О потребительских кооперативах

Перспективы дальнейшего развития социально-экономических отношений выдвигают задачу не отказа от конструкции юридического лица, а совершенствований этого важнейшего правового института, в том числе и всё то что связано с понятием и признаками потребительского кооператива как юридического лица.

Общий подход к понятию потребительского кооператива

В последние годы активизировались различные научные коллективы в попытке определить оптимальные пути развития отечественного законодательства о юридических лицах, однако проблемы в развитии и регулировании этого важнейшего сектора российского законодательства, остаются.

Назревшие проблемы в гражданском законодательстве призван решить Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором предписано Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательскому центру частного права разработать Концепцию совершенствования гражданского законодательства (п. 3 Указа).

Содержание разработанной в соответствии с Указом Концепции развития законодательства о юридических лицах (далее — Концепция), являющейся составной частью общей Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, определяется рядом общих подходов, требований и принципов. К ним следует отнести: необходимость упрощения и унификации законодательного регулирования в этой области, а также устранение множественности действующих здесь законов и их взаимных противоречий. Предполагается повысить роль ГК РФ в регулировании статуса юридических лиц. Место и роль кооперации в экономической и социальной жизни общества, как показыва­ет вся история кооперативного движения, всегда определя­лись характером государствен­ной политики кооперативного законодательства.

За годы, проводимых государством реформ в экономическом секторе, существенные изменения претерпела правовая конструкция потребительского кооператива. Совершенствование гражданского, в том числе и кооперативного законодательства, не позволили привести понятие потребительского кооператива к современным требованиям, а также тенденциям международного коопе­ративного движения.

Специфика потребительского кооператива как юридического лица определяется особым характером внутренних отношений, а также целью его основной деятельности — удовлетворение материальных и иных потребностей граждан.

Отмечаем, что в нашем исследовании мы не ставим цель выработать собственную теорию юридической личности потребительского кооператива.

Наша цель иная. Выявить в отношении потребительского кооператива концепцию, наиболее применимую из существующих в теории юридических лиц, и на этой основе определить основные признаки потребительского кооператива как юридического лица, соответствующие современным условиям экономической деятельности в Российской Федерации.

В работах отечественных учёных, посвящённых потребительским кооперативам как юридическим лицам, исследования проводились в контексте правого положения кооперативных организаций, либо по общим проблемам юридических лиц. Обращение к выработанным в этих работах теоретическим подходам поможет нам выявить предпосылки формирования понятия и признаков кооператива как юридического лица.

Обоснование сущности потребительского кооператива

В обоснование сущности потребительских кооперативов, значительный вклад внесли представители дореволюционной экономической школы, которой свойственно было изучать кооперацию с позиций комплексного подхода.

Отметим, что в дореволюционной литературе не сформировалось общепринятое, единое толкование понятия «кооператив».

М.И. Туган-Барановский определил кооператив хозяйственным предприятием, объединяющим на добровольных началах несколько лиц, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, но увеличение, благодаря общему ве­дению хозяйства, трудовых доходов своих членов или уменьшение их расходов на потребительные нужды».

А.А. Николаев дал такое понятие кооператива, как «добровольный и самоуправляющийся союз лиц, основанный для достижения общих им хозяйственных целей и построенный на демократическом и трудовом начале», а у А. Н. Анциферова понятие кооператива следующее: «Кооперативная ассоциация есть свободное соединение группы лиц, для достижения общих им хозяйственных целей, основанное на принципах полного равенства прав участников и самоуправления, в котором каждый из членов принимает непосредственное личное участие и несет материальную ответственность, а получаемая в результате хозяйственных операций чистая прибыль не идет на вознаграждение капитала».

Учёные, при определении понятия кооператива выделяли различные критерии. И в данном случае, кооперативы не поддавались краткому и ясному определению, в котором были бы перечислены все их существенные признаки. Но общие черты кооперативной организации: добровольный союз лиц, основанный на равных правах и равной ответственности, наличие организации, переменчивость членов и капитала, некоммерческая цель деятельности были отражены в литературе.

В принятом Временным правительством Постановлении «Положение о кооперативных товариществах и их союзах» от 20 марта 1917 г. было сформулировано такое определение: «Кооперативным товариществом признается товарищество с переменным составом и капиталом, которое, действуя под особою фирмою, имеет целью содействовать материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов».

