Нотариус енот

О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 июня 2019 года N 125

О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129

приказываю:

Внести изменения в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129 (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2014, регистрационный N 32716), с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2015 N 159 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37821), от 28.12.2016 N 323 (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2016, регистрационный N 45075), от 28.04.2017 N 69 (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2017, регистрационный N 46736), от 21.12.2017 N 267 (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2017, регистрационный N 49457) и от 29.06.2018 N 137 (зарегистрирован Минюстом России 09.07.2018, регистрационный N 51568), согласно приложению.

Министр
А.В.Коновалов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 июля 2019 года,
регистрационный N 55152

Приложение. Изменения, вносимые в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 28 июня 2019 года N 125

УТВЕРЖДЕНЫ
решением правления Федеральной
нотариальной палаты
от 27 мая 2019 года N 06/19

Изменения, вносимые в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129

1. В пунктах 22, 31.4, 33, 51, 53, 58, 59, 61 Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129 (далее — Порядок), и приложении N 2 к Порядку слова «реестр для регистрации нотариальных действий» заменить словами «реестр регистрации нотариальных действий» в соответствующем падеже.

2. Пункт 35 Порядка изложить в следующей редакции:

«35. Нотариусы обязаны присоединять электронный образ нотариально оформленного документа при регистрации в реестре нотариальных действий ЕИС нотариальных действий по удостоверению или отмене завещаний, в том числе наследственных договоров, отказов от наследственных договоров, соглашений об изменении или расторжении наследственных договоров и доверенностей.

В случае удостоверения завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, к записи в реестре нотариальных действий ЕИС присоединяется электронный образ завещания, состоящий из четырех файлов: текста завещания, решения завещателя об учреждении наследственного фонда, устава фонда, а также условий управления наследственным фондом.».

3. Дополнить Порядок пунктом 59.1 следующего содержания:

«59.1. В случае направления запроса с целью проверки содержания нотариально удостоверенного договора, за исключением наследственного договора, нотариус присоединяет к запросу электронный образ проверяемого нотариально удостоверенного договора.

Сведения, указанные в запросе, проверяются автоматически на соответствие сведениям, содержащимся в реестре нотариальных действий ЕИС.

При отсутствии совпадений посредством ЕИС направляется ответ об отсутствии записи о таком нотариальном действии в реестре нотариальных действий ЕИС.

Запрос с присоединенным электронным образом нотариально удостоверенного договора направляется посредством ЕИС нотариусу, удостоверившему его или хранящему архив нотариуса, удостоверившего такой договор и прекратившего полномочия, для подтверждения содержания нотариально удостоверенного договора.

Нотариус не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса, посредством ЕИС направляет один из следующих ответов:

о подтверждении содержания нотариально удостоверенного договора;

о несоответствии содержания электронного образа нотариально удостоверенного договора сведениям, содержащимся в реестре нотариальных действий ЕИС и (или) договору, хранящемуся на бумажном носителе;

о невозможности подтверждения содержания электронного образа нотариально удостоверенного договора в случае, если содержание электронного образа нотариально удостоверенного договора не поддается прочтению;

о причине невозможности подтверждения содержания электронного образа нотариально удостоверенного договора.

В случае подтверждения содержания нотариально удостоверенного договора нотариусу, направившему запрос, представляются сведения о нотариальном действии, предусмотренные пунктом 3 Требований к содержанию реестров ЕИС».

4. Пункт 60 Порядка изложить в следующей редакции:

«60. С целью установления содержания завещания, в том числе совместного завещания супругов, распоряжения об отмене завещания, наследственного договора, соглашение об отмене или расторжении наследственного договора, уведомления об отказе от наследственного договора, сведения представляются нотариусу незамедлительно в автоматизированном режиме средствами ЕИС по запросу, поданному нотариусом через ЕИС, с обязательным указанием в запросе:

сведений о документе, подтверждающем факт смерти лица, с указанием даты смерти и номера записи акта гражданского состояния;

фамилии, имени и отчества (при наличии) завещателя (завещателей), наследодателя;

даты рождения завещателя (завещателей), наследодателя;

номера регистрации в ЕИС наследственного дела за нотариусом, направляющим запрос.

