НДС в белоруссии

Как платят НДС при импорте из ЕАЭС

Порядок уплаты НДС при импорте товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана установлен Приложением № 18 «Протокол о порядке взимания косвенных налогов…» к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Как следует из пункта 13 Протокола при ввозе товаров из этих стран НДС платит собственник товаров, то есть российская фирма-импортер. Это касается и «спецрежимников».

Налоговую базу по НДС определяют как стоимость ввезенных товаров на дату их оприходования плюс сумма акцизов. Как правило, стоимость товаров равна цене сделки по договору. Затраты на доставку в налоговую базу не включают.

Заплатить налог нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, когда ввезенные товары поставлены на учет (п. 19 Приложения № 18).

НДС нужно перечислять не по реквизитам таможни (как при обычном импорте), а по реквизитам налоговой инспекции, где зарегистрирована фирма-импортер.

«Косвенная» декларация при импорте товаров из ЕАЭС

Налоговую декларацию фирма-импортер должна представить в те же сроки, что установлены для уплаты налога – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем оприходования ввезенных товаров.

Причем, несмотря на то, что фирма отчитывается по обычному НДС поквартально, декларацию по «импортному» налогу все равно придется подавать помесячно.

Суммы импортного НДС по товарам фирмы отражают в специальной декларации по косвенным налогам, утвержденной приказом ФНС России от 27 сентября 2017 года № СА-7-3/765@.

Как заполнить декларацию по косвенным налогам

Читать далее…

Вместе с декларацией в налоговую инспекцию нужно представить:

  • заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;
  • выписку банка, подтверждающую уплату НДС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы поставщиков;
  • счета-фактуры от поставщиков;
  • договор между продавцом и российским покупателем;
  • договоры с посредником (в случае их заключения);
  • информационное сообщение поставщика товаров о фирме, у которой были куплены импортируемые товары. Это сообщение представляется, если товары были отгружены с территории одного государства, а контракт был заключен с компанией из другого государства.

Первый экземпляр заявления о ввозе товаров заберет у вас налоговая инспекция, второй останется у вас, а остальные два с отметкой об уплате НДС вы должны передать своему поставщику. Делается это для того, чтобы он смог подтвердить свое право на нулевую ставку НДС. Кроме того, заявление о ввозе товаров с отметками налоговой инспекции, а также платежное поручение на перечисление НДС в бюджет надо зарегистрировать в книге покупок.

Вместо оригиналов документов, прилагаемых к декларации, фирма может представить их копии. При этом они должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера фирмы.

Вычет «импортного» НДС

После того как «косвенная» декларация и все документы будут сданы в налоговую инспекцию, НДС можно принять к вычету. Конечно, при условии, что импортные товары приняты на учет, имеются накладная и счет-фактура, товары предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС, а налог полностью уплачен в бюджет.

Пример. Как рассчитать и принять к вычету «импортный» НДС

ООО «Актив» 28 марта приняло к учету партию холодильников «Минск», приобретенных у белорусской компании ООО «Полесье».

Стоимость товара с учетом доставки 300 000 руб. 30 марта «Актив» оплатил товар в рублях.

4 апреля «Актив» уплатил ввозной НДС и представил в налоговую инспекцию декларацию со всеми необходимыми документами по ввезенным из Белоруссии товарам.

Бухгалтер «Актива» сделал следующие проводки:

28 марта

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 300 000 руб. – принята на учет партия холодильников;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– 60 000 руб. (300 000 руб. × 20%) – начислен НДС к уплате по белорусским товарам;

30 марта

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 300 000 руб. – оплачен товар;

4 апреля

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 51

– 60 000 руб. – уплачен НДС в бюджет;

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 19

– 60 000 руб. – принят к вычету НДС.

«Актив» поставил к вычету уплаченный импортный НДС в налоговой декларации за II квартал.

Сумму «импортного» НДС, заявленную к вычету, отражают по строке 150 раздела 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@.

Товар импортировал «упрощенец»

Платить НДС при ввозе товаров в Россию нужно не только импортерам на общей системе налогообложения, но и «спецрежимникам», которые не являются плательщиками НДС. К примеру, фирмам и ИП на УСН.

Может ли «упрощенец», импортировавший товар из стран ЕАЭС, который он потом продал по просьбе покупателя с выделенным в счете-фактуре НДС, претендовать на вычет налога? Ведь, по сути, ввезенный товар был использован в операциях, облагаемых НДС, и формально условия для вычета налога соблюдены.

Согласно официальной позиции Минфина, не может. Аргументируют чиновники свой отказ тем, что согласно Налоговому кодексу «упрощенцы» не являются плательщиками НДС. А пункт 2 статьи 171 кодекса разрешает принимать НДС к вычету только тем, кто является законодательно установленным плательщиком этого налога.