Такое правовое определение понятия кооператива, в котором нашли закреп­ление основ­ные признаки присущие кооперативу как юридическому лицу: организационное единство, имущественная обособленность, возможность выступать в гражданском обороте от собственного имени, впервые легально закрепилось в законодательстве того времени.

В принятых в советский период отдельных законах и подзаконных актах о различных видах кооперации, определение потребительского кооператива не раскрывалось.

В двадцатых годах прошлого века анализ правосубъектности кооперативных организаций рассматривался через низовые ячейки промысловой и, в особенности, союзной потребительской кооперации. Смешанный государственно-кооперативный орган при СНК УССР — Глав­ный кооперативный комитет (Главкооперком), задачами которого было создание законодательной базы и правовое регулиро­вание деятельностью украинс­кой кооперации, подгото­вил целый ряд важных законо­дательных актов для всех ви­дов кооперативных организа­ций. Комиссия при Главкооперкоме по выработке Украинского Кооперативного кодекса сформу­лировала такое определение кооператива: «Кооперативами при­знаются добровольные объединения лиц с переменным личным соста­вом и материальными средствами, организующие хозяйственную дея­тельность или труд своих членов — на началах взаимопомощи, самодеятельности и самоуправления и имеющие целью содействие материальному благосостоянию своих членов и культурно-общественному их развитию».

Е.Н. Штандель определял кооператив как товарищество (добровольный союз лиц) с переменным составом членов и с переменным капиталом, учреждаемое для организации хозяйствен­ной деятельности или труда своих членов на началах взаимопомощи, самодеятельности и самоуправления и имеющее целью удовлетворение материальных нужд своих членов и содействие культурному их развитию.

По мнению А. И. Терехова, «кооператив есть добровольное объединение лиц с пере­менным составом и капиталом, имеющее своей целью удовлетворение материальных и культурных нужд своих членов путём совместной ор­ганизации хозяйственных предприятий или труда своих членов на нача­лах самоуправления и общественной солидарности и, как член всей кооперации, принимающее участие в переустройстве общества на социалистических началах».

Обоснование юридической личности кооперативных организаций осуществлялось с позиций отнесения их к числу хозяйственных объе­динений трудящихся и характера кооперативной собственности. Собст­венниками кооперативно-колхозного имущества признавались сами кооперативные объединения и колхозы (ст. 5 и 7 Конституции СССР). Кооперативно-колхозная собственность признавалась социалистической собственностью.

Среди учёных существует разное отношение к продолжению поиска универсальной теории юридических лиц. Одни предлагают отказаться от выявления универсальной формулы юриди­ческого лица, другие считают её исчерпанной, поскольку сущ­ность каждого конкретного юридического лица определяется в законе.

С.В. Тычинин отмечает, что определение сущности юридического лица является общей проблемой по отношению к выявлению особенностей того или иного юридического лица, закреплённых в законодательстве. Без определения сущности общего невозможно понять частного. Учитывая, что законодательство о потребительских кооперативах сего­дня, является несовершенным и противоречивым, то оно не может дать объективной картины конструкции потребительского коо­ператива как юридического лица.

Считаем, в настоящее время по-прежнему необходимо осуществлять поиск но­вых подходов к устоявшимся цивилистическим проблемам в области правового существования такого субъекта права, как юридическое лицо; показать, какие особые задачи решает такая правовая конструкция; представить историю становления юридических лиц; раскрыть сущность отдельных видов юридических лиц.

В современных условиях хозяйствования, учитывая экономические и политические приоритеты в формировании кооперативного законодательства, при определении сущности потребительского кооператива следует учитывать, что для потребительского кооператива главной целью и задачей его деятельности является удовлетворение своих общественно — экономических, материальных, социальных и культурных потребно­стей.

Подобный подход является важным и для правового определения кооператива, ибо нельзя оторвать правовую сущность явления от его социально-экономического содержания.

Определяя сущность потребительского кооператива Т.Е. Абова считает, что сущность кооператива зависит не от характера деятельности, а от тех целей и задач, которые перед ним стоят.

Соглашаясь Т.Е. Абовой, заметим, что и современное законодательство неоднозначно подходит к формулированию понятия «кооператив».