В случае обнаружения в реестре нотариальных действий ЕИС сведений об удостоверении завещания, в том числе совместного завещания супругов, распоряжения об отмене завещания, наследственного договора, соглашения об изменении или расторжении наследственного договора, уведомления об отказе от наследственного договора, нотариусу, в производстве которого по сведениям ЕИС находится наследственное дело к имуществу наследодателя, представляются сведения о завещании, распоряжении об отмене завещания, наследственном договоре, соглашении об изменении или расторжении наследственного договора, уведомлении об отказе от наследственного договора (номер и дата регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий ЕИС, сведения о лице, совершившем нотариальное действие до 1 июля 2014 г., электронный образ завещания, распоряжения об отмене завещания, наследственного договора, соглашения об изменении или расторжении наследственного договора, уведомления об отказе от наследственного договора, удостоверенных после 1 июля 2014 г.).

При обнаружении завещания, предусматривающего создание наследственного фонда, нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, предоставляются копии файлов, хранящих электронные образы решения завещателя об учреждении наследственного фонда, устава наследственного фонда.».

5. В пункте 6 приложения N 1 к Порядку слова «200 dpi» заменить словами «300 dpi».

6. Пункт 5 приложения N 2 к Порядку изложить в следующей редакции:

«5) содержание нотариального действия (в случае удостоверения распоряжения об отмене доверенности или распоряжения об отмене завещания, сведения об отменяемой доверенности или завещании (при наличии): дата и номер регистрации отменяемой доверенности или отменяемого завещания в реестре нотариальных действий ЕИС, сведения о лице, удостоверившем отменяемую доверенность или отменяемое завещание), а также дата и номер (при наличии) доверенности, выданной в простой письменной форме);».

7. Подпункт «б» пункта 7 приложения N 2 к Порядку признать утратившим силу.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 05.07.2019,
N 0001201907050018

Информационная система нотариуса «еНот»

Краткие сведения о Единой информационной системе нотариата Российской Федерации

Единая информационная система нотариата РФ (ЕИС) запущена в эксплуатацию в мае 2006 года. В настоящее время к ней подключены и активно работают нотариусы из всех 84 нотариальных палат Российской Федерации.

Структура ЕИС

Структурно ЕИС представляет из себя распределенную информационную систему, объединяющую всех пользователей с использованием публичных каналов связи (Интернет). Основная часть информации, содержащейся в системе, размещена в базе данных сервера ЕИС, установленного в Федеральной нотариальной палате. Сервер ЕИС взаимодействует с пользователями системы с помощью одного из двух интерфейсов – веб-интерфейс и программный интерфейс. Веб-интерфейс сервера ЕИС предназначен для просмотра содержимого баз данных информационных блоков и работы с подсистемами ЕИС с помощью обычного браузера. Программный интерфейс сервера ЕИС предназначен для организации взаимодействия со специальным приложением «еНот», реализующим прикладные функции системы на рабочем месте пользователя ЕИС. Каждый из пользователей ЕИС имеет свою собственную локальную базу данных, содержащую частичную репликацию содержимого базы данных сервера ЕИС, а также свою собственную информацию, частично реплицируемую в базу данных сервера ЕИС. Обмен информацией между пользователями системы и сервером ЕИС производится выполняется с помощью приложения «еНот».

Используемые платформы и технологии

При построении ЕИС используются следующие платформы и технологии:

  • операционные системы FreeBSD, CentOS, Microsoft Windows Server;

  • серверы баз данных MySQL, Oracle;

  • платформа виртуализации VMware;

Защита информации

Для обеспечения защиты информации при её передаче по открытым каналам связи применяется шифрование, а взаимная аутентификация пользователей и сервера ЕИС производится по сертификатам ключей проверки подписи (алгоритмы ГОСТ 28147-89 и ГОСТ Р 34.10-2001).

Информационные блоки ЕИС

В настоящее время ЕИС состоит из следующих информационных блоков:

  • нотариусы;

  • нотариальные палаты;

  • образцы печатей и подписей;

  • бланки единого образца;

  • отмененные доверенности;

  • сведения о завещаниях (розыск нотариуса, удостоверившего завещание);

  • аресты и запрещении;

  • сведения о недействительных документах (бланки паспортов РФ и т.д.);

  • наследственные дела (информация об открытых наследственных делах, в том числе публичное сообщение о розыске наследников в сети Интернет);

  • статистический отчет;

  • ограничения по лицам;

  • выписки из ЕГРЮЛ;

  • запросы в ЦККИ;

  • запросы в банк;

  • запросы на создание сертификатов;

  • запросы в Росреестр;

  • запросы в ФМС;

  • реестр наследственных дел ЕИС;

  • реестр нотариальных действий ЕИС;

  • реестр уведомлений о залогах.

