Новое в охране труда

Закон от 18.12.2019 № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» опубликован 27 декабря 2019 г. и вступит в силу спустя 6 месяцев.

Новые понятия

Статья 1 Закона дополнена новыми терминами.

Наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью – задание на подготовку и выполнение работ с повышенной опасностью установленной формы, оформленное на бумажном носителе и определяющее наименование работ, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.

Законодательно закреплены обязательные требования к оформлению наряда-допуска, а также требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.

До этого требования об обязательном оформлении наряда-допуска содержались в п.п. 18 – 24 Межотраслевых общих правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.06.2003 № 70.

Система управления охраной труда – совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

Такое дополнение очень актуально, т.к. согласно п. 8 ст. 226 ТК и ч. 2 ст. 17 Закона, наниматель обязан разработать, внедрить и поддерживать функционирование системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Сейчас определение термина детализировано. Ранее за уточнением понятия надо было обращаться к п. 4 Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.04.2005 № 41. В нем определено, что система управления охраной труда в организации – это часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Работы с повышенной опасностью – работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ.

Разделение полномочий госорганов

Статья 5 Закона дополнена еще одним основным направлением государственной политики в области охраны труда – внедрение систем управления охраной труда.

В соответствии с изменениями в ст. 9 Закона республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, осуществляют, помимо прочего, разработку и обеспечение функционирования систем управления охраной труда, предусматривающих в т.ч. взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями.

Из функций республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Совмину, исключены:

– разработка и реализация отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

– контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (ведомственный контроль).

Детализируются полномочия Минтруда и соцзащиты (дополнения в ч. 2 ст. 9 Закона).

Так, министерство устанавливает порядок:

– обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;

– разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях;

– обеспечения средствами индивидуальной защиты работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, примерную форму акта опытной эксплуатации СИЗ, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты.

Дополнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда. Согласно корректировкам в ст. 10 Закона, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют разработку территориальных систем управления охраной труда и обеспечивают их функционирование, в т.ч. взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории.

Экспертиза условий труда

Закон дополнен ст. 101 «Государственная экспертиза условий труда» (аналогичная ст. 41 из Закона исключена).

В настоящее время порядок работы органов госэкспертизы условий труда установлен Положением об органах Государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 29.05.2002 № 694 и Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы условий труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.09.2005 № 121.

В новой статье детализируются цели проведения экспертизы – установление правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

В ст. 101 установлены полномочия органов экспертизы, а также порядок обжалования заключений и предписаний должностных лиц.

Отдельные категории работников

В соответствии с новой редакцией ч. 3 ст. 11 Закона работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работы (оказания услуги), предусмотренной гражданско-правовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При этом работающий обязан немедленно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.

В отдельные статьи вынесены нормы об особенностях охраны труда работников-надомников (ст. 161) и охраны труда домашних работников (ст. 162).

Обязанности и права нанимателей и работников-надомников в области охраны труда определяются ст. 161 Закона и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами. Работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Прописана норма об обязанности соблюдения условий трудового договора относительно охраны труда, как нанимателем, так и работником-надомником.

Обязанности и права граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников в области охраны труда определяются ст. 162 Закона и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Нанимателем для домашнего работника является гражданин, предоставляющий работу домашнему работнику. Согласно ч. 2 ст. 162 Закона граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны:

– информировать о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;

– осуществлять обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– исполнять другие обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.

Обязанности работодателя дополнены

Работодатель обязан предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии (дополнение в ч. 1 ст. 17 Закона).

В новой редакции ст. 25 установлен порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда. Статья дополнена нормами из Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).

Так, учебно-программная документация образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательных программ переподготовки рабочих (служащих) должна предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам работы.

Теоретическое обучение проводится в рамках учебной дисциплины «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 часов.

При обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, учебная дисциплина «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов в учреждениях профессионально-технического образования и не менее 20 часов при обучении непосредственно в организации (п.п. 16, 17 и 18 Инструкции № 175).

В новой редакции ст. 25 приводится деление инструктажей по охране труда на виды.

В ст. 27 Закона закреплена обязанность нанимателя утвердить на основании типового перечня (утвержденного Минтруда и соцзащиты и Минздравом), перечни работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медосмотр либо освидетельствование работников на предмет алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В ст. 28 Закона закреплена обязанность нанимателя не только обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты, но и организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) СИЗ.

В ст. 32 Закона установлен порядок обжалования потерпевшим или его уполномоченным представителем отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствие изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам.

Согласно дополнению в ст. 33 Закона за обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором.

