Объявление подозреваемого в розыск

Статья 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого

Комментарий к статье 210 УПК РФ:

1. До приостановления дела следователь (дознаватель) производит розыскные следственные действия (обыск для установления скрывающихся лиц; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, адресованные связям обвиняемого; контроль и запись переговоров; допрос соседей, сослуживцев обвиняемого) или иные мероприятия, например направляет запросы в различные учреждения. После приостановления дела следователь вправе лишь истребовать и принимать представленные предметы и документы. См. ком. к ст. 209. Если, несмотря на принятые меры, местонахождение обвиняемого (подозреваемого) не удалось установить, то поручение о розыске дается органам дознания. Розыск обвиняемых является одним из основных направлений деятельности полиции (п. 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» <1>), для осуществления которой могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия. Для эффективного розыска предварительно необходимо выявить подробные данные о личности обвиняемого <2>.

———————————
<1> РГ. 2011. От 8 и 10 февраля.

2. По масштабам определяют виды розыска: местный, федеральный, межгосударственный, международный. Ведомственными нормативными актами устанавливаются условия объявления органом дознания федерального розыска (как правило, по тяжким преступлениям по истечении 2 — 6 месяцев безрезультатного местного розыска). Межгосударственный розыск проводится в пределах государств — участников СНГ, не подменяет международный розыск и может осуществляться параллельно с ним. Международный розыск производится на территории государств — членов Международной организации уголовной полиции (Интерпол) через посредничество этой организации. Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативными актами (Приказ МВД России N 786, Минюста России N 310, ФСБ России N 470, ФСО России N 454, ФСКН России N 333, ФТС России N 971 от 06.10.2006 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»). Основанием для объявления международного розыска является достоверная информация о выезде разыскиваемого (намерении выехать) за пределы РФ, о наличии связей за пределами РФ. Для объявления в международный розыск необходимо выполнение следующих условий:

— разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого (см. ст. 47 УПК России);

— обвиняемый объявлен (или одновременно объявляется) в федеральный розыск;

— разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступлений средней тяжести, тяжких либо особо тяжких, которые не носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего ОРД, на основании уголовно-процессуального решения о розыске (постановления, вынесенного в соответствии со ст. 210 УПК, или указания прокурора, данного по поручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК). Постановление об объявлении международного розыска выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и заверяется печатью. Данное постановление с необходимыми документами направляются в НЦБ Интерпола. Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется, и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Интерпола. Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля ФСБ РФ направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

3. Часть 3 ком. статьи в редакции Закона от 04.07.2003 положила начало формированию нового уголовно-процессуального института — задержанию обвиняемого, которое по смыслу закона должно проводиться по аналогии с задержанием подозреваемого на срок до 48 часов. Однако задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Об этом см. ком. к ст. 91. Предназначение нового института состоит в обеспечении «запрета заочного ареста». См. ком. к ч. ч. 4 — 5 ст. 108. В случае обнаружения разыскиваемого лица оно может быть задержано, после чего незамедлительно должно быть возобновлено производство по делу.

1. Преюдиция – это … 1-факты, не нуждающиеся в доказывании, пока они обоснованно не оспариваются одной из сторон 2-обстоятельства, вступившие в законную силу приговором, не вызывающие сомнений у суда (ст 90 УПК РФ) 3-сведения, сообщенные официальным органам на запрос по уголовному делу 4-любые доказанные по уголовному делу обстоятельства, не нуждающиеся в дополнительной проверке

2. Свидетель не может быть допрошен о(об)… 1-фактах и обстоятельствах, входящих в предмет доказывания 2-личности подозреваемого, обвиняемого 3-своих взаимоотношениях с подозреваемым, обвиняемым 4-отношении к следователю (ст 278 УПК РФ)

3. В качестве источника доказательств могут быть допущены протоколы … 1-допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых 2-следственных и судебных действий (ст 74 УПК РФ) 3-ознакомления с материалами уголовного дела 4-о принятии залога

4. Процессуальные издержки взыскиваются с … 1-обвиняемых и подозреваемых 2-обвиняемых и осужденных 3-подозреваемых, обвиняемых и осужденных 4-осужденных (ст 131 УПК РФ)

5. Процессуальная доброкачественность доказательства – это … доказательства. 1-содержание 2-допустимость 3-признак 4-относимость (ст 88 УПК РФ)

