Не препятствовать перетоку электроэнергии

В соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации, опосредованным соединением принято называть технологическое присоединение к электрическим сетям, которое осуществляется через электроустановки других абонентов централизованной системы электроснабжения. Речь идет об абонентах, представляющих объекты, которые не оказывают услуги, связанные с передачей электрической энергии, а также об объектах, не стоящих на балансе электросетевых хозяйств, но присоединенных к их распределительному электрооборудованию.

В соответствии с законодательством, регулирующим взаимоотношения в сфере энергоснабжения, абонент, который ранее выполнил технологическое присоединение к электросетям, вправе присоединить к своей электроустановке энергопринимающее оборудование другого субъекта (потребителя). Но сделать это можно при условии, что ранее выданные технические условия на присоединение к электрическим сетям не будут нарушены.

Абонентом в данной цепочке взаимоотношений выступает владелец электроустановки, имеющей прямое подключение к электрическим сетям, принадлежащим сетевой организации. При этом субабонентом является физическое или юридическое лицо, заключившее договор об опосредованном присоединении (о присоединении через электроустановку, принадлежащую абоненту).

Условия и порядок технологического присоединения к электрическим сетям методом опосредованного подключения

В зависимости от технических возможностей абонента, а также от его юридического статуса, опосредованное присоединение субабонента может быть выполнено двумя перечисленными ниже способами.

  1. Подключение к электрической установке объекта, не оказывающего услуги, связанные с передачей электроэнергии другим лицам, но подключенного к распределительному оборудованию электросетевого хозяйства. Абонент в этом случае не имеет права создавать препятствия для перетока электроэнергии через принадлежащую ему электроустановку. Тем более он не имеет права взимать за это плату при отсутствии соответствующего разрешения.
  2. Подключение электричества к частному дому или другому объекту через электроустановку объекта, имеющего прямое подключение к распределительному оборудованию электросетевого хозяйства и располагающего избыточной выделенной мощностью. Подобный способ присоединения попадает под определение – «перераспределение выделенной электрической мощности».

Если присоединение осуществляется первым способом, то субабонент заключает договор на поставку электроэнергии с электросетевым хозяйством, к которому подключен абонент электрических сетей. Если же перераспределение мощности между абонентом и субабонентом производится по второй схеме, то правила технологического присоединения к электрическим сетям предписывают оформлять договорные обязательства непосредственно между двумя этими субъектами.

Действующие ограничения

В соответствии с действующим законодательством выступать в роли абонента, который может присоединить к своей электроустановке энергопринимающее оборудование другого субъекта (на условиях договора о перераспределении мощности) имеют право следующие лица:

  • физические лица, являющиеся собственниками электроустановок с выделенной мощностью, превышающей 15 кВт, которые успели выполнить присоединение до конца 2008 года;
  • юридические лица и ИП, успевшие выполнить подключение к электросетям до конца 2008 года (выделенная мощность электроустановки при этом должна быть более 150 кВт).

Абонентами не могут являться:

  • собственники электроустановок, выделенная мощность которых ниже параметров, указанных в предыдущем пункте;
  • субъекты, ранее заключившие договор о временном присоединении;
  • собственники объектов, не успевшие внести оплату за присоединение к централизованным сетям в полном объеме.

Люди, у которых нет времени вникать в юридические тонкости проблем, связанных с опосредованным присоединением, всегда могут воспользоваться услугами профессиональных организаций. Сегодня совсем не трудно найти компанию, которая окажет комплексное содействие в решении подобных вопросов, практически не требуя участия заявителя в осуществлении всех необходимых процедур.

25 апреля 2019 года принято Постановление Конституционного суда РФ № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН».

1. Суть вопроса

Абзац 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ устанавливает, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики:

  • не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и,

  • по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. К тому же оно обязано оплачивать стоимость потерь, которые возникают на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг устанавливает, что:

  • собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату;

  • указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии; в этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций;

  • потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии со статьей 3 Закона № 35-ФЗ территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом № 35-ФЗ, – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством РФ критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

В соответствии с абзацем 3 пункта 24 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

Введение (1) указанных выше критериев соответствия одновременно с (2) законодательным запретом на препятствование перетоку ресурса и взимание за это платы владельцами сети при отсутствии тарифа направлены на стимулирование передачи объектов сетевого хозяйства профессиональным участникам рынка, которые смогут качественно обслуживать подобные объекты и тем самым надлежащим образом обеспечить нужды потребителей в надежной поставке энергоресурсов, что нашло свое отражение в Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 511-р).