Ст. 36 Закона в новой редакции будет регулировать, в т.ч. выполнение работ с повышенной опасностью. Она дополнена ч.ч. 3 – 7, устанавливающими требования к выполнению работ с повышенной опасностью по наряду-допуску.

Контроль

Исключена ст. 38, устанавливающая в т.ч. осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Основные направления сотрудничества и взаимодействия органов контроля (надзора) приведены в ст. 43 действующей редакции Закона.

В новой редакции ст. 43 порядок взаимодействия контролирующих (надзорных) органов в области охраны труда изложен более лаконично: контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда взаимодействуют между собой в соответствии с законодательными актами.

Автор публикации: Алексей ШТЕЙНЕР, юрист

Если в конце года принято подводить итоги, то в начале — строить планы на год грядущий. Делать это вслепую — весьма необдуманно, тем более что трудовое законодательство, как всегда, не стоит на месте. Так, изменения в охране труда 2020 коснулись специальной оценки условий труда, как и условий труда в целом. Своё место под солнцем заняло требование о проведении оценки профессиональных рисков. Не обошлось без изменений в медицинских осмотрах и расследовании несчастных случаев. Впрочем, давайте обо всём по порядку.

Изменения в охране труда 2020

По уже хорошо сложившейся традиции, мы вначале приведём сводную таблицу всех главных изменений в охране труда в 2020 году. А далее — дадим подробные комментарии к каждому из пунктов.

Сохраняйте себе эту статью в социальные сети — кнопки находятся сразу после текста. Полезное всегда должно быть под рукой.

Нормативно-правовой акт Какие внесены изменения Что это значит, что делать
Трудовой кодекс Российской Федерации (197-ФЗ) Оценка профессиональных рисков становится обязательной. Её регламентирует будущая 214 ст. нового кодекса Обязательно провести оценку профессиональных рисков в своей организации.
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ СОУТ будет завершена только после выгрузки данных во ФГИС, а не после утверждения отчета. При планировании проведения СОУТ «зашивать» в сроки проведения несколько дополнительных дней, а чтобы сроки не срывались, выбирать правильную организацию по СОУТ.
Трудовой кодекс Российской Федерации (197-ФЗ) С IV (опасным) классом условий труда теперь работать нельзя. Совсем. Устранить вредные и опасные факторы (насколько это возможно), составить план улучшений ОТ и провести внеплановую СОУТ.
Хотите получить реестр опасностей для оценки профрисков? Вступайте в группу Вконтакте!
Трудовой кодекс Российской Федерации (197-ФЗ) Штат в 50 работников теперь не предел. Специалист по охране труда или служба охраны труда требуется при превышении планки в 100 человек. Если штатная расстановка превышает 50 человек, но не больше 100, и остались сомнения — отдать охрану труда на аутсорсинг.
Трудовой кодекс Российской Федерации (197-ФЗ) Причины порезов и ушибов теперь тоже нужно будет расследовать и учитывать. Оценить профессиональные риски на рабочих местах, не упуская ни одну деталь. Особенно в офисах.
Приказ Минздравсоцразвития РФ №302Н Долой паспорта здоровья, даешь механизм передачи результаты медицинского осмотра работодателю. Пересмотреть процедуру проведения медицинских осмотров в своей СУОТ, внести необходимые изменения.
Трудовой кодекс Российской Федерации (197-ФЗ) Вести реестр НПА, содержащий требования охраны труда, теперь обязательно. Позаботиться о базе документов по охране труда. Завести их электронные копии и предоставить доступ к ним для своих работников.

Изменения в охране труда в 2020 году

Теперь подробнее о каждом из нововведений. Забегая вперед, скажем, что большинство из сфокусировано в новом Трудовом кодексе, который мы все ждём в 2020 году.

Обязательная оценка профессиональных рисков

Итак, новый Трудовой кодекс вводит еще одно понятие. Комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников. Именно её станет необходимым проводить на предприятии, чтобы быть в курсе всех опасностей, которые подстерегают Ваших коллег.

Впрочем, ГИТ уже сейчас начинает выдавать предписания с требованием предоставить результаты оценки профессиональных рисков. Если Вы вдруг получили такое, почитайте, что с этим делать.

Не менее редко спрашивают и про положение о СУОТ. Если времени в обрез, а положение срочно требуется, предоставьте работу по созданию документа нашему сервису! Вы просто отвечаете на вопросы, а готовый документ будет ждать Вас на почте!

Составьте свое положение о СУОТ!

Готовый документ в течение 10 минут. Заполните анкету:

СОУТ на новый лад

Со вступлением в силу этого изменения работодатель перестаёт быть «последним» звеном в цепи. Мало подписать отчёт о специальной оценке условий труда, данные ещё должны быть вовремя выгружены во ФГИС. Впрочем, если Вы имеет дело с порядочной организацией, то волноваться Вам не о чем.