Неоднозначность подхода современного законодательства к формулированию понятия «кооператив»

В Законе «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г., закреплялось единое определение «кооператив»: под кооперативом понималась организация граждан СССР, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, а также материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества. Учредителями кооперативов, согласно Закону, являлись граждане. Основным видом деятельности кооперативов провозглашалась хозяйственная деятельность. В то же время понятие «иные виды деятельности» указывало на некоммерческий характер деятельности кооперативов. Закон Украины «О кооперации» определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы функционирования кооперации в Украине. В этом Законе также закрепляется единое определение кооператива. Под кооперативом понимается юридическое лицо, образованное физическими и (или) юридическими лицами, добровольно объединившихся на основе членства для ведения совместной хозяйственной и иной деятельности с целью удовлетворения своих экономических, социальных и других потребностей на принципах самоуправления.

По пути формулирования общего определения кооператива пошли авторы Модельного Закона СНГ «О кооперативах и их объединениях (союзах)» от 6 декабря 1997 года. Под кооперативом понимается добровольное объединение граждан на основе членства с целью удовлетво­рения своих материальных и иных потребностей путем организации на демократических началах совместной деятельности, предусмотренной уставом, и объединения его членами имущественных (паевых) взносов. Учредительными документами кооператива может быть предусмотрено участие в кооперативе на основе членства также и юридических лиц.

Концептуальным положением Модельного закона является понимание природы кооператива как добровольного объединения граждан для удовлетворения материальных и других потребностей граждан.

Модельный закон наделяет кооператив правом осу­ществления функций хозяйственной деятельности, которые следует рассматривать как основной способ достижение цели кооператива — удовлетворение материальных и иных потребностей граждан. Наряду с этим, в Модельном Законе формулируются отдельно понятия производ­ственного и потребительского кооперативов.

Создателям Модельного закона, как нам представляется, не уда­лось провести чёткую линию между понятиями производственного и потребительского кооперативов. Выявленные отличия выражаются в способе организации совместной деятельности объединившихся в кооператив граждан. В производственном кооперативе — это производственная и иная хозяй­ственная деятельность, в потребительском — это просто совместная дея­тельность, предусмотренная уставом. Указанные разграничения не существенные, поскольку потребительские кооперативы также могут осуществлять производственную или хозяйственную деятель­ность.

Современное кооперативное законодательство Испании, рассматривает кооператив как ассоциативное предприятие, обладающее правами юридического лица и собственной юридической природой. Из смысла определения понятия «кооператив», закреплённого Законом Испании от 16 июля 1999 года, следует, что кооператив представляет особый вид ассоциированного предприятия, созданного на добровольной основе в составе трёх и более лиц с возможностью вступления в них новых членов с минимальным переменным капиталом и официально зарегистрировавшего свои учредительные документы в целях удовлетворения общих социально-экономических потребностей или интересов, связанных с осуществлением кооперативных принципов, сформулированных Международным кооперативным альянсом.

В определении кооператива отражена его цель – удовлетворение интереса или потребности, связанных с осуществлением кооперативных принципов, сформулированных Международным кооперативным альянсом.

Российские учёные рассматривают законодательство о кооперативах как весьма многообразное, которое имеет многоуровневый характер, неопределённо, запутано, противоречиво. Существование некоторых из этих законов не определяется какой-либо насущной потребностью.

Основа правового регулирования деятельности кооперативов заложена Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), а конкретизация правового статуса кооперативов нашла своё отражение в Жилищном кодексе РФ, а также в нормах отдельных федеральных законов: от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 8 декабря 1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» и др.

Например, в отчёте, подготовленном некоммерческим партнёрством «Гильдия инвестиционных и финансовых аналитиков» в 2004 г., указывается, что основными недостатками отечественного законодательства, препятствующими нормальному хозяйственному обороту, являются институциональные недостатки, связанные с несовершенством типологии юридических лиц, в частности «лишними» формами, появившимися в законодательстве либо как следствие недостатка хозяйственной практики (сосуществование закрытых акционерных обществ и обществ с дополнительной ответственностью, правовой режим отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций), либо вследствие лоббирования (Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и пр.). См.: Концепция развития корпоративного законодательства и корпоративного управления / Раз. НП «Гильдия инвестиционных и финансовых аналитиков»//URL: http://www.vegaslex.ru/images /pubvegas/ 2005/04/19/0000003020/Kontseptsiya.doc (15.10.2009).

Л. Л. Герваген утверждает, что ни одна теория не может установить абсолютно верное определение понятия юридического лица, как и любого другого понятия, ибо каждый человек мыслит субъективно, а взгляды его зависят от окружающей действительности. См: Л.Л. Герваген. Развитие учения о юридическом лице. СПб.. 1888. С.2-3.

Туган-Барановский М. И. Экономическая природа кооперативов и их классификация. Курсы по кооперации. Т.1. М., 1912.С. 3-11.

Николаев А.А. Теория и практика кооперативного движения. Издание второе. 1 том. Выпуск 1. Петроград. 1919. С.79-80.

См.: Кекуатов К.В Сравнительный текст русских проектов закона о коопера­тивных товариществах. С объяснительною запиской. СПб.,1915; Ушаков И. И. О проекте Кооперативного закона. М., 1915; Дорошенко А. Н. К проекту закона о кооперативных товариществах. Петроград, 1916.

Вестник Советской юстиции. №13.1924. С.391.

Штандель Е. Н. Курс советского кооперативного права. М.: Изд-во «Книгоспилка».1926. С. 34.

Терехов А. И. Советское кооперативное право. Книжное издательство Украины. 1924. С. 22.

Венедиктов А.В. Указ. соч. С. 658-659.

Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М . 2000. С.103.

Тычинин С.В. Гражданско-правовое регулирование потребительской кооперации в России. СПб., 2004. С. 64.

Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М., 2000. С.7.

См.: Николаев А. Указ. соч. С. 80.

Абова Т.Е. Правовое регулирование кооперативного движения на современ­ном этапе // Законодательная среда и развитие кооперативного сектора в стра­нах СНГ: Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 7-8 мая 2002) М., 2002.С.28.

Принят на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 10-18 от 6 декабря 1997 года). http://www.lawbelarus.com

Быстров Г.Е. Совершенствование кооперативного законодательства: международный и российский правовой опыт // Проблемы совершенствования гражданского законодательства: Материалы IV Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 28 октября 2009 г.). — М.: Юриспруденция, 2010. — С. 112-123

Суханов Е.А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 5 .

Собрание законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; Российская газета. № 136. 17.07.1997.

Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3627.

Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 41.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Сельское хозяйство представляет собой одну из наиважнейших экономических отраслей Российской Федерации. В целях структурирования и повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, создаются содружества и кооперации.

Описание закона 193

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ был принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года и одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 года. Настоящий закон вступил в силу 8 декабря того же года. Рассматриваемый нормативный акт регламентирует юридические и экономические принципы основания и деятельности сельскохозяйственных объединений и коопераций. Нормативами 193-ФЗ координируются социально-экономические отношения, возникающие при создании сельскохозяйственных ассоциаций, определяется непосредственное право на их создание.

Кооперации (ассоциации) формируются и действуют, основываясь на следующих принципах:

  • Члены сельхозкооператива взаимодействуют, обеспечивая взаимную выгоду и оказывая посильную помощь друг другу в рамках производственной деятельности;
  • Вступление в сельхозкооператив происходит на добровольной основе;
  • При разделении убытков и прибыли между членами ассоциации, учитывается участие каждого в хозяйственной и трудовой деятельности кооператива;
  • Деятельность в кооперации физических лиц, не являющихся его участниками, ограничивается;
  • Акционерная прибыль по паевым взносам членов кооператива ограничивается;
  • В сельхозкооперативах возможно только демократичное управление;
  • Открытый информативный доступ к производственной и хозяйственной деятельности для всех участников.

Закон о сельхозкооперации 193 определяет функции и структуру деятельности сельхозкооперативов. Производственная кооперация представляет собой сельскохозяйственную ассоциацию, являющуюся коммерческим предприятием и основывающуюся на совместном труде её участников (ст. 4, п.1). Основной деятельностью коопераций является изготовление и сбыт продукции сельского хозяйства. В производственный кооператив может входить не более пяти членов.

А что вы знаете о жилищно — строительных кооперативах. Подробности в законе 215.

Виды сельхозкооперативов:

  • Сельскохозяйственная артель (колхоз);
  • Рыболовецкая артель (рыбхоз);
  • Кооперативное хозяйство (коопхоз).

При создании, новая сельскохозяйственная кооперация регистрируется в государственном реестре, как юридическое лицо (ст. 9, п.1). Решившие объединиться в ассоциацию физические и юридические лица создают организационный комитет, в обязанности которого входит:

  • Формулирование технического и экономического обоснования проекта по созданию кооперации, включая информацию о паевых фондах;
  • Разработка проекта и утверждение кооперативного устава;
  • Приём заявок на членство, решение о приёме или отказе в членстве;
  • Выбор управленческих органов ассоциаций.

