О проведении внеплановой проверки

Вопрос:

По информационным системам общего пользования получено обращение следующего содержания: вправе ли территориальное подразделение Ростехнадзора включать опасные производственные объекты в график плановых проверок на 2015 год, если с момента окончания постоянного надзора (декабрь 2013 года) еще не прошло 3 года?

Ответ: Специалистами Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности подготовлен следующий ответ.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

  • в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;
  • в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 6 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455, установление в отношении объекта повышенной опасности постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и организации, владеющей объектом повышенной опасности, плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос от 02.2015:

В Ростехнадзор поступил вопрос о сроке, в течение которого должны быть уведомлены организация или предприниматель о предстоящей плановой проверке.

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-Ф3) установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

На основании изложенного лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до её начала.

Вопрос от 04.2016:

Хотелось бы получить разъяснения по процедуре проведения проверок государственными надзорными органами, а также получить обоснование периодичности проверок юридического лица, эксплуатирующего более одного опасного производственного объекта в одном субъекте Российской Федерации.

Ответ: На данный запрос даны разъяснения специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В соответствии с особенности организации и проведения проверок, в том числе в части периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Основания включения в ежегодный план и периодичность проведения проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, установлены положениями , в частности пунктами 5, 5.1 статьи 16.

В ситуации, когда организация эксплуатирует несколько опасных производственных объектов, периодичность проведения проверок в отношении данной организации будет определяться временем введения в эксплуатацию или приобретением организацией данных объектов, а также классом их опасности.

Следует учитывать, что пункт 5.1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ подразумевает, что периодичность проведения плановой проверки предусмотрена не в отношении юридического лица, эксплуатирующего опасные производственные объекты, а в отношении самих опасных производственных объектов.

Указанная выше позиция подтверждается также судебной практикой. Так, в постановлении Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 16.06.2014 по делу А82-12330/2013 указано, что пункты 5, 5.1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ не исключают возможности проведения в течение года после окончания плановой проверки одних эксплуатируемых юридическим лицом опасных производственных объектов другой плановой проверки в отношении иных эксплуатируемых этим же юридическим лицом опасных производственных объектов, расположенных по другим адресам.

Вышеуказанные положения Федерального закона № 116-ФЗ о периодичности проведения проверок не относятся к проведению плановых лицензионных проверок, так как последние регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности частью 9 статьи 19.

Определение понятия «проверка», данное в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является общим для всех проверок, осуществляемых контрольно-надзорными органами, а не только проверок органов Ростехнадзора.

Вопрос от 27.06.2019:

Мы являемся добросовестной электросетевой компанией, соблюдаем все обязательные требования нормативно-правовых актов, возможно ли в таком случае сокращение количества проводимых проверок?

Ответ: Согласно пункту 14 положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 года № 610, деятельность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии подлежит отнесению к одной из категорий риска, для которой предусмотрена периодичность проведения плановых проверок:

  • высокого (плановая проверка проводится один раз в 3 года);
  • значительного (плановая проверка проводится один раз в 4 года);
  • среднего (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 5 лет);
  • умеренного (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 6 лет),
  • низкого (плановая проверка не проводится).

В соответствии с пунктом 6 Положения категория риска и соответственно периодичность плановых проверок может быть изменена в случае соблюдении одного из следующих условий

  • отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
  • отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.7 -9.9 , 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Другие разъяснения по проверкам Ростехнадзора:

  • Ростехнадзор разъясняет: Плановые проверки (периодичность, срок уведомления и др.)
  • Ростехнадзор разъясняет: Внеплановые проверки
  • Ростехнадзор разъясняет: Постоянный государственный надзор

Могут ли одновременно два контролирующих органа проверять одно юридическое лицо?

Сообщаю Вам следующее:

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» содержит запрет на проведение дублирующего контроля разными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в отношении одних и тех же требований в отношении одного и того же проверяемого субъекта.

Следовательно в отношении проверяемого субъекта возможно одновременное проведение проверки разными органами государственного контроля (надзора) в случае, если предметом проверки является соблюдение проверяемым субъектом обязательных требований в разных сферах деятельности.

Обоснование:

Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 294-ФЗ одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля является недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 11 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки является проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» {КонсультантПлюс}
ст. 3, «Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (постатейный) (Борисов А.Н.) («Юстицинформ», 2009) {КонсультантПлюс}

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 19.04.2018.

Вопрос недели: Могут ли одновременно два контролирующих органа проверять одно юридическое лицо?

действует Редакция от 04.03.2013 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 04.03.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2013) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 294-ФЗ
Дата принятия 01.05.2009
Дата редакции 04.03.2013
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 26.12.2008 — «Российская газета», N 266, 30.12.2008
  • «Собрание законодательства РФ», N 52, 29.12.2008, ст. 6249)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 04.03.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2013) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

Статья 10 Организация и проведение внеплановой проверки

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2010 N 66-ФЗ)

6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

14. В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

15. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

18. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

19. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

Под ведомственным контролем понимается процесс контроля деятельности подведомственных организаций с целью выявления и устранения нарушений требований нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в сфере образования посредством проведения проверок, мониторинга, обследований (далее — проверки), осуществляемых в установленном порядке органами управления в пределах их компетенции.

Проверки школ в рамках ведомственного контроля осуществляются руководителями и специалистами муниципального органа управления образованием (МОУО).

Цель, задачи, предмет и направления ведомственного контроля муниципальных школ

Целью ведомственного контроля муниципальных школ является повышение эффективности их деятельности на основе выявления и устранения нарушений требований нормативно-правовых актов в области образования, а также обмена передового опыта.

Основными задачами ведомственного контроля являются:

— обеспечение школами соблюдения уставных целей и видов деятельности;

— выявление в деятельности школ отклонений по исполнению муниципального задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;

— оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности школ;

— оценка эффективности использования и распоряжения имуществом, переданным школам на праве оперативного управления;

— получение достоверной и объективной информации об условиях организации, содержании и результатах образовательной деятельности в школах;

— осуществление контроля за исполнением действующего законодательства Российской Федерации;

— формирование информационной базы об объеме, качестве, порядке оказания школами в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета;

— обеспечение школ публичности своей деятельности и доступности, в том числе информационной, оказываемых ими услуг;

— организация внутреннего контроля в школах;

— оказание методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.

Предметом ведомственного контроля является соблюдение обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней.

Контроль за деятельностью школ осуществляется по следующим направлениям:

1) осуществление школами предусмотренных уставом основных видов деятельности (исходя из основных видов деятельности, предусмотренных уставом):

— реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированных;

— реализация дополнительных образовательных программ, в том числе адаптированных;

— реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ;

— организация питания обучающихся;

— обеспечение гражданам, проживающим на территории муниципального образования, возможности выбора форм получения образования;

— обеспечение питанием обучающихся в случаях и в порядке, установленных нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней;

— организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации);

— осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи обучающимся;

— выполнение установленного порядка промежуточной и итоговой аттестаций и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;

— повышение квалификации педагогических работников;

— состояние спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в школах, дополнительного образования детей;

— организация отдыха и оздоровления детей;

— организация разнообразной массовой работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся в сфере отдыха и досуга, в том числе клубных, секционных и других занятий, экспедиций, соревнований, экскурсий;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности;

2) выполнение школами муниципального задания на оказание муниципальных услуг (предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в школах (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

3) организация предоставления дополнительного образования детей в школах (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) осуществление школами деятельности по оказанию платных образовательных услуг (соответствие услуг, которые оказываются потребителям за плату, услугам, предусмотренным нормативно-правовыми актами);

5) качество предоставляемых школами образовательных услуг;

6) оплата труда педагогических работников, охрана труда и техника безопасности, другие вопросы трудовых отношений;

7) материально-техническое оснащение и финансовое обеспечение школ;

8) организация внутреннего контроля в школах;

9) готовность школ к новому учебному году;

10) соответствие локальных правовых актов требованиям законодательства и нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней;

11) соответствие деятельности школ локальным правовым актам;

12) результаты управленческой деятельности в школах, в том числе порядок принятия решений органами управления школами;

13) установление фактического наличия и состояния муниципального имущества, находящегося у школ на праве оперативного управления, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. Контроль за деятельностью школ в части использования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, осуществляется МОУО совместно с управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования;

14) выполнение муниципальных заданий бюджетными школами, качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

15) организация работы с жалобами и обращениями граждан;

16) соблюдение иных требований, установленных уставом и локальными актами школы.

