Объект налога на имущество

Что облагается налогом на имущество

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Какое имущество не подпадает под обложение имущественным налогом? В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.

Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Кроме того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию ОС, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Однако Минфин РФ в письме от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение данных корректив не является основанием для изменения срока полезного использования введенных в эксплуатацию основных средств, установленного в соответствии с Классификацией, действовавшей на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Расчет налога на имущество организаций

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите объект налогообложения;
  2. проверьте наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;
  3. определите налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).

  4. определите ставку налога;

  5. рассчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).

Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога: 4

Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей

Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).

Что касается остаточной стоимости имущества — она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.

Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НКРФ. К таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

НК РФ установлено, что региональными властями не позднее 1 числа года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона. Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.

Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Причем даже если указанные помещения в перечне отсутствуют (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.

Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Отчетность по налогу на имущество

Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства (письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.

Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?

В письме ФНС РФ от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ содержится ответ на этот вопрос: при сдаче уточненок за предыдущие периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который был отражен в первичных налоговых декларациях.

Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении, которые приведены в письме ФНС РФ от 27.10.2015 № БС-4-11/18786.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

>Льготируемые основные средства 2019

Основные средства налог на имущество 2019

К 01.01.2019 г. будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), объединяющий сведения кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав (ЕГРП). ЕГРН будет полностью электронным. Исключение сделано только для реестровых дел, в которых на бумаге будут храниться заявления и документы, отсутствующие в других административных органах. ЕИСН — что это?Единая информационная система нотариата (ЕИСН) разработана для удобства работы нотариусов.

Таким образом, организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми. Указанные ограничения действуют в случае постановки объектов движимого имущества на баланс в качестве основного средства согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н)

Льготы по налогу на имущество организаций

  • организации уголовно-исполнительной системы – в части имущества, используемого для исполнения возложенных на них обязанностей;
  • религиозные организации – в части имущества, используемого для ведения религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% всех членов общества, – в части имущества, используемого для ведения уставной деятельности;
  • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество организаций, обладающих статусом государственных научных центров, присвоенным в соответствующем порядке (утв. Указом Президента РФ от 22.06.1993 N 939);
  • и другие.

Даже если организация имеет право на применение льготы (федеральные или региональные), она все равно должна представлять в ИФНС декларацию по налогу на имущество (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 ). А также расчет по авансовому платежу, если законом субъекта РФ по данному налогу установлены отчетные периоды (п. 2,3 ст. 379, п. 1,2 ст. 386 НК РФ). И тот факт, что организация применяет льготу, безусловно, должен быть в отчетности отражен.

Льготы по налогу на имущество организаций: коды льгот

Организация обязана представлять декларацию по налогу на имущество, а если в регионе введены авансовые платежи по налогу, то и налоговые расчеты по этим платежам, в налоговые органы. Формы этих документов различны и заполняются по разным (хотя и похожим) правилам. Эти правила содержатся в том же документе, которым утверждены обе формы, — в приказе ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. В течение 2017 года для промежуточной отчетности по налогу разрешалось применять и формы, содержащиеся в ранее действовавшем приказе этого ведомства от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 № БС-4-21/12076). И в декларации, и в налоговом расчете в разделах 2 и 3 присутствуют строки для отражения кодов налоговых льгот:

  • по освобождению имущества от налога;
  • применению пониженной ставки;
  • уменьшению величины уже начисленного налога.

Нумерация этих строк в декларации и налоговом расчете различается, но структура строки (составление из 2 частей) везде однотипна и принцип заполнения строк остается одинаковым. В первой части указываются коды налоговых льгот по налогу на имущество, которые налогоплательщик выбирает из приложения 6 к Порядку заполнения соответствующего документа (декларации или налогового расчета). Большая часть кодов привязана к определенным статьям НК РФ, дающим право на льготу. Но есть и коды, отражающие региональные льготы. Для них задействуется 2-я часть строки кодов, в которой отражаются реквизиты нормы регионального закона, дающего право на льготу.