Поэтому независимо от того, что при реализации ввезенного «упрощенцем» товара покупателю был предъявлен НДС, принять к вычету налог, уплаченный при ввозе товара, нельзя (письмо Минфина России от 20 апреля 2018 г. № 03-07-14/26659).

«Импортный» НДС фирмам и ИП на УСН нужно учитывать в стоимости ввезенных товаров.

Когда ввозной НДС к вычету не принимают

Читать далее…

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Рассмотрим общие основные случаи применения ставок НДС.
0%:

  • при экспорте товаров;
  • работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;
  • экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
  • другие случаи*

*В данной статье не рассматриваются узкие случаи применения ставок (работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов, ж/д транспорта, реализации бункерного топлива и т.п.). Статья ориентирована на простого обычного налогоплательщика.

10%:
— при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства (пункт 1.2.1 ст. 102 НК РБ);
— при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по переченю, утвержденному Президентом Республики Беларусь (пункт 1.2.2. ст. 102 НК РБ). Для подтверждения отнесения товаров к продовольственным товарам, в отношении которых может применяться ставка налога на добавленную стоимость, установленная частью первой настоящего подпункта, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на основании обращений заинтересованных рассматривает вопросы отнесения отдельных товаров к продовольственным товарам, включенным в перечень, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, и выдает соответствующее заключение.

— при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, не облагаемых по ставке 10%

9,09 % (10 : 110 х 100%) или 16,67 % (20 : 120 х 100%):

— при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость

25%:

— при реализации услуг электросвязи.

Подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь для основания применения ставки НДС 0% (кроме вывоза товаров в государства — члены Евразийского экономического союза) является наличие у плательщика:
— контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
— подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь, выданного таможенным органом.

Если это комиссия, посредническая сделка — то договор комиссии, договор с посредником; при пересылке почтой дополнительно квитанция о приеме почтой отправления к пересылке.

Документальное подтверждение вывоза товаров (включая произведенные из давальческого сырья и материалов) за пределы Республики предоставляется в течение ста восьмидесяти дней с даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
При наличии документов, подтверждающих вывоз товаров, обороты по реализации товаров отражаются в налоговой декларации по НДС того отчетного периода, срок предоставления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того отчетного периода, в котором получено соответствующее документальное подтверждение.
При отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за тот отчетный период, в котором истек установленный срок, обороты по реализации товаров отражаются в налоговой декларации по НДС того отчетного периода, в котором истек установленный срок. Ставка в случае неполучения документов составит 20%.

При получении документов после отражения оборотов по реализации в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (но не более трех лет со дня наступления срока уплаты налога на добавленную стоимость в связи с отсутствием документов, подтверждающих вывоз товаров) обороты по реализации товаров с применением ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов отражаются (с одновременным уменьшением ранее отраженных оборотов по этим товарам) в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того отчетного периода, срок представления которой следует после получения документов, либо того отчетного периода, в котором получены документы.

Подтверждением транспортных услуг по нулевой ставке — международные транспортные или товарно-транспортные документы либо иные международные документы, которыми оформляются транспортные услуги.

Документы, подтверждающие выполнение работ (оказание) услуг по производству товаров из давальческого сырья для применения ставки 0% это:
договор (контракт) с иностранной организацией или физическим лицом;
документ, подтверждающий выполнение этих работ;
подтверждение о вывозе товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), за пределы территории Республики Беларусь, выданного таможенным органом;

— заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором Республики Беларусь, с отметкой налогового органа государства — члена Евразийского экономического союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов.

Подтверждением вывоза товаров в государства — члены Евразийского экономического союза помимо контракта с иностранной организацией членом-ЕАЭС , товаросопроводительных документов, должно быть заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором Республики Беларусь, с отметкой налогового органа государства — члена Евразийского экономического союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее в настоящем подпункте — заявление о ввозе товаров), либо перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Сроки подтверждения вывоза в государства-члены ЕАЭС такие же, как и за пределы таможенного союза, т.е. 180 дней. Порядок отражения в налоговой декларации, исчисление налога по ставке 20% в случае неполучения в 180-дневный срок с даты отгрузки заявления о ввозе из таможенного союза с отметкой налогового органа, перерасчет в случае получения документов в 3-х годичный срок — такой же как и с дальним зарубежьем.

Объекты налогообложения

С 2019 г. признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость НДС отгрузка возвратной тары продавцом товара и ее возврат продавцу покупателем товара по аналогии с операциями по товарным займам.

СПРАВОЧНО

В 2018 г. операции с возвратной тарой не облагались НДС в случае, если возврат тары был осуществлен в установленный договором срок.

