НДС при импорте

При импорте товаров в Россию из стран СНГ – Азербайджана, Узбекистана и других – декларант (держатель контракта) или его таможенный представитель (брокер), в качестве агента, должен уплатить налог на добавленную стоимость (НДС). НДС при импорте из Азербайджана, Узбекистана и других стран СНГ рассчитывается как процент (ставка) от суммы таможенной стоимости, таможенных пошлин и акцизов (в случае подакцизной продукции). Законодательством установлен срок уплаты косвенных налогов при ввозе товаров из-за рубежа в РФ: до или одновременно с подачей таможенной декларации на товары (ДТ, ранее – грузовой таможенной декларации, ГТД).

С 2001 года в России косвенные налоги взимаются по принципу страны назначения (в практике 1992 – 2001 годов не было возможности эффективно использовать этот принцип), т.е. в общепринятом в сфере международной торговли порядке. Другими словами, в настоящее время правила расчета и уплаты, ставки и сроки оплаты НДС при импорте из Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана такие же, как при растаможке грузов из Германии или Китая, стран Евросоюза и других государств, не являющихся членами ЕАЭС. Для товаров, странами происхождения которых являются государства – члены СНГ и, одновременно, Евразийского экономического сообщества, установлен иной порядок уплаты и учета косвенных налогов.

При импорте товаров из стран СНГ принимается нулевая экспортная ставка НДС и ненулевая (за исключением товаров, в отношении которых действует освобождение от уплаты косвенных налогов) ставка НДС в стране назначения.

НДС при импорте: тонкости расчета и учета налоговых платежей

Т.е. экспортер освобождается от уплаты НДС (получает право на возврат ранее уплаченного налога), а импортер – вне зависимости от используемой системы налогообложения, включая УСН, ЕСХН, ЕНВД! – обязан оплатить ввозной (таможенный) налог на добавленную стоимость.

Правила и порядок уплаты импортного НДС по товарам из стран СНГ устанавливаются Налоговым кодексом РФ (НК РФ), Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной ГТК России от 07.02.2001 №131, письмами Минфина РФ и другими правовыми актами. В частности, ст. 146 НК РФ устанавливает, что налоговой базой для исчисления суммы НДС при импорте товаров из Узбекистана, Азербайджана и других стран СНГ и дальнего зарубежья, являются операции по ввозу товаров на территорию России.

Ст. 150 НК РФ устанавливает список товаров, при ввозе которых налогообложение не применяется, а в ст. 164 дается перечень товаров, по которым можно использовать ставку НДС в размере 10%. Уплатить налог может как декларант, так и его агент – во втором случае для получения в последующем вычета по НДС, необходимо будет предварительно получить от агента платежные документы, подтверждающие уплату косвенных налогов, и сопроводить агентские документы подтверждающими факт возмещения агентских расходов получателем груза. 

Импорт товаров из украины и других стран снг

Процессы экономической интеграции на пространстве СНГ идут с разной скоростью и в разных формах. Например, Россия, Беларусь и Казахстан объединились в Таможенный союз. Они активно формируют общую таможенную территорию, унифицируют таможенные правила и порядок взимания косвенных налогов. На основе Таможенного союза создается Евразийский союз с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным и культурным пространством. Другие страны СНГ, в том числе Украина, участвуют в процессе экономической интеграции на основе двух- и многосторонних соглашений о свободной торговле. Соответственно, и налоговая сторона операций, осуществленных за рамками ТС, имеет свою специфику.

Взять хотя бы Россию и Украину. В отношении операций, стороны которых приписаны к данным странам, не применяются таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на экспорт и/или импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из сторон и предназначенных для таможенной территории другой стороны. Это предусмотрено п. 1 ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о свободной торговле от 24 июня 1993 г. Льгота применяется за исключением товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из Украины и подпадающих под тарифные изъятия из режима свободной торговли товарами.

