Нцс 81 02 04 2017

Уважаемые пользователи официального сайта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации!

Раздел «Документы» имеет расширенный поиск, который поможет найти нужный документ.

Вы можете искать документ по четырем параметрам: наименование документа, статус документа, тип документа и принадлежность к тому или иному департаменту министерства. Фильтры могут применяться по отдельности или вместе.

1. Как найти документ по названию?

Кликнув по полю «Поиск по документам», вводим наименование документа и нажимаем клавишу Enter.

2. Как найти документ по статусу?

Чтобы найти проекты документов необходимо нажать на кнопку «Проекты документов». Если Вам нужны только действующие документы, необходимо нажать кнопку «Действующие документы». Чтобы осуществить поиск по заданным параметрам, нажимаем кнопку «Применить фильтры».

3. Как найти документ по типу?

При клике на кнопку «Документы по типу», откроется список, в котором можно выбрать нужные типы документа. Чтобы осуществить поиск по заданным параметрам, нажимаем кнопку «Применить фильтры».

4. Как найти документ по принадлежности к департаментам министерства?

Кликнув по кнопке «Документы по Департаментам», открываем список департаментов и выбираем необходимые. Чтобы осуществить поиск по заданным параметрам, нажимаем кнопку «Применить фильтры».

В сметную практику широко внедряется институт технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и проверки достоверности стоимости строительства, для чего используются НЦС. Знать это очень важно для современнных сметчиков, стоимостных инженеров, экономистов планово-экономических отделов, специалистов по ценообразованию предприятий, строящих за счет бюджетов всех уровней, госкорпораций и компаний с госучастием (более 50%) и предприятий строительного комплекса, производителей строительных материалов.

Укрупненный норматив цены строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.

В федеральный реестр сметных нормативов по состоянию на 31.12.2019 включены ФЕР-2020 и НЦС 2020. Сборники НЦС 2020 применяются с 1 января 2020 г! НЦС 2017 года отменены. Вступает в силу Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства (Приказ Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр).

Планируется также расширить номенклатуру сборников НЦС (объекты атомной энергии, объекты ракетно-космической промышленности, учет отраслевых особенностей строительства объектов электроэнергетики).

Сборники НЦС содержат: коэффициенты, учитывающие региональные условия строительства; порядок применения каждого сборника НЦС; описание конструктивных решений каждого показателя НЦС.Вышли долгожданные укрупненные нормативы цены строительства (УНЦС-2020). Сборники с НЦС 81-02-01-2020 по НЦС 81-02-21-2020:

  • (приказ №909/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №910/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №868/пр от 25 декабря 2019 года)
  • (приказ №911/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №913/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №915/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №917/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №919/пр от 30 декабря 2019 года).
  • (приказ №921/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №904/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №912/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №914/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №916/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №918/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №825/пр от 19 декабря 2019 года)
  • (приказ №920/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №908/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №903/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №905/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (приказ №906/пр от 30 декабря 2019 года)
  • (за исключением линейных) (приказ №907/пр от 30 декабря 2019 года). .

НЦС представляет собой сумму денежных средств, необходимую для возведения объектов образования, рассчитанный на установленную единицу (1 место, 1 человек в смену, 1 м2)

Показатели НЦС рассчитаны для отдельно стоящего здания, без учета стоимости прочих объектов, расположенных в пределах земельного участка, отведенного под застройку (трансформаторных подстанций, котельных, насосных станций).

Строительство наружных инженерных сетей и благоустройства территории должны учитываться дополнительно по соответствующим сборникам укрупненных нормативов строительства.


НЦС предназначены:

  • для планирования;
  • определения лимита финансирования;
  • подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование.

НЦС учитывают:

  • строительно-монтажные работы;
  • оборудование;
  • временные здания и сооружения;
  • зимнее удорожание;
  • проектно-изыскательские работы;
  • экспертиза проектной документации;
  • авторский надзор;
  • служба заказчика;
  • строительный контроль;
  • получение исходных данных.

