Нормы дефиниции в конституции

  1. Постоянные нормы, то есть действующие в течение неопределенного времени.
  2. Временные нормы:
  • нормы конституционного права, выраженные в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. (например, п. 6 заключительных и переходных положений Конституции РФ: «Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел»);
  • действующие лишь в определенные периоды времени, например при чрезвычайном или военном положении.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют «нормы-разъяснения» и «нормы-справки». Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или законодательный акт.

Для норм конституционного права характерны все признаки норм иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами, историчность, динамизм, нормативность.

Нормативность конституционного регулирования определяется характером установлений конституционного законодательства . Как отмечалось выше, нормативность понимается как способность регулирующего воздействия на конкретный вид общественных отношений.

Общеобязательность конституционного регулирования означает его ведущую роль по отношению к отраслевому, абсолютный приоритет конституционных установлений перед актами текущего законодательства. Другой аспект общеобязательности — распространение конституционного регулирования на все без исключения субъекты правового общения. Обязательность соблюдения Конституции возведена в ранг конституционной для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Динамизм конституционного регулирования выражается в том, что вся история конституционного развития государства служит подтверждением того факта, что конституционному регулированию всегда подвергались те общественные отношения, которые стабильно определяют сущностные стороны общественного строя, общества и государства. Но в каждой новой Конституции они получают иное качественное отражение в соответствии с общественными преобразованиями на конкретно-историческом этапе, о чем свидетельствуют типология государственности и различные идеологии.

Вместе с тем нормам конституционного права присущ ряд специфических особенностей. Они регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации. В силу содержания и предназначения конституционного права его нормы устанавливают общие правила и принципы, некоторые из них имеют декларативный характер. Они носят учредительный характер, являются основополагающими для норм других отраслей права. Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют три структурных элемента: гипотезу (указание на условие, при наличии которого норма должна осуществляться), диспозицию (определение самого правила поведения) и санкцию (указание на последствия неисполнения обязанности), в статьях нормативно-правовых актов, содержащих нормы конституционного права, формулируются, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

В связи с особой значимостью в системе правовых предписаний юридических дефиниций рассмотрим некоторые их особенности.

Определением (дефиницией) обычно называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Содержание же понятия представляет собой совокупность существенных признаков предмета.

Следует разграничивать дефиниции доктринальные (содержание и объем понятия раскрывают ученые-юристы), практически-прикладные (формируются в практической деятельности и закрепляются обычно в актах-документах вышестоящих органов, например, постановлениях Верховных судов) и легальные (от лат. – legalis – законный) дефиниции, которые закрепляются в законах и иных формах права.

Любое легальное определение должно быть: а) истинным по содержанию и правильным по форме; б) соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия, эти понятия должны находиться в отношении тождества (если, например, юридическая ответственность определяется как ответственность за свои деяния, то правило соразмерности будет нарушено); в) не может заключать в себе круга (тавтологии); г) ясным и четким; д) не должно быть отрицательным (указываются признаки, принадлежащие должностному лицу, а не отсутствующие у него).

Многие нормативные правовые акты, устанавливая общие положения правового регулирования, содержат перечень определений. Например, в ст. 5 УПК РФ 2001 г. раскрываются шестьдесят основных понятий, используемых в данном кодексе («алиби», «вердикт», «ночное время»).

Нужно иметь также в виду, что легальные дефиниции нередко являются частью нормы права и закрепляются, как правило, в ее гипотезе (например, в ст. 214 УК РФ 1996 г. говорится: «Вандализм, т.е. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, – наказывается …»).

Юридические дефиниции бывают явные и неявные, номинальные и реальные, аксиоматические и генетические, уточняющие и учреждающие, определения через родовые и видовые отличия, индуктивные и др. Если в данном контексте проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной практике легальные дефиниции юридических явлений, то окажется, что почти все они имеют право на существование.

