О ценообразовании

ПРИКАЗ МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 1 февраля 2017 года №36

Об утверждении Правил ценообразования на общественно значимых рынках

(В редакции Приказа и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 08.01.2018 г. №7; Приказов Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17.07.2018 г. №252, 10.12.2018 г. №97)

В соответствии с подпунктом 3) статьи 124-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила ценообразования на общественно значимых рынках согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу некоторые приказы уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий, согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодических печатных изданиях, а также в Республиканский центр правовой информации для внесения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 3 настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Министр национальной экономики Республики Казахстан

Т.Сулейменов

Согласован

Министром по инвестициям и развитию Республики Казахстан

«___» ___________ 2017 год

________________ Ж.Касымбек

Согласован

Министр энергетики Республики Казахстан

«___» _________ 2017 год

_____________ К.Бозумбаев

Приложение 1

к Приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 февраля 2017 года №36

Правила ценообразования на общественно значимых рынках

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила ценообразования на общественно значимых рынках (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 124-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее — Кодекс) с целью недопущения необоснованного роста цен и определяют порядок ценообразования на общественно значимых рынках.

2. В Правилах применяются следующие понятия:

1) территориальный уполномоченный орган — территориальное подразделение ведомств уполномоченного органа, осуществляющее руководство в сферах естественных монополий;

2) ценообразование — процесс формирования и рассмотрения цен на товары (работы, услуги);

3) уполномоченный орган в области газоснабжения — центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование производства, транспортировки (перевозки), хранения и оптовой реализации газа, а также розничной реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа вне пределов границ населенных пунктов;

4) публичные слушания — процедура обсуждения проекта цены на товары (работы, услуги) субъекта общественно значимых рынков, с приглашением депутатов Парламента Республики Казахстан, маслихатов, представителей органов местного самоуправления, государственных органов, потребителей и их общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации и субъектов общественно значимых рынков;

5) инвестиционная программа (проект) — программа, направленная на создание новых активов, расширение, обновление, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов;

6) субъект общественно значимого рынка (далее — Субъект) — физическое или юридическое лицо, производящее (реализующее) товары (работы, услуги) на общественно значимых рынках;

7) общественно значимые рынки — товары, работы, услуги субъектов предпринимательства, на которые государство регулирует цены и тарифы в соответствии с подпунктом 14) пункта 3 статьи 116 Кодекса;

8) обоснованная цена — цена, определенная на основании обоснованных затрат и прибыли субъекта общественно значимого рынка в соответствии с представленными субъектом рынка документами, подтверждающими обоснованность таких затрат и прибыли, а также на основании проведенной ведомством уполномоченного органа экспертизы цены;

9) себестоимость — совокупность затрат, учитываемых ведомством уполномоченного органа в предельной цене товара (работу, услугу);

10) ведомство уполномоченного органа — ведомство государственного органа, осуществляющее руководство в сферах общественно значимых рынков, а также ведомство государственного органа в сфере гражданской авиации, осуществляющее государственное регулирование цен и государственный контроль на общественно значимых рынках;

11) предельная цена — цена товара (работы, услуги), установленная Субъектом на основании затрат и прибыли, необходимых для их производства и (или) реализации в соответствии с настоящими Правилами, и согласованная ведомством уполномоченного органа. Предельной ценой также является цена, в отношении которой до 1 января 2017 года применялось государственное регулирование цен.

Глава 2. Порядок предоставления информации для проведения экспертизы цены и рассмотрения уведомления о предстоящем повышении предельной цены

3. Уведомление о предстоящем повышении предельной цены (далее — Уведомление) с приложением к нему обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения предельной цены, предоставляются Субъектом в письменном виде или в форме электронного документа через систему электронного документооборота в ведомство уполномоченного органа или территориальный уполномоченный орган не менее чем за тридцать календарных дней до предстоящего повышения предельной цены на товары (работы, услуги).

Уведомление представляется по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

В целях контроля за соблюдением порядка ценообразования на общественно значимых рынках, а также в случаях, предусмотренных подпунктом 1) статьи 124-8 Кодекса, ведомство уполномоченного органа осуществляет мониторинг цен Субъектов.

