Новые требования к первичке 2018

Для чего нужны первичные документы

Общим термином «первичные документы» принято называть любые документы, которые подтверждают осуществленные налогоплательщиком сделки. В данном случае речь идет о сделках, связанных с хозяйственной деятельностью организации и имеющих определенный экономический эффект. Под первичными документами понимается как бухгалтерская «первичка», так и документы, необходимые для налоговых целей (то есть для подтверждения расходов, вычетов, льгот и т.п.).

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Непосредственно для целей бухгалтерского учета используется более узкое понятие «первичный учетный документ». Именно такая формулировка содержится в статье 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В данной норме сказано, что первичный учетный документ необходимо составлять на каждый факт хозяйственной жизни организации непосредственно при его совершении, а если это невозможно, то сразу после его окончания. Для указанных целей под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона о бухучете).
Далее в Законе о бухучете говорится, что первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме (п. 5 ст. 9 Закона о бухучете). Здесь же приводятся обязательные реквизиты, которые должны быть в каждом таком документе (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете). Кроме этого, указывается, что первичный учетный документ является основанием для отображения содержащихся в нем данных в регистрах бухгалтерского учета (п. 3 ст. 9 Закона о бухучете).
При этом первичный учетный документ может также подтверждать расходы для налоговых целей. Ведь в пункте 1 статьи 252 НК РФ (который применяется при УСН на основании п. 2 ст. 346.16 НК РФ) сказано, что каждый расход должен быть подтвержден документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон о бухучете является частью законодательства РФ. А значит, первичный учетный документ, оформленный по правилам статьи 9 Закона о бухучете, может стать основанием для формирования налоговых регистров. При этом чиновники не возражают против того, чтобы бухгалтерская «первичка», подтверждающая расходы, была составлена в электронном виде (письма ФНС России от 06.02.14 № ГД-4-3/1984@ и Минфина России от 13.09.18 № 03-03-06/1/65618).

Обмениваться с контрагентами юридически значимой «первичкой» через интернет Входящие бесплатно

Обязательные реквизиты бухгалтерской «первички»

Теперь перейдем к нюансам оформления первичной учетной документации. Как уже говорилось, в пункте 2 статьи 9 Закона о бухучете содержится перечень обязательных реквизитов бухгалтерской «первички». Отсутствие хотя бы одного из них лишает документ статуса первичного учетного документа. Поэтому важно отслеживать наличие в документе всех обязательных пунктов. Чтобы это было проще сделать, в документе следует выделить три части: вводную, содержательную и заключительную. Каждую часть нужно проверить отдельно.
Так, во вводной части бухгалтерской «первички» должны быть указаны следующие сведения: наименование и дата составления документа, а также наименование лица (организации или ИП), от имени которого составлен документ.

Далее следует содержательная часть первичного учетного документа. В ней необходимо отразить суть факта хозяйственной жизни (выплата или прием денег, передача или прием имущества и т.п.) и привести соответствующие измерители (натуральные или денежные). При этом обязательно следует указать единицы измерения (рубли, доллары США, килограммы, тонны, штуки и т.п.).
Наконец, в заключительной части «первички» нужно отразить данные ответственного лица. А именно: наименование должности, фамилию и инициалы лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо лица, ответственного за оформление свершившегося события. Завершается оформление первичного учетного документа проставлением подписи ответственного лица. Если ответственных лиц несколько, то должны быть указаны данные все этих лиц и проставлены их подписи.

Формировать накладные, акты, счета-фактуры и вести бухгалтерию в веб-сервисе для ИП