Администрирование ЕИС

В ЕИС предусмотрены два типа администраторов – системный администратор и администратор регионального центра. Системный администратор регистрирует администраторов региональных центров и управляет сервером ЕИС. Администратор регионального центра регистрирует пользователей ЕИС – нотариусов своего субъекта РФ. Администрирование ЕИС выполняется с помощью веб-интерфейса.

Иллюстрированные инструкции по ЕИС

Краткая инструкция по установке программы ИС «еНот»

Краткая инструкция администратора регионального центра

Краткая инструкция по настройке совместной работы АРМ нотариуса «Экспресс» и ИС «еНот»

Получение дополнительной информации о записях программы «еНот»

Единая информационная система нотариата — четыре года опережающего развития

09.07.2018

IT-технологии, присутствующие практически во всех сферах общественных отношений, требуют столь же активного развития в правовой сфере. Многократно ускоряющийся гражданский оборот должен оставаться стабильным, надежным и безопасным, при этом предоставлять качественно новый сервис и скорость реагирования.

В этих условиях российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов. Понимая важность развития цифровых технологий в жизни современного общества, российский нотариат по собственной инициативе, за счет собственных средств, без привлечения бюджетного финансирования создал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую безопасность и сохранность юридически значимых сведений, скорость и качество получения нотариальных услуг. Базой для этой инфраструктуры стала созданная Федеральной нотариальной палатой Единая информационная система нотариата, которой 1 июля 2018 года исполнилось четыре года.

Единая информационная система нотариата, с одной стороны, выступает надежным хранилищем для каждого нотариально удостоверенного документа, а с другой — служит уникальным высокотехнологичным инструментом, меняющим характер всей нотариальной деятельности.

С 1 января 2018 года был осуществлен окончательный переход на электронный документооборот. Теперь в реестрах ЕИС 100% всех нотариальных действий регистрируется в электронном виде. Это позволяет обеспечить оперативную проверку юридически значимых сведений, предотвратить мошеннические действия с нотариальными документами и, как следствие, стабилизировать гражданский оборот.

Для записи и хранения сведений о нотариальных действиях, которые нотариусы страны совершают около 60 млн ежегодно, Единая информационная система нотариата служит надежной базой. По данным ФНП, только в июне 2018 года в ЕИС ежедневно регистрировалось более 130 тысяч нотариальных действий.

Благодаря развитию электронного нотариата, теперь при обращении к нотариусу заявители получают услуги в комфортном режиме «одного окна». Так, при удостоверении сделок с недвижимостью нотариус сам получает необходимые сведения из необходимых реестров, а затем направляет удостоверенный договор на регистрацию права собственности. Таким образом, нотариальные конторы по праву заслужили статус удобных фронт-офисов регистрационных и налоговых и органов.

Сегодня российский нотариат стал полноценным партнером электронного правительства. В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия нотариат сотрудничает с Росреестром, ФНС, МВД, Центральном каталогом кредитных историй, банками и другими инстанциями. В ближайшей перспективе у нотариусов — перейти на электронный обмен данным с органами ЗАГС, как только будет создан их единый реестр, и Федеральной службой судебных приставов.

У каждого российского нотариуса есть усиленная квалифицированная электронная подпись. Это позволило с помощью нотариуса создавать электронные юридически значимые документы, а также переводить документ из бумаги в «цифру» с сохранением его юридической силы. Такой механизм коренным образом изменил понятия о мобильности и скорости передачи документа. Это очень удобно, когда, к примеру, необходимо срочно передать из одного города в другой согласие на выезд ребенка за границу, доверенность, согласие супруга на сделку и другие виды документов.

Единая информационная система также стала надежной платформой для развития бесплатных публичных сервисов нотариата. Онлайн-сервисы нотариата помогают эффективно регулировать оборот заложенного имущества, оценивать риски заложенного имущества, проверить подлинность доверенности, найти информацию о наследственном деле. Такие сервисы блокируют возможность мошеннических действий и помогают обеспечить максимальную достоверность первичного документа, на основании которого возникает право.

