О деятельности музеев образовательных учреждений

Содержание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 марта 2003 года N 28-51-181/16

О деятельности музеев образовательных учреждений

О деятельности музеев образовательных учреждений

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.
Участники движения «Отечество» — школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:
— исторических — 2060;
— военно-исторических — 1390;
— комплексных краеведческих — 1060.
Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа — выставки, уголки, экспозиции.
В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками — ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе музеев образовательных учреждении успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.
Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления — совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов — энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможность оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.
С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе следует руководствоваться Примерным положением о музеях образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки также положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных

Приложение. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

Приложение
к письму Минобразования России
от 12 марта 2003 года N 28-51-181/16

Общие положения

1.1. Школьный музей (далее — музей) — обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов — Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

Основные понятия

2.1. Профиль музея — специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет — памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание — научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов — деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга — основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

Организация и деятельность музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания музея:
— музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
— собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
— помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
— музейная экспозиция;
— устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:
— документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
— осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
— организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
— развитие детского самоуправления.

Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
— учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
— учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

Текст документа сверен по:
«Официальные документы в образовании»,
N 12, 2003 год

Документация школьного музея

Солпанова Лариса Анатольевна

1. УСТАВ МУЗЕЯ «БОЕВОЙ СЛАВЫ» МКОУ «Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова»

Историко — краеведческий музей «Боевой Славы» создан в МКОУ «Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова» в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, формирования исследовательско — поисковых умений и навыков, таких свойств личности, как уважение к старшему поколению, сострадание и гуманизм, чувство благодарности, гражданской гордости и национального самосознания

2. Программа деятельности кружка при школьном музее

Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранению и приумножению лучших традиций народа, его культурных ценностей.

3. «Музей боевой славы»

Помещение музея сухое, теплое. Располагается на втором этаже, в помещении образовательного учреждения. Музей занимает одну комнату

4. ПЛАН работы кружка историко-краеведческого музея

Формирование кружка, распределение по группам. Работа с фондом музея, Сообщение руководителя музея на тему «Школьный музей — творческий союз разных поколений» (из опыта работы историко-краеведческого музея школы)

Актив и Совет музея

Актив музея подчиняется Совету музея. Актив музея постоянно обновляется, это дает возможность привлечения к музейной деятельности большее количество детей. Основу музейного актива составляют учащиеся средней школы. Актив работает по плану музея

6. ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Участие в реализации программы развития школы «Вместе формируем личность», Организация экскурсий в музее для учащихся школы, школ района, родителей

7. Программа работы школьного историко — краеведческого музея «Боевой славы»

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последнее время уделяется большое внимание деятельности школьных музеев. Музей должен стать составной частью воспитательной работы образовательного учреждения.

ВИДЕО ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЙ

Экскурсия 1

Экскурсия 2

Экскурсия 3

КАРТА ПАМЯТИ

карта памяти

школьный музей

черемисиновский район

ветераны педагогического труда

Школьный музей в нашей школе начал работу по сбору материалов, рассказывающих об открытии школ в п. Агаповке, о развитии материальной базы, о руководителях школы, о выпускниках и их дальнейшей творческой деятельности с 1994 года.

Собранные материалы обрабатывали и складировали в классе в шкафу.

В 1997 году администрация школы нашла возможность выделить маленькое помещение для размещения собранных материалов, а в 2000 году Дарья Абдулловна Саттимирова, в то время директор школы, выделила эту классную комнату с подсобным помещением, где мы храним материалы, которые разворачиваем вдоль школьного коридора в особые для школы даты. Долгое время эту работу вела учитель математики — Долгих Валентина Лукьяновна под руководством директора школы Саттимировой Дарьи Абдулловны.

В настоящее время смотрителем музея является Гафиятуллина М.А. (учитель истории и обществознания).

В нашем маленьком музее мы задумали оформить 15 экспозиций, над пополнением которых мы работаем сейчас.

  • Его имя носит школа. Это Петр Андреевич Скачков. Здесь собраны предметы, документы, грамоты и фотографин Петра Андреевича, которые рассказывают о его детстве, юности, боевом пути в годы Великой Отечественной войны и о работе в должности директора нашей школы на протяжении 20 лет.

