Нелегальные перевозчики в Москве

Начался новый раунд борьбы

В начале года Министерство инфраструктуры Украины приняло план мероприятий по борьбе с нелегальными перевозками. Каких последствий ожидать и насколько результативными будут предложены меры?

Как мы теряем от нелегальных перевозок

В понимании государства нелегальный перевозчик – это тот, кто работает без лицензии (или получил лицензию на нерегулярные перевозки, а сам занимается регулярными), скрывает свои доходы и не платит налоги.

В противовес им в 2016 году по данным Госкомстата в Украине насчитывалось 1546 транспортных предприятий, работающих официально. В целом они оказали услуг на 12,5 млрд грн. Чтобы посчитать сколько налогов теряет бюджет, можно использовать оценки Мининфраструктуры. Объем «серого» рынка может составлять 50-70% от официального, то есть от 12,5 до 30 млрд грн в год. Соответственно, налоги могут составить до 8 млрд грн. Эти средства местные бюджеты могли бы использовать на финансирование учреждений образования, здравоохранения, компенсировать перевозку льготных категорий населения.

«Нелегалы» искажают рынок перевозок. В 2016 году 64% автоперевозчиков получили прибыли на общую сумму 435 млн грн. Остальные предприятия работали с убытками в сумме 789 млн грн. Это означает, что когда легальные предприятия приносят средства в бюджет, делают отчисления на амортизацию транспорта, нелегальные в то же время просто захватывают более популярные маршруты и получают большую выгоду.

Борьба с нелегалами не должна превратиться в борьбу с малым бизнесом

Для пассажиров выбор в пользу нелегальных перевозчиков – всегда повышенная опасность для жизни. Нелегальные операторы не соблюдают сроки проведения технических осмотров транспортных средств, а когда случаются аварии, пассажирам не стоит рассчитывать на компенсацию стоимости билетов или возмещение за полученные травмы.

Как планируют бороться с нелегальными перевозчиками

Совещания, проверки, формирование реестров нелегальных перевозчиков и маршрутов – именно такие мероприятия Мининфраструктуры включил в план борьбы с нелегальными перевозками. Однако этого недостаточно для полноценной оптимизации транспортных маршрутов, снижения регуляторного давления, повышения дисциплины среди перевозчиков.

1.Оптимизация маршрутов. Мининфраструктуры планирует изучать на каких маршрутах работают нелегальные перевозчики. Это позволит определить направления перевозок, которые пользуются наибольшим спросом, чтобы открыть на таком маршруте регулярные перевозки. Это хорошо, но отслеживать появление новых маршрутов нужно постоянно. Люди меняют направления, регулярность и время путешествий. На эти изменения более гибко реагируют нелегальные перевозчики. Без постоянного изучения спроса на транспорт и планирование новых более удобных маршрутов «переиграть» нелегалов будет трудно.

2.Регуляторное давление. К нелегальной работе перевозчиков частично подталкивает желание снизить расходы. Чтобы предоставить перевозчикам возможность сделать это официально, можно предложить им контракт на перевозку по высоко- и низкодоходным маршрутам одновременно. Благодаря такой «балансировке» перевозчик будет иметь постоянный приток гарантированных поступлений от высокодоходного маршрута и меньше мотивации скрывать свою деятельность на менее прибыльном.

3.Бизнес-дисциплина. 99% автотранспортных предприятий зарабатывают только 18% доходов от всего рынка. Это может означать две вещи: либо они работают себе в убыток, либо скрывают доходы. Поскольку масштабы нарушений законодательства об автомобильном транспорте велики, надеяться на искоренение существующих практик сокрытия доходов с помощью старых методов бесполезно. Поэтому стоит обратить внимание на инструменты саморегуляции рынка. Страны ЕС делают акцент на «добропорядочности» и регулируют доступ к профессии автомобильных перевозок, контролируя «историю деятельности» автоперевозчиков (количество и виды лицензий, транспортных средств, наличие нарушений законодательства об автомобильном транспорте). Введение реестров перевозчиков (легальных и нелегальных) может служить одной из таких отправных точек.

Как одолеть нелегальные перевозки меньшими средствами

Чтобы победить «нелегалов», совсем не обязательно проводить рейды или устраивать засады на дорогах. Есть наработанные в других странах интеллектуальные решения, цена которых невысока, а эффект – значителен.

1.Big data. Мининфраструктуры стоит рассмотреть информационные возможности, например, анонимизированных данных мобильных операторов. Опыт работы компаний Киевстар и Vodafone неоднократно доказали, что мобильные операторы могут быть качественным источником информации. Из их данных можно выделить повторяющиеся перемещения групп пользователей мобильной связи, отделить легальных перевозчиков, увидеть остановки, количество пассажиров, регулярность отправлений, отправную и конечную точки маршрутов. Такая работа аналитиков позволит сэкономить время и ресурсы Укртрансбезопасности на проведение проверок автоперевозчиков. Для правительственных учреждений и служб доступ к таким данным является бесплатным.

2.Исследование спроса на транспорт. Министерство, областные и городские госадминистрации должны включать в свои бюджетные программы расходы на проведение транспортных исследований. Речь идет об изучении потребностей пассажиров относительно регулярности поездок, их целей (работа, отдых, обучение), готовности платить, пунктов отправления/назначения поездок, наличия пересадок. Стоимость проведения дополнительных опросов варьироваться от 200 до 400 000 гривен в зависимости от вида населенного пункта. Удержать пассажиров на маршрутах легальных перевозчиков можно за счет удобства расписания движения, вместимости транспортных единиц, наличия интегрированного билета, который позволяет экономить и совместить поездки на несколько видов транспорта.

3.Конкурсы на перевозку. Мининфраструктуры и городским госадминистрациям при объявлении конкурсов на перевозку стоит укрупнить его предметы. Речь идет о сочетании в пределах одного конкурса/закупки услуг пассажирских перевозок по высоко- и низкоприбыльным направлениям. Такая инициатива позволит снизить мотивацию перевозчиков работать нелегально.

4.Добропорядочность и реинтеграция. Министерству необходимо разработать систему наказаний и поощрений перевозчиков. Борьба с нелегалами должна иметь не только карательное действие, но и помогать перевозчикам восстановить свою репутацию в условиях их готовности исправиться и соблюдать действующее транспортное законодательство.

Большинство перевозчиков – малые предприятия. И борьба с нелегалами не должна превратиться в борьбу с малым бизнесом. Инклюзивное развитие экономики означает, что государство будет использовать не только репрессивные методы, но и предлагать интеллектуальные решения, построенные на аналитике и данных. Это углубит конкуренцию, сделает бизнес более ответственным, а пассажиры получают более качественные услуги.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

В 2018 году в столице арестовали более 2,4 тыс. автобусов и автомобилей перевозчиков-нарушителей.

Сегодня, 5 февраля 2019 года, столичный департамент транспорта передал Ространснадзору новый транспорт и дополнительное оборудование. Техника поможет надзорному органу более эффективно бороться с перевозчиками-нарушителями, сообщает Официальный сайт мэра Москвы.

Ространснадзор получил 21 автомобиль Renault Duster, 6 автомобилей Toyota Camry, 36 планшетных компьютеров, 89 автомобильных видеорегистраторов и другую технику.

Власти Москвы высоко ценят результаты совместной с Ространснадзором работы по повышению безопасности пассажиров городского транспорта. В частности, в 2018 году в отношении недобросовестных перевозчиков было вынесено около 2,5 тыс. штрафов за несоблюдение требований законодательства, более 2,4 тыс. автобусов и автомобилей арестованы и перемещены на специализированные стоянки. В итоге за 2018 год число нелегальных маршрутов, а также нелегальных перевозчиков в Москве снизилось на 95%.

«Мы видим большие результаты этой работы – москвичи имеют безопасный комфортный наземный городской транспорт. Почти все перевозки осуществляют легальные транспортные компании, ведущие честный и прозрачный бизнес, а криминальные маршрутки ушли в прошлое», – заявил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

«Новая техника позволит нам полноценно выполнять функционал по борьбе с нелегальными перевозчиками, заниматься весо-габаритным контролем, вести работу по организации дорожного движения», – отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин.

Напомним, как сообщало РИА «Индустрия безопасности», 22 января 2019 года территориальные управления Госавтодорнадзора получили новые передвижные контрольные пункты транспортного и весового контроля.

Источник фото: Официальный сайт мэра Москвы, Ространснадзор.