Нормативные требования охраны труда

Глава 34, статья 211. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязаны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормативные акты по безопасности

Нормативные акты по безопасности – акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденным компетентным органом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в РФ действует система  нормативные требования охраны труда, состоящая из:

  • межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • строительных и санитарных норм и правил;
  • правил и инструкций по безопасности;
  • правил устройства и безопасности эксплуатации;
  • свода правил по проектированию и строительства;
  • гигиенических  нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» в зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

  • стандарты на продукцию;
  • стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
  • стандарты на услуги;
  • стандарты основополагающие (организационно- методические и общетехнические)
  • стандарты на термины и определения;
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

ССБТ — это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органов.

Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения

Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения», в нормативной, а также в конструкторской, технологической  и проектной документации.

Стандарты ССБТ делятся на 5 групп, нумеруемых от 0 до 4.

Стандарты группы «0» — организационно-методические стандарты – устанавливают:

  • организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль над соблюдением стандартов ССБТ, терминологии в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
  • требования (правила) к организации рабочих мест, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.)

Стандарты группы «1» — стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов – устанавливают:

  • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
  • методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
  • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» — Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию – устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственному оборудованию;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;
  • методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «3» — Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственным процессам;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
  • методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4»- Стандарты требований к средствам защиты работающих — устанавливают:

  • требования к отдельных классам, видам и типам средств защиты;
  • методы контроля и оценке средств защиты;
  • классификацию средств защиты.

Нормативные документы в строительстве

Центральное место в правильном санитарно-гигиеническом устройстве и безопасности (надежности) эксплуатации зданий и сооружений играют строительные нормы и правила (СниП). В последние годы ряд нормативных документов в сфере строительства получили название Сводов правил по проектированию и строительству (СП).

Обозначения документов состоят из индекса, номера комплекса в структуре Системы, а затем, через дефис, порядкового номера данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. Порядковые номера СНиП начинается с номера 01, СП – с номера 101.

Нормативные документы по пожарной безопасности

Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ  -96 «Нормы пожарной безопасности. Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности». В соответствии с ним все нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, подлежат классификации и кодированию. Проводит классификацию Главное управление государственной противопожарной службы (ГУ ГПС).

К основным подзаконным нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относятся:

  • нормы технологического проектирования (НТП)
  • правила пожарной безопасности (ППБ)
  • нормы пожарной безопасности (НПБ)
  • Санитарные нормы и правила

Санитарные нормы и правила – нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдения которых создает угрозу здоровью и жизни людей.

Санитарные нормы (СН)  устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды.

Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.

Наряду с СН, СП и ГН действуют методические документы:

  • руководство (Р) – свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства РФ;
  • методические указания – документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению Госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-эпидемиологического контроля.
  • методические указания по методам контроля (МУК) – документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам  качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.
  • Правила по охране труда – нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст.211 ТК РФ).
  • Правила по охране труда делятся на межотраслевые и отраслевые и обозначаются как:   ПОТ — правила по охране труда; Р — Россия, М- межотраслевые; О-отраслевые; 001-присвоенный номер; 200-год утверждения.

Все документы принимаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 года. Решение о продлении срока правил по охране труда или об их отмене должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила по охране труда.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих госу­дарственные нормативные требования по охране труда в РФ, утвер­жден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 и включает:

· государственные стандарты системы стандартов безопасно­сти труда (ГОСТ Р ССБТ) — одна из систем государственной системы стандартизации;

· отраслевые стандартысистемы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ);

· санитарные правила (СП);

· санитарные правила и нормы (СанПиН);

· строительные нормы и правила (СНиП);

· правила безопасности (ПБ);

· правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);

· инструкции по безопасности (ИБ);

· межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации);

· правила по охране труда отраслевые (ПОТ О);

· типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ); инструкции по охране труда (ИОТ);

· отраслевые организационно-методические указания, ре­комендации.

Правила безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Ростехнадзором России.

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

Государственные санитарно — эпидемиологические нормативы: строительные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравсоцразвития России.

ССБТ- комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопас­ности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ в системе государственной системы стандартизации России присвоен шифр 12 и соответственно имеет вид: ГОСТ ХХ. Х. ХХХ. ХХ, где ХХ — шифр от 1 до 99; Х — подсистема; ХХХ — порядковый номер; ХХ — год утверждения (последние две цифры года).

В рамках этой системы производится взаимная систематизация всей нормативной и нормативно – технической документации по безопасности труда. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов, терминологию в области охраны труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

Стандарты подсистемы 1 — устанавливают требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров, методы и средства защиты работающих от их воздействия, методы контроля указанных факторов.

