Обрабатывающие производства в России

Замедлилась добыча полезных ископаемых с 7,8 до 6,3%, а обрабатывающее производство в годовом выражении, как и в ноябре, вовсе не выросло. Хотя в его отраслях показатели разные: нефтеперерабатывающая промышленность и металлургия сократились, производство многих стройматериалов, легковых автомобилей и потребительских товаров длительного пользования, напротив, выросли, указывает главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой.

Из-за нулевого роста выпуска обрабатывающей промышленности последние два месяца 2018 г. в IV квартале ее рост замедлился до 0,9% с 2,2% в третьем. Ни один из опросов предпринимателей не указывал на такое замедление, удивлен Полевой: индекс предпринимательской уверенности Росстата в IV квартале немного ослаб, зато индекс деловой активности PMI в обрабатывающей промышленности рос максимально быстро за год. Была надежда на восстановление роста обрабатывающей промышленности и более существенный рост производства в целом, резюмирует он. В том числе из-за низкой базы декабря 2017 г., когда обрабатывающая промышленность упала на 1,6% в годовом выражении. Возможно, Росстат еще пересмотрит оценку, допускает Полевой. Так, по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в ноябре выпуск в обрабатывающей промышленности вырос на 2,2% (по данным Росстата, он не рос), отмечает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников, правда, оценка учитывает только выпуск продукции гражданского назначения.

С учетом масштабного пересмотра Росстатом данных промышленного производства в 2018 г. лучше дождаться полного набора данных и не спешить с выводами, замечает главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. В июне Росстат существенно пересмотрел оценку роста промышленного производства: за 2017 г. больше чем вдвое – с 1 до 2,1%, за I квартал – с 1,9 до 2,8%, за апрель – с 1,3 до 3,9%. То есть к середине года выяснилось, что промышленность не стагнирует, а растет.

В 2019 г. Минэкономразвития в базовом сценарии прогнозирует замедление роста промышленности до 2,4%. Но вряд ли стоит ждать роста больше, чем на 1,5%, считает Сальников. Добыча полезных ископаемых в 2019 г. с учетом новых обязательств России по сделке ОПЕК+ грозит из локомотива превратиться в тормоз промышленного производства. Соглашения по сделке могут сократить темпы роста промышленности в ближайшие месяцы и кварталы, согласен Полевой, на них также скажется повышение НДС до 20% и ускорение инфляции (до 4,9% в годовом выражении, судя по недельным данным на 21 января).

В обрабатывающей промышленности предпосылок для быстрого роста также почти нет, продолжает Сальников. Судя по инвестициям в январе – сентябре 2018 г., в этом году можно рассчитывать на рост лесопромышленного и химического комплекса, некоторых сегментов машиностроения, где пока не выбран потенциал импортозамещения, и в производстве электрооборудования, перечисляет он.

Скорее всего, производство в 2019 г. продолжит расти, оптимистичен Полевой: внутренний спрос все-таки растет, как и зарубежный – на фоне ослабления рубля.

23.07.2019, Вт, 14:10, Мск , Текст: Эльяс Касми Правительство утвердило финальные сроки начала работы реестра российского радиоэлектронного оборудования – он будет запущен до конца 2019 г. Вместе с этим были утверждены и правила госзакупок иностранной радиоэлектроники.

Новые сроки запуска

В России до 1 января 2020 г. состоится запуск единого реестра отечественной радиоэлектронной продукции. Решение об этом вошло в состав постановления Правительством России №878 от 10 июля 2019 г. «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории России», опубликованном на интернет-портале правовой информации. Согласно документу, реализацией проекта займется Минпромторг, а само внедрение реестра будет проходить в несколько этапов.

Судьба иностранной радиоэлектроники

Реестр отечественной радиоэлектроники создается с целью ограничения госзакупок иностранной радиоэлектронной продукции и стимулирования развития производства российского телекоммуникационного оборудования. Развитие производства российской радиоэлектроники входит в спектр задач федерального проекта «Информационная инфраструктура». Данный проект – часть национальной программы «Цифровая экономика».

Радиоэлектронные компоненты, произведенные за рубежом, будут внесены в отдельный перечень, задачу по наполнению которого выполнит, опять же, Минпромторг. Срок выполнения – тоже 1 января 2020 г.