Однако не все льготы, представленные в НК РФ, имеют установленные коды. ФНС предлагает использовать в таких случаях код 2010257 по налогу на имущество, который применяется для основных средств — объектов движимого имущества, принятых на учет с 01.01.2013. Исключения для применения налоговой льготы 2010257 по налогу на имущество прописаны в п. 25 ст. 381 НК РФ (письмо ФНС РФ от 12.12.2014 № БС-4-11/25774).

Льготируемое имущество по налогу на имущество организаций

С 2015 года основные средства, входящие в первые 2 амортизационные группы (по Классификации основных средств), не относятся к объектам налогообложения налогом на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Остальное движимое имущество с 01.01.2015 стало расцениваться как облагаемое этим налогом, но в силу п. 25 ст. 381 НК РФ основные средства, поставленные на учет после 01.01.2013, от налогообложения освобождаются. Исключение из этого правила составляет имущество, принятое на учет в результате:

  • реорганизации компании либо ликвидации юридического лица;
  • передачи, приобретения объектов имущества между взаимозависимыми лицами.

С 2017 года эти исключения недействительны для железнодорожного подвижного состава, произведенного после 01.01.2013.

С 2018 года возможность использования льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ стала зависеть от решения о ее применении, принятого в регионе (ст. 381.1 НК РФ). Причем регионы получили также право самостоятельно определять, кто может воспользоваться такой льготой, в отношении какого имущества и какую ставку будут при этом применять. Одновременно для такого имущества на 2018 год введена своя особая ставка (1,1%), выше которой регион не может установить свою ставку и которая будет применяться, если регион не ввел льготу или, введя льготу, свою ставку не установил.

Подробнее об этих изменениях в НК РФ в части данной льготы читайте в статье «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года».

С 2019 года налог на движимое имущество отменен.

Амортизационные группы основных средств 2017-2018: таблица

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в зависимости от срока полезного использования основные средства в целях налогообложения делятся на амортизационные группы. Классификация основных средств утверждена правительственным постановлением от 01.01.2002 № 1. Амортизационные группы основных средств 2017-2018 — таблицу примеров основных средств, попадающих в них, мы приводим в нашей статье — увязаны с кодами ОКОФ и определенными сроками полезного использования.

В 2017 году вступила в силу новая редакция ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Применение новых кодов облегчает сопоставительная таблица, приведенная в приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458.

С 2017 года классификатор ОС по амортизационным группам обновлен постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Новшества затронули только то имущество, которое принимается на учет после 01.01.2017. В то же время классификация основных средств по амортизационным группам 2016 г. будет применяться в отношении того имущества, которое было введено в эксплуатацию до 01.01.2017.

Справочник амортизационных групп основных средств 2017-2018

Номер группы

Срок полезного использования ОС, лет включительно

Пример основных средств амортизационной группы в 2017-2018 годах

Первая амортизационная группа

1–2

Машины бурильные

Вторая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 2 до 3

Машины снегоуборочные

Третья амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 3 до 5

Сооружения лесной промышленности

Четвертая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 5 до 7

Воздушная линия электропередач

Пятая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 7 до 10

Тепловая магистральная сеть

Свыше 10 до 15

Сооружения железнодорожного транспорта

Свыше 15 до 20

Автодорожный мост

Свыше 20 до 25

Железнодорожные подъездные пути

Свыше 25 до 30

Электростанции, эстакады и галереи

Свыше 30

Корабли

Итоги

Действующее законодательство предусматривает возможность применения льгот при расчете налога на имущество организаций. Льготы устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровне. В отчетности по налогу каждый вид льготы определенным образом кодируется. Код 2010257 относится к льготе по объектам движимого имущества, принятым на учет с 01.01.2013. С 2018 года сама возможность применения этой льготы и ее условия стали зависеть от решений, принимаемых в регионе. Одновременно на 2018 год введена новая ставка для движимого имущества, приобретенного после 2012 года (1,1%), являющаяся предельной для него и применяемая, если регион льготу не ввел или, введя льготу, не установил более низкую ставку для попадающего под нее имущества.

С.Г. Хабаев, автор универсального справочника «Бюджетный учет по новому плану счетов»

В разгаре подготовка к сдаче полугодовой отчетности. Среди прочих платежей, по которым должны отчитаться бюджетники, — налог на имущество, хотя некоторые учреждения и имеют по нему льготу.