По правилам пункта 4 статьи 9 Закона о бухучете, формы первичных учетных документов, которые применяются организацией, утверждает непосредственно ее руководитель (за исключением организаций государственного сектора). Требования об обязательном применении унифицированных форм в Законе о бухучете больше нет.
Таким образом, в каждой организации необходимо определить перечень первичной учетной документации, а затем приказом по компании утвердить формы этих документов. Формы «первички» можно разработать полностью самостоятельно («с нуля»), а можно взять за основу соответствующие унифицированные формы. Также не запрещено указать в приказе, что в компании будет применяться та или иная унифицированная форма без каких-либо изменений или дополнений.
В одной и той же организации допустимо использовать все вышеперечисленные варианты (например, можно прописать, что какие-то документы будут оформляться по «своим» формам, а остальные — по унифицированным). Главное, чтобы соблюдались два условия. Первое: формы «первички должны быть утверждены руководителем организации. И второе: в каждой утвержденной форме должны содержаться все обязательные реквизиты первичного учетного документа. Заметим, что в форме документа могут быть отражены только лишь обязательные реквизиты, либо обязательные и дополнительные реквизиты (письмо Минфина России от 04.02.15 № 03-03-10/4547, доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 12.02.15 № ГД-4-3/2104@; см. «Минфин напомнил основные требования к первичным учетным документам»).
Однако в некоторых случаях использовать самостоятельно разработанные формы первичной документации не получится. Например, обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (информация Минфина России от 04.12.12 № ПЗ-10/2012). В частности, только по унифицированным формам можно создавать приходные и расходные кассовые ордера (КО-1 и КО-2), кассовую книгу (КО-4), книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств (КО-5), а также расчетно-платежные и платежные ведомости (Т-49 и Т-53).

Бесплатно вести кассовую книгу в электронном виде

Счет-фактура и договор: являются ли они «первичкой»?

Отдельно остановимся на документах, которые часто относят к первичным учетным документам, хотя на самом деле они таковыми не являются. Речь идет о счетах-фактурах и договорах.
Как известно, счет-фактура необходим для вычета НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ). Соответственно, цель создания этого документа не соответствует цели составления бухгалтерской «первички». Счет-фактура не является основанием для отражения каких-либо данных в регистрах бухгалтерского учета. Также нужно учитывать, что счет-фактура составляется не во время совершения хозяйственной операции и даже не сразу после ее завершения, а в течение пяти календарных дней с даты отгрузки товаров (сдачи работ, услуг) либо с даты получения аванса (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Сформировать накладные и счета‑фактуры в веб‑сервисе для ведения учета и сдачи отчетности

Но в то же время реквизиты отгрузочного счета-фактуры во многом совпадают с реквизитами первичного документа на передачу покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг). Поэтому ФНС России разработала универсальный передаточный документ, в котором помимо сведений из счета-фактуры есть дополнительные реквизиты, характерные для первичного учетного документа (приложение № 2 к письму ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@). Руководствуясь правилами Закона о бухучете, универсальный передаточный документ следует составить во время совершения операции или сразу после ее завершения. Только в этом случае УПД, содержащий в себе показатели счета-фактуры, будет расцениваться как первичный учетный документ. Обычный счет-фактура к «первичке» не относится.

Бесплатно обмениваться с контрагентами УПД и счетами‑фактурами через интернет

Аналогичная ситуация и с договором — сам по себе он не является первичным документом для целей бухгалтерского учета. Ведь договор — это всего лишь перечень обязательств сторон. Факт заключения договора, как правило, не подтверждает совершение хозяйственной операции, а говорит лишь о намерениях сторон совершить такую операцию.

Другими словами, договор является документом бухгалтерского учета, который фиксирует возникновение, изменение и прекращение обязательств (п. 3 ст. 5 Закона о бухучете), но не фиксирует факт хозяйственной жизни и его содержание (п. 1 ст. 5 Закона о бухучете). В связи с этим, он не может быть признан первичным учетным документом. Поэтому одного договора, подписанного сторонами, недостаточно для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций.

Бесплатно составлять договоры в Контур.Эльбе по готовым шаблонам

В то же время договор может быть признан первичным учетным документом, если он составлен непосредственно при совершении хозяйственной операции, содержит все необходимые реквизиты «первички» и утвержден в качестве таковой руководителем организации. В частности, договор может считаться первичным учетным документом, если он составлен не в виде единого документа, подписанного сторонами, а в виде счета на оплату (инвойса), которым оформляется уже свершившийся факт хозяйственной жизни (продажа товара, выполнение работы, оказание услуги). Это вывод подтверждается в Рекомендациях по проведению годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год, приведенных в приложении к письму Минфина России от 21.01.19 № 07-04-09/2654.
Таким образом, счет на оплату (инвойс), направляемый покупателю после отгрузки товара, можно расценивать как первичный документ бухгалтерского учета, если в нем есть все реквизиты, предусмотренные Законом о бухучете, и форма счета (инвойса) утверждена руководителем организации в качестве «первички». Также см. «Минфин сообщил, обязательно ли составлять акт приема-передачи оказанных услуг».