Стандарты подсистемы 2 – устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 — устанавливают требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов, методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы 4 – устанавливают требования к средствам защиты работающих. Объединяющий ГОСТ этой подсистемы – ГОСТ 12.4.011 –89 «Средства защиты работающих. Общие требования и классификация». Ценность его в том, что в нем приводится перечень всех видов средств защиты – коллективных и индивидуальных.

Стандарты подсистемы 5 – устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавли­вающий требования по охране труда при выполнении работ в произ­водственных помещениях, на территории предприятия, на строитель­ных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы на основании приказа (распоряжения) работодателя в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утверждаемыми работодателем.

Перечень инструкций, подлежащих разработке, утверждается работодателем и рассылается в структурные подразделения организации.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений организации и утверждаются приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками представительным органом.

В инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы.

1. Общие требования безопасности.

2. Требования безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности во время работы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5. Требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в инструкцию по охране труда можно включать другие разделы (Методические рекомендации по разработке стандартов по охране труда-2002 г.).

4 Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость как результат негативного воздействия техносферы на человеческий организм

4.1 Производственный травматизм. Классификация

Ответственность в деле создания безопасных условий труда, расследования, учета и предупреждения несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя и непосредственных руководителей работ.

Государственные нормативные требования охраны труда

По этому каждый инженерно-технический работник должен знать порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, а так же уметь правильно разработать мероприятия по борьбе с травматизмом.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работу или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности, либо его смерть.

Опасный производственный фактор — это фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор — это фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный фактор может быть опасным.

По виду поражающего фактора ГОСТ 12.0.003-74* устанавливает следующую классификацию опасных и вредных производственных факторов:

ФИЗИЧЕСКИЕ — движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, повышенная запыленность, повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и т.д.,

ХИМИЧЕСКИЕ — подразделяются по характеру воздействия на организм человека (токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные и влияющие на репродуктивную функцию) и по пути проникновения в организм (органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки);

БИОЛОГИЧЕСКИЕ — патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности;

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы подразделяются на физические (перегрузки аппарата движения, недостаточная двигательная активность) и нервно-психофизические (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки).

По тяжести повреждения травмы делятся на :

· микротравмы, повлекшие потерю трудоспособности менее одной рабочей смены ;

· легкие травмы;

· тяжелые травмы, смертельные.

По массовости:

· одиночные;

· групповые — это травмы, полученные двумя или более работающими по одной и той же причине в одно и то же время.

По обстоятельствам, при которых произошли травмы. В зависимости от обстоятельств определяют порядок их расследования, учет и выплату пособий по временной нетрудоспособности пострадавшему.

 
 

Рисунок -2 Схема классификации несчастных случаев по обстоятельствам

Несчастными случаями на производстве считаются случаи, если они произошли:

а) в течение рабочего времени на территории организации или вне территории организации (включая установленные перерывы), а так же во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т. п. перед началом или по окончании работы, а так же при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

б) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте, либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях;

в) при следовании к месту командировки и обратно;

г) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик на рефрижераторной секции в поезде и т. п.);

д) при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

е) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

ж) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

К несчастным случаям на производстве, не связанным с производством, относятся несчастные случаи

а) в алкогольном опьянении;

б) при хищении;

в) при изготовлении чего-либо в личных целях.

Связанные с работой считаются несчастные случаи если они произошли:

а) в пути на работу или с работы (исключая перевозки людей на транспорте предприятия);

б) при выполнении государственных и общественных обязанностей;

в) при выполнении долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы

Государственные нормативные требования охраны труда.

Статья 209 (ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда.

Основные понятия

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Статья 211 (ТК РФ). Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Требования охраны труда содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций (правил) по охране труда и в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно.

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений — отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5458;

Похожие статьи:

Государственные нормативные требования охраны труда.

Статья 209 (ТК РФ). Основные понятия

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Статья 211 (ТК РФ). Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Требования охраны труда содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет.

Правила по охране труда обязательны для работодателя.

Государственные нормативные требования по охране труда

Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций (правил) по охране труда и в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно.

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений — отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5457;

Похожие статьи:

Глава 34. Требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда.

Статья 209 (ТК РФ). Основные понятия

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Статья 211 (ТК РФ). Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Требования охраны труда содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций (правил) по охране труда и в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно.

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений — отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5456;

Похожие статьи: