НК 286

1. Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 — 320 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
2. Датой осуществления материальных расходов признается:
дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);
дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) — для услуг (работ) производственного характера.
3. Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным СТАТЬЯми 259, 259.1, 259.2 и 322 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2008 N 158-ФЗ)
Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные пунктом 9 статьи 258 настоящего Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с настоящей главой приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ)
4. Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса расходов на оплату труда.
5. Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных статьей 260 настоящего Кодекса.
5.1. Расходы по стандартизации, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации или зарегистрированы в качестве региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ)
6. Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страховой премии (пенсионного взноса) в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)
7. Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено СТАТЬЯми 261, 262, 266 и 267 настоящего Кодекса:
1) дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
2) дата начисления в соответствии с требованиями настоящей главы — для расходов в виде сумм отчислений в резервы, признаваемые расходом в соответствии с настоящей главой;
(пп. 2 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
3) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода — для расходов:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
в виде сумм комиссионных сборов;
в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);
в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
в виде иных подобных расходов;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
4) дата перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика — для расходов:
в виде сумм выплаченных подъемных;
в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
5) дата утверждения авансового отчета — для расходов:
на командировки;
на содержание служебного транспорта;
на представительские расходы;
на иные подобные расходы;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
5) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
6) дата перехода права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца — по расходам в виде отрицательной — курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), и отрицательной переоценки стоимости драгоценных металлов;
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
7) дата реализации или иного выбытия ценных бумаг, в том числе дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований — по расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ)
8) дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по расходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба);
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
9) дата перехода права собственности на иностранную валюту — для расходов от продажи (покупки) иностранной валюты;
(пп. 9 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
10) дата реализации долей, паев — по расходам в виде стоимости приобретения долей, паев.
(пп. 10 введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
8. По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях настоящей главы расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ)
В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
8.1. Расходы по приобретению переданного в лизинг имущества, указанные в подпункте 10 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса, признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
9. Суммовая разница признается расходом:
у налогоплательщика-продавца — на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае предварительной оплаты — на дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
у налогоплательщика-покупателя — на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты — на дату приобретения товаров (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав.
(п. 9 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
10. Расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
В случае перечисления аванса, задатка расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перечисления аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ)
(п. 10 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

СТ 231 НК РФ.

1. Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога
подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика,
если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему
факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня
обнаружения такого факта.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым
агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской
Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным
налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога,
в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления
налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым
агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в
банке, указанный в его заявлении.
В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым
агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым
агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в
установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый
календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения
срока возврата.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему
Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в
срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему
налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего
учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации
суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего
Кодекса.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему
Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из
регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие
излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому
агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с
налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога
за счет собственных средств.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый
орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской
Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой
декларации по окончании налогового периода.

1.1. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового
периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации
производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту
пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного
налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской
Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.

3. Утратил силу с 1 января 2011 г.

Комментарий к Ст. 231 Налогового кодекса

В статье 231 НК РФ установлен порядок взыскания и возврата налоговым агентом налога на доходы физических лиц.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон N 229-ФЗ) пункт 1 статьи 231 НК РФ изложен в новой редакции.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2011 г.

До внесения изменений в пункте 1 статьи 231 НК РФ не были прописаны ни процедура, ни сроки возврата из бюджета налога на доходы физических лиц.

Сейчас в пункте 1 статьи 231 НК РФ подробно изложен порядок возврата излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц.

Абзац 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Абзац 1 пункта 1 статьи 231 НК РФ устанавливает, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 02.10.2012 N ЕД-4-3/16443@ «О предоставлении имущественного вычета» разъясняется, что возврат налога на доходы физических лиц производится за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в месяце, в котором налогоплательщик представил подтверждение права на имущественный налоговый вычет, и в последующие месяцы.

Аналогичный вывод также содержится в письме Минфина России от 18.10.2013 N 03-04-06/43608.

Важно!

Необходимо обратить внимание, что уведомление налогового органа о произведенном возврате излишне удержанной суммы налога положениями НК РФ не предусмотрено.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-06/24288 указывается, что, если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный пунктом 1 статьи 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 07.03.2013 N 03-04-06/7028 рассмотрена следующая ситуация: организация при увольнении работников излишне удержала НДФЛ. Некоторые работники умерли. Возврат НДФЛ не был произведен. Вправе ли организация осуществить возврат излишне удержанного НДФЛ наследникам умерших бывших работников?

Минфин России применительно к такой ситуации указал, что возврат указанных сумм в ином порядке и иным, чем налогоплательщик, лицам, в том числе наследникам налогоплательщика, положениями статьи 231 и части первой НК РФ не предусмотрен.

Законом N 229-ФЗ статья 231 НК РФ дополнена пунктом 1.1, в котором предусмотрен порядок возврата налога на доходы физических лиц в случае перерасчета, если физическое лицо приобрело статус налогового резидента Российской Федерации.

В письме от 28.10.2010 N 03-04-06/6-258 контролирующий орган разъяснил, что начиная с 1 января 2011 г. возврат суммы налога налогоплательщику в связи с изменением его налогового статуса производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче им налоговой декларации по окончании налогового периода и документов, подтверждающих статус налогового резидента в данном налоговом периоде.

Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-06/6-48.

В письме Минфина России от 16.01.2013 N 03-04-06/4-11 разъясняется, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 231 НК РФ в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации перерасчет и возврат суммы налога производятся по итогам налогового периода налоговым органом при подаче налогоплательщиком налоговой декларации и проведении камеральной налоговой проверки в установленном порядке.

Анализируя пункт 2 статьи 231 НК РФ, Минфин России разъяснил, что на основании пункта 2 статьи 231 НК РФ направление налоговым агентом уведомления о невозможности удержать налог на доходы физических лиц не прекращает его обязательств по удержанию сумм налога.

Судебная практика.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указывается, что, если из норм части второй НК РФ не вытекают на этот счет специальные правила (например, из пункта 2 статьи 231 НК РФ), принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.

В случае если банк осуществляет выплату налогоплательщику каких-либо иных доходов, например процентов по вкладу, налог на доходы физических лиц с дохода в виде приза, превышающего 4000 рублей, должен быть удержан банком при выплате этих доходов и за счет них.

Учитывая, что налог на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом с сумм доходов налогоплательщика при их фактической выплате, банк обязан удержать налог с сумм процентов по вкладу до их зачисления на текущий счет клиента (см. письмо от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37).

В письме от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74 контролирующий орган пояснил, что сообщение в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика не освобождает общество от обязанностей налогового агента. Такая обязанность сохраняется вплоть до окончания соответствующего налогового периода, в котором обществом выплачивался доход физическому лицу.

Судебная практика.

В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2013 N 15АП-14415/2013 обращается внимание, что налоговый орган не вправе самостоятельно удержать у налогоплательщика суммы налога, необходимые к уплате в бюджет. Функции по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате сумм налога возложены на налоговых агентов, поэтому налоговый орган вправе предложить организациям совершить указанные действия.

Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (за исключением случая, указанного в пункте 2.1 настоящей статьи). Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, вправе перейти до окончания налогового периода 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться предусмотренным настоящим пунктом правом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы.

8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована.

10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Принят Государственной Думой 16 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года

Статья 1

1) в подпункте 3:

а) в абзаце пятом слово «расчетов» заменить словом «переводов»;

б) абзацы восьмой — одиннадцатый изложить в следующей редакции:

«привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов;

размещение указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов;

осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах;»;

в) абзац двенадцатый признать утратившим силу;

2) дополнить подпунктом 3.2 следующего содержания:

«3.2) осуществление банками и банком развития — государственной корпорацией следующих операций:

исполнение банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по указанной гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования, в том числе по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), и иным видам страхования, в которых банк является страхователем;».

Статья 2

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7315) признать утратившей силу.

Некоторые комментарии и выводы

В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в целях упрощения налогового учета и его сближения с бухгалтерским учетом предполагается применить следующие меры:

  • уточнить методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций, чтобы обеспечить возможность ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
  • предоставить возможность амортизировать малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
  • принять безвозмездно полученное имущество к налоговому учету по рыночной стоимости, определенной на дату его получения;
  • единовременно признать убытки от уступки права требования после наступления срока платежа на дату уступки права требования;
  • изменить порядок переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

Учет курсовых и суммовых разниц

С 1 января 2015 г. из Налогового кодекса РФ исключаются понятие «суммовые разницы» и специальный порядок их учета. Суммовые разницы в существующем понимании станут частью курсовых разниц и будут учитываться по единым с ними правилам. Это касается и периодической переоценки требований. Обратим внимание, что согласно ч. 3 ст. 3 Закона суммовые разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления Закона в силу. Таким образом, новые правила учета будут применяться к тем суммовым разницам, которые возникнут в отношении сделок, заключенных начиная с 1 января 2015 г.