Таким образом, собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства после утраты ими статуса территориальной сетевой организации обязаны как потребители электрической энергии продолжать эксплуатацию принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6. Вдобавок они не вправе препятствовать перетоку через их объекты электросетевого хозяйства электрической энергии иным потребителям и требовать за это оплату.

Применение указанных норм в совокупности привело к ограничению имущественных прав собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям энергопринимающие устройства иных потребителей электрической энергии, препятствуя им в возмещении затрат на обеспечение перетока электрической энергии и в извлечении прибыли из указанной деятельности.

2. Резюме позиции Конституционного суда РФ

a. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности и устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Каждое лицо имеет право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами и одновременно.

Помимо этого, Конституция допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нормативное регулирование отношений, связанных с оказанием субъектами электроэнергетики услуг потребителям электрической энергии, должно основываться на вытекающих из Конституции принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников таких правоотношений.

b. Государственное регулирование отношений между организациями электроэнергетической отрасли и потребителями услуг этих организаций, как подчеркивал в своих решениях Конституционный суд, призвано не только обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, но и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций – участников данных правоотношений.

Запрет требовать оплату за переток электрической энергии означает не только то, что собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, не могут получить доход от этой деятельности. Но также и то, что они не могут претендовать на возмещение расходов, которые они несут при ее осуществлении.

Такое понимание оспариваемого нормативного положения нашло отражение и в судебной практике (определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2017 года № АПЛ16-632, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июля 2017 года № А43-31392/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2018 года № Ф04-790/2018 и др.).

c. Если собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства утрачивают статус территориальных сетевых организаций, они больше не могут оказывать услуги по передаче электрической энергии на возмездной основе.

Прекращение данного права сопряжено с тем, что эти собственники (владельцы) утратили возможность осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и отвечают исключительно за переток электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства иным ее потребителям.

При этом деятельность собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства по обеспечению перетока электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства иным потребителям электрической энергии, не предусматривающая в системе действующего правового регулирования получение от нее дохода как от предпринимательской или иной экономической деятельности, является одним из средств обеспечения передачи территориальными сетевыми организациями электрической энергии потребителям. Такой переток осуществляется в имеющих публичное значение интересах потребителей электрической энергии тогда, когда другие способы технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций технически невозможны или экономически для них не выгодны.

d. Конституционный суд в своих решениях подчеркивал, что такое правовое регулирование связано с публичной значимостью объектов электросетевого хозяйства, которые находятся в собственности (владении) территориальных сетевых организаций и потребителей электрической энергии, а также со спецификой их деятельности. Делается это для защиты прав потребителей электрической энергии: таким образом законодатель пытается предотвратить необоснованное повышение для них платы за электрическую энергию. Указанное – это реализация предписаний статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции.

Следовательно, оспариваемое нормативное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не противоречит Конституции в той мере, в какой оно исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, получение дохода от деятельности по обеспечению перетока электрической энергии.

e. Собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства обеспечивают надлежащий переток электрической энергии ее потребителям, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства указанных собственников (владельцев). И это притом, что такая деятельность не может являться для них источником получения дохода. К тому же они несут затраты (расходы).

Так, Федеральным законом «Об электроэнергетике» на собственников возложена обязанность оплачивать стоимость потерь, возникающих при эксплуатации принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (абзац третий пункта 4 статьи 26). А это, в свою очередь, предполагает оплату ими стоимости потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства в связи с перетоком электрической энергии иным ее потребителям.

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих таким собственникам (владельцам) объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются ими в рамках заключенных договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии (пункт 129).

При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены их объекты электросетевого хозяйства (пункт 130).

