О единой информационной системе нотариата российской федерации

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10129 © М.И. Никитин, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мамука Иванович Никитин,

старший научный сотрудник отделения обеспечения научного сотрудничества НИО УОНиРИД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: mamuka_eriashvili@mail.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об информационной системе нотариата в Российской Федерации обосновано несколько суждений: информационная система нотариата является одним из направлений цифровизации экономики в Российской Федерации; информационная система нотариата нуждается в обособлении в качестве комплексного правового института разных отраслей права (конституционное, информационное, административное и др.); положения комплексного правового института информационной системы нотариата должны быть закреплены в Федеральном законе РФ «О нотариате в Российской Федерации».

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г., нотариат, информационная система нотариата, оператор единой информационной системы нотариата.

ABOUT INFORMATION SYSTEM OF THE NOTARY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Mamuka I. Nikitin,

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Никитин М.И. Об информационной системе нотариата в Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):26-8.

Предметом данной статьи является информационная система нотариата в Российской Федерации1.

Поводом же к подготовке данной статьи послужило принятие Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 декабря 2013 г. .

Первоначально о состоянии теории относительно информационной системы нотариата.

Так, И.В. Керенский умозаключает следующее: «Одна из существенных поправок, вносимых Законом об информационной системе, заключается в том, что нотариусы смогут совершать нотариа-

1 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).

льные действия не только с документами на бумажных носителях, но и с документами в электронной форме. Для этого им нужно будет получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре, уполномоченном Федеральной нотариальной палатой. Подобный сертификат потребуется нотариусам и для передачи сведений в информационную систему. Закон об информационной системе также устанавливает, что нотариусы смогут как в бумажном, так и в электронном виде регистрировать уведомления о залоге движимого имущества. Никакие иные нотариальные действия в отношении электронных документов они пока совершать не смогут» .

Представляет интерес вывод юридической фирмы «Гольцблат БЛП»: «В заключение следует отме-

Вестник экономической безопасности

№ 3/2019

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тить, что Закон № 166-ФЗ регулирует возможность совершения действий не только с документами на бумажных носителях, но и с документами в электронной форме (в том числе предусматривается, что уведомления могут направляться нотариусу в электронном виде; свидетельство о регистрации залога также может быть оформлено в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса)»1.

Е.А. Кириллова сфокусировала внимание на особенностях «учета завещаний в созданной Единой информационной системе нотариата, проанализированы некоторые спорные моменты работы нотариусов с электронными формами реестров наследственных дел» («Таким образом, учреждение реестра распоряжений последней воли на основе присоединения к Базельской конвенции соответствует мировому опыту, предоставляя ряд значительных преимуществ заинтересованным лицам, способствуя максимально точному исполнению последней воли граждан России») .

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно информационной системы нотариата предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации о нотариате.

В первую очередь обращаем внимание на нормативный правовой акт с трудно определяемым местом в системе нормативных правовых актов2 — «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. , в который в последующем вносились изменения и дополнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, Федеральным законом РФ от 13 декабря 2013 г. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнены главой VШ «Единая информационная система нотариата» (ст. 341—345). В ст. 341 определено содержание понятия «информационная системе нотариата» («Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве

1 В законодательство Российской Федерации внесены изменения, касающиеся создания единой информационной системы нотариата, которая будет содержать реестры уведомлений о залоге движимого имущества, а также некоторые другие реестры // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

2 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.:

Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами»), а также установлен перечень прав оператора единой информационной системы нотариата («1) обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями настоящих Основ; 2) принимает меры по обеспечению доступа к предусмотренным настоящими Основами реестрам единой информационной системы нотариата в случаях, предусмотренных настоящими Основами; 3) обеспечивает изготовление резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата; 4) обеспечивает предоставление федеральному органу юстиции резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса»).

Положения Федерального закона РФ от 13 декабря 2013 г. детализированы в подзаконных нормативных правовых актах: Письмо Федеральной налоговой палаты РФ (ФНП РФ) «О реестре уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата» № 1808/01-01-2 от 9 июля 2014 г.; Письмо ФНП РФ «О разъяснении порядка ведения реестра нотариальных действий единой информационной системы нотариата» № 42/03-16-3 от 13 января 2016 г.; Письмо ФНП РФ «О разъяснении порядка ведения реестра нотариальных действий единой информационной системы нотариата» № 2270/03-16-3 от 29 июня 2016 г.3.