Аналогичные льготы и изъятия из них применяются в отношении других стран СНГ, как входящих, так и не входящих в Таможенный союз, но подписавших многостороннее Соглашение о создании зоны свободной торговли. В состав стран — участниц зоны свободной торговли по новому Соглашению, подписанному в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. (вместе с Правилами разрешения споров), вошли 11 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

При ввозе товаров из стран СНГ, не входящих в Таможенный союз, но участвующих в Соглашении о зоне свободной торговли, в общем случае товары, произведенные в том числе в Украине и ввезенные в Россию, не облагаются ввозными таможенными пошлинами. Порядок применения льготы для зоны свободной торговли установлен Приказом ГТК России от 25 декабря 2003 г. N 1539 «О предоставлении тарифных преференций» (далее — Приказ ГТК N 1539).

Еще раз подчеркнем, что льгота по таможенным пошлинам применяется только к тем товарам, которые произведены в стране — участнице Соглашения о зоне свободной торговли. А стало быть, чтобы ею воспользоваться, необходимо подтвердить, что продукция родом именно оттуда, откуда нужно. Страна происхождения товара определяется по специальным Правилам, которые утверждены Решением Совета глав Правительств государств СНГ от 30 ноября 2000 г.

НДС при импорте

(далее — Правила).

Так, страной происхождения товара считается государство — участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) (п. 1 Правил). Для подтверждения страны происхождения товара таможенным органам страны ввоза необходимо представлять сертификат о происхождении товара формы СТ-1 (Приложение 2 к Правилам) или декларацию о происхождении товара (п. п. 10 и 11 Правил). Причем сертификат о происхождении товара формы СТ-1 должен соответствовать определенным требованиям (п. 12 Правил).

При этом нельзя забывать об изъятиях из режима свободной торговли. Россия, например, применяет тарифные ограничения при импорте из Азербайджана, Армении, Украины по сахару, спирту этиловому, табачным изделиям и некоторым другим товарам.

Бухгалтеру трудно самостоятельно уследить за изменениями в перечне таких товаров. Поэтому при планировании и осуществлении импортных сделок со странами СНГ желательно уточнить на таможне, не подпадает ли ввозимый товар под тарифные изъятия из режима свободной торговли, а если подпадает, то какие будут таможенные платежи. Работники таможни должны предоставить информацию о действующих правовых актах и/или дать бесплатную консультацию (ст. 11 ТК ТС).

Импорт в режиме зоны свободной торговли

Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета на примере импортной поставки товара из Украины в Россию.

Будем исходить из того, что таможенную пошлину на товар российская фирма — импортер не уплачивает (п. 6 Приказа ГТК N 1539). Сертификат происхождения (изготовления) товара в Украине у российского импортера имеется и правильно оформлен (п. п. 10, 11 и 12 Правил). Однако даже в этом случае придется уплатить таможенные сборы за такие операции, как оформление, хранение и сопровождение. В данном случае руководствоваться следует гл. 14 Закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

К сведению! Таможенные сборы по своему экономическому смыслу таможенной пошлиной не являются, поскольку они уплачиваются импортером за услуги таможенного органа по таможенной обработке беспошлинного импортного товара.

Обратите внимание! Торговые фирмы в налоговом учете ТЗР начисляют в издержки обращения в составе прямых расходов и списывают в расходы пропорционально проданному товару (ст. 320 НК).

В налоговом учете такие расходы можно учесть двумя способами: включить в стоимость товара (п. 2 ст. 254 НК) или списать в прочие расходы (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Право выбора между двумя приведенными вариантами учета предоставляется налогоплательщику. Основание — п. 4 ст. 252 Налогового кодекса. Согласно данной норме в случае если понесенные затраты могут быть с равными основаниями отнесены к нескольким видам расходов, то налогоплательщик самостоятельно решает, как их учесть. Выбранный способ должен быть закреплен в учетной политике.

В бухгалтерском учете в стоимость товарно-материальных ценностей однозначно включаются только таможенные пошлины (п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Про таможенные сборы (услуги таможни) в ПБУ 5/01 ничего не сказано.

