Через платёжные терминалы «CashPoint»
  • Через банкоматы и платёжные терминалы ПАО «МКБ»
  • Через операторов в отделениях других банков на расчётный счёт предприятия.
  • Через операторов отделений «Почта России» Г.о. Подольск по квитанции.

О ближайшем пункте приёма платежей, где можно оплатить услуги МУП «Водоканал», можно узнать в разделе «МЕСТА ПРИЁМА ПЛАТЕЖЕЙ» на сайте предприятия или у специалистов «Единого окна».

Обязанность по оснащению энергопринимающих устройств приборами учёта электрической энергии, а также по соблюдению порядка снятия и передачи показаний прибора учёта электрической энергии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») возложена на потребителя электрической энергии. В соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора энергоснабжения, заключенного с ООО «Омская энергосбытовая компания», потребители обязаны ежемесячно осуществлять:

  • снятие показаний приборов учета на 00 часов 00 минут 1 числа месяца, следующего за расчетным периодом;
  • предоставление гарантирующему поставщику показаний расчетных приборов учета до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом.

ВНИМАНИЕ! Отсутствие деятельности на объекте не освобождает потребителя от обязанности своевременной регулярной передачи показаний приборов учета!

ООО «Омская энергосбытовая компания» предлагает своим клиентам использовать наиболее удобные способы передачи показаний приборов учета, позволяющие подтвердить факт направления сведений:

  • в «Личном кабинете»
  • через Сервис передачи показаний приборов учёта
  • по электронной почте (адрес указан на индивидуальном бланке)
  • по факсу (номер указан на индивидуальном бланке)
  • через клиентский зал (с регистрацией в журнале переданных показаний приборов учета)

Потребители 1 и 2 ценовых категорий передают показания по электронной почте, факсу и в клиентский зал на «Бланке показаний приборов учета».

Потребители 3-6 ценовых категорий, осуществляющие почасовой учет расхода электроэнергии, передают показания в виде файла в формате «.xls» по электронной почте или на электронном носителе в клиентский зал.

Порядок оснащения энергопринимающих устройств приборами учета электрической энергии
Обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Согласование технических характеристик:

Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение установить в отношении энергопринимающих устройств систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, либо заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес одной из следующих организаций:

  • гарантирующий поставщик, с которым заключен договор энергоснабжения;

  • сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства.

В таком запросе должны быть указаны:

  • реквизиты и контактные данные лица, направившего запрос, включая номер телефона;

  • место нахождения и технические характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых лицо, направившее запрос, имеет намерение установить или заменить систему учета либо прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета;

  • метрологические характеристики прибора учета, в том числе его класс точности, тип прибора учета, срок очередной поверки, места установки существующих приборов учета, в том числе входящих в состав измерительного комплекса или системы учета;

  • предлагаемые места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологические характеристики прибора учета (в случае наличия у заявителя таких предложений).

Гарантирующий поставщик, получивший указанный запрос, обязан в течение 15 рабочих дней со дня его получения согласовать его с сетевой организацией и передать лицу, направившему запрос, ответ такой сетевой организации.

Сетевая организация в течение 12 рабочих дней со дня получения запроса от гарантирующего поставщика и в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса от собственника энергопринимающих устройств, осуществляет согласование мест установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета.

Сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:

  • отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

  • несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Ответ о согласовании или об отказе в согласовании должен быть направлен лицу, направившему запрос, не позднее 15 рабочих дней со дня получения такого запроса гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

При нарушении сетевой организацией или гарантирующим поставщиком сроков направления собственнику энергопринимающих устройств ответа на его запрос, запрос считается согласованным на условиях, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям к местам установки прибора учета, схемам подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, метрологическим характеристикам прибора учета.

Допуск прибора учета в эксплуатацию:

Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию.

В ходе допуска прибора учета в эксплуатацию проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:

  • сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых установлен прибор учета;

  • гарантирующего поставщика, с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета;

  • лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;

  • собственника прибора учета;

  • собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме — уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

В ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее — контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком, участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

  • дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;

  • фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре;

  • лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;

  • характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;

  • решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;

  • наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера — в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;

  • лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия;

  • результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии);

  • дата следующей поверки.