Читайте в этом материале о том, кто вправе претендовать на льготы и при каких условиях, как рассчитать налоговую базу. Кроме того, здесь рассказано, как, выполняя требования новой Инструкции № 70н, отразить в учете начисленный и уплаченный налог, в том числе и учреждениям, занимающимся предпринимательской деятельностью.

С каких объектов платить налог не нужно

Глава 30 Налогового кодекса РФ оговаривает две категории имущества, с которого не надо уплачивать налог. Во-первых, это имущество, которое вообще не относится к облагаемым объектам.

Во-вторых, то имущество, которое законодатели освободили от налога (льготируемое имущество). Это разные понятия, путать их не следует. Среди норм главы 30, посвященных данным категориям, есть и положения, которые касаются бюджетников. Поэтому начнем с того, что расскажем, каким бюджетным организациям и с каких объектов налог можно не платить.

Имущество, которое не является объектом налогообложения

Во-первых, это земельные участки и объекты природопользования. А во-вторых, имущество, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. Согласно пункту 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, такие объекты налогом не облагаются. Правда, чтобы имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, освобождалось от налога, должно выполняться два условия:
1) в данных органах предусмотрена военная служба. В качестве примера можно привести Вооруженные силы РФ, пограничные войска, органы МВД, МЧС России, таможенные органы;
2) имущество используется для нужд обороны (в том числе гражданской), для обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Если какое-либо из двух условий не выполняется, за объект придется перечислять налог в общем порядке. Также налог надо рассчитывать со стоимости имущества лабораторий, научно-исследовательских и вычислительных центров, других организаций, входящих в состав «военизированных» федеральных органов исполнительной власти. На это московские налоговики обратили внимание в письме от 15 сентября 2004 г. № 23-10/1/ 59811.

Льготируемое имущество

Перечень льготируемого имущества приведен в статье 381 Налогового кодекса РФ. При этом можно выделить два вида льгот, предоставляемых бюджетным учреждениям.

Первый вид — льготируется все имущество организации. Это касается государственных научных центров. Статус государственного научного центра присваивают предприятиям, учреждениям, организациям науки, а также высшим учебным учреждениям. При этом вуз должен иметь уникальное опытно-экспериментальное оборудование, нанимать высококвалифицированных специалистов и добиться международного признания для своих научных исследований.

Второй вид льготы состоит в том, что от налога освобождаются только некоторые объекты, принадлежащие организации. К ним относятся:
— памятники истории и культуры федерального значения;
— имущество организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, которое они эксплуатируют, чтобы выполнять возложенные на них обязанности;
— ядерные установки, нужные для достижения научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов.

Кроме того, до 1 января 2006 года освобождены от налога объекты:
— социально-культурной сферы, используемые для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
— жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет региональных или местных бюджетов;
— необходимые для научных и научно-исследовательских работ, которыми занимаются академии наук, образования, архитектуры, художеств.

Тут стоит обратить внимание на то, что, согласно пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ, регионы могут продлить действие этих льгот и на следующие годы. И еще один нюанс. Учреждение вправе воспользоваться льготами независимо от источника, за счет которого было куплено имущество, — бюджетных средств или доходов от предпринимательской деятельности. Главное — оно должно соответствовать требованиям статьи 381 Налогового кодекса РФ. При этом чтобы определить, относится ли имущество к льготируемому, можно воспользоваться следующими документами:
— Общероссийским классификатором основных фондов

ОК 013-94 (ОКОФ). Он утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359;
— Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), принятым постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.

На что обратить внимание при расчете налоговой базы льготируемого имущества

Итак, налог платить не надо, только если бюджетник использует имущество в целях, предусмотренных статьей 381 Налогового кодекса РФ. То есть когда объект эксплуатируют в любой другой деятельности, его стоимость следует включить в расчет налоговой базы.

А если имущество использовать одновременно как по назначению, так и в иной сфере? Допустим, бюджетное учреждение сдает часть своего здания — одно или несколько помещений — в аренду. Чтобы правильно рассчитать налог в такой ситуации, нужно вести раздельный учет: по льготируемой части и по помещениям, не освобожденным от налогообложения.

