Об аннулировании квалификационных аттестатов

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:
1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;
2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;
4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;
б.1) должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;
г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;
7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);
8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.
2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, — саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом саморегулируемой организации аудиторов, выданного до 1 января 2011 года, принимается уполномоченным федеральным органом.
3. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.
4. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (в части получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов), 3 — 5 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
5. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Анастасия Вячеславовна СЛАДКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) nastslad@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

АННУЛИРОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ АТТЕСТАТОВ У СПЕЦИАЛИСТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА: ПРОБЕЛЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается правовая ситуация, которая в настоящее время сложилась на рынке ценных бумаг при аннулировании квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка. В законодательстве отсутствует регламентированный порядок осуществления Центральным банком РФ данной функции, что влечет нарушение процессуальных прав вышеуказанных лиц. В статье также указываются пробелы в законодательстве относительно оснований для лишения квалификационного аттестата специалистов финансового рынка.

Ключевые слова: аннулирование квалификационных аттестатов, финансовый рынок, рынок ценных бумаг, рынок коллективных инвестиций, проблемы административно-процессуального законодательства.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.41.1.144-150

© А. В. Сладкова, 2018

ЕСТНИК слврл°ва А в. ф

УНИНРРРМТРТД Аннулирование квалификационных аттестатов

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) у специалистов финансового рынка

Процессуальное законодательство Российской Федерации существует для того, чтобы нормы материального права были правомерно реализованы на практике. Отсутствие должной процедуры применения правовых норм властными субъектами зачастую ведет к нарушению прав и законных интересов граждан и организаций, которые им предоставляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Даже конституционное регулирование прав гражданина в нашей стране не ограждает его в достаточной степени от административного произвола и несправедливости, что самым серьезным образом актуализирует вопросы реформирования административно-процессуальной деятельности в России1.

В настоящее время Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (к числу которых относятся и профессиональные участники рынка ценных бумаг) в соответствии с федеральными законами (п. 9.1 ст. 4 и п. 1 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Данные функции были переданы Банку России после упразднения Федеральной службы по финансовым рынкам2.

В соответствии с пп. 14 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» Банк России устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц.

В силу п. 10 ст. 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» Банк России вправе аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Аналогичная норма содержится в пп. 17 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»: «аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований настоящего Федерального ш

закона, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах». л

«О

й Р

законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному бан- И

Ч

п л

ку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам переданы Банку России. Указом Президента РФ от 25.07.2013 № 645 Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена.

у )л ‘М Я^’ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 6 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н, решение об аннулировании квалификационного аттестата, выданного ФКЦБ России, ФСФР России или организацией, аккредитованной ФСФР России на осуществление аттестации специалистов финансового рынка, аттестованного лица принимается в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованным лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об инвестиционных фондах или о негосударственных пенсионных фондах, а также указанного Положения, в том числе если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией (ее филиалом) указанного в данном пункте Положения законодательства. В настоящее время это полномочие исполняет Банк России.

Несмотря на то что в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» уточнено, что основанием для лишения аттестата является неоднократное или грубое нарушение, более подробные разъяснения в законодательстве, а также в подзаконных актах по данному вопросу не содержатся. Единственным уточнением является п. 7 Положения о специалистах финансового рынка, в котором сказано, что основанием для аннулирования аттестатов являются нарушения, допущенные специалистами финансового рынка, в связи с которыми была аннулирована лицензия организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке.

Однако часто в тексте приказов Банка России об аннулировании квалификационных аттестатов не указывается, какие именно неоднократные нарушения физическим лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и об инвестиционных фондах послужили основанием для издания приказа, а также неисполнение каких обязанностей физическим лицом повлекло неоднократные нарушения обществом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и об инвестиционных фондах.

Следовательно, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует регламентированный порядок аннулирования квалификационных аттестатов, который должен осуществляться согласно требованиям процессуального законодательства. Кроме того, не регламентирована процедура приостановления аттестатов, не предусмотрен механизм рассмотрения апелляций на принятые контролирующим органом решения.