Обращаем Ваше внимание:

в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета:

  • для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, — также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года — на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;
  • для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Максимальная мощность энергопринимающих устройств в точке поставки потребителя определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Непредставление потребителем показаний расчетного прибора учета более 2 расчетных периодов подряд является основанием для проведения внеплановой проверки такого прибора учета (пункт 166 Основных положений).

ИНФОРМАЦИЯ О РАСЧЕТНЫХ СПОСОБАХ,
подлежащих использованию при осуществлении расчетов
за потребляемую электрическую энергию (мощность)
(кроме исполнителей коммунальных услуг)

Уважаемый Потребитель!

Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), установлены следующие случаи, при которых применяются расчётные способы определения объёма потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии.

1. Непредставление показаний расчетного прибора учета в установленные договором или Основными положениями сроки и при отсутствии контрольного прибора учета.

Расчёт объёма потребления определяется в следующем порядке:

  • для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, — также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года — на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;
  • для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Максимальная мощность энергопринимающих устройств в точке поставки потребителя определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения №3 к Основным положениям (абзацы 10-14 пункта 166 Основных положений).

2. Непредставление показаний расчетного прибора учета в сроки, установленные в Основных положениях или в договоре, при наличии контрольного прибора учёта.

Расчет объема потребления определяется с использованием показаний контрольного прибора учета с особенностями, установленными пунктом 166 Основных положений.

3. Двукратный недопуск к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета.

Расчет объема потребления, начиная с даты, когда произошел факт 2-кратного недопуска, вплоть до даты допуска к расчетному прибору учета определяется в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений для определения таких объемов начиная с третьего расчетного периода для случая непредставления показаний прибора учета в установленные срок (пункт 178 Основных положений).

4. Неисправность, утрата или истечение срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтаж в связи с поверкой, ремонтом или заменой.

Расчет объема потребления осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

В случае если в течение 12 месяцев расчетный прибор учета повторно вышел из строя по причине его неисправности или утраты, то определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется:

  • с даты выхода расчетного прибора учета из строя и в течение одного расчетного периода после этого — в порядке, установленном п.166 Основных положений для определения таких объемов в течение первых 2 расчетных периодов в случае непредставления показаний прибора учета в установленные сроки;
  • в последующие расчетные периоды вплоть до допуска расчетного прибора учета в эксплуатацию — в порядке, установленном п.166 Основных положений для определения таких объемов начиная с 3-го расчетного периода для случая непредставления показаний прибора учета в установленные сроки (пункт 179 Основных положений).

5. Отсутствие прибора учета.

Расчет объема потребления в соответствующей точке поставки, если иное не установлено пунктом 179 Основных положений, вплоть до даты допуска прибора учета в эксплуатацию определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, также и почасовые объемы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки — расчетным способом в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям (пункт 181 Основных положений).

6. Невыполнение требования об использовании приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии.

Объем потребления вплоть до выполнения требования об использовании приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления во всех точках поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств такого потребителя, которые оборудованы интегральными приборами учета, почасовые объемы потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода полагаются равными минимальному значению из объема потребления электрической энергии, определенного на основании показаний интегрального прибора учета за расчетный период, распределенного равномерно по указанным часам, и объема электрической энергии, соответствующего величине максимальной мощности энергопринимающих устройств этого потребителя в соответствующей точке поставки, а почасовые объемы потребления электрической энергии в остальные часы расчетного периода определяются исходя из равномерного распределения по этим часам объема электрической энергии, не распределенного на плановые часы пиковой нагрузки.

Указанный порядок определения почасовых объемов потребления электрической энергии применяется в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт с 1 июля 2013 г. (пункт 181 Основных положений).

7. Отсутствие приборов учета у потребителей, на которых не распространяются требования статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части организации учета электрической энергии.

Объем потребления электрической энергии рассчитывается на основании расчетного способа, определенного в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и (или) оказания услуг по передаче электрической энергии), а при отсутствии такого расчетного способа — исходя из характерных для указанных потребителей (энергопринимающих устройств) объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, которые определяются исходя из совокупных объемов потребления на основе величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя и стандартного количества часов их использования, умноженного на коэффициент 1,1 (пункт 181 Основных положений).

8. Непредоставление сведений о фактических потерях в объектах электросетевого хозяйства одной или нескольких сетевых организаций, покупающих у ГП электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь.