Формы ведомственного контроля и контрольные мероприятия

Ведомственный контроль осуществляется в форме проверок, мониторинга и обследования.

В срок не позднее 30 декабря года, предшествующего году проверок, управлением образования муниципального образования утверждается план проверок подведомственных организаций (приложение 1).

В зависимости от формы контроля могут проводиться выездные или документарные (камеральные) проверки.

В зависимости от основания проведения контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.

Выездные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения школы. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в школе. Документарные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения органа ведомственного контроля за деятельностью школ в лице МОУО. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в отчетах о деятельности школ и документах, предоставленных школами.

Плановые проверки — проверки, проводимые не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, размещенным на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования.

Внеплановые (оперативные) проверки — проверки, проводимые при поступлении в администрацию муниципального образования и (или) в управление образования мотивированных обращений физических или юридических лиц о ненадлежащем качестве оказываемых школами услуг (выполняемых работ); при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, работников школ; при обнаружении в представленных школами документах нарушений, связанных с предметом контроля.

Внеплановые проверки проводятся в целях установления и проверки фактов нарушений, связанных с предметом контроля, способствующих возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся и работников школ, нарушений их прав, указанных в обращениях граждан и организаций, в документах, предоставленных школами, в целях принятия эффективных мер реагирования.

Мониторинг системы образования (далее — мониторинг) — систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Мониторинг проводится путем сбора, обработки и анализа информации о деятельности системы образования муниципального образования, в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями, в порядке и пределах, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа органа ведомственного контроля.

Комплексная оценка деятельности школ — проверка деятельности школы по нескольким направлениям деятельности.

Тематическая оценка деятельности школ — проверка деятельности школы по определенному направлению деятельности.

В ходе проверки деятельности школ проводятся следующие контрольные мероприятия:

— анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность школы по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

— анализ наличия и достоверности информации, размещенной школой на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

— анкетирование;

— собеседование;

— тестирование;

— опрос;

— наблюдение образовательной деятельности;

— иные способы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок).

Порядок проведения проверок деятельности школ

Инициаторами проведения проверок деятельности школ являются:

— администрация муниципального образования;

— управление образования муниципального образования в отношении подведомственных им организаций;

— структурные подразделения администрации муниципального образования, регулирующие имущественные, финансовые вопросы, возникающие в процессе осуществления школами своей деятельности.

Решение об отмене или переносе срока плановой проверки принимается администрацией муниципального образования.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Проверка проводится в сроки, указанные в распоряжении администрации муниципального образования о проведении проверки.

Продолжительность проверок составляет:

— не более двух рабочих дней для внеплановых проверок;

— не более пяти рабочих дней для тематических проверок;

— не более десяти рабочих дней для документарных проверок;

— не более двадцати рабочих дней для комплексных проверок.

О проведении плановой проверки директор школы уведомляется управлением образования не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения контрольных мероприятий путем доведения соответствующего распоряжения. О проведении внеплановой проверки школа может не уведомляться.

Проверка деятельности школы осуществляется должностным лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) на проведение проверки.

Должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки, определяется распоряжением администрации муниципального образования.

К проведению мероприятий по ведомственному контролю могут привлекаться эксперты и экспертные организации.

Регламент работы должностного лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, устанавливается распоряжением администрации муниципального образования.

В распоряжении о проверке школы указываются:

— регламент ведомственного контроля;

— вид проводимой проверки (плановая, внеплановая);

— полное наименование школы, в отношении которой проводится проверка, место ее нахождения;

— должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки;

— основания проведения проверки;

— цель проведения проверки;

— предмет проверки;

— срок проведения проверки, даты начала и окончания проверки;

— период времени, относительно которого осуществляется проверка;

— мероприятия по ведомственному контролю;

— перечень документов, представление которых школой необходимо для достижения цели проведения проверки.

При осуществлении ведомственного контроля за деятельностью школы должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки:

— запрашивает у школы распорядительные документы, информацию о финансово-хозяйственной деятельности, финансовые, бухгалтерские и иные документы, материалы по вопросам, подлежащим проверке, иные документы;

— запрашивает информацию о деятельности школы у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у иных организаций в порядке, установленном действующим законодательством;

— составляет акт о результатах проверки;

— в случае выявления нарушений действующего законодательства или совершения школой действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами, устанавливают срок для устранения выявленных нарушений;

— посещает территорию и помещения школы;

— получает письменные объяснения должностных лиц школы в ходе проводимых контрольных мероприятий.

Должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки (далее — должностные лица), эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения контрольных мероприятий, предусмотренных настоящим Положением, имеют право посещать школы при предъявлении копии распоряжения администрации муниципального образования о проведении проверки подведомственных школ.

При проведении мероприятий по ведомственному контролю должностные лица не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции МОУО;

— требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

— распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— превышать установленные сроки проведения проверки.

Доступ должностных лиц на территорию школы для выполнения своих функций и возможности изучения вопросов, указанных в планах проверок образовательных организаций, обеспечивается руководителями проверяемых школ.

Факты воспрепятствования руководителем проверяемой организации доступу должностных лиц в школу либо на объекты, являющиеся предметом проверки, а также факты отказа от дачи необходимых объяснений подлежат отражению в акте проверки. Установление указанных фактов может являться основанием для применения к директору школы мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Оформление результатов проведения контрольных мероприятий

Результаты проверки в течение трех рабочих дней с момента окончания проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций (в случае если таковые принимали участие в проверке). Документация контрольной проверки подлежит хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах. В нем указываются:

— наименование органа ведомственного контроля;

— дата, время и место составления акта проверки;

— вид проверки (плановая либо внеплановая, документарная либо выездная);

— регламент ведомственного контроля;

— дата и номер приказа органа ведомственного контроля;

— фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;

— наименование проверяемой школы, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им должностного лица, присутствовавшего при проведении проверки;

— дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

— сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях законодательства со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты;

— сведения о лицах, допустивших нарушения законодательства, если установление таковых лиц возможно на основании локальных нормативных актов;

— сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного им должностного лица присутствовавшего при проведении проверки;

— подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки подписывается руководителем (уполномоченным им лицом) проверяемой школы.

Один экземпляр акта проверки в течение пяти рабочих дней с момента окончания проверки направляется в адрес проверяемой школы или вручается уполномоченному должностному лицу школы под роспись. В случае его отказа от подписания в акте проверки делается соответствующая запись.

В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, школа в течение пяти рабочих дней с даты получения акта проверки представляет в администрацию муниципального образования письменные возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений и документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

Управление образования ведет журнал учета проводимых проверок. Журнал учета проводимых проверок заполняется в соответствии с формой (приложение 2).

Действия по результатом контроля за деятельностью подведомственных школ

По итогам проверки руководитель МОУО принимает решение:

— об обсуждении итогов контроля на совещании с участием руководителей школ;

— о направлении письма или иных материалов контроля в соответствующие органы, уполномоченные принимать решения по представленным в них вопросам;

— о повторном контроле с привлечением соответствующих специалистов;

— о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений в учредительные документы проверенной школы;

— о направлении ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности директора школы;

— иные решения в пределах своей компетенции.

При принятии решения учитываются выводы, сделанные должностными лицами по результатам проведения проверки.

Результаты контроля за деятельностью школы учитываются МОУО при решении вопросов:

— о соответствии (несоответствии) результатов деятельности школы установленным показателям деятельности, отсутствии (наличии) выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений;

— о возможности (невозможности) дальнейшей деятельности школы с учетом оценки степени выполнения установленных показателей деятельности;

— о сохранении (увеличении, уменьшении) показателей муниципального задания и объемов бюджетных ассигнований;

— о направлении предложений администрации муниципального образования о реорганизации, ликвидации школы, изменении его типа, направлении предложений о необходимости принудительного изъятия имущества при наличии оснований, установленных действующим законодательством, а также выполнения мероприятий по обеспечению сохранности имущества.

Результатом исполнения контроля являются:

— обеспечение устранения нарушений законодательства;

— создание условий для недопущения указанных нарушений, способствующих повышению эффективности деятельности школы.

В случае выявления в ходе проверки нарушений норм действующего законодательства начальник МОУО незамедлительно уведомляет служебной запиской главу администрации муниципального образования.

Контроль выполнения рекомендаций и предложений по результатам проверок

Директор школы обязан устранить нарушения законодательства, выявленные при проведении проверки, в срок, указанный в акте проверки. В случае невозможности по независящим от директора школы причинам устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в срок, указанный в акте проверки, он обращается в администрацию муниципального образования с письменным ходатайством о продлении срока устранения нарушений законодательства.

Администрация муниципального образования вправе продлить указанный срок путем издания распоряжения, но не более чем на двадцать рабочих дней. По истечении срока устранения выявленных нарушений законодательства, установленного актом проверки с учетом срока, установленного распоряжением о продлении срока устранения нарушений (в случае продления указанного срока), директор школы обязан представить в управление образования отчет об их устранении с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.

В случае, если нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены в срок, установленный в акте проверки (с учетом в случае необходимости продления срока), управление образования в течение десяти рабочих дней направляет акт проверки в орган, уполномоченный на проведение государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.

По результатам анализа отчета школы должностные лица в течение трех рабочих дней готовят служебную записку руководителю МОУО о результатах выполнения рекомендаций, предложений должностных лиц проверенной школы, с предложением о снятии с контроля данного вопроса или другим предложением согласно результатам.

Руководитель МОУО по результатам контроля принимает решение:

— о снятии с контроля проверенной школы;

— иные решения в пределах своих полномочий.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принятых в ходе проведения ведомственного контроля

Действия (бездействие), решения должностных лиц, принятые в ходе контроля, могут быть обжалованы директором школы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Директор школы имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе проведения ведомственного контроля. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принятых в ходе проведения ведомственного контроля, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является обязательным.

Директор школы вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц, принятые в ходе проведения ведомственного контроля (далее — жалоба), в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования директором школы решений и действий (бездействия) должностного (должностных) лица (лиц) в рамках проведения ведомственного контроля является:

— нарушение срока проведения ведомственного контроля;

— требование у директора школы документов, не предусмотренных действующим законодательством при проведении ведомственного контроля;

— отказ в приеме документов у директора школы, предоставление которых предусмотрено действующим законодательством для проведения ведомственного контроля;

— затребование с директора школы при проведении ведомственного контроля платы;

— отказ должностного (должностных) лица (лиц) в исправлении допущенных опечаток и ошибок либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Директор школы имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии), связанных с проведением ведомственного контроля.

Жалоба (претензия) на решение, принятое должностными лицами, а также в случае несогласия с ранее принятым решением на жалобу (претензию) подается в управление образования.

По результатам рассмотрения жалобы (претензии) управление образования принимает одно из следующих решений:

— удовлетворить жалобу (претензию), в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных в ходе проведения ведомственного контроля опечаток и ошибок в выданных в результате проведения ведомственного контроля документах, а также в иных формах;

— отказать в удовлетворении жалобы (претензии).

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, директору школы в письменной форме и, по его желанию, в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (претензии).

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы (претензии) признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо МОУО, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), незамедлительно направляет имеющиеся материалы в правоохранительные органы.

Приложение 1

ПЛАН ПРОВЕРОК

N

Наименование школы, деятельность которой подлежит плановой проверке, место нахождения

Цель и основание проведения плановой проверки

Форма проверки (документарная или выездная)

Дата начала и сроки проведения плановой проверки

Приложение 2

ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРОВЕРОК

N

Наименование школы

Вид проверки

Сроки проведения мероприятий по контролю

Правовые основания для проведения проверки (План, распоряжение)

Дата составления и N акта проверки

Уполномоченное должностное лицо ведомственного контроля

Подпись уполномоченного должностного лица (лиц) органа ведомственного контроля

в соответствии с Планом

фактически

дата начала

дата окончания

дата начала

дата окончания

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС). Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение. Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе. Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК). Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок. В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы. При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок. Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем. Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо. Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.