Однако в контексте отмены с 2019 г. особенности определения налоговой базы при реализации многооборотной тары (реализация возникает, если тара не возвращена в установленный срок) администрирование отсчета этого срока и отслеживание применительно к этой дате возникновения объекта налогообложения и срока выставления электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ) повлекут дополнительные трудозатраты плательщиков. В связи с этим такие затраты с 2019 г. будут минимизированы через механизм налогообложения возвратной тары исходя из факта ее отгрузки, а не факта ее невозврата.

С 2019 г. установлено, что у экспедиторов не признаются объектом налогообложения НДС только те обороты по возмещению сумм понесенных расходов, получаемых от клиента, которые определены договором транспортной экспедиции.

С 2019 г. не будет признаваться объектом налогообложения НДС безвозмездная передача товаров (работ, услуг) бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта. Одновременно у передающей стороны ограничивается вычет сумм НДС по безвозмездно переданным товарам (работам, услугам) в адрес таких бюджетных организаций.

С 2019 г. из объектов налогообложения НДС исключаются также:

  • обороты по реализации товаров (работ, услуг) у плательщиков, признанных банкротами, в процедуре ликвидационного производства;
  • передача членам профсоюзной организации (работникам нанимателя) товаров (например, новогодних подарков), работ (услуг) (например, спортивных и культурных мероприятий), осуществляемых за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя по коллективным договорам. Одновременно у профсоюзной организации ограничен вычет сумм НДС по таким товарам (работам, услугам), приобретенным за счет средств нанимателя.

С 2019 г. согласно Общей части НК предоставление имущества в аренду и лизинг не признается услугой, если иное не установлено НК. Учитывая, что такие операции являются объектом налогообложения НДС, — иное установлено в Особенной части НК для целей НДС. Так, для целей НДС эти операции признаются услугой, а в случае, если предусмотрен выкуп предмета лизинга или выкуп объекта аренды, — возникает оборот по реализации товара.

Место реализации

Принимая во внимание, что действующие нормы Общей части НК, устанавливающие порядок определения места реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, применяются преимущественно для целей НДС, с 2019 г. соответствующие нормы перенесены из Общей части НК в главу 14 «Налог на добавленную стоимость» Особенной части НК.

Одновременно уточняется, что во взаимной торговле работами (услугами) с государствами — членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, в иных случаях — согласно положениям НК.

Кроме того, с 2019 г. порядок определения места реализации товаров дополнен нормами о порядке определения места реализации товаров по договорам комиссии, поручения.

В порядке определения места реализации работ, услуг, имущественных прав:

  • приведены критерии определения основной и вспомогательной услуги;
  • актуализированы наименования услуг, связанных с программным обеспечением, хостингом, базами данных;
  • перечень электронных услуг дополнен таким видом услуг, как услуга по организации и (или) проведению азартных игр через сеть Интернет.

Льготы по НДС

В целях обеспечения комплексного регулирования вопросов налогообложения в НК включены нормы действующих решений Главы государства, определяющих перечни отдельных видов работ и услуг, освобождаемых от НДС. Это касается:

  • медицинских услуг (Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 198);
  • ветеринарных мероприятий (Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 538);
  • услуг, связанных с организацией похорон (Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 г. № 97);
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства (Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2006 г. № 316);
  • туристических услуг (Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371);
  • работ по строительству, содержанию и ремонту объектов общего пользования садоводческих товариществ (Указ Президента Республики Беларусь от 17 апреля 2010 г. № 185);
  • работ (услуг) в области космической деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2011 г. № 121).

Перечень таких товаров, освобождаемых от ввозного НДС, как технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, перенесен в НК из Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107.

Кроме того, в НК с 2019 г. включена норма Указа Президента Республики Беларусь от 9 июля 2001 г. № 374, предусматривающая льготу по НДС при реализации товаров (работ, услуг) ассоциацией общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов», творческими союзами Республики Беларусь и их фондами по перечню таких организаций, установленному данным Указом.

С 2019 г. облагаются НДС в общеустановленном порядке (упраздняется льгота по НДС):

  • работы по строительству, содержанию и ремонту объектов общего пользования садоводческих товариществ, подготовка и выдача исходно-разрешительной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и благоустройство, предпроектные работы;
  • работы по созданию музейных каталогов;
  • услуги, оказываемые индивидуальным предпринимателям по приему подписки на печатные средства массовой информации и их доставке;
  • услуги почтовой связи по пересылке посылок и (или) денежных переводов, принятых от индивидуальных предпринимателей операторами почтовой связи для доставки (вручения) адресату.

В целях упрощения порядка применения льготы по НДС предприятиями, использующими труд инвалидов, с 2019 г. из числа условий применения такой льготы исключается наличие сертификата, подтверждающего отнесение продукции (работ и услуг) к продукции (работам и услугам) собственного производства.