По результатам проведения мониторинга предельных цен, а также в случаях невыполнения Субъектом обязанностей, установленных подпунктами 3) и 4) статьи 124-8 Кодекса, ведомство уполномоченного органа проводит экспертизу цены в соответствии с настоящими Правилами.

Документы, представляемые в рамках экспертизы цены, либо Уведомление с прилагаемыми к нему обосновывающими материалами, представляются Субъектом на бумажном носителе или в форме электронного документа через систему электронного документооборота пронумерованными, заверенными печатью (при наличии) и подписью руководителя Субъекта либо лицом, замещающим его, или заместителем руководителя, в компетенцию которого входят вопросы бухгалтерского учета и финансов. Финансовые документы подписываются первым руководителем и главным бухгалтером Субъекта, либо лицами, замещающими их, и заверяются печатью (при наличии) Субъекта.

В случае оказания Субъектом услуг на территории двух и более областей, городов республиканского значения, столицы, а также оказания услуг аэропортов на внутренних рейсах на территории городов республиканского значения, столицы, документы, представляемые в рамках экспертизы цены, либо Уведомление подаются в ведомство уполномоченного органа.

В случае оказания Субъектом услуг на территории одной области, городов республиканского значения, столицы, на территории городов областного значения, документы, представляемые в рамках экспертизы цены, либо Уведомление подаются в соответствующий территориальный уполномоченный орган по месту регистрации Субъекта.

4. Субъект предоставляет в ведомство уполномоченного органа документы и сведения, в рамках экспертизы цены, либо Уведомление с приложением к нему обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения предельной цены, в том числе:

1) бухгалтерский баланс по форме, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан 28 июня 2017 года №404 «Об утверждении перечня и форм годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций)» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №15384) (далее — Приказ №404);

2) отчет о прибылях и убытках по форме, утвержденной Приказом №404;

3) отчет по труду (код 251112139, индекс 1-Т, периодичность годовая, квартальная) по статистической форме, согласно приложениям 1 и 3 к приказу председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 14 ноября 2017 года №171 «Об утверждении статистических форм общегосударственных статистических наблюдений по статистике труда и занятости и инструкций по их заполнению» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №16052);

4) отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (код 271112130, индекс 1-ПФ, периодичность годовая) согласно приложению 1 к приказу Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 10 ноября 2017 года №165 «Об утверждении статистических форм общегосударственных статистических наблюдений по структурной статистике и инструкций по их заполнению» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №16038);

5) отчет о движении денежных средств по форме, согласно приложению 3 и 4 к Приказу №404;

6) сводные данные о доходах и расходах, применяемые для расчета цены, с расшифровками по статьям затрат в целом по предприятию и отдельно по каждому виду;

7) сведения о применяемой системе оплаты труда;

8) сведения о применяемых нормах расхода сырья и материалов, нормативной численности работников;

9) учетную политику (при наличии);

10) инвестиционные программы (проекты) (при наличии);

11) годовую смету затрат, направленных на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;

12) годовую смету затрат, направленных на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств (при наличии);

13) расчет амортизационных отчислений, с указанием сроков эксплуатации основных средств;

14) документы, подтверждающие планируемый и (или) фактический объем реализации товара (работ, услуг) — протоколы намерений, договоры, расчеты объемов производства (поставки), данные о проектной мощности и фактическом ее использовании, а также при снижении объемов производства (поставки) Субъектами предоставляется обоснование;

15) структуру предельного тарифа на электрическую энергию (для субъекта в области электроэнергетики) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

16) пояснительную записку с обоснованием целесообразности повышения предельной цены, с приложением документов, подтверждающих причины повышения (копии соответствующих договоров (заключенных), подтверждающих повышение стоимости сырья, материалов, услуг), в случае подачи Субъектом Уведомления;

17) проект планируемой предельной цены по каждому виду деятельности, в случае подачи Субъектом Уведомления;

18) по расходам по поддержанию готовности электрической мощности в качестве обосновывающих материалов предоставляются плановые затраты, обоснованные протоколами намерениями и (или) расчетами Субъекта в области розничной реализации электрической энергии;

19) фактические данные о затратах за четыре квартала, предшествующие предоставлению документов в рамках экспертизы цены, либо подаче Уведомления, и за предыдущий календарный год.

