Нумерация россвязь

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. № 7267 -06 от 16.09.2014

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск

Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2014.

В полном объеме решение изготовлено 16.09.2014. ДЕЛО № 10768/06-2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев материалы дела № 10768/06-2014, возбужденного по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Телеком.ру» (далее — ООО «Телеком.ру», ОГРН 1097327000352), расположенным по адресу: 432045, г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 21 Б, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в создании препятствий Ульяновскому филиалу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее — Ульяновский филиал ОАО «Ростелеком») при оказании услуг местной телефонной связи (по заявлению Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком»),

УСТАНОВИЛА:

По заявлению Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» Ульяновским УФАС России приказом от 25.03.2014 № 55 возбуждено дело № 10768/06-2014 по признакам нарушения ООО «Телеком.ру» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Определением от 31.03.2014 к участию в рассмотрении дела привлечены: ответчик — ООО «Телеком.ру», заинтересованные лица ОАО «Ростелеком», в лице Ульяновского филиала, и областное государственное казенное учреждение «Управление делами Ульяновской области» (далее — ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»). Рассмотрение дела назначено на 28.04.2014.

Определением от 28.04.2014 рассмотрение дела № 10768/06-2014 отложено, в связи с необходимостью обратиться за разъяснениями в Федеральное агентство связи (Россвязь). Рассмотрение дела назначено на 26.06.2014.

Определением от 26.06.2014 рассмотрение дела отложено, в связи с необходимостью обратиться за разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Также определением от 26.06.2014 срок рассмотрения дела продлен до 31.08.2014. Рассмотрение дела назначено на 26.08.2014.

Определением от 26.08.2014 срок рассмотрения дела продлен до 16.09.2014.

26.08.2014 в заседании Комиссии по рассмотрению дела объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 02.09.2014. После объявленного перерыва 02.09.2014 заседание Комиссии продолжено.

В ходе рассмотрения дела № 10768/06-2014 лицами, участвующими в деле, даны следующие пояснения.

В письменных пояснениях Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» (исх. № 11-08/015 от 29.08.2014, вх. № 7475 от 02.09.2014) и представителями общества на заседаниях Комиссии 28.04.2014, 26.06.2014, 26.08.2014 и 02.09.2014 поддержаны доводы, изложенные в заявлении Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком». Дополнительно сообщено, что ООО «Телеком.ру» не обратилось в Россвязь по вопросу передачи выделенного ему ресурса нумерации, используемого ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», в пользу ОАО «Ростелеком», хотя ООО «Телеком.ру» заявило, что передаст ресурс нумерации победившему в аукционе оператору связи. ОАО «Ростелеком» не может оказывать услуги связи по государственному контракту № 0168200002413006228/137 от 24.12.2013, заключенному с ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», так как ресурс нумерации выделен ООО «Телеком.ру». ОАО «Ростелеком» является оператором связи, осуществляющим свою деятельность по оказанию услуг связи на основании выданных разрешительных документов — лицензий, а запрашиваемый ресурс нумерации не является ограниченным. Россвязь не вправе отказать в даче согласия на передачу полностью или частично использованного ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи, имеющему лицензию, которая допускает использование такой нумерации в соответствии с российской системой и планом нумерации. Если бы ООО «Телеком.ру» обратилось с заявлением об изъятии ресурса нумерации и передаче ее ОАО «Ростелеком», у государственного органа отсутствовали бы основания для отказа. Признавая жалобу Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» на положения документации об открытом аукционе в электронной форме необоснованной, Ульяновское УФАС России ссылалось на то, что ОАО «Ростелеком» не лишено возможности получения ресурса нумерации в предусмотренном законом порядке, при котором Россвязь не вправе отказать в даче согласия на передачу ресурса нумерации. На заявление ОАО «Ростелеком» в Россвязь агентство исх. № ПЗ1-3-29-300 от 23.01.2014 сообщило, что не может принять решение об изменении ресурса нумерации по причине занятости другим оператором.

