Объекты культурного наследия не облагаются НДС

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании государственного контракта, Минфин России сообщает.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. При этом право отказаться от указанного освобождения от налогообложения нормами главы 21 Кодекса не предусмотрено.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 173 Кодекса обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на налогоплательщика в случае, если налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащей налогообложению, в том числе на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога на добавленную стоимость.

При этом пунктом 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что при применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 Кодекса лицо, являющееся налогоплательщиком, вправе применить налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Одновременно в отношении применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рекомендуем руководствоваться абзацами седьмым-восемнадцатым письма Минфина России от 21.03.2018 N 02-09-06/17933, направленного в адрес Федеральной службы по труду и занятости (копия прилагается).

Приложение: на 4 л.

И.В. Трунин

Минфин РФ разъяснил позицию о вычетах по НДС при реставрации

12.07.2017

На специализированном налоговом ресурсе 11 июля 2017 года опубликовано письмо Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы (от 5 июля 2017 г. N СД-4-3/12986) «О применении вычета по НДС, предъявленного при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия».

Предполагая, что тем, кто понимает одновременно и в НДС и в объектах культурного наследия, этот документ может пригодиться, воспроизводим его.

«Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2017 N 03-07-15/38864 по вопросу применения вычета по налогу на добавленную стоимость, предъявленному при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.С.Сатин

Приложение

Министерство финансов Российской Федерации

Письмо от 21 июня 2017 г. N 03-07-15/38864

В связи с письмом о согласовании позиции о правомерности принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 Кодекса установлено, что в случае выставления налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю счетов-фактур с выделением сумм налога на добавленную стоимость суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, определяются как суммы налога, указанные в этих счетах-фактурах, переданных покупателю данных товаров (работ, услуг).

Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 г. N 10627/06, указанным пунктом 5 статьи 173 Кодекса установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы налога на добавленную стоимость в нарушение положений главы 21 Кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Кодекса, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Директор Департамента А.В. Сазанов»

Фото: Минфин РФ