В случае осуществления деятельности Субъектом менее одного года, предоставляются данные за фактический период осуществления деятельности.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Вопрос:Каков порядок определения цены товаров, работ или услуг по сделкам для целей налогообложения? Что означает понятие «непродолжительный период времени», а также какие условия признаются сопоставимыми при определении рыночной цены в целях применения ст. 40 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 июля 2008 г. N 03-02-07/1-312

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.
Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
В соответствии с п. 4 ст. 40 Кодекса рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 40 Кодекса налоговые органы при осуществления контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Предел отклонения (20%) рассчитывается от рыночной цены товара (работ, услуг) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), определяемой с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 — 11 ст. 40 Кодекса.
Для целей ст. 40 Кодекса непродолжительным периодом времени может быть признан период времени, определенный на основе исследования конкретных обстоятельств экономической деятельности налогоплательщика, учета особенности реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и специфики таких товаров, работ, услуг. Так, например, учитываются сезонное производство товаров, их распродажа по окончании сезона, сроки годности товаров, колебания потребительского спроса, другие существенные обстоятельства, повлекшие отклонение применяемых налогоплательщиками цен.
Полагаем, что для каждой сферы деятельности характерен свой период времени, соответствующий признаку непродолжительного периода, в течение которого отклонение примененных налогоплательщиками цен вызвано колебаниями рыночных цен.
В соответствии с п. 9 ст. 40 Кодекса при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии -однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
Таким образом, при определении рыночной цены товара, работы, услуги должны учитываться требования п. 9 ст. 40 Кодекса — сопоставимость условий.
В соответствии с п. 12 ст. 40 Кодекса при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. п. 4 — 11 указанной статьи Кодекса.

📌 Реклама

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 мая 1999 г. № 255-З

О ценообразовании

Принят Палатой представителей 13 апреля 1999 года
Одобрен Советом Республики 26 апреля 1999 года

Изменения и дополнения:

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о ценообразовании

Законодательство Республики Беларусь о ценообразовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Особенности ценообразования в сферах естественных монополий определяются законодательством Республики Беларусь о естественных монополиях.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Основные понятия и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия и их определения:

цена – денежное выражение стоимости единицы товара;

тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;

ценообразование – процесс по установлению и применению цен (тарифов);

свободная цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

регулирование цен (тарифов) – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны субъектов ценообразования, осуществляющих регулирование цен (тарифов);

регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая субъектами ценообразования, осуществляющими регулирование цен (тарифов);

фиксированная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф) в твердо выраженной денежной величине;

предельная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;

предельная надбавка (скидка, наценка) – ограничение к цене, устанавливаемое субъектами ценообразования, осуществляющими регулирование цен (тарифов);

предельный норматив рентабельности – устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;

индексация цены (тарифа) – изменение уровня цены (тарифа) путем применения коэффициента к цене (тарифу) в порядке, установленном законодательством;

декларирование цен (тарифов) – регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в государственных органах, определенных законодательством.

Статья 4. Субъекты ценообразования

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь являются:

Президент Республики Беларусь;

государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов);

юридические лица, не являющиеся государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов) (далее – юридические лица);

индивидуальные предприниматели;

иные физические лица, имеющие право в соответствии с законодательством осуществлять определенные виды деятельности, не относимые законодательными актами к предпринимательской деятельности, на товары (работы, услуги) которых применяются регулируемые цены (тарифы) (далее – физические лица).

Статья 5. Основные принципы ценообразования

Основными принципами ценообразования являются:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки.

ГЛАВА 2
СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Статья 6. Сфера применения свободных цен (тарифов)

В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).

ГЛАВА 3
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ)

Статья 7. Сфера применения регулируемых цен (тарифов)

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий;

отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 8. Способы регулирования цен (тарифов)

Президент Республики Беларусь, государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов), в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют регулирование цен (тарифов) путем установления:

фиксированных цен (тарифов);

предельных цен (тарифов);

предельных надбавок (скидок, наценок);

предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

порядка установления и применения цен (тарифов);

индексации цен (тарифов);

декларирования цен (тарифов).

Государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов), вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Статья 9. Полномочия Президента Республики Беларусь в области ценообразования

Президент Республики Беларусь:

определяет единую государственную политику в области ценообразования;

определяет перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются;

определяет государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов), с учетом положений настоящего Закона;

осуществляет регулирование цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги);

уполномочивает Совет Министров Республики Беларусь на утверждение перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются отдельными государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов);

осуществляет иные полномочия в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 10. Государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов)

Государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов), являются:

Совет Министров Республики Беларусь;

республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов);

иные государственные органы (организации), на которые в соответствии с настоящим Законом и актами Президента Республики Беларусь возложены полномочия по регулированию цен (тарифов).

Статья 11. Полномочия государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов)

Совет Министров Республики Беларусь:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области ценообразования;

осуществляет регулирование цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги) в пределах своей компетенции;

в соответствии с актами Президента Республики Беларусь утверждает перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются отдельными государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов);

осуществляет иные полномочия в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов):

проводит единую государственную политику в области ценообразования;

вырабатывает предложения об основах государственной политики в области ценообразования;

обеспечивает единые подходы в области ценообразования, в том числе определяет порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования и осуществляет методическое руководство ценообразованием;

координирует работу иных государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов);

осуществляет регулирование цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги) в пределах своей компетенции;

принимает обязательные для субъектов ценообразования (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц) решения о введении, изменении или прекращении регулирования цен (тарифов) в случаях, предусмотренных законодательством;

принимает обязательные к исполнению решения об устранении выявленных нарушений в области ценообразования, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением законодательства Республики Беларусь о ценообразовании;

осуществляет иные полномочия в области ценообразования, возложенные на него настоящим Законом и иными актами законодательства.

Иные государственные органы (организации) в пределах своей компетенции:

осуществляют регулирование цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги);

осуществляют иные полномочия в области ценообразования, возложенные на них настоящим Законом и иными актами законодательства.

ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Статья 12. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица в области ценообразования

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо имеют право:

самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов);

обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов), а также должностными лицами этих государственных органов (организаций).

Статья 13. Обязанности юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица в области ценообразования

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо в области ценообразования обязаны:

соблюдать законодательство Республики Беларусь о ценообразовании;

представлять государственным органам (организациям), осуществляющим регулирование цен (тарифов), полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов);

исполнять иные обязанности, установленные законодательством.

ГЛАВА 6
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРОВЕРЯЕМЫМИ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

Статья 14. Контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства Республики Беларусь о ценообразовании

Контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства Республики Беларусь о ценообразовании осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, структурным подразделением с правами юридического лица республиканского органа государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов), областными и Минским городским исполнительными комитетами в соответствии с законодательством.

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о ценообразовании, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 16. Обжалование решений государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов), их должностных лиц

Решения государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов), их должностных лиц могут быть обжалованы субъектами ценообразования в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) в суд в установленном законодательством порядке.

Обжалование в установленном законодательством порядке решений государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов), их должностных лиц не приостанавливает исполнение таких решений.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Статья 18. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.