Медосмотры — изменения в охране труда 2020

Пожалуй, это изменение пока самое туманное в этом списке. Из проекта изменений, предполагаемых ко внесению в 302-й приказ, понятно только, что произойдет отказ от паспортов здоровья. Порядок передачи медицинского заключения работодателю будет также пересмотрен, детали остаются за кулисами.

Обязательный реестр НПА

Согласно этому изменению, теперь работодателю потребуется содержать в организации библиотеку нормативно-правовых актов по охране труда. Да так, чтобы доступ к этой библиотеке был у каждого работника. Будет ли это новый раздел на корпоративном сайте компании, или закупка лицензии правовой базы данных — решение самого руководителя.

Несчастные случаи — изменения в охране труда 2020

Приготовьтесь регистрировать даже самые мелкие травмы — порезы бумагой, ушибы от углов стола или внезапно ударившей мигрени. Ведь новый порядок расследования несчастных случаев подразумевает, чтобы работодатель учитывал все микротравмы. Другой вопрос, будет ли работодатель в таком случае вообще их замечать?

Запретные условия труда, прекратить работу

И мы снова возвращаемся к Трудовому кодексу. новая редакция запрещает проведение работ, связанных с опасным (IV) классом условий труда. Работы требуется прекратить, улучшить условия труда. Изолировать работников от вредных и опасных производственных факторов или снизить их воздействие. Например, при помощи средств индивидуальной защиты. И только потом, проведя внеплановую специальную оценку условий труда, допустить сотрудника к работе.

50 не предел

А вот здесь для работодателей подготовлено небольшое послабление. 50 работников в штате перестает быть крамольной цифрой, после которой в отделе кадров усиленно начинаются поиски специалиста по охране труда (или организации-аутсорсера). Теперь лимит увеличен до 100, это же касается и наличия службы по охране труда.

Предложенная правительству «Дорожная карта» предполагает ряд изменений в действующих документах и принятие новых документов в сфере охраны труда, а также внесения изменений в Трудовой Кодекс РФ.

Вот некоторые из изменений в трудовом законодательстве 2018 года.

Проверки с учетом риска

С января 2018 года при плановых проверках инспекция труда начинает применять риск-ориентированный подход. То есть чаще будут проверяться те предприятия, где риск производственных травм высок. Соответственно, в те компании, где нет вредных условий, инспекторы будут приходить реже. Для проверок инспекция будет применять чек-листы, в которых вопросы и трактовки однозначны и прозрачны. С 1 января 2018 года проверочные листы будут применяться при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. Минтруд разработал 72 метода оценки уровня риска.

Средства индивидуальной защиты не по спискам

Самое ожидаемое изменение года – внесение существенных поправок в 10 главу Трудового Кодекса РФ. Их ждут уже не один год. В этом году Минтруд РФ пообещал завершить их утверждение. Новшества предписывают отказ от списочного подхода в выдачи СИЗ по профессиям, работам и видам деятельности.

Планируется выдача СИЗ работникам в зависимости от конкретного фактора или опасности. В новых нормах все СИЗы будут распределены по группам. В одной будут сгруппированы средства в зависимости от химических, биологических и физических факторов, во второй – по видам работ, в третьей – по уровню загрязнения, а в четвертой группе – в зависимости от климатических факторов. При этом также идет учет производственных зон и участков. К примеру, токарю, который работает на классическом станке, нужен один набор средств защиты. Оператору токарного станка с современным программным управлением, но который тоже формально считается токарем, совсем другие.

Но в этом вопросе предусмотрен длительный переходный период, до 1 января 2023 года.

Микро – тоже случай

В 2018 году будут изменения и в порядке расследования несчастных случаев, ведены классификаторы видов несчастных случаев, их причин, характера повреждений. При этом в обязательном порядке должен быть организован учет микроповреждений (микротравм). Это позволит анализировать несчастные случаи более тщательно, чтобы предотвращать их в дальнейшем.

4 класс самый опасный

В 2018 году Минтруд планирует установить запрет на работы на тех местах, где по итогам специальной оценки условий труда установили 4-й класс – опасные условия труда. Работодатель должен будет приостановить работу и выполнить мероприятия по улучшению условий труда. Снова допустить работника он сможет только после улучшения условий труда на рабочем месте.

Последний год проведения специальной оценки условий труда

2018 год станет важным периодом для системы проведения специальной оценки условий труда. Дело в том, что именно этот год является последним, то есть до 31 декабря 2018 года СОУТ должна быть завершена в полном объеме. Не стоит забывать, что за не проведение спецоценки предусмотрена административная ответственность до 80 тыс.руб.