Согласно новой редакции п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ положительной признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Соответственно, отрицательной признается курсоваяразница, возникающая при уценке указанного имущества и требований или дооценке упомянутых обязательств (подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в новой редакции).

В данных нормах предусмотрено, что эти правила применяются, если указанная дооценка или уценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю РФ, установленного законом или соглашением сторон, при условии, что выраженная в этойиностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно.

Отметим, что уточнение о применении данных правил в связи с переоценкой выраженных в иностранной валюте или условных денежных единицах требований, подлежащих оплате в рублях, касается тех разниц, которые в действующей редакции Налогового кодекса РФ рассматриваются в качестве суммовых.

Порядок признания курсовых разниц в качестве доходов и расходов с 2015 г. в целом останется прежним. Отличия заключаются в том, что в п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ в новой редакции будет указано следующее: требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ, в частности, на последнее число текущего месяца, а не на последнее число отчетного (налогового) периода, как сейчас.

Необходимо отметить, что согласно подп. 7 п. 4 ст. 271 и подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ в действующей редакции положительные и отрицательные курсовые разницы признаются соответственно доходами и расходами на последнее число текущего месяца. Таким образом, с 2015 г. новая редакция п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ не будет противоречить в данной части подп. 7 п. 4 ст. 271 и подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ соответственно.

Обратим внимание, что Минфин России, в частности, в Письме от 17.10.2012 N 03-03-06/1/556 разъяснял, что курсовые разницы (положительные и отрицательные) в связи с переоценкой непогашенной суммы долгового обязательства в виде кредита, выданного в иностранной валюте, учитываются российской организацией — заемщиком и определяются на дату прекращения (исполнения) долгового обязательства по возврату кредита или на последнее число отчетного (налогового) периода — в зависимости от того, что произошло раньше. Данный подход является спорным. Существует точка зрения, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить, когда учитывать соответствующий доход — на конец каждого месяца либо на конец отчетного (нал огового) периода. Подробнее об этом см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Относительно пересчета выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, отметим следующее. Согласно новым правилам, которые будут действовать с 1 января 2015 г., такие требования пересчитываются в рубли по курсу иностранной валюты, установленному законом или соглашением сторон, на дату перехода права собственности, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше. Такие правила учета доходов и расходов будут предусмотрены п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ в новой редакции.

Порядок учета расходов на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (определяется организацией)

С 1 января 2015 г. организации смогут самостоятельно определить порядок признания материальных расходов, предусмотренных подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Напомним, что в указанном подпункте перечислены затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды, других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и иного имущества, не являющегося амортизируемым. Новое правило касается в том числе малоценного имущества.

Согласно действующей редакции указанной нормы стоимость такого имущества полностью включается в состав материальных расходов по мере его ввода в эксплуатацию.

С 1 января 2015 г. налогоплательщик сможет списывать стоимость названного имущества в течение более одного отчетного периода. Данное право будет ему предоставлено в соответствии с новой редакцией подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. При этом необходимо будет принимать во внимание срок использования имущества или иные экономически обоснованные показатели.

Доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно уменьшить до рыночной стоимости на дату его получения

С 1 января 2015 г. организации смогут принимать к налоговому учету безвозмездно полученное не являющееся амортизируемым имущество по рыночной стоимости, определенной на дату его получения. С указанной даты в новой редакции будет изложен абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. В нем будет предусмотрено, что стоимость этого имущества определяется как сумма дохода, который учтен налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ. Напомним, что соответствующие доходы учитываются исходя из рыночных цен.

