Непроизводственные отрасли

Главная » Бухгалтеру » Отрасли материального производства

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Материальное производство

Согласно методологии Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) считается, что в сфере материального производства создаётся национальный продукт (производство продуктов, материальных услуг).
Сфера материального производства — совокупность отраслей, производящих материальные блага или оказывающих материальные услуги.
К сфере материального производства относятся отрасли: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт и связь, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом и др.
Промышленность является ведущей отраслью материального производства – это отрасль национальной экономики, объединяющая организации, занятые добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья.
По экономическому назначению выпускаемой продукции все отрасли промышленности можно подразделить на две группы:
1. Отрасли, изготавливающие средства производства;
2. Отрасли, производящие предметы потребления.
По характеру воздействия на предмет труда отрасли делятся на:
1. Добывающие;
2. Обрабатывающие.
Организации добывающих отраслей ориентированы на добычу и заготовку природного сырья (нефтеперерабатывающая, угольная, торфяная промышленность). Организации обрабатывающих отраслей воздействуют на предмет труда, изменяя его физико-химического свойства (машиностроение, металлургия, легкая промышленность и т.д.).
По функциональному назначению отрасли делятся на:

1. Производящие промежуточный продукт;
2. Производящий конечный продукт.
По структуре издержек производства:
1. Фундоёмкие
2. Наукоёмкие
3. Трудоёмкие
4. Материалаёмкие
5. Энергоёмкие
По возможности равномерной работы:
1. Сезонные
2. Несезонные
По характеру технологического процесса:
1. Отрасли с непрерывном процессом
2. С преобладанием химических процессов
3. С преобладанием электрохимических процессов
4. С преобладанием других процессов
Отраслевая структура промышленности и показатели, характеризующие её
Отраслевая структура — это количественное соотношение отраслей, отражающее сложившиеся производственные взаимосвязи между ними.
Она характеризует степень экономической самостоятельности страны, уровень её индустриализации, развитие конкуренции и т.д.
На формирование отраслевой структуры промышленности оказывают влияние ряд факторов:
— научно-технический прогресс;
— планируемые темпы развития всей промышленности и её отдельных отраслей;
— рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;
— сырьевые ресурсы страны;
— формы общественной организации труда производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование;
— международное разделение труда и др.
Отраслевая структура может изучаться с помощью различных показателей, которые выделяют в три группы:
1) Количественные соотношения отраслей
2) Структурные сдвиги за период
3) Производственные связи: межотраслевые, внутриотраслевые.

Материальное право
Материальные ценности
Факторы производства


| | Вверх

Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия «производственная» и «непроизводственная» сферы являются наиболее крупными структурными характеристиками экономики.

1. Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает виды деятельности не создающие материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • народное образование;
  • финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
  • культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • управление;
  • общественные объединения.

2. Производственная сфера («реальный сектор» — в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.

Деление на отрасли обусловлено общественным разделением труда.

Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное, единичное.

1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь…).

2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделяются:

  • электроэнергетика;
  • топливная промышленность;
  • черная металлургия;
  • цветная металлургия;
  • химическая и нефтехимическая промышленность;
  • машиностроение и металлообработка;
  • лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • промышленность строительных материалов;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность…

В свою очередь каждая из них состоит из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцово-цинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.

3. Единичное разделение труда имеет место на предприятии, в учреждении, организации между людьми разных профессий и специальностей.

Самой главной отраслью материального производства является промышленность, которая состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.

По характеру воздействия на предмет отрасли промышленности делятся на две группы:

  1. Добывающие отрасли обеспечивают получение природных ресурсов минерального и растительного происхождения, а обрабатывающие отрасли обеспечивают переработку исходного сырья, полученного в добывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве. Таким образом, к добывающей промышленности относят горнодобывающие предприятия — по добыче руд цветных и черных металлов и нерудного сырья для металлургии, горнохимического сырья, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, а также гидроэлектростанции, предприятия по лесоэксплуатации, по улову рыбы и добыче морепродуктов.
  2. К обрабатывающей промышленности относят предприятия по производству черных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов легкой и пищевой промышленности, а также теплоэлектростанций и предприятий по ремонту промышленных изделий.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы. Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).

В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный, строительный комплекс и военно-промышленный.

  1. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью — удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии.
  2. Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы.
  3. Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ.
  4. Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей.
  5. Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.
  6. Строительный комплекс включает систему отраслей строительства, промышленность строительных материалов, машиностроение, ремонтную базу.
  7. Социальный комплекс объединяет более чем 20 подотраслей легкой промышленности, которые могут быть объединены в три основные группы: текстильная; швейная; кожевенная, меховая, обувная — производящие товары народного потребления.
  8. Военно-промышленный комплекс (ВПК) представлен отраслями и видами деятельности, ориентированными на удовлетворение потребностей Вооруженных Сил.