Однако как это сделать, если основное средство является неделимым инвентарным объектом, в Инструкции по бюджетному учету не прописано. Не сказано, как поступать в таком случае, и в главе 30 Налогового кодекса РФ. Выходит, бюджетник может использовать льготу по всему зданию. Неужели даже когда в аренду сдается 99,99 процента площади? С этим вопросом мы обратились к специалистам отдела методологии имущественных налогов ФНС России. И вот что нам ответили. Если в аренду отдано менее 50 процентов площади здания, то учреждение может не платить с него налог на имущество. Если же арендатору предоставляется 50 и более процентов помещений, то налог придется считать со всей площади.

Что касается движимого имущества, которое было передано в аренду вместе с помещением (например, компьютеры, шкафы, столы), то с этих предметов налог необходимо заплатить в любом случае. Тут уже не важно, сколько метров занял арендатор.

Кстати, включать в налоговую базу суммы, учитываемые на счете 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства», не нужно. Ведь они основными средствами не являются. Не надо брать в расчет и стоимость объектов, отраженную на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства».

Если расчет налога по облагаемому имуществу приводят в разделе 2 декларации (расчета), то для льготируемых объектов специально предусмотрен раздел 5. То есть, несмотря на то, что налог с таких основных средств платить не нужно, расчет налоговой базы показать все же придется. Также нужно привести код льготы в соответствии с Классификатором льгот. Его можно взять из таблицы, приведенной в разделе 9 «Коды налоговых льгот» Инструкции по заполнению декларации (расчету) по налогу на имущество. Она утверждена приказом МНС России от 23 марта 2004 г. № САЭ-3-21/224.

Пример 1

Высшему учебному заведению принадлежит здание площадью 2000 кв. м. Одно из помещений, занимающее 400 кв. м, предоставляется в аренду. Так как большая часть здания (1600 кв. м) используется в образовательной деятельности, вся стоимость здания льготируется. Основание — пункт 7 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Согласно таблице, приведенной в разделе 9 Инструкции, льгота имеет код 2010229. Это значение бухгалтер привел по строке 020 раздела 5.

Остаточная стоимость здания по данным бухгалтерского учета составила:
— на 1 января 2005 года — 29 000 004 руб.;
— на 1 февраля 2005 года — 28 916 671 руб.;
— на 1 марта 2005 года — 28 833 338 руб.;
— на 1 апреля 2005 года — 28 750 005 руб.;
— на 1 мая 2005 года — 28 666 672 руб.;
— на 1 июня 2005 года — 28 583 339 руб.;
— на 1 июля 2005 года — 28 500 006 руб.

Среднегодовая стоимость имущества такова:

(29 000 004 руб. + 28 916 671 руб. + 28 833 338 руб. + 28 750 005 руб. + + 28 666 672 руб. + 28 583 339 руб. + 28 500 006 руб.) : 7 мес. = 28 750 005 руб.

Как бухгалтер заполнил раздел 5 Расчета по налогу на имущество за первое полугодие 2005 года.

Как начислить налог на имущество

Порядок, в котором следует отражать начисленный налог на имущество, зависит от того, за счет какого источника приобретен объект — бюджетного финансирования или выручки от предпринимательства. Рассмотрим каждый из случаев.

Имущество приобретено за счет бюджетных средств

Согласно разделу VI Указаний (утверждены приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н), налоги и сборы в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов, учитываются по статье 290 «Прочие расходы». А согласно Инструкции № 70н такие суммы отражаются по счету 0 401 01 280 «Прочие расходы». То есть код классификации операций сектора государственного управления (280) не совпадает с кодом экономической классификации расходов бюджетов (290). Тем не менее при начислении налога на имущество надо использовать счет, предусмотренный Планом счетов бюджетного учета. Отразить в учете операции с налогом на имущество нужно так .

Пример 2

Изменим условия примера 1. Допустим, что из всей площади здания

(2000 кв. м) бюджетник сдает в аренду 1400 кв. м. Так как это больше 50 процентов, учреждению придется перечислять авансовые платежи в бюджет.

В регионе, где находится учреждение, ставка налога на имущество равна 2,2 процента. Значит, авансовый платеж за первое полугодие 2005 года составляет 158 125,03 руб. (28 750 005 руб. x 2,2% x 1/4). Эту сумму учреждение уплатило за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств по статье «Прочие расходы», которые на 2005 год составили 650 000 руб..

Имущество приобретено за счет предпринимательского дохода

Отразить налог с имущества, которое было куплено на выручку от предпринимательства, на счете 0 401 01 200 «Расходы учреждения» нельзя. На этом счете расходы по предпринимательской деятельности вообще не учитываются. Показать налог на счете 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» тоже не получится. Здесь накапливают суммы, истраченные на выпуск продукции, услуг или работ. Поэтому отнести налог нужно на счета учета финансового результата за отчетный период.

Конкретный же счет, на котором следует показать налог на имущество, зависит от того, для чего учреждение использует это основное средство — для оказания услуг (выполнения работ) либо для производства и реализации продукции.

Если имущество эксплуатируют ради оказания услуг или выполнения работ, то налог следует отразить на счете 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг». То есть в учете нужно сделать такую запись.

Если же имущество используют для производства и реализации продукции, то налог надо отнести на счет 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов» и в учете записать так.

Независимо от того, чем занимается учреждение — услугами, работами или производством и реализацией продукции, уплату налога с имущества, купленного за счет предпринимательского дохода, следует отразить такой записью.

Одновременно перечисленную сумму нужно показать и на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения».

Налог надо платить за все льготируемое здание, если хотя бы половина площади используется не по назначению

ГАВРИЛОВА Надежда Алексеевна,
начальник отдела методологии имущественных налогов МНС России, советник налоговой службы РФ II ранга

— Что касается недвижимого имущества, часть которого бюджетное учреждение использует не по целевому назначению, например, сдает в аренду или для осуществления других видов деятельности, то здесь нужно руководствоваться следующим принципом. Если в аренду предоставляется менее 50 процентов площади здания, оно рассматривается как объект социально-культурной сферы, используемый по назначению (например, в целях образования, культуры, оказания медицинских услуг и т. д.), поэтому его стоимость не облагается налогом на имущество. Если же арендовано 50 процентов и более, то стоимость такого объекта придется включить в налоговую базу. Что касается движимого имущества, переданного арендаторам вместе с помещениями, то оно подпадает под налогообложение в любом случае.

Законодательством льготы по имущественному налогу предусмотрены как для юрлиц, так и для граждан. В ст.ст. 381 и 407 НК РФ перечислены виды имущества, которые не попадают в число налогооблагаемых объектов.

Льготируемое имущество по налогу на имущество: юридические лица

Федеральные льготы по налогу на имущество для организаций перечислены в ст. 381 НК РФ. Так, в категорию не облагаемого налогом имущества отнесены активы, принадлежащие учреждениям уголовно-исполнительной системы (например, следственные изоляторы). Для применения льготы необходимо выполнить два условия – основное средство принадлежит предприятию, оно используется в основной деятельности по прямому назначению. Аналогичное правило действует для религиозных организаций – стоимость движимого и недвижимого имущества не включается в базу налогообложения, если эти объекты необходимы для реализации религиозной деятельности.

К категории льготируемого имущества в 2018 году относятся также:

  • имущественные активы, используемые общероссийскими общественными организациями инвалидов и их союзами для осуществления уставного вида деятельности (доля инвалидов среди членов организации должна составлять не менее 80%); также от налога освобождается используемое в производстве и реализации продукции (работ, услуг) имущество компаний, чей капитал полностью состоит из вкладов организаций инвалидов, а средняя численность работников включает не менее половины работников-инвалидов (при их доле в ФОТ не ниже 25%);

  • оборудование, которое используется производителями фармацевтических товаров для изготовления иммунобиологической продукции для применения в ветеринарии с целью предотвращения эпидемий/эпизоотий;

  • федеральные автодороги, которые относятся к объектам общего пользования, а также сооружения, которые являются их составным неотъемлемым элементом;

  • имущественные активы, принадлежащие протезно-ортопедическим предприятиям;