С 2019 г. НК установлено освобождение от НДС:

  • при реализации услуг по подготовке клинических ординаторов.

СПРАВОЧНО

В соответствии со статьей 61 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» клиническая ординатура — это форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, лиц, получивших высшее медицинское образование за пределами Республики Беларусь, основанная на принципе индивидуального обучения, в целях углубления профессиональных знаний и совершенствования практических навыков, освоения передовых медицинских технологий, решения задач кадрового обеспечения здравоохранения;

  • при реализации вновь построенных гаражей, машино-мест и автомобильных стоянок (долей в праве собственности на автомобильную стоянку) не только застройщиком, но и заказчиком;
  • при реализации физическим лицам услуг в области фотографии;
  • для микрофинансовых коммерческих организаций, включенных Национальным банком Республики Беларусь в реестр таких организаций, при осуществлении ими операций по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования. Такими организациями являются, как правило, ломбарды;
  • работ (услуг), связанных с представлением интересов Республики Беларусь в рамках досудебного урегулирования споров, в международных арбитражах и иностранных судебных органах по спорам между иностранными инвесторами и Республикой Беларусь. Данное положение перенесено из Указа Президента Республики Беларусь от 20 июля 2018 г. № 286;
  • работ (услуг), связанных с эмиссией, размещением, обращением, погашением государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь, являющихся государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг, с учетом прав на такие облигации. Данное положение перенесено из Указа Президента Республики Беларусь от 20 июля 2018 г. № 286.

Продлена по 31 декабря 2019 г. льгота по НДС, установленная Указом Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29, при реализации работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) принадлежащих юридическим лицам незарегистрированных эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест и землеустроительных работ в отношении земельных участков, на которых такие объекты расположены.

При этом уточнено, что под эксплуатируемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями, машино-местами понимаются соответствующие объекты недвижимого имущества, использовавшиеся до 8 мая 2003 г.

Налоговая база

В НК включены положения пункта 10 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29, установившие с 1 января 2018 г. порядок определения налоговой базы в ситуации, когда величина обязательства по договору выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте.

Порядок определения налоговой базы в ситуации, когда величина обязательства по договору выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, с 2019 г. не изменился.

Закрепленный в НК порядок определения налоговой базы по указанным договорам предусматривает также механизм корректировки налоговой базы у продавца в сторону уменьшения в зависимости от даты подписания (неподписания) покупателем дополнительного ЭСЧФ.

Дополнительно НК структурирован и уточнен порядок определения налоговой базы:

  • по договорам лизинга, аренды, безвозмездного пользования;
  • при реализации работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
  • при реализации товаров по розничным ценам;
  • при реализации услуг транспортной экспедиции;
  • при реализации строительных и проектных работ генподрядчиками с участием субподрядчиков.

Также установлены особенности определения налоговой базы:

  • при реализации имущества должника в рамках исполнительного производства;
  • при отгрузке возвратной тары, признанной объектом налогообложения НДС (одновременно исключена особенность определения налоговой базы при реализации многооборотной тары);
  • при реализации застройщиками товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) собственными силами.

С 2019 г. НК установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, увеличивается на суммы, фактически полученные ими (причитающиеся к получению ими):

  • сверх цены реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
  • в виде дополнительной выгоды по договорам комиссии.

Дата отгрузки товаров.

Дата выполнения (оказания) работ (услуг)

При реализации товаров по розничным ценам в розничной торговле и (или) общественном питании с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один календарный день и заканчивающейся на другой календарный день, датой отгрузки товаров, реализованных на другой календарный день, является дата открытия этой смены, отражаемая в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием.

В целях сближения порядка определения даты выполнения работ и оказания услуг для целей бухгалтерского учета и уплаты НДС с 2019 г.:

  • отменяется обязанность исчисления НДС по неподписанным заказчиками актам как не соответствующая порядку, применяемому для целей бухгалтерского учета (в 2018 г. исполнитель обязан был исчислить НДС исходя из даты составления акта в случае, если акт покупателем не подписан до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором составлен акт);
  • установлена возможность для подрядчика (исполнителя) и заказчика включать в договор порядок определения даты выполнения работ (оказания услуг) и отражать эту дату в первичном учетном документе (в этом случае дата выполнения работ (оказания услуг), указанная в первичном учетном документе, будет приниматься для целей бухгалтерского учета и налогообложения у заказчика и исполнителя).