Действующее законодательство наделяет владельца энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, правом опосредованного присоединения к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц по согласованию с соответствующей территориальной сетевой организацией и при условии соблюдения выданных ранее технических условий. При этом стороны такого опосредованного присоединения заключают соглашение о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами, в котором, в частности, предусматривают порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Это означает, что потребитель электрической энергии может согласиться на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств иного лица к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства этого потребителя электрической энергии, включив в соглашение о перераспределении мощности между сторонами опосредованного присоединения определенное положение. В частности, такое положение должно закреплять, что потери электрической энергии в его электрических сетях, связанные с перетоком через них электрической энергии иному лицу, возлагаются частично или в полном объеме на это лицо.

f. Однако если собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, заключившие договоры о технологическом присоединении с потребителями электрической энергии в качестве территориальных сетевых организаций, утратили этот статус, такие собственники (владельцы) в дальнейшем не вправе в одностороннем порядке расторгнуть названные договоры или изменить их существенные условия, в том числе в силу действия принципа однократности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. В результате такие собственники (владельцы) вынуждены самостоятельно оплачивать стоимость потерь электрической энергии, возникающих в связи с обеспечением ими ее перетока через свои объекты электросетевого хозяйства иным потребителям электрической энергии, договоры о технологическом присоединении с которыми они заключили в существенно иных экономических условиях.

Кроме несения расходов на оплату потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, собственники (владельцы) таких объектов, в силу возложенного на них статьей 210 ГК РФ бремени содержания принадлежащего им имущества, несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям.

g. Из абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» следует, что использование объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии к электрическим сетям, осуществляется не только для перетока электрической энергии в интересах данных потребителей. С помощью указанных объектов электросетевого хозяйства их собственники (владельцы) осуществляют переток энергии, в том числе в интересах территориальной сетевой организации, к которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.

Тем самым собственники (владельцы) указанных объектов электросетевого хозяйства, по сути, принимают на себя часть имеющих публичное значение функций данной территориальной сетевой организации. При этом расходы, которые они несут в связи с обеспечением перетока электрической энергии ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены ими в статусе территориальной сетевой организации, не могут рассматриваться как принятые ими на себя добровольно.

Возложение данных расходов исключительно на указанных собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства не соответствует конституционным критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и требует установления правового механизма возмещения данных расходов, отвечающего принципам справедливости и соразмерности (преамбула и статья 8; статья 19, части 1 и 2; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Препятствием для установления такого правового механизма не может служить положение абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», обязывающее собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства оплачивать стоимость потерь, возникающих при эксплуатации названных объектов, поскольку оно не исключает права собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства требовать в установленном порядке возмещения понесенных и оплаченных ими расходов на переток электрической энергии иным ее потребителям.

h. Таким образом, пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не соответствует Конституции, ее преамбуле, статьям 8, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования законодатель исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможность возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации (организации, которой установлен индивидуальный тариф на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии).

3. Последствия принятия Постановления Конституционного суда от 25 апреля 2019 года № 19-П

3.1. В контексте нормативно-правового регулирования

В соответствии с Постановлением Конституционного суда от 25 апреля 2019 года Правительству Российской Федерации надлежит в срок не позднее 1 января 2020 года установить правовой механизм возмещения для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, указанных выше расходов.

При этом федеральный законодатель не лишен возможности внести соответствующие изменения в законодательное регулирование, руководствуясь Конституцией и с учетом правовых позиций Конституционного суда, изложенных в настоящем постановлении.

3.2. Для потребителей услуг по передаче электрической энергии и владельцев объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей

Постановление Конституционного суда от 25 апреля 2019 года с учетом пункта 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает, что исходя из значимости стабильного функционирования электроэнергетического хозяйства для экономики и обеспечения жизнедеятельности граждан, а также учитывая специфику регулирования размера платежей и порядка расчетов между участниками отношений в этой сфере, впредь до введения в действие названного выше правового механизма, пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг подлежит применению в действующей редакции; при этом собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации электропринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

4. Резюме для смежных отраслей

Анализ подходов к правовому регулированию вопросов, связанных с обеспечением гарантий перетока энергоресурсов по сетям, позволяет утверждать, что сформулированный в законодательстве об электроэнергетике правовой подход, устанавливающий запрет на препятствование перетоку электрической энергии и взимание за это платы, закреплен также и в регулирующем смежные правоотношения (тепло, газ, вода) законодательстве, что подтверждается также и правоприменительной практикой.

Так, в Определении Верховного суда от 17 июня 2016 года № 306-ЭС16-6217 по делу № А65-12453/2015 указано, что суд апелляционной инстанции отменил судебный акт и отказал во взыскании с ответчика платы за пользование тепловодом, принадлежащим на праве собственности истцу. Суд пришел к выводу об отсутствии у истца права требования этой платы. При этом он руководствовался пунктами 5, 6 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и исходил из того, что ответчик получал тепловую энергию от энергоснабжающей организации через рассматриваемый участок тепловой сети, тариф на оплату услуг по передаче тепловой энергии для истца не установлен, что в совокупности исключает возможность получения истцом платы за рассматриваемое пользование его тепловыми сетями.

Применительно к газоснабжению в Определении Верховного суда от 22 ноября 2016 года
№ 308-ЭС16-14654 по делу № А53-23413/2015 указано, что истцу было отказано во взыскании расходов по причине отсутствия у него тарифа на услуги по транспортировке газа, учитывающего расходы на содержание и эксплуатацию сетей. По мнению судов, представленный истцом расчет расходов документально не обоснован, документы к заявленным расходам не относятся, а протяженность используемого ответчиками участка газопровода определена неверно. К тому же суды установили, что, помимо ответчиков, к газопроводу подключены иные потребители, при этом отсутствие их учета в расчете не пояснено.

При вынесении решения суды руководствовались Федеральным законом от 31 марта 1999 года
№ 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 года № 162, Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 года № 411-э/7.

Что касается деятельности в сфере водоснабжения, часть 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ прямо предусматривает обязанность собственников и иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей не препятствовать транспортировке по их сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды и (или) сточных вод по таким сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих сетей.

Таким образом, закрепленный в Постановлении Конституционного суда правовой подход, предусматривающий необходимость наличия юридических механизмов возмещения для собственника (владельца) объектов сетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей ресурсов, указанных выше расходов, может быть внедрен и в смежных сферах передачи энергоресурсов, например в сферах тепло-, водо- и газоснабжения.

Далее – Закон № 35-ФЗ.

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861; далее – Правила.

Пункт 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и абзац первый пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Преамбула, статья 8, часть 1; статья 34, часть 1; статья 35, часть 2; статья 55, часть 3.

Статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3.

Определения от 4 октября 2012 года № 1813-О, от 20 декабря 2018 года № 3142-О и др.

Запрет установлен пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Определения от 17 июля 2014 года № 1580-О и от 23 июня 2016 года № 1370-О.

Определения от 23 июня 2015 года № 1463-О и от 23 ноября 2017 года № 2639-О.

Пункты 40(4), 40(5), 40(7) и 40(8) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Для подключения к сети Видеолайн, заполните заявку.

Подключение производится от узла распределительной сети, находящегося в слаботочной части щитка или в распределительной коробке на Вашей лестничной площадке (подключение с крыши не производится). Кабель, проложенный от узла до точки подключение, и дополнительное оборудование, необходимый при подключении нескольких точек, оплачиваются дополнительно по прейскуранту и остаются Вашей собственностью.
Примерную стоимость подключения Вы можете рассчитать на нашем сайте www.videoline.ru или уточнить у оператора в офисе.
В случае технической возможности подключение производится в течении нескольких дней. Для подключения к сети достаточно сделать заявку по телефону 28-28-28 или заполнить заявку на сайте.
Рекомендуем сохранять эфирные антенны для резервного приема телесигнала в случае временного прекращения трансляции каналов КТВ.
Будьте внимательны: при подключении к сети, ООО «Видеолайн» обязательно заключает договор с собственником жилья. Договор заключают сотрудники ООО «Видеолайн», имеющие при себе удостоверения. Принимая оплату за подключение, сотрудники обязательно выписывают квитанцию строгой отчетности. В остальных случаях остерегайтесь мошенников, собирающих абонентскую плату под видом сотрудников.

Для отключения от сети Видеолайн, заполните заявку.

Заявители, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности (избыток, реализованный потенциал энергосбережения и др.) собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в пределах действия соответствующего центра питания (за исключением заявителей — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при технологическом присоединении по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно, лиц, осуществивших временное технологическое присоединение, а также физических лиц до 15 кВт включительно, а также заявителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и заявителей, не внесших плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств либо внесших такую плату не в полном объеме).

А) Лица, заинтересованные в снижение объема максимальной мощности (отдают)

Этап 1 Заключение соглашения о перераспрелении максимальной мощности и направление уведомления в сетевую организацию

Лица, заключившие соглашение о перераспределении максимальной мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами, направляют уведомление, подписанное сторонами соглашения, сетевой организации, к сетевым объектам которой ранее были в установленном порядке присоединены энергопринимающие устройства указанных лиц.

Соглашение

В соглашении о перераспределении мощности должны быть предусмотрены следующие обязательства лица (лиц), максимальная мощность энергопринимающих устройств которого перераспределяется:

изменение устройств релейной защиты и устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности для снижения объема максимальной мощности в объемах, предусмотренных соглашением о перераспределении мощности, в срок до фактического присоединения энергопринимающих устройств лица, в пользу которого перераспределяется максимальная мощность, в случае эксплуатационной принадлежности этих устройств лицам, перераспределяющим максимальную мощность энергопринимающих устройств;

внесение изменений в документы, предусматривающие взаимодействие сетевой организации и лиц (лица), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых перераспределяется, или подписание новых документов, фиксирующих объем максимальной мощности после ее перераспределения (технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения), в срок до осуществления фактического присоединения лица, в пользу которого перераспределяется максимальная мощность.

Типовая форма соглашения о перераспределении мощности (Приложение №!4 к Правилам ТП).

Уведомление

В уведомлении указываются:

наименования и реквизиты сторон соглашения;

центр питания, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств указанных лиц;

местонахождение этих устройств (электрических сетей) указанных лиц;

объем перераспределяемой мощности.

К уведомлению прилагаются:

копии акта об осуществлении технологического присоединения или иных документов, подтверждающих объем максимальной мощности, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, в пользу которого предполагается перераспределить избыток максимальной мощности, и заверенная копия заключенного соглашения о перераспределении мощности.

Допускается перераспределение объема максимальной мощности нескольких лиц в пользу одного лица в пределах действия одного центра питания.

Этап 2 Выполнение мероприятий

Лицо, которое заключило соглашение о перераспределении мощности и максимальная мощность энергопринимающих устройств которого перераспределяется, обязано осуществить необходимые действия по уменьшению максимальной мощности своих энергопринимающих устройств до завершения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств лица, в пользу которого по соглашению о перераспределении мощности перераспределяется максимальная мощность, а также выполнить следующие требования сетевой организации, в рамках центра питания которой осуществляется перераспределение мощности по соглашению о перераспределении мощности:

— изменить устройства релейной защиты и устройства, обеспечивающие контроль величины максимальной мощности для снижения объема максимальной мощности в объемах, предусмотренных соглашением о перераспределении мощности, в случае эксплуатационной принадлежности этих устройств лицам, перераспределяющим максимальную мощность энергопринимающих устройств;

— внести изменения в документы, предусматривающие взаимодействие сетевой организации и указанного лица, или подписать новые документы, фиксирующие объем максимальной мощности после ее перераспределения, в соответствии с соглашением о перераспределении мощности (технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения).

*Сетевая организация обязана направить лицу, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого перераспределяется по соглашению о перераспределении мощности, указанные требования в течение 10 рабочих дней с даты выдачи технических условий лицу, в пользу которого перераспределяется максимальная мощность по соглашению о перераспределении мощности.

До выполнения указанных требований сетевой организации фактическое присоединение энергопринимающих устройств лица, в пользу которого перераспределена максимальная мощность, не производится.

Б) Лица, заинтересованные в перераспределении в свою пользу максимальной мощности других лиц(принимают)

Этап 1 Заключение соглашения о перераспрелении максимальной мощности и направление уведомления в сетевую организацию

Лица, заключившие соглашение о перераспределении максимальной мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами, направляют уведомление, подписанное сторонами соглашения, сетевой организации, к сетевым объектам которой ранее были в установленном порядке присоединены энергопринимающие устройства указанных лиц.

Соглашение

В соглашении о перераспределении мощности должны быть предусмотрены следующие обязательства лица (лиц), максимальная мощность энергопринимающих устройств которого перераспределяется:

изменение устройств релейной защиты и устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности для снижения объема максимальной мощности в объемах, предусмотренных соглашением о перераспределении мощности, в срок до фактического присоединения энергопринимающих устройств лица, в пользу которого перераспределяется максимальная мощность, в случае эксплуатационной принадлежности этих устройств лицам, перераспределяющим максимальную мощность энергопринимающих устройств;

внесение изменений в документы, предусматривающие взаимодействие сетевой организации и лиц (лица), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых перераспределяется, или подписание новых документов, фиксирующих объем максимальной мощности после ее перераспределения (технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения), в срок до осуществления фактического присоединения лица, в пользу которого перераспределяется максимальная мощность.

