Общероссийская организация зеленый патруль

Общероссийская Общественная организация «Зелёный патруль» http://greenpatrol.ru за свою более чем 15-летнюю историю деятельности неоднократно принимала активное участие в защите экологических и стратегических интересов России, оказывала профессиональную экспертную поддержку в области экологии при реализации крупнейших проектов страны. «Зелёный патруль» является российской организацией, среди учредителей которой отсутствуют иностранные организации, а также не используется иностранное финансирование.

Занимая активную гражданскую позицию, «Зелёный патруль» многократно готовил доклады, позволяющие оперативно реагировать на угрозы для России, связанные с экологией. Организация также подготовила экспертные заключения, аналитическую информацию и предложения по запросам Администрации Президента, Правительства, Генеральной Прокуроры, профильных министерств и ведомств по многим аспектам жизнедеятельности российского общества в сфере экологии.

Одной из первых знаковых масштабных работ «Зелёного патруля» стала независимая экологическая экспертиза в Сахалинской области, позволившая отстоять интересы Российской Федерации при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Активная гражданская позиция и профессиональные экспертные заключения по проекту оператора «Сахалин 2» легли в основу многочисленных проверок. Перечень нарушений со стороны оператора проекта, были представлены спецкомиссии банка ЕБРР, который должен был участвовать в кредитовании одного из ключевых игроков проекта — компании Shell. В результате оценки рисков, ЕБРР и другие западные банки отказались кредитовать Shell. И государство не только смогло восстановить контроль над проектом и его расходами, но и начать восстанавливать природу Сахалина за счет участников «Сахалина-2» .

«Зелёный патруль» принимал активное участие в подготовке предложений по разработке комплексного плана мероприятий на 2008-2014 годы по экологическому сопровождению строительства олимпийских объектов согласно Поручению АЖ-П12-6693 от 28.12.2007г. Аналогичная экспертная работа проводилась как в отношении реализации проектов нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по освоению Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений, так и в целом по Арктике. Эксперты «Зелёного патруля» принимали участие в разработке основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 и целому ряду других направлений.

Особым успехом и общественным признанием в РФ пользуется проект «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации», который осуществляется «Зеленым патрулем» уже в течение 10 лет и публикуется 4 раза в год (зимой, весной, летом, осенью).

Деятельность «Зеленого патруля» получила высокую оценку на федеральном уровне, поэтому с 2013 года по настоящее время Организация является обладателем Президентских грантов, обладателем Премии Правительства Москвы в номинации «Лучшие достижения в области охраны окружающей среды представителей общественных экологических объединений».

В 2017 году по итогам конкурса Президентских грантов проект «Зелёного патруля» «Информационно-аналитическая система (ИАС) «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации» (мобильная версия) признан победителем конкурса и получил финансирование на дальнейшее развитие.

Наиболее значимые реализуемые проекты:

  • «Экологический рейтинг Субъектов РФ»;

  • «Чем дышит Москва?», «Чем дышит Красноярск?», «Чем дышит Омск?», «Чем дышит Волгоград?», «Чем дышит Орловская область?» — региональные проекты по мониторингу и оценке состояния атмосферного воздуха;

  • «Экспедиции «Великие реки России» 2010 – 2015 г. – Региональные проекты по мониторингу и оценке состояния бассейна реки Волги и её притоков;

  • Свидетельство «ЗЕЛЁНЫЙ СЕРТИФИКАТ» — поддержка крупных промышленных предприятий, занимающихся внедрением новых технологий и модернизацией собственного производства;

  • «Великая страна – Чистая страна» — десантирование «Зелёного патруля» в регионе, мониторинг, оценка экологической ситуации, в том числе по проблемам ТКО, донесение до населения объективной ситуации в регионе.

Председатель правления, исполнительный директор Нагибин А.Н.:

  • Член Общественного совета при Росприроднадзоре.

  • Эксперт Центра мониторинга ОНФ по экологии и защите леса.

  • Лауреат Премии Правительства Москвы 2016 года. В номинации «Лучшие достижение в области охраны окружающей среды представителей общественных экологических объединений».

  • Член инициативной Группы по выдвижению кандидатом в Президенты Владимира Путина в 2018 году, отмечен Благодарственным письмом Президента Российской Федерации.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проведение экспедиций, натурных обследований, экологического мониторинга, лабораторных исследований.

Сопровождение крупномасштабных проектов: полевой мониторинг, независимые экологические экспертизы, выявление нарушений природоохранного законодательства.

Взаимодействие со СМИ и интернет-ресурсами Организация экологических мероприятий — лекций, семинаров, общественных слушаний, конференций, акций, митингов, пикетов, круглых столов, пресс- конференций и т.п.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗЕЛЕНОГО ПАТРУЛЯ

Участие в разработке, реализации экологической политики государства в целях сохранения уникальной природы России, минимизации негативного воздействия
на окружающую среду, улучшения качества жизни.
Усиление роли гражданского общества в жизни страны, развитие экологического просвещения, мировоззрения и образования.

Разработка и реализация природоохранных программ, проектов и мероприятий.
Привлечение населения к решению экологических проблем, вовлечение в деятельность «Зеленого патруля» активистов и волонтеров.
Воспитание бережного отношения к природе у детей и молодёжи.
Усиление роли общественного контроля природопользования.
Развитие международного сотрудничества для решения трансграничных экологических проблем.
Повышение ответственности бизнеса за экологические правонарушения.
Повсеместная экологическая модернизация устаревших производств.

Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), созданный Постановлением Правительства России от 29 июня 1992 г № 442, можно рассматривать как ядро системы экофондов, призванное оказать содействие в решении неотложных природоохранительных задач и улучшения экологической ситуации в стране путем мобилизации внебюджетных финансовых ресурсов и организации их рациональною использования, развития научно-производственной и финансовой инфраструктуры в природоохранной деятельности, экологического просвещения и образования.

В последующие годы велась работа по становлению и укреплению Федерального и территориальных экологических фондов, наполнению их финансовыми ресурсами, определению приоритетных природоохранительных программ и мероприятий, в финансировании которых фонды принимали участие. Если в 1993 году в ФЭФ РФ от территориальных фондов поступило 3160,9 млн.руб., то в 1994 году — 18464,4 млн.руб., что в сопоставимых ценах в 1,3 раза выше, что объясняется укреплением дисциплины по обеспечению платежей как природопользователями, так и руководством территориальных экологических фондов.

В 1994 году средства ФЭФ РФ были консолидированы в доходы федеральною бюджета. Консолидация средств ФЭФ РФ была проведена при возражении Минприроды России и подведомственных ему территориальных органов и в разрезе Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

После консолидации Федерального экологического фонда Российской Федерации в бюджет, 17 из 89 территориальных экологических фондов были также консолидированы в бюджеты субъектов Российской Федерации, 30 остались самостоятельными юридическими лицами, а остальные — в ведении администраций субъектов Российской Федерации.

В условиях дефицита государственною бюджета и сложной экономической обстановки в России ФЭФ РФ и территориальные экологические фонды стали одними из основных источников финансирования природоохранительной деятельности в стране. Предложения по консолидации государственных внебюджетных экологических фондов в бюджетах разных уровней усложняло организацию единой системы государственных внебюджетных экологических фондов, снижало возможность иметь устойчивое государственное финансирование природоохранных мероприятий.

Средства ФЭФ РФ использовались для финансирования программ, имеющих федеральное или межрегиональное значение, создания головных образцов природоохранного оборудования и технологий. Федеральный экологический фонд Российской Федерации принимал долевое участие в осуществлении пилотных проектов по отработке отдельных природоохранных и ресурсосберегающих технологических процессов, установок и производств, финансировании строительства очистных сооружений с использованием перспективных технологий. Расширился круг регионов России, в которые вкладывались средства ФЭФ РФ на крупные природоохранные проекты.

В рамках реализации программ ФЭФ РФ во взаимодействии с подразделениями Минприроды России отбирались конкретные, наиболее актуальные мероприятия и проекты, в финансировании которых примет участие ФЭФ РФ.