Объекты обслуживания населения

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СТРАНАХ ЗАПАДА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Дмитрий Рондак

Рондак Дмитрий Александрович — соискатель кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

Бытовое обслуживание населения представляет собой сферу деятельности по оказанию услуг, связанных с удовлетворением личных потребностей человека, а также изготовлению вещей и объектов по индивидуальным заказам.

Под услугами, c экономической точки зрения, понимаются виды деятельности (работ), в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Удовлетворяя личные потребности человека, услуги направлены на сохранение или восстановление ранее созданной потребительской стоимости либо на приумножение потребительской стоимости за счет трудовой деятельности.

К сфере бытового обслуживания населения не относятся услуги, находящиеся в ведении других специализированных отраслей обслуживания населения, таких, как образование, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, пассажирский транспорт, связь.

Бытовые услуги могут быть материальными и нематериальными. Под материальными услугами понимаются услуги, при производстве которых труд фиксируется в материальном вещественном товаре, сохраняя или увеличивая его стоимость. При оказании же нематериальных услуг труд не фиксируется в материальном вещественном товаре, а его стоимость (в виде затрат необходимого труда) не отражается в совокупном общественном продукте.

Производственные услуги включают ремонт бытовой техники, пошив и ремонт одежды и обуви (по индивидуальным заказам населения), ремонт радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их удельный вес в общем объеме реализации бытовых услуг республики занимает до 80%. Оказываемые населению производственные услуги могут быть выполнены в индивидуальном порядке, т. е. без привлечения специализированных организаций, либо путем непосредственного обращения населения в специально созданные предприятия.

Эффективность деятельности создаваемых предприятий сферы бытового обслуживания населения зависит от уровня развития их материально-технической базы, системы организации процесса оказания услуг и ряда других условий. Однако решающими факторами экономической выгоды оказания бытовых услуг населению являются наиболее короткий срок оказания услуг и их качество.

Период с момента приема заказа до момента сдачи его клиенту состоит из трех этапов: времени приема заказа, времени производственного цикла и времени получения заказа клиентом. Для сравнения: в нашей республике срок оказания услуг по ремонту бытовой техники занимает до 10 дней (в ряде случаев предприятия не в силах устранить даже незначительную поломку, что связано с отсутствием или нехваткой запасных частей), в Германии аналогичная услуга выполняется в срок до одного дня.

Сфера бытового обслуживания делится на двенадцать основных технологически различных производственных отраслевых групп, показатели деятельности которых учитываются Министерством статистики и анализа Республики Беларусь. К ним относятся: ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные услуги.

Удельный вес частных предприятий в сфере бытового обслуживания населения на сегодняшний день составляет более 7% от общего числа, однако их деятельность не находит отражения в данных учета Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Этот факт не позволяет объективно оценить развитие рынка бытовых услуг в республике.

В Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым услугам отнесены более шестисот видов деятельности. Эти услуги выполняют более 20 тыс. объектов, на которых занято свыше 100 тыс. работающих. Для сравнения отметим, что в сфере бытового обслуживания населения в республике в 1980 г. работало 104,9 тыс. человек, в 1990 г. — 131,5 тыс. человек, а в 1998 г. — 62,2 тыс. человек. По экспертным оценкам, для достижения рациональных нормативов потребления населением бытовых услуг численность работающих в этой сфере должна возрасти почти в 3 раза по сравнению с 2002 г.

За рубежом наибольшее распространение в сфере услуг получили те формы хозяйствования, производственная деятельность которых основана на частной собственности. Среди них доминируют малые и средние предприятия. Они гибко реагируют на складывающуюся конъюнктуру рынка и в соответствии с его требованиями быстро обновляют ассортимент оказываемых услуг. Такие предприятия способны к более активному освоению новых форм хозяйствования. Так, по данным китайской статистики, свыше 88% субъектов, занятых в сфере бытового обслуживания, — это предприятия с индивидуальной и семейной формой предпринимательства, 9% — объекты коллективной собственности и лишь немногим более 2% — предприятия с государственной собственностью. Такая же тенденция сохраняется и в США, где в зависимости от вида бытовых услуг на долю личной собственности семьи приходится от 70 до 80% предприятий всех форм собственности.