В России будет создан новый единый перечень радиоэлектроники

Ограничения на допуск к госзакупкам иностранной радиоэлектроники не будут действовать в двух случаях – если в разрабатываемом реестре отсутствует российская продукция того же класса, что и планируемая к закупке иностранная, а также если имеющееся в реестре российское оборудование не соответствует требованиям заказчика по эксплуатационным, техническим и функциональным свойствам.

Схожий запрет распространяется в России и на госзакупки иностранного программного обеспечения. Запрет напрямую связан с реестром российского ПО, создание которого было утверждено Президентом России Владимиром Путиным в июне 2015 г. В ноябре 2015 г. было подписано постановление о вводе ограничения для госзаказчиков на закупку ПО, отсутствующее в реестре, а сам реестр начал работу в I квартале 2016 г. Его развитием занимается Минкомсвязи.

Этапы реализации проекта

В постановлении Правительства указано, что Минпромторгу поручено в течение ближайших двух месяцев проработать принцип присвоения и подтверждения статуса радиоэлектронного и телекоммуникационного оборудования российского происхождения и включения его в реестр. Помимо этого, в указанный срок Министерству нужно разработать порядок проведения выездных проверок для осуществления экспертизы оборудования на территории заявителя.

Второй этап начнется с 1 сентября 2019 г. Он заключается в формировании и ведении реестра непосредственно в государственной информационной системе промышленности. Третьим этапом станет утверждение требований по уровню локализации производства радиоэлектронного и телекоммуникационного оборудования, а также методов определения его российского происхождения. Выполнить это требование Минпромторгу поручено до 1 января 2020 г.

История разработки

Создание реестра российской радиоэлектроники перешло в активную фазу в январе 2019 г., когда Правительство определилось со сроками его разработки и конкретными положениями. Разработка проекта правового акта о создании реестра была поручена Минпромторгу, Минэкономразвития, Минкомсвязи, ФАС и ряду других профильных ведомств. Основные положения должны были быть готовы к 1 марта 2019 г.

Изначально предполагалось, что новый реестр станет частью действующего реестра телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП), который на основании постановления Правительства № 858-р от 2010 г. находится в ведении Минпромторга. По состоянию на начало 2019 г. в ТОРП числилось свыше 400 российских аналогов импортного телекоммуникационного оборудования.

Среди прочих требований, поставленных ведомствам, было проведение сравнительного анализа стоимости и экономических условий производства телекоммуникационного оборудования за пределами России, Также от них требовалось до 1 мая 2019 г. представить предложения по повышению ставки ввозной таможенной пошлины (вплоть до 20%) на оборудование, аналоги которого производятся в России в соответствии с данными реестра.

Помимо этого, Минпромторгу, Минфину и ФАС было предложено до 1 июня 2019 г. разработать и утвердить приказ, определяющий форму типового государственного контракта на закупку телекоммуникационного и радиоэлектронного оборудования. Контракт в обязательном порядке должен был содержать обязательства по приобретению отечественного телекоммуникационного оборудования из реестра ТОРП.