Уведомление

В уведомлении указываются:

наименования и реквизиты сторон соглашения;

центр питания, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств указанных лиц;

местонахождение этих устройств (электрических сетей) указанных лиц;

объем перераспределяемой мощности.

К уведомлению прилагаются:

копии акта об осуществлении технологического присоединения или иных документов, подтверждающих объем максимальной мощности, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, в пользу которого предполагается перераспределить избыток максимальной мощности, и заверенная копия заключенного соглашения о перераспределении мощности.

Допускается перераспределение объема максимальной мощности нескольких лиц в пользу одного лица в пределах действия одного центра питания.

Этап 2 Обращение в сетевую организацию и запрос расчета

Лицо, заинтересованное в перераспределении в свою пользу максимальной мощности других лиц, энергопринимающие устройства которых присоединены в установленном порядке к электрическим сетям, вправе при наличии согласия этих лиц обратиться в сетевую организацию, к сетям которой присоединены их энергопринимающие устройства, за расчетом стоимости (запрос расчета) технологического присоединения посредством перераспределения максимальной мощности.

Запрос расчета

В запросе расчета указываются:

— наименование лица, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого перераспределяется (с указанием местонахождения энергопринимающих устройств, точек присоединения к электрической сети и перераспределяемой мощности);

— наименование лица, в пользу которого перераспределяется максимальная мощность, с указанием местонахождения присоединяемых (присоединенных) энергопринимающих устройств, точек присоединения к электрической сети (при их наличии) и объема перераспределяемой максимальной мощности.

К запросу расчета прилагаются копии акта об осуществлении технологического присоединения или иного документа, подтверждающего объем максимальной мощности.

Этап 3 Направление информации заявителю

Сетевая организация по обращению заявителя в течение 30 дней обязана направить заявителю в письменном виде информацию, содержащую:

— расчет стоимости технологического присоединения по индивидуальному проекту — для лиц, желающих осуществить технологическое присоединение путем перераспределения максимальной мощности энергопринимающих устройств других лиц;

— сведения о точках возможного присоединения к электрической сети энергопринимающих устройств лица, в пользу которого перераспределяется максимальная мощность;

— требования к изменению устройств релейной защиты и устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности энергопринимающих устройств лиц, перераспределяющих максимальную мощность в пользу другого лица, в случае эксплуатационной принадлежности этих устройств лицам, перераспределяющим максимальную мощность энергопринимающих устройств.

Информация предоставляется на возмездной основе, при этом плата не может составлять более 550 рублей по запросу расчета.

Шаг 3

Получение проекта договора и ТУ от сетевой организации.

Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности (Приложение № 12 к Правилам ТП)

Технические условия для присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности (приложение к Приложению № 12 к Правилам ТП)

Выполнение мероприятий предусмотренные ТУ.

Фактическая подача напряжения и оформление документов о ТП.

Опосредованное технологическое присоединение

Владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее — владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее — опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г.

При опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица.

При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями Правил ТП, предусмотренными в отношении сетевых организаций.

Для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации, содержащее следующие сведения о сторонах опосредованного присоединения:

а) для юридических лиц — основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц и дата внесения в реестр, для индивидуальных предпринимателей — основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата внесения в реестр, для физических лиц — фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) наименование и местонахождение энергопринимающих устройств сторон опосредованного присоединения.

К уведомлению об опосредованном присоединении прилагаются:

а) копия технических условий, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

б) копия технических условий, выданных владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств лицу, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

в) копия заключенного между сторонами опосредованного присоединения соглашения о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения.

В соглашении о перераспределении мощности должны быть предусмотрены следующие условия:

а) величина мощности, перераспределяемой в рамках опосредованного присоединения между принадлежащими сторонам энергопринимающими устройствами;

б) порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Уведомление об опосредованном присоединении и прилагаемые к нему документы направляются в сетевую организацию не позднее чем за 30 дней до планируемой даты фактического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства способом, позволяющим установить дату отправки и получения уведомления.

Сетевая организация осуществляет согласование опосредованного присоединения в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и документов.

Сетевая организация отказывает в согласовании опосредованного присоединения в случае, если выданные владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств технические условия в рамках опосредованного присоединения приводят к нарушению ранее выданных сетевой организацией технических условий владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, в частности к превышению величины максимальной мощности, указанной в технических условиях, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Сетевая организация в случае принятия решения об отказе в согласовании опосредованного присоединения направляет сторонам опосредованного присоединения уведомление о принятом решении.

Владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств в течение 7 дней со дня фактического присоединения энергопринимающих устройств иных лиц направляет в сетевую организацию копии документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения, а также заявление на переоформление документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Сетевая организация в течение 7 дней со дня получения от владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения направляет владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств переоформленные документы о технологическом присоединении.

Временное технологическое присоединение

Временным технологическим присоединением является технологическое присоединение энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения на уровне напряжения ниже 35 кВ, осуществляемое на ограниченный период времени для обеспечения электроснабжения энергопринимающих устройств.

Для осуществления временного технологического присоединения необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

а) наличие у заявителя заключенного с сетевой организацией договора (за исключением случаев, когда энергопринимающие устройства являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно);

б) временное технологическое присоединение осуществляется для электроснабжения энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения.

Шаг 1 Подача заявки и заключение договора

Сведения, указываемые в заявке

Заявитель направляет заявку в адрес сетевой организации с указанием следующей информации:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц — полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей — номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц — фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

в) место нахождения заявителя;

г) наименование организации — субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, с указанием соответствующего вида договора в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, для передачи сетевой организацией такому субъекту в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, копии договора и иных документов заявителя, предусмотренных пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (указывается в случае отсутствия заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется);

д) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств;

е) характер нагрузки;

ж) срок электроснабжения энергопринимающих устройств по временной схеме электроснабжения (для заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно).

Типовая заявка юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на временное присоединение энергопринимающих устройств (Приложение №5 к Правилам ТП).

Документы, прилагаемые к заявке

К заявке прилагаются:

— копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, — копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

— доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя;

— информация о реквизитах договора (не предоставляется заявителями, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно).

В целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 дней со дня получения заявки, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Шаг 2 Выполнение мероприятий, выдача автономного источника питания

При временном технологическом присоединении заявитель самостоятельно осуществляет строительство объектов электросетевого хозяйства до существующих объектов сетевой организации.

Срок осуществления мероприятий:

а) в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

-15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации;

б) в иных случаях:

— 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) — при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

Заявителям — юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно сетевая организация (по желанию таких заявителей) в течение 15 дней со дня заключения договора об осуществлении временного технологического присоединения предоставляет соответствующие автономные источники питания до окончания срока электроснабжения по временной схеме электроснабжения.

Заявитель компенсирует сетевой организации расходы, связанные с предоставлением автономного резервного источника питания, а также самостоятельно несет расходы по его эксплуатации.

В случае если заявителем принимается решение об электроснабжении своих энергопринимающих устройств с использованием автономных источников питания, предоставленных не сетевой организацией, то сетевая организация аннулирует соответствующую заявку, поданную в целях временного технологического присоединения.

Электроснабжение энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществлено по временной схеме электроснабжения, осуществляется:

а) до наступления срока технологического присоединения с применением постоянной схемы электроснабжения, установленного договором. Если в соответствии с договором мероприятия по технологическому присоединению реализуются поэтапно, энергоснабжение энергопринимающих устройств по временной схеме электроснабжения осуществляется до завершения того из этапов, на котором будет обеспечена возможность электроснабжения таких энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения на объем максимальной мощности, указанный в заявке, направляемой заявителем в целях временного технологического присоединения;

б) в случаях, когда энергопринимающие устройства являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, — на срок до 12 месяцев.

Энергопринимающие устройства, технологическое присоединение которых осуществлено по временной схеме электроснабжения, могут быть отсоединены до истечения вышеуказанных сроков, в случаях:

а) по обращению заявителя, поданному не позднее 10 дней до планируемой даты отсоединения;

б) при расторжении договора об осуществлении технологического присоединения с применением постоянной схемы электроснабжения.