6. Гражданский иск может быть предъявлен … 1-в надзорной инстанции 2-до возбуждения уголовного дела 3-после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции (ст 44 УПК РФ) 4-после предъявления обвинения на предварительном следствии

7. Реабилитация 1-нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте 2-неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления 3-порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (глава 18 УПК РФ)

8. К органам дознания относятся … 1-прокуратура 2-органы лесного надзора 3-органы внутренних дел РФ (ст 40 УПК РФ) 4-адвокатура 5-органы ФСБ (ст 40 УПК РФ)

9. Проверка доказательства – это …

1-сопоставление одних доказательств, имеющихся в уголовном деле, другим (ст 87 УПК РФ) 2-соответствие полученных доказательств предъявляемым требованиям 3-процессуальное собирание сведений о фактах, имеющих отношение к делу 4-закрепление обнаруженных сведений в предусмотренной законом форме

10. Заключение эксперта – это представленные в письменном виде … 1-суждение по вопросам, поставленном перед экспертом лицом, осуществляющим производство по уголовному делу или сторонами 2-суждение по вопросам, поставленном перед экспертом сторонами 3-содержание исследования и выводы по вопросам, поставленными перед экспертом сторонами 4-содержание исследования и выводы по вопросам, поставленными перед экспертом лицом, ведущем производство по уголовному делу, или сторонами (ст 204 УПК РФ)

Порядок приостановления

Мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания) дознаватель или следователь может вынести при наличии оснований и условий на это. Копия такого постановления должны быть направлена прокурору. В нем содержится следующая информация:

  • событие преступного деяний;
  • квалификация преступления;
  • лицо, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления, в случае его установления;
  • фактические обстоятельства дела, выступающие в качестве основания для приостановления производства;
  • условия и правовые основы приостановки.

В случае привлечения по уголовному делу в качестве подозреваемых или обвиняемых нескольких человек, в отношении некоторых из которых есть основания для приостановления расследования, следователь может выделить для них дело и самостоятельное производство. После того, как происходит выделение, прекращается производство по уголовному делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 УПК следователи (дознаватели) должны направить уведомление об этом в адрес потерпевших лиц, их представителей, гражданских истцов или ответчиков.

Замечание 1

Одновременно с этим происходит разъяснение порядка обжалования этого решения. Также в случае приостановки расследования об этом направляется уведомление подозреваемым, обвиняемым и их защитникам.

Законодательно не предусмотрена форма и сроки, в соответствии с которыми следователь должен уведомлять. Статья 209 УПК содержит положение о том, что после того, как приостановлено предварительное расследование, не допускается производство следственных действий.

Особенности розыска при приостановлении производства

В случае приостановки производства по причине неустановления лица, которое подлежит привлечению как обвиняемый, следователю необходимо принимать меры для его обнаружения (п. 1 ч. 1 ст. 208). До момента приостановления производства он дает поручение органу дознания, которое касается производства оперативно-розыскных действий, совершаемых для установки преступника. В случае приостановки производства для обнаружения обвиняемых лиц следователь объявляет розыск.

Определение 1

Розыск обвиняемого представляет собой одну из процессуальных функций следователя. Он заключается в деятельности, которая направлена на обнаружение обвиняемых, местонахождение которых неизвестно. В этом процессе создаются условия, позволяющие разрешить дело по существу.

Объявление в розыск обвиняемых происходит на основе вынесения мотивированного постановления, в котором содержатся сведения:

  • событие преступного действия;
  • информация о человеке, которого необходимо объявлять в розыск;
  • основания для объявления в розыск;
  • орган дознания, который будет производить розыск;
  • мера пресечения, избранная в отношении разыскиваемого человека

Сбор всей информации, касающейся личности обвиняемого лица, производится при расследовании.

Следователь после приостановления расследования должен продолжать розыск обвиняемого, при этом он использует только организационные и розыскные средства, а действия следствия не осуществляются. На него же возлагается ответственность за организацию розыска. Следователи также возглавляют и контролируют работу органа, который производит поиск обвиняемого.