ОАО «Ростелеком» неоднократно указывало на то, что выделенный ресурс нумерации является частью национального ресурса и не может продаваться, покупаться, передаваться и сдаваться в аренду. Представленный ООО «Телеком.ру» проект договора аренды части ресурсов технологической инфраструктуры сети электросвязи № 01-02/2014 от 06.02.2014 по своей правовой природе является ничтожным и не может быть рассмотрен, поскольку содержит условия притворной сделки, так как в силу ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) заключается с целью прикрыть другую сделку. Кроме того, предложение ООО «Телеком.ру» о заключении договора аренды части ресурсов технологической инфраструктуры сети электросвязи, вместо передачи ресурса нумерации, по стоимости превышает сумму по контракту, нарушает принципы экономического баланса сторон, свободы экономической деятельности, обеспечение которых являются целями Федерального закона «О защите конкуренции».

В письменных пояснениях ООО «Телеком.ру» (исх. № 159 от 25.04.2014, вх. № 3562 от 28.04.2014; исх. № 339 от 28.08.2014, вх. № 7409 от 29.08.2014) и представителями общества на заседаниях Комиссии 28.04.2014, 26.06.2014, 26.08.2014 и 02.09.2014 сообщено, что в действиях ООО «Телеком.ру» нет недобросовестной конкуренции. ООО «Телеком.ру» в данном случае опасается, что потеряет указанный ресурс нумерации безвозвратно. ООО «Телеком.ру», заявляя о согласии сохранения абонентских номеров за ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», полагало, что выиграет аукцион на право оказания услуг местной телефонной связи ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» в 2014 году. Принимая решение об участии в открытом аукционе в электронной форме № 0168200002413006228 на оказание услуг местной телефонной связи в 2014 году для нужд ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», ОАО «Ростелеком» осознавало всю сложность вопроса, связанного с передачей ресурса нумерации, а также могло предвидеть наступление определенных сложностей и рисков. ООО «Телеком.ру», во исполнение условий заказчика — ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» (сохранение действующей нумерации), предложило Ульяновскому филиалу ОАО «Ростелеком» вариант договора, на основании которого филиал будет иметь возможность предоставлять услуги телефонной связи в соответствии с аукционной документацией. 07.02.2014 ООО «Телеком.ру» направило в адрес ОАО «Ростелеком» договор аренды части ресурсов технологической инфраструктуры сети электросвязи № 01-02/2014 от 06.02.2014. В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52448-2005 «Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения» инфраструктура сети электросвязи — это совокупность средств связи, линий связи, сооружений связи, технологических систем связи, технологий и организационных структур, обеспечивающих информационное взаимодействие компонентов сети электросвязи. Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Федеральный закон «О связи»), национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 53801-2010 «Связь федеральная. Термины и определения» нумерация — это цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов. Задействование ресурса нумерации — создание технической и технологической инфраструктуры сети связи, позволяющей использовать выделенный ресурс нумерации. Соответственно, нумерация оператора — это и есть средство связи, обеспечивающее взаимодействие сети электросвязи. Следовательно, ООО «Телеком.ру» выполнены все условия для возможности оказания ОАО «Ростелеком» услуг связи ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» с сохранением действующей нумерации. Кроме того, у ООО «Телеком.ру» нет прямой и непосредственной обязанности обращаться в Россвязь с целью урегулирования вопроса передачи ресурса нумерации от оператора связи другому оператору, что подтверждается письмом Россвязи от 25.06.2014 № РШ-П31-2939. Таким образом, ООО «Телеком.ру» не может быть лишено выделенного ему ресурса нумерации, ввиду того, что данная нумерация необходима для осуществления своей деятельности, а именно оказания услуг связи. В настоящее время, принимая во внимание важность бесперебойного оказания услуг связи для государственного учреждения, ООО «Телеком.ру» продолжает оказывать услуги телефонной связи ОГКУ «Управление делами Ульяновской области».

ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» представлено письменное пояснение по делу (исх. № 73-П-УД-01/546исх от 24.04.2014, вх. № 3483 от 25.04.2014). Представитель ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» на заседаниях Комиссии 28.04.2014, 26.06.2014 и 26.08.2014 сообщил, что между учреждением и ОАО «Ростелеком» заключен государственный контракт № 0168200002413006228/137 от 24.12.2013 на оказание услуг местной телефонной связи. В рамках данного контракта услуги связи оказываются своевременно. Однако, ОАО «Ростелеком» не выставляет ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» счета, что создает неопределенность с оплатой оказанных услуг и может негативно сказаться на финансовой отчетности ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», а также может привести к отключению в любой момент телефонной связи Правительства Ульяновской области.