Гарантирующий поставщик распределяет между сетевыми организациями, непредоставившими сведения о фактических потерях, объем электрической энергии, рассчитанный как разность между совокупным объемом электрической энергии, приобретенной гарантирующим поставщиком, и объемом электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком потребителям на розничном рынке и сетевым организациям, предоставившим сведения о фактических потерях электрической энергии в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, пропорционально доле нормативных потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций, непредоставивших сведения о фактических потерях, в суммарных нормативных потерях электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства всех сетевых организаций, приобретающих электрическую энергию (мощность) для компенсации потерь у гарантирующего поставщика и не предоставивших сведений о фактических потерях электрической энергии в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства.

Более подробно ознакомиться с порядком расчёта можно в пункте 190 Основных положений.

9. Безучетное потребление электрической энергии.

Объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчётного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям, с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с Основными положениями) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, помимо объема безучетного потребления электрической энергии также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

С даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии объем потребления электрической энергии (мощности) и объем оказанных услуг по передаче электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном требованиями п.166 Основных положений к расчету объемов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки начиная с 3-го расчетного периода (пункт 195 Основных положений).

Расчетные способы учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, предусмотренные приложением № 3 к Основным положениям.

В случаях, предусмотренных п.п.166, 178, 179, 181 и 195 Основных положений, применяются следующие расчетные способы определения объема потребления электрической энергии (мощности):

а) объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки определяется:

если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, имеются данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки, по формуле:

где:

— максимальная мощность энергопринимающих устройств, относящаяся к соответствующей точке поставки, а в случае, если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, не предусмотрено распределение максимальной мощности по точкам поставки, то в целях применения настоящей формулы максимальная мощность энергопринимающих устройств в границах балансовой принадлежности распределяется по точкам поставки пропорционально величине допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля), МВт;

T — количество часов в расчетном периоде, при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за которые в соответствии с п.п.166, 178, 179 и 181 Основных положений подлежат применению указанные в настоящем приложении расчетные способы, или количество часов в определенном в соответствии с п.195 Основных положений периоде времени, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 8760 часов, ч;

если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, отсутствуют данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, по формулам:

для однофазного ввода:

для трехфазного ввода:

где:

I доп.дл — допустимая длительная токовая нагрузка вводного провода (кабеля), А;

U ф.ном. — номинальное фазное напряжение, кВ;

cos φ — коэффициент мощности при максимуме нагрузки. При отсутствии данных в договоре коэффициент принимается равным 0,9;

б) почасовые объемы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяются по формуле:

где W — объем потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки, определенный в соответствии с пп.»а» настоящего пункта, МВт·ч.

1. Поясните, пожалуйста, каким образом наш дом может перейти на прямые платежи за коммунальные ресурсы?

Ответ: Один из способов оформления такого порядка, в соответствии с законом, заключается в принятии решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирных домах (членов ТСЖ).

Решающее слово в переходе на прямые расчеты принадлежит потребителям коммунальных услуг (инициатива может исходить от любого собственника): исполнитель (управляющая компания или ТСЖ) и ресурсоснабжающие организации обязаны подчиниться их воле и внести соответствующие коррективы в свои взаимоотношения. Исполнитель коммунальных услуг не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Принять подобное решение потребители вправе в любой момент, оговорив дату, начиная с которой плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающим организациям. Данное решение принимается простым большинством голосов собственников помещений (членов ТСЖ), присутствующих на общем собрании.

Рассматриваемый способ организации прямых расчетов за коммунальные услуги был введен с июня 2011 года. В статье 155 Жилищного кодекса появились два пункта с одинаковым содержанием: п. 6.3 касается ситуации, когда домом управляет ТСЖ, а п. 7.1 — когда дом находится под управлением управляющей компании. Так, по решению общего собрания членов ТСЖ или собственников помещений в доме, плату за все или некоторые коммунальные услуги можно вносить напрямую ресурсоснабжающим организациям.

При этом внесение платы ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками и нанимателями помещений в доме обязательств по внесению платы перед ТСЖ и управляющими компаниями соответственно. Последние
по-прежнему отвечают перед собственниками и нанимателями помещений за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

2. Как жильцы будут платить за коммунальные услуги при прямых платежах? ОДН тоже платить ресурсникам?

Ответ: Напрямую ресурсоснабжающим организациям можно вносить плату лишь за коммунальные услуги, потребленные в помещении. Плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, т.е. ОДН, подлежит внесению исполнителю коммунальных услуг.