С другой стороны, таможенные сборы относятся к так называемым транспортно-заготовительным расходам (далее — ТЗР). Подтверждение этому можно найти в Приложении 2 «Примерная номенклатура ТЗР» к Приказу Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (далее — Методические указания).

Методические указания позволяют выбрать один из трех способов учета ТЗР (п. 88 Методических указаний):

  • включить в стоимость материалов;
  • отразить на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
  • учесть на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы».

Из этого правила есть исключение. В том случае, если удельный вес ТЗР в стоимости материалов не превышает 10 процентов, то на счет 20 «Основное производство» или на счет 23 «Вспомогательные производства» можно списать всю сумму ТЗР, не включенных в стоимость материалов (п. 88 Методических указаний).

В отношении ТЗР по материальным ценностям, приобретенным специально для перепродажи непосредственно подразделением предприятия, осуществляющим торговую деятельность, установлен специальный порядок учета. В этом случае ТЗР, связанные с их приобретением, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний).

Для того чтобы наглядно показать порядок учета импортного товара, разберем его на конкретном примере. Предположим, что товар вывозится из Украины, хотя, в принципе, учетные правила будут едиными в отношении товаров, импортируемых из других стран — участниц Соглашения о зоне свободной торговли.

Пример 1. Учет импортных материалов

Российская фирма «Импортер» получила по договору с украинской фирмой «УкрЭкспорт» краску, которая не предназначена для перепродажи, а будет использована в основном производстве. Цена партии краски по договору и таможенная стоимость по грузовой таможенной декларации (далее по тексту — ГТД) составляет 100 000 долл. США. Сертификат происхождения украинской стороной предоставлен, он правильно оформлен и подтверждает, что краска произведена в Украине, поэтому таможенной пошлиной не облагается. При этом таможенные сборы на границе Таможенного союза за оформление пропуска партии краски составили 1000 долл. США. Курс доллара возьмем условный — 30 руб/долл. США. Все необходимые документы поступили в бухгалтерию, НДС на таможне в сумме 540 000 руб. уплачен (18% от 100 000 долл. США x 30). Напомним, что ввоз товаров на территорию России признается объектом налогообложения по НДС (пп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС; пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Фирма «Импортер» является плательщиком НДС.

Обратите внимание на важный нюанс: согласно учетной политике фирмы «Импортер» ТЗР по приобретенным материалам включается в их стоимость и в бухгалтерском, и в налоговом учете. При таком способе учета не образуется ни постоянных, ни временных разниц между налоговым и бухгалтерским учетом.

Фирма применяет обычный План счетов (Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).

В бухгалтерском учете фирмы «Импортер» будут сделаны следующие записи:

Операция Дт Кт Сумма,
руб.
Документ Примечание
Уплачен НДС
на таможне
19 51 540 000 ГТД и
платежные
документы
18 000 x 30
Оплачены
таможенные
сборы
76 51 30 000 ГТД и
платежные
документы
1000 x 30
Оприходована
краска на
склад в
качестве
материалов
10 60 3 000 000 ГТД, договор 100 000 x 30
ТЗР в части
таможенных
сборов учтены
в стоимости
материалов
10 76 30 000 Бухгалтерская
справка
То же в налоговом учете (п. 2
ст. 254 НК)
Принят к
вычету НДС,
уплаченный на
таможне
19 68 540 000 Платежные
документы,
декларация
по НДС
п. 2 ст. 171 НК, п. 1 ст. 172
НК
50%
материалов
списано в
основное
производство
20 10 1 515 000 Требование-
накладная на
внутреннее
перемещение
3 030 000 / 2
Та же сумма списывается в
налоговом учете

Несколько слов об учетной политике, применяемой в примере. С точки зрения рациональной организации учетной работы предложенный в примере способ учета ТЗР представляется оптимальным, потому что нет суммовых разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. В ином случае, если бы мы в налоговом учете сразу списали таможенные взносы в расходы, то в бухгалтерском учете списать их сразу в расходы мы не имеем права. Как было показано выше, мы имеем право либо включить ТЗР в стоимость материалов, либо учесть их обособленно и списывать в расходы по мере списания материалов в основное производство. В таком случае нам пришлось бы учитывать временные разницы и отложенные налоговые обязательства по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Воспользуемся данными предыдущего примера, только теперь российский импортер приобретает краску как товар из Украины для последующей перепродажи в России.

Пример 2. Учет импортных товаров

Российская фирма «Импортер» получила по договору с украинской фирмой «УкрЭкспорт» краску, которая предназначена для перепродажи. Остальные условия — из предыдущего примера.

В бухгалтерском учете фирмы «Импортер» будут сделаны следующие записи:

Операция Дт Кт Сумма,
руб.
Документ Примечание
Уплачен НДС
на таможне
19 51 540 000 ГТД и
платежные
документы
18 000 x 30
Оплачены
таможенные
сборы
76 51 30 000 ГТД и
платежные
документы
1000 x 30
Оприходована
краска на
склад в
качестве
товара
41 60 3 000 000 ГТД, договор 100 000 x 30
ТЗР в части
таможенных
сборов учтены
в расходах на
продажу
44 76 30 000 Бухгалтерская
справка
В налоговом учете начисляются
в издержки в составе прямых
расходов (ст. 320 НК)
Принят к
вычету НДС,
уплаченный на
таможне
19 68 540 000 Платежные
документы,
декларация
по НДС
п. 2 ст. 171 НК, п. 1 ст. 172
НК
50% товара
продано
оптовым
покупателям
90 41 1 500 000 Накладная на
отгрузку
товара
покупателям
3 000 000 : 2
Списано 50%
ТЗР на
проданный
товар <*>
90 44 15 000 Бухгалтерская
справка
30 000 : 2
В налоговом учете прямые
расходы списываются
пропорционально проданному
товару, то есть та же сумма
— 15 000 (ст. 320 НК РФ)

<*> Суммы, накопленные на счете 44 «Расходы на продажу», списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца). Этот порядок распределения ТЗР установлен Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (см. раздел Инструкции по применению счета 44 «Расходы на продажу»).

Во втором примере таможенные сборы в налоговом учете мы приравняли к ТЗР (по аналогии с бухгалтерским учетом). И опять не получили суммовых разниц между бухгалтерскими и налоговыми расходами. Если бы эти затраты были учтены в стоимости товара (п. 2 ст. 254 НК) или сразу списаны в прочие расходы (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК), то в бухгалтерском учете все равно их списывали бы пропорционально проданному товару. И снова нам пришлось бы учитывать временные разницы и отложенные налоговые обязательства по правилам ПБУ 18/02.

Вообще, строго говоря, таможенные сборы для целей налогообложения прибыли прямо к транспортным расходам не относятся. Но в то же время ст. 320 Налогового кодекса позволяет приравнять их к ТЗР в случае торгово-посреднической деятельности как прочие расходы на доставку товара. В любом случае способ учета таких расходов, как таможенные сборы, необходимо закрепить в учетной политике организации.

«Импортный» документооборот

Для правильного и полного учета операций по приобретению импортного товара в первую очередь необходимо проанализировать следующие документы:

  • Учетная политика организации для бухгалтерского учета и целей налогообложения. Здесь следует обратить внимание на установленные в организации способы учета расходов, возникающих при импортных операциях, а также на порядок учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
  • Договор (контракт) с иностранным контрагентом на поставку товара. Здесь важны условия поставки, способы определения цены товара, способы расчетов за поставляемый товар, набор товаросопроводительных документов.
  • Паспорт внешнеторговой сделки. Конкретные требования к оформлению паспорта внешнеторговой сделки и отчетность по ней согласовываются с обслуживающим компанию уполномоченным банком.
  • Таможенные декларации, международные транспортные накладные, а при необходимости — лицензии и квоты. Вместе с таможенными декларациями предоставляются сертификаты (по форме СТ-1) или декларации о происхождении товара. Таможенные декларации и сертификаты происхождения товара оформляются поставщиком. Условие о предоставлении сертификатов в составе товаросопроводительных документов может быть включено в текст договора (контракта) на поставку товара. Здесь в первую очередь необходимо убедиться в достоверности сведений, содержащихся в сертификате о стране происхождения товара. Любые сомнения в данном случае нужно устранять с помощью иных документов и сведений, которые только могут быть доступны. Это и запросы поставщику, и публикации в СМИ о товаре и поставщике и т.д. Без такого рода контроля велики риски неправомерного применения таможенных льгот. Например, в сертификате указана страна происхождения Украина, а в названии и на упаковке товара указан известный международный бренд страны дальнего зарубежья («Nestle», например). В таком случае необходимо запросить у поставщика дополнительные сведения о том, что предприятие-изготовитель имеет право (или обязано) использовать этот бренд, но производство товара или его переработка действительно осуществляется на территории Украины.

В заключение хотелось бы сказать, что какой-либо особой или отдельной отчетности по импортным сделкам составлять не требуется. Отдельно стоит остановиться на НДС-особенностях, возникающих при осуществлении рассматриваемых ситуаций. Поскольку счет-фактуру поставщик из Украины российскому импортеру не представляет, то в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога таможенному органу. Об этом сказано в п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914). На основании записей в книге покупок фирма отражает в декларации по НДС, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, по строке 180 в графе 3 (позиция 11.1) сумму налога, уплаченную таможенному органу и подлежащую вычету.

П.Десятчиков

Главная — Статьи

Вычет по НДС при импорте товара

Признание вычета по НДС

Суммы НДС, уплаченные фирмой при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, можно принять к возмещению. Условия для применения налогового вычета перечислены в п. 2 ст. 171 и в п. 1 ст. 172 НК. Напомним, когда у организации-импортера возникает право на вычет по НДС при поставке продукции из-за рубежа:
— приобретенный товар планируется использовать в операциях, облагаемых НДС или для перепродажи;
— ценности оприходованы на балансе предприятия;
— налогоплательщик имеет документ, подтверждающий факт уплаты НДС при пересечении товаром границы РФ.
НДС, уплаченный импортером при поступлении продукции на территорию России, принимается к вычету, если собственность была отправлена без таможенного оформления либо если она была доставлена в соответствии с одной из таможенных процедур: временный ввоз, выпуск для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории.

На практике

Налоговые инспекторы придираются к периоду, в котором учитываются суммы налога при ввозе имущества.

НДС при импорте товаров из Узбекистана в Россию

Рассмотрим пример. ООО «Импортер» заключен внешнеэкономический контракт на поставку из Англии в Россию неподакцизного товара. Право собственности на продукцию перешло к ООО «Импортер» 30 сентября 2011 г. Таможенное оформление груза осуществлено в этот же день. Товар приобретен для перепродажи и принят к учету. Собственность не была оплачена зарубежному партнеру. В какой момент бухгалтер имеет право принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при импорте?
Ответ очевиден, возникновение права на вычет по НДС при ввозе продукции не зависит от наличия или отсутствия у предприятия задолженности перед поставщиком. В рассматриваемом примере ООО «Импортер» были выполнены все условия для применения вычета по НДС: импортный товар, приобретенный для перепродажи, принят к учету. У налогоплательщика есть документы, подтверждающие перечисление НДС на границе.
Если суммы исчисленного налога уплачивает посредник, действующий по поручению импортера и за его счет, то налог спокойно принимает к вычету собственник товара, то есть импортер. Если представитель действует по заданию иностранца, права на вычет у российской компании не возникает. Такой вывод высказали специалисты Минфина России в Письме от 14 июня 2011 г. N 03-07-08/188. Однако мнение чиновников не подкреплено законом. Заплатить НДС за импортера может и третье лицо, и это не препятствует применению вычета, поскольку специальных оговорок п. 2 ст. 171 НК не содержит.

Собираем документы

Чтобы успешно заявить вычет, импортеру необходимо иметь бумаги, которые подтверждают его право: договор (контракт) с иностранным контрагентом, счет или инвойс, таможенная декларация, платежные документы.
Почему для подтверждения фактической уплаты налога таможенным органам недостаточно платежного поручения? Объяснить это просто: импортер перечисляет аванс таможенным органам накануне прохождения имущества через границу. Чиновники на таможне списывают НДС при фактическом оформлении ввоза товара на территорию РФ.
Счет-фактура импортеру не требуется. Этот документ заменяют оригинал ГТД и платежное поручение с отметкой таможенных органов о списании средств. Такой порядок закреплен в п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. В книге покупок отражаются номер и дата таможенной декларации, сумма НДС и реквизиты платежного поручения о перечислении средств.
Подтвердить уплату пошлин и налогов можно, запросив на таможне соответствующее письменное подтверждение. Специалисты Минфина России дали «зеленый свет» указанному документу в Письме от 5 августа 2011 г. N 03-07-08/252.
В журнал учета полученных счетов-фактур и книгу покупок заносятся реквизиты заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговой инспекции и платежного поручения об уплате НДС.

Сложные вопросы

Случается, что организации требуется вернуть некачественный товар зарубежному продавцу. В этом случае, если продукция уже принята к учету, НДС перечислен в бюджет, а вычет заявлен, импортеру придется подать уточненные декларации по налогу.
Если покупатель применяет общую систему налогообложения, то уточнения вносятся в расчет в периоде отражения стоимости претензии в бухгалтерском учете на счете 76, субсчет «Расчеты по претензиям».
При возврате товара импортером-упрощенцем уточненные декларации следует подавать в периоде, когда имущество было возвращено отправителю.
Корректировка таможенной стоимости продукции после ее ввоза не лишает компанию права на уменьшение налога, поскольку вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные фирмой и зачисленные на счет таможенного органа с учетом корректировки (Письмо ФНС России от 27 июня 2007 г. N 03-2-03/1236, Письмо УМНС России по г. Москве от 7 июля 2003 г. N 24-11/36764).
Инспекторы указывают на необходимость подавать уточненную налоговую декларацию за период первоначального заявления вычета, когда изменение таможенной стоимости привело к уменьшению суммы налога. Если же импортер после корректировки доплачивает налог, то вычет может быть заявлен в периоде фактической дополнительной оплаты НДС таможенному органу.
Налоговые органы отказывают в праве на уменьшение НДС компаниям, не представившим в рамках проверки договоры с иностранными поставщиками или товаросопроводительные документы (CMR, коносамент). Однако доводы контролеров оспаривают нормы НК РФ, которые определяют порядок принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при поступлении имущества в страну. При наличии у импортера таможенной декларации и документа, подтверждающего фактическую уплату сумм НДС, ревизорам трудно отрицать факт осуществления компанией ввоза товаров и принятия их к учету.

Спецрежимы

Спецрежимники не освобождены от уплаты НДС по операциям, связанным с ввозом товаров на территорию России. А права принять к вычету сумму импортного налога у таких компаний нет.
Поэтому НДС, уплаченный таможенным органам, организации на УСН и ЕНВД учитывают в составе расходов или в стоимости приобретаемых ценностей.
Право учитывать сумму налога, уплаченную при импорте, в расходах предоставлено организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы — расходы», и плательщикам единого сельскохозяйственного сбора.
Сумму НДС, уплаченную при импорте, учитывают в составе стоимости ввезенных товаров организации, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы» или являющиеся плательщиками ЕНВД.
В этом случае НДС, уплаченный при импорте, увеличивает стоимость основных средств и нематериальных активов.
В бухгалтерском учете сумму начисленного и перечисленного при ввозе товаров на территорию РФ и принятого к вычету НