Обязательное социальное страхование

ЛЕКЦИЯ № 10

Обязательное социальное страхование

1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.

Виды обязательного социального страхования. Обязательное пенсионное страхование в

Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

1) правовое положение субъектов обязательного социального страхования;

2) основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;

3) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

4) устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования. Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

2. Страховое обеспечение в сфере обязательного социального страхования

Закон «Об основах обязательного социального страхования» определил также виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, такие как:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает, что конкретные виды обязательного социального страхования (для работающих и неработающих граждан) должны определять федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты должны устанавливать:

1) конкретные виды обязательного социального страхования;

2) круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

3) условия назначения и размеры страхового обеспечения;

4) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

5) другие условия такого страхования.

Примером конкретного вида обязательного социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Закон устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях. Закон предусматривает:

1) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

3) обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Составной частью государственного социального страхования является обязательное медицинское страхование. Закон, устанавливающий этот вид обязательного социального страхования, – Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Государство управляет системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования, которые являются федеральной государственной собственностью. Государство осуществляет контроль в системе обязательного социального страхования.

Государством создана финансовая система обязательного социального страхования, частью которой является созданный бюджетный фонд, формируемый из определенных источников.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

1) страховые взносы, которые перечисляются страхователями-работодателями;

2) дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

3) штрафные санкции и пени;

4) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

5) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

6) иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования утверждаются федеральными законами на каждый очередной финансовый год. Примером служит Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год».

Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством РФ в установленным федеральным законом порядке.

Особенностью бюджетов фондов обязательного социального страхования является то, что они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Не допускается нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования. Установлена ответственность должностных лиц, допустивших нецелевое расходование указанных денежных в соответствии с законодательством РФ.

За каждый конкретный финансовый год Правительством РФ вносятся на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования, которые затем утверждаются федеральными законами. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка РФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в данной финансовой системе денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования.

Страховщик в течение 10 рабочих дней со дня получения обязан рассмотреть письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования.

О принятом решении страховщик обязан сообщить заявителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.

Виды обязательного социального страхования

Обязательное страхование − это форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем между страховщиком и страхователем обусловлены законом.

2 (7). Обязательное социальное страхование и его виды

Оно связано с рисками, затрагивающими интересы населения и общества в целом. Условия и порядок осуществления конкретных видов обязательного страхования определяются соответствующими федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

Обязательное социальное страхование не является элементом и составной частью налоговой системы РФ. В отличие от налогов оно регулируется отдельным законом, а именно федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в этот закон.

Вместе с тем, принимая во внимание особую важность обязательного социального страхования, страховые платежи, осуществляемые в его рамках, имеют характер обязательных и поэтому приравнены к налогам.

Обязательное социальное страхование предусматривает уплату следующих страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:

Ø на обязательное пенсионное страхование − Пенсионный фонд Российской Федерации;

Ø на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством − в Фонд социального страхования Российской Федерации;

Ø на обязательное медицинское страхование − в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ø на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Последний вид страховых платежей регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют:

Ø Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы − в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;

Ø Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование в случе временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской.

Однако в целях контроля правильности начисления страховых взносов и своевременности их уплаты эта функция с 2010 г. возложена на Федеральную налоговую службу.

Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 619;

Страховые взносы на обязательное страхование

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»)

С 1 января 2010 года введены страховые взносы вместо действовавшего ранее единого социального налога. В состав данных страховых взносов не включены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые продолжают уплачивать по действовавшему до 2010 года законодательству.

Плательщики (ст. 5):

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Объект обложения определен в зависимости от категории плательщика:

1) для работодателей – выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

2) для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальных предпринимателей), – фиксированный размер страхового взноса (ФРСВ), определяемый по внебюджетным фондам.

1) В Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) ФРСВ зависит от дохода плательщика:

1.1) если доход не превышает 300 тысяч рублей, то

ФРСВПФmin = МРОТ × 12 × Тариф,

ФРСВПФmin = 6 204 × 12 × 26% = 19 356,48 руб. / год;

1.2) если доход более 300 тысяч рублей, то

ФРСВПФ = МРОТ× 12 × Тариф + (Доход – 300 000) × 1%,

1.3) если доход более (300 тысяч рублей + МРОТ × Тариф × 8400) (в 2016 г – 13 849 536 рублей), то:

ФРСВПФmax = МРОТ × 12 × 8 × Тариф

ФРСВПФmax = 6 204 × 12 × 8 × 26% = 154 851,84 руб. / год.