3 Письма ФНП РФ в официальных источниках не публиковались.

№ 3 / 2019

Вестник экономической безопасности

Особо обращаем внимание на Положение о единой информационной системе нотариата, утвержденное Правлением ФНП РФ (протокол № 09/18 от 23 июля 2018 г.)1: «1.1. Настоящее положение определяет основные принципы построения и функционирования единой информационной системы нотариата … и регулирует отношения, возникающие между участниками информационного взаимодействия при формировании и использовании входящих в эту систему информационных ресурсов. Положение обязательно к применению для всех участников информационного взаимодействия. 1.2. Единая информационная система нотариата создана в целях: обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций в связи с их обращением к нотариусам за совершением нотариальных действий; предоставления нотариусам дополнительной информации при совершении нотариального действия; выполнения публичных полномочий Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон РФ от 13 декабря 2013 г. использован в качестве правового обоснования и в иных подзаконных нормативных правовых актах: Приказ Минюста РФ «О внесении изменений в Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, утвержденные приказом Минюста РФ от 17 июня 2014 г. № 128» № 266 от 21 декабря 2017 г. ; Приказ Минюста РФ «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Минюста РФ от 17 июня 2014 г. № 129» № 267 от 21 декабря 2017 г. ; Приказ Минюста РФ «О внесении изменения в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2014 г. № 129» № 137 от 29 июня 2018 г. .

Об этом же речь и в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии «О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса «Формирование, ведение и использование единого реестра нотификаций» № 196 от 28 ноября 2018 г. .

Относительно вновь учрежденной международной организации — Евразийского экономического союза уже проводятся исследования2.

Таким образом, положения Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 декабря 2013 г. относительно информационной системы нотариата могут быть признаны новеллой законодательства о нотариате. Данная новелла во многом предопределена общей тенденцией на цифровиза-цию экономики в Российской Федерации3.

Изложенное позволяет нам резюмировать: 1) информационная система нотариата является одним из направлений цифровизации экономики в Российской Федерации; 2) информационная система нотариата нуждается в обособлении в качестве комплексного правового института разных отраслей права (конституционное, информационное, административное и др.); 3) положения комплексного правового института информационной системы нотариата должны быть закреплены в Федеральном законе РФ «О нотариате в Российской Федерации».

Литература

1. Керенский И.В. В 2014 г. будет создана единая информационная система нотариата, содержащая реестры уведомлений о залоге движимого имущества, удостоверенных завещаний, выданных доверенностей и некоторые другие реестры // СПС КонсультантПлюс. 2012.

2. Кириллова Е.А. Учет завещаний в единой информационной системе нотариата Российской Федерации // Наследственное право. 2015. № 3.

3. СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6699.

4. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

5. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2017.

6. URL: http://www.pravo.gov.ru, 10.07.2018.

7. URL: http://www.eaeunion.org/, 30.11.2018.

1 В официальных источниках не публиковалось.

28 _ — Вестник экономической безопасности

Принят
18 апреля 2001 года
Собранием представителей
нотариальных палат субъектов
Российской Федерации.
(с изм. от 31.03.2006)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС НОТАРИУСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации — своеобразный Кодекс чести нотариуса. Регулирует этические нормы поведения нотариусов, занимающихся частной практикой (членов нотариальных палат), при исполнении должностных обязанностей и в быту, предусматривает санкции за нарушение профессиональной этики.

I. Общие положения

1. Профессиональный Кодекс нотариусов Российской Федерации разработан в соответствии со статьями 12 и 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, статьей 10 Устава Федеральной нотариальной палаты и Европейским Кодексом нотариальной этики и выражает солидарное понимание нотариальным сообществом России публично-правового назначения и ответственного характера нотариальной деятельности и предъявляемых высоких требований к выполнению профессионального долга нотариуса.
2. Кодекс формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса.
3. Участие нотариуса в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой и эффективной правовой системы, демократического правового государства.
4. Положения настоящего Кодекса обязательны для нотариусов, лиц, временно исполняющих обязанности нотариуса, помощников нотариусов.