СПРАВОЧНО

Действующий в 2018 г. порядок определения даты выполнения (оказания) разовых работ (услуг) зависел от того, какую дату поставит (или не поставит) при подписании акта заказчик. При этом при проставлении даты заказчиком она не всегда соответствовал фактической дате подписания;

  • предусмотрено, что установленный порядок определения даты выполнения работ (оказания услуг), выполняемых (оказываемых) на постоянной и непрерывной основе, будет применяться, если договор действует больше месяца (в 2018 г. — если более трех месяцев). Аналогичный порядок установлен и для целей бухгалтерского учета с 2019 г. Для целей исчисления НДС исключена также привязка ожидания оформленных документов до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выполнены работы (оказаны услуги) на постоянной и непрерывной основе.

С 2019 г. изменен порядок определения дня передачи имущественных прав (исключена привязка к дате наступления права на получение платы в соответствии с договором).

Определены даты передачи предмета лизинга в финансовую аренду (лизинг) в части авансового платежа, в части выкупной стоимости.

Порядок определения даты выполнения строительных работ не изменился с 2019 г. Определено лишь, что днем выполнения строительных работ, стоимость которых в соответствии с законодательством выражена в иностранной валюте и которые выполнены в месяце приемки объекта строительства в эксплуатацию, признается день подписания акта принимающей стороной, если этот день предшествует дню утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.

Учитывая специфику деятельности международных перевозчиков и практику перевозки сборных грузов, НК с 2019 г. определены даты оказания услуг при перевозке груза автомобильным транспортом.

СПРАВОЧНО

Дата оказания услуг будет единообразно определяться всеми перевозчиками в зависимости от даты получения груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом. В случае если перевозка предполагает выполнение одной заявки по доставке грузов с их разгрузкой в нескольких местах, то дата оказания услуг будет определяться по дате получения груза в последнем (конечном) пункте разгрузки.

С 2019 г. исключено право выбора дня оказания услуг:

  • по дате заключения договора — при реализации туристических услуг;
  • по дате передачи путевки — при реализации санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями (их обособленными подразделениями).

Ставки НДС

С 2019 г. упразднены ставки НДС в размере 9,09 % и 16,67 %.

Продлен срок применения нулевой ставки НДС по 31.12.2020 (т.е. на 2 года) при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь.

В целях обеспечения исполнения международных обязательств Республики Беларусь, обусловленных пунктом 5 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., и установления равных подходов в применении косвенного налогообложения в части ввозимых и произведенных на территории Республики Беларусь товаров с 2019 г. установлено применение ставки НДС в размере 10 % также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств — членов ЕАЭС продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства.

С 2019 г. плательщикам предоставлена возможность контролировать перевыставление сумм НДС по возмещаемым расходам через механизм исчисления НДС по договорам аренды, лизинга, безвозмездного пользования имуществом. При использовании плательщиками такой возможности:

  • ЭСЧФ выставляются со статусами «Продавец» и «Покупатель»;
  • исчисленные суммы НДС подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость;
  • предъявленные поставщиками услуг суммы входного НДС подлежат вычету по данным раздельного учета.

СПРАВОЧНО

Применение этого механизма исчисления НДС предусмотрено реализовать как право, а не обязанность плательщика. Выбор указанного порядка налогообложения должен быть отражен в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) и не подлежит изменению в течение налогового периода.

Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС

С 2019 г. упрощен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг: упразднено заполнение и представление реестров как приложения к налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость. Вместо них в качестве основания для применения нулевой ставки НДС по экспортируемым транспортным услугам, оказываемым с 1 января 2019 г., перевозчики (экспедиторы) обязаны указать в ЭСЧФ:

  • дату и номер договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг (для экспедиторов — дату и номер договора транспортной экспедиции);
  • дату и номер международного транспортного (товарно-транспортного документа) или иного международного документа (для экспедитора — дату номера заявки (задания или иного документа));
  • маршрут перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа (для экспедиторов — маршрут экспедирования грузов).

С 2019 г. НК определено, что к экспортируемым транспортным услугам не относятся:

  • услуги, не предусмотренные договором транспортной экспедиции и не подлежащие (подлежащие) возмещению экспедитору клиентом;
  • услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции и не подлежащие возмещению экспедитору клиентом.

В целях упрощения порядка подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) из числа условий применения такой ставки НДС исключено наличие документа, подтверждающего принадлежность выполненных работ к работам собственного производства, выданного в установленном порядке.

Налоговый и отчетный периоды НДС

На 2019 г. сохраняется право выбора плательщиками отчетного периода по НДС — календарный месяц или календарный квартал.

При этом в целях устранения вопросов, возникающих на практике, плательщикам предоставляется возможность однократно изменить (аннулировать) свое решение о выборе квартального отчетного периода. Таким правом можно будет воспользоваться до 20 февраля 2019 г.