НЦС не учитывают:

  • работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства;
  • командировочные расходы рабочих;
  • перевозка рабочих;
  • затраты на строительство и содержание вахтовых поселков;
  • плата за землю и земельный налог в период строительства;
  • плата за подключение к внешним инженерным сетям;
  • дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах (дополнительные транспортные расходы), стесненных условиях производства работ;
  • особые условия строительства объекта учитываются коэффициентами, предусмотренными в технических частях сборников НЦС. Дополнительные транспортные расходы учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации;
  • иные затраты, не являющиеся характерными при строительстве соответствующего типа зданий.

Этапы разработки сборников НЦС: разработка и согласование номенклатуры сборника; определение и согласование измерителей сборника; подбор проектной документации – выбор объекта-представителя; анализ документации. Формирование ресурсно-технологической модели (РТМ): состав затрат, учтённых и неучтённых в РТМ.

Градостроительный Кодекс РФ Глава 2.1 статья 8.3: Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением:

  • средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями;
  • юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации , в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

«Смета на строительство объектов капитального строительства» должна содержать текстовую часть в составе:

  • пояснительной записки к сметной документации;
  • сметную документацию.

Пояснительная записка к сметной документации должна содержать следующую информацию:

перечень утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство, а также обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах (при наличии таких проектов) при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.

То есть сметная стоимость строительства должна быть меньше или равна Предполагаемой (предельной) стоимости строительства, определенной с применением укрупненных нормативов цены строительства. И это является в том числе предметом проверки сметной документации в органах Главгосэкспертизы.

Порядок применения НЦС.

При применении НЦС рекомендуется учитывать:

  1. Регионально-экономические условия.
  2. Регионально-климатические условия.
  3. Инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.

Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

  1. Сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту.
  2. Выбор соответствующих НЦС.
  3. Подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в приложениях и техническими частями соответствующих сборников, определение их численных значений.
  4. Расчет стоимости планируемого к строительству объекта.

В сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать:

  • определение функционального назначения объекта;
  • мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, т. д.);
  • дата начала и окончания работ на объекте;
  • регион строительства.

Планируемая продолжительность строительства принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» соответствующего сборника НЦС.

При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты, приведенные в приложении.

Для расчета стоимости для объектов по НЦС на объект может и не быть прямой расценки. В таком случае оценку стоимости можно производить по объекту-аналогу. Об объекте-аналоге можно уточнить у Заказчика, также на сайте Минстроя ведется реестр повторно применяемых объектов.

ОСНОВНЫЕ ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЦС и как следствие — не достоверная стоимость определенная с использованием НЦС:

  1. Стоимость строительства определяется только по основному объекту капитального строительства, без учета дополнительных затрат на подготовку территории строительства, благоустройство, прокладку инженерных сетей, озеленение, технологическое присоединение и т. д.
  2. Применяется только один региональный поправочный коэффициент. Не используются дополнительные поправочные коэффициенты, учитывающие регионально-климатические условия осуществления строительства, удорожание стоимости строительства в сейсмических районах, дополнительные затраты, связанные с транспортировкой строительных ресурсов в пределах региона Российской Федерации.
  3. Не учитывается налог на добавленную стоимость и индексы-дефляторы Минэкономразвития России.

Основные ошибки при использовании НЦС: берутся только сами НЦС без учета региональных коэффициентов и других объектов, без учета НДС, без учета затрат и т.д.

Чтобы правильно определить стоимость строительства нужно сложить: сам НЦС, добавить показатели на строительство наружных инженерных сетей, добавить НЦС на малые архитектурные формы, добавить озеленение и благоустройство, добавить затраты, которые НЦС не предусмотрены (в каждом сборнике НЦС в технической части написано: что входит и что не входит), добавляются индексы дефляторы Минэкономразвития, и на все это вместе накручивается НДС. В НЦС учтено (если кратко): все, что точно будет, и не учтено то, что может быть или не быть.