2) В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС):

ФРСВОМС = МРОТ × 12 × Тариф.

ФРСВОМС = 6 204 × 12 × 5,1% = 3 796,85 руб. / год.

Итого минимальный размер ФРСВmin = 19 356,48 + 3 796,85 = 23 153,33 руб. / год.

Справочно: в 2016 году МРОТ составляет 6 204 рублей.

В 2013 году ФРСВmin = 35 664,66 руб. / год.

В 2014 году ФРСВmin = 20 727,53 руб. / год.

В 2015 году ФРСВmin = 22 261,38 руб. / год.

Индивидуальные предприниматели не подлежат обязательному социальному страхованию, и не уплачивают обязательные платежи в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).

Суммы, не подлежащие обложению, (ст.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

9) в целом совпадают с суммами, не подлежащими налогообложению НДФЛ (ст. 217 НК).

Расчетный период (ст. 10) – календарный год. Отчетные периоды – первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Тариф (ст. 12) является аналогом налоговой ставки и установлен дифференцировано по годам в зависимости от категории плательщика:

1) сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

3) плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;

4) хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями и ВУЗами и др.

Таблица 12

Тарифы страховых взносов, %

Страхователи ПФ РФ ФСС РФ ФФ ОМС Все­го
«Обычные» страхователи (до 718 тысяч рублей годового дохода работника) 2,9 5,1
«Обычные» страхователи (от 718 до 796 тысяч рублей) 5,1 27,1
«Обычные» страхователи (свыше 796 тысяч рублей) 5,1 15,1
         
Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ (пп.1 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ) 2,4 3,7 27,1
Плательщики, применяющие ЕСХН (пп.2 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)
Выплаты инвалидам и общественные организации инвалидов (пп.3 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями и ВУЗами в соответствии с Законом № 127-ФЗ (пп.4 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)
Резиденты ОЭЗ (пп.5 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (пп.6 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)
Организации, осуществляющих деятельность в области СМИ (за исключением рекламных и эротических) (п. 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)* 21,6 2,9 3,5
Плательщики, применяющие УСН с основным видом деятельности указанным в п.8 ч.1 ст. 58 212-ФЗ (пп.8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)*
Аптечные организации и ИП-фармацевты, уплачивающие ЕНВД (пп.10 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)*
НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (пп.11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)*
Благотворительные организации, применяющие УСН (пп.12 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)*
ИП на патенте, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пп.19, 45- 47 п.2 ст. 346.43 НК РФ (пп.14 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)*
Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пп.9 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)
Организации, оказывающие инжиниринговые услуги (п. 13 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ)* 2,9 5,1
Организации, получившие статус участников проекта «Сколково» в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта (статья 58.1 Закона № 212-ФЗ)

В случае если работники имеют право на досрочное назначение пенсии (например, на работах с тяжелыми условиями труда) в соответствии с п.1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то работодатели уплачивают дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ РФ от 2 до 9% (ст.58.3 Закона № 212-ФЗ).

Работодателями производится уплата ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется данный платеж. Работодатели ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчетность:

1) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, – в территориальный орган ФСС РФ.

2) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, – в территориальный орган ПФ РФ;

Для индивидуальных предпринимателей срок уплаты – не позднее 31 декабря текущего календарного года. Главы фермерских хозяйств представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствующий территориальный орган ПФ РФ до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 224;

2. 08. 2014

В Российской Федерации, обязательное социальное страхование является одной из самых основных составляющей частей социальной защиты населения на государственном уровне. Здесь данный вид страхования является одним из самых распространенных.  Социальное страхование распространяется на работающих граждан, и предусматривает их защиту от ухудшения социального, или материального положения, в независящих от них случаях.

Под социальным страхованием подразумевается защита работающих граждан, а также тех, которые находятся на их обеспечении от возможной утраты трудового дохода по причине наступления старости, нетрудоспособности, болезни, материнства, безработицы и других подобных случаях.

На территории Российской Федерации социальное страхование включает в себя шесть составляющих на случай таких, событий как:

  • Наступление материнства
  • Потеря трудоспособности в случае заболевания
  • Приобретение профессиональных заболеваний, а также несчастные случаи на производстве
  • Страхование при наступлении пенсионного возраста
  • Медицинское страхование
  • Смерть застрахованного, или члена его семьи, который не достиг совершеннолетнего возраста

Фонды социального страхования существуют сами по себе, не привязаны к бюджетной системе РФ. Их формирование происходит за счет взносов, которые делаются предприятиями. В случае если перечисленных средств не достаточно для покрытия расходов, осуществляются перечисления из федерального бюджета России. Сумма таких перечислений, как правило, полностью покрывает недостаток средств.