Замечание 2

Приказы МВД России регулируют порядок организации розыска обвиняемых лиц.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

При поручении производства розыска обвиняемых лиц, следователи не имеют прав определять методы, необходимые для использования органом дознания. Выбор любого метода розыска или конкретных действий орган дознания осуществляет самостоятельно. Здесь важно взять за основу обстоятельства каждого отдельного случая. Не позднее 3 дней после принятия решения о розыске происходит передача следователем органу дознания копии постановления и справки о личности обвиняемого человека. В первую очередь все мероприятия розыска производят в рамках территории субъекта РФ, на которой было совершено преступление (местный розыск). В случае отсутствия положительного результата при проведении локальных разыскных мероприятий объявляется федеральный розыск, при этом рамки территории расширяются и розыск осуществляется на всей территории РФ. Лица, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, сбежали из-под стражи или из мест лишения свободы (включая лиц, вооруженных огнестрельным оружием), должны немедленно быть объявлены в федеральный розыск. Это происходит после вынесения соответствующего постановления органа расследования.

Если есть основания в отношении разыскиваемого обвиняемого, которые предусматривает статья 97 УПК, то при его обнаружении возможно избрание одной из мер пресечения.

Замечание 3

Меры пресечения, не связанные с лишением свободы, могут избираться в отношении обвиняемых, местонахождение которых было неизвестно. Для этого необходимы сведения, что человек не примет активных действий для того, чтобы скрыться от органов расследования.

В случае, когда в уголовном деле есть информация, которая дает возможность полагать, что разысканный обвиняемый может снова скрыться, то в отношении него избирается мера пресечения, предусмотренная в статье 108 УПК.

Розыск скрывшихся лиц

При объявлении скрывшегося человека в розыск принимается решение об использовании меры пресечения в виде заключения под стражу. В соответствии со 108 статьей УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу для скрывшегося преступника применяется только в случае объявления его в международный розыск. В других случаях заочное избрание меры пресечения в качестве заключения под стражу недопустимо.

Если разыскиваемое лицо обнаружено, то орган дознания уведомляет об этом инициатора розыска. Он должен принять в отношении этого лица меры, которые указаны в розыскном задании, включая задержание и меру пресечения, которая не связана с лишением свободы, если ее избрали.

Следователь, прекращая производство по уголовному делу или уголовному преследованию, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого сразу же прекращает розыск. Для этого нужно уведомить об этом орган дознания, который получил поручение на проведение розыска. Следователь должен вынести мотивированное постановление о прекращении розыска.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

УДК 343.985.5 ББК А16

ПОВТОРНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ РОЗЫСКА ЛИЦ, СКРЫВШИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА

ВИКТОР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ АБРАМОЧКИН,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: viktor_abramochkin@mail.ru Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализ деятельности разыскных подразделений уголовного розыска указывает на наличие фактов повторного объявления розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда. Это не только увеличивает нагрузку на разыскников, но и отражается на уровне доверия населения ко всей правоохранительной системе. Анализ причин повторного объявления розыска показывает их системный характер и необходимость учета для своевременного реагирования.

Ключевые слова: розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, причины повторного объявления розыска, создание системы учета.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания является одной из задач оперативно-разыскной деятельности . Ее реализация в значительной степени способствует обеспечению конституционного принципа равенства всех перед законом, выражающегося в неотвратимости ответственности за совершенные преступления.

В системе органов внутренних дел решением рассматриваемой задачи занимается большинство подразделений, однако организующим звеном по данному направлению являются разыскные подразделения уголовного розыска. Анализ их деятельности указывает на наличие ряда проблем, одной из которых является повторное объявление розыска одних и тех же лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, по одним и тем же уголовным делам два и более раза. Эти факты не только увеличивает нагрузку на разыскные подразделения, но и отражается на уровне доверия на-

селения ко всем правоохранительным органам. Обычным гражданам сложно понять, почему обвиняемый или подсудимый, ранее находившийся в розыске, снова разгуливает на свободе, а оперативные сотрудники по второму, а иногда третьему разу занимаются его розыском. Населению страны не интересно на ком лежит ответственность за данные факты: на законодателе или конкретном дознавателе, следователе или судье. Именно поэтому формируется недоверие ко всей правоохранительной системе, неверие граждан в способность государства обеспечить эффективную защиту личности, противостоять преступности.

Проблема повторного объявления существует на протяжении десятилетий. Ее решение носит комплексный характер и зависит не только от системы органов внутренних дел. Оперативные подразделения ОВД в этом случае являются лишь исполнителями, но никак не координирующим, контролирующим или надзирающим органом.

К сожалению, полное отсутствие интереса к обозначенной проблеме у большинства правоохранитель-

ных органов, за исключением отдельных подразделений ОВД (уголовного розыска), не позволяет хоть сколько-нибудь продвинуться в ее решении.

Около 10 лет назад факты повторного объявления розыска впервые были проанализированы автором в пределах одного субъекта Российской Федерации (Брянской области); результаты анализа были опубликованы , изложены в выступлениях на всероссийских конференциях , сообщены руководству территориального ОВД на региональном уровне. Прошли годы, но никаких качественных изменений в этом направлении не произошло. Причем эта проблема российского масштаба, а не отдельной области, края, республики в составе Российской Федерации. Сменяются руководители, изменяется законодательство и ведомственные нормативно-правовые акты, а факты повторного объявления розыска остаются. В чем же причина, какова суть обозначенной проблемы.

Исследование, проведенное автором в 20012007 гг., позволяет утверждать, что основными причинами повторного объявления розыска являлись:

• непринятие своевременных мер процессуального принуждения в целях предупреждения уклонения от органов дознания, следствия и суда, в том числе по причине неиспользования возможностей ОРД для выяснения ряда обстоятельств, сведений о личности подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, отсутствия оперативного сопровождения предварительного расследования;

• невозможность применения соответствующих мер процессуального принуждения в силу требований уголовно-процессуального закона.

К сопутствующим факторам относились:

• недостаточная координирующая роль прокуратуры, а точнее тех ее подразделений, которые осуществляют надзор за оперативно-разыскной деятельностью;

• отсутствие на местном и федеральном уровнях учета подобных фактов (включая учеты информационных подразделений), не позволяющее своевременно обобщать и, при необходимости, реагировать на них.

Именно отсутствие учета исследуемых фактов не позволило тогда выявить и проанализировать данные на уровне всех субъектов Российской Федерации. Фактически результаты были получены в ручном режиме после формирования сведений по запросу в подсистеме Excel к базе данных Oracle (изучено 1895 статистических карточек на объявление розыска). Таким образом, анализировались сведения о лицах (Ф.И.О., год рождения разыскиваемого, кем объявлен розыск, район, статья УК РФ, мера пресечения, номер и год возбуждения уголовного дела, год объявления розыска), объявленных в розыск два и более раза.

Полученные результаты были сгруппированы по трем блокам:

• факты объявления розыска два и более раза одного и того же лица по одному уголовному делу следствием (дознанием);

• факты объявления розыска два и более раза одного и того же лица по одному уголовному делу судом, из них отдельно мировыми судьями и федеральными судьями;

• факты объявления розыска два и более раза одного и того же лица по одному уголовному делу следствием (дознанием) и судом.

Исходя из представленного деления были вычислены данные: по годам о количестве уголовных дел, в рамках которых неоднократно объявлялся розыск, количестве фактов первого и последующего объявления; о видах мер пресечения избранных лицам при первом и последующем объявлении розыска; о видах преступлений, совершенных лицами, объявленными в розыск повторно; о распределении количества фактов повторного объявления розыска по районам.

Таким образом, были выявлены следующие закономерности:

1) мера пресечения не избиралась или не была связана с заключением под стражу при первом объявлении розыска в 94,7% случаев, при последующем — в 52%, что неоднократно способствовало объявлению розыска одних и тех же лиц до четырех раз подряд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) безусловным лидером по количеству фактов повторного объявления розыска являлись мировые судьи (73% от общего количества фактов повторного объявления розыска судами и на 18% больше, чем всеми следственными органами), причем наблюдался рост как фактов объявления розыска, так и количества фактов повторного объявления. Основными статьями УК РФ, которые вменялись лицам, скрывшимся от мировых судей повторно, являлись ст.ст. 115, 119, ч. 1 ст. 157, ч.1 ст. 158.

К 2015 г. изменилось не многое. Также основную массу повторных объявлений приносят ФССП (ст. 157 УК РФ) и мировые судьи. Имеют место факты повторного объявления розыска у дознавателей и следователей ОВД. Остановимся на некоторых причинах.

Кроме негативных тенденций, проявляющихся в несвоевременном избрании мер пресечения, позволяющих обеспечить нормальный ход предварительного расследования и судебного разбирательства, достаточно серьезным препятствием остается положение ч. 1 ст. 108 УПК РФ, допускающее избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, а в исключительных случаях — на срок до трех лет. Между тем санкции ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 УК РФ вообще не предусматривают лишения свободы, что позволяет отдельным лицам скрываться от мировых судей, которые не имеют эффективных средств, позволяющих

обеспечить явку обнаруженных разыскиваемых на заседание.

Следует отметить, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 309-Ф3 увеличен порог, определенный в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, с двух до трех лет, что обусловлено изменениями в ч. 2 ст. 15 УК РФ. Мера, принятая законодателем, вполне обоснована и логична в контексте изменения категории преступлений. Однако, словосочетание «в виде лишения свободы на срок свыше трех лет», когда речь идет об исключительных случаях, не позволяет заключить под стражу обнаруженных разыскиваемых по некоторым составам, что дает возможность отдельным лицам затягивать процесс, а также отнимает всевозможные ресурсы на их повторный розыск.

Выходом из сложившейся ситуации может стать закрепление в ч. 1 ст. 108 УПК РФ положения, допускающего избрание меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым, обвиняемым, которые скрылись от органов дознания, следствия или суда, независимо от вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 126 УПК Республики Беларусь.

В 2011 г. законодателем обращено внимание на ст. 157 УК РФ, которая ранее не предусматривала наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ санкция ч. 1 и ч. 2 ст. 157 УК РФ была дополнена лишением свободы до одного года, что, безусловно, оздоровило обстановку. Однако, дознанием ФССП по вполне понятым причинам в отношении подозреваемых по ст. 157 УК РФ избирается подписка о невыезде и надлежащем поведении либо вовсе не избирается мера пресечения. Обнаруженные разыскиваемые передаются дознавателям ФССП, а через определенное время снова объявляются в розыск. Конечно, такая ситуация не повсеместна, но данные факты не единичны.

Нельзя утверждать, что аналогичных случаев нет у дознавателей ОВД, для которых заключение под стражу подозреваемых также исключение, в большей части не поддерживаемое прокуратурой и судом.

Как и 10 лет назад, не существует статистики по фактам повторного объявления розыска. Руководители разыскных подразделений в управлениях уголовного розыска лишь рекомендуют нижестоящим подразделениям обращать внимание на данные факты и по возможности сообщать о них в управления для анализа.

Нет единого мнения о характере мер реагирования на факты повторного объявления розыска и вообще целесообразности реагирования. Это обусловлено тем, что разыскные подразделения — прежде всего исполнители, а не координаторы или контролеры. Уголовный розыск не имеет в своем арсенале средств прокурорского реагирования, не вправе указывать на неэффективность избранной меры пресечения дознанию и следствию, обращать внимание суда.

Ранее (в 2007 г.) автором по данному вопросу проводилось анкетирование и интервьюирование руково-

дителей и сотрудников оперативных подразделений, следователей и руководителей следственных органов, мировых и федеральных судей, в ходе которого респондентам задавался вопрос: «Какой, по Вашему мнению, должна быть форма реагирования ОВД на факты повторного объявления розыска, в том случае если дознаватель, следователь или судья не предпринял никаких предупредительных мер?». 48% опрашиваемых посчитали необходимым направление сообщения о факте повторного уклонения руководителю соответствующего органа (подразделения); 23% предположили, что таких мер будет недостаточно и потребуется направление сообщения о факте повторного уклонения руководителю вышестоящего органа (подразделения); 12% высказались за необходимость направления сообщения в вышестоящее разыскное подразделение, а последнее направляло бы такую информацию в соответствующие структуры; 16% посчитали, что в направлении сообщения нет необходимости.

В то же время, подобных форм реагирования на практике нет. Нет и какого-либо нормативного акта, рекомендующего разбираться по фактам повторного объявления розыска. Наиболее приемлемой и эффективной в данной ситуации, как нам представляется, может быть деятельность соответствующих подразделений и должностных лиц органов прокуратуры, осуществляющих надзор за оперативно-разыскной деятельностью в системе ОВД. В ходе проверки соответствующих материалов и учетной документации несложно выявлять и системно анализировать такие факты.