Кроме того, уточнен порядок выбора отчетного периода для:

  • реорганизуемых организаций;
  • созданных обособленных подразделений юридического лица Республики Беларусь, которые будут исполнять его налоговые обязательства и подлежать постановке на учет. При этом установлено, что такими подразделениями применяется тот же отчетный период, что и самим юридическим лицом.

В целях упрощения и единообразия выбора отчетного периода как для НДС, так и для налогов, уплачиваемых при применении плательщиками особых режимов налогообложения, предусмотрено изменение порядка информирования о выборе отчетного периода плательщиками, перешедшими на режимы налогообложения с уплатой НДС. Вместо письменного информирования в произвольной форме такие плательщики будут признаваться избравшими в качестве отчетного периода квартал исходя из факта непредставления ими налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный месяц, с которого ими принято решение об изменении режима налогообложения.

Порядок корректировки оборотов, исчисленной суммы НДС

С 2019 г. исключена норма, предусматривающая необходимость уменьшения оборота по реализации у продавца при возврате ему товара для замены, например, в период гарантийного обслуживания.

Определен порядок отражения корректировок в сторону уменьшения оборотов или исчисленных сумм НДС продавцами в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость в зависимости от даты подписания (неподписания) покупателями ЭСЧФ.

Совершенствование механизма выставления ЭСЧФ

Усовершенствован механизм предъявления плательщиками сумм НДС и выставления ЭСЧФ по требованию покупателя при реализации товаров по розничным ценам и при реализации товаров (работ, услуг) через подотчетных лиц.

СПРАВОЧНО

Во-первых, установлен пресекательный период, в течение которого может быть заявлено требование о выставлении ЭСЧФ, — 30 дней.

Во-вторых, нормативно закреплен срок выставления ЭСЧФ по заявленному покупателем требованию в привязке к дате получения продавцом такого требования (не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено требование покупателя о выставлении ЭСЧФ).

В-третьих, продавцу предоставлена возможность выставить один итоговый ЭСЧФ по нескольким заявленным требованиям от одного покупателя, что также будет способствовать сокращению документооборота и трудозатрат плательщиков.

Смещен срок выставления ЭСЧФ плательщиками, исчисляющими НДС «по оплате»: ЭСЧФ будет выставляться не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации (поступила оплата или истекло 60 дней с даты отгрузки (при отсутствии оплаты)).

Установлены сроки выставления ЭСЧФ при ликвидации организаций (филиалов) и при реорганизации организаций.

Исключена обязанность выставления ЭСЧФ в адрес плательщиков (ЭСЧФ будут направляться только на Портал электронных счетов-фактур (далее — Портал)):

  • которые освобождены от уплаты налогов.

СПРАВОЧНО

Это коллегии адвокатов, адвокатские бюро, Белорусская нотариальная палата и ее организационные структуры, Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения;

  • с которыми достигнуто письменное согласие о невыставлении ЭСЧФ в их адрес при реализации им работ (услуг), имущественных прав.

СПРАВОЧНО

К таким плательщикам отнесены: индивидуальные предприниматели, не исчисляющие НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также индивидуальные предприниматели и организации, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты НДС.

Уточнен порядок выставления ЭСЧФ по ввозному НДС:

  • при уплате НДС, взимаемого налоговыми органами, в установленный срок либо с нарушением установленного срока.

СПРАВОЧНО

Предоставлена возможность создания одного ЭСЧФ при ввозе товаров по нескольким товаросопроводительным документам от одного продавца, если такие товары приняты на учет одной датой по одному транспортному документу и отражены в одном заявлении о ввозе товаров;

  • при уплате НДС, взимаемого таможенными органами, частями (например, когда предоставляется рассрочка), а также при специальном упрощенном прохождении таможенных процедур (когда товар выпускается до подачи таможенной декларации).

Закреплены случаи, когда дополнительный ЭСЧФ можно выставить без ссылки на исходный или исправленный ЭСЧФ. Предоставлена возможность выставления такого ЭСЧФ в целом за месяц не только на суммы увеличения налоговой базы, но и на суммы уменьшения налоговой базы.

Учитывая специфику издательской деятельности, определены особенности создания ЭСЧФ редакциями по периодическим изданиям, реализуемым по подписке через оператора почтовой связи.

СПРАВОЧНО

Такими редакциями будет создаваться один итоговый ЭСЧФ за календарный месяц, направляемый в адрес оператора почтовой связи, а в случае если подписчиками являются физические лица (индивидуальная подписка) или нерезиденты, то ЭСЧФ будет направляться только на Портал.

Совершенствование порядка применения налоговых вычетов по НДС

Уточнены основания применения налоговых вычетов по НДС и определены отчетные периоды, в которых суммы НДС принимаются к вычету.

