Общественный сектор

В результате изучения материалов данной главы студент должен:

знать

  • • основные экономические функции общественного сектора;
  • • особенности организации системы государственного управления в рыночной экономике;
  • • роль местного самоуправления в системе управления общественным сектором;

уметь

• анализировать деятельность государственных и муниципальных органов управления в целях эффективного решения современных социально-экономических проблем общества;

владеть

• навыками оценки основных тенденций и механизмов развития государственной и муниципальной системы управления в рыночной экономике.

Основные экономические функции общественного сектора

Современное развитие рыночной экономики дает серьезное основание для анализа экономической роли общественного сектора. Любая экономика, являясь экономикой смешанного типа, основывается на многообразии форм собственности, на сочетании различных видов экономического регулирования, в которой государство одновременно выступает и как элемент рыночной системы, и как гарант ее существования и развития.

В этой связи особенно важно рассмотреть основные экономические функции государства в процессе развития смешанной экономики. Как было сказано в гл. 1, в рыночной экономике существуют определенные сферы, где имеют место так называемые провалы, или изъяны рынка. Именно провалы рынка обусловливают необходимость государственного вмешательства. Основная задача состоит в том, чтобы государственное вмешательство действительно приводило к повышению общественного благосостояния.

Функции государства многогранны и многоаспектны, они изменяются вместе с развитием общества и экономики. Современное государ-

ство выступает в роли основного производителя общественных благ, собственника, предпринимателя, а также гаранта существования демократического устройства общества.

Правительство как представитель государства выполняет множество политических, социальных и экономических функций. Для реализации экономических функций общественного сектора государство применяет различные меры, в частности размещение ресурсов, перераспределение доходов и влияние на уровень экономической активности населения. Особо важную роль выполняет государство в обеспечении развития национальной экономики, стимулировании экономического роста.

Еще в 1950-е гг. в экономическую теорию были введены понятия позитивной и нормативной роли государства.

Нормативная роль определяет нормы и цели государственного вмешательства в экономику для обеспечения роста общественного благосостояния, дополнения рынка и преодоления его несовершенства. Если нормативный подход определяет, что правительство должно делать для повышения благосостояния общества, то позитивный подход описывает и анализирует фактические действия правительств. В идеале нормативная и позитивная роль государства должны совпадать, однако на практике между ожидаемыми и фактическими результатами наблюдается временной разрыв, иногда очень значительный. В каждый момент на роль государства влияет экономическая политика, проводившаяся ранее, поэтому реальная экономическая роль государства оказывается результатом взаимодействия нынешних и прошлых мер.

Экономическая роль государства конкретизируется в его функциях. В современной экономической теории выделяют следующие основные функции государства: аллокационную, дистрибутивную и стабилизационную.

Аллокационная функция осуществляется посредством аллокации финансовых ресурсов для производства общественных благ и покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций. Такие сферы деятельности государства, как обеспечение обороноспособности, развитие образования и здравоохранения, не могут в достаточной степени обеспечиваться рынком. Государство должно финансировать эти и другие отрасли, создавать возможность пользоваться общественными благами всему населению. Для выполнения данных обязательств необходима соответствующая аллокация финансовых ресурсов. Реализация аллокационной функции государства способна улучшить положение целых отраслей и отдельных предприятий или, наоборот, осложнить существование тех отраслей и предприятий, которые государство не считает нужным поддерживать или развивать. Таким образом, посредством корректировки аллокации ресурсов происходит государственное регулирование экономики в целом, а также формирование определенной структуры экономики. Аллокационная функция призвана обеспечить полноценное финансирование всех расходов государства в целях повышения благосостояния общества.

Аллокация — это размещение ресурсов между хозяйствующими единицами. Аллокацию следует отличать от распределения и перераспределения, которые означают раздел благ между субъектами или передачу блага от одного субъекта к другому, распределение инвестиций, т.е. внесение изменений в имущественные отношения между собственниками.

Дистрибутивная функция заключается в осуществлении перераспределения доходов населения в целях уменьшения социально-экономического неравенства. Основными формами перераспределительных процессов являются прогрессивное налогообложение и система социальных трансфертных платежей. Дистрибутивная функция призвана сократить растущий разрыв в уровне жизни высоко- и низкодоходных групп населения.

В экономически развитых странах в последние десятилетия систематически сокращается разрыв между минимальными и максимальными доходами, их соотношение составляет один к четырем (Швеция, Финляндия).

Рынок не способен обеспечить рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя эту функцию. Например, высокие и сверхвысокие доходы облагаются высокими прогрессивными налогами, а инвестиции в экономику освобождаются от налогообложения либо облагаются низкими налогами, что обусловливает появление стимулов к инвестиционной деятельности.

При осуществлении каждой из функций государство меняет направленность и размеры финансовых потоков.

Аллокационая функция касается размещения финансовых потоков между отраслями и предприятиями, а дистрибутивная — между индивидами.

Стабилизационная функция определяется необходимостью установления макроэкономического равновесия. Стабилизация экономики означает вывод экономики из состояния кризиса, прекращения экономического спада производства и достижение устойчивых темпов экономического роста. Выделяют:

  • • макроэкономическую стабилизацию (достижение позитивного и стабильного протекания макроэкономических процессов и устойчивых темпов роста);
  • • микроэкономическую стабилизацию (обеспечение устойчивого функционирования и развития предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств);
  • • финансовую стабилизацию (создание устойчиво функционирующей системы финансовых рынков и инструментов) как части единого целого.

Чем выше уровень инфляции, безработицы в обществе, тем выше роль стабилизационной функции государства.

Снижение инфляции, финансовая стабилизация и подъем производства — главные методы выхода из кризисной ситуации. Вторая половина XX в. показала, что периодичность экономических кризисов в мире резко сократилась, с 10—12 до 5—6 лет, иногда до 3—4 лет.

В XX столетии накоплен широкий и разнообразный опыт стабилизации кризисной экономики. Это опыт многих европейских стран во время и после Первой и Второй мировых войн, российский опыт нэпа 1920-х гг., опыт США в 1930-е гг. («новый курс» президента Ф. Рузвельта) и мировой опыт 1970-х гг., когда страны Западной Европы выбирались из «нефтяного кризиса».

Переход к современному рыночному типу хозяйства в странах «большой семерки» совершался, как правило, по двум стратегическим направлениям. Первое направление — эффективное развитие национального хозяйства на основе глубокой структурной и инвестиционной перестройки с учетом сложившегося мирового разделения труда. Второе направление состоит в разработке социальной программы по выходу страны на общемировые параметры уровня жизни населения. Одной из главных тенденций ускоренного развития этих стран за последние 10—15 лет явилось усиление государственного регулирования экономики.

Взаимосвязь и взаимное влияние всех перечисленных основных экономических функций государства очевидно, но их эффективное выполнение различно. Изменение возможностей выполнения государством своих функций является закономерным процессом общественного развития.

В общем виде динамика экономической роли государства характеризуется удельным весом государственных доходов и расходов в ВВП страны. В большинстве экономически развитых стран доля государственных доходов составляет более 40% от ВВП.

В ряде случаев муниципальный сектор в качестве производителя определенных видов общественных благ более предпочтителен, поскольку он учитывает специфику решения местных проблем.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы, касающиеся непосредственного жизнеобеспечения данного муниципального образования. В их функции входит создание условий для развития муниципального транспорта, местного дорожного строительства, предоставление помощи неимущим, престарелым, инвалидам. Они призваны обеспечить охрану общественного порядка, работу скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, предоставлению общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, дошкольного образования и отдыха детей в каникулярное время, а также организовать электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями и др.

Они ответственны за функционирование муниципальных библиотек, спортивных площадок и др.

В современном обществе производство общественных благ возлагается не только на государство. Наличие у государства законодательной базы, определенных инструментов принуждения, несомненно, дает ему исключительные возможности для решения указанных проблем. Исключительная прерогатива государства взимать налоги, устанавливать и изменять их виды и величину позволяет именно государству финансировать производство основного объема общественных благ. Вместе с тем в России, как и во многих странах, функционируют негосударственные некоммерческие организации, которые также могут эффективно решать проблему предоставления некоторых видов общественных благ.

Исторически сложилось так, что организации и учреждения, социально-культурная и гуманитарная деятельность которых служила интересам общества в целом, становились частью государственного сектора. С их помощью реализовывались важнейшие социально-экономические функции государства — формирование духовного, нравственного потенциала общества, обеспечение охраны его здоровья. Вторая половина XX в. характеризуется передачей части социально-экономических функций государства по предоставлению социально-значимых общественных благ (в области образования, здравоохранения, культуры и искусства) негосударственным некоммерческим организациям. Основные функции негосударственных некоммерческих организаций — удовлетворение социально-экономических, культурно-образовательных и иных общественно значимых потребностей.

Таким образом, существуют различия в степени участия всех структур общественного сектора (государственных — коммерческих и некоммерческих, муниципальных и негосударственных некоммерческих) в решении задач по обеспечению общественного благосостояния.

Главная функция государства как регулирующего органа состоит в организации действий всех участников хозяйственного процесса (государственных и негосударственных структур), в установлении партнерских отношений со всеми производителями общественных благ для сохранения целостности развития общества. Государственная политика имеет своей целью адекватно реагировать на позитивные или негативные последствия происходящих в обществе изменений и, соответственно, направлять их в интересах развития всего общества.

  • См.: Пути стабилизации экономики России / под ред. Г. Б. Клейнера. М., 1999. С. 5.

Юлия, как называется Ваша должность и в чем конкретно заключается Ваша работа?

Я — советник по вопросам юстиции при представительстве Эстонии при Евросоюзе. Формально я работаю в Министерстве юстиции, и сейчас нахожусь в длительной командировке в Брюсселе в представительстве Эстонии при ЕС. Я участвую в переговорах в совете ЕС, в обсуждениях законопроектов в области криминального права и защиты личных данных. То есть когда выходит какой-либо законопроект и его начинают обсуждать в совете ЕС е, я принимаю в этом участие, представляя интересы Министерства и Эстонии за столом переговоров.

Что больше всего Вы цените в этой работе?

Работа очень интересная, прежде всего своим международным коллективом — здесь собраны представители как минимимум 28 стран Евросоюза и европейских учреждений. С одной стороны это правовая работа — мы пишем законы, проводим международные переговоры. С другой — очень интересно смотреть на интересы разных стран и международную сферу общения, а также наблюдать за результатами, когда заключаются договоренности.

Где Вы учились, проходили практику и работали? Какой путь прошли, чтобы работать сейчас на этом месте?

Я училась в Академии внутренней обороны, затем в Тартуском университете на правовом факультете. Сейчас учусь на докторантуре в Тартуском университете. В Академии нас направляли на обязательное прохождение практики в госсекторе. Я проходила практику в Министерстве внутренних делв отделе внешних отношений и Европейского союза, и мне там очень понравилось. Затем я работала в Центре криминалистики и судебной экспертизы в полиции. Потом попала на работу в Государственную канцелярию, где начала заниматься работой, связанной с Еврсоюзом. И уже оттуда я перешла в Министерство юстиции.

Выходит, Вы всегда работали в государственных учреждениях.

Да, так и есть. Я до сих пор не чувствовала, что хочу уходить в частный сектор, поскольку в госсекторе мне интересно. Я вижу больше стабильности и возможностей строить свою карьеру в госсекторе. Если какая-то из конкретных областей тебе интересна, то в ней можно развиваться, изучить её на 100% и делать в этой области карьеру, подняться до уровня очень хорошего специалиста. Меня иногда приглашают на работу в частный сектор, но, по моему мнению, в частном секторе меньше стабильности.

На мои выборы влияло мое большое желание сделать в жизни что-то важное, значимое. Для этого нужно было хорошо учиться в университете, хорошо знать государственный язык.

Где Вы получали знания и практику эстонского языка?

В детстве я жила в Хаапсалу, там же училась в школе — с восьмого класса это была эстонская школа. Поэтому эстонский язык был заложен еще там.

Что еще помимо образования и владения госязыком требуется при поступлении на работу в госсекторе?

Нужна смелость, поскольку список требований зачастую пугает. К тому же ты не знаешь, что тебя ждет. На собеседовании нужно быть уверенным в себе, знать основные ответы на ключевые вопросы и уметь себя выделить среди других. Например, на вопрос о моих основных достижениях я отвечаю — знание эстонского языка. В университете ведь учились все, кто подает свою кандидатуру, а знание языка и личные достижения у всех разные.

Почему сама идея работы в госсекторе часто кажется русским ребятам мало реальной? Какие преимущества работы в госсекторе не видны с первого взгляда?

Вероятно, госсектор не всегда выглядит привлекательно и кажется, что здесь скучно. Хотя на самом деле очень интересно — это ведь зависит от того, что ты делаешь. Государственный сектор — это очень хорошая возможность сделать карьеру по своей специальности. Здесь хорошая система продвижения. Кроме того, требования зачастую кажутся очень строгими. Но мне кажется, что важно показать желание работать в этой сфере. Например, при поступлени на работу в Госканцелярию у меня не было требуемого опыта по работе с Евросоюзом. Но был ряд других преимуществ и желание работать.

Молодым специалистам важно преодолеть страх, что у них ничего получится или не хватит квалификации. Если не пробовать, не подавать свою кандидатуру, то попасть куда-либо точно не получится. К тому же, каждое собеседование учит чему-то новому и дает важный опыт. Советую обязательно набираться этого опыта и новых знаний!

Статья создана в рамках серии, знакомящей с историями карьеры десяти русскоязычных сотрудников государственного сектора. Десять историй успеха также будут показаны в серии передач ”День тени”, выходящей в эфир по пятницам в 17.45 на канале ETV+.

Статьи и серия передач выходят в рамках инфокампании, посвященной многообразию, инициированной Министерством культуры и Фондом интеграции. Деятельность кампании поддерживает Европейский социальный фонд в рамках проекта ”Деятельность, поддерживающая интеграцию в эстонском обществе”. Дополнительно о кампании: www.karjeravestonii.ee

1. Общественный сектор — это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX—XX вв., когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешан­ной экономике. В последующий период произошло ее станов­ление и утверждение как новой перспективной формы социаль­но-экономического устройства общества.

Эволюция смешанной экономики происходила в условиях «накладки» двух режимов развития — формационного и цивилизационного. Это придало ее движению противоречивый, нели­нейный характер. С одной стороны, становление смешанной экономики характеризовалось противостоянием разных соци­ально-экономических укладов, институтов и интересов, а также конфликтностью их носителей — классов и социальных групп. С другой стороны, логика развития смешанной экономики как единой системы и интересы ее безопасности вызвали потреб­ность перехода от узко конфронтационного подхода к целост­ному видению общественного прогресса, к необходимости вы­явления универсальных тенденций развития современной циви­лизации, их синтезу.

На современном этапе общественного прогресса смешанная экономика переживает трансформационные процессы, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, к обществу, основанному на знаниях и ориентированному на развитие человека как самоценности. Ее изменение характери­зует переход к обществу и экономике, которые становятся ча­стью глобальной мировой системы. Это придает новые черты со­временной смешанной экономике, развитие которой выходит в узкоэкономические рамки одномерного видения индивида как экономического человека. На смену приходит многомерная трак­товка человека как общественного существа, что требует нетради­ционного, нового подхода.

Общественный сектор представляет собой совокупность ре­сурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Здесь координация экономической деятельности осуществляется с по­мощью системы бюджетного финансирования в сочетании с пра­вовым администрированием и политическим механизмом обще­ственного выбора (голосования избирателей).

Общественный сектор в современных условиях характеризу­ется расширением зон частичных провалов рынка. Это связано с увеличением объема смешанных общественных благ, благ и со­циальных услуг со значительным внешним эффектом и отдель­ных комплектующих элементов общественного блага как едино­го блага. Организация производства и особенно поставка таких благ осуществляются на основе государственного и частного партнерства с использованием рынка. Общественный сектор выступает в роли не только субъекта публичного права, но и участника, контрагента рыночного процесса.

Провалы рынка — это ситуации, в которых свободное дейст­вие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов. Причинами провалов рынка могут стать ограничен­ность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рын­ков, дифференциация доходов.

Выделяют следующие виды провалов рынка.

1. Наличие монополий (прежде всего естественных), а также оли­гополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость государственного вмешательства. Оно выражается в форме созда­ния государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества экономических благ.

Отдельно выделяется так называемая «легальная монополия», или монополия интеллектуальной собственности, специально соз­даваемая государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса и инновационного развития нацио­нальной экономики. Легальная монополия создается законода­тельно и существует в форме исключительных временных при­вилегий (правовых и финансовых), предоставляемых создателям новых объектов интеллектуальной собственности.

2. Информационная асимметрия у производителей и потреби­телей экономических благ. Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосве­домленностью потребителей о достоинствах и недостатках това­ров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохра­нения и образования, где невмешательство государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и ущербу для потребителей.

3. Внешние эффекты — издержки (отрицательные внешние эф­фекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке. В случае отрица­тельных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) го­сударство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии производителям.

4. Общественные блага — вид экономических благ, обладаю­щих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют чистые об­щественные блага, которые рынок не производит вообще (на­циональная оборона), и смешанные общественные блага (клуб­ные, социально значимые и квазиобшественные блага), которые рынок может производить, но в недостаточном количестве. Ис точником их производства может быть гражданское общество (клубные блага) или государство — в определенном масштабе (социально значимые блага, квазиобщественные блага в отрас­лях естественной .монополии).

5. Недальновидное поведение потребителей и производителей на рынках страхования социальных рисков, рисков гражданской и профессиональной ответственности. Данный недостаток ведет к феномену неполного рынка страхования и негарантированно -сти права на жизнь для незастрахованных граждан. Это требует введения различных видов обязательного, в том числе государ­ственного, страхования.

6. Провалы рынка, обусловленные его нестабильностью (эконо­мические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие нега­тивные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций.

Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

1) Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

2) Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

3) Экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

4) Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Структура общественного сектора. Отсутствует общепринятая структура.

Главное отличие организаций частного и ОС является то, что в ОС организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Рис. 1 Структура ОС.

На рисунках ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС.

По мнению Н.А. Восколович структура общественного сектора состоит из:

  1. Государственный сектор. Федеральная собственность и собственность субъектов Федерации образуют экономическую основу государственного сектора экономики РФ. К другой ветви государственного сектора можно отнести муниципальный сектор, экономической основой которого является муниципальная собственность.
  2. Негосударственные некоммерческие организации – ННО (третий сектор экономики, добровольно-общественный сектор). К данной категории организаций принято относить общественные движения и организации, партии, ассоциации, союзы, благотворительные фонды, торгово-промышленные палаты и т.д.

Главными причинами их отнесения к общественному сектору, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, деятельность ННО в экономической сфере: помощь рынку в преодолении провалов путем производства и предоставления общественных благ. Во-вторых, усиление значимости ННО в общественном секторе: путем взаимодействия с государственными структурами появляются новые механизмы предоставления социально значимых благ нуждающимся группам населения. В-третьих, способность ННО осуществлять свою деятельность в тех сферах, где ни рынок, ни государство не способны функционировать эффективно.

  1. Частный подсектор, который будет составлять небольшую часть из частных предприятий и организаций рыночного сектора экономики, осуществляющих производство общественных благ. На практике частные предприятия и организации осуществляют производство общественных благ только в тех случаях, когда имеется возможность увеличить свои конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Примером может служить фирма, освещающая ночью часть улицы, или компания, осуществляющая облагораживание парковых зон.
  2. Подсектор, занимающий промежуточное положение между указанными тремя подсекторами. В результате взаимодействия государственного сектора с сектором ННО, частного с государственным сектором, а также сектора ННО с частным сектором возникают смешанные формы организации деятельности экономических субъектов. Это пространство занимают, в основном, новые организационные формы. Примерами таких смешанных структур могут являться государственные и муниципальные автономные учреждения, действующие в рамках Бюджетного кодекса РФ, государственные корпорации, действующие в рамках Закона о некоммерческих организациях, а также различные формы государственно-частного партнёрства: концессии, особые экономические зоны, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российская венчурная компания» и другие.

Таким образом, под общественным сектором мы предлагаем понимать часть экономики страны, представленную государственной и муниципальной системой, негосударственными некоммерческими организациями, объединениями смешанной формы, а также небольшой частью частного сектора, располагающей ресурсами, аккумулирующимися в результате взаимодействия указанных подсекторов, а также с другими секторами экономики, которые направляются на преодоление провалов рынка через механизмы производства общественных благ, установления определенных правил, преодоления несовершенства конкуренции, снижения воздействия экстерналий и др.

Характеристика общественного сектора как фактора развития человеческого

потенциала в неоэкономике

Деликова Татьяна Григорьевна ассистент кафедры Г осударственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

e-mail: del_ta2001@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты влияния общественного сектора, представленного государством и неправительственными некоммерческими организациями (НКО), на условия и характер формирования человеческого потенциала в неоэкономических системах (на примере стран Северной Америки и Западной Европы).

Ключевые слова: общественный сектор, государственный сектор,

человеческое развитие, человеческий потенциал, неоэкономика Key words: the public sector, the state sector, human development, human potential, new economy

Актуальность исследования механизмов влияния общественного сектора на развитие человеческого потенциала определяется специфическими возможностями организаций общественного сектора удовлетворять растущие в условиях неоэкономики (экономики знаний) потребности людей в образовании, здравоохранении, культуре и других сферах социальной реализации.

Понятие «общественный сектор экономики», как правило, включает в себя совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении государства:

объекты госсобственности, бюджетные учреждения и государственные внебюджетные фонды. Однако, если в зарубежной практике исследований термином «общественный сектор» (public sector) практически исключительно называются средства и институциональные единицы государства (как противоположность частному (private) сектору), то, по мнению отечественных ученых, в структуру общественного сектора следует включать и неправительственные некоммерческие организации (НКО) . Руководствуясь общностью функциональной роли государства и НКО в сфере гуманитарного развития, в данной работе мы будем придерживаться широкого понимания общественного сектора: это институционально оформленная часть национального хозяйства, функционирующая с целью производства общественных благ.

Основные направления влияния общественного сектора на условия и характер формирования человеческого потенциала представлены на схеме (рис.

1).

Общественный сектор

Г осударство

і

НКО

финансирует гуманитарные расходы

создает нормативноправовую среду

создает информационную и регулирующую инфраструктуру

финансируют гуманитарные расходы

создают информационную инфраструктуру

активизируют энергию развития человеческого потенциала

Рис. 1. Общественный сектор как фактор развития человеческого потенциала

Важнейшим институтом общественного сектора и инструментом,

посредством которого государство может воздействовать на величину и динамику развития человеческого потенциала, является государственный бюджет. В большинстве стран с максимальными фактическими значениями индекса человеческого развития гуманитарные расходы государства (образование, здравоохранение, социальная защита, культура), составляют свыше 60% всех расходов консолидированных бюджетов (Таблица 1).

Таблица 1

Удельный вес расходов, связанных с развитием человека, в структуре расходов консолидированных бюджетов, %

Страна Год Здравоохра нение Отдых, культура, религия Образование Социальная защита Всего

Г ермания 2008 14,2 1,4 9,1 45,1 69,8

Норвегия 2008 16,9 2,7 13,0 38,4 71,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Великобритания 2006 16,2 2,4 13,8 34,9 67,3

Финляндия 2007 11,1 1,7 13,4 27,9 54,1

Франция 2008 14,9 2,9 11,1 41,4 70,3

Канада 2007 19,0 2,6 15,0 30,1 66,7

США 2008 20,5 0,8 16,6 19,4 57,3

За последние 30 лет увеличение удельного веса бюджетных затрат на здравоохранение и проведение социальной политики в ВВП этих стран составило от 3 до 7,6 п.п. (в Германии — с 22% в 1980 г. до 25% в 2007 г., Великобритании — с 16,5% до 20,5% соответственно, во Франции — 20,7% до 28,4% и т.д.) . Это свидетельствует о том, что, несмотря на высокий достигнутый уровень человеческого потенциала, аспектам человеческого развития уделяется пристальное внимание. Так, например, если все расходы федерального бюджета США за период 1980-2010 гг. увеличились почти шестикратно, то социальные расходы — более чем в 7,5 раз, а расходы на систему здравоохранения — почти в 16 раз.

Государство, кроме того, осуществляет расходы на развитие научных исследований, способствуя накоплению интеллектуального и творческого потенциала общества. Так, в рассматриваемых странах доля государства в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

(НИОКР, R&D — исследования и разработки) составляет в среднем 1/3. При этом стоит отметить, что за последние три десятилетия уровень участия государства в расходах на научные разработки снижается, что связано, очевидно, с растущей выгодностью и, соответственно, заинтересованностью бизнес-структур в исследованиях (Таблица 2).

Таблица 2

Объемы и доля государственного финансирования валовых внутренних расходов на исследования и разработки (R&D) в 1981-2010 гг.

1981 1991 2001 2010

Млн. долл., ППС % Млн. долл., ППС % Млн. долл., ППС % Млн. долл., ППС %

Канада 1903,6 50,6 3942,1 45,7 5542,6 29,2 8422,4* 34,3*

Финляндия 239,3 43,4 701,7 40,9 1165,1 25,5 1799,3 25,7

Франция 5871,7 53,4 11886,6 48,8 13214,7 36,9 18991,7 39,7

Г ермания 7712,3 41,8 14182,1 35,8 17107,6 31,4 24776,5* 29,7*

Норвегия 290,1 57,2 652,1 49,5 1026,9 38,6 2195,0* 46,8*

Великобритания 5751,5 48,1 6774,3 35,0 8419,0 28,9 12871,1 32,1

США 34777,4 47,8 62778,2 38,9 75717,0 27,2 125550,0* 31,3*

* данные за 2009 г.

Помимо непосредственных расходов на финансирование образования, науки, здравоохранения, государство косвенно способствует накоплению и реализации человеческого потенциала нации. Основа развития современных неоэкономических систем — цикл «знание-инновации-экономический рост», на активизацию которого направлены концентрированные усилия правительств ведущих стран мира, очевидно, базируется на интенсивном накоплении как интеллектуального, так и творческого и социального потенциалов человека. В 1980-1990-х гг. в промышленно развитых странах Северной Америки и Западной Европы была предпринята целая серия законодательных инициатив и созданы специальные государственные органы для координации политики в области модернизации экономики, инноваций и развития. В рамках этого тренда сформирован финансовый фундамент научно-технического развития: специальные фонды и программы получения грантов разработчиками

инноваций (например, Программа инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research, SBIR), основанная в 1982 г. в США, Технологические партнерства Канады (TPC) (1996 г.),

Правительственный фонд университетских посевных инвестиций

(Government’s University Challenge Seed Fund Scheme, «SCHEME»)

Великобритании (1999 г.)), разработаны финансовые аспекты патентного права, механизмы налогового стимулирования.

Сегодня правительства продолжают активно разрабатывать институциональные аспекты национальных инновационных систем. Одной из ведущих тенденций становится повышенное внимание к совершенствованию параметров систем подготовки кадров для инноваций. Так, ведется мониторинг и формулируются ориентиры профессиональной подготовки работников , создаются специальные образовательные схемы и институты (в том числе, в рамках реализации концепции «образования в течение жизни» (lifelong learning)).

Таким образом, можно констатировать заметную трансформацию государственной экономической и социальной политики в неоэкономических системах в сторону человекориентированного развития как в количественном (объемы финансирования гуманитарных расходов), так и в качественном измерении (создание инфрастуктуры человеческого развития).

Другая составляющая общественного сектора экономики -неправительственные некоммерческие организации (далее — некоммерческие организации (НКО)), в последние десятилетия значительно расширила свою роль в экономической жизни общества. При этом основные сферы деятельности современных НКО: наука и образование, воспитание молодежи, культура и спорт, развитие демократии, правозащитная деятельность и другие, -как нельзя более соответствуют цели развития человеческого потенциала.

налоговом ведомстве США (Internal Revenue Service), за последние 15 лет выросло на треть (с 1,1 млн. в 1995 г. до 1,43 млн. в 2009 г.). В 2009 году общий бюджет 628,7 тыс. американских некоммерческих организаций, подавших отчетность, составил 1.870 млрд. долларов, что более чем в два раза больше суммарного бюджета 1995 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценке исследователей из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University, США) в 1995-2000 гг. в некоммерческом секторе США было задействовано 10,9 млн. человек наемной рабочей силы, что составило 9,8% экономически активного населения, и 44,5 млн. человек (22% взрослого населения) в качестве волонтеров . В 2010 г. в неприбыльном секторе по найму работало 10,7 млн. человек и уже 62.8 млн. волонтеров (26,3% взрослого населения) .

Таблица 3

Занятость в некоммерческом секторе (1995-2000 гг.)

% от экономически активного населения в том числе

оплачиваемые волонтеры

Финляндия 5,25 2,42 2,77

Франция 7,55 3,70 3,75

Г ермания 5,89 3,54 2,33

Норвегия 7,20 2,69 4,35

Великобритания 8,54 4^4 3,63

США 9,80 6,2S 3,49

Причем последнее десятилетие на фоне низких, а в некоторые годы и отрицательных, темпов роста занятости в коммерческом секторе США, ознаменовано стабильной положительной динамикой занятости в секторе НКО (среднегодовой темп прироста занятости в последнем — 2,1% против отрицательного прироста (-0,6%) в первом) .

Представляется, что растущее значение некоммерческого сектора во многом связано со специфическими условиями современного этапа эволюции общества, которые стимулируют изначально заложенное в человеческой природе стремление к духовному, личностному росту и объединению,

коллективному действию. Как показано С.В. Демидовым , тенденции усиления роли НКО в мире обусловлены:

• «сочетанием стихийных и сознательных процессов в развитии

экономических систем;

• усложнением структуры неоднородной экономической системы под

воздействием специфических эволюционных и неэволюционных изменений;

• повышением адаптационного потенциала неоднородной экономической

системы вследствие разноскоростного и разнонаправленного движения элементов, сочетания статики и динамики, консервации и инновации».

Иначе говоря, беспрецедентный рост третьего сектора связан с трансформацией индустриального общества в общество, основанное на знаниях и работниках интеллектуального труда .

В целом роль некоммерческого сектора в современной экономике можно описать существованием трех важнейших эффектов .

Во-первых, эффект комплементарности, когда некоммерческий сектор дополняет государство в реализации части его социальных функций (производство общественных благ, обеспечение занятости, заполнение неэффективных для бизнеса и нецелесообразных для государства экономических ниш; в этих нишах НКО эффективно оказывает услуги населению и обеспечивает занятость населения). Это, прежде всего:

• правовая деятельность государства (участие институтов гражданского общества в обсуждении законопроектов, правозащитная деятельность, правовая и юридическая помощь, содействие развитию гражданского общества);

• развитие человеческого капитала (наука, образование, культура, спорт, здравоохранение);

• социальная политика государства (благотворительная и гуманитарная помощь, работа с молодежью, детьми-сиротами, инвалидами, работа с группами риска, профилактика девиантного поведения);

• реализация национальных интересов на международной арене (миротворчество, профилактика межнациональных конфликтов,

международное сотрудничество).

В результате функционирование негосударственных некоммерческих организаций расширяет структуру общественных потребностей, создает возможности для дополнительного альтернативного предоставления продуктов потребителям . С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, социализации экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

Во-вторых, эффект оптимизации, благодаря реализации общественного контроля за деятельностью государственных структур. Формы такого контроля включают социальный диалог, социальный контракт и социальные инновации. Их распространение отражает тенденцию децентрализации и усилению общественных начал в управлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В третьих, эффект стимулирования, когда некоммерческий сектор, являясь источником социальных инноваций, создает социальный капитал и повышает степень доверия в обществе .

В результате взаимодействия государственного сектора с сектором НКО и сектора НКО с частным сектором возникают смешанные формы организации деятельности экономических субъектов. Это пространство занимают, в основном, новые организационные формы. Примерами таких смешанных структур могут являться благотворительные фонды, инвестирующие в частные коммерческие предприятия (цель — активизация процесса создания рабочих мест, увеличение предпринимательского потенциала сообществ; примеры: Baltimore Venture Capital Fund, The Abell Foundation, Community Development Venture Capital Alliance), частные компании, миссии и функции которых сходны с НКО (Origo, Dow Jones Sustainability Group Indexes, CreateHope, KindMark), многоцелевые партнерства, созданные для решения вопросов как частного, так и общественного секторов (Sustainable Jobs Fund, Development Gateway Foundation) и др.

Особенный интерес в этой связи представляют, на наш взгляд,

сравнительно новые и активно обсуждаемые в мировой социальной и экономической литературе институты развития социальных инноваций -«социальное предприятие» и «социальное предпринимательство». Первые попытки институционального оформления социальных предприятий приходятся на 90-е годы XX века (Италия, Великобритания), хотя очевидно, что примеры фактически социальных предприятий существовали и раньше.

Ключевыми характеристиками «социального предпринимательства» являются: предпринимательский подход и преобладание общественной или социальной цели над коммерческой. Социальный предприниматель мотивирован не получением прибыли, а возможностью решения социальных проблем, перспективой реализации себя в преобразовании окружающего мира, социальными предпринимателями движет, в первую очередь, «этический императив». Например, Мухаммад Юнус, основатель банка Грамин и лауреат Нобелевской премии мира, представил и успешно реализовал новый взгляд на проблему борьбы с бедностью: доступ к микрокредитам может сыграть решающую роль в выживании бедняков. Несмотря на традиционное представление о чрезмерной рискованности и неэффективности такого рода бизнеса, сегодня банк Грамин является самоокупаемой структурой, вклад банка в ВНП Бангладеш составлял 1,5%.