Как исправлять «первичку»

Как быть, если при составлении первичного учетного документа была допущена ошибка? Как правильно внести изменения в документ?
Прежде всего, бухгалтеру нужно помнить, что есть группа «первички», которую в принципе нельзя исправлять. Речь идет о кассовых и банковских документах (приходные и расходные ордера, платежные поручения и т.п.). Запрет на изменение этих документов установлен в пункте 4.7 Указания ЦБ РФ от 11.03.14 № 3210-У и в пункте 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Обратите внимание: при заполнении платежек на уплату налогов или взносов ошибок можно избежать, если формировать платежки автоматически. Некоторые веб-сервисы для сдачи отчетности (например, «Контур.Экстерн») позволяют сформировать платежку в один клик на основе данных из декларации (расчета) или присланного инспекций требования об уплате налога (взноса). Все необходимые обновления — реквизиты получателя и отправителя, актуальные КБК, коды для статуса плательщика — своевременно устанавливаются в сервисе без участия пользователя. При заполнении платежки все актуальные значения подставляются автоматически.

Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет

Также не допускается внесение исправлений в бланки строгой отчетности, выдаваемые вместо чеков ККТ. Об этом сказано в пункте 10 Положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.08 № 359).
Соответственно, если в любом из указанных документов была допущена ошибка, то испорченный документ к исполнению не принимается. Взамен него необходимо составить новый первичный учетный документ. При этом в отношении БСО установлено дополнительное требование: «бракованный» бланк следует перечеркнуть и подшить в книгу учета бланков за день заполнения.
Отдельно отметим, что авансовый отчет и кассовая книга не являются кассовыми документами. Поэтому на них запрет на внесение исправлений не распространяется.
Ошибка, допущенная в авансовом отчете, кассовой книге или любых других первичных бухгалтерских документах (за исключением тех, о которых было сказано выше), должна исправляться с сохранением документа (его реквизитов). Полностью заменить испорченный документ на новый в этих случаях уже нельзя (письмо Минфина России от 23.10.17 № 03-03-10/69280; см. «Минфин: первичный документ, составленный с ошибкой, нельзя заменять новым документом»). Исправление ошибок возможно двумя способами.
Первый вариант прямо зафиксирован в законодательстве и предполагает внесение исправлений непосредственно в сам первичный документ. Неправильные данные зачеркиваются одной чертой и отдельно вписываются верные. Затем ставится дата, делается надпись «Исправлено» и проставляются подписи тех же лиц, что изначально подписали документ, с указанием их фамилий и инициалов (п. 7 ст. 9 Закона о бухучете, п. 16 Положения по ведению бухучета).
Обратите внимание: если «первичка» была составлена в нескольких экземплярах (например, один экземпляр для организации, а другой — для ее контрагента), то исправления в вышеуказанном порядке нужно внести в каждый экземпляр. Без этого изменения не будут иметь законной силы (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.15 по делу № А43-27322/2014).
Второй способ предложен в письмах ФНС России от 05.03.18 № СД-4-3/4226@ и от 23.03.18 № СД-4-3/5412@, Минфина России от 22.01.16 № 07-01-09/2235. Чиновники рекомендуют не вносить изменения в первоначальный вариант документа, а составить исправленный первичный документ с тем же номером и датой, что и ошибочный документ. При этом обязательно нужно указать, что документ является исправленным, а также зафиксировать порядковый номер исправления и его дату. То есть в исправленном первичном документе должна присутствовать строка «Исправление № ___ от «__» ________20__ г.» (это отличит его от нового документа, составленного взамен ошибочного, ведь, как было сказано выше, в описанной ситуации это недопустимо). Как отмечают чиновники, такой вариант корректировки документа оптимален для электронной «первички».
И в заключение отметим, что несущественные ошибки и опечатки, обнаруженные в первичных документах, можно вообще не исправлять. К таким ошибкам относятся те, которые не препятствуют идентификации сторон операции и ее основных условий: наименования товара, работ или услуг, стоимости, количества и т.д. (письмо Минфина России от 04.02.15 № 03-03-10/4547, доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 12.02.15 № ГД-4-3/2104@).