В публичном праве многие авторы подразделяют легальные (официальные) дефиниции на формальные, материальные (прагматические) и смешанные. Формальными считаются дефиниции, когда, например, под правонарушением понимается любое деяние, запрещенное правовым актом под угрозой ответственности. «Преступным признается деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания», – говорилось в ст. 1 Уголовного уложения Российской империи 1903 г. Примером формального легального определения может служить также ст. 40-1-104 УК штата Колорадо, где отмечается, что «преступление означает нарушение любого закона штата или описанное таким законом поведение, за которое могут быть назначены штраф или тюремное заключение».

К материальным (прагматическим) определениям относятся такие, в которых под правонарушением понимаются любые деяния, наносящие вред людям. Примером такой дефиниции может служить определение преступления, которое содержалось в ст. 6 УК РСФСР 1922 г. (ст. 6 УК РСФСР в ред. 1926 г.). Это «всякое общественно опасное действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

На первый план в материальных дефинициях выдвигается не противоправность, а опасность и вредность деяний, их направленность против общественных и индивидуальных интересов.

Смешанными считаются такие легальные определения, когда в дефинициях учитываются и формальные, и материальные признаки (см. ч. 1 ст. 7 УК РСФСР 1960 г.).

* * *

В литературе исследуются и другие нестандартные предписания. Точное определение их природы позволяет не только выяснить их специфику, но и более правильно организовать процесс их создания, толкования, систематизации и реализации.

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • • знать понятие, виды и особенности конституционно-правовых норм Российской Федерации; институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; источники конституционного права Российской Федерации;
  • • уметь определять основные элементы системы конституционного права как отрасли российского права; разграничивать институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; систематизировать источники конституционного права как отрасли российского права;
  • • владеть навыками определения элементов системы, анализа содержания и установления иерархии источников конституционного права Российской Федерации.

Конституционно-правовые нормы Российской Федерации: понятие, виды и особенности

Система отрасли конституционного права в каждой стране формируется исходя из традиций правовой культуры, особенностей и уровня конституционного развития. Вместе с тем существуют общие закономерности систематизации отрасли.

Конституционное право, являясь частью правовой системы конкретного государства, имеет в свою очередь характер сложно организованной отрасли, обладающей всеми признаками системы и структурируемой на элементы.

Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не простая совокупность норм, а внутренне организованная система, первичные элементы которой – правовые нормы – выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Конституционное право состоит из значительного числа правовых норм, разнообразных по содержанию, субъектам правоотношений и объекту праворегулирования. По сравнению с другими отраслями нормы конституционного права сложнее структурировать, так как наряду с традиционными встречаются нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, нормы-задачи и другие нетипичные нормы.

В отрасли конституционного права как системы можно выделить три типа элементов: структурообразующие, функциональные и формальные.

Структурообразующие элементы отражают собственно архитектонику отрасли. Их композиция складывается из трех уровней: нормы права – институты – подотрасли. Первичными элементами структуры отрасли права являются правовые нормы, которые, группируясь по определенному признаку, обусловленному видом регулируемых отношений, объединяются в комплексы, называемые институтами, а последние в свою очередь могут группироваться в подотрасли.

Функциональные элементы характеризуют систему в действии. Основной выразитель этих начат системы и первый ее элемент – конституционно-правовые отношения, формирующиеся под воздействием правовых норм, институтов и подотраслей. Второй элемент – формы реализации норм конституционного права: акты, действия (бездействие), свидетельствующие об исполнении, соблюдении, использовании, правоприменении норм конституционного права.

Формальная сторона системы выражается в источниках конституционного права, содержащих нормы права и в определенных видах актов целостные институты и подотрасли.

Первичный элемент отрасли конституционного права – ее нормы.

Конституционно-правовыми нормами называют общеобязательные правила поведения, определяющие границы возможного и дозволенного у субъектов конституционных правоотношений и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Признаки и виды конституционно-правовых норм. У норм конституционного права есть как общие со всеми другими видами норм признаки, так и специфические, присущие только нормам данной отрасли.

Для норм конституционного права характерны псе признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно к их отраслевой принадлежности. Такие качества называются общими признаками нормы права; к ним относятся:

  • – общеобязательность;
  • – установление государством;
  • – обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;
  • – защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения, и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, определяемых характером предмета конституционного права.

  • 1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности. Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся но своей природе к публичным. Особо выделяются среди них такие фундаментальные сущностные отношения, как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.
  • 2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам. Регулируя широкий круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых последние являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений одновременно могут быть сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных правоотношений.
  • 3. Нормы конституционного права имеют особые источники, в которых они закрепляются. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, – в Конституции. Нормы конституционного права содержатся и в таких специфических правовых актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
  • 4. Нормы конституционного права имеют отличия по юридической силе. Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, которые содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ.
  • 5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.

Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. В ст. 1 Конституции РФ закреплена норма-декларация о том, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а в ст. 2 в виде нормы-декларации высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека.

Нормы-принципы, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т.д. (ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ и др.).

Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм-принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Нормы-разъяснения и нормы-дефиниции направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т.д. Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Такого рода нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего исторические, культурные, национальные, особенности развития страны. Для сравнения с зарубежной практикой в качестве примера можно привести ст. 116 Основного закона ФРГ, в которой разъясняется, кого следует считать немцем.

Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. В разделе 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» содержатся разъяснения о порядке применения и действия различных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу нового основного закона страны, о порядке и сроках деятельности, а также о полномочиях органов государственной власти, избранных или сформированных до принятия Конституции, и др.

Особую роль в системе норм конституционного права играют нормы-дефиниции (нормы-определения), с помощью которых вносится ясность в понимание основных публично-правовых институтов, учреждений, органов, организаций и иных категорий и терминов конституционного права. Так, ст. 94 Конституции РФ содержит норму-дефиницию – определение Федерального Собрания РФ. В ней говорится о том, что «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве РФ; например, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Закон об основных гарантиях избирательных прав) можно найти нормы-дефиниции, дающие понятие выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т.д.

В конституционном праве встречается немало норм-целей, норм-задач, норм-программ. В частности, в ст. 7 Конституции РФ формулируется не только определение России как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания.

Современное российское конституционное право свободно от норм-целей и норм-программ, содержащих идеологические установки построения социализма и коммунизма. Ранее такие нормы были широко представлены в советских конституциях, а также в конституциях социалистических стран и стран социалистической ориентации.

Конституция содержит и такой редкий вид, как дескриптивные нормы. Так, в ст. 65 Конституции РФ описана структура, или состав, России как федерации, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

В конституционном праве можно встретить еще одну интересную разновидность – нормы-символы. В российском конституционном праве нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями. В качестве примера можно привести федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», от 25 декабря 2000 г. № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации». Так, в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» определено: «Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона…» Описание государственного герба одновременно сопровождается литературным освещением символов, характеристикой их образов и значимости, обусловленной историческими традициями.

Примеры норм-символов можно также найти в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.

  • 6. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний. В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в основном законе государства, как их первичность. Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя и, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти, компетенцию государственных органов и т.д.
  • 7. По степени обязательности специфика конституционноправовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования с широко используемым в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина дозволительным.
  • 8. Нормы конституционного права имеют особенности структуры. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка. Так, «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствие с федеральным законом» (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ). Согласно положениям ст. 41 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами», а в соответствии со ст. 40 государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения ими Федерального закона «Об общественных объединениях», а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством РФ.

Немало санкций можно найти в УК РФ и КоАП РФ, устанавливающих соответствующую уголовную и административную ответственность за нарушение правил, предусмотренных нормами конституционного права (например, наказания за преступления против государственной власти, административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок управления).

Примером санкций, содержащихся непосредственно в нормах конституционного права, являются, например, положения Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации», устанавливающие институт отрешения Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции); досрочный роспуск Государственный Думы (ст. 109 Конституции); конституционно-правовую ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов РФ: приостановление решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ст. 85 Конституции), досрочный роспуск законодательных (представительных) органов субъектов РФ (ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов Федерации (ст. 19 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), В качестве примера разновидности конституционно-правовой ответственности можно привести также признание решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ неконституционности актов, подпадающих под конституционный контроль.