Для более точного представления о количественных и качественных показателях повторного объявления розыска следует предусмотреть возможность автоматический выборки таких случаев и постановки их на контроль при ведении соответствующих учетов в информационных подразделениях. Для этого потребуется не только подготовка соответствующего ведомственного нормативного акта, но и разработка программных продуктов. При таких возможностях и наличии реальной картины происходящего возможна совместная работа разыскных подразделений и органов прокуратуры по недопущению или минимизации фактов повторного объявления розыска.

Литература

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. 14 августа. № 33. Ст. 3349.

2. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. 12 декабря. № 50. Ст. 7362.

Куда обратиться по вопросам розыска

Розыском пропавших без вести занимаются подразделения уголовного розыска Министерства внутренних дел РФ. В случае безвестного исчезновения близкого человека следует немедленно обратиться в отдел внутренних дел по месту жительства. Дежурный обязан незамедлительно принять заявление об исчезновении человека независимо от продолжительности его отсутствия и места предполагаемого исчезновения.

Если в ходе первоначальной проверки местонахождение пропавшего лица не будет установлено, но не позже 10 дней с момента подачи заявления, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело. Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, и дальнейший розыск осуществляется в рамках проводимого расследования. При обращении в ОВД при себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность и документы, содержащие сведения о пропавшем человеке, а также его фотографии.

В случае если заявителю известно, что в отношении пропавшего человека было совершено правонарушение (он был незаконно задержан или похищен неустановленными лицами и т.п., что подтверждается свидетелями), следует в дополнение к обращению в органы МВД письменно обратиться в районную прокуратуру по месту совершения правонарушения.

В том случае, если заявитель не удовлетворен результатами розыска или ходом расследования уголовного дела по месту написания им первичного заявления, он вправе официально обратиться в вышестоящую инстанцию МВД или Прокуратуры, в аппарат Уполномоченного по правам человека в республике или в Москве, в Общественную палату Российской Федерации, к сотрудникам миротворческих или правозащитных организаций, в том числе и в Центр гражданского содействия розыску ММГЛ.

Список организаций

1. Межведомственная комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести

Комиссия образована 9 сентября 2007 г. указом Президента РФ в целях решения вопросов, связанных с выяснением судеб граждан РФ, а также иностранных граждан, пропавших без вести на территории РФ. На Комиссию возлагаются следующие функции: сбор и анализ материалов, касающихся судеб военнопленных, интернированных и пропавших без вести граждан; осуществление мероприятий, способствующих скорейшему и полному расследованию по выяснению судеб военнопленных, интернированных и пропавших без вести граждан, а в необходимых случаях — возвращению их на родину; информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, общественных объединений и граждан РФ о деятельности Комиссии путем опубликования соответствующих материалов в государственных и муниципальных средствах массовой информации. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Министерством обороны РФ.

ИО Председателя комиссии: генерал-майор Кирилин Александр Валентинович.

Контакты: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19
т. (495) 693 00 50; (495) 393 00 51

2. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1993 года № 1798 в качестве совещательного и консультативного органа при Президенте Российской Федерации. Основной задачей, возложенной на Комиссию, являлось создание условий для реализации Главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 года №1417 Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации была преобразована в Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Председатель Комиссии: Памфилова Элла Александровна.

Контакты:

Аппарат Совета

В случае массовых нарушений и проблем в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обращайтесь в аппарат Совета. Совет, как правило, не рассматривает обращения по личным вопросам, в том числе связанным с имущественными, жилищными и трудовыми спорами, а также с жалобами на решения судов, органов следствия и дознания.

Адрес: 103132, Москва, Старая пл., д. 4
т. (495) 606 49 14
e-mail: sovetpamfilova УДАЛИ МЕНЯ @yandex.ru

Общественная приемная Совета

Общественная приемная Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, является постоянно действующим рабочим органом Совета. В Общественную приемную Совета могут обращаться граждане и общественные объединения граждан для:

  • оказания им содействия во взаимодействии с федеральными и региональными органами государственной власти;
  • получения консультационной помощи в разработке и реализации механизмов общественного контроля;
  • содействия правовому просвещению населения и облегчения доступа граждан к правосудию.

Общественная приемная Совета оказывает консультационную помощь и юридическую поддержку в восстановлении нарушенных прав граждан, по ходатайствам общественных объединений или по делам, приобретшим большое общественное значение.