Минэкономразвития напоминает, что с 1 января 2019 года подавляющее большинство технических стандартов Советского Союза «ГОСТ», разработанных до 1992 года, утратили силу в Украине.

Необходимости прекращения действия на территории Украины советских ГОСТов определена Программой деятельности Кабинета Министров Украины. Согласно ей, в 2015 году ГП «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» (ГП «УкрНДНЦ»), которое выполняет функции Национального органа стандартизации, были изданы соответствующие приказы об отмене ГОСТов с утратой силы в течение 2016- 2018 и с полным отказом от них, начиная с 1 января 2019 года. Всего должны быть отменены 12 090 советских ГОСТов

В то же время, с целью снижения рисков для бизнеса Минэкономразвития заблаговременно предложило всем заинтересованным сторонам представить свои предложения по отмене ГОСТов, которые утратили актуальность. Кроме того, Национальный орган по стандартизации постоянно оказывал разъяснения и консультации по вопросам, возникающим в связи с отменой ГОСТов.

В течение 2016-2018 годов в Национальный орган стандартизации поступали предложения о продлении сроков действия некоторых ГОСТов. В результате консультаций, Национальный орган по стандартизации принял ряд приказов, согласно которым 1 173 советские ГОСТы остаются в силе состоянию на 1 января 2019 года.

Такие ГОСТы будут действовать до 1 января 2022 года. В частности, это стандарты на замену которых сейчас проводится или планируется проведение разработки проектов соответствующих национальных стандартов; стандарты, ссылки на которые есть в нормативно-правовых актах; стандарты Единой системы конструкторской документации; стандарты разработаны в свое время на основе международных стандартов, версии которых актуальны в наше время.

С перечнем советских стандартов, которые сейчас остаются в силе, можно ознакомиться на официальном сайте ГП «УкрНДНЦ»: https://bit.ly/2RFyiMI.

Поскольку, продление действия советских ГОСТов после 2022 невозможно, Минэкономразвития и Национальный орган по стандартизации настоятельно рекомендуют всем заинтересованным сторонам, которые в своей работе используют ГОСТы, воспользоваться рекомендациями, размещенными на сайтах Минэкономразвития (https://bit.ly/2CA9zyT) и ГП «УкрНДНЦ» (https://bit.ly/2S5uDae), и найти альтернативу использованию стандартов Советского Союза, которые фактически являются регуляторными актами уже несуществующего государства и противоречат новшеством, введенным в сфере технического регулирования Украина и обязательствам Украины по реформированию сферы технической стандартизации предусмотренными Соглашением ВТО и Соглашением об ассоциации с ЕС.

В то же время, при необходимости разработки национального стандарта на замену соответствующем советскому ГОСТу любая заинтересованная сторона (органы власти, ассоциации производителей, предприятия, общественные организации и т.п.) может выступить заказчиком разработки такого стандарта в соответствии с Законом Украины «О стандартизации».

Справка

Законом Украины «О стандартизации», который вступил в силу 3 января 2015 года, в национальное законодательство Украины реализованы положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Также, в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной ЕС и Европейским Сообществом по атомной энергии, Украина постепенно внедряет Европейские стандарты (EN), как национальные стандарты, в частности, гармонизированные европейские стандарты. Одновременно с этим Украина отменяет конфликтные национальные стандарты, в частности межгосударственные стандарты (ГОСТ), разработанные до 1992 года.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ГОСТР

1.18—

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

РЕЕСТР ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Правила формирования, ведения и получения информации

Издание официальное

Иноа

Стждцлтфея*

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия*» ()

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 012 «Методология стандартизации»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2018 г. Ns 1033-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gos1.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения…………………………………………………………1

2 Нормативные ссылки………………………………………………………..1

3 Термины, определения и сокращения……………………………………………2

4 Правила формирования и ведения реестра ТУ…………………………………….2

5 Содержание реестра ТУ……………………………………………………..3

6 Правила получения информации реестра ТУ………………………………………3

Введение

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» е качестве одного из принципов, на которых основывается стандартизация, устанавливает принцип доступности информации о документах по стандартизации, к которым относятся технические условия (ТУ).

Большая часть отечественной продукции (не менее 85 %) выпускается по техническим условиям, устанавливающим требования к конкретной продукции.

Требования к ТУ на продукцию машиностроения и приборостроения установлены ГОСТ 2.114— 2016. требования к ТУ на пищевую продукцию установлены ГОСТ Р 51740—2016, требования к ТУ на продукцию черной металлургии установлены ГОСТ Р 58093—2018.

Указанные стандарты не устанавливают требования по централизованной регистрации ТУ и информированию пользователей о действующих ТУ. в результате чего поиск необходимых ТУ представляет определенные трудности для предприятий и организаций, которые используют ссылки на ТУ в конструкторских, технологических, товаросопроводительных документах, а также в договорах на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий, машин, оборудования, приборов и т. п.

Формирование электронного реестра ТУ позволит заинтересованным предприятиям и организациям оперативно находить информацию о ТУ. которые могут быть использованы для проектирования и производства продукции.

ГОСТ Р 1.18—2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации РЕЕСТР ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Правила формирования, ведения и получения информации

Standardization in Russian Federation. Register of specifications.

Rules of formation, maintenance and obtaining information

Дата введения — 2019—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила формирования и ведения реестра технических условий (далее — ТУ) на продукцию и правила получения информации реестра пользователями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.114—2016 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ Р 1.3—2018 Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению

ГОСТ Р 51740—2016 Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению

ОК (МК{ИСО/ИНФКО МКС 001-96)) 001 Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

ОК 005 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

ОК 007 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

ОК012 Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ОКЕСКД)

ОК 034 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайге Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий гад. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная осыпка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта е ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана осылка. то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 технические условия: Документ по стандартизации, в котором изготовитель устанавливает требования к конкретной продукции (маркам, типам, моделям, артикулам и т. п.) или к группе конкретной однородной продукции, необходимые и достаточные для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, транспортировании, хранении, применении.

3.1.2 _

продукция: Результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях.

(Федеральный закон (1). статья 2}

3.1.4 _

организация — держатель подлинников: Организация, осуществляющая хранение и учет подлинников документов и имеющая право вносить в них изменения, а также поставлять (передавать) копии и/или дубликаты своим абонентам.

(ГОСТ 2.501—2013, пункт 3.1.4)

3.1.5 обозначение ТУ: Определенный набор знаков, обеспечивающий идентификацию ТУ.

3.1.6 реестр ТУ: Информационный ресурс, содержащий установленный набор данных о ТУ.

3.1.7 каталожный лист продукции: Информационный документ, содержащий единый набор реквизитов, позволяющий получить сведения о наименовании и обозначении конкретной продукции, об изготовителе, о документе на конкретную продукцию, в соответствии с требованиями которого выпускают и поставляют продукцию, о держателе подлинника указанного документа, а также об основных потребительских характеристиках этой продукции.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

КПП — каталожный лист продукции;

ТУ — технические условия;

ОКС — Общероссийский классификатор стандартов;

ОКП — Общероссийский классификатор продукции:

ОКПО — Общероссийский классификатор предприятий и организаций;

ОКЕСКД — Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов;

ОКПД 2 — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности; региональный ЦСМ — государственный региональный центр стандартизации, метрологии и ис

пытаний.

4 Правила формирования и ведения реестра ТУ

4.1 Информация о ТУ. представляемая в реестре, должна обеспечивать возможность поиска ТУ, необходимых предприятиям и организациям, использующим покупные изделия, для применения в конструкторской. технологической, товаросопроводительной и другой документации, а также в договорах на заказ и поставку продукции, включая сырье, материалы, комплектующие изделия, машины, оборудование. приборы и т. п.

4.2 Реестр должен представлять единый набор данных независимо от вида продукции, требования к которой установлены в ТУ.

4.3 Формирование реестра ТУ следует осуществлять на основе информации, представленной в каталожных листах продукции, которые предприятия — изготовители продукции добровольно заполняют и представляют в региональные ЦСМ по месту своего нахождения в соответствии с положениями ГОСТ 2.114—2016 (пункт 4.11). ГОСТ Р 1.3—2018 и ГОСТ Р 51740—2016 (пункт 7.3). Региональные ЦСМ формируют региональные базы данных продукции.