Внимание! Автоматизация процесса составления сметы по НЦС 2020: НАШ ОБЗОР

Поможем со сборниками, сметной программой и составлением сметы на НЦС 2020.

Статья дополняется. Ранее на тему НЦС мы писали в том числе .

Остались вопросы? Есть правки? Нужна смета по НЦС (школа, детский сад, другое?)? Пример расчета? Конъюнктурный анализ?

Интересует порядок разработки, применение, утверждение укрупненных НЦС? Расчёт РТМ. Расчёт стоимости планируемого к строительству объекта. Расчёт параметра объекта, отличающегося от указанного в таблице, путем интерполяции.

Есть вопросы: каким образом работать с расценками базы, как настроить параметры сметы, чтобы получить расчеты, соответствующие тех. части в сметной программе?

Нужна база «Укрупненных нормативов цены строительства» (НЦС-2020)? Хотите скачать НЦС-2020? В программе «Гранд-смета» она уже реализуется по цене 5 000 руб. за 1 рабочее место. После приобретения база обновляется без дополнительной оплаты по мере размещения новых сборников.

Смело звоните:(495) 133-62-42 или пишите smety@all-smety.ru

Заказать смету по НЦС-2020

По договоренности также можем оказать услуги по разработке сметных нормативов НЦС и ГЭСНпо всем правилам и с учетом особенностей включения нормативов в федеральный реестр для использования во ФГИС ЦС. А также предоставить услуги расчетов стоимости планируемых к строительству объектов с применением нормативов НЦС и оформлении всей необходимой документации.

МИНИСТЕРСТВО

СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНСТРОЙ РОССИИ)

ПРИКАЗ

от «30» декабря 2019 г. № 911/пр

Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства

В соответствии с пунктом 7.14 части 1 статьи 6, частью 11 статьи 8′ Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.4.236 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, приказываю:

2. Установить, что НЦС 81-02-04-2020 применяются с 1 января 2020 г.

. Установить, что «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-04-2017. Сборник №04. Объекты здравоохранения», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 869/пр, не применяются с 1 января 2020 г.

И.о. Министра Ю.С. Гордеев

Приложение к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от «30» декабря 2019 г. №911/пр

УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

СБОРНИК № 04. Объекты здравоохранения

1. Укрупнённые нормативы цены строительства (далее — НЦС), приведенные в настоящем сборнике, предназначены для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, объектов здравоохранения, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

2. Показатели НЦС рассчитаны в уровне цен по состоянию на 01.01.2020 для базового района (Московская область).

3. НЦС представляет собой показатель потребности в денежных средствах, необходимых для возведения объектов здравоохранения, рассчитанный на установленную единицу измерения (1 койко-место, 1 посещение в смену, 1 вызов в сутки).

4. Сборник состоит из двух отделов:

  • Отдел 1. Показатели укрупненного норматива цены строительства.
  • Отдел 2. Дополнительная информация.

5. В сборнике предусмотрены показатели НЦС по следующей номенклатуре:

  • Раздел I. Больницы.
  • Раздел 2. Лечебные корпуса.
  • Раздел 3. Диспансеры.
  • Раздел 4, Поликлиники.
  • Раздел 5. Перинатальные центры.
  • Раздел 6. Амбулатории.
  • Раздел 7. Станции скорой медицинской помощи.
  • Раздел 8. Здания домов для престарелых и инвалидов.
  • Раздел 9. Фельдшерско-акушерские пункты.

6. Показатели НЦС разработаны для объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам, и обеспечивающих оптимальный уровень комфорта.

7. Показатели НЦС разработаны на основе ресурсных моделей, в основу которых положена проектная документация по объектам-представителям, имеющая положительное заключение экспертизы и разработанная в соответствии с действующими на момент разработки НЦС строительными и противопожарными нормами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

8. В показателях НЦС учтена номенклатура затрат в соответствии с действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объектов в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами в объеме, приведенном в Отделе 2 настоящего сборника, а также в положениях технической части настоящего сборника.

9. Характеристики конструктивных, технологических, объемно-планировочных решений, учтенных в показателях НЦС, приводятся в Отделе 2 настоящего сборника.

10. В случаях если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего показателя в Отделе 2 настоящего сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением поправочных коэффициентов, включенных в настоящий сборник, а также для объектов капитального строительства в городах с населением более 500 тысяч человек, допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

11. Для показателей НЦС, по которым в Отделе 2 настоящего сборника отсутствует информация о стоимости фундаментов, и (или) технологического оборудования, и (или) проектно—изыскательских работ, и (или) удельных показателях стоимости строительства здания (сооружения) на 1 м3 и 1 м2, и (или) основных технических характеристиках конструктивных решений и видах работ объекта — представителя, при определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, допускается использовать данные стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

12. При определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании показателей НЦС настоящего сборника, допускается использовать данные о стоимости проектно-изыскательских работ, технологического оборудования, работ по возведению фундаментов объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, с исключением при проведении расчетов стоимости проектно-изыскательских работ, технологического оборудования, работ по возведению фундаментов соответственно, учтенной в показателе НЦС и приведенной в Отделе 2 настоящего сборника.

13. Оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда.

14. Показатели НЦС учитывают затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), стоимость строительных материальных ресурсов и оборудования, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений (учтенные сметными нормами затрат на строительство временных титульных зданий и сооружений), дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (учтенные сметными нормами дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время), затраты на проектно—изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

15. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в показателях НЦС, рекомендуется определять на основании документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

16. Показатели НЦС рассчитаны для отдельно стоящего здания, без учета стоимости прочих объектов, расположенных в пределах земельного участка, отведенного под застройку (трансформаторные подстанции, котельные, насосные станции, наружные инженерные сети, благоустройство территории и т.п.).

17. Показателями НЦС предусмотрены конструктивные решения, обеспечивающие использование объектов маломобильными группами населения.

18. В показателях НЦС учтена стоимость электрической энергии от постоянных источников, если иное не указано в Отделе 2 настоящего сборника.

19. Показателями НЦС учтены затраты на вывоз излишков грунта за пределы строительной площадки на расстояние 10 км без его размещения. Расходы на вывоз грунта на расстояние сверх учтенного в показателях НЦС учитываются дополнительно.

20. Показатели таблицы 04-01-002 «Детские больницы» предусматривают стационарное лечение детей трех лет и старше с палатами без круглосуточного пребывания с матерью.

21. Показателем 04-04-002-02 «Детские поликлиники на 200 посещений в смену» при необходимости, дополнительно могут быть учтены следующие структурные подразделения:

  • кабинет флюорографии и 2 кабинета УЗИ (абдоминальная диагностика и допплерография);
  • отделение дневного стационара;
  • центральное стерилизационное отделение;

22. При строительстве объектов в стесненных условиях застроенной части городов к показателям НЦС применяется коэффициент 1,06.

23. Переход от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации осуществляется путем применения к показателю НЦС коэффициентов, приведенных в Таблице 1.

Порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержден приказом Госстроя от 5 февраля 2013 г. № 17/ГС.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020)
ГрК РФ Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)
1. Федеральный реестр сметных нормативов является государственным информационным ресурсом. Указанный реестр является общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
2. Федеральный реестр сметных нормативов, содержащий сведения об утвержденных сметных нормативах, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
3. Формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
(часть 3 введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ)

Актуализировать сметные нормативы в программе ГРАНД-Смета, СметаРУ, Госстройсмета, СметаРИК, А0, АРОС-Лидер можно просто обратившись к консультанту на сайте

от «30» декабря 2019 г. № 916/пр

В соответствии с пунктом 7.14 части 1 статьи 6, частью 11 статьи 83 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.4.236 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, приказываю:

2. Установить, что НЦС 81-02-13-2020 применяются с 1 января 2020 г.