Руководитель Общественной приемной Корчененков Андрей Николаевич.
т. (495) 606 49 14

3. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

  • рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
  • анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд м, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору РФ;
  • выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • направление в ГД специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;
  • обращение в ГД с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
  • обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;
  • принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
  • анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;
  • направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

13 февраля 2004 года в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного О.О. Миронова ГД назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина, кандидатура которого была предложена Президентом России В.В. Путиным.

Контакты:
107084, г. Москва,ул. Мясницкая, д. 47
Приемная: т.(495) 607 19 22, (495) 607 39 69, (495) 607 34 67

4. Общественная палата Российской Федерации

Общественная палата РФ была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате РФ» от 4 апреля 2005 года № 32. Согласно закону, Общественная палата избирается на два года. Она призвана осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. В ОП РФ сформировано 17 комиссий, а также 4 межкомиссионные рабочие группы. Основные направления работы ОП ведут профильные комиссии, которые определили стратегию изучения и решения наиболее актуальных проблем по своим направлениям. Кроме того, в ОП созданы Подкомиссии и Рабочие группы по изучению наиболее актуальных социальных и экономических проблем современного российского общества.

Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы

Председатель комиссии: Кучерена Анатолий Григорьевич

Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести

Председатель комиссии: Сванидзе Николай Карлович

Направления деятельности комиссии:

  • утверждение межнационального согласия и гражданской солидарности, реализация прав граждан на сохранение этнокультурной идентичности и свободу вероисповедания, противодействие экстремизму, ксенофобии и нетерпимости;
  • координация взаимодействия неправительственных организаций в этнонациональной и конфессиональной сферах, повышение эффективности взаимодействия органов власти, этнокультурных и религиозных организаций и национально-культурных автономий;
  • обеспечение общественного участия в выработке мер по повышению эффективности государственной этнонациональной политики и общественный контроль проектов нормативно-правовых актов в сферах свободы совести, межнациональных отношений, миграционной политики, противодействия экстремизму и нетерпимости.

Контакты:
125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1;
т. (495) 221 83 63, (495) 251 60 04
e-mail: info УДАЛИ МЕНЯ @oprf.ru

5. Государственная Дума Российской Федерации

Комитет ГД по безопасности
Председатель комитета: Васильев Владимир Абдуалиевич

Контакты:
Приемная в Государственной Думе:
103265, г. Москва, Охотный ряд, д. 1, каб. 914
т. (495) 692-31-09

6. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Департамент уголовного розыска

Контакты:
117049, Москва, ул. Житная д. 16
т. (495) 239 72 14

Приемная МВД РФ
г. Москва, ул.Садовая-Сухаревская, д. 11
т. (495) 622 66 69

ГУ МВД России по Южному федеральному округу
344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, д. 142
т. (863) 222-99-92, факс (863) 222-59-24

МВД Чеченской Республики
364000 г. Грозный, ул. Алтайская, д. 17
т. (8712) 22 24 80

7. Российский центр судебно-медицинской экспертизы

РЦСМЭ осуществляет следующие виды научной, методической и образовательной деятельности:

  • научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз в РФ;
  • профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебно-медицинских экспертов;
  • разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений;
  • участие в квалификационной аттестации врачей судебно-медицинских экспертов;
  • организация, планирование и координация научных исследований в области судебной медицины и судебной химии;
  • подготовка новых и усовершенствованных медицинских технологий;
  • консультативная помощь судебно-медицинским экспертным учреждениям и правоохранительным органам Российской Федерации;
  • взаимодействие с учреждениями здравоохранения и других ведомств по подготовке и проведению мероприятий, направленных на улучшение судебно-медицинского обслуживания населения;
  • проведение научно-практических конференций, симпозиумов, рабочих совещаний по судебной медицине и судебной химии, судебно-медицинской, судебно-химической и химико-токсикологической экспертизам;
  • осуществление международных связей, проведение совместных научных и экспертных исследований по судебной медицине и судебной химии с зарубежными учеными и экспертами.

Директор Центра д.м.н., профессор В.А. Клевно

8. Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нухажиев Нурди Садиевич

9. Генеральная прокуратура РФ

Контакты:
103793, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15a