Определение 1

Отраслью называется совокупность похожих видов хозяйственной деятельности. Отрасль объединяет предприятия, выпускающие однородную продукцию, например продукты питания, сельхозмашины, бытовую химию, текстиль, металлургическую продукцию.

Хозяйство делится на две основные части – промышленность и сельское хозяйство, которые в свою очередь делятся на другие отрасли и подотрасли.

Промышленность, как правило, является ведущей отраслью в большинстве экономик мира, так как для успешного занятия сельским хозяйством, необходимо наличие определенных климатических условий для выращивания культур или разведения животных. Для промышленности такие условия не являются обязательными.

Определение 2

Существует производственная сфера – совокупность предприятий, которые занимаются производством товаров для удовлетворения потребностей населения, и непроизводственная сфера — совокупность отраслей, которые оказывают разнообразные услуги населению.

Различные отрасли, в свою очередь, можно объединять в группы отраслей, в экономике определяющими факторами, с помощью которых можно создавать классификацию, являются общие свойства продукта или услуги. Рассмотрим на примере совокупность производителей хлеба, пирожных, булочек, рогаликов и бубликов, можно объединить в хлебобулочную промышленность, которая, в свою очередь, является частью пищевой промышленности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Отрасли хозяйства 410 руб.
  • Реферат Отрасли хозяйства 230 руб.
  • Контрольная работа Отрасли хозяйства 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Мукомольная отрасль объединяет в себе предприятия, занимающиеся производством хлебобулочных, кондитерских, макаронных и других изделий, которые содержат муку.

Рисунок 1.

По такому же принципу строятся другие отрасли. Также можно объединять отрасли в более широкие группы, пример показан на иллюстрации ниже.

Рисунок 2.

На этом принципе строится отраслевая классификация, то есть объединение в группы подобных видов экономической деятельности.

Классификация производственных групп отраслей

Объединяя таким образом разные группы отраслей, в итоге мы получим несколько крупнейших групп отраслей, которые называются секторами экономики.

Они включают:

  1. Сельское хозяйство;
  2. Добывающая промышленность;
  3. Обрабатывающая промышленность;
  4. Электричество и газ;
  5. Строительство.

Теперь рассмотрим каждую группу отдельно.

Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство объединяет в себе все отрасли, которые занимаются производством или добычей сырья животного или растительного происхождения. Сельское хозяйство в свою очередь делится на животноводство (овцеводство, птицеводство, пчеловодство) и на земледелие (обработка земли и выращивание овощных и фруктовых культур, злаков).

Добывающая промышленность объединяет все предприятия, занимающиеся непосредственно извлечением тех или иных ценных ресурсов из недр земли. В нее входят нефтедобытчики, газодобытчики, разработчики месторождений других ценных ресурсов, предприятия, добывающие песок из карьера, алмазы, торф, разнообразную руду.

Иногда эти две группы сливаются в первичный сектор производства, так как они дают сырье для большинства других отраслей.

Обрабатывающая промышленность, в свою очередь, объединяет все отрасли, связанные с обработкой уже добытых природных ресурсов для производства некоторого материального продукта.

Электричество, газ и водоснабжение тоже занимаются обработкой добытого сырья, но выделяются в отдельную группу, потому как связаны с созданием и развитием линий для передачи этого сырья на расстояния конечным потребителям.

Строительство объединяет всех производителей зданий и сооружений как крупных, так и мелких архитектурным форм . По сути это тоже обработка уже добытого сырья, но благодаря особенному характеру производства оно выделяется в отдельную группу.

Отрасли непроизводственной сферы

К непроизводственной сфере относятся отрасли экономики, которые непосредственно обслуживают население (сфера обслуживания) или обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство, профессиональное образование, армия и органы правопорядка):

  • торговля;
  • гостинично-ресторанный бизнес;
  • транспорт и связь;
  • образование;
  • медицина;
  • финансы;
  • государственная служба.

Торговля объединяет все фирмы, деятельность которых базируется на продаже или перепродаже произведенной продукции, и бывает двух видов – оптовой(продажа промежуточных благ или товара в большом количестве) и розничной (продажа потребительских благ конечному потребителю).

Гостинично-ресторанный бизнес рестораны объединяет производителей благ типа «отдых на островах в Атлантическом океане» или «романтический ужин при свечах», которые включают в себя множество составляющих, особенностью этой группы является то, что потребитель получает одновременно и товар и услуги.

Транспорт, склады и связь объединяют всех производителей, занимающихся перемещением материальных в пространстве (транспорт) и во времени (склады). Связь также передает и обрабатывает информацию. Необходимо отметить, что эта отрасль является стратегической, то есть она принципиально важна как для государства, так для обычных граждан, если она перестанет функционировать, жизнь в стране фактически остановится.

Образование объединяет всех производителей, занимающихся разработкой и распространением знаний (грамотность, лексика) или умений (игра на фортепиано, танцевальное или изобразительное искусство) населения.

Медицинская отрасль включает в себя всех производителей и государственные структуры, которые занимаются услугами по сохранению здоровья граждан (больницы, клиники, стоматологические и косметологические кабинеты).

Финансы объединяют всех производителей, предлагающих услуги по предоставлению финансовых услуг (банки, ломбарды, кредитные союзы, валютные биржи).

Государственная служба включает всех производителей, занятых обеспечением работы государственного аппарата.

Иногда эти группы объединяются в еще более масштабные сверхгруппы — в сектор материального производства и сектор услуг.

Некоторые отрасли обслуживания (торговлю, общественное питание) иногда присоединяют к производственной сфере, так как они имеют дело с материальными предметами.

Замечание 1

Необходимо подчеркнуть, что все отрасли экономики очень важны, так как исчезновение хотя бы одной их них необратимо приведет к кризису в экономике, и потребуются значительные усилия для устранения его последствий. К примеру, если по какой-то причине в стране перестанет функционировать сельскохозяйственный сектор, то пошатнется и пищевая промышленность, что вызовет дефицит продуктов питания, рост цен на них и как следствие, благополучие граждан существенно снизится.

Для того чтобы такие явления не имели место, государство проводит определенную политику защиты национального производителя и издает законодательные акты, целью которых является поддержание экономического баланса между отраслями.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.

2. Сущность экономики образования.

3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.

Структура национального хозяйства (от лат. structura — порядок) — комплекс производств той или иной территории, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и территориальной специфики. Сложная структура народного хозяйства определяется посредством таких понятий, как сектор, отрасль, сфера народного хозяйства.

Понятие «отрасль» — основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.

Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются сфера материального производства и непроизводственная сфера или, как чаще говорят – социальная сфера.

Сфера материального производства – это совокупность предприятий, в которых создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, где создается стоимость продукт – товар.

Социальная сфера – совокупность отраслей, производящих продукцию преимущественно в виде услуг и не принимающих непосредственного участия в создании национального дохода; отрасли данной сферы удовлетворяют социальные потребности.

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Понятие «образование», а также его роль и значение для общества в разных науках определяется по-своему, исходя из внутренней цели исследования. В этой связи историческая наука и экономика, философия и социология, педагогика и культурология дают свои определения образованию. Юридическая наука трактует проблему со своих позиций, учитывая, что образование по своей сути является публичной функцией государства, направленной на полноценное развитие общества и его граждан на основе мировых достижений в области знаний и мировой культуры, а также обеспечение экономического развития и безопасности государства.

В последнее время указанная миссия образования усложняется в связи с активным переходом большинства мировых экономик в новые координаты глобализирующегося мира, для которого характерны совершенно новые, нежели в XX веке, доктрины развития, а также параметры технологического уклада в промышленности, кросскультурных коммуникаций и информационных обменов. Индикатором конкурентоспособности стран становится интеллектуальный потенциал общества, генерируемый системой образования. Естественно, что системы образования стран мира, в том числе и России, являясь основным носителем этих парадигмальных вызовов, претерпевают перманентные трансформации. Поэтому всестороннее изучение этих процессов с целью достижения возможно более высокого уровня прогнозирования является важной научной задачей.

Образование – категория неоднозначная, многоаспектная, это —

— процесс приобретения знаний, навыков, умений;

— воспитание всесторонне развитой личности;

— отражает уровень грамотности, профессионализма;

— формирует социальную среду общества.

В Законе РФ об образовании (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Статья 2).

Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных кадров.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Они относятся к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфера образования принадлежит особая роль.

Во-первых, образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования «превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов».

Образование – жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития в условиях существенных изменений среды обитания, и особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития общества объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства; образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.

Главная цель образования — удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, то есть исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.

Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и деятельности.

Образование как отрасль народного хозяйства производит своеобразный продукт – образовательную услугу. Образовательная услуга – это система знаний, информаций, умений и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Образовательная услуга является товаром особого рода и отличается от продукта, производимого отраслями материального производства, следующим:

— производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляет видимого вещественного продукта: они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;

— образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;

— с неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;

— невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.

Характеристика образовательной услуги как товара

Товар

Образовательная услуга

Продажа-отчуждение реализуемого товара продавцом, который лишается его при реализации

Продажа не связана с отчуждением. Образовательная услуга может быть продана столько раз, сколько найдется покупателей этого товара.

Продажа обезличена и анонимна.

Продажа адресна.

Наличие договора на продажу товара является обязательным условием сделки.

Для продажи образовательной услуги необходимо оформление договора, фиксирующего взаимные обязательства и ответственность сторон.

Товар используется до его физического либо морального износа

Образовательная услуга имеет жизненный цикл продолжительностью 3-6 лет.

Товар выполняет свое функциональное назначение в конкретное время и в конкретном месте.

Образовательная услуга оказывается по частям разными исполнителями, с возможностью территориального разрыва.

Таким образом, образовательная услуга являются товаром особого рода. Её специфика состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются не только для непосредственного потребителя (учитывая повышение качества и уровня его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом.