Некоммерческое партнерство

Регистрация некоммерческого партнерства ассоциации/союза (!)

С 1 сентября 2014 г. такая отдельная организационно-правовая форма, как некоммерческое партнерство (НП), упразднена. Теперь подобная организация может создаваться только как ассоциация (союз). Что же касается партнерств, существующих до 01.09.2014г., то им необходимо привести в соответствие учредительные документы при первом изменении учредительных документов, поменяв соответствующим образом название: необходимо добавить слова «ассоциация» или «союз».

Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Однако для отдельных видов ассоциаций специальные законы могут предусматривать другое количество учредителей.

Учредители ассоциации при ее регистрации получают статус членов ассоциации и наравне с другими членами ассоциации безвозмездно пользуются услугами, оказываемыми ассоциацией, если закон не предусматривает иное.

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Cведения и документы:

  • Наименование ассоциации (союза);
  • Сведения о месте, где будет находиться организация и пакет документов на адрес;
  • Сведения об учредителях (должно быть не меньше 2-х): ИНН и данные паспорта – для физ. лиц, из ЕГРЮЛ выписка – для юр. лиц;
  • Сведения о руководителе ассоциации (данные паспорта и ИНН);
  • Сведения об органах управления ассоциации (союза);
  • Сведения о системе налогообложения ассоциации (союза);
  • Информация о взносах (например, членских, вступительных и т. д. – их размер и сроки);
  • Контактные данные (телефон и т. п.) для ИФНС.

Решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Для Москвы таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве. Для городов Московской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области.

Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в регистрирующий орган не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Регистрация ассоциации (союза) осуществляется путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Сведения о регистрации вносятся в реестр на основании следующих документов, предоставленных в регистрирующий орган:

  • заявления, подписанного уполномоченным лицом (заявителем), с указанием его ФИО, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительных документов создаваемого (в 3-х экземплярах);
    решения о создании и об утверждении его учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в (2-х экземплярах);
  • документов об уплате государственной пошлины за регистрацию;
    сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с организацией;
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования необходимо также представить документы, подтверждающие право на их использование;
  • для учредителей иностранных лиц — выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя.

Сегодня регистрация некоммерческих организаций является чрезвычайно востребованной услугой. Отсутствие четкого закона, регламентирующего порядок регистрации и деятельности некоммерческих организаций, делает эту область знаний чрезвычайно сложной, поэтому не всякий специалист возьмется за регистрацию некоммерческой организации.

Наша компания предлагает Вам профессиональную помощь в регистрации некоммерческой организации в форме ассоциации (союза).

Дополнительные услуги, оказываемые при регистрации

Получение извещений из внебюджетных фондов (ФСС, ПФР) 3 000 руб.
Помощь в подборе банка и подготовка документов для открытия расчетного счета (рубли) 7 500 руб.
Изготовление печати на стандартной оснастке от 700 руб.
Получение письма из Госкомстата о присвоении кодов ОКВЭД 1 500 руб.
Получение информационного письма о применении УСН 2 250 руб.
Изготовление нотариальных копий (свидетельство о регистрации некоммерческого партнерства, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ) 1 500 руб.
Предоставление юридического адреса для регистрации от 15 000 руб.

Кроме того, на всех этапах подготовки документов и регистрации можете воспользоваться услугой бесплатной консультации наших специалистов по всем вопросам регистрации, перерегистрации или ликвидации.

Наши специалисты помогут Вам провести процедуру регистрации некоммерческого партнерства профессионально и в кратчайшие сроки.

В комплекс услуг по регистрации входит:

  • проведение консультации по регистрации;
  • подготовка учредительных документов;
  • подготовка заявлений для регистрации;
  • оплата государственной пошлины;
  • регистрация в управлении Федеральной регистрационной службы по Москве;
  • получение свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • получение справки Госкомстата;
  • изготовление печати.

Многие некоммерческие партнерства были созданы еще в 1990-х гг. и формально продолжают существовать в настоящее время, фактически не осуществляя деятельность. В связи с этим на практике возникает множество вопросов. В частности, какие права и обязанности имеют учредители и члены некоммерческого партнерства в соответствии с действующим законодательством? Каким образом следует поддерживать некоммерческое партнерство в так называемом спящем режиме? Как ликвидировать партнерство, если дальнейшее осуществление деятельности не планируется? Рассмотрим эти вопросы.

Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 12311 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 1239 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
  • вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
  • вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
  • обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).

Таким образом, если иное не предусмотрено уставом, после выполнения учредителями обязанностей по созданию некоммерческого партнерства (ассоциации) права и обязанности учредителей в отношении НП фактически прекращаются. Вместе с тем права и обязанности возникают у членов некоммерческого партнерства.

«Спящий режим» деятельности некоммерческих партнерств

Под «спящим режимом» в данном случае имеется в виду сохранение некоммерческого партнерства (без ликвидации) в отсутствие какой-либо его деятельности. Поддержание некоммерческого партнерства в таком положении не требует значительных материальных и трудозатрат.

Функционирование некоммерческого партнерства в «спящем режиме» предполагает выполнение следующих условий:

  • некоммерческое партнерство фактически не ведет никакой деятельности;
  • в некоммерческом партнерстве числится минимальное количество членов;
  • у членов некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по внесению взносов в имущество НП;
  • у некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе отсутствует налогооблагаемое имущество;
  • у некоммерческого партнерства отсутствуют работники, которым выплачивается заработная плата или иные платежи;
  • у НП может быть закрыть расчетный счет.

Отсутствие у членов некоммерческого партнерства обязанности по внесению взносов в имущество некоммерческого партнерства

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 12311 ГК РФ).

На наш взгляд, из указанной нормы следует, что обязанность по уплате взносов в имущество некоммерческого партнерства у членов НП будет отсутствовать при условии, что:

  • уставом партнерства предусмотрена обязанность по уплате членских взносов на основании решения высшего органа управления НП (т.е. в отсутствие такого решения обязанности по уплате взносов не возникает);
  • решение о внесении членских и (или) дополнительных имущественных взносов в имущество некоммерческого партнерства не принимается.

Таким образом, для поддержания некоммерческого партнерства в «спящем режиме» необходимо, среди прочего, внести в устав НП (и иные внутренние документы, если имеются) соответствующие изменения.

Кроме того, при первой регистрации изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства будет необходимо привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством (т.е. применить положения об ассоциациях (союзах), в том числе переименовать НП в ассоциацию (союз)). До этого момента устав действует в части, не противоречащей действующему законодательству.

Отметим, что в дальнейшем некоммерческое партнерство (ассоциация, союз) по решению своих членов может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 1238 ГК РФ).

Также можно свести к минимуму количество членов некоммерческого партнерства. Существует точка зрения, что некоммерческое партнерство может иметь даже одного члена, в то время как учредителей должно быть не менее двух (ст. 1239 ГК РФ).

Отсутствие работников, которым выплачивается заработная плата или иные платежи

С целью минимизации расходов, связанных с поддержанием некоммерческого партнерства в «спящем режиме», могут быть расторгнуты трудовые договоры с работниками.

По смыслу действующего законодательства в организации может работать как минимум два работника: директор и главный бухгалтер. Если некоммерческое партнерство применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также в случае, если некоммерческое партнерство является субъектом среднего предпринимательства, директор НП может принять ведение бухгалтерского учета на себя. В этом случае функции директора и главного бухгалтера будут осуществляться одним лицом, которое может работать по гражданско-правовому договору с минимальным вознаграждением (на практике много случаев, когда такое вознаграждение не выплачивается, если директор является также участником ООО (в данном случае членом некоммерческого партнерства)).

Закрытие банковских счетов некоммерческого партнерства

Закрытие расчетных счетов некоммерческого партнерства (если таковые имеются) позволит минимизировать расходы на оплату услуг банка по обслуживанию этих счетов. Однако перед закрытием счетов необходимо удостовериться в том, что у некоммерческого партнерства отсутствуют какие-либо задолженности по выплате налогов, пеней, штрафов. Для этого следует произвести сверки с налоговым органом и внебюджетными фондами и погасить имеющиеся задолженности.

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Для поддержания некоммерческого партнерства (ассоциации) в «спящем режиме» необходимо периодически:

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 31 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 31, 32 ст. 32 Закона о НКО).

Выполнение данных требований поможет свести на нет риски привлечения некоммерческого партнерства к административной ответственности (наложения штрафа) и исключения партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также предъявления государственными органами требования о ликвидации некоммерческого партнерства в судебном порядке.

Отметим, что, если некоммерческое партнерство в течение 12 месяцев не будет представлять в налоговые органы отчетность, а также осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету, оно может быть признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ.

Вместе с тем указанный риск рассматривается нами как минимальный, поскольку согласно сложившейся судебной практике критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (см. Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П, ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А32-1074/2013).

Иными словами, сам по себе факт отсутствия операций по банковскому счету либо факт отсутствия у некоммерческого партнерства банковского счета не может являться основанием для его исключения из ЕГРЮЛ при условии сдачи некоммерческим партнерством «нулевой» отчетности в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Нормативные ссылки

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации

С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

Проведение инвентаризации

По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Пункт 22 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н

Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

– налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

– не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и1» ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@.

Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора)

Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)

Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП

Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации Пункт 1 ст. 63 ГК РФ
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации

Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса

Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса

Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации
Осуществление расчетов с кредиторами НП

Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

Закрытие счетов НП

Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам

Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации
Составление ликвидационного баланса

Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией

Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики

Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов

Уничтожение печати НП

Передача документов НП в государственный архив

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Пункт 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Пункт 3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Статья 642 ГК РФ, ст. 211 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).

Инструкция по регистрации некоммерческого партнерства

Перед началом регистрации НП нужно определиться со сферой ее деятельности. Число организаторов должно быть не менее двух, максимальное их количество не ограничено. Читайте также статью: → “Порядок, правила и сроки регистрации некоммерческих организаций». Для регистрации организации нужно последовательно пройти несколько этапов.

  1. Проведение общего собрания. Рассматривается вопрос создания партнерства, утверждается Устав, составляется учредительный договор.
  2. Оформление учредительных бумаг. Основным документом является Устав. По желанию может заключаться учредительное соглашение.
  3. Обращение в Минюст с пакетом бумаг.
  4. Передача документов в налоговую. Она проверяет бумаги. При отсутствии ошибок запись о создании юрлица вносится в ЕГРЮЛ.
  5. Выдача Минюстом свидетельства о регистрации заявителю.
  6. Изготовление печати.
  7. Получение уведомлений об учете в пенсионном фонде и ФСС.
  8. Присвоение статистических кодов.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сроки регистрации НП указаны в таблице:

Действие Ответственный орган Срок, раб. дней
Принятие решения зарегистрироваться, направление бумаг в ФНС Минюст 14
Внесение сведений в ЕГРЮЛ ФНС 5
Уведомление Минюста о формировании реестра ФНС 1
Выдача заявителю свидетельства Минюст 3

Органы регистрации некоммерческого партнерства

На протяжении трех месяцев с принятия решения о формировании партнерства, нужно подать бумаги на регистрацию в Минюст. С сентября 2014 года данная структура ставит на учет НП в форме ассоциации или союза. Проверенные бумаги регистрирующий орган передает налоговой. Здесь они также просматриваются. Если все оформлено правильно, то делается запись в ЕГРЮЛ.

В связи с изменениями ГК РФ НП, созданные до сентября 2014 года нужно перерегистрировать в ассоциации или союзы. Устав следует привести в соответствие с нормами законодательства о смене организационной структуры. Сделать это следует при первой необходимости внести поправки в учредительную документацию.

Изменения в Устав НП вносятся при смене положений Устава, адреса, названия, данных об учредителях, их выходе из партнерства, смене ОКВЭД.

Корректировки приобретают законную силу после их регистрации в Минюсте. Процедура занимает от одного до трех месяцев. В уполномоченный орган подается 2 экземпляра заявления РН 0003, один из которых заверяет нотариус. Приложением к ним будут сведения об изменениях.

Также потребуется постановление о корректировках, действующие и измененные учредительные бумаги, выписка из ЕГРЮЛ, квитанция об уплате пошлины. По окончании процесса заявитель получает выписку из реестра и свидетельство о внесенных корректировках.

Налоги и бухгалтерский учет документов

Учет в НП ведется по общей методологии, отраженной в Законе о бухучете № 129-ФЗ, положениях по его ведению, плане счетов. Специфика работы описывается в учетной политике. НП не имеет уставного фонда. Имущество формируется за счет учредителей, выручки от продаж, дивидендов по акциям, пожертвований и взносов. Читайте также статью: → “Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации».

Доходы и расходы учитываются отдельно по поступлениям от предпринимательства и на уставные цели. Их отражают в книге учета. Если НП коммерцией не занимается, то она будет пустой. Все расходы по итогам отчетного периода списывают на сч. 86. На нем отражается движение средств целевого финансирования в разрезе источников их образования. По кредиту счета показывают поступления средств в корреспонденции со сч. 76. По дебету — их расходование.

НП платит налог на прибыль. Им не облагаются только целевые поступления. Бухгалтерская отчетность включает формы 1, 2, 6. Относительно налогов представляются данные по НДС, прибыли, имуществу, транспорту и земле. НП вправе применять УСН. При этом ежегодно в налоговую сдается соответствующая декларация.

Величина единого налога по УСН составляет 6% при налогообложении доходов и 15% — доходов, уменьшенных на затраты. Раз в год НП представляют в инспекцию справки формы 2-НДФЛ и сведения о численности персонала. Во внебюджетные фонды ежеквартально подаются отчеты: в пенсионный — РСВ-1, в ФСС — 4-ФСС. В Минюст партнерства отчитываются о дальнейшей работе и поступлениях целевых сумм.

Пример 1. Вступление в партнерство юрлица

ООО решило вступить в НП. Первоначальный целевой вклад составляет 280 тыс. р. Бухгалтер сделает записи:

  • Дт 76 Кт 86 280 000 — учтены обязательства принятого участника по внесению стартового взноса;
  • Дт 51 Кт 76 280 000 — поступил вступительный взнос на банковский счет.

Внесение средств в кассу оформляется приходным ордером. Чек пробивать не нужно, т. к. эта операция к реализации продукции отношения не имеет. Льготы по налогу на имущество для НП не предусмотрены. Оно вносит данный платеж на общих основаниях. При наличии транспорта с него также производится платеж в бюджет.

Преимущества и особенности некоммерческих партнерств

Создание НП имеет ряд положительных сторон:

  • участники не несут ответственность по обязательствам организации, и она не отвечает за долги членов;
  • право на открытие банковских счетов в РФ и за рубежом;
  • возможность иметь филиалы и представительства;
  • участники вправе получить при выходе из НП имущество или сумму, эквивалентную внесенным в качестве пая активам;
  • свобода в выборе структуры партнерства;
  • не определен имущественный минимум, его может не быть вообще;
  • экономическая поддержка от властных структур.

Пример 2. Товарищество собственников жилья

Товарищества собственников жилья стали очень популярны. Жители многоэтажек объединяются в добровольном порядке. Преимуществом такого партнерства является совместное решение актуальных жилищных проблем. Граждане самостоятельно устанавливают порядок уборки придомовых территорий, ремонта объекта, планируют расходы на содержание жилья, стремятся сократить их. Решения принимает высший управляющий орган — собрание участников.

НП имеет несколько отличительных черт:

  • членство формируется как из физических, так и из юрлиц;
  • возможность регистрации НП по прописке учредителя;
  • оказание посильной помощи и поддержки членам партнерства;
  • имеет имущественные права;
  • неограниченное количество учредителей;
  • вправе заниматься коммерцией для решения поставленных задач;
  • выход учредителя из состава организационной структуры не предусмотрен.

Члены НП участвуют в делах организации, получают сведения о результатах ее работы в порядке, утвержденном Уставом, при необходимости выходят из состава членов. По решению участников лицо может исключаться из НП.

Порядок ликвидации партнерства

Ликвидироваться НП может по решению учредителей, если истек срок, на который оно учреждалось, поставленные задачи выполнены или организаторы потеряли интерес к продолжению работы. Суд может закрыть НП, если оно занималось незаконной деятельностью, не исполняло постановления суда, нарушило законодательство. Для закрытия НП нужно выполнить ряд процедур. Читайте также статью: → “Способы и формы реорганизации некоммерческих организаций».

Порядок ликвидации партнерства представлен в таблице:

Действие Описание
Решение о закрытии Утверждается общим собранием или судом (принудительная ликвидация).
Назначение комиссии Выбирается группа лиц или единственный ликвидатор, которые отвечают за дальнейшие действия и решения, закрепленные подписями членов НП.
Подготовка бумаг Документы в течение трех дней подаются в орган регистрации.
Статья в СМИ В журнале «Вестник госрегистрации» указывают контакты НП и сроки предъявления претензий.
Составление предварительного баланса В нем сводятся воедино активы и пассивы. Это упрощает проверку налоговиков. Уведомление подается в инспекцию.
Погашение кредиторки Расчеты производятся по долгам. При несогласии с требованиями проблему решает суд.
Формирование ликвидационного баланса Если кредиторка погашена либо ее нет, документ будет аналогичен промежуточному. В ином случае они будут разниться на сумму выдвинутых требований.
Уплата пошлины Она равна 800 р. При банкротстве пошлина не платится.
Исключение из ЕГРЮЛ Это итоговый шаг. Нужно сдать документы в налоговую и получить свидетельство.

Если партнерство не занималось предпринимательством, его ликвидировать проще. При этом налоговая ревизия обычно не назначается. При принудительном закрытии решение суда можно оспорить.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Как формируется наименование НП?

Название должно указывать на ОПФ «ассоциация (союз)» или отсылку на применявшуюся до 01.09.2014 форму «НП».

Вопрос №2. Нужно ли перерегистрировать НП при смене адреса?

Сведения о местонахождении фигурируют в Уставе и выписке из ЕГРЮЛ. Для фиксации изменений в регистрирующую структуру пишется заявление формы Р 14001 и преподносится решение. Это следует сделать в трехдневный срок с даты принятия решения об изменении адреса.

Вопрос №3. В каком разделе Устава можно указать сведения о занятии предпринимательством?

Отражать данную информацию следует в пункте «Общие положения» либо «Правовое положение партнерства».

Вопрос №4. Имеют ли участники НП какую-либо выгоду от его деятельности?

Да. Они вправе пользоваться оказываемыми НП услугами и иметь заработок при оформлении трудовых отношений с партнерством.

Вопрос №5. Как государство поддерживает НП?

Оно закупает у организации товары, получает услуги для удовлетворения своих потребностей, предоставляет льготы.

Таким образом, зарегистрировать НП сегодня можно только в виде ассоциации и союза. Процедура требует тщательно подготовить нужные документы. После получения свидетельства можно приступать к работе.