9. В отношении норм конституционного права действует особый механизм реализации. Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализация подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе Российской Федерации).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов, через положения которых, собственно говоря, и обеспечивается реализация конституционно-правовых норм, а также норм других отраслей права. В связи с этим среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм.

Чаще всего осуществляется отсылка на федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон.

К примеру, «чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом» (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку», а в соответствии с ч. 1 ст. 39 «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Встречаются отсылки и в других главах, например в гл. 3 Конституции, регулирующей федеративное устройство: в частности, согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом», а в соответствии с ч. 4 этой же статьи «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе».

Конституция РФ и федеральные законы делают отсылки и на другие виды актов. Например, устанавливается, что вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы и Совета Федерации регулируются регламентами палат (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ). «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

  • 10. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.
  • 11. В качестве еще одной знаменательной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности. Использование нравственных категорий вполне оправданно и должно только приветствоваться, если принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений нравственных и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и ст. 21 и 59 Конституции РФ. Содержание Преамбулы пронизано нормами нравственности и использованием нравственных категорий: «общая судьба на земле», «гражданский мир и согласие», «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «обеспечить благополучие и процветание России», «исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущим поколениями». В ст. 21 Конституции РФ устанавливается: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Нравственная категория «достоинство» получает в данном случае конституционно-правовую защиту. В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита нашего Отечества называется не только обязанностью, но и долгом гражданина Российской Федерации.

Классификация норм конституционного права Российской Федерации. Особенности норм конституционного права обнаруживаются также через осуществление их классификации.

Все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями, выражающими совокупность родственных признаков, в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств.

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям.

1. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть императивными, когда в них повелительно предписывается правило поведения, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения.

Примером императивных, или повелительных, норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствие со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.

В качестве диспозитивных можно привести в пример нормы, закрепляющие права и свободы граждан. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностями (например, право и обязанность воспитывать детей).

2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные.

Материальные нормы регулируют содержание правил поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать?

Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ; их можно увидеть, например, в целом ряде статей, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22; ч. 2 ст. 23; ст. 25, 26, 33; ч. 3 ст. 35; ч. 3 ст. 40; ч. 3 ст. 43; ч. 2 ст. 45 и др.). Процессуальный характер присущ некоторым конституционным нормам, регулирующим федеративное устройство (ч. 2 ст. 65; ч. 2–5 ст. 66; ч. 2–3 ст. 67 и др.). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие порядок осуществления Президентом РФ своих полномочий и процедуру отрешения его от должности (ст. 80, 92 и др.), порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы (ч. 2 ст. 95; ч. 2 и 3 ст. 99; ст. 100, 101, 104-109) и др.

В отличие от ряда других, так называемых бинарных, отраслей права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные, отрасли права (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм.

Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в нем норм процессуальных. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права.

3. По методу правового регулирования, т.е. по способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, согласно Конституции РФ каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27) и т.п.

Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, прав народа, субъектов РФ, местного самоуправления и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями.

Обязывающие нормы принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия; например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например к государству, народу, нации, территории. Например, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Запрещающие (запретительные) нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права. В частности, ч. 4 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закон}'». В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Слово «запрещается» нередко используется напрямую. Так, согласно ч . 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

  • 4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, не ограниченные сроком действия, и временные, действующие только в определенные периоды (например, во время чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).
  • 5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:
    • а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;
    • б) на территории отдельных регионов, субъектов Федерации, автономий – региональные;
    • в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные, или местные.

Из конституционно-правовых норм можно выделить и положения экстерриториального действия, т.е. распространяющиеся на субъектов правоотношений вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.

  • 6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, обычного федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.
  • 7. Наиболее разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже упоминалось ранее, наряду с традиционными нормами-правилами, определяющими характер поведения при наступлении определенного факта, в конституционном нраве встречаются нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-символы, нормы-справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Кроме того, как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. В логике под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам (видам) на основании определенного общего признака. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида

Нормы права_289

юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений, в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым выступает наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления. В настоящей главе предлагается четыре основания классификации юридических норм (хотя в правовой литературе их значительно больше): функции в правовом регулировании общественных отношений, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, форма выражения предписания.

По функциям в механизме правового регулирования выделяются: исходные правовые нормы, нормы-правила поведения, общие и специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела — если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по

290В. К. Бабаев

своему характеру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала — это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах. Нормы-принципы — законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательном предписании, становится нормой-принципом. Определительно-установочные нормы — это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования. Примером таких норм служат предписания ст. 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю» 1991 г., поясняющей цель введения платы за землю, ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющей цели и устанавливающей задачи Конституционного Суда, и др.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка — в административном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы выполняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения сделало бы невозможным либо крайне затруднительным. Именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия. Так, принятый в 1992 г. Закон

Нормы права_297

Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляет определения понятий, применяемых в этом Законе, в частности, «потребитель», «изготовитель», «исполнитель», «продавец», «стандарт» и др.

Нормы-правила поведения, в отличие от исходных, — это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные нрава и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в предоставительно-обязывающем характере, соответственно которому она устанавливает для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. В результате такого целенаправленного регулятивного воздействия нормы-правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами данного правоотношения.

В нормах-правилах поведения получают логическое развитие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы-правила поведения основательно изучены в юридической науке. Определение юридической нормы и ее теория в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы-правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы-правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранительные. Не возражая в принципе против такого деления, подчеркивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, условность данной классификации, ибо охрана — один из способов регулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

292В. К. Бабаев

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы — это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы— это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уголовном праве, и тд.

По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обуславливают особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют органи-

Нормы права_ _293

зационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и происходит, то на определенном этапе развития системы права. Процессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права.

По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов: властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов; автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы — категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведе-

294_В. К. Бабаев

ния, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обуславливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если трудовые отношения по истечении срока трудового договора фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора продолжается на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания об орденах, медалях, премиях и др.).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты

Нормы права_295

наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений.

Рекомендательные кормы адресуются, главным образом, колхозам и государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ждет двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

По форме выражения предписания: управомочи-вающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы представляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Например: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность», «Граждане России вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей» (п. 1 ст. 8; ст. 19 российской «Декларации прав и свобод человека и граданина» 1991 г.).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Для этих норм характерны слова «обязан», «должен». К примеру: «Органы министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей…» (ст. 5 Закона «О государственной налоговой службе Российской Федерации» 1991 г.).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления,

296В. К. Бабаев

основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение.

Запрещенный вариант поведения при этом сопровождается словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Президент Российской Федерации не может быть народным депутатом» (ст. 1 Закона РФ «О Президенте Российской Федерации»); «Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается» (ст. 51 КЗоТ РФ); «Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается» (п. 6 ст. 6 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») и т. д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени подходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

Правовые дефиниции

Правовые дефиниции — еще один способ организации юридической материи. Если рассматривать дефиниции в историческом контексте, можно заметить, что они относятся к новым средствам выражения содержания права. Это касается не только российского права, но и права западноевропейских стран.

Определение понятий активно стало использоваться в Западной Европе с середины XX в., в России — с начала XXI в. По крайней мере в советское время мы не наблюдали широкого распространения дефиниций. Некоторые ученые объясняют это тем, что советский период отличался стабильностью, тогда как сейчас Россия находится на переходном этапе, когда все, в том числе понятия, подвержено динамике. Дефиниции, которые позволяют ее отразить, обеспечивают сегодня стабильность правового регулирования.

Однако в этом объяснении есть доля лукавства. Стабильность в запаадноевропейском обществе является образцом для многих стран, тем не менее, дефиниции там давно нашли применение и отказываться от них не собираются и по сей день. В Советском Союзе дефиниции как способ правотворческой техники просто еще не был интеллектуально полностью освоен. Да и зачем его было осваивать, если законодательство было ориентировано не столько на граждан, сколько на власть.

Но изменился общественный строй в России, иным стал взгляд на многие правовые вопросы, в том числе и на правовые дефиниции. Это правовое явление подверглось мошной интеллектуальной атаке: несколько десятков ученых под руководством

B. М. Баранова собрались на заседание круглого стола (2006 г.) с тем, чтобы с разных сторон осмыслить проблему законодательных дефиниций. Так, например, В. Н. Карташов предложил интегративный подход (формально-логический, лингвистический, философский, исторический, социологический, психологический и специально-юридический) к обоснованию данного феномена.

Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета.

Необходимо различать определения:

  • законодательные (основанные на законодательных или нормативных документах);
  • вытекающие из судебной практики (т.е. из судебных решений);
  • доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или какой-либо школой права).

Законодательные определения являются не только инструментами правотворческой техники, но и (в большинстве случаев) самостоятельными правовыми предписаниями, нарушение которых для субъекта права может повлечь нежелательные последствия. Этот факт имеет особое значение в уголовном праве.

Право — довольно сложная материя, имеющая свои тонкости, которые необходимо изучать профессионально. Однако нормативные акты, где содержатся нормы права, обращены не только к специалистам в области права, но и к обычным гражданам, поэтому в процессе правотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы они были по возможности понятными и доступными для людей. Определение употребляемых в нормативных актах понятий — один из основных способов, позволяющих достичь данной цели.

Рассмотрим несколько примеров определений.

Депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»),

Публичная оферта — предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ)).

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ)).

Рецидив преступлений — совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (Уголовный кодекс РФ).

Алиби — нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте (Уголовно-процессуальный кодекс РФ).

Правила составления дефиниций

Разработка юридических определений проходит с большим трудом. Не случайно древние римляне утверждали, что «любое юридическое определение несет в себе опасность». Юридическое определение должно стремиться объединить в общей и отвлеченной формуле все особенности юридического понятия или юридического феномена.

Определение должно наполнить конкретным юридическим смыслом термины, нередко взятые из повседневной речи. Оно должно исключать любую двусмысленность, делая ясным и достоверным толкование и применение той или иной нормы либо группы норм права.

Отсюда следует, что правовые дефиниции должны:

  • отражать только существенные признаки обобщаемых явлений; эти признаки должны иметь правовое значение;
  • быть полными и отражать все обобщаемые явления;
  • быть адекватными, т.е. иметь объем, совпадающий с определяемым понятием;
  • не содержать противоречивых суждений;
  • не содержать термины, употребляемые в определяемом понятии (чтобы не было тавтологии).

Дефиниции бывают нескольких видов:

полные, т.е. содержащие весь набор существенных признаков («Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 УК РФ));

неполные, в которых отсутствует полный набор существенных признаков, хотя присутствуют главные из них («Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка» (ст. 56 ТК РФ));

дефиниции-перечни. Они относятся к разряду самых простых. Именно поэтому они были самым распространенным, а точнее — единственным способом характеристики тех или иных правовых явлений в древнем и сословном праве. Такие дефиниции используются, когда еще не накопился достаточный опыт в применении понятия и не представляется возможным определить его путем указания в нем существенных признаков. Они имеют менее отвлеченный и более иллюстрированный характер, однако им присущ серьезный недостаток, касающийся точности и их достоверности (Временный перевод на другую работу без согласия работника — это перевод на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения или устранения последствий, возникших в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ст. 72 ТК РФ).

М. А. Нагорная предлагает другую классификацию, где критерием является способ составления дефиниции:

  • дефиниции-перечисления;
  • дефиниции, содержащие синтез составных частей явлений, предметов, документов;
  • дефиниции через сравнение;
  • дефиниции через отличительные признаки;
  • дефиниции, в которых указывается на один главный признак явления;
  • общие дефиниции, где отражаются закономерности развития явлений.

Далеко не все понятия, встречаемые в нормативных актах, надо определять. Как производить отбор понятий, нуждающихся в особом разъяснении?

В соответствии с правотворческой практикой определению подлежат понятия:

  • неточные;
  • редкие;
  • специальные;
  • иностранные;
  • сложные юридические;
  • обыденные, имеющие множество смыслов;
  • по-разному трактуемые юридической наукой и практикой;
  • употребляемые в нормативном акте в расширительном или ограничительном смысле;
  • переосмысленные, измененные.

Немаловажен вопрос о том, где в нормативном акте помещать дефиниции. На этот счет существует несколько вариантов.

В соответствии с первым вариантом дефиниция понятия дается при первом его упоминании. Это удобно, если нормативный акт небольшой по объему, и пользователь без труда может быстро вернуться к определению, если возникнет такая необходимость.

В Уголовном кодексе РФ определение конкретного преступления дается каждый раз в статье, ему посвященной, и больше нигде, поскольку только в ней о нем идет речь.

Кража — это тайное похищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ).

Убийство — это умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 УК РФ).

Согласно второму варианту в начале нормативного акта (в особой главе или статье) дается серия дефиниций терминов, наиболее важных и к тому же трудных для понимания. Этот вариант подходит для крупных нормативных актов. Но в последнее время он становится все более универсальным.

В ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» дается определение основных понятий:

  • табачные изделия — изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка — крупка курительная;
  • курение табака — вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;
  • никотин — вещество, содержащееся в табаке;
  • смола — один из продуктов сгорания табака, возникающий в процессе курения и способствующий возникновению заболеваний;
  • окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

Третий вариант — комплексный: несмотря на расшифровку терминов в начале нормативного акта их определение дается при упоминании в тексте. Вариант может использоваться в тех случаях, когда нормативный акт ориентирован на широкую аудиторию, где повторное разъяснение смысла терминов улучшает понимание норм права.

Четвертый вариант — постранично-ссылочный: в тексте нормативного акта дается ссылка на страницу, статью, пункт нормативного акта, где термин впервые употребляется и определяется. Данный вариант следует использовать при формулировании нормативных актов, рассчитанных на юристов.

Значение дефиниций

Ранее дефиниции были исключительно прерогативой науки, затем стали изредка употребляться и в законодательстве. Однако в последнее время практически во всех странах использование дефиниций для формирования содержания нормативных актов все более расширяется. Чем обусловлен этот процесс?

1. С развитием демократических начал в государстве законодатель «поворачивается лицом» к гражданам: в большей мере отражает в нормативных актах их интересы и формулирует нормы права по возможности ясно и понятно. Дефиниции помогают исключить неясности в законе.

2. Сознание людей возрастает, люди становятся интеллектуально более развитыми. Теперь они не склонны довольствоваться только понятием как таковым, они хотят проникнуть в его суть.

3. Законодательство — это арена столкновения интересов людей. Вот почему, если бы не было дефиниций, каждый склонен был бы выбирать выгодный для него смысл терминов.

4. Усложнилась и сама жизнь. Право — это форма социальной действительности. Оно тоже усложняется. Дефиниции помогают отличить одно понятие от другого.

5. Дефиниции помогают глубже проникнуть в суть регулируемых общественных отношений. Наряду с чиновниками в правотворчестве участвуют ученые. Дефиниции обогащают научную основу законов.

6. Дефиниции позволяют располагать нормативный материал экономно и не допускать повторений.

7. Дефиниции дают возможность упорядочить отношения между федеральным и региональным законодательством: определения терминов в федеральном нормативном акте обязательны для составителей региональных законов. Это предотвращает злоупотребление понятиями.

Как видим, значение дефиниций велико. Они несут довольно серьезную смысловую нагрузку, что не позволяет их считать второстепенным способом выражения содержания права. Однако не следует перегружать ими нормативный акт, поскольку это может лишить его гибкости и оперативности воздействия на общественные отношения.