Сумма страхового взноса рассчитывается на каждого работника индивидуально. В качестве критериев расчета выступает размер ежемесячной заработной платы, а также иные вознаграждения в виде премий, и других вознаграждений.

11. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, общая характеристика

Что касается адвокатов, нотариусов, частных предпринимателей, то для них используется другая система начисления взносов.

Страховые взносы не начисляются на средства, полученные работником при следующих обстоятельствах:

  • Выплата суточных
  • Выплаты, полученные работников по причине таких обстоятельств, как потом, разрушение жилищного помещения, ограбления и так далее
  • Средства, выплаченные на похороны близких членов семьи застрахованного
  • Деньги, полученные по случаю рождения, или усыновления ребенка

Данный вид страхования существует в РФ уже на протяжении долгих лет. В случае, когда наступают определенные  события, которые предусмотрены законодательством, работники получают положенную им сумму денег. На данный момент, еще не было недовольств со стороны застрахованных.

План работы:

  1. Введение

  2. Глава 1. « Понятие Обязательного социального страхования »

  3. 1.1 Понятие и принципы Обязательного социального страхования

  4. 1.2 Система Обязательного социального страхования

  5. Глава 2. « Государственная система Обязательного социального страхования »

  6. 2.1 Обязательное пенсионное страхование

  7. 2.2 Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

  8. 2.3 Обязательное медицинское страхование

  9. 2.4 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  10. Заключение

  11. Список используемой литературы

Введение.

Современный период в жизни российского общества и государства можно охарактеризовать как переход от административно- командной системы к системе ценностей демократического общества, в которой центральное место занимает человек, его права и свободы.

Конституция РФ 1993г. гарантирует каждому социальное страхование и обеспечение. Провозглашение России правовым социальным государством обозначило новые перспективы регулирования общественных отношений, в том числе в социальной сфере.

Проводимые реформы финансовой системы и экономики в целом, попытки государства повысить заработную плату привели к некоторому улучшению благосостояния отельных категорий населения, но в обществе, по прежнему, наблюдается слабая защищенность граждан в случае утраты трудоспособности, выхода на пенсию, потери кормильца в семье, а также безработицы, материнства, отцовства и детства, трудовых заболеваний и травм и временной нетрудоспособности. В этих условиях особенно возрастает актуальность изучения теоретических основ имеющейся системы социального страхования как общественного образования.

Актуальность данной работы выражается в изучении вопросов правового регулирования по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России.

Процесс обновления законодательства о государственном социальном страховании напрямую отражает происходящее в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование государственной системы обязательного социального страхования; развитие местного самоуправления и так далее.

Итак, целью данной работы является анализ и изучение системы обязательного социального страхования и нормативно- правовой базы касающейся государственной системы обязательного социального страхования как правовой категории.

Объектом курсовой работы является анализ и изучение существующей системы обязательного социального страхования, нормативно- правовой базы в РФ, а именно:

Конституции Российской Федерации

ФЗ «ОБ основах Обязательного Социального Страхования»;

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании»;

ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования»;

ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В курсовой работе использованы научные труды Е.Г. Азаровой, К.С. Батыгина К.С., Галаганова В.П.

Виды обязательного социального страхования

и Смирновой О.В. и других авторов.

Предметом работы является анализ и изучение государственной системы обязательного социального страхования как правовой категории.

Задачами данной курсовой работы являются:

  1. раскрыть понятие государственной системы обязательного социального страхования как организационно — правовой формы, ее целей, принципов и задачей;

  2. дать определение системы обязательного социального страхования;

  3. рассмотреть систему обязательного пенсионного страхования, медицинского страхования, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, подпунктов и заключения.

тране коренные преобразования сударственном социальном страховании напрямую отражает происходящее в стране коренные преобразов

Глава 1. « Понятие Обязательного Социального Страхования»

1.1 Понятие и принципы Обязательного Социального Страхования.

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.

Государственное социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Государство помимо законодательного регулирования отношений по социальному страхованию непосредственно финансирует обеспечение граждан.

Но что, же такое обязательное социальное страхование?

Изучив и проанализировав ФЗ «Обязательное социальное страхование» можно сделать вывод, что Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом 1 страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Исходя из понятия, которое дано в законе, можно сказать, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Исходя из нормативно — правовой базы логично сделать вывод, что Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  1. Всеобщность и обязательность обязательного социального страхования — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, смерти кормильца, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты (Обязательному социальному страхованию подлежат все застрахованные лица);

  2. Социальная страховая солидарность является одним из главных в обязательном социальном страховании. Его суть заключается во взаимной помощи и взаимной поддержки всех граждан, участвующих в обязательном социальном страховании. Это принцип предполагает солидарное распределении денежных средств между всеми гражданами – участниками обязательного социального страхования вне зависимости от социально – демографических, региональных, хозяйственно-экономических и иных факторов;

  3. принцип личной социальной ответственности застрахованных лиц определяется необходимостью их непосредственного участия в формировании финансовой базы страховой фондов. В России в системе обязательного социального страхования этот принцип не работает, так как работники не вносят взносов их личных заработков в ФСС;

  4. принцип 3-хстороннясти социального страхования предполагает участие в обязательном социальном страховании трех его субъектов: работника, работодателя и страховщика. Наличие этого принципа и его соблюдение на практике очень важно с позиции распределения ответственности между ними за финансовое состояние всей системы обязательного социального страхования. Для этого на практике, необходимо определить меру ответственности каждой из сторон при наступлении страхового случая;

  5. принцип социально- страховой гарантированности- при наступлении соответствующего страхового случая страховое обеспечение застрахованных лиц гарантируется на уровне, отвечающий стандартам материальной обеспеченности. Иными словами, размер страховых выплат должен позволить застрахованным гражданам удовлетворять личные потребности на уровне не существующего в настоящее время минимума физиологического выживания, а действительного прожиточного минимума;

  6. принцип страхового самоуправления означает равное несение ответственности всеми участниками обязательного социального страхования за управление соответствующим страховым фондом.

Юридической базой самоуправления в социальном страховании является собственность страхового сообщества.

Целью обязательного социального страхования является защита личных имущественных интересов при наступлении страховых случаев.

1.2 Система Обязательного социального страхования.

Исследовав нормативно- правовую базу целесообразно сказать, что Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем, в зависимости обязательного от видов обязательного социального страхования. Структурно это можно представить в следующем виде:

  1. Обязательное пенсионное страхование;

  2. Обязательное социальное страхование в случаях временной не трудоспособности (материнство, отцовство, детство);

  3. Обязательное социальное страхование от производственных травм и от профессиональных заболеваний;

  4. Обязательное медицинское страхование.

Анализируя государственную систему обязательного социального страхования можно сказать, что Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из следующих элементов:

  1. Субъекты обязательного социального страхования (застрахованные лица, страховщики, страхователь);

  2. Объекты обязательного социального страхования (вероятные события, изменяющие материальное и/или социальное положение застрахованного лица);

  3. Страховые риски (предполагаемые событие влекущие изменение материального и/или социальное положение застрахованного лица).

Страницы: следующая →

12345Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Обязательноесоциальноестрахование от несчастных случаев

    Реферат >> Финансовые науки

    … граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательногосоциальногострахования, предусмотренного настоящим Федеральным законом, … трудоспособности; страховой взнос — обязательный платеж по обязательномусоциальномустрахованию от несчастных случаев на …

  2. Совершенствование системы обязательногосоциальногострахования в РФ

    Реферат >> Банковское дело

    … новым поколениям. В обязательномсоциальномстраховании, осуществляемом Фондом социальногострахования РФ, это … обязательногосоциальногострахования, обеспечения публично-правового характера функционирования систем обязательногосоциальногострахования, …

  3. Социальные риски в социальномстраховании

    Доклад >> Банковское дело

    … и далее совершенствуется система государственного обязательногосоциальногострахования. Целью социальногострахования является сохранение, восстановление или улучшение …

  4. Социальноестрахование (9)

    Закон >> Банковское дело

    обязательноесоциальноестрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательномусоциальномустрахованию … и правильность расходов по обязательномусоциальномустрахованию, верность которых засвидетельствована в …

  5. Страховые взносы на обязательноесоциальноестрахование от несчастных случаев на производстве и

    Реферат >> Финансы

    обязательноесоциальноестрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об обязательномсоциальномстраховании … на обязательное пенсионное страхование 25,2 страховые взносы на обязательноесоциальноестрахование от …

Хочу больше похожих работ…