В то же время, как отмечают отдельные авторы, социальному предпринимателю присущи и все характеристики шумпетеровского предпринимателя — инноватора, функционирующего в условиях риска. То есть суть социального предпринимательства заключается в творческом подходе к решению социальных проблем через инновационное комбинирование различных ресурсов. Так, согласно определению Дж. Диза , социальное предпринимательство включает в себя:

1) принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);

2) выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;

3) осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;

4) решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;

5) высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности — как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом.

Сферы деятельности социальных предприятий обширны: это и борьба с бедностью, повышение качества и доступности образования, помощь в трудоустройстве, гендерное неравенство, адаптация и культурная ассимиляция национальных меньшинств, внедрение инновационных технологий защиты окружающей среды, и реализация различных проектов по созданию образовательных и культурных центров (художественные галереи, библиотеки, кружки самодеятельности, детские воспитательные учреждения, дома для престарелых и инвалидов, спортивные и оздоровительные комплексы), и многие другие.

Очевидно, что в прогрессе общества, реализующемся с помощью социального предпринимательства, находят отражение практически все аспекты человеческого потенциала. Социальное предпринимательство является, таким образом, одним из важнейших механизмов развития человеческого потенциала. Причем механизмом наиболее соответствующим современной концепции человеческого развития, которая, ориентируясь на социальное развитие, тем не менее, ставит условие сохранения мотивации к активной деятельности, на базе экономических принципов: не за счет иждивенчества, а за счет создания разнообразных возможностей. Те же принципы использует социальное предпринимательство. Результатом становится нацеленность большинства проектов на создание условий для развития человеческого потенциала, «в возможности людей самим бороться с трудностями и несправедливостями жизни». Именно поэтому наиболее активно развиваются программы, связанные с правами человека, инклюзивным образованием и обеспечением рабочими местами людей с особыми потребностями, доступностью к медицинскому, пенсионному и страховому обеспечению, программы по микрокредитованию, дающие возможность

любому человеку начать свой собственный бизнес и т.п.

Функция поиска и реализации возможностей является ключевой для предпринимательства вообще, и социального в частности. Благодаря предпринимательскому подходу в социальной сфере становится возможным сократить временные, материальные и моральные издержки взаимодействия поставщика и потребителя социальных услуг, рационализировать производство, вовремя реагировать на изменение потребностей целевой аудитории. С другой стороны, развитие социального предпринимательства требует иного качества человека: новые организационные модели и структуры, инструменты и цели ставят задачи воспитания качественно новых лидеров -социально ответственных, открытых риску и желающих изменить мир вокруг себя.

Таким образом, тенденции развития современных неоэкономических систем однозначно свидетельствуют о растущей значимости общественного сектора как одного из ведущих факторов развития человеческого потенциала наций.

Библиографический список

4. Экономика общественного сектора: учебник / Под ред. В.П. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. — М.: ИНФРА-М, 2010. С. 592.

5. Осадчая И.М. Американское народное хозяйство на новом витке развития // Мировая экономика и международные отношения, № 10, 2007, C. 104.

6. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: учеб.пос.. — М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Белоусова С.В. Подходы к рассмотрению общественного сектора // Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61). С. 5-8.

8. Россия и страны мира. 2010.: Стат.сб. / Росстат. — M., 2010. — С.299-300.

9. База статистических данных ОЭСР — OECD.Stat — http://stats.oecd.org/

12. State Strategies for the New Economy /National Governors’ Association New Economy

Task Force report. Washington, DC-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. 21st Century Skills, Education & Competitiveness: A Resource and Policy Guide/

Partnership for 21st Century Skills, 2008. —

http://www.p21.org/storage/documents/21st_century_skills_education_and_competitiveness_guide. pdf.

14. Шлихтер А. Некоммерческий сектор США: ресурсы, области деятельности и эффективность // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 8, С.93.

15. Данные Центра изучения гражданского общества при институте политических

исследований Джона Хопкинса — Center For Civil Society Studies at The John’s Hopkins Institute for Policy Studies — http://ccss.jhu.edu/wp-

18. Мантатова Л.В. Стратегия развития: ценности новой цивилизации. — Улан-Удэ, издательство ВСГТУ, 2004.

19. Качалова Ю. «Новый взгляд на исследование третьего сектора» -http://www.ipd.ru/articles/j_view3 sect.shtml

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 7 (429). Экономические науки. Вып. 65. С. 23—29.

УДК 330.1 10.24411/1994-2796-2019-10703

ББК 65.012.3

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ»

И. В. Герсонская

Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Липецк, Россия

Государственный сектор экономики сегодня рассматривается как основной институт государственного управления, контроля и регулирования национальной экономики. Наличие данного сектора экономики обусловлено необходимостью производства общественных благ. Государственный сектор экономики необходим для ликвидации «провалов рынка», с которыми не могут справиться существующие рыночные регуляторы. В статье рассматриваются подходы к сущности и содержанию категории «государственный сектор экономики». Автор исследует определения государственного сектора экономики в отечественной и зарубежной литературе. Рассматриваются системный, ресурсный, управленческий, институциональный, воспроизводственный и социально-ориентированный научные подходы к категории «государственный сектор экономики». Автор предлагает использовать интегральный подход к исследованию сущности категории «государственный сектор экономики». Изучение различных подходов позволяет сформулировать основу научного исследования.

Ключевые слова: государственный сектор экономики, сущность, содержание, национальная экономика, государственная собственность, общественные блага, ресурсы, воспроизводство, институт, управление.

Возникновение государственного сектора экономики относится к далекой древности, когда с появлением на земле первых государств правителям приходилось решать возникающие в обществе проблемы. Любому правителю требовалась собирать с населения, землевладельцев и товаропроизводителей налоги для решения государственных задач, содержать армию и поддерживать обороноспособность, заниматься общественным строительством и удовлетворять необходимые общественные блага, а для этих целей правителю и приходилось содержать армию чиновников, то есть «государственных людей».

Современный государственный сектор экономики в любой стране мира функционирует практически на тех же самых принципах. Обществу нужна защита со стороны государства с военной точки зрения, а на современном этапе развития экономики — еще от возникновения информационных угроз и экологических катастроф. Население любой страны нуждается в образовательных и медицинских услугах, которые в первую очередь оказывает государство, а также в государственных гарантиях и социальной защите. А для выполнения таких задач государству нужны экономические ресурсы, и прежде всего в виде материальных и нематериальных объектов, земельных участков, специализированных фондов денежных средств и других видов государственных ресурсов. При этом все

государственное имущество необходимо эффективно использовать, для чего и создаются различные институты в рамках государственного сектора, которые и оказывают регулирующие влияние на национальную экономику.

На сегодняшний день смешанная рыночная экономика функционирует в тесной взаимосвязи двух секторов — частного и государственного. При этом такая взаимосвязь имеет двойственный характер. С одной стороны, частный бизнес, преследуя только коммерческие цели своей деятельности, не спешит производить общественные блага и осуществлять социальную защиту своих работников. И именно в этот момент в действие вступает государственный сектор экономики, который своими волевыми решениями защищает общественные интересы и не позволяет частному сектору нарушать права граждан. С другой стороны, рыночной экономике в силу ее цикличности присущи периодические «провалы рынка», которые характеризуются возникновением кризисных явлений и обострением социально-экономических проблем в обществе. И в этом случае именно государство приходит на помощь частному бизнесу, поддерживая важные отрасли национальной экономики с помощью предоставления льгот по налогам, дотаций, субсидий и прочего, тем самым сохраняя объемы производства и рабочие места.

В целях научного осмысления государственного сектора экономики необходимо обратиться к таким философским категориям, как «сущность» и «содержание». Сущность представляет собой «отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство многообразного), а… содержание выражает единство частей, связей, свойств, образующих предмет, явление или процесс» . Поэтому, по нашему мнению, основной задачей исследования государственного сектора как экономической категории является изучение его сущности и содержания. В процессе исследования нужно выявить основной, неизменный (существенный или субстанциональный) признак предмета, явления или процесса, а также его свойство.

Любое толкование данной категории, заключается в том, что государственный сектор представляет собой основной и необходимый структурный элемент национальной экономики. П. А. Кошель дает определение: «Государственный сектор — часть экономики страны, полностью контролируемая государством, правительством» .

На сегодняшний день в базовых отечественных учебниках как по экономической теории, так и в целом по экономике нет единого определения экономической категории «государственный сектор экономики». Российские экономисты не дают однозначного ответа на вопрос, что же есть государственный сектор экономики, каковы его сущность, содержание и виды деятельности, а также в чем заключаются его основные функции. Например, А. С. Булатов дает следующее определение: «Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета» . По нашему мнению, такое определение довольно поверхностно, очень коротко и односторонне раскрывает сущность и содержание государственного сектора экономики.

Е. В. Пономаренко и В. А. Исаев дают более широкое определение: «Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых)» . Однако, по нашему мнению, приведенное определение также недостаточно полно

характеризует государственный сектор экономики. Любой вид государственных ресурсов нуждается в том, что бы им рационально и эффективно распоряжались, что входит в компетенцию органов государственной власти и управления. Поэтому субъекты государственного управления на всех уровнях законодательной и исполнительной власти также входят в состав государственного сектора экономики.

В экономической теории научное познание государственного сектора экономики предполагает использование разнообразных научных подходов с позиций достижения поставленной цели исследования. Существуют различные методологические подходы к определению категории «государственный сектор экономики». Поэтому проведем анализ основных подходов к исследованию данной экономической категории и установим на основе предложенных различными авторами дефиниций сущности и содержания государственного сектора экономики, а также отношений, которые он выражает.

В настоящее время существуют различные научные подходы к определению категории «государственный сектор экономики»:

1. Системный подход, на основе которого государственный сектор можно рассматривать как совокупность объектов, действующих в едином комплексе и выполняющих, таким образом, определенный набор функций. О. В. Кожевина рассматривает государственный сектор экономики как систему «предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой базе государственной собственности в целях реализации функций государства в экономической, социальной и политической сферах» , а Н. П. Кононкова считает, что «государственный сектор — это многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, который функционирует на базе объектов государственной собственности в разных сферах экономики» . Какими бы ни были определения государственного сектора на основе данного подхода, все они сводятся к тому, что он функционирует на основе государственной собственности, что позволяет раскрыть состав и структуру объектов.

2. Ресурсный подход предполагает, что в государственном секторе экономики производство общественных благ осуществляется с помощью различных видов экономических ресурсов, которыми распоряжается государство. Например, Э. Б. Аткинсон и Дж. Э. Стиглиц считают, что «государственный

сектор — это не только сфера государственной собственности, но также бюджет и другие ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении государства» . Е. В. Пономаренко и В. А. Исаев утверждают, что «государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых)» . При этом А. А. Бочков, Д. К. Иваницкий и Т. А. Дудник настаивают на том, что в национальной экономике «ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни — это, с одной стороны, государственная собственность (запас ресурсов), а с другой стороны, доходы и расходы бюджета (поток ресурсов)» . В соответствии с этим методологическим подходом государственный сектор в процессе своего функционирования, а также выполнении поставленных перед ним задач распоряжается определенными видами экономических ресурсов, как производственных, так и финансовых.

3. Управленческий подход к государственному сектору экономики предполагает обязательное наличие нормативно-правовой базы в области сектора государственного управления, а также контроль и регулирование со стороны государственных органов. Е. И. Данилина считает, что «государственный сектор экономики — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами» . В. Ф. Протас утверждает, что государственный сектор «объединяет в единое целое все органы государственного управления… и используется для описания полного влияния органов государственного управления на национальную экономику» . О. С. Макаренко указывает на то, что «государственный сектор формируется из сектора государственного управления, который включает органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения и государственных институциональных единиц, входящих в сектора нефинансовых и финансовых корпораций» . Данный подход предполагает, что государ -ственный сектор управляет национальной экономикой, всеми субъектами, входящими в ее состав, осуществляет государственный контроль и регулирование социально-экономических процессов.

4. Институциональный подход предполагает установление совокупности правил и норм, образующих социально-экономические границы вза-

имодействия различных институтов в составе государственного сектора экономики. Н. Р. Закирова считает, что государственный сектор «является мегаинститутом и представляет собой совокупность отдельных элементов — институтов, которые можно классифицировать в соответствии с определенными уровнями иерархии: макро-, мезо-, микро- и наноэкономическим» , то есть такой государственный институт характеризуется многоуровневостью в экономике. Д. Брюммерхофф относит к государственному сектору экономики «все институты, задачей которых является предоставление услуг особого характера для общества в целом и которые финансируются преимущественно за счет принудительных сборов» . Институциональный подход к категории «государственный сектор экономики» представляется нам довольно актуальным, так как именно только на уровне государства устанавливаются определенные правила взаимоотношений для всех субъектов национальной экономики.

5. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства общественных благ в государственном секторе экономики с меньшими совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Так, Дж. Ю. Стиглиц под государственным сектором понимает «общественную собственность и деятельность государства в производстве, продаже и перераспределении, включая производство товаров и услуг, субсидирование производства, государственную деятельность на финансовых рынках, государственные закупки товаров и услуг» . При этом производство общественных благ не может рассматриваться обособленно от их распределения, обмена, потребления, так как эти процессы тесно взаимосвязаны между собой. Воспроизводственные отношения в государственном секторе экономики «возникают по поводу производства, распределения, обмена, потребления материальных и нематериальных благ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей» . В соответствии с таким подходом целесообразно изучение процесса воспроизводства в государственном секторе во взаимосвязи с общей методологией экономической теории и развитием экономических отношений.

6. Социально-ориентированный подход к государственному сектору экономики предусматривает социальную ответственность органов власти, включая защиту и повышение благосостояния общества. В современных условиях развития

национальной экономики со стороны государства является актуальным проведение эффективной социальной политики. Данный подход теоретически ставит качество и уровень жизни населения в зависимость от эффективности функционирования государственного сектора экономики. Он должен рассматривать государственный сектор национальной экономики не обособленно, а во взаимосвязи с различными факторами внешней среды, в том числе и с социальными. Однако в отечественной литературе государственный сектор экономики именно с позиций данного подхода фактически не рассматривается. По нашему мнению, именно такой подход должен стать одним из важнейших стратегических ориентиров процесса трансформации государственного сектора экономики. Таким образом, социально-ориентированный подход характеризует государственный сектор экономики как производителя необходимых обществу благ и услуг. С этих позиций, государственный сектор является экономической основой «модели социального рыночного хозяйства» и выступает гарантом неукоснительного выполнения государственных обязательств как перед отдельно взятым человеком, так и перед обществом в целом.

Таким образом, рассмотренные подходы к государственному сектору экономики, по нашему мнению, имеют в экономической теории определенную взаимозависимость и взаимосвязь, поэтому один подход может являться базой для другого,

а также осуществляться в рамках иного подхода, более значимого. Изучение различных подходов к государственному сектору экономики позволяют сформулировать методологическую основу научного исследования.

При этом различия в определениях экономической категории «государственный сектор экономики» позволили нам синтезировать основные научные подходы к определению сущности и содержания государственного сектора экономики, которые приведены в таблице ниже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе изучения точек зрения отечественных и зарубежных авторов нами сделан вывод, что сущность государственного сектора экономики современными исследователями экономических явлений и процессов постоянно совершенствуется и детализируется, что дает нам возможность всесторонне изучить эту экономическую категорию. В своих определениях все авторы подтверждают тот факт, что государственный сектор как экономическая категория отражает прежде всего социально-экономические отношения в обществе.

По нашему мнению, исследование государственного сектора экономики целесообразно проводить с использованием интегрального подхода, который представляет собой синтез жизнеспособных научных концепций. В процессе использования интегрального подхода затрагиваются все аспекты функционирования государственного сектора экономики и взаимосвязи между его отдельными компонентами.

Научные подходы к сущности и содержанию экономической категории «государственный сектор экономики»

Методологический подход Сущность и содержание экономической категории «государственный сектор экономики»

Системный Система предприятий, организаций, учреждений в национальной экономике, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность на базе государственной собственности и подконтрольных правительственным органам государства

Ресурсный Государственный сектор экономики в процессе своего функционирования использует различные виды производственных ресурсов (имущественных, материальных и трудовых), а также осуществляет распределение финансовых ресурсов государства

Управленческий Наличие нормативно-правовой базы в деятельности государственного сектора экономики, а также регулирование национальной экономики и контроль социально-экономических процессов со стороны сектора государственного управления

Институциональный Государственный сектор экономики является многоуровневым институтом и устанавливает совокупность правил и норм, образующих социально-экономические границы взаимодействия различных государственных институтов в своем составе

Воспроизводственный Государственному сектору экономки присуще постоянное возобновление производства общественных благ, а воспроизводственные отношения в госсекторе возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления таких благ

Социально-ориентированный Установление социальной ответственности на уровне государства, включая защиту и повышение благосостояния общества, обязанность предоставлять качественные социальные услуги населению и производить жизненно-необходимые обществу блага

Источник: составлено автором на основе данных анализа научных подходов.

Приведем обоснование применения интегрального подхода к исследованию сущности государственного сектора экономики:

1. Государственный сектор экономики представляет специфичную социально-экономическую систему в составе национальной экономики, объединяющую различные государственные предприятия, организации и учреждения, что способствует становлению и дальнейшему развитию социально-экономических отношений в обществе.

2. Деятельность государственного сектора экономики строится на основе государственной собственности, которая имеет разные виды и принимает различные формы: земля, основные и оборотные фонды государственных предприятий, финансовые ресурсы государства и т. д.

3. Государственный сектор экономики определяет совокупность государственных институтов и образует границы их взаимодействия. Он является особым многоуровневым институтом, который в процессе регулирования национальной экономики устанавливает нормы и правила для всех экономических субъектов, осуществляет управление и реализует государственную социально-экономическую политику.

4. Функционирование государственного сектора экономики связано с воспроизводственным процессом и вызвано необходимостью производства, распределения, обмена и потребления общественных благ, которые не может предоставить предпринимательский сектор.

5. Государство в лице правительства устанавливает порог социальной ответственности перед обществом, а государственный сектор экономики выступает гарантом выполнения социальных обязательств и повышения уровня общественного благосостояния.

По нашему мнению, категорию «государственный сектор экономики» можно отнести к национальной экономике, к административно-территориальным или местным государственным предприятиям, организациям и учреждениям, а также государственным корпорациям и органам власти. Являясь неотъемлемым элементом экономики смешанного типа, такой сектор экономики всецело контролируется и регулируется со стороны государства, уполномоченными на то ответственными лицами, то есть различными органами государственной власти и управления. Государственный сектор во многом содействует решению глобальных экономических проблем, с которыми не справляются действующие рыночные регуляторы. Такой сектор экономики является одним из основных участников социально-экономической жизни любого государства и имеет свои характерные черты и национальные особенности.

Таким образом, наличие государственной собственности, производство общественных благ и обеспечение национальной безопасности, предоставление государственных гарантий и реализация мер по социальной защите населения, а также государственное регулирование экономики, направленное на устойчивое социально-экономическое развитие национального хозяйства, государственный контроль и непосредственное управление государственными экономическими субъектами со стороны правительственных органов, и являются отличительными характеристиками государственного сектора экономики. При этом государственный сектор экономики представляет собой часть смешанной экономики, включающий образование, здравоохранение, социальную сферу, различные государственные учреждения, а также государственные предприятия и корпорации.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пономаренко, Е. В. Экономика общественного сектора : учебник / Е. В. Пономаренко, В. А. Исаев. — М. : КНОРУС, 2018. — 320 с.

15. Экономика : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / под. ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. — М. : Экономисть, 2004. — 896 с.

Сведение об авторе

Герсонская Ирина Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Липецк, Россия. g3071971@ya.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 7 (429). Economic Sciences. Iss. 65. Рp. 23—29.

TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF THE CONCEPT «PUBLIC SECTOR OF ECONOMY»

I.V. Gersonskaya

Lipetsk Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, Russia