II. Принципы профессиональной деятельности нотариуса

1. Нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уставами и решениями нотариальных палат, настоящим Кодексом, а также международными договорами, принципами и нормами Международного Союза Латинского Нотариата и Европейским Кодексом нотариальной этики.
2. Нотариус должен знать и соблюдать принципы и заповеди Международного Союза Латинского Нотариата, выработанные в течение столетий существования нотариата и доказавшие свою правовую безупречность:
2.1. уважай свое министерство, органы государственной власти и органы профессионального сообщества;
2.2. совершай нотариальное действие, если ты уверен, что действуешь в рамках закона, разрешай сомнения до совершения действия; воздерживайся от действия даже при малейшем сомнении в его законности и правильности;
2.3. воздавай должное Правде;
2.4. действуй осмотрительно;
2.5. изучай материалы с пристрастием и повышенной тщательностью;
2.6. советуйся с Честью;
2.7. руководствуйся Справедливостью;
2.8. ограничивайся Законом;
2.9. работай с Достоинством;
2.10. помни, что твоя миссия состоит в том, чтобы не допускать гражданско-правовых споров.
3. Нотариус при вступлении в должность обязан соблюдать следующие морально-этические обязательства:
3.1. защищать интересы человека, общества и государства, соблюдая требования закона;
3.2. способствовать утверждению в обществе веры в закон и справедливость;
3.3. не совершать в личных интересах или в интересах других лиц действий, которые могли бы поставить под сомнение беспристрастность и независимость нотариальной деятельности, скомпрометировать нотариуса в общественном мнении, причинить ущерб чести и достоинству профессии нотариуса;
3.4. относиться к коллегам по юридической профессии в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества;
3.5. поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в нотариальной конторе и нотариальном сообществе в целом; избегать проявления вредных привычек и особенностей поведения, которые могут оскорблять человеческое достоинство и негативно восприниматься окружающими;
3.6. постоянно повышать свой профессиональный уровень, техническую компетентность, изучать действующее законодательство и нотариальную практику;
пункт 3.7. исключен решением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 31 марта 2006 г. (п. 3.7. гласил: «избегать личного участия в деятельности политических партий и объединений, вовлечения в политическую деятельность, не позволяющую нотариусу сохранять лояльность, объективность и независимость;»)
3.8. сохранять профессиональную тайну;
3.9. соблюдать требование об обязательном страховании нотариальной деятельности, соизмерять уровень и объем страхования своей профессиональной ответственности с объемами и рисками своей деятельности;
3.10. нести полную личную и имущественную ответственность за соблюдение требований законодательства;
3.11. обеспечивать в своей деятельности высокие критерии и требования культуры общения, в любой ситуации стремиться сохранять выдержку и личное достоинство.

III. Отношения нотариуса с физическими и юридическими лицами

1. Нотариус обеспечивает в соответствии с законодательством права и законные интересы физических и юридических лиц, обратившихся к нему за совершением нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, если требования лиц выходят за пределы закона.
2. Нотариус при совершении нотариальных действий оказывает физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов, разъясняет им права и обязанности, предупреждает о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
3. Нотариус обязан хранить тайну совершенного нотариального действия, соблюдать доверительные отношения между нотариусом и обратившимися лицами по поводу нотариального действия или получения другой конфиденциальной информации.
4. Перед совершением каждого нотариального действия нотариус обязан информировать обратившихся лиц о размере тарифа за совершение нотариальных действий, устанавливаемого в соответствии с нормативными актами.
5. Нотариус при совершении нотариальных действий не должен поддаваться давлению третьих лиц, влияниям политической конъюнктуры, обязан строго соблюдать требования законодательства и законные интересы обратившихся к нему лиц.
6. Нотариус должен проявлять терпение, вежливость и тактичность в отношении с теми, с кем он взаимодействует в рамках профессионального и личного круга общения, не допуская проявления антигуманного отношения к людям и невнимания к их законным интересам, а также соблюдать культуру речи, поведения, внешнего вида.
7. Нотариус при исполнении профессиональных обязанностей не должен допускать:
7.1. нарушения без уважительных причин установленных режима работы нотариальной конторы и требований к помещению и техническому оснащению нотариальной конторы;
7.2. необоснованного отказа в выезде к обратившимся за совершением нотариального действия лицам в случаях, предусмотренных законодательством;
7.3. передачи функций по совершению нотариальных действий, в том числе по выполнению технических работ, подготовке проектов документов, изготовлению оригиналов и копий, размножению документов, иным лицам, кроме сотрудников нотариальной конторы;
7.4. осуществления в состоянии наркотического или алкогольного опьянения приема посетителей, курения во время приема без согласия посетителей и иных проявлений неуважительного отношения к личности, достоинству и правам посетителя, в том числе предложений оскорбительного, аморального характера или других недостойных действий в отношении лиц, с которыми нотариусу приходится взаимодействовать в процессе своей профессиональной деятельности;
7.5. отсутствия на рабочем месте в нотариальной конторе без уважительных причин.