ФЗ о производственных сельскохозяйственных кооперативах уполномочивает участников коопераций совершать сделки и заключать договора по мере необходимости (ст. 38, п. 1). Заключение договора обязывает членов ассоциации продавать производимую сельскохозяйственную продукцию исключительно кооперациям. Длительность действия подобного контракта не превышает десятилетнего срока.

Не признаётся законной сделка, вторым лицом в которой являются родственники участников, председатель или другие члены коопхоза, или паевые владельцы. Таковая сделка предусматривает частные интересы граждан, не связанные с экономическими интересами сельхозкооператива (ст. 38, п. 4).

Деятельность сельскохозяйственных кооперативов структурирует управленческий орган, избираемый участниками на основе демократического голосования (ст. 19, п. 1). Управление может осуществляться как одним уполномоченным лицом (председателем), так и наблюдательным советом. Наблюдательный совет формируется, если в членство сельскохозяйственной кооперации входит не менее 50 участников. Полномочия управляющего кооперативного органа определяются действительным Федеральным законом.

Согласно пункту 8 статьи 41 действительного Федерального закона о сельхозкооперативах, производственная кооперация может быть переоформлена в хозяйственное товарищество при наличии следующих условий:

  • Соответствующее решение принято всеми участниками сельскохозяйственной ассоциации, имеющими право голоса;
  • Члены сельскохозяйственной кооперации, имеющие право голоса, но не смогшие проголосовать, выражают своё согласие в письменной форме, скрепляя документ личной подписью;
  • Обязательное присутствие на данном собрании главы сельскохозяйственного ревизионного союза.

Согласно настоящему закону 193-ФЗ, председатель или наблюдательный совет не уполномочены единолично принимать решение о реорганизации или упразднении ассоциации. Кооператив реорганизуется только при соответствующем решении всех его членов, принятом на всеобщем голосовании (ст. 41, п. 1, 2). В отдельных случаях сельхозкооператив претерпевает процесс реорганизации или ликвидируется решением суда.

Как и остальные законы Российской Федерации, закон об СПК 193-ФЗ периодически претерпевает изменения, связанные с изменениями политической и экономической обстановки в стране. Последние поправки были внесены 3 июля 2016 года.

Скачать закон о сельскохозяйственной кооперации

В рамках более подробного ознакомления с нормативами Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ, актуальный текст нормативного акта можно скачать по ссылке:

Изменения ФЗ о кооперации

Последние поправки в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ были внесены 3 июля 2016 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 292 ФЗ. Ст. 1 дополнена абзацем, гласящим о создании СРО в области сельскохозяйственной кооперации, согласно тексту 223-ФЗ, принятого 13 июля 2015 года.

Подпункты 2 и 3 статьи 40.2 претерпели поправки, согласно которым контроль за финансовыми операциями сельскохозяйственной деятельности осуществляется внутренним руководством на основе предписаний действующего закона, банковских актов и нормативов, указанных в статье 40.3 рассматриваемого нормативного акта. Подпункт 8 статьи 40.2 признан недействительным и упразднён.

В новой редакции подпункта 11 рассматриваемой статьи утверждается, что отказ сельскохозяйственной кооперации от обязательного вступления в СРО является нарушением регламента, предусмотренного в 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Согласно п. 5 рассматриваемой статьи, сельхозкооперативы не вступившие в СРО и с членством в более 3000 физических и юридических лиц, обязаны направлять уведомление в Банк России за 10 суток до проведения общего собрания. Также Банк РФ должен уведомляться о смене места нахождения руководства подобных коопераций.

Действительный закон дополнен статьёй 40.3, положение которой раскрывает и регламентирует порядок вступления сельскохозяйственной ассоциации в СРО. Саморегулируемая организация регламентирует соблюдение кооперативами нормативных актов, принятых в действительном законе и регулирует финансовые и экономические отношения в области сельского хозяйства.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

1. Потребительский кооператив — некоммерческая корпорация, создаваемая для удовлетворения материальных и иных потребностей его членами. В частности, это потребности в жилье, получении заемных средств, страховании. Потребительские кооперативы создаются путем объединения имущественных взносов и, в ограниченных пределах, за счет доходов от разрешенной хозяйственной деятельности. Потребительские кооперативы существовали и в советское время (жилищные, жилищно-строительные, гаражные и др.). Как правило, членами потребительского кооператива являются граждане либо граждане и организации. Однако для обществ взаимного страхования сделано исключение — могут существовать общества, членами которых являются только юридические лица. Поскольку потребительский кооператив является объединением, он не может иметь только одного учредителя. В нормативных актах, определяющих особенности статуса кооперативов в отдельных сферах, устанавливаются требования к минимальному количеству членов кооператива. Например, согласно ст. 112 ЖК число членов жилищного кооператива должно быть не менее пяти. Потребительские кооперативы имеют сходство с коммерческими организациями, поскольку создаются для удовлетворения материальных, имущественных потребностей своих членов. Их деятельность осуществляется на основе паевых взносов членов кооператива. Члены кооператива, выплатившие паевой взнос, имеют право требовать от кооператива предоставления определенного материального блага.

2. Учредительным документом потребительского кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. В нем должны содержаться сведения, указанные в п. 2 ст. 52 и п. 2 ст. 116 ГК. Их включение в устав обязательно для всех потребительских кооперативов. Помимо общих для всех видов юридических лиц положений, есть и специальные положения. Причем, помимо общих требований, касающихся всех кооперативов, также устанавливаются требования, включаемые в уставы потребительских кооперативов отдельных видов. Например, среди общих для всех юридических лиц — требование о включении в устав наименования и сведений о месте нахождения кооператива, к специальным требованиям относятся условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов. К требованиям, касающимся кооперативов отдельных видов, можно отнести порядок распределения доходов кредитного кооператива и выплаты начислений на паевые взносы (только для кредитных потребительских кооперативов). В устав потребительского кооператива могут включаться и иные требования, не являющиеся обязательными, но не противоречащие закону.

Потребительские кооперативы могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Так, в соответствии с ФЗ от 24 июля 2008 г. N 161 «О содействии развитию жилищного строительства» Правительство РФ утвердило типовой устав жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством РФ (Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 558 «Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации»).

Наименование кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив», например: «Гаражно-строительный кооператив «Ласточка».

3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет, в организации каких организационно-правовых форм и в каком порядке может быть реорганизован потребительский кооператив. По решению своих членов кооператив может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Преобразование потребительского кооператива ограничивается законом также с учетом их сферы деятельности. Так, жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости. Общество взаимного страхования по решению своих членов может быть преобразовано только в хозяйственное общество — страховую организацию. Согласно п. 5 ст. 9 ФЗ от 18 июля 2009 г. N 190 «О кредитной кооперации» кредитный кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

2. Председатель и члены совета потребительского общества избираются сроком на пять лет из числа не допускавших нарушений прав пайщиков и настоящего Закона пайщиков потребительского общества и (или) представителей юридических лиц, являющихся пайщиками потребительского общества. Председатель совета потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, в том числе представляет его интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества. Члены совета потребительского общества исполняют свои полномочия на общественных началах, председатель совета потребительского общества исполняет свои полномочия, как правило, на общественных началах. Численный состав совета потребительского общества определяется на основании решения общего собрания потребительского общества. В состав совета потребительского общества должны входить пайщики, являющиеся работниками потребительского общества, и пайщики, не являющиеся работниками потребительского общества. Порядок возмещения расходов, связанных с исполнением полномочий председателем и членами совета потребительского общества, определяется уставом потребительского общества. Председатель и члены совета потребительского общества, исполняющие свои полномочия на общественных началах, могут быть освобождены от исполнения полномочий в любое время на основании решения общего собрания потребительского общества. Председатель совета потребительского общества, исполняющий свои обязанности на платной основе, может быть уволен досрочно на основании решения общего собрания потребительского общества в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Решение об увольнении председателя совета потребительского общества по собственному желанию, в порядке перевода или по соглашению сторон принимается советом потребительского общества. Совет потребительского общества в течение 30 дней со дня увольнения или освобождения от исполнения полномочий председателя совета потребительского общества проводит общее собрание потребительского общества по вопросу избрания нового председателя совета потребительского общества. Досрочно избранный председатель совета потребительского общества исполняет свои обязанности (полномочия) до истечения пятилетнего срока полномочий предыдущего председателя совета потребительского общества.

Производственный кооператив (артель) — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Учредительный документ производственного кооператива — его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов в кооперативе не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть — в течение года с момента регистрации. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Высший орган управления кооперативом — общее собрание его членов. Исполнительные органы кооператива — правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Член кооператива может быть исключен из него по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива.