Ненормированный рабочий день водителя

Водители и ненормированный рабочий день

Напомним, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, когда по распоряжению работодателя отдельные работники привлекаются к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 101 ТК РФ).

А водителям каких категорий устанавливается ненормированный рабочий день? ТК РФ не содержит конкретный перечень категорий работников, которым можно или нельзя устанавливать ненормированный рабочий день. По сути, он может быть введен для всех тех работников, которые по не зависящим от них причинам не могут полностью выполнять свои трудовые обязанности исключительно в пределах установленной для них продолжительности рабочего дня. Например, водитель служебной машины в исключительных случаях может забирать из дома руководителя организации до начала рабочего дня, а отвозить обратно, когда для всех остальных сотрудников рабочий день уже закончился. Ведь ненормированный рабочий день может распространяться как на период до начала рабочего дня или смены, так и после их окончания (Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1).

Устанавливаем ненормированный рабочий день для водителя

Перечень должностей водителей (как и иных категорий работников), для которых будет действовать ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 101 ТК РФ). При этом условие о том, что работнику установлен ненормированный рабочий день, должно быть обязательно включено в трудовой договор с таким работником.

Введение, скажем, ненормированного рабочего дня для водителя легкового автомобиля не отменяет того факта, что время начала и окончания рабочего дня для такого работника также устанавливаются и работник должен эти правила соблюдать.

С работника не требуется получать согласие каждый раз в случае привлечения его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Но работодателю нужно издавать приказ и знакомить с ним работника под роспись.

О том, какая компенсация положена водителям и иных категориям работников, для которых установлен ненормированный рабочий день, мы рассказывали в отдельном материале.

Определение и общая информация

Термин «ненормированный рабочий день» подробно объясняется в законодательстве РФ. Такое название получил специальный рабочий график. В соответствии с этим графиком появляется право привлекать сотрудников к дополнительным обязанностям, вне основного времени. Обычно подобные правила распространяются на подчиненных, от которых сильно зависит организация и результат технологического процесса.

Что такое ненормированный рабочий день водителя

Работодатель сам определяет, какое время относится к дополнительным промежуткам, сколько его бывает в принципе. Статья 101 ТК РФ более подробно раскрывает данный вопрос. Но законодательство до сих пор не выработало четкой позиции по поводу следующих направлений:

  1. Какие должности могут либо не могут быть подвергнуты дополнительным рабочим часам.
  2. Порядок составления списков и графиков.

Подобные вопросы решаются руководством, оговариваются в коллективном трудовом договоре. В трудовых отношениях обязательно нужно отражать само согласие на ненормированную работу, ведь конкретные условия для определенной ситуации могут сильно отличаться от общеустановленных показателей.

Крупные предприятия стараются не отказываться от разработки Положения, связанного с ненормированным рабочим днем. Но часто встречаются ситуации, когда особые условия работы сверх нормы оформляются в виде дополнения к общим правилам распорядка.

Должности, которые допускают ненормированные дни, включают:

  • юристов и консультантов;
  • водителей;
  • высшее руководство предприятия.

Доплата водителям за ненормированный рабочий день

Сверхурочная работа всегда предполагает наличие дополнительных компенсаций. Здесь существуют определённые правила:

  • таким специалистам, помимо основного, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • продолжительность времени отдыха – до трёх дней и более;
  • предприятие само решает, какое время кому может предоставить.

Как оплачивается ненормированный рабочий день водителя

Специалисты Федеральной Службы занятости отмечают, что дополнительно оплачивать ненормированный график нет необходимости. Только дополнительное время работы предполагает наличие дополнительной оплаты. Но это происходит в том случае, если занимается время, свободное от выполнения основных обязанностей. В данном случае используются те же правила, что и для переработки, то есть – сверхурочных.

Если исполнение обязанностей предполагает наличие ненормированного рабочего времени, то действуют стандартные правила. Это касается начала рабочего времени, графика явки на рабочее место и так далее. Все вопросы должны оговариваться в коллективном либо индивидуальном трудовом соглашении.

Но на выходные и праздничные дни стандартный порядок не распространяется. В силу вступают статьи 113 и 153 Трудового кодекса, если именно в этот период сотрудника вызывают на своё место. Рекомендуется установить удвоенный размер выплат за работу в такие моменты.

Сотрудники могут выбирать компенсацию по своему усмотрению. Это может быть отгул либо оплата в удвоенном размере.

Специалисты из служб занятости не рекомендуют злоупотреблять возможностью вызывать сотрудников в неосновное время. Если подобное поведение станет нормой, подчиненный имеет право обратиться в контролирующие организации для защиты своих прав.

Установление графика, необходимые документы

Режимы ненормированного рабочего дня – это не индивидуальная схема для каждого сотрудника. Ее устанавливают коллективно, для определённой группы. Подобный процесс регулируется внутренними нормативными документами.

Документальное оформление ненормированного рабочего дня

Если составляется внутренний коллективный акт, то он должен содержать следующие сведения:

  1. Порядок, по которому рабочее время учитывается. Некоторые должности предполагают применение суммированного варианта.
  2. Количество дней дополнительного отпуска, которые прибавляются к основному. Каждая категория сотрудников в этом вопросе требует индивидуального подхода.
  3. Порядок привлечения к работе в выходные дни.
  4. Общий список должностей, для которых ненормированные графики допустимы.

Не стоит забывать об указании необходимости соблюдать распорядок дня всеми сотрудниками, вне зависимости от должности. Особенно это касается времени прихода на рабочее место, его оставления.

Отдельную графу предусматривают для ознакомления подчинённых с документом. При переводе с обычной должности на ту, которая предусматривает ненормированный график, обязательно отдельное предупреждение.

Составление отдельного Положения с перечнем должностей не будет целесообразным, если у предприятия небольшой штат. Достаточно фиксировать особенности стандартного рабочего графика в обычном трудовом соглашении. Если документ подписан – считается, что все заинтересованные лица ознакомились с ним и не имеют каких-либо возражений.

О классности водителей

Созданы специальные классификации, благодаря которым становится проще оценить уровень подготовки и умений какого-либо конкретного сотрудника. От классов зависит возможность водить автомобили определенной категории, грузоподъемности.

Класс водителя Описание
Самым низким классом считается третий. Предполагается, что водитель способен управляться с транспортом категории B и C любых разновидностей и марок. Либо осуществляется управление только автобусами, представляющими категорию D.
В качестве среднего класса идет второй. Предполагается управление машинами классов B, C, E, или автобусами, которые относятся к группам D, D и E.
Первый разряд становится самым высоким. B, C, D, E – вот какими категориями должен овладеть водитель, чтобы его отнесли к этому классу. Речь идет как о грузовых автомобилях, так и о легковых.

Но руководство само решает, использовать классность, или нет.

Установление ненормированного рабочего графика вполне допустимо. Но процесс требует максимального внимания на этапе оформления документов. Иначе у работников появляется право оспаривать решения.

За использование подобных схем можно предоставить дополнительные дни отпуска либо повышенную оплату. Оплата ночного времени – ещё один вопрос, требующий дополнительного разъяснения. Но здесь стороны также должны договориться и уведомить друг друга относительно принятого решения.

О спорных вопросах установления ненормированного рабочего дня смотрите здесь:

Форма для приема вопроса, напишите свой