3. Установить, что «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-13-2017. Сборник №13. Наружные тепловые сети», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. №1011/пр, не применяются с 1 января 2020 г.

И.о. Министра Ю.С. Гордеев

Приложение к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от «30» декабря 2019 г. №916/пр

СБОРНИК № 13. Наружные тепловые сети

1. Укрупненные нормативы цены строительства (далее — НЦС), приведенные в настоящем сборнике, предназначены для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, по прокладке наружных тепловых сетей, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

2. Показатели НЦС рассчитаны в уровне цен по состоянию на 01.01.2020 для базового района (Московская область).

3. НЦС представляет собой показатель потребности в денежных средствах, необходимых для прокладки наружных тепловых сетей, рассчитанный на установленную единицу измерения (1 км, 100 м, 10 м, 1 отвод, 1 камера, 1 павильон, 1 узел).

4. Сборник состоит из двух отделов:

  • Отдел 1. Показатели укрупненного норматива цены строительства.
  • Отдел 2. Дополнительная информация.

5. В сборнике предусмотрены показатели НЦС по следующей номенклатуре:

  • Раздел 1. Прокладка трубопроводов теплоснабжения в непроходных каналах с изоляцией трубопроводов минераловатными плитами и стеклопластиком.
  • Раздел 2. Прокладка трубопроводов теплоснабжения в непроходных каналах в изоляциииз пенополиуретана (ППУ).
  • Раздел 3. Бесканальная прокладка трубопроводов теплоснабжения в армопенобетонной изоляции.
  • Раздел 4. Бесканальная прокладка трубопроводов теплоснабжения в битумоперлитовой изоляции.
  • Раздел 5. Бесканальная прокладка трубопроводов теплоснабжения в изоляции из пенополиуретана (ППУ).
  • Раздел 6. Надземная прокладка трубопроводов теплоснабжения на низких опорах.
  • Раздел 7. Бесканальная прокладка трубопроводов теплоснабжения в изоляции из пенополиуретана (ППУ) на глубине 2 м.
  • Раздел 8. Отводы для бесканальной прокладки трубопроводов теплоснабжения в изоляции из пенополиуретана (ППУ) на глубине 2 м.
  • Раздел 9. Бесканальная прокладка трубопроводов теплоснабжения в изоляции из пенополиуретана (ППУ) на глубине 3 м.
  • Раздел 10. Отводы для бесканальной прокладки трубопроводов теплоснабжения в изоляции из пенополиуретана (ППУ) на глубине 3 м.
  • Раздел 11. Прокладка трубопроводов теплоснабжения в изоляции из пенополиуретана (ППУ) на глубине 2мв стальных футлярах.
  • Раздел 12. Прокладка трубопроводов теплоснабжения в изоляции из пенополиуретана (ППУ) на глубине 3 м в стальных футлярах.
  • Раздел 13. Прокладка трубопроводов теплоснабжения в изоляции из пенополиуретана (ППУ) на глубине 5 м в стальных футлярах.
  • Раздел 14. Камеры тепловых сетей подземные на глубине 3 м (строительная часть).
  • Раздел 15. Камеры тепловых сетей подземные на глубине 5 м (строительная часть).
  • Раздел 16. Павильон тепловой сети высотой 10,9 м, при заглублении 4,5 м (строительная часть).
  • Раздел 17. Технологические узлы для присоединения к магистрали.
  • Раздел 18. Бесканальная прокладка трубопроводов теплоснабжения из трубопроводов изопрофлекс на глубине 2 м.

6. Показатели НЦС разработаны на основе ресурсных моделей, в основу которых положена проектная документация по объектам-представителям, имеющая положительное заключение экспертизы и разработанная в соответствии с действующими на момент разработки НЦС строительными и противопожарными нормами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

7. В показателях НЦС учтена номенклатура затрат в соответствии с действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объектов в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами в объеме, приведенном в Отделе 2 настоящего сборника, а также в положениях технической части настоящего сборника.

8. Характеристики конструктивных, технологических, объемно-планировочных решений, учтенных в показателях НЦС, приводятся в Отделе 2 настоящего сборника.

9. В случаях если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего показателя в Отделе 2 настоящего сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением поправочных коэффициентов, включенных в настоящий сборник, допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

10. Для показателей НЦС, по которым в Отделе 2 настоящего сборника отсутствует информация об основных технических характеристиках конструктивных решений и видах работ объекта-представителя, при определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, допускается использовать данные стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

11. При определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании показателей НЦС настоящего сборника, допускается использовать данные о стоимости проектно-изыскательских работ объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, с исключением при проведении расчетов стоимости проектно-изыскательских работ, учтенной в показателе НЦС и приведенной в Отделе 2 настоящего сборника.

12. Оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда.

13. Показатели НЦС учитывают затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), стоимость строительных материальных ресурсов, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений (учтенные сметными нормами затрат на строительство временных титульных зданий и сооружений), дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (учтенные сметными нормами дополнительных затрат при производстве строительно¬-монтажных работ в зимнее время), затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

14. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в показателях НЦС, рекомендуется определять на основании документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

15. Показатели НЦС распространяются на тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями), транспортирующие горячую воду при условном давлении 1,6 МПа и температуре 150°С.

В нормах предусмотрено выполнение работ по подземной прокладке трубопроводов на глубине

  • 2 метра для показателей разделов 1-8, 11, 18,
  • для показателей разделов 9, 10, 12, 14 — на глубине 3 м,
  • для показателей разделов 13, 15 — на глубине 5 м,
  • для показателя раздела 16 на глубине 4,5 м.

16. Для возможности корректировки количества углов поворота к показателям НЦС разделов 7 и 9 следует применять показатели НЦС разделов 8 и 10 соответственно.

17. К показателям НЦС, приведенным в Отделе 1 настоящего сборника, при строительстве в стесненных условиях застроенной части городов допускается применение коэффициента 1,06.

18. Показателями НЦС на устройство сетей теплоснабжения учтена 2-трубная прокладка трубопроводов (в две нитки). Для разделов 1-6 при прокладке трубопроводов в 3 нитки допускается применять коэффициент 1,39, при прокладке трубопроводов в 4 нитки — коэффициент 1,77. Количество нитей трубопровода в одной траншее определяется проектом.

19. Показатели НЦС на устройство теплосетей дифференцированы в зависимости от типа грунтов (мокрые, сухие), вида траншеи (без крепления и с креплением стенок траншеи), а также от способа производства земляных работ:

  • в стесненных условиях в застроенной части города с вывозом разработанного грунта на расстояние 15 км без его размещения и привозом для обратной засыпки на расстояние 1 км;
  • в свободной от застройки местности — устройство траншеи с откосами, с разработкой грунта в отвал и вывозом грунта, не используемого для обратной засыпки, на расстояние 15 км.

В случае увеличения расстояния перевозок разработанного грунта сверх расстояний, учтенных показателями НЦС, дополнительные затраты следует определять на основании расчетов, выполненных с использованием сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Засыпка траншей для показателей НЦС разделов 1-5, 11-13 предусмотрена местным грунтом и песком на высоту подстилающего слоя под трубопроводы, для показателей НЦС разделов 7-10, 18 — местным грунтом и песком на высоту выше оболочки трубопроводов на 0,2 м.

В случае, когда производится полная замена грунта и засыпка песком, для показателей НЦС разделов 1-5 объем излишнего грунта, стоимость погрузки и вывоза, стоимость песка следует определять дополнительно по соответствующим нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов.

Для разделов 7-13 сборника при полной замене грунта песком к показателям НЦС применяются поправочные коэффициенты, приведенные в Таблице 1.