В связи с данными изменениями разрешится спорная ситуация, которая связана с уменьшением дохода от реализации прочего имущества, полученного безвозмездно. Такой доход можно будет уменьшать на сумму дохода, учтенную в целях налога на прибыль при безвозмездном получении имущества в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход от реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) можно уменьшить на цену приобретения (создания) этого имущества и на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Поскольку в нем на данный момент не уточняется, как определить стоимость полученного безвозмездно имущества, возникают споры. Подробнее о них см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Из НК РФ исключен метод ЛИФО

Положения Налогового кодекса РФ, предусматривающие использование метода ЛИФО для определения размеров расходов, с 1 января 2015 г. утратят силу. Соответствующие правила исключены из п. 8 ст. 254 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

В бухгалтерском учете данный метод не используется с 1 января 2008 г. (см. Приказ Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»).

Убыток от уступки права требования учитывается в расходах единовременно

С 1 января 2015 г. организации смогут учитывать убыток от уступки права требования, которая была произведена третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, единовременно на дату этой уступки. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 279 НК РФ. Напомним, что согласно действующей редакции указанного пункта такой убыток учитывается постепенно: 50 процентов суммы убытка признаются на дату уступки права требования, а оставшаяся часть включается в расходы по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

Налогоплательщики НДС не обязаны вести журнал учета счетов-фактур

С 1 января 2015 г. налогоплательщики НДС не должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Соответствующие изменения будут внесены в п. 3 ст. 169 НК РФ. Как следует из «дорожной карты» по совершенствованию налогового администрирования (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р), данное изменение направлено на сокращение избыточного документооборота, поскольку отражаемая в журналах информация дублируется в книге покупок и книге продаж. Обязанность по ведению указанных книг сохранится.

Как следствие данной поправки также с 1 января 2015 г. будут внесены изменения в п. 6 ст. 145 НК РФ. Из списка документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (продление срока освобождения), будет исключена копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

По вопросу о том, должны ли организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, см. Энциклопеди ю спорных ситуаций по НДС.

Следует обратить внимание на противоречие, которое может возникнуть в связи с вступлением в силу изменений в п. 3 ст. 169 НК РФ.

1 января 2015 г. должны вступить в силу п. п. 5.1 и 5.2 ст. 174 НК РФ. Они введены Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ. Для применения данных норм у налогоплательщика необходимо наличие упомянутого журнала учета.

Так, согласно п. 5.1 ст. 174 НК РФ в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении данной деятельности. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, обязанности по ведению данного журнала у налогоплательщиков не будет (новая редакция п. 3 ст. 169 НК РФ), а с другой стороны, для заполнения декларации необходимо взять сведения из этого журнала (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).

Пунктом 5.2 ст. 174 НК РФ установлена обязанность по представлению в определенном случае упомянутого журнала налогоплательщиками, которые освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, и при этом не признаются налоговыми агентами. Журнал представляется в налоговый орган в случае выставления и (или) получения данными налогоплательщиками счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. В такой ситуации противоречие заключается в том, что обязанности по ведению этого журнала у налогоплательщиков не будет (новая редакция п. 3 ст. 169 НК РФ), в то же время налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, в определенных случаях должны будут представить такой журнал в налоговый орган (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Возможно, до 1 января 2015 г. эти противоречия будут устранены.

В целях исчисления НДС «суммовые разницы» переименованы в «разницы в сумме»

База по НДС не корректируется в случае изменения курса иностранной валюты (условных единиц), если согласно условиям договора оплата реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав) предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных единицах (п. 4 ст. 153 НК РФ). Возникающие при изменении курса разницы назывались «суммовыми разницами в части налога». С 1 июля 2014 г. они переименованы в «разницы в сумме налога». Соответствующее изменение внесено и в абз. 5 п. 1 ст. 172 НК РФ.

Как и ранее, разницы сумм учитываются при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных доходов (расходов). Для суммовых разниц были предусмотрены специальные положения в п. 11.1 ст. 250 и подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, которые с 1 января 2015 г. признаются утратившими силу. Кроме того, с указанной даты исключаются п. 7 ст. 271 и п. 9 ст. 272 НК РФ, которые определяли момент признания суммовых разниц в доходах (расходах). В связи с этим возникает вопрос: каким образом будут учитываться в базе по налогу на прибыль разницы в сумме НДС, возникающие при изменении курса иностранной валюты? Возможно несколько подходов.

Один основан на том, что эти суммы названы разницами в сумме налога, следовательно, они учитываются как налоги и иные обязательные платежи. Однако Налоговый кодекс РФ не содержит положений, по прямому указанию которых налоги учитываются в доходах. Что касается расходов, то налоги и иные обязательные сборы, за исключением предъявленных покупателю, в силу подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Поскольку в п. 4 ст. 153 НК РФ отрицательные разницы в сумме НДС признаются внереализационными расходами, данный подход неправомерен.

Согласно другому необходимо применять нормы Налогового кодекса РФ, установленные в отношении курсовых разниц. Однако называемые ранее «суммовыми разницами» такие разницы в сумме НДС не переименованы в курсовые разницы. Следовательно, можно предположить, что законодатель разделяет эти понятия.

Наконец, перечень внереализационных доходов (расходов) является открытым, что позволяет учитывать разницы в сумме НДС в базе по налогу на прибыль как иные, не связанные с производством и реализацией доходы (расходы). В этом случае логичным представляется определение даты учета разниц в сумме налога на основании подп. 3 п. 4 ст. 271 и подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ как даты расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или как даты предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для осуществления расчетов. Такой вывод следует из того, что данные суммы возникают из-за разницы курсов иностранной валюты на момент отгрузки и на момент оплаты. Однако указанные нормы распространяются на доходы в виде арендной платы (лизинговых платежей) и иные аналогичные поступления, а также на расходы в виде комиссионных сборов, арендных (лизинговых) платежей, оплаты сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) и иные подобные затраты.

Таким образом, положений, четко устанавливающих момент учета разниц в сумме НДС, Налоговый кодекс РФ не содержит. Возможно, в дальнейшем компетентные органы направят разъяснения по данному вопросу, либо взаконодательство о налогах и сборах будут внесены изменения, устраняющ ие возникшие неясности.

День передачи недвижимости по передаточному акту признается моментом определения базы по НДС

Моментом определения базы по НДС при реализации недвижимого имущества с 1 июля 2014 г. будет признаваться дата передачи этого объекта покупателю по передаточному акту (иному документу о передаче). Соответствующее положение содержится в новом п. 16 ст. 167 НК РФ.

До изменений позиция Минфина, ФНС арбитражных судов была следующей: моментом определения налоговой базы при реализации недвижимости следует считать день оформления госрегистрации права собственности покупателя на объект или день оплаты (частичной оплаты) в зависимости от того, что наступило раньше. Разъяснения Минфина России и судебную практику по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Счет-фактуру может подписать уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя

С 1 июля 2014 г. для индивидуального предпринимателя законодательно закреплена возможность передавать право подписи счета-фактуры третьему лицу. Такие изменения внесены в абз. 1 п. 6 ст. 169 НК РФ. Представитель должен быть уполномочен доверенностью. При этом требование об указании реквизитов свидетельства о госрегистрации предпринимателя сохраняется.

Следует отметить, что ранее этот вопрос урегулирован не был. Контролирующие органы в своих разъяснениях настаивали, что счет-фактура должен быть подписан предпринимателем лично и предоставить соответствующие полномочия третьему лицу такой налогоплательщик не вправе. Однако в судебном порядке споры по данному вопросу решались в пользу предпринимателей. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Выводы:

НДС

С 1 июля 2014 г.:

  • «суммовые разницы в части налога» переименованы в «разницы в сумме налога» (п. 4 ст. 153 НК РФ, абз. 5 п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • моментом определения базы по НДС при реализации недвижимого имущества признается дата передачи этого объекта покупателю по передаточному акту, иному документу о передаче (п. 16 ст. 167 НК РФ);
  • счет-фактуру может подписать уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя (абз. 1 п. 6 ст. 169 НК РФ).

С 1 января 2015 г.:

  • налогоплательщики НДС не должны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Налог на прибыль

С 1 января 2015 г.:

  • убыток от уступки права требования третьему лицу, которая была произведена после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, учитывается единовременно на дату уступки права требования (п. 2 ст. 279 НК РФ);
  • налогоплательщик сможет списывать стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более чем одного отчетного периода (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно будет уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ);
  • из Налогового кодекса РФ исключается понятие «суммовые разницы», а также специальный порядок их учета (утрачивают силу п. 11.1 ч. 2 ст. 250 НК РФ, подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. 7 ст. 271 НК РФ, п. 9 ст. 272 НК РФ, ч. 4 ст. 316 НК РФ и др.);
  • в налогообложении не применяется метод ЛИФО (утрачивают силу п. 8 ст. 254 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ и др.).