Важным аспектом сектора бытового обслуживания населения является его способность в большей степени смягчать проблему безработицы и в целом обеспечивать занятость населения. Подобные предприятия могут укомплектовываться женщинами, пенсионерами, инвалидами, лицами, не имеющими возможности трудиться полный рабочий день, т. е. теми категориями населения, которым непросто найти работу в рыночных условиях.

Например, в США за период 1980-1986 гг. для сокращения уровня безработицы в сфере услуг (к которым относится и бытовое обслуживание) было создано более 687 тыс. новых рабочих мест. На сегодняшний день в США ежегодный валовой доход основных предприятий бытового обслуживания — химчисток, парикмахерских, ателье по ремонту одежды, похоронных бюро — достиг 40 млрд дол., а занятость — 900 тыс. человек. В Китае, согласно официальной статистике, в сфере услуг в 1978 г. было занято 9,4 млн человек, в 1992 г. это число превысило 43 млн, а в 2000 г. количество работающих в этой сфере составляло более 60 млн.

Сложность в обеспечении стабильности производства и невозможность согласования спроса и предложения в экономически допустимых пределах эффективности в Республике Беларусь требуют поиска новых форм организации в этой сфере, среди которых заслуживают внимания такие формирования, как цепные системы, франчайзинг и холдинги. На наш взгляд, решение проблем экономического роста в сложившихся экономических условиях республики следует искать и в ином русле, скорее всего — в ремесленной деятельности.

Например, во Франции ремесленник — это лицо, которое осуществляет за свой счет определенную работу, руководит своим предприятием и обычно принимает личное участие в его работе. Ремесленник имеет профессиональную квалификацию (диплом или стаж, подтвержденный сертификатом ремесленной палаты), работает только с членами своей семьи (в широком смысле этого слова), со своими учениками и максимум с пятью компаньонами. В некоторых случаях допускаются отклонения от этих условий, но только временные или вызванные исключительными обстоятельствами.

В каждом департаменте Франции созданы ремесленные палаты. Функции ремесленных палат заключаются в ведении реестра и выдаче диплома ремесленника; организации обучения и профессиональной подготовки глав предприятий и наемных рабочих; содействии имеющимися средствами расширению ремесленного сектора и рынков сбыта; создании профессиональных организаций взаимопомощи и поддержке их деятельности; изучении и решении технических, экономических и социальных проблем ремесленников и т. п.

В США понятие ремесленного производства почти не отличается от понятия малого предприятия. Существует управление по делам малого бизнеса, которое регламентирует отношения между заказчиками и подрядчиками, разрабатывает типовые контракты.

В Германии ремесленник — это лицо (группа лиц), которое должно отвечать трем требованиям: быть зарегистрированным в ремесленной палате; принадлежать к одной из 124 профессиональных федераций по ремеслам или видам деятельности, объединяющих производителей, являющихся по своему статусу ремесленными; иметь свидетельство, подтверждающее профессиональное мастерство.

Более 60 ремесленных палат Германии созданы по географическому принципу. Они осуществляют юридический надзор за деятельностью профессиональных федераций в рамках своей территории. Функции ремесленных палат включают ведение торгового реестра ремесленных предприятий; формирование правил конкурентной борьбы, правовых норм; осуществление экспертизы (сертификации, лицензирования и т. п.); решение общих экономических вопросов, проведение технологических консультаций; участие в решении вопросов защиты окружающей среды; информационное обеспечение с привлечением прессы, радио, телевидения; разработку схем рационального размещения ремесленников по зонам, планирование строительства, транспортировку грузов и т. п.; внешнеэкономическую деятельность; таможенную деятельность; профессиональное обучение и разработку учебных программ.

В Италии понятие ремесленного производства совпадает с понятием мелкого промышленного производства. В эту категорию входят предприятия, занимающиеся художественными или традиционными промыслами (включая индивидуальный пошив одежды), без ограничения численности рабочих, но имеющие не более 10 учеников; предприятия без серийного производства, использующие труд не более 100 рабочих (включая членов их семей) и не более 5 учеников. Итальянскому ремесленнику предоставлен весьма льготный режим налогообложения.

Исходя из сложившихся условий в республике и опыта зарубежных стран, можно сделать вывод, что развитие сферы бытового обслуживания населения требует поиска путей улучшения работ в этой сфере на основе детального определения объемов по каждому виду оказываемых услуг и рационализации функционирования системы в целом.

Спрос на бытовые услуги для населения может быть определен тремя методами: нормативным, приближенным, агрегатным.

При нормативном методе потребность в услугах предполагается определять с помощью различных нормативов в зависимости от вида услуг. В частности, при ремонте бытовой техники можно использовать коэффициент ремонта, который характеризует удельный вес поступивших в ремонт бытовых машин и приборов за определенный отрезок времени в общем парке их у населения. Этот параметр связывается с принятой системой обслуживания и ремонта, а также с надежностью и качеством бытовой техники (ремонтопригодностью). Планируемый объем ремонта бытовой техники в таком случае определяется по формуле Vрем=Крем·m·Цср, где Крем — коэффициент ремонта бытовой техники; m — наличный парк бытовой техники у населения; Цср — средняя цена одного ремонта.

При отсутствии утвержденных нормативов для определения потребности в услугах могут использоваться данные о достигнутых объемах услуг и уровне удовлетворения спроса за определенный период времени. Это пусть и не совсем точный, но достаточно допустимый способ для установления предстоящих объемов.

Агрегатный метод используется в тех случаях, когда известны исполнители работ, организация их труда и производственные мощности. Для определения, например, выпуска продукции в натуральном выражении при пошиве и ремонте одежды составляется агрегатный расчет выпуска продукции по ателье. Плановый выпуск изделий в смену в таком случае определяется по формуле Рсм=Кр·Тсм/Nср, где Кр — число рабочих в бригаде, Тсм — продолжительность смены, Nср — средняя затрата времени на пошив единицы.

Зная выпуск изделий, произведенных бригадой за смену, можно определить годовой выпуск. Рассчитывая объем выпуска такой структуры на основе агрегатного метода, необходимо, кроме учета рабочих дней и прироста производственных мощностей, учитывать коэффициенты возможного колебания спроса населения.

Оценка состояния бытового обслуживания населения в настоящее время выявляет ряд факторов, обусловливающих потребность в развитии данной сферы. Несмотря на важность и перспективность сферы бытового обслуживания населения, в нашей республике постоянно ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, нет соответствующей материально-технической базы, не хватает профессиональных кадров, качество и структура оказываемых услуг не отвечают потребностям населения.

Объем реализации бытовых услуг населению за 1991-1995 гг. сократился на 73,2% , в том числе в сельской местности — на 83,9%. Так выглядит сокращение объема по отдельным видам: индивидуальный пошив обуви — на 90,7%, индивидуальный пошив и ремонт одежды — на 88,2%, химчистки — на 91,3%. К 2001 г. объем реализации бытовых услуг вырос в 1,5 раза и составил 40,4% от уровня бытовых услуг 1990 г., а по сельской местности — 17,5%.

На многих предприятиях износ основных производственных фондов составляет 9%. Сокращение объемов услуг в многопрофильных организациях (дома быта, райбыткомбинаты и т. п.) привело к избытку незадействованных производственных площадей. В сложившейся ситуации растут издержки производства и ухудшается качество услуг. Из-за ограниченной доходности приватизация предприятий бытового обслуживания, размещенных в сельской местности (особенно многопрофильных), не привлекательна.