IV. Отношения нотариуса и нотариальной палаты

1. В отношениях с нотариальной палатой нотариус, руководствуясь требованиями законодательства и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации об обязательности членства нотариусов в нотариальной палате, обязан:
1.1. участвовать в выполнении нотариальной палатой публично-правовых задач профессионального объединения нотариусов;
1.2. участвовать в работе собраний нотариальной палаты и организуемых ею мероприятиях;
1.3. участвовать в мероприятиях по повышению профессиональной квалификации, обучению и обмену опытом работы;
1.4. своевременно и в полном объеме уплачивать членские взносы и другие установленные общим собранием нотариусов платежи в нотариальную палату;
1.5. являться по приглашению органов управления нотариальной палаты для рассмотрения вопросов и разрешения возникших проблем по исполнению профессиональных обязанностей нотариуса;
1.6. представлять по запросу органов управления нотариальной палаты документы и давать письменные и устные разъяснения по вопросам, рассматриваемым в пределах компетенции этих органов;
1.7. представлять в установленные сроки в нотариальную палату статистические отчеты по утвержденной форме, а также сведения финансового и иного характера в соответствии законодательством Российской Федерации, уставами и решениями органов управления нотариальных палат субъектов Российской Федерации.
2. Нотариус, являющийся членом выборных и иных органов нотариальной палаты, должен надлежащим образом исполнять свои обязанности, вытекающие из нормативных актов, а также смысла его деятельности и предвыборной программы.

V. Отношения нотариуса с коллегами и нотариальным сообществом

1. Нотариус обязан:
1.1. строить свои отношения с коллегами по профессии на принципах взаимоуважения, доверия и профессионального взаимодействия, проявлять корректность и доброжелательность;
1.2. быть предупредительным и тактичным по отношению к коллегам, информируя их по вопросам, которые могут помочь в их работе, а также о потенциальных профессиональных трудностях и о других проблемах, требующих профессиональной солидарности;
1.3. оперативно и достоверно отвечать на запросы и обращения своих коллег, относящиеся к нотариальной деятельности;
1.4. оказывать помощь и передавать профессиональный опыт молодым коллегам в рамках корпоративной и профессиональной солидарности и заботы о престиже профессии и всего нотариального сообщества;
1.5. принимать все доступные меры к соблюдению сотрудниками нотариальной конторы требований законодательства и морально-этических принципов.
2. Нотариус в своих отношениях с коллегами и нотариальным сообществом не вправе:
2.1. характеризуя свою квалификацию, умалять профессиональное достоинство и авторитет своих коллег по профессии;
2.2. вести недобросовестную конкуренцию;
2.3. монополизировать определенную сферу нотариальной деятельности или работу с лицами, препятствуя работе других нотариусов;
2.4. заниматься индивидуальной рекламой, в том числе в средствах массовой информации и Интернете, рекламировать себя и свою деятельность путем ссылки на не имеющие прямого отношения к нотариальной деятельности почетные звания, научные степени и дополнительные особенности своей квалификации (не являются рекламой указания на местонахождение и режим работы нотариальной конторы);
2.5. привлекать лиц, обращающихся в нотариальную контору, путем занижения установленных тарифов, а также недобросовестными обещаниями относительно режима и порядка работы конторы;
2.6. выступать в средствах массовой информации, представительствовать в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях от имени нотариальной палаты по профессиональным вопросам без получения предварительного согласия правления или президента нотариальной палаты, за исключением научно-преподавательской деятельности.