В маркетинге исходят из того, что установление цены представляет собой процесс поиска баланса между тем, что хотел бы за этот товар заплатить покупатель, и издержками на его изготовление и реализацию.
Выбор того или иного метода расчета цен определяется, в первую очередь, двумя факторами: достигнутыми масштабами производства (оптимальны они или нет); степенью контроля над рынком в целом. Кроме того, часто имеет значение устойчивость либо неустойчивость рынка сбыта; характер цены, которую предлагалось установить на рынке (будет ли она временной или стабильной в течение долговременного периода); вид продукции (вновь осваиваемая или производимая годами); степень взаимозаменяемости новинок и традиционных товаров.
Существуют следующие методы установления цен:
— на основе издержек;
— на основе безубыточности; с ориентацией на спрос;
— с ориентацией на уровень конкуренции.
Метод установления цены на основе издержек предполагает, что цены базируются на фактических затратах предприятия на производство и реализацию товара. Данный метод ценообразования иначе называют «средние издержки плюс прибыль». Его суть состоит в том, что начисляется определенная наценка на себестоимость товара (к примеру, 30 %). Широкое использование метода установления цены на основе издержек свидетельствует о преимущественно производственной, а не рыночной, маркетинговой ориентации предприятия.
Метод ценообразования на основе безубыточности означает, что цена устанавливается исходя из необходимости достижения минимального объема продаж, необходимого для покрытия всех затрат при заданной цене. Достижение фирмой точки безубыточности — это достижение сю такого объема продаж. Кроме того, метод установления цены на основе безубыточности дает возможность сравнить прибыль, получаемую при различных ценах, и позволяет предприятию, которое уже определило для себя желаемую (целевую) норму прибыли, продавать свой товар по цене, обеспечивающей получение этого уровня прибыли при реализации соответствующей, запланированной производственной программы. Использование данного метода предполагает, что предприятие должно решить следующие задачи: во-первых, требуется оценить совокупные затраты при различных программах выпуска товара; во-вторых, необходимо оценить объем выпуска товара в рамках планируемого периода; в-третьих, важно определиться с коэффициентом окупаемости капиталовложений.
Метод установления цены с ориентацией на спрос основывается на субъективной оценке покупателем ценности предлагаемого предприятием товара (услуги) и в современных условиях является одним из самых популярных. Так, например, чашка кофе в столовой и ресторане стоит по- разному. Продавцу важно знать верхний предел цены, которую сможет и захочет заплатить потребитель за этот товар в той или иной обстановке. Для этого практикуются опросы покупателей, на мнение которых могут влиять многие обстоятельства: уровень обслуживания, торговая марка, впечатления от покупки, место совершения покупки и т.д.
Метод установления цены с ориентацией на уровень конкуренции предполагает, что сравниваются цены на данный товар с ценами на конкурирующие товары-аналоги и товары-заменители. Предприятие может установить цену на уровне конкурентов, чуть выше или ниже.
Основными методами установления цен на основе конкуренции являются метод текущей цены и метод тендерного ценообразования.
Метод текущей цены характерен для высококонкурентного рынка, когда отдельное предприятие имеет весьма ограниченные возможности влияния на цену, которая, по сути дела, представляет собой результат некого оптимального совместного решения фирм данной отрасли. Как правило, в отрасли выделяется фирма, занимающая вследствие наличия отличительных, конкурентных преимуществ лидирующие позиции как по качеству товаров и занимаемой рыночной доле, так и по цене. Именно она на основе динамики фактических затрат периодически изменяет цены в сторону повышения или понижения. Другие предприятия отрасли следуют за ней.
Метод тендерного ценообразования или «запечатанного конверта» применяется в условиях, когда несколько фирм конкурируют между собой за получение контракта на поставку сложно-технического оборудования или выполнение строительно-монтажных работ. Ценовые предложения обычно полаются втайне от конкурентов в запечатанных конвертах. Каждый участник тендера стремится установить цену на уровне более низком, чем у конкурентов, но не ниже себестоимости. Иногда в целях обеспечения загрузки производственных мощностей цена устанавливается даже ниже себестоимости.
Установление окончательной цены на товар осуществляется с учетом ряда психологических аспектов восприятия цены покупателями. Так, известно, что при покупке товаров покупатели любят получать сдачу. Поэтому вместо округленных цен на товар в 10 или 20 долларов устанавливаются цены на уровне, например, 9,99 или 19,99 долларов. Практикуются гибкие цены в зависимости от фазы жизненного цикла товара.
Кроме того, существует ценообразование на основе принципов игры «метание стрелок». В данном случае проводится деловая игра, в которой принимают участие управляющие фирмы. Каждый участник игры обоснованно предлагает свой вариант цены. Выигрывает тот, чьи аргументы «перевесили», кто сумел убедить всех в оптимальности предлагаемой им цены.
Свобода действий фирмы при установлении цены ограничена, во-первых, ценностью товара для самого богатого покупателя (верхний предел цены) и, во-вторых, издержками производства (нижний предел цены).
Для мировой практики ценообразования характерна следующая методика. Обычно процесс ценообразования фирма начинает с определения розничной цены товара, по которой он продается конечному потребителю. Затем с розничной цены вычитаются необходимые розничные и оптовые наценки. В результате образуется цена производителя, который должен суметь изготовить и реализовать на рынке товар с прибылью по этой цене. Следовательно, производственные затраты учитываются в ценовых решениях лишь как ограничительный фактор, иначе говоря, служат индикатором того, сможет ли товар продаваться по установленной цене с необходимой (запланированной) прибылью.