Внесение платы за все или некоторые услуги, предоставленные в помещении, непосредственно ресурсоснабжающей организации, никак не влияет на взаимоотношения потребителя и исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация). Разница лишь в том, что часть средств направляется на счет исполнителя, а часть — на счет непосредственно ресурсоснабжающей организации. Коммунальные услуги останутся на том же уровне. А вот порядок взаимодействия исполнителя и ресурсоснабжающей организации меняется существенно.

3. Как будем платить за квартиру при прямых платежах? Будут приходить несколько платежек?

Ответ: Квитанция за квартплату при переходе на прямые платежи видоизменяется. Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 № 454 утверждена примерная форма платежного документа: предусмотрено составление единого счета, в котором наряду с расчетом всех видов платежей приведена информация о наименованиях и банковских реквизитах ресурсоснабжающих организаций и соответствующих суммах, подлежащих внесению каждой из них.

Таким образом, если ТСЖ или управляющая компания будут использовать данную форму платежного документа, в разделе 2 этого документа они укажут те ресурсоснабжающие организации, которым потребители вносят плату напрямую, и их банковские реквизиты. Безусловно, данный бланк не является обязательным, а рекомендации по его заполнению — единственным требованием к оформлению счета. Однако в любом случае исполнитель обязан составить платежный документ с указанием объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю, и размера платы за каждый вид оказанных коммунальных услуг, причем как в помещении, так и на общедомовые нужды.

4. После того, как будет принято решение о переходе на прямые платежи, как дольше должны действовать жильцы?

Ответ: Решение общего собрания собственников помещений о переходе на прямые расчеты заставляет исполнителя и ресурсоснабжающую организацию внести коррективы в свои взаимоотношения, в частности изменить условия договора ресурсоснабжения.

Прежде всего, жильцы должны сообщить о принятом решении исполнителю (управляющей компании), ведь именно он будет составлять платежные документы таким образом, чтобы указанное решение могло быть реализовано. Далее исполнитель доводит эту информацию до ресурсоснабжающей организации. Исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения представить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Абзац 3 п. 25 Правил заключения договоров ресурсоснабжения гласит, что если общее собрание собственников помещений (членов ТСЖ) приняло решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то оплата коммунального ресурса осуществляется:

— путем внесения потребителями в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и случаях, установленных Жилищным кодексом РФ, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на ОДН;

— путем внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

5. В нашем доме установлены общедомовые приборы учета. Кто и как будет рассчитывать объем коммунальной услуги в данном случае?

Ответ: Показания общедомовых приборов учета ежемесячно снимает управляющая компания или ТСЖ. И они же производят расчет объемов коммунальных услуг, приходящихся на отдельные жилые или нежилые помещения, а также ОДН.

Для определения суммы, которую исполнитель должен вносить ресурсоснабжающей организации (ОДН), из объема коммунального ресурса, зафиксированного за расчетный период общедомовым прибором учета, следует вычесть суммарный объем коммунального ресурса для предоставления коммунальных услуг в помещениях дома, а именно:

— объем коммунальных услуг, определенный по показаниям индивидуальных приборов учета;

— объем коммунальных услуг, исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальных услуг;

— нормативов потребления таких услуг, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.

В отсутствие общедомовых приборов учета общий объем коммунального ресурса, поставленного в дом и подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации, определяется расчетным способом.

6. Кто при переходе на прямые платежи будет заниматься взысканием задолженности с неплательщиков?

Ответ: Потребители не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, так как у нее нет права требовать от потребителей внесения платы. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация вправе только с исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации) в части ресурса, использованного для предоставления услуг как на общедомовые нужды, так и в помещениях дома. Иначе говоря, задолженность по суммам, подлежащим внесению потребителями, на самом деле является задолженностью исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией.

7. Что изменится для жильцов домов, которые перейдут на прямые платежи?

Ответ: Напоминаем, что жильцы домов, находящихся под управлением управляющих компаний и ТСЖ, вправе вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации. Для этого достаточно принять соответствующее решение на общем собрании, а исполнителю коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации — уладить все технические вопросы. Это поможет решить одну из главных проблем в сфере ЖКХ: денежные средства, которые потребители обычно вносят исполнителю, больше не будут «оседать» на его расчетном счете на неопределенное время. Во всем остальном правоотношения сторон остаются неизменными.