С целью улучшения сферы бытового обслуживания, 18 марта 2003 г. под № 362 вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь «О дополнительных мерах по развитию бытового обслуживания населения сельской местности до 2006 г.». В нем изложены мероприятия по освобождению организаций бытового обслуживания, оказывающих услуги населению в сельской местности, от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость с направлением высвободившихся средств на развитие материально-технической базы и пополнение оборотных средств, по выделению на поддержку отрасли средств в сумме 4 млрд рублей для приобретения автотранспортных средств и 3 млрд рублей на техническое перевооружение прачечных и химчисток.

Государственным объединением «Белбыт» и другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления была разработана Программа развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В ней определены принципиальные подходы и направления преобразований в этой сфере.

С учетом повышения уровня материального благосостояния основной массы населения развитие бытового обслуживания населения планируется ориентировать на потребителей со средними доходами. По этой же причине ожидаются наиболее высокие темпы развития услуг по ремонту бытовой техники, личного транспорта, мебели, услуг парикмахерских и химчисток.

С целью повышения конкурентной среды в сфере бытового обслуживания населения предполагается осуществить меры по развитию в ней предпринимательства: около трети объема реализации бытовых услуг будут выполняться индивидуальными предпринимателями. Условно их можно разделить на три группы: получившие разрешение на выполнение бытовых услуг в установленном порядке; имеющие значительное количество наемных работников, работающих по договорам; граждане, не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, но оказывающие бытовые услуги, как правило, на дому. Легализация деятельности последних является одной из задач Программы. Для ее решения предполагается упростить процедуру государственной регистрации.

Одним из главных направлений Программы является реорганизация структуры управления сферой бытовых услуг. Этому посвящена разработка Закона «О ремесленной деятельности в Республике Беларусь», согласно которому должны быть разрешены противоречия, существующие между органами государственного и местного управления и субъектами, занятыми в сфере бытового обслуживания. Планируется реорганизовать государственное объединение «Белбыт» в Ремесленную палату с сетью филиалов по всей республике.

К основным функциям Ремесленной палаты Республики Беларусь предполагается отнести ведение ремесленного реестра; учет субъектов ремесленной деятельности и организаций самоуправления ремесленников, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров по ремесленным специальностям; организацию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по ремесленным специальностям, аттестации ремесленников; участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов по вопросам ремесленной деятельности; разработку и принятие рекомендаций, правил, технологий, методических и инструктивных указаний, направленных на совершенствование и повышение качества ремесленной деятельности; обеспечение субъектов ремесленной деятельности, ремесленных объединений и ремесленников необходимой нормативно-технической документацией; внесение предложений по предоставлению льгот субъектам ремесленной деятельности; участие в сертификации видов ремесленной деятельности; осуществление контроля, в целях защиты прав потребителей, за качеством и безопасностью работ, услуг, выполняемых субъектами ремесленной деятельности, за соблюдением ими стандартов, технических условий, норм и правил; осуществление международных контактов и заключение соглашений по вопросам, относящимся к деятельности Ремесленной палаты; представление интересов субъектов ремесленной деятельности в органах государственного управления и других организациях; представление интересов субъектов ремесленной деятельности в соглашении между правительством Республики Беларусь, отраслевым профсоюзом и Ремесленной палатой; выполнение в соответствии с законодательством Республики Беларусь иных функций, предусмотренных ее уставом.