Онлайн-сервисы нотариата уже не первый год пользуются популярностью у россиян, предостерегая их от сомнительных документов, чужих долгов, судебных споров и прочих правовых неприятностей. Об этом говорят цифры статистики, предоставленные Федеральной нотариальной палатой.

Одним из самых популярных является реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который гарантирует соблюдение прав всех участников залоговых отношений, является доступным и бесплатным способом защиты от чужих долгов. На сегодняшний день в указанном реестре содержится около 6 млн записей. Информация в реестре гарантированно достоверна, актуальна, а главное, имеет принципиальное значение и юридическую силу – это важно в случае возникновения судебных споров.

Пользуется большим спросом и реестр проверки доверенностей, который был запущен в работу 1 января 2017 года. За полтора года работы в электронной базе данных нотариата зарегистрировано свыше 33 миллионов доверенностей, а количество запросов на проверку доверенности превысило 20 миллионов. При этом государственные и муниципальные органы власти имеют расширенный доступ к сервису, позволяющий также сверить содержание имеющегося на руках документа с текстом оригинала доверенности, информация о которой хранится в Единой информационной системе нотариата. С апреля этого года сервис проверки доверенностей может быть использован и для проверки доверенностей, удостоверенных должностным лицом консульского учреждения МИД РФ, главой местной администрации или представителем органов местного самоуправления.

С апреля этого года также заработал еще один бесплатный онлайн-сервис нотариата – реестр наследственных дел. В данном реестре уже содержатся сведения примерно о 25 миллионах наследственных дел, и за три месяца к поиску наследственных дел обращались более 150 тысяч раз. Использование данного сервиса позволяет облегчить жизнь не только гражданам, которые теперь могут легко и быстро найти нотариуса, ведущего дело конкретного наследодателя. Данный сервис будет востребован также сотрудниками судебных органов, кредитных организаций, использующих сведения о наследодателях в повседневной работе.

Российский нотариат не остановится на достигнутом. Среди актуальных инициатив, которые обсуждаются на законодательном уровне – дальнейшее расширение перечня нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронном виде. Так, подачу заявления в электронной форме планируется применять в отношении исполнительной надписи, депозита нотариуса, обеспечения доказательств при осмотре веб-сайтов и ряда других нотариальных действий. Еще одна интересная инициатива – подключение нотариусов к биометрической системе удаленной идентификации граждан, которая в ближайшее время будет использоваться в банковской деятельности. Концептуально важный вопрос – возможность введения в российскую практику дистанционного удостоверения сделок с участием нескольких нотариусов. Данная практика успешно реализуется европейскими нотариусами при совершении нотариальных действий.