Анализ Федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О рынке ценных бумаг» выявил также дисбаланс между нормативно-правовой фиксацией мер государственного принуждения и содержанием правомочий лиц, в отношении которых применяются данные меры.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). А часть 1 ст. 15 устанавливает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые

Слвдковв А. В. ПУ1-Ж

УНИНРРРМТРТД Аннулирование квалификационных аттестатов

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) у специалистов финансового рынка

акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Таким образом, необоснованное, неправомерное решение об аннулировании квалификационных аттестатов нарушает констуционное право на свободу труда и выбор рода деятельности.

В Федеральных законах «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О рынке ценных бумаг» отсутствуют нормы, закрепляющие права и обязанности лиц по делам о правонарушениях в сфере финансового рынка, в том числе в случае аннулирования квалифицированных аттестатов. Данная мера государственного принуждения влечет такое негативное последствие в отношении специалиста финансового рынка, как запрет на осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке по соответствующей квалификации сроком не менее трех лет.

Следовательно, имеется дисбаланс между изложенными мерами государственного принуждения и правомочиями лиц, совершающих правонарушения в данной сфере.

Аннулирование квалификационного аттестата можно соотнести с таким видам административного наказания, как дисквалификация. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Вместе с тем при назначении дисквалификации имеются права, гарантии у лиц, в отношении которых ведется производство по делу (они подробно регламентированы в Кодексе РФ об административных правонарушениях), соблюдаются требования процессуального законодательства Российской Федерации.

При принятии решения об аннулировании квалификационных аттестатов, влекущем практически те же негативные последствия, что и дисквалификация, должны соблюдаться требования процессуального законодательства Российской Федерации. В науке административного процесса разработаны требования, предъявляемые ко всем видам административного процесса3.

Центральный банк РФ должен иметь подробный, регламентированный порядок реализации аннулирования квалификационных аттестатов. Однако в настоящее время такого процессуального акта, который бы реализовал право Банка России об аннулировании квалификационных аттестатов, не существует, что является нарушением ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации данный вопрос урегулирован относительно других видов профессиональной деятельности. На- ш

пример, в ст. 12 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской л

Минстроя России от 05.12.2014 № 789/пр «Об утверждении Порядка проведения

«О

й Р

деятельности» указаны основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора. Раздел VI постановления Правительства РФ от 31.03.2012 № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» содержит раз- Д

дел «Аннулирование квалификационного аттестата». В приложении № 2 к приказу и

Ч

п

л

3 См.: Административный процесс Российской Федерации : учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. М. : Оригинал-макет, 2017. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ J )л ‘М Я^’ 1

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

квалификационного экзамена…» описан порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов для физических лиц, наличие которого, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 3 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, является лицензионным требованием при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и (или) предоставлении лицензии на осуществление такой деятельности. Помимо указанного, имеется Порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата в области оценочной деятельности, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 29.05.2017 № 257.

В рамках реализации программ административного реформирования создавались административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, неотъемлемой частью которых становился раздел об административных процедурах4.

Административный регламент представляет собой правовой акт, устанавливающий стандарты исполнения государственных функций, т.е. обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающие эффективную реализацию государственных функций исполнительным органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства, граждан и юридических лиц. Административными регламентами должно быть урегулировано исполнение государственных функций и отдельных процессов, обеспечивающих их исполнение5.

Административный регламент должен содержать правовые предписания, устанавливающие исключительно административные процедуры, посредством которых орган исполнительной власти исполняет возложенные на него функции государственного управления или предоставляет государственные услуги, а также осуществляют свои полномочия другие правоспособные субъекты, участвующие в деятельности органа исполнительной власти.

Порядок разработки и принятия административных регламентов данного вида установлен постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Сегодня существует множество административных регламентов, утвержденных приказами уполномоченных федеральных министерств. В качестве примера можно привести приказ Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 486 «Об утверждении административных регламентов предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по аккредитации удостоверяющих центров и исполнения Министерством связи

5 См.: Административные процедуры : монография / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. М. : Норма: Инфра-М, 2017. С. 210.

ЕСТНИК опа№»>ваА.в. ф

УНИНРРРМТРТД Аннулирование квалификационных аттестатов

УНИВЕРСИТЕТА ,

имени о.Е.кугафина(мгюА) у специалистов финансового рынка

и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом «Об электронной подписи» и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы».

Однако в настоящее время отсутствуют административные регламенты, в которых содержалась бы процедура осуществления Центральным банком РФ надзорных мероприятий в области рынка ценных бумаг и коллективного инвестирования, что существенным образом влияет на процессуальные права физических и юридических лиц.

Следовательно, отсутствие нормативно установленной процедуры аннулирования квалификационного аттестата делает действия Банка России непрозрачными, существенно повышает коррупциогенность его надзорной деятельности.

В судебной практике также подчеркивается, что такие меры принудительного характера, как аннулирование лицензии и квалификационного аттестата, представляют собой лишение права осуществлять определенный вид предпринимательской деятельности, они должны применяться с учетом степени вины лица, характера совершенного правонарушения, отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и соразмерными допущенным правонарушениям6.

Аннулирование квалификационных аттестатов выступает крайней мерой реагирования государства за совершение правонарушения в сфере финансовых рынков. Поэтому при применении указанной меры, исходя из общих принципов административного процесса, требуется прежде всего установить, имеется ли событие правонарушения, имеется ли факт его совершения лицом, в отношении которого применяется аннулирование квалификационного аттестата, и, соответственно, имеются ли основания для привлечения к ответственности данного лица. Такая мера принудительного характера, как аннулирование квалификационного аттестата, должна применяться Банком России с учетом степени вины лица, характера совершенного правонарушения, должна отвечать принципам личной ответственности, целесообразности, справедливости, быть адекватной и соизмеримой допущенным правонарушениям.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что аннулирование квалификационного аттестата по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должно соответствовать требованиям современного административно-процессуального законодательства Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеники-

Ш

гп К

Т □

«О

й Р

ной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2015. — 704 с. Д

2. Административные процедуры : монография / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зу- и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

барев. — М. : Норма: Инфра-М, 2017. — 240 с. Е

п

6 Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 по делу № А40-247978/16-17-2250 // СПС «КонсультантПлюс».

Л □

Й

/ J )л ‘М Я^’ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

3. Административный процесс Российской Федерации : учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. — М. : Оригинал-макет, 2017. — 352 с.

5. Петров В. О. Лицензирование участников рынка ценных бумаг Российской Федерации: особенности правового регулирования // Юридический мир. — 2011. — № 5. — С. 50—51.

6. Ренов Э. Н. Вступительная статья // Панова И. В. Административно-процессуальное право России. — М. : Норма, 2007. — 336 с.

8. Старостин С. А. Перспективы кодификации норм административно-процессуального права // Российский следователь. — 2015. — № 1.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее – аттестация) – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно его сдавшим, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия.

В 2010 г. аттестация аудиторов регулируется ст. 15 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора в настоящее время существенно видоизменяются в сторону ужесточения, что связано с реформированием системы аттестации аудиторов в России.

С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 11 Закона об аудиторской деятельности, которая предусматривает, что квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, если лицо, претендующее на его получение (далее – претендент):

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом.

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (аттестационной комиссией).

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, в объеме 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в год. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется учебно-методическими центрами или иными лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности (саморегулируемыми аудиторскими объединениями).

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается судом (по заявлению саморегулируемого аудиторского объединения, членом которого является аудитор) и может быть обжаловано аудитором в течение трех месяцев со дня получения решения.

Согласно ст. 12 Закона об аудиторской деятельности квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

  • 1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
  • 2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание аудитора в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • 3) установлен факт несоблюдения требований ст. 8 «Аудиторская тайна» и ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Закона об аудиторской деятельности;
  • 4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или

ФСАД;

  • 5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения проверки;
  • 6) установлен факт, что в течение двух календарных ле г подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
  • 7) установлен факт нарушения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Министерством финансов Республики Беларусь в случае:

обращения аудитора с просьбой об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

установления факта получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных, поддельных или недействительных документов, а также недостоверных сведений;

установления факта оказания аудиторских услуг аудитором, находящимся на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией) либо имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;

нарушения требования о подтверждении квалификации, установленного частью четвертой статьи 24 настоящего Закона;

выдачи (подписания) заведомо ложного аудиторского заключения;

несоблюдения принципов независимости и конфиденциальности;

невыполнения требования (предписания) об устранении нарушений, установленных при проверке соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности (для аудитора – индивидуального предпринимателя или руководителя аудиторской организации);

допущения аудитором грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Физическое лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован (за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части первой настоящей статьи), вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения этим лицом такого решения.

Физическое лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован в случаях, предусмотренных абзацами третьим, шестым–девятым части первой настоящей статьи, вправе сдавать квалификационные экзамены на право получения квалификационного аттестата аудитора не ранее чем через три года со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, а в случае, предусмотренном абзацем пятым части первой настоящей статьи, – не ранее чем через шесть месяцев со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Единый квалификационный аттестат аудитора — это документ, который дает специалисту — члену аудиторской организации, право на проведение аудита в различных компаниях.

Порядок получения и срок действия Единого квалификационного аттестата аудитора регулируется законодательством РФ.

Как получить Единый квалификационный аттестат аудитора

Согласно статье 11 Закона квалификацион­ный ат­те­стат ауди­то­ра вы­да­ет­ся со­от­вет­ству­ю­щей са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мой ор­га­ни­за­ци­ей (СРО) при усло­вии, что пре­тен­дент на его по­лу­че­ние:

  • сдал эк­за­мен;

  • имеет стаж работы в сфере аудита или буху­че­та более трех лет. При этом из по­след­них трех лет не менее двух лет долж­но при­хо­дить­ся на ра­бо­ту в ор­га­ни­за­ции, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щей­ся на ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти.

К ква­ли­фи­ка­ци­он­но­му эк­за­ме­ну до­пус­ка­ют­ся только те лица, которые имеют высшее об­ра­зо­ва­ние по ак­кре­ди­то­ван­ной го­су­дар­ством об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме.

Таким образом, аудитор, сдавший успешно квалификационный экзамен и обладающий всеми необходимыми качествами, предусмотренными статьей 11 Федерального закона от 30.12.08 г. № 307 «Об аудиторской деятельности», получает единый квалификационный аттестат аудитора, который дает ему право вести аудиторскую деятельность в любой экономической области.

Отметим, что экзамен яв­ля­ет­ся платным и про­во­дит­ся единой ко­мис­си­ей, сфор­ми­ро­ван­ной СРО аудиторов в уста­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке.

Ко­мис­сия долж­на быть неза­ви­си­мой и объ­ек­тив­ной.

В каких случаях может быть отказано в вы­да­че Единого квалификационного аттестата аудитора

От­ка­зать в вы­да­че ат­те­ста­та могут по сле­ду­ю­щим ос­но­ва­ни­ям:

  • пре­тен­дент не сдал эк­за­мен и (или) не имеет необ­хо­ди­мо­го опыта ра­бо­ты в сфере ауди­та;

  • об­ра­зо­ва­ние пре­тен­ден­та не со­от­вет­ству­ет уста­нов­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям;

  • пре­тен­дент об­ра­тил­ся за вы­да­чей ат­те­ста­та спу­стя более года после сдачи эк­за­ме­на.

Необходимые документы для сдачи квалификационного экзамена

Для получения аттестата необходимо сдать квалификационный экзамен и предоставить следующие документы:

  • заявление на допуск к квалификационному экзамену по установленной форме,

  • копию диплома, заверенную нотариально,

  • копию трудовой книжки, заверенную нотариально,

  • документ об оплате взноса за проведение аттестации,

  • копию паспорта.

При успешной сдаче экзамена выдается аттестат аудитора установленного образца.

Если в течение двух лет с момента его получения аудитор не приступил к аудиторской деятельности, то аттестат потеряет свою силу, а значит, придется заново сдавать квалификационный экзамен.

Срок дей­ствия Единого квалификационного аттестата аудитора и повышение квалификации

Срок дей­ствия ат­те­ста­та не огра­ни­чен, од­на­ко ауди­тор обя­зан еже­год­но про­хо­дить обу­че­ние, преду­смот­рен­ное утвер­жден­ны­ми СРО про­грам­ма­ми по­вы­ше­ния квалификации.

К обучению предъявляются следующие требования:

Программа обучения должна быть утверждена саморегулируемой организацией, членом которой является аудитор.

  • Срок обучения составляет не меньше 20 часов в год.

  • За три подряд идущих года срок обучения в сумме должен быть не менее 120 часов.

  • СРО аудиторов может устанавливать свои минимальные сроки обучения, но они не должны быть меньше тех, что установлены ФЗ № 307.

Ограничения для аудиторов без Единого квалификационного аттестата аудитора

С 1 января 2012 г. российские аудиторы, не получившие единый квалификационный аттестат, не имеют право подписывать аудиторские заключения, если ценные бумаги аудируемой организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

При этом аудитор, являющийся членом одной из СРО аудиторов и имеющий аттестат, выданный до 1 января 2011 г., вправе с 1 января 2012 г:

  • в качестве аудитора (индивидуального аудитора) участвовать в обязательном аудите (проводить обязательный аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, за исключением организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;

  • в качестве аудитора (индивидуального аудитора) участвовать в инициативном аудите (проводить инициативный аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности любых организаций, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;

  • в качестве работника аудиторской организации участвовать в аудиторской группе, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;

  • в качестве аудитора участвовать в оказании сопутствующих аудиту услуг (оказывать сопутствующие аудиту услуги) любым организациям, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;

  • участвовать в оказании прочих связанных с аудитом услуг (оказывать прочие связанные с аудитом услуги) любым организациям, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности».

Когда Единый квалификационный аттестат аудитора могут аннулировать

Несмотря на то, что по закону аттестат аудитору выдается на неопределенный срок, его могут аннулировать.

Произойти это может в следующих случаях (ст. 12 закона № 307-ФЗ):

  • Выявление факта предоставления подложных документов при получении аттестата.

  • Вынесение решения суда о запрете на право заниматься аудиторской деятельностью.

  • Выдача аудитором заключения, которое заведомо является ложным.

  • Нарушение аудиторской тайны.

  • Нарушение требований проведения аудита, которые прописаны в ФЗ № 307.

  • Неучастие в проведении аудиторских проверок в течение трех лет. В данном случае есть исключения, которые устанавливаются на законодательном уровне. Например, это правило не касается участников коллегиального исполнительного органа аудиторской СРО.

  • Непрохождение ежегодного обучения в объеме, установленном на законодательном уровне.

  • Уклонение от внешней проверки качества аудиторской работы.

Решение об аннулировании аттестата принимает либо СРО, в котором состоит аудитор, либо СРО, выдавшее аттестат.

Для того чтобы аудитор имел право заниматься аудиторской деятельностью ему необходимо иметь специальный документ — квалификационный аттестат.

Квалификационный аттестат аудитора выдается на неопределенный срок, но при этом каждый год необходимо проходить обучение по программе повышения квалификации.

Аттестат может быть аннулирован при нарушении правил, установленных на законодательном уровне.