На технический уровень производства услуг в значительной мере должно оказать развитие отраслевой науки. Государственным объединением «Белбыт» в кооперации с организациями сферы бытового обслуживания будет осуществлена финансовая поддержка отрослевого института «Белбыттехпроект», который призван обеспечивать научно-технический прогресс. По Программе, на Минском опытно-механическом заводе государственного объединения «Белбыт» планируется выпускать нестандартизированное оборудование, инструмент и инвентарь для организаций бытового обслуживания. Намечено строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов бытового обслуживания по видам услуг. Предусматривается организация систематического сбора и доставки заказов населению, что должно обеспечить уменьшение количества убыточных предприятий. Согласно Программе, объем реализации бытовых услуг должен возрасти к 2005 г. на 150%, а степень достижения рекомендуемых норм потребления населением важнейших услуг будет обеспечена на 50-60%.

Из изложенного явствует, что использование отечественного опыта, а также опыта стран с развитой рыночной экономикой должно позитивно сказаться на культуре, качестве и объемах бытового обслуживания населения уже в ближайшем будущем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Плотницкий М. И. Проблемы развития национальной экономики. Мн., 1993.
  2. Тележников В. И. Бытовое обслуживание в экономике Республики Беларусь и проблемы его развития // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2002. № 7.
  3. Кобелев Н. Б. Организация ремесленной деятельности. М., 2000.
  4. Ковалевская К. В. Социальная сфера: проблемы и пути их решения. Мн., 1996.
  5. Богданович А. В. Социально-экономические проблемы развития регионов Беларуси. Мн., 1997.
  6. Медынский В. Г. Малые предприятия и НТП // Вестник Московского университета. 1992. № 3.

ГОСТ Р 51142-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги бытовые

УСЛУГИ ПАРИКМАХЕРСКИХ И САЛОНОВ КРАСОТЫ

Общие технические условия

Household services. Services of hairdressing and beauty salons. General specifications

ОКС 03.080.30

Дата введения 2019-10-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») и Акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (АО «ИРЭИ») при участии Некоммерческой организации «Союз парикмахеров и косметологов России (НО СПиК) и Некоммерческой организации «Парфюмерно-косметическая палата «КАЧЕСТВО» и при поддержке Департамента торговли и услуг города Москвы

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 марта 2019 г. N 105-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51142-98

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги парикмахерских и салонов красоты, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями (далее — организация) в соответствии с договором бытового подряда.

Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству, в том числе безопасности услуг, классификацию услуг парикмахерских и салонов красоты, а также общие технические условия к их предоставлению.

Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды услуг парикмахерских и салонов красоты.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1770 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия

ГОСТ 28498 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 32610 Услуги бытовые. Классификация организаций

ГОСТ Р 55317-2012 Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения

ГОСТ Р 55321 Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования

ГОСТ Р 55700-2013 Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования

ГОСТ Р 56396-2015 Услуги бытовые. Наращивание ресниц. Общие требования

ГОСТ Р 57137 Бытовое обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 58091-2018 Услуги бытовые. Ногтевой сервис. Терминология, классификация и общие требования

СП 30.13330 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

СП 60.13330 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование»

ОК 034 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного свода правил (классификатора) в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57137, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 услуги парикмахерских и салонов красоты: Результат непосредственного взаимодействия организации и потребителя, а также собственной деятельности организации по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента.

3.2 потребитель услуг парикмахерских и салонов красоты (клиент): Гражданин, получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги парикмахерских и салонов красоты для личных нужд.

3.3 исполнитель услуг парикмахерских и салонов красоты: Организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских и салонов красоты по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы, косметические услуги (в том числе СПА, татуаж).

3.4 материалы и косметические средства: Косметические и парфюмерные товары и препараты, используемые в процессе оказания услуг парикмахерских и салонов красоты, а также постижерное сырье.

3.5 услуга по уходу за волосами: Физическое и химическое воздействие на волосы или кожу головы в целях удовлетворения потребностей клиента.

3.6 услуга по уходу за кожей лица и тела (косметическая услуга): Физическое и химическое воздействие на кожу лица и тела в целях их очищения, тонизирования, интенсивного ухода, защиты, улучшения внешнего вида, а также украшения, придания лицу индивидуальной выразительности для удовлетворения эстетических потребностей клиента.

3.7 услуга по уходу за ногтями и кожей кистей и стоп (маникюр, педикюр): Физическое и химическое воздействие на ногти и кожу кистей и стоп для их оздоровления и защиты в целях удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей клиента.

3.8

СПА-услуга: Услуга общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким СПА-технологиям.

Примечания

1 СПА — современная концепция комплексного оздоровительного воздействия на организм здорового человека, основанная на холистическом подходе к организму и нацеленная на гармонизацию и поддержание физического и душевного состояния.

2 СПА-услуга может быть предоставлена в виде единичной процедуры, СПА-пакета или СПА-программы.

3.9

услуги по наращиванию ресниц: Физическое и химическое воздействие на ресницы клиента, связанное с изменением формы, размеров и цвета ресниц с целью придания лицу индивидуальной выразительности с использованием искусственных ресниц для удовлетворения эстетических потребностей клиента.

3.10

ногтевой сервис: Набор услуг, включающий в себя маникюр, педикюр, укрепление ногтей, моделирование ногтей, дизайн ногтей, гигиенический и эстетический уход за натуральными ногтями, гигиенический и эстетический уход за кожей кистей и стоп, ремонт ногтей, коррекцию укрепленных/ смоделированных ногтей, удаление искусственного покрытия.

3.11

косметический татуаж: Услуга косметического характера и назначения по удовлетворению эстетических потребностей клиента путем введения пигментов в кожу человека.

Примечания

1 Термин «татуаж» является синонимом терминов «тату» и «татуировка».

2 В зависимости от глубины введения пигмента технологии косметического татуажа подразделяют на эпидермальный и дермальный татуаж.

3.12 постижерные работы: Изготовление и ремонт париков, накладных усов, бород, бакенбард, полупариков, накладок, кос, шиньонов и украшений из волос по индивидуальным заказам клиента.

3.13 услуги визажа: Воздействие на лицо клиента с целью создания определенного образа сообразно его потребностям с помощью декоративной косметики.

3.14 косметический пирсинг: Установка специальных украшений в мочки уха, хрящевые ткани ушной раковины и носа, а также в кожные складки.

3.15 технологический процесс оказания услуги парикмахерских и салонов красоты: Совокупность операций по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента, выполняемых в соответствии с техническими требованиями на данный вид услуги.

3.16 качество услуги парикмахерских и салонов красоты: Совокупность характеристик услуги парикмахерских и салонов красоты, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности клиента.

3.17 качество обслуживания: Совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей клиента.

3.18 технический документ на услугу парикмахерских и салонов красоты: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструкторские и другие характеристики услуги парикмахерских и салонов красоты.

4 Классификация услуг парикмахерских и салонов красоты

4.1 Настоящий стандарт предусматривает классификацию услуг парикмахерских и салонов красоты по технологическому признаку, месту проведения работ и уровню качества обслуживания клиентов.

4.2 По технологическому признаку услуги парикмахерских и салонов красоты делят на следующие группы:

— услуги по уходу за волосами и кожей головы;

— услуги по уходу за кожей лица и тела;

— услуги по уходу за ногтями и кожей кистей и стоп (маникюр, педикюр, укрепление ногтей, моделирование ногтей, дизайн ногтей, гигиенический и эстетический уход за натуральными ногтями, гигиенический и эстетический уход за кожей кистей и стоп, ремонт ногтей, коррекция укрепленных/смоделированных ногтей, удаление искусственного покрытия);

— услуги по уходу за ресницами и бровями (в т.ч. наращивание ресниц);

— СПА-услуги;

— косметический татуаж, косметический пирсинг;

— услуги визажа;

— постижерные работы.

4.3 По месту предоставления услуги парикмахерских и салонов красоты делят:

— на оказываемые в организации (стационарно);

— оказываемые на базе клиента (выездные услуги), как правило, применяют для предоставления социальных услуг.

4.4 По уровню качества услуги парикмахерских и салонов красоты подразделяют на услуги парикмахерских и салонов красоты:

— высшей категории;

— первой категории;

— второй категории.

Примечание — Возможно применять другие наименования категорий парикмахерских и салонов красоты, например: три звезды, две звезды, одна звезда, характеризующие соответствующий уровень качества.

5 Общие технические требования

5.1 Услуги парикмахерских и салонов красоты должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и потребностям клиента, быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителей и исполнителей услуг, безопасными для окружающей среды.

5.2 Услуги парикмахерских и салонов красоты должны быть оказаны в соответствии с -.

Работники сферы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности выполняют преимущественно функции связанные с оказанием индивидуальных услуг в сфере бытового обслуживания защитой и охраной граждан и собственности, продажей и демонстрацией товаров обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства, обеспечением работ кино- и телестудий выполнением рекламно-оформительских и реставрационных работ, и другие.

Для большинства занятий (профессий) этой укрупненной группы требуемую квалификацию достигают путем индивидуального обучения на рабочем месте или специальной подготовки по установленной программе на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования Для ряда профессиональных групп включаемых в данную укрупненную группу необходимую квалификацию приобретают при получении начального профессионального образования.

К функциям характерным для данной классификационной группы, относят обслуживание пассажиров на транспорте, включая туристическое обслуживание обслуживание посетителей предприятий общественного питания оказание индивидуальных услуг больным в лечебных учреждениях и на дому обслуживание клиентов в парикмахерских и салонах красоты; химчистку и крашение одежды стирку белья индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви; ремонт квартир, мебели, электробытовых приборов, теле- и радиоаппаратуры часов и др.; фотосъемку портретов; оказание ритуальных услуг населению поддержание порядка и законности; обеспечение противопожарной защиты продажу товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли в палатках и на рынках; демонстрацию товаров покупателям обслуживание газового, водопроводно-канализационного и зеленого хозяйства в городах, поселках и населенных пунктах выполнение рекламно-оформительских и реставрационных работ и работ на кино- и телестудиях.

Т.А. Фролова
Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

2.Сервис как услуга, классификация видов услуг

Сервис – это оказание услуг. В современной экономике услуга обычно противопоставляется товару.

Товар – некая вещь, предмет, произведенный для продажи.

Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.

Услуга обладает полезностью для того, кто ее не производит. Услуга – это продукт труда, обладающий специфическими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от своего источника (невозможно отделить процесс обучения от преподавателя и ученика, процесс предоставления информации – от того, кто ее предоставляет).

Услуга не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть законсервирована как товар, хранящийся на складе. Услуга направлена на вещь или на человека. Она существует только в процессе ее производства. Производство и потребление услуг позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.

Существуют различные классификации типов и видов услуг, и каждая из этих классификаций отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности.

Можно выделить пять общих типов услуг:

1) производственные – инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования;

2) распределительные – торговля, транспорт, связь;

3) профессиональные – банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные;

4) потребительские – так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением;

5) общественные – телевидение, радио, образование, культура.

По принципу вещественности или невещественности выделяют 4 класса услуг:

1. Осязаемые действия, направленные на тело человека. Такие услуги оказывают здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.

2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Это работа грузового транспорта, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, ветеринарные услуги.

3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Сюда относятся образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.

4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Это могут быть банковские, юридические и консультационные услуги, страхование.

Другие критерии:

1. По видам потребностей человека – материальные и нематериальные услуги.

Материальные услуги создают отрасль материального производства – это услуги, направленные на удовлетворение материальных потребностей, продолжение процесса производства в сфере обращения, транспортировки, хранения продукта, а также услуги торговли, общественного питания, транспорта и связи, бытового и коммунального хозяйства.