Примечание — Порядок заполнения и представления КПП регламентируется ПР 1323565.1.002 (2).

4.4 Реестр ТУ в электронном виде должен формироваться на основе информации банка данных «Продукция России», включающего информацию баз данных продукции региональных ЦСМ.

Формирование и ведение реестра ТУ обеспечивает .

4.5 Для систематизации ТУ в реестре должен использоваться ОКС.

4.6 8 реестр не рекомендуется включать информацию о ТУ:

» на опытные образцы (опытные партии) и установочные серии продукции;

— продукцию, на которую документы не разрабатывают (например, на продукцию, являющуюся авторской работой);

» продукцию ограниченного применения, поставляемую по заказу определенного ведомства и не подлежащую свободной продаже:

• уникальную продукцию единичного производства, поставляемую конкретному заказчику;

‘ составные части продукции, технологическую оснастку и инструменты, создаваемые и применяемые только на предприятии-изготовителе.

4.7 Организации — держатели подлинников ТУ должны поддерживать информацию о ТУ в реестре в актуальном состоянии в связи с их пересмотром или отменой.

Информация о пересмотре или отмене ТУ должна представляться держателями подлинников в порядке, предусмотренном ПР 1323565.1.002 (2|.

4.8 Информация о ТУ находится в реестре в течение пяти лет со дня введения ТУ в действие. Если по истечении этого срока организация — держатель подлинника официально не подтверждает действие ТУ. информация о них удаляется из реестра.

5 Содержание реестра ТУ

5.1 Реестр ТУ должен включать следующую информацию о ТУ:

— код ОКС:

• обозначение ТУ;

— наименование ТУ:

— дату введения ТУ в действие;

— наименование организации — держателя подлинника ТУ;

— адрес организации — держателя подлинника ТУ и его контактные данные.

Примеры

5.2 Заинтересованные предприятия и организации на основе информации реестра ТУ могут получить дополнительную информацию о конкретной продукции, представленную в банке данных «Продукция России», сформированном на основе КЛП, включая:

— назначение и область применения продукции;

— потребительские характеристики продукции;

— форму подтверждения соответствия;

— обозначение и наименование национального стандарта виде «общие технические условия» или «технические условия»;

— регистрационный номер КЛП;

— код продукции.

6 Правила получения информации реестра ТУ

6.1 Информация о ТУ. представленная в реестре, должна быть доступна органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, физическим лицам (далее — пользователям).

6.2 Для свободного доступа пользователей информация о ТУ. представленная в реестре, должна размещаться на специальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет.

6.3 Поиск информации о ТУ в реестре может осуществляться:

■ по обозначению ТУ:

— наименованию ТУ:

* дате введения ТУ в действие:

• наименованию организации — держателя подлинника ТУ:

■ адресу организации — держателя подлинника ТУ и его контактным данным:

Примечание —Поиск по кодам ОКП (для ТУ. утвержденных до 01.01.2017 г.). ОКЕСКД. ОКПД 2 и ОКПО возможен, если они представлены в обозначении ТУ.

6.4 По запросам пользователей информация реестра ТУ может быть представлена на бумажных и электронных носителях в виде информационного указателя «Технические условия», издание которого распространяется по подписке.

6.5 Услуги по поиску необходимых для пользователя ТУ. а также данных о выпускаемой по ТУ продукции, могут оказываться и региональными ЦСМ.

Библиография

Федеральный закон ог 27 декабря 2002 г. О техническом регулировании № 184-ФЗ

Правила ПР 1323565.1.002—2016 Правила заполнения и представления каталожных ли

сп» продукции

УДК 006.05:006.354

ОКС 01.120 01.140.30

Ключевые слова: технические условия, продукция, реестр, основная информация, дополнительная информация, пользователи, свободный доступ

БЗ 8—2018/33

Редактор П.В. Коретникоеа Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор И.А. Королева Компьютерная верстка ЛЯ. Золотаревой

Сдано а набор 07.12.2018 Подписано в печать 13.12.2018. Формат 80″84Гарнитура Ариал.

Уел. печ. л. 1.40. Уч.-над. л. 1.24. Тираж 46 эм. Зак. 1021.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ», 117418 Москва. Нахимовский пр-т, д. 31. к. 2. www.poelmfo ти inl0@90slinfd.ru