VI. Отношения нотариуса с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Нотариус обязан проявлять уважение к органам государственной власти и органам местного самоуправления, поддерживать надлежащие профессиональные отношения с уполномоченными представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, будучи при этом пунктуальным, корректным, сдержанным и вежливым.
2. Нотариус при исполнении своих профессиональных функций в отношениях с представителями всех ветвей власти и органов местного самоуправления должен быть независим, объективен, строго выполнять предписания закона.
3. Нотариус обязан в определенных законом случаях в установленные сроки представлять сведения (документы), запрашиваемые уполномоченными органами, а при необходимости являться лично для участия в надлежащем рассмотрении дел и решении вопросов, соблюдая при этом требования законодательства о тайне совершения нотариального действия.

VII. Поведение нотариуса во внеслужебное время

1. Нотариус как лицо, облеченное особым доверием и ответственностью перед государством и обществом, обязан:
1.1. соблюдать нормы этики и морали;
1.2. воздерживаться от какой-либо деятельности, способной негативно повлиять на осуществление профессиональных обязанностей нотариуса или вызвать сомнение в его независимости и объективности, а также препятствовать вовлечению членов семьи в эту деятельность;
1.3. воздерживаться от совершения действий, которые могут нанести ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подорвать доверие и престиж профессии в обществе, в том числе — от получения дорогостоящих подарков и необоснованных льгот от лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от посещения заведений с сомнительной общественной репутацией;
1.4. противостоять оказываемому на нотариуса давлению в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей и безотлагательно информировать об этом нотариальную палату и (или) компетентные правоохранительные органы.

VIII. Дисциплинарные проступки

Дисциплинарным проступком признается виновное ненадлежащее выполнение или невыполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей, а также нарушение этических норм поведения нотариуса и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и настоящим Кодексом.
К дисциплинарным проступкам в рамках настоящего Кодекса относятся, в частности:
1. совершение нотариальных действий, противоречащих требованиям законодательства;
2. занятие предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;
3. оказание посреднических услуг при совершении нотариальных действий;
4. осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности;
5. нарушение нотариусом тайны совершения нотариального действия;
6. совершение нотариусом нотариального действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);
7. незаконный отказ в совершении нотариального действия;
8. совершение нотариальных действий вне установленных границ нотариального округа, кроме определенных законом случаев;
9. свидетельствование подлинности подписей и совершение иных нотариальных действий в отсутствие соответствующих физических лиц или представителей юридических лиц;
10. произвольное изменение размера нотариального тарифа в сторону его завышения или занижения в сравнении с размером тарифов, установленным законом или рекомендациями (решениями) нотариальной палаты;
11. задержка на срок более одного месяца уплаты членских взносов в нотариальную палату без уважительных причин, а также занижение размеров уплачиваемых взносов или иных обязательных платежей;
12. непредставление или несвоевременное представление достоверной статистической отчетности, необходимой информации или данных по запросам нотариальной палаты, налоговых, судебных, следственных и иных органов, действующих в пределах их компетенции;
13. отсутствие без уважительных причин постоянного места совершения нотариальных действий более 2 месяцев подряд или более 6 месяцев в течение календарного года;
14. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин;
15. виновная утрата либо незаконная передача другим лицам личной гербовой печати нотариуса, реестров совершения нотариальных действий, архива нотариуса, бланков и других служебных документов и материалов;
16. непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты или проводимых ею мероприятий по повышению профессиональной квалификации и другим вопросам, неявка по приглашению на заседания органов управления нотариальной палаты;
17. грубое или неоднократное (два и более раз) нарушение правил ведения нотариального делопроизводства, установленного режима работы нотариальной конторы, необеспечение надлежащих условий для приема обратившихся за совершением нотариального действия лиц и для хранения документации;
18. нарушение морально-этических норм, предусмотренных настоящим Кодексом;
19. нарушение решений органов управления нотариальных палат субъектов Российской Федерации;
20. несоблюдение налогового и иного законодательства Российской Федерации;
21. исполнение нотариусом полномочий нотариуса в период исполнения их лицом, временно его замещающим.

IX. Меры профессионального воздействия

1. Мерами дисциплинарного воздействия являются:
1.1. замечание;
1.2. выговор;
1.3. строгий выговор.
2. В случае неоднократного совершения дисциплинарных проступков, нарушения законодательства в отношении нотариуса может быть подано в суд ходатайство о лишении нотариуса права нотариальной деятельности.
3. За несвоевременную или неполную уплату членских взносов и иных обязательных платежей в нотариальную палату без уважительных причин, а также за непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты может быть применено денежное взыскание в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда в качестве компенсации нанесенного нотариальной палате ущерба.

X. Порядок наложения дисциплинарных взысканий

1. Основанием для рассмотрения вопроса о дисциплинарном проступке являются подтвержденные факты, изложенные в обращениях граждан, юридических лиц, нотариусов, в средствах массовой информации, в материалах проверок и представлениях судебных, прокурорских, следственных органов, уполномоченных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным органом управления нотариальной палаты.
3. Рассмотрение вопроса о дисциплинарном проступке может быть возбуждено общим собранием, правлением, президентом нотариальной палаты.
4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после совершения дисциплинарного проступка, но не позднее двух месяцев со дня его обнаружения, не считая времени болезни, пребывания нотариуса в отпуске или его отсутствия по другой уважительной причине.
5. Дело о дисциплинарной ответственности рассматривается в присутствии нотариуса, который извещается о дне и времени рассмотрения дела не позднее чем за 5 дней до начала заседания уполномоченного органа. Повторная неявка нотариуса без уважительных причин на заседание не является препятствием для рассмотрения вопроса на основании имеющихся материалов. При рассмотрении дела о дисциплинарном проступке от нотариуса истребуются письменные объяснения. Непредставление, отказ в предоставлении либо уклонение от предоставления нотариусом письменных объяснений не является препятствием для рассмотрения вопроса о дисциплинарном проступке. Уполномоченный орган с учетом объяснений нотариуса всесторонне, объективно и беспристрастно исследует все факты и устанавливает наличие либо отсутствие оснований для привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности.
6. Меры дисциплинарного воздействия определяются уполномоченным органом, исходя из особенностей, характера тяжести допущенного нарушения и его последствий, причин и условий его совершения, с учетом эффективности выбранной меры воздействия для исправления ситуации и предупреждения нарушений.
7. Решение уполномоченного органа о наложении дисциплинарного взыскания либо об отсутствии достаточных оснований для наложения дисциплинарного взыскания принимается при условии присутствия на заседании органа не менее половины его членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины участвующих на заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим.
8. Рассмотрение вопросов о дисциплинарной ответственности оформляется протоколами и (или) постановлениями уполномоченного органа. Выписки из протокола (постановления) доводятся до сведения всех членов нотариальной палаты. Копия протокола (постановления) направляется нотариусу, дело которого рассматривалось.
Все письменные материалы по факту совершения дисциплинарного проступка хранятся в нотариальной палате в личном деле нотариуса.
9. За совершение нотариусом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
10. В случае, если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания нотариус не совершит нового дисциплинарного проступка, наложенное взыскание считается снятым.
При добросовестном исполнении нотариусом профессиональных обязанностей, активном участии в деятельности профессионального сообщества, отсутствии повторного совершения нарушений, а также при безупречном поведении общее собрание или правление палаты по истечении шести месяцев с даты наложения взыскания могут досрочно снять наложенное взыскание.
11. В случае несогласия нотариуса с вынесенным ему дисциплинарным взысканием он вправе обжаловать его в высший орган управления нотариальной палаты или в суд.
Высший орган управления нотариальной палаты вправе отменить наложенное взыскание.
12. Вопрос о применении к нотариусу денежного взыскания рассматривается применительно к порядку, определенному пунктами 1 — 8, 11 настоящего раздела Кодекса.

XI. Поощрение нотариуса

За высокий уровень выполнения профессиональных обязанностей, многолетнюю безупречную профессиональную деятельность, работу в выборных органах и иных структурах нотариальной палаты предусматривается поощрение нотариуса, в частности в виде:
1. вынесения благодарности;
2. публикации биографической заметки с фотографией и описанием профессиональной деятельности нотариуса в журнале «Нотариальный вестник» и в других средствах массовой информации;
3. направления для участия в международных мероприятиях нотариусов;
4. награждения грамотой нотариальной палаты;
5. награждения грамотой Федеральной нотариальной палаты;
6. награждения памятным ценным подарком;
7. представления на соискание высшей юридической премии «Фемида»;
8. выдвижения на получение почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» или представления к награждению иными государственными наградами Российской Федерации;
9. представления к награждению иными наградами.
Постановления о поощрении могут в соответствии с компетенцией приниматься уполномоченным органом управления нотариальной палаты.

Собрание представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации, приняло Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, правовой основой которого является Федеральный закон №457-ФЗ статья 6.1. Основ законодательства о нотариате, принятый Внеочередным собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (протокол №33 от 16.11.2015г.) и утвержденный 19.01.2016 года Министерством юстиции Российской Федерации. Данный документ заменяет принятый в 2001 году Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации.

Новый Кодекс учитывает положения не только российского законодательства, но и международных стандартов латинского нотариата, в целях повышения доверия государства и общества к профессиональной деятельности нотариуса. Этот документ, имеющий статус нормативного акта, устанавливаетнормы к профессиональному поведению нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности, меры такой ответственности, а также меры поощрения.

В частности нотариус обязан действовать в рамках закона, не забывать о чести и достоинстве, тщательно изучать все предоставленные документы и не допускать гражданско-правовых споров. Нотариус должен сохранять нотариальную тайну, проявлять терпение, вежливость и тактичность, повышать свою квалификацию, избегать публичного проявления вредных привычек и поведения, воздерживаться от совершения действий, которые могут нанести ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подорвать доверие и ее престиж в обществе.

В документе регулируются отношения нотариуса со СМИ, так выступления и высказывания нотариуса без предварительного согласия или поручения уполномоченного органа, или комиссии нотариальной палаты, должны содержать разъяснения о выражении личного мнения нотариуса. Также в Кодексе четко прописали ограничения и обязанности, связанные с рекламой и информированием общественности. Информирование общественности о нотариальной деятельности не должно прямо или косвенно указывать, или привлекать внимание к конкретному нотариусу. Содержание, текст и размер вывески у входа в здание или помещение нотариальной конторы, теперь, должно соответствовать требованиям, установленным нотариальной палатой.

Кодекс профессиональной этики содержит исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков, четко прописывает процедуру рассмотрения дисциплинарных дел, а также устанавливает права и обязанности участников дисциплинарного производства.

Дисциплинарное делопроизводство производится в условиях, гарантирующих объективное, открытое, независимое и всестороннее исследование всех его обстоятельств с соблюдением права на защиту и презумпцию невиновности нотариуса. В кодексе четко изложен закрытый перечень основания делопроизводства, уточнена форма обращения допустимая к возбуждению дисциплинарного производства, а также перечень решений по итогам рассмотрения дисциплинарного дела.

Уважаемые коллеги!

В связи с имеющейся информацией о вынесении 24 июля 2012 года судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Определения, которым удовлетворена кассационная жалоба нотариусов города Москвы: Амелькиной Е.А., Болквадзе Т.Н., Волковой Т.Л., Вязниковой О.В., Гончаровой Л.Н. (член бюджетной комиссии ФНП), Голодновой И.Ю., Иутина Ю.В. (член Правления МГНП), Катаевой Г.А., Молтяниновой Н.Л., Ратиани В.Ш., Сопиной Т.И. (член Правления МГНП), Скурлатова А.В. (член Правления МГНП), Макаровой Н.Б., Якушевской И.И., Штукатуровой В.Н. о признании частично недействительным постановления Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации, разъясняем следующее.

Указанным Определением отменено Определение Московского городского суда от 22 сентября 2011 года и оставлено в силе решение суда первой инстанции Мещанского районного суда города Москвы от 27 июля 2011 года, в соответствии с резолютивной частью которого «признан недействительным и неподлежащим применению пункт 6 постановления внеочередного Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 24 ноября 2010 года, которым установлен размер членских взносов в Федеральную нотариальную палату на 2011 год в размере 1,25% от валового дохода нотариуса плюс 3 000 рублей дополнительно с каждого нотариуса».

Учитывая, что пункт 6 постановления Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 24 ноября 2010 года касался регулирования правоотношений по взносам в Федеральную нотариальную палату на 2011 год, и все обязательства по его реализации исполнены, поэтому на последующие временные периоды и на иных лиц действие решения суда первой инстанции (в котором указан конкретный срок и лица — истцы) — не распространяется.

Необходимо отметить, что аналогичные требования содержатся в постановлении Общего собрания нотариусов города Москвы от 17 декабря 2010 года, в соответствии с которыми членские взносы нотариусов города Москвы в Московскую городскую нотариальную палату установлены в размере не менее 10 000 (десяти) тысяч рублей плюс 1,25% от ежемесячного валового дохода нотариуса в месяц с 01 января 2011 года.