Нематериальные услуги – услуги, не получающие предметно-осязательную форму. Это услуги, действия которых направлены непосредственно на человека, окружающие его условия. Производство таких услуг неотделимо от потребления (услуги по реализации турпутевок, по обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, по организации концертных выступлений, а также образование, консультирование, предоставление информации).

2. По степени их алгоритмизации — стандартизированные и творческие услуги.

Стандартные виды услуг оказываются по строго установленным правилам. Творческие услуги могут формироваться и изменяться по индивидуальным требованиям потребителя. Так, в туристическом бизнесе могут возникать экзотические виды обслуживания, например турист заказывает экскурсовода, одетого и загримированного под какой-либо исторический персонаж. Личные и интеллектуальные услуги часто подвергаются изменениям и корректировке в процессе их реализации.

3. По количеству потребителей — личные и коллективные услуги.

Часть услуг, например репетиторство и врачебная деятельность, имеют полезность только для отдельных индивидов (хирург не может оперировать некий коллектив). Другие услуги, наоборот, всегда оказываются целым коллективам людей: услуги лектора в студенческой аудитории, обеспечение государством общественного порядка, перевозка общественным транспортом, работа средств массовой коммуникации.

4. По сферам деятельности общества — производственные и непроизводственные услуги.

К производственной сфере можно отнести, например, транспортировку грузов и техническое обслуживание оборудования, к непроизводственной – услуги здравоохранения, культуры, туризма, отдыха и т. п.

5. По конечной цели — коммерческие и некоммерческие услуги.

Первые производятся с целью получения прибыли и другой коммерческой выгоды. Вторые не нацелены на прибыльность. К ним относятся услуги благотворительных фондов и организаций, ряд государственных услуг (оборона страны, поддержание общественного порядка, забота об образовании и здоровье своих граждан). По мере повышения уровня жизни населения возрастает доля услуг коммерческого характера. Это приводит к дифференциации уровня сервиса в зависимости от платежеспособного спроса людей.

6. По форме организации услуг — государственные и негосударственные.

Главное различие этих видов услуг состоит в том, что государственные услуги в принципе не могут быть оказаны никем, кроме государства. Это услуги по обороне страны, поддержанию общественной безопасности, ведению учета граждан, регистрации средств транспорта, государственной регистрации коммерческих операций (например, сделок с недвижимостью). В обществе существует потребность именно государственного учета рождений, смертей, вступления в брак, отношений собственности и т. п.

7. По специализации производителя — чистые и смешанные.

Чистая услуга является единственным видом деятельности производителя (специализированное производство услуг). Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий акт купли-продажи товара.

8. По степени реальности — идеальная и реальная услуги.

Идеальная услуга – это абстрактная теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.

Реальная услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей клиента. Услуги в их реальном исполнении всегда отличаются от идеальных. Реальные услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.

9. По отношению государства и общества — легитимные и нелегитимные услуги.

Легитимные услуги одобряются государством и обществом, нелегитимные – осуждаются и обычно преследуются по закону. Признаются легитимными услуги, удовлетворяющие потребности, которые в данном обществе считаются разумными, полезными, одобряемыми. Услуги, удовлетворяющие осуждаемые обществом потребности (наркотические, преступные, аморальные), относятся к разряду нелегитимных.

10. По степени привязки к личности человека, оказывающего услуги, — личностные и безличные.

Личностные услуги ценятся, прежде всего, за связь с отличительными особенностями какого-то лица, обладающего исключительными профессиональными качествами. Таковы услуги врачей, адвокатов, психоаналитиков, выдающихся артистов и музыкантов, ученых, менеджеров.

К безличным обычно относят более простые услуги, на выполнение которых мало влияет личность того, кто их оказывает (торговля, транспорт, ремонт и техническое обслуживание). Один специалист в области сервиса может быть довольно легко заменен другим специалистом примерно такой же квалификации.

11. По степени сложности — простые и сложные (комплексное обслуживание).

12. По признаку добровольного характера — добровольные и навязанные.