  • Вторая экспозиция «Школьное детство». Она представляет нам выпускников всех 65 выпусков. Расположили мы фотографии выпускников по десятилетиям. Всего 6 десятилетий. Они расположены на двух стендах. Правда, некоторых выпускных фо­тографий нам ещё не удалось найти.

  • Экспозиция — «Руководители школы». Здесь мы видим всех … директоров … завучей и … организаторов. Хочется сказать о первом директоре школы Фёдорове Иване Трофимовиче. Он погиб на фронте в 1941 году.

Дариха Абдулловна Саттимирова, долгое время работавшая директором школы, ныне начальник МОО. Кроме этого она на протяжении 11 лет работала завучем нашей школы.

Учитель математики нашей школы — Ольга Ивановна Филиппова закончила ее с серебряной медалью и с 1997 года работала завучем, а в 2005-2006 учебном году директором школы.

  • К юбилею комсомола мы оформили экспозицию, в которой разместили некоторые материалы о Всесоюзном Ленинском Коммунистическом союзе молодёжи: комсомольские билеты наших учителей, письма выпускников с воспоминаниями о комсомольской жизни в школе и своём классе, устав ВЛКСМ, вкладыш в комсомольский билет, награды района обкома и ЦК ВЛКСМ, наших учителей, бывших комсомольцев.

  • Мы начали оформление экспозиции — «Школьные принадлежности». В этой экспозиции пока только несколько предметов: школьная форма мальчиков и девочек, чернильница. ручка перья для ручки, логарифмическая линейка, счёты на которых учились складывать или вычитать числа, первый школьный компьютер и ряд других школьных мелочей.

  • Шестая экспозиция рассказывает о детских организациях, которые существовали в годы Союза Советских Социалистических Республик. Самая большая из которых была Всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина. Нам удалось сохранить часть пионерской атрибутики: горн, барабан, пионерский галстук, пионерский значок и книжки о пионерах героях Великой Отечественной войны, вырезки из газеты «Пионерская правда» и два номера пионерской газеты.

  • Экспозиция «Моя первая учительница» — это заслуженный учитель РСФСР — Михалевич Галина Захаровна, которая в школе проработала 36 лет. научила читать, писать и учиться … детей. Всех их вы можете увидеть на фотографиях, помещенных на этом стен­де. Если вы внимательно посмотрите на эти фотографии, то обязательно найдете здесь своих мам или пап, бабушек или дедушек.

  • Следующая экспозиция — «Трагедия в г. Аргуне». Здесь рассказывается о гибели девяти милиционеров из отряда особого назначения при УВД г. Магнитогорска. В их числе два ученика нашей школы: Ефимов Владимир Евгеньевич и Бикмаметов Идгар Ирыкович.

  • Девятая экспозиция посвящается тем, кто защищал нашу Родину в годы войны. Вечный огонь хранит память о тех, кто не вернулся с поля боя. это учителя и ученики.

  • Десятая экспозиция называется «Служили наши мальчики». Мы собираем фотографии, их адреса и места их службы, узнаём воинские звания, которые им присваивают по окончании службы. Пишем письма, получаем ответы, помещаем в специальную папку. Письма солдат читаем старшеклассникам — 10-ым и 11-ым классам.

  • Одиннадцатая экспозиция — «Ими гордится школа». Здесь рассказывается о тех успехах, которых достигают наши выпускники. Я назову достижения трех выпускников нашей школы, это Николая Павловича Волошина. Василия Тимофеевича Солодкова и Алексея Михайловича Каландаева.

Н.В. Волошин 03 февраля 2000 года подарил два тома родной Агаповской средней школе, ученик 1946 — 1956 г.г., руководитель Департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Действительный государственный советник Российской Федерации, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации, доктор технических наук.

Выпускник 1952 года Солодков Василий Трофимович подарил школе почетную книгу 500 персоналий и организаций Международной кадровой Академии.

«Родной Агаповской средней школе от выпускника — кандидата исторических наук, доцента МАУП. члена корреспондента Международной Кадровой Академии, директора департамента Генеральной дирекции учебно-научного комплекса Международной кадровой Академии, капитана первого ранга, автора свыше семидесяти работ Солодкова Василия Трофимовича» .

Выпускник 1950 года — Алексей Михайлович Каландаев — подполковник в отставке, выпускник инженерного факультета Военно — Воздушной академии имени профессора Николая Егоровича Жуковского с 1959 года по 1985 года, участвовал в разработке и испытании практически всех космических кораблей, орбитальных станций, межпланет­ных станций Е-6, которая осуществила мягкую посадку на Луну, планету Марс и Венера.

Алексей Михайлович работал под руководством знаменитого конструктора, доктора технических наук Королёва, провожал в космос первого космонавта Юрия Алек­сеевича Гагарина. На этих снимках вы можете увидеть: у дома Королёва в городе космонавтов и у дома Ю.А. Гагарина среди друзей и Алексея Михайловича Колондаева. В декабре 2003 года Алексей Михайлович посетил нашу школу, встретился с учениками 10-а, 10-6, 10-в классов, сделал запись в книге отзывов.

  • В последние годы начали заполнять «Книгу почёта» (в которой будет рассказыватся об особо отличившихся выпускниках школы, об учителях и технических работниках), папку «О нас писали» и т.д.

В нашем музее имеется:

1. Совет музея
2. Группа экскурсоводов
3. Хранитель музея

На сегодняшний день пока обработаны тексты экскурсий по 5 экспозициям. Наш школьный музей находится в самой начальной стадии его становления.

В будущем предстоит пройти паспортизацию вначале в районо, а затем в области для официального присвоения названия «Школьный музей».

ей находится в начальной стадии его становления.

Главная цель работы музея —

достойно вести летопись школы!

Анализ работы школьного музея за 2005/2006 учебный год.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории школы, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формирования у учащихся патриотизма, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, содействовать развитию общественной активности, овладению ими поисковой, практическими навыками исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Музей организуется на основе работы постоянного актива (Совет учащихся школьного музея, учащихся кружка «Поиск»).

За этот период дополнены отделы «Наши учителя», «Школа носит имя П.А.Скачкова», обновлены стенды «60 лет Великой победе», «Инфор-центр», пополнен музей атрибутикой, значками и школьными принадлежностями.

Каждую четверть учебного года музей посещали учащиеся 5-11 классов. Для них были проведены экскурсии по темам: «Из истории создания школы», «Из истории комсомольской и пионерской организации школы», «Директора школы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Участники боевых действий в горячих точках России» и т.д.

Состоялись в музее запоминающие встречи учащихся разных классов с интересными людьми, которых волнует судьба родного края. Юрий Яковлевич Козлов много рассказывал об истории села Агаповка, об истории развития качества на селе.

Учащиеся 10-11 классов порадовала встреча с местным писателем Валентиной Минуллиной. Она подарила школьному музею несколько своих книг.

В преддверии 23 февраля работники райвоенкомата торжественно вручили паспорта нашим учащимся.

Были встречи с Фатеевым, Некрасовой М, Белой В. – местными творцами культуры.

И. Жохов подарил музею свою очередную книгу о селе Агаповка.

Не забывали мы и вдову Петра Андреевича Скачкова – Нину Владимировну. Кружковцы оказывают ей помощь дома, приглашаем ее на наши конференции и мероприятия. Не забывали мы и ветеранов В.В. В конун праздника 9 мая, у нас в музее побывали Сафонов Н.П.

Очень тесно школьный музей сотрудничает с районным краеведческим музеем (директор Журавлева М.Н.). Мария Николаевна всегда отзывается на наши просьбы, присутствует на всех мероприятиях, конференциях районного масштаба. Она частый рассказчик в нашем музее. Ребята очень любят эти встречи и ждут. Часто в музее проводятся классные литературные и исторические вечера.

В этом году мы продолжили работу в плане проведения конференций. В апреле состоялась районная конференция «Человек в истории ХХ век». Участвуя в ней, ученица 11 класса Кузеванова Екатерина заняла III место.

Постоянно ведется поисковая работа с множеством фотографий, которые пополняют фонд музея.