Данное постановление обязательное для всех членов Московской городской нотариальной палаты истцами и их представителями не оспаривалось и продолжает действовать.

К судебной тяжбе с Федеральной нотариальной палатой на этапе рассмотрения дела в Верховном Суде Российской Федерации подключились также Черемных Г.Г. (член Правления МГНП, представлял по доверенности интересы Иутина Ю.В. и Якушевской И.И.) и Игнатенко А.В. (член Правления МГНП и комиссии ФНП по законодательной и методической работе, представляла интересы Сопиной Т.И. и Волковой Т.Л.).

Участие членов комиссий Федеральной нотариальной палаты и членов Правления Московской городской нотариальной палаты в исковом споре с Федеральной нотариальной палатой по поводу уплаты членских взносов на этапе реформирования нотариата является, на наш взгляд, некого рода провокацией и свидетельствует о том, что истинная причина не в формальных неточностях формулировки пункта 6 постановления Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 24 ноября 2010 года, которую оспаривали истцы, а направлены на изменение порядка исчисления членских взносов в Федеральную нотариальную палату.

В судебных заседаниях истцы и их представители настойчиво заявляли, что принцип исчисления членских взносов в Федеральную нотариальную палату в процентном отношении от валового дохода нотариусов является несправедливым; что валовый доход нотариуса не может быть известен никому, кроме налоговых органов; что все нотариусы должны платить равную, независимо от доходов фиксированную сумму и никаких исключений для тех, чьи доходы с трудом позволяют содержать контору, быть не должно.

Позиция некоторых московских нотариусов, не желающих показать свой валовый доход от нотариальной деятельности, даже своей палате, привела к тому, что Правлением Федеральной нотариальной палаты 10 июля 2012 года (протокол 09/12) рассматривался вопрос о невыполнении Московской городской нотариальной палатой требований Приказа Министерства юстиции Российской Федерации России N 254 от 01 июля 2011 года (форма 5-2) и Правления Федеральной нотариальной палаты от 27 февраля 2012 года (форма 2) о предоставлении сведений, касающихся общей суммы валового дохода нотариусов.

Указанные сведения Московской городской нотариальной палатой представлены не были, в связи с чем отчет Федеральной нотариальной палаты был неполным, и данный факт вызвал нарекания в адрес Федеральной нотариальной палаты со стороны Министерства юстиции Российской Федерации.

Как оказалось, отчет по указанной форме Московская городская нотариальная палата составить не смогла, так как в Палате введена практика обезличивания этих отчетов, представили их менее половины нотариусов города Москвы, и установить лиц, которые эти сведения не дали не представляется возможным.

Таким образом, основная причина происходящего конфликта, по нашему мнению в том, что некоторые московские нотариусы подобным образом пытаются уйти от обязанности предоставления сведений о доходе от нотариальной деятельности.

Ситуация с непредставлением отчета в Министерство юстиции Российской Федерации и судебной тяжбой по взносам в Федеральную нотариальную палату руководству Министерства юстиции Российской Федерации известна, ей дана крайне отрицательная оценка, что в дальнейшем может сказаться на усилении контроля со стороны территориальных органов юстиции за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации и нотариусов.

Следует отметить, что размер членских взносов региональных нотариальных палат в Федеральную нотариальную палату, исчисляемый в размере 1,25% от валового дохода нотариусов, был установлен Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 19-20 марта 1999 года и с того времени его размер не менялся.

Решением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 28 марта 2003 года было утверждено «Положение по уплате членских взносов нотариальными палатами субъектов Российской Федерации в Федеральную нотариальную палату».

В данном Положении отражено, что в соответствии со статьями 29, 32 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате:

— нотариальные палаты субъектов Российской Федерации обязаны уплачивать членские взносы в размере, установленном Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (пункт 1.2);

— членские взносы представляют собой обязательный ежемесячный платеж для каждой нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (пункт 1.3);

— членские взносы в Федеральную нотариальную палату составляют не менее 1,25% валового дохода каждого нотариуса (пункт 1.4).

Названное положение было принято единогласно, никогда никем не оспаривалось, и установленные в нем требования обязательны для всех членов нотариального сообщества.

С уважением,

Президент Федеральной нотариальной палаты М.И. Сазонова