СПРАВОЧНО

Отчетный период зависит от наличия у плательщика всех оснований для принятия к вычету НДС, в том числе от подписания (неподписания) ЭСЧФ до срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, на который приходится дата совершения операции, указанная в ЭСЧФ.

В связи с этим предоставлена возможность ускорить принятие сумм НДС к вычету, если ЭСЧФ будет подписан после представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период. В таком случае сумма НДС будет приниматься к вычету за тот отчетный период, срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за который следует после подписания ЭСЧФ (в настоящее время сумма НДС в таких случаях подлежит вычету за тот отчетный период, в котором подписан ЭСЧФ).

Пересмотрены положения, ограничивающие налоговые вычеты по НДС в случае порчи, утраты товаров. С 2019 г. налоговые вычеты ограничены в случае порчи, утраты товаров только в результате хранения, транспортировки, реализации товаров.

Определен механизм расчета налоговых вычетов, не подлежащих вычету, плательщиками, одновременно применяющими особые режимы налогообложения без уплаты НДС и осуществляющими иные виды деятельности, облагаемые НДС.

Определен порядок распределения налоговых вычетов методом раздельного учета и уточнен порядок распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в том числе с приведением формул для расчета.

Введена обязанность распределения налоговых вычетов методом раздельного учета:

  • заказчиками (застройщиками) при ведении строительства объектов недвижимости по договорам долевого строительства;
  • арендодателями по договорам аренды в отношении сумм НДС по приобретенным коммунальным услугам, при возмещении стоимости которых арендодатель принял решение производить налогообложение по общеустановленной ставке НДС в размере 20 %;
  • правопреемником по суммам НДС, полученным им от реорганизованной организации.

Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №2 за 2019 год.
В части для индивидуальных предпринимателей опубликовано в журнале «Консультант предпринимателя» №1 за 2019 год.

Что нужно знать экспортеру товаров в Белоруссию: НПА и ставка НДС

Белоруссия входит в Таможенный союз (ТС) и подчиняется правилам, действующим на территории стран — участниц ТС. При экспорте товаров российскими поставщиками на территорию этой республики нужно выполнять нормы соответствующих НПА:

  • П. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписанного 29.05.2014) — этим пунктом определено, что при взаимной торговле между странами — участницами ТС взимание косвенных налогов происходит по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров.
  • Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) — в нем описан порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров и механизм контроля за их уплатой.

Познакомиться поближе с этим порядком применительно к экспорту товаров из России в Белоруссию поможет рисунок:

Особенности отражения вычетов в декларации по НДС в зависимости от вида экспортируемых товаров

От того, к какой группе относятся экспортируемые товары, зависит порядок заполнения декларации по НДС. Речь идет о разделении экспортируемых товаров на сырьевые и несырьевые. Основной критерий такой классификации — степень участия человека в формировании основных характеристик товара.

Укрупненные группы сырьевых товаров перечислены в п. 10 ст. 165 НК РФ:

Коды сырьевых товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 18.04.2018 № 466.

Товары, не перечисленные в п. 10 ст. 165 НК РФ, относятся к несырьевым (письмо ФНС России от 03.08.2016 № 1-4-05/0021).

Для указанных групп товаров установлен следующий порядок применения налоговых вычетов по НДС:

  • Входящий НДС по стоимости предназначенных для экспорта несырьевых товаров принимается к вычету в том квартале, когда товары поставлены на учет и выполняются остальные обязательные условия для вычета.

Об условиях применения вычетов узнайте из материала «Какой порядок применения (принятия) налоговых вычетов по НДС: условия».

  • Входящий НДС по стоимости приобретенных для экспорта сырьевых товаров принимается к вычету в том квартале, когда будет обоснована нулевая ставка налога (п. 1, п. 10 ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ).

Как применять вычет по НДС, если товар сырьевой, но его нет в правительственном перечне, узнайте в этой публикации.

Декларация по НДС при экспорте в Белоруссию

Реализация товаров в Белоруссию отражается в декларации по НДС по следующей схеме:

Что делать, если документы, подтверждающие нулевую ставку, своевременно не собраны? Ответ на этот вопрос есть в готовом решении от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Какие применять коды операций для заполнения декларации по НДС, узнайте из схемы ниже:

Если товары проданы взаимозависимому лицу или резиденту офшорной зоны, применяются специальные коды из указанного приложения.

Порядок заполнения отдельных строк раздела 4 зависит от вида товара (сырьевой или несырьевой):

Образец заполнения раздела 4 смотрите .

Остальные разделы декларации заполняются в обычном порядке.

Документы в срок не собраны: что делать с НДС-отчетностью

Не подтвержденный в срок экспорт требует подачи уточненной декларации. У такой декларации есть три важных нюанса:

  • она сдается за квартал экспортной отгрузки;
  • должна содержать заполненный раздел 6;
  • состав сведений в разделе 6 зависит от вида экспортируемого товара (сырьевой, несырьевой).