Правительство Российской Федерации принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; (ст. 14, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
Правительство России защищает интересы «отечественных производителей товаров», однако, ни в одном российском или международном нормативно-правовом акте нет определения понятия «отечественный производитель товаров», и соответственно нет и критериев отнесения того или иного лица к категории «отечественных производителей товаров». Только по совокупности косвенных признаков можно предполагать, что имеется в виду под категорией «отечественный производитель товаров». Я попытаюсь проанализировать содержание данной категории и выявить максимально возможное число косвенных признаков, чтобы по крайней мере стало бы понятно в каком направлении двигаться, чтобы ответить на вопрос, является ли фирма «А», изготовитель товаров «Б» на территории России «отечественным производителем» этих товаров.
Из этой категории только термин «товар» имеет законодательно установленное определение, и не одно, что само по себе создает определенные, но преодолимые, сложности. Так, Налоговый кодекс признает товаром любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, и содержит отсылку на законодательство Таможенного Союза для определения, что такое товар в таможенных правоотношениях. Таможенный же кодекс Таможенного Союза устанавливает, что товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Федеральный закон «О защите конкуренции» к товару относит любой объект гражданских прав (в том числе работу, услугу, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а, например, Федеральный Закон «О рекламе» определяет товар, как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Я не исключаю, что в других законах или иных нормативно-правовых актах дано иное определение товара, однако и из приведенных выше определений можно вывести: товар есть объект гражданских прав, предназначенный для введения в гражданский оборот. Исходя из анализируемой нормы Федерального Конституционного Закона «О Правительстве Российской Федерации», в совокупности с упомянутыми нормами права, возможно сделать достоверный вывод «от противного», то есть противопоставить товары работам и услугам), и рассматривать товар как вещь, предназначенную для введения в гражданский оборот.
Вторая составляющая рассматриваемого термина — слово «производитель» (речь идет о «производителе» вещей) — законодательного определения не имеет. Приходится смотреть в словари, так Современный экономический словарь определяет термин «производитель» как предприятие, организацию, компанию, лицо, производящее, изготавливающее продукцию, товары, оказываемые услуги. Максимально близкий, законодательно определенный общий термин к рассматриваемому понятию — термин «изготовитель» определяется Законом «О защите прав потребителей» как организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Таким образом, и в словаре и в законе одно понятие определяется через другое и обратно, а следовательно, логично предположить, что понятия «производитель» и «изготовитель» идентичны.
При этом данный закон раскрывает содержание понятия «производитель» (он же «изготовитель»), описательно, через перечисление основных прав и обязанностей «производителя-изготовителя». То есть «производитель» это лицо, которое несет определенный объем обязанностей перед потребителями. Точно такой же описательный подход к раскрытию понятия «производитель» содержится в некоторых законах России, например, «производитель лекарственных средств — организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона» (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ); «Производитель (поставщик) должен разработать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о безопасном применении этой продукции и обязан разработать техническую документацию, содержащую необходимую информацию для безопасного применения этой продукции» (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ); «13) товаропроизводитель — зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства» (Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ). Все прочие законы РФ употребляют понятие «производитель» в качестве понятия, не требующего пояснений.
Некоторые нормы права, например, Приказ Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15.04.2005 (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Порядка, определяющего понятие «Промышленная сборка» и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов» в качестве требования к производителю, устанавливают обязательное наличие производственных мощностей в России и перечень технологических операций, которые производитель обязан выполнить, чтобы пользоваться льготами, установленными в соответствии с законодательством (Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 г. N 166; Решение КТС от 27.11.2009 N 130, п. 7.1.1).
Концептуально к этой норме об автопроизводителях близко Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2010 N 858-р (ред. от 17.12.2010) о разработке и утверждении значений параметров, методики определения значений параметров и порядка присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения поручено Минпромторгу России совместно с Минэкономразвития России в 2-месячный срок разработать и утвердить «параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения». Данное поручение в срок выполнено не было, на что есть две причины фактического и юридического характера: в России отсутствует компонентная база телекоммуникационного оборудования, следовательно все оборудование будет произведено из импортных компонентов, при этом отсутствует орган, который бы имел полномочия подтвердить российское происхождение собранных товаров.
Также нужно упомянуть Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 № 184 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области.» Согласно этому постановлению, изготовление путем сборки автомобилей при выполнении технологических операций, не предусматривающих сварку, сборку и окраску кузова автомобиля, не считается достаточным, чтобы считать изготовленные автомобили, происходящими из России, соответственно и производитель этих автомобилей российским производителем считаться не может. Вместе с тем, те же самые операции, если они делаются лицами, осуществляющими «промышленную сборку» на стадии крупноузловой сборки (то есть ввозится кузов автомобиля в сборе, а на него монтируются также импортные агрегаты), считаются достаточными для того, чтобы этих лиц считать производителями, а изготовленные ими автомобили российскими. Причина этому проста, участники проектов по промышленной сборки приняли на себя существенные обязательства перед Правительством России в лице Минэкономразвития, а поэтому Правительство России принимает меры по защите их интересов, рассматривая их как отечественных производителей.
Исходя из вышеизложенного, в общем случае понятие «производитель» не связано со страной происхождения товара, а связано с наличием предприятия в России. В частных случаях, помимо наличия предприятия, чтобы стать производителем, необходимо обеспечить соблюдение специальных норм, установленных специальной нормой права. Из этих частных случаев можно сделать вывод о наличии общей тенденции, подхода Правительства России к определению критериев отечественного производителя: производитель будет отечественным только тогда, когда товар, им производимый, изготавливаемый в России, будет соответствовать критериям российского происхождения товара. Естественно предположить, что если такие критерии появится, то основываться они будут на критериях определения страны происхождения товаров, применяемых во внешней торговле для целей ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза (например, Решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года «О Правилах определения страны происхождения товаров»).
В соответствии с Правилами, утвержденными Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года, заключенным Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — Соглашение от 25 января 2008 года) на единой таможенной территории государств страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Понятие «критерий достаточной обработки/переработки» в соответствии с Правилами, утвержденными Решением от 30 ноября 2000 года означает, что товар считается происходящим из страны, где был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Данное положение носит общий характер и уточнено специальной нормой пункта 4 Правил, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, согласно которой «критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:
а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;
б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции».
В соответствии с п. 6 Правил определения страны происхождения товаров, установленных Соглашением от 25 января 2008 года, для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
С учетом вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, производителем товара является лицо, совершившее последние операции с товаром для придания этому товару потребительских свойств и несущее юридические обязанности изготовителя этого товара.
И, наконец, хотя значение термина «отечественный» не определено, будет правильным избрать консервативный подход: отечественным будет являться российское общество, лицо, зарегистрированное на территории России и имеющее предприятие в России.
На основании вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, отечественный производитель товаров это российское лицо, осуществляющее последнюю существенную обработку товара на Российском предприятии.

Свидетельство о государственной регистрации продукции (СГР) — это официальный документ, выдаваемый территориальными отделениями Роспотребнадзора на изделия, подлежащие обязательной экспертизе по единым правилам и санитарным нормам Евразийского Экономического Союза (Таможенного Союза).
Свидетельства о государственной регистрации выдаются на готовую продукцию после проведения гигиенических испытаний в аккредитованной лаборатории. Как уже известно, в июле 2010 года были отменены санитарно-эпидемиологические заключения и в отношении определенных групп товаров, была введена процедура оформления регистрационных удостоверений. Решением комиссии таможенного союза был утвержден единый перечень продукции, подлежащей государственной регистрации.
Если сравнить перечни товаров, которые подлежали обязательной санитарно-эпидемиологической оценке и новый, то можно отметить, что номенклатура позиций уменьшилась в десятки раз.
Этот шаг сложно назвать опрометчивым, так как производители или импортеры зачастую проходили двойную процедуру контроля качества. Сначала получали гигиенический сертификат (СЭЗ), а потом декларацию о соответствии либо сертификат соответствия. Не секрет, что получение каждого из документов влекло за собой определенную статью расходов для производителей или импортеров. Теперь, на многие группы товаров достаточно получить только декларацию или сертификат качества.
Как правило, (СГР) требуется на следующие группы: некоторые косметические средства, товары бытовой химии, детское питание, продукты медицинского назначения, средства гигиены, бельевые детские изделия, некоторые виду продуктов питания и так далее. Полученные документы действуют на территории стран Таможенного Союза.

Порядок проведения государственной регистрации

Процесс проведения государственной гигиенической экспертизы не так сложен, как может показаться на первый взгляд.

  • Получение свидетельства на импортную продукцию

Свидетельство о гос. регистрации можно оформить как на получателя (компанию импортера), так и на производителя. При оформлении на компанию импортера, заявитель должен предоставить следующие документы:

  • Копия контракта на поставку;
  • Копии учредительных документов (свидетельства ИНН и ОГРН);
  • Файл с подробной информацией о продукте (область применения и состав);
  • Карта реквизитов российской компании;
  • Заявка на получение СГР.

Срок оформления со дня подачи заявителем, составляет не более двадцати одного рабочего дня. Важно отметить, что при оформлении СГР на зарубежного производителя, копии полученного регистрационного удостоверения могут заверяться только нотариально. При оформлении на импортера, копию вправе заверить держатель свидетельства, то есть, компания-импортер, которой была проведена государственная экспертиза.

  • Получение свидетельства о государственной регистрации (СГР) на продукцию российского производства

В том случае, если требуется получить документацию на отечественного производителя – необходим следующий пакет документов:

  • Технические условия (ТУ);
  • Копии учредительных документов (свидетельства ИНН и ОГРН);
  • Файл с описанием продукта (область применения и состав);
  • Реквизиты производителя;
  • Договор аренды производственных площадей или документ о собственности;
  • Заявка на получение СГР.

Если изделие производится по ГОСТу, то в заявке нужно просто отразить номер данного норматива. Срок оформления СГР также составляет двадцать один рабочий день.

Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации

Уточняем, что провести процедуру можно только в отношении тех видов продукции, которые указаны в выше указанном утвержденном перечне. Проверяем Раздел II (Перечень товаров).
В таблице указаны и коды ТНВЭД, в соответствии с которыми классифицируются те или иные товары.
В разделе I указан перечень товаров, на которые в добровольном порядке можно офрмить экспертное заключение Роспотребнадзора и протоколы испыианий.

Скачать перечень продукции, подлежащей государственной регистрации