  • имущество, которое находятся в собственности у адвокатов, адвокатских бюро или принадлежат юридическим консультациям;

  • имущественные объекты компаний со статусом государственных научных центров;

  • активы, принадлежащие юридическому лицу, являющемуся участником ОЭЗ -особой экономической зоны (при условии, что имущество эксплуатируется на ее территории), а также недвижимость управляющих компаний ОЭЗ, созданная для реализации соглашений о создании особых зон; льгота применяется в течение 10 лет после постановки такого имущества на учет;

  • льготируемое имущество может быть представлено вводимыми в эксплуатацию новыми объектами (согласно перечня, утверждаемого Правительством РФ) , которые характеризуются высоким уровнем энергоэффективности – льгота применяется в течение 3 лет после постановки имущества на учет;

  • имущество судостроительных компаний, функционирующих в промышленно-производственных ОЭЗ в статусе участников;

  • имущество управляющих компаний и участников проекта «Сколково».

Льгота может быть применена также к имуществу, которое расположено на территории РФ (во внутренней морской акватории, на континентальном шельфе РФ, исключительной экономической зоне, или российской части Каспия) и используется для разработки морских месторождений углеводородного сырья.

Последние изменения в порядок освобождения имущества от налогообложения субъектов предпринимательства были внесены законом от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ, нововведения начнут действовать с начала 2019 года (в частности, отменены дополнительные льготы для инновационного высокоэффективного оборудования).

Кроме федеральных льгот, к имуществу юрлиц могут применяться и льготы региональные (если они предусмотрены соответствующими местными законами). С 2018 г. региональной стала льгота по движимому имуществу (закон № 335-ФЗ от 27.11.2017), если местные власти своими правовыми актами ее не утвердили, налог за движимые активы компаниям платить придется в полном объеме по ставке 1,1% (п. 3.3. ст. 380 НК РФ).

Применение льгот не освобождает организации от обязанности подавать в ИФНС декларацию по налогу в установленные сроки.

Льготированное имущество в 2018 году для физических лиц

Порядок расчета налоговой базы, суммы обязательства и применения льгот по налогу на имущество физических лиц определяется положениями главы 32 НК РФ.

Полный перечень налогоплательщиков и имущества, на которые распространяются федеральные льготы, приведен в ст. 407 НК РФ. В т.ч. льготы предоставлены следующим категориям физических лиц:

  • Герои России и Советского Союза;

  • граждане, имеющие награду в виде ордена Славы трех степеней;

  • инвалиды (те, кому присвоена 1 или 2 группа инвалидности), дети-инвалиды, инвалиды с детства;

  • участники ВОВ и ветераны боевых действий;

  • пострадавшие от радиационного облучения (при аварии на ЧАЭС, объединении «Маяк», ядерных испытаниях на полигоне Семипалатинска);

  • военнослужащие на пенсии, у которых выслуга равна 20 годам и более;

  • родственники погибших военнослужащих;

  • пенсионеры по возрасту и т.д.

Налог на льготируемое имущество в 2018 не начисляется в отношении одного объекта каждого вида такого имущества, принадлежащего физлицу на праве собственности (например, при наличии у льготника квартиры и двух домов, льгота полагается только по квартире и одному из домов).

Имущество не должно использоваться физлицом в предпринимательских целях. Льготированию, в частности, подлежат:

  • квартира (ее часть или комната),

  • жилой дом (или его часть),

  • гараж (машино-место).

Действие льготы распространяется и на часть имущества, которое используется гражданином РФ для реализации профессиональной творческой деятельности (если эти активы принадлежат человеку на праве собственности). Примером таких активов могут быть жилые помещения, выделенные человеком под общественную библиотеку или выставочный зал, ателье. Освобождение от налогообложения предусмотрено и для хозяйственных построек, которые по показателю площади менее 50 кв. м, расположенных на участках земли для жилого индивидуального строительства, ведения подсобных хозяйств, огородничества.

На местном уровне также могут утверждаться дополнительные льготы для граждан. Полный перечень региональных законов о льготировании по имущественному налогу можно найти на ]]>сайте]]> ФНС.