Что может помешать вовремя подтвердить экспорт

Даже если экспортер добросовестно подойдет к процедуре сбора документов, нет полной уверенности в том, что он уложится в срок, отведенный НК РФ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС. Это связано с тем, что в комплект подтверждающих документов входит заявление о ввозе товаров, которое поставщику должен передать покупатель. А на действия покупателя (тем более находящегося за рубежом) повлиять сложно. При этом отсутствие заявления о ввозе товаров лишает продавца налоговой преференции в виде нулевой ставки НДС (если налог покупатель не уплатил).

Основная сложность получения такого документа заключается в том, что белорусский покупатель должен уплатить налог, у своих налоговиков проставить на заявлении отметку об уплате и с такой отметкой передать заявление поставщику.

Случается, что заявление экспортному продавцу получить не удалось, потому что покупатель:

  • по какой-то причине не отправил заявление, хотя налог заплатил;
  • налог не заплатил и ничего продавцу не отправлял;
  • заявление выслал, но без отметки об уплате налога.

Здесь возможны два варианта развития событий:

  1. Если белорусский покупатель налог уплатил, ситуация небезнадежна — факт уплаты налога российские налоговики могут проверить по своей базе (в рамках электронного обмена информацией), а сам поставщик — в специальном электронном сервисе на сайте ФНС.
  2. Если налог все-таки не уплачен, нулевую ставку российскому экспортному продавцу подтвердить не получится.

Что предпринять поставщику, чтобы обезопасить себя от возможных материальных потерь из-за недобросовестных покупателей, расскажем в следующем разделе.

Договорная подстраховка от недобросовестного покупателя

Чтобы хоть как-то себя обезопасить от нерадивых покупателей из ЕАЭС, предусмотрите в договорах с ними специальные условия. Например:

  • Обязанность покупателя по уплате штрафа (компенсирующего потери продавца от уплаты НДС и пеней по нему), если заявление о ввозе от него не поступит в течение оговоренного срока (например, не позднее 160 дней с момента отгрузки).
  • Указание на судебный орган (российский или белорусский), в котором будет рассматриваться спор, если покупатель откажется от уплаты штрафных санкций. Не секрет, что свои интересы лучше защищать на своей территории с участием грамотных юристов.

«Штрафной» элемент договора может выглядеть так:

Итоги

Экспорт товаров с территории России белорусским покупателям облагается по ставке 0%, если поставщик представит налоговикам вместе с декларацией по НДС комплект подтверждающих документов. Если документы в срок собрать не получится, поставщику необходимо подать уточненную декларацию по НДС за тот период, в котором произошла экспортная отгрузка.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоговики пояснили, как уплачивать налоги индивидуальным предпринимателям, которые работают по единому налогу и ввозят товар из России. Так, в ИМНС по Брестской области напоминают, что по 222-му президентскому указу ИП, которые занимаются розничной торговлей, при покупке товара в странах ЕАЭС за наличные «обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение таких товаров». При этом ввоз товаров на территорию Беларуси признается объектом налогообложения сбором на добавленную стоимость, добавляют налоговики. То есть налог в любом случае нужно уплатить.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Учитывая, что объектом налогообложения НДС является исключительно факт ввоза товаров с территории, в частности, Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели обязаны производить исчисление и уплату НДС в отношении ввозимых товаров, в том числе и в случае отсутствия кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату ввезенных товаров, — отмечают налоговики.

Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС, отмечают налоговики.

Одновременно с налоговой декларацией по НДС ИП нужно предоставить в налоговую следующие документы:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;
  • выписка банка, подтверждающая фактическую уплату НДС по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате НДС;
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств — членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь;
  • счета-фактуры, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;
  • договор (контракт), на основании которого импортированный товар был приобретен;
  • информационное сообщение, в случаях, когда в сделке участвуют три и более лица.

Предприниматели ранее обращали внимание властей на то, что контрагент государства, на территории которого ИП купил товары, отказывается подтвердить факт продажи. По рассказам предпринимателей, такие случаи — далеко не редкость в отношениях с российскими продавцами.

Ранее налоговая рассказала ипэшникам, которые закупают товар в России, как отличить добросовестных продавцов от «нелегальных».

Сами предприниматели на одном из последних форумов в этом году предлагали вместо указа № 222 ввести патент на розничную торговлю.

Напомним, в Беларуси продолжает расти число индивидуальных предпринимателей. Их количество увеличилось во всех регионах, кроме Гродненской области. Если на 1 января в стране было 236 138 индивидуальных предпринимателей, то на 1 августа — 239 067. Об этом свидетельствует статистика, обнародованная МНС.