Исследовав материалы дела № 10768/06-2014, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Телеком.ру» нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» (исх. № 11-08/004 от 16.02.2014, вх. № 1397 от 25.02.2014) на действия ООО «Телеком.ру», выразившиеся в создании препятствий Ульяновскому филиалу ОАО «Ростелеком» при оказании услуг местной телефонной связи. Как следует из заявления, 29.11.2013 на официальном сайте государственных закупок (http://zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168200002413006228 на право оказания услуг местной телефонной связи в 2014 году, заказчик — ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», начальная (максимальная) цена контракта — 1 115 200,00 руб. В разделе 2 «Техническая часть» аукционной документации указано, что услуги местной телефонной связи должны предоставляться заказчику при обязательном сохранении текущих номеров абонентов в соответствии с перечнем абонентских номеров заказчика (410 номеров). В перечне абонентских номеров приведены телефонные номера, принадлежащие ООО «Телеком.ру». Исх. № 585 от 12.12.2013 ООО «Телеком.ру» сообщило Ульяновскому филиалу ОАО «Ростелеком» о возможности временной передачи ресурса нумерации в случае, если исполнителем по открытому аукциону в электронной форме будет определена другая организация.

На участие в открытом аукционе в электронной форме было подано две заявки: Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» и ООО «Телеком.ру». Победителем аукциона был признан Ульяновский филиал ОАО «Ростелеком» с предложением цены договора 444 423,00 руб. Ульяновским филиалом ОАО «Ростелеком» с ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» заключен государственный контракт № 0168200002413006228/137 от 24.12.2013. В соответствии с п. 1.4 государственного контракта срок оказания услуг связи установлен с 01.01.2014 по 31.12.2014.

Согласно ч. 7 ст. 26 Федерального закона «О связи» и п. 17 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 № 350 (далее — Правила), оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору связи только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи, в соответствии с установленной процедурой.

По общему правилу Россвязь не вправе отказать в даче согласия на передачу полностью или частично использованного ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи, имеющему лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. При этом, продолжительность принятия решения о передаче нумерации составляет до 50 дней.

Ульяновский филиал ОАО «Ростелеком» направил ООО «Телеком.ру» письмо (исх. № 0608/05/1317-13 от 31.12.2013) с просьбой обратиться в соответствии с ч. 7 ст. 26 Федерального закона «О связи» в Россвязь для изъятия ресурса нумерации, используемого ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», в пользу ОАО «Ростелеком». ООО «Телеком.ру» (исх. № 23 от 27.01.2014) предложило Ульяновскому филиалу ОАО «Ростелеком» заключить договор, позволяющий выполнить условие контракта об обязательном сохранении текущих номеров ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», при этом стоимость указанного договора составит 3 465 000,00 руб. Исх. № 36 от 07.02.2014 ООО «Телеком.ру» направило в адрес Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» договор аренды части ресурсов технологической инфраструктуры сети электросвязи № 01-02/2014 от 06.02.2014.

В соответствии с государственным контрактом № 0168200002413006228/137 от 24.12.2013 сумма, которую заказчик оплачивает Ульяновскому филиалу ОАО «Ростелеком», составляет 444 423,00 руб., что значительно меньше суммы, предложенной ООО «Телеком.ру» в договоре аренды. По мнению Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком», ООО «Телеком.ру» нарушает принципы экономического баланса сторон, свободы экономической деятельности, обеспечение которых являются целями Федерального закона «О защите конкуренции».

На запрос Ульяновского УФАС России (исх. № 4265-06 от 29.05.2014) Федеральное агентство связи (исх. № РШ-П31-2939 от 25.06.2014, вх. № 5232 от 25.06.2014) сообщило, что в настоящее время нормативными правовыми актами в области связи перенесение абонентских номеров на сети местной телефонной связи при заключении абонентом нового договора об оказании услуг связи с другим оператором местной телефонной связи не предусмотрено. Указанная норма по перенесению абонентских номеров установлена на сетях подвижной радиотелефонной связи единой сети электросвязи Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 44 Федерального закона «О связи» абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, определенной Правительством Российской Федерации, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи.

Рассмотрение вопросов правильности использования оператором связи выделенного ему ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации в полномочия Федерального агентства связи не входит. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе за соответствием использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Правила определяют порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации. Оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с согласия Федерального агентства связи (п. 17 Правил). В соответствии с п. 18 Правил оператор связи, получивший ресурс нумерации, самостоятельно выделяет номера для абонентов и пользователей услугами связи, назначает идентификационные коды элементов сети, коды доступа к услугам связи на своей сети связи из выделенного ему ресурса нумерации.

Согласно подп. в) п. 19 Правил оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи, за исключением случаев, если абонент при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи оператором подвижной радиотелефонной связи.

В соответствии с п. 21 Правил решение об изъятии выделенного ресурса нумерации принимается Федеральным агентством связи в следующих случаях:

а) обращение оператора связи, которому выделен ресурс нумерации;

б) прекращение действия лицензии на оказание услуг в области связи, выданной оператору связи;

в) неиспользование оператором связи выделенного ресурса нумерации полностью или частично в течение 2 лет со дня выделения ресурса нумерации;

г) использование ресурса нумерации оператором связи с нарушением российской системы и плана нумерации.

Обязанность оператора связи передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи, в том числе по решению третьих лиц, действующими нормативными правовыми актами в области связи не предусмотрена.

На запрос Ульяновского УФАС России (исх. № 5332-06 от 07.07.2014) Управление Роскомнадзора по Ульяновской области (исх. № 2733-01/73 от 11.07.2014, вх. № 6130 от 14.07.2014) сообщило, что правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи».

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О связи» регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Порядок распределения и использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил выделение ресурса нумерации для сетей электросвязи осуществляется Федеральным агентством связи по заявлению операторов связи, обладающих лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Федеральное агентство связи изменяет, изымает полностью или частично выделенный ресурс нумерации, переоформляет решения о выделении ресурса нумерации.

Согласно п. 15 Правил использование ресурса нумерации, не выделенного в установленном порядке, не допускается.

В соответствии с п. 19 Правил оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи.

Согласно п. 17 Правил оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с согласия Федерального агентства связи. Операторы связи для получения согласия на передачу ресурса нумерации подают в Федеральное агентство связи заявления, соответствующие требованиям, установленным Правилами. Какой-либо иной порядок передачи части ресурса нумерации является нарушением действующего законодательства в сфере связи.

Таким образом, какое-либо принуждение к передаче ресурса нумерации, выделенного одному оператору фиксированной телефонной связи, без согласия Федерального агентства связи другому оператору фиксированной телефонной связи исключается, поскольку ресурс нумерации является собственностью государства. Операторами связи при получении ресурса нумерации оплачивается лишь право на его использование, а не право его передачи третьим лицам.

Указанные требования не распространяются на использование оператором подвижной радиотелефонной связи ресурса нумерации, выделенного другому оператору подвижной радиотелефонной связи, в случае, если абонент при заключении договора об оказании услуг связи с оператором подвижной радиотелефонной связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи другим оператором подвижной радиотелефонной связи.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ч. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» квалифицирующими признаками недобросовестной конкуренции являются:

— действия совершены хозяйствующим субъектом;

— действия хозяйствующего субъекта (конкурента) направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

— действия хозяйствующего субъекта (конкурента) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

— действия хозяйствующего субъекта (конкурента) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция будет иметь место только при наличии всех перечисленных признаков.

ООО «Телеком.ру» является оператором связи, осуществляющим свою деятельность по оказанию услуг связи на основании лицензии № 70264. Решениями Федерального агентства связи № 38644 от 14.04.2010 и № 44977 от 29.11.2010 ООО «Телеком.ру» выделены ресурсы нумерации: 2278000 — 2279999, 2735000 — 2737999 и 2580000 — 2589999, которые используются на территории г. Ульяновска.

В соответствии с п. 18 Правил оператор связи, получивший ресурс нумерации, самостоятельно выделяет номера для абонентов и пользователей услугами связи, назначает идентификационные коды элементов сети, коды доступа к услугам связи на своей сети связи из выделенного ему ресурса нумерации.

Между ООО «Телеком.ру» и ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» были заключены договор № 45 от 17.01.2013 и государственный контракт № 168200002413004232/108 от 25.09.2013 на оказание услуг телефонной связи в 2013 году.

29.11.2013 на официальном сайте государственных закупок (http://zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168200002413006228 на право оказания услуг местной телефонной связи в 2014 году, заказчик — ОГКУ «Управление делами Ульяновской области». Одним из условий заказчика явилось сохранение нумерации, выделенной для оказания услуг местной телефонной связи, при этом указанная выделенная нумерация принадлежит ООО «Телеком.ру».

В Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310, за абонентом не закреплено право на сохранение абонентского номера, выделенного для оказания услуг местной телефонной связи (в отличие от услуг подвижной радиотелефонной связи).

Ульяновский филиал ОАО «Ростелеком» подал заявку на участие в аукционе в электронной форме № 0168200002413006228. Однако оператор связи вправе оказывать услуги местной телефонной связи только с использованием выделенной ему номерной емкости. Согласно п. 15 Правил использование ресурса нумерации, не выделенного в установленном порядке, не допускается.

Исх. № 585 от 12.12.2013 ООО «Телеком.ру» сообщило Ульяновскому филиалу ОАО «Ростелеком» о возможности временной передачи ресурса нумерации в случае, если исполнителем по открытому аукциону в электронной форме будет определена другая организация.

В соответствии с п. 19 Правил оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи, за исключением случаев, если абонент при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи оператором подвижной радиотелефонной связи.

При этом, в соответствии с п. 17 Правил оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с согласия Федерального агентства связи. Операторы связи для получения согласия на передачу ресурса нумерации подают в Федеральное агентство связи заявления, соответствующие требованиям, установленным Правилами.

Однако, какое-либо принуждение к передаче ресурса нумерации, выделенного одному оператору фиксированной телефонной связи, без согласия Федерального агентства связи другому оператору фиксированной телефонной связи исключается, поскольку ресурс нумерации является собственностью государства.

ООО «Телеком.ру» (исх. № 23 от 27.01.2014 и № 36 от 07.02.2014) направило в адрес Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» договор аренды части ресурсов технологической инфраструктуры сети электросвязи № 01-02/2014 от 06.02.2014, при этом стоимость указанного договора составит 3 465 000,00 руб.

Согласно письму Управления Роскомнадзора по Ульяновской области (исх. № 2733-01/73 от 11.07.2014, вх. № 6130 от 14.07.2014) ресурс нумерации является собственностью государства. Операторами связи при получении ресурса нумерации оплачивается лишь право на его использование, а не право его передачи третьим лицам.

В соответствии с письмом Россвязи (исх. № РШ-П31-2939 от 25.06.2014, вх. № 5232 от 25.06.2014) функции по надзору за соответствием использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации осуществляет Роскомнадзор.

В рассматриваемых действиях ООО «Телеком.ру» нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия не усматривает, поскольку отказ передать выделенный обществу ресурс нумерации в соответствии с требованиями, установленными Правилами, не создает ООО «Телеком.ру» конкурентного преимущества. За абонентом законодательно не закреплено право на сохранение абонентского номера, выделенного для оказания услуг местной телефонной связи. ООО «Телеком.ру», получившее ресурс нумерации, оказывает своим клиентам услуги связи, выделяет номера для абонентов и пользователей услугами связи из выделенного ему ресурса нумерации.

В действиях ООО «Телеком.ру» отсутствует один из квалифицирующих признаков недобросовестной конкуренции — направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 45 и 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 10768/06-2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Телеком.ру» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

В соответствии пунктом 2 статьи 3 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

При этом указанные органы и лица являются операторами независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Другие вопросы по теме

  • В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?
  • В каких случаях оператор вправе обрабатывать персональные данных без согласия субъекта персональных данных?
  • Каким образом можно отозвать согласие на обработку персональных данных?
  • Какие действия могут быть предприняты субъектом персональных данных при нарушениях требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных?

Не все компании и индивидуальные предприниматели знают, являются ли операторами персональных данных и надо ли им передавать о себе сведения в Роскомнадзор. Разберемся, за кем служба следит более внимательно и как уведомить о начале обработки личной информации граждан.

Кто такие операторы персональных данных и чем они занимаются

Большинство знает, что к персональным данным (далее — ПД) относится информация о фамилии, имени и отчестве гражданина, сведения из его паспорта, номер мобильного телефона, адрес проживания, e-mail. Какие еще сведения можно включить в этот список? Оказывается, любые: исчерпывающий список нигде не представлен, и его в принципе быть не может. Это подтверждается и формулировкой в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ:

Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Получается, что в некоторых случаях будет достаточно фамилии, имени и номера автомобиля, чтобы идентифицировать гражданина, а в других понадобится еще номер его водительского удостоверения и адрес регистрации.

Оператор персональных данных — это государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое:

  • самостоятельно или совместно с другими лицами организует и/или осуществляет обработку ПД;
  • определяет цели работы с личной информацией, ее состав, а также действия (операции) с ней.

То есть любой, кто запрашивает и пользуется ПД, является их оператором. И все, кто имеет доступ и обрабатывает сведения, по которым можно идентифицировать гражданина, фактически работают с ПД и несут ответственность за несоблюдение закона об их защите.

Давайте представим, кто может относиться к операторам ПД. Банки? Да! Сайты, собирающие материал о подписчиках? Да! Юридические и бухгалтерские компании, оказывающие различные услуги? Да! Магазины и салоны красоты, предлагающие приобрести бонусную карту? Снова да! ТСЖ, вузы, детсады, турагентства, медучреждения, автоматизированные системы, в том числе государственные? Да, да, да! Операторы ПД — повсюду, в любой сфере!

Обязанности оператора при обработке персональных данных

Каждый, кто имеет дело с ПД, обязан соблюдать определенные правила сбора, обеспечения безопасности, уточнения, блокирования и уничтожения такого рода сведений. Согласно закону № 152-ФЗ, операторы должны:

  • разъяснять субъекту ПД, какие данные и для чего собирают, а также получать его предварительное согласие на обработку личной информации. Такое согласие запрашивают в письменной форме: человеку предлагают подписать специальную бумагу, где уточняется, что сбор информации производится по правилам закона № 152-ФЗ и она будет соответствующим образом храниться, использоваться, а позже — уничтожаться. Хотя чаще всего согласие «прячется» в самом конце подписываемого соглашения и выглядит как галочка, рядом с которой надо поставить свою подпись, существует и специальная форма такого согласия. Вот бланк, которым предлагает пользоваться Роскомнадзор (скачать форму можно в конце статьи):
  • разработать и публично представлять политику в отношении обработки ПД. Обнародовать такой документ можно любым удобным для компании способом, но чаще всего это делается с помощью интернета — на странице организации просто публикуют политику без сокращений;
  • обеспечивать меры защиты от неправомерного или случайного доступа к ПД, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения. Как правило, речь идет о технических и организационных мерах — установление паролей и специальных программ, гарантирующих сохранность информации, оперативное устранение последствий хакерских атак, иные мероприятия по обеспечению безопасности;
  • уничтожать записи, если субъект ПД докажет, что сведения получены незаконным путем либо не являются необходимыми для получения заявленной цели. Согласно статье 21 закона N152-ФЗ, уничтожается информация только после обращения лица, чьи данные обрабатывались с нарушениями, либо его представителя. Запрос обязательно подается в письменной форме, и отреагировать на него оператор должен в сроки, прописанные в законе. Рекомендованный образец такого обращения доступен на сайте Роскомнадзора;
  • блокировать доступ к сведениям по запросу уполномоченного органа либо субъекта ПД (его представителя). Это не значит, что оператор полностью удаляет имеющуюся информацию, но он не может ею пользоваться.

Регистрация в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных

Законом предусмотрено, что до начала работы с ПД необходимо обратиться в уполномоченный орган надзора и уведомить о начале работы с личной информацией. Это не значит, что каждая компания должна быть внесена в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. В этот список не включаются:

  • работодатели. Они собирают и хранят информацию в соответствии с трудовым законодательством, например, при оформлении трудовых договоров, различных приказов кадрового характера;
  • компании сотовой или стационарной телефонной связи, если данные получены исключительно для оказания услуг связи по заключенному договору, не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта ПД;
  • общественные объединения или религиозные организации, которые получают доступ к данным своих членов (участников) для достижения целей, предусмотренных в учредительных документах;
  • организации и частные лица, пользующиеся общедоступными сведениями, которые субъекты ПД сами раскрыли, например, на персональных сайтах;
  • любые компании, в которых действует система пропусков. Если паспортные данные гражданина переписываются для оформления однократного пропуска на территорию организации, регистрироваться не придется;
  • системы со статусом государственных автоматизированных информсистем, а также государственные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка. Их очень много, а в их числе системы «Эра-Глонасс» и «Управление», АИС учета некоммерческих и религиозных организаций и многие другие на федеральном и региональном уровне;
  • граждане и организации, которые обрабатывают информацию без использования средств автоматизации (компьютера). При этом им надо руководствоваться требованиями, утвержденными Постановлением правительства от 15 сентября 2008 г. N 687;
  • организации, которые запрашивают данные для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, например, при бронировании и покупке билетов, в том числе через онлайн-сервисы перевозчиков или посредников.

С учетом таких формулировок многие из организаций уже не попадают в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. Но те, на кого исключения не распространяются, обязательно должны быть в списке контролирующего органа.

Процедура регистрации заключается в подаче уведомления по определенной форме. С ней можно ознакомиться через реестр персональных данных Роскомнадзора, портал госуслуг либо с помощью Приказа Минкомсвязи России от 21.12.2011 N 346. Бесплатно скачать нужный документ можно и в конце этой статьи.

Роскомнадзор рекомендует подавать уведомление на бланке организации, на бумаге либо в электронном варианте. Бумажный вариант надо будет заполнить, подписать и отправить в территориальный орган Роскомнадзора (по почте или отнести лично). Электронный документ можно оформить прямо на сайте ведомства — в разделе «Электронные формы заявлений».

Вне зависимости от способа информирования чиновников, в уведомлении придется обязательно указать:

  • полное и сокращенное наименование компании с указанием организационно-правовой формы, а также юридический и почтовый адреса, ИНН;
  • цели обработки, заявленные в учредительных документах либо фактически осуществляемые;
  • категории ПД, которые будут обрабатываться;
  • субъекты, чьи ПД планируется обрабатывать, в том числе отношения с ними, например, пассажир, заемщик, абонент, вкладчик, страхователь;
  • основание, по которому имеется право на обработку (к примеру, статьи Воздушного кодекса РФ или закона об актах гражданского состояния об актах гражданского состояния), в том числе наличие лицензии на осуществляемый вид деятельности;
  • описание используемых способов обработки ПД и их перечень: неавтоматизированная, автоматизированная или смешанная обработка;
  • сведения о лицах, ответственных за организацию обработки ПД, номера их телефонов, почтовые адреса, e-mail;
  • информация о шифровальных (криптографических) средствах;
  • дата начала, а также условия и сроки прекращения обработки ПД;
  • сведения о том, где хранятся данные в процессе их обработки, в том числе о стране, где находятся базы с информацией о ПД граждан Российской Федерации;
  • сведения об обеспечении безопасности ПД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119.

Отметим, что регистрация оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора осуществляется в 30-дневный срок. Если будет подано электронное заявление, компании придется направить в территориальный орган дополнительно и бумажный экземпляр уведомления. Если сведений будет недостаточно, чиновники направят запрос об уточнении поданных документов. Отказать в принятии уведомления и занесении сведений об организации в реестр нельзя.

Если, по разным причинам, у организации изменились цели обработки ПД или необходимо внести иные изменения, в течение 10 дней она направляет в адрес Роскомнадзора письмо по установленной форме. С документом можно ознакомиться ниже. Кроме того, читателям PPT.ru доступна для скачивания форма документа, необходимого для исключения компании из реестра.

Все оказываемые в этом случае услуги Роскомнадзором бесплатны.

Ответственность за отказ регистрироваться в реестре

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ, который начал действовать с 1 июля 2017 года, в статье 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 000 до 75 000 рублей, а для ИП — от 5000 до 20 000 рублей.

Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим — от 3000 до 5000 рублей.

Типовая форма согласия на обработку персданных

Форма письма о внесении изменений в сведения об операторе

Подготовить документы по персданным для сайта онлайн