Представление документов в электронной форме является разновидностью обращения в государственные и муниципальные органы с целью получения государственных и муниципальных услуг. Порядок обращения за получением государственных и муниципальных услуг урегулирован Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В то же время указанный Закон не в полном объеме отвечает потребностям российского общества, поскольку не учитывает специфики представления отдельных документов в силу особенностей их принятия или особого порядка передачи. В частности, в Законе должен найти отражение тот факт, что в некоторых случаях нотариус не только может, но и обязан представлять документы в электронном виде.
Предусмотренный в Законе порядок представления документов в электронном виде действует лишь в отношении документов, удостоверяемых и предъявляемых гражданином. Следовательно, он не может быть применен для случаев представления договоров и иных документов, удостоверенных иными лицами, несколькими лицами, в том числе удостоверенных нотариально. Так¬же принципиально не решен вопрос о средствах электронной индивидуализации юридических лиц и получения ими государственной или муниципальной услуги. Таким образом, можно говорить о существовании проблемы, требующей глобального и частного решения.
Нужен закон!
Если говорить о глобальном решении, то требуется принятие системы федеральных актов, регулирующих электронный документооборот между частными лицами, а также документооборот с участием органов публичной власти, в том числе между органами власти. По-видимому, законодательная модель должна быть следующей. В ГК РФ необходимо определить понятие электронного документа (уведомления, сделки и др.) и допустимость его направления (совершения) в определенных случаях. Общие требования к электронному документообороту должны найти отражение в специальном федеральном законе, где следует закрепить правила заверения электронного документа, контроля аутентичности отправки и др. Также необходимо решить вопрос о средствах индивидуализации при электронном документообороте юридических лиц и государственных и муниципальных органов.
Принципиально важно отразить в Законе правила ведения публичных электронных реестров, общие требования к их сохранности, порядку ведения и организации доступа. В связи с появлением электронных баз данных широкого доступа они получат приоритет над источниками на бумажных носителях, который должен быть закреплен в Законе. По существу должна быть сформирована система электронных реестров с широким, но регламентируемым доступом, начиная от реестра федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, реестров юридических лиц и предпринимателей, прав на недвижимость, актов гражданского состояния, и кончая реестрами актов, принимаемыми лицами, выполняющими государственные функции – нотариусами, арбитражными управляющими, кадастровыми инженерами и др. Система ведения таких реестров должна подчиняться общим принципам, на все должно быть закреплено право собственности государства.
В связи с введением системы электронных карточек, удостоверяющих личность гражданина, требуется внесение изменений в Закон «Об электронно-цифровой подписи», изменение самой концепции ЭЦП как способа удостоверения содержания электронного документа.
Без «электронки» не обойтись
Один из аспектов обозначенной проблемы – не решенный по сей день вопрос о представлении документов нотариусами. Представление документов может, а в ряде случаев должно осуществляться нотариусом в электронном виде, и это необходимо отразить в Законе. Представление документов нотариусом свидетельствует о соответствии содержания документа воле заявителей, обратившихся за нотариальным актом и (или) наличии воли заявителя на передачу соответствующего документа.
Можно выделить два вида документов, которые представляются нотариусом:
1) нотариально удостоверенные документы (договоры, акты, доверенности и др.), которые в электронном виде могут быть удостоверены и направлены исключительно нотариусом, их удостоверившим;
2) иные документы, передаваемые нотариусом по поручению гражданина.
Представление и получение документов в электронном виде нотариусом позволят решить ряд задач, которые на сегодняшний день вызывают немало затруднений. Европейский опыт показывает, что нотариусы постоянно осуществляют информационный обмен с иными государственными органами в электронном виде: как в процессе нотариального удостоверения договоров, так и при предоставлении информации в интересах государственных органов.
В силу этого может быть обеспечена аутентичность запросов и аутентичность отправки конкретным нотариусом. За самим реестром нотариальных актов должен быть закреплен статус федеральной информационной системы, находящейся в собственности Российской Федерации, с организацией доступа заинтересованных государственных органов к реестру нотариальных актов.
Нотариус как орган, выполняющий государственную функцию, участвует в электронном документообороте и в интересах государства, и в интересах граждан. В силу этого удостоверение его подписи должно осуществляться по правилам, установленным для государственных органов, а не для гражданина. Передача электронного документа нотариусом должна обеспечивать как гарантии соответствия текста документа воле заявителей, так и аутентичность адреса отправки этого документа, подтверждающего его передачу нотариусом.
Отсутствие регулирования представления электронных документов нотариусом создало существенный пробел в законодательстве, требующий незамедлительного устранения.
Нотариат как структура, выполняющая публичные функции, осуществляет деятельность по оказанию государственных услуг. Тем не менее нотариус не включен ни в перечень государственных органов, оказывающих государственные услуги, ни в перечень лиц, которые могут обращаться за оказанием таких услуг.
Что следует предпринять?
Напрашивается необходимость разработки Концепции по введению электронного документооборота.
В концептуальной проработке нуждаются следующие важнейшие вопросы:
1) удостоверение документа лицом, группой лиц, государственным (муниципальным) органом, организацией;
2) возможность проверки подлинности удостоверяющих атрибутов в любое время (срок действия сертификата ЭЦП в настоящее время ограничен одним годом);
3) аутентификация лиц, участвующих в электронном документообороте;
4) определение понятия «подлинность» применительно к электронному документу, а также определение источника получения «подлинного» экземпляра электронного документа в условиях, когда документ может быть представлен одновременно в нескольких ипостасях и в нескольких местах;
5) архивное хранение электронных документов;
6) средства и способы юридически значимой визуализации (представления в читабельном виде) электронных документов;
7) реализация процедур согласования, отдачи распоряжений и указаний, принятия решений;
8) ведение электронных реестров документов и их правовое значение.
Алексей Завьялов
д. э. н.,
заведующий кафедрой теории и практики управления собственности
Высшей школы приватизации и предпринимательства
Лариса Усович
к. ю. н.,
генеральный директор Центра развития континентального права