Процесс ценообразования

В ценовой политике каждой компании важную роль играет выбор модели ценообразования. Данный процесс должен быть ориентирован на спрос и его эластичность, цены конкурентов и издержки.
Издержки устанавливают нижний уровень цен, а также цены на товары-заменители и аналогичные товары.
Цены конкурентов являются ориентиром на предполагаемую стоимость, а спрос устанавливает верхнюю границу цены на определённый вид товара или услуги.

Условия ценообразования

При выборе необходимой модели ценообразования нужно выполнять три очень важных условия:
1. Каждая организация должна обеспечить свою деятельность финансовыми ресурсами. Т.е. цена на товары или услуги должна покрывать все виды затрат фирмы, которые связаны с её деятельностью.
2. Предприятие должно не только покрывать свои затраты, но и получать максимальную или достаточную прибыль.
3. Цена, которую потребитель согласен заплатить за товар или услугу, очень зависит от цен конкурентов на такие товары.

Классификация моделей образования

Рассмотрим модели ценообразования более подробно.

Модели ценообразования, которые ориентированы на издержки

Главной задачей стратегии ценообразования, ориентированной на издержки, является покрытие всех или весомой части затрат.
Расчёт издержек производится исходя из данных производственного планирования и учёта, т.е. из расчёта себестоимости товаров и услуг.
Основными моделями ценообразования, ориентированными на издержки, являются:
— модель маржинальных издержек;
— модель полных издержек;
— модель рентабельности инвестиций.
Суть модели маржинальных издержек состоит в отдельном учёте условно постоянных и условно переменных затрат.
Формирование цены производится посредством добавления к сумме переменных затрат суммы, которая покрывает условно постоянные затраты и обеспечивает достаточную прибыль.
Модель полных издержек заключается в превышении стоимости товара над издержками. При этом достигается необходимый уровень прибыльности.
Суть модели рентабельности инвестиций заключается в установлении таких цен на товары и услуги, которые бы обеспечили должный уровень возврата инвестиций.

Модели ценообразования, ориентированные на потребителей

Очень часто на предприятиях применяются такие модели ценообразования:
— тендерный метод;
— метод ценообразования по ощущаемой стоимости.
Метод тендерного ценообразования направлен на покупательское восприятие цены в сравнении с ценами конкурентов. Для того чтобы компания смогла выиграть тендер, ей необходимо правильно установить цены на свои товары и услуги.
Ценообразование по ощущаемой стоимости заключается в формировании цены, основываясь на покупательской оценке товара или услуги. Для определения покупательской оценки применяются специальные методики.

Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов

В зависимости от количества конкурентов, однородности продукта и структуры рынка предприятие выбирает одну из моделей ценообразования:
— приспособление к существующей цене;
— последовательное повышение цен;
— последовательное занижение цен.
Данные модели ценообразования могут использоваться отдельно друг от друга, но существует метод, который связывает их между собой. Он называется методом калькуляционного выравнивания и применяется при определении цен на большое количество товаров.
В рамках ценовой конкуренции может использоваться огромное количество моделей ценообразования. Самым популярным среди них является модель ценообразования по существующим ценам, суть которой заключается в изучении цен конкурентов и меньшем акцентировании внимания на своих издержках и спросе на товар.

Цепочка добавленной стоимости

Цепочка добавленной стоимости (известная также как система бизнеса) представляет собой описательную модель, которая применяется для подробного освещения последовательности оперативных и функциональных действий. ЦДС применяется для того, чтобы описать производственные стадии товара.
Такая цепочка показывает, что звенья цепи находятся не в конкурентных отношениях друг с другом, а в тесном сотрудничестве, направленном на достижение одной общей цели. Каждое звено в ценовой цепочке представляет собой предприятие (компанию), которое добавляет свою цену к конечному продукту (услуге). Продукт (услуга) считается законченным только тогда, когда он достигает финальной стадии этой цепи.
Цепочки добавленной стоимости также можно применять для описания других видов деятельности, как, например, процесса доведения законченного продукта до рынка (например, производитель – грузоперевозчик – оптовый торговец – другой грузоперевозчик – магазин). Каждое звено цепочки почти всегда имеет свою собственную внутреннюю ценовую цепочку (например, поставщик сырья должен сначала купить лицензию на разработку, например, месторождения, провести геолого-разведочные работы, бурение скважин, затем добычу, очистку и переработку сырья для окончательной продажи).
Любое отдельное звено в этой цепи может искать возможности выполнения задач, присущих другим звеньям цепи, для получения большей доли прибавочной стоимости. И если одна и та же компания осуществляет деятельность, присущую всем звеньям цепи, то про такую компанию говорят, что она «полностью вертикально интегрированная».
Для описания одного и того же процесса можно использовать множество ценовых цепочек. Это производится путем расчленения на отдельные составляющие всех стадий, задействованных в доведении продукта до потребителя. В результате, для достижения большей эффективности производства параллельно могут действовать две и более ценовых цепочки.

Сеть создания добавленной стоимости Value Net

Концепция сети создания добавленной стоимости (Value Net), предложенная Бранденбургером и Нейлбуффом, характеризует все отношения и связи между игроками в бизнесе.
Согласно традиционному пониманию, компания производит свой товар, используя комплектующие от поставщиков, и затем конкурирует с другими производителями для того, чтобы завоевать потребителя. Вместе с моделью Value Net Бранденбургер и Нейлбуфф вводят и новое понятие в бизнесе – «комплементоры» (компании которые производят сопутствующие, а не конкурирующие продукты – например, программное обеспечение сопутствует компьютерной технике).
Value Net подчеркивает элемент симметрии в отношения и связях. Например, конкуренты и комплементоры взаимодействуют с потребителями и поставщиками. Покупатели взаимодействуют одновременно и с другими поставщиками. И если эти поставщики делают товары или услуги этой компании более ценными для покупателей, то эти компании являются комплементорами. Если они делают товары и услуги компании менее ценными, они являются конкурентами.
Так же и в случае, когда поставщик компании продает свой продукт и другим покупателям. Эти другие покупатели могут быть или конкурентами, или комплементорами компании. Это зависит от того, как позиция этих покупателей сказывается на поставщике: становится ли его продукция или услуги дороже или дешевле для его рассматриваемой компании-потребителя. Все, что относится к покупателям, применяется к поставщикам. И все, что относится к конкурентам, применяется обратным образом к комплементорам.

Четыре основных роли в Value Net

Здесь важно помнить, что такие названия, как покупатель/потребитель, поставщик, конкурент или комплементор, обозначают ту роль, которую исполняет та или иная компания, причем одна и та же компания может одновременно выступать в нескольких ролях. Для того чтобы разработать и внедрить эффективную стратегию, компания должна понимать интересы всех четырех ролей, которые каждый игрок/участник может исполнять.
В то время как модель «Пять сил Портера» зачастую ассоциируется с вопросами конкуренции между пятью типами игроков в отрасли, Бранденбургер и Нейлбуф прибавляют к модели Портера шестую силу, так называемых комплементоров. Эта шестая сила не является более важной, чем остальные пять, но все же важность ее значительна, хотя часто ее и недооценивают.
Еще одно различие между Value Net и пятью силами заключается в том, что Портер сосредотачивает свое внимание на распределении добавленной ценности, в то время как Value Net обращает внимание как на распределение, так и на увеличение добавленной ценности.
Распределение конечного продукта – это игра с нулевой суммой, и здесь победа определяется относительной силой участников игры. Value Net подчеркивает двойственный аспект конкуренции и кооперации.
Компании работают со своими покупателями, поставщиками и комплементорами для того, чтобы создать ценность (обоюдовыгодное сотрудничество). В то же время эти же компании находятся в конкурентной борьбе со своими покупателями, поставщиками, конкурентами и комплементорами для того, чтобы получить свою порцию при распределении ценности (победитель/проигравший). Такое сочетание конкуренции и кооперации Бранденбургер и Нейлбуфф называли «конперация».

Ссылки

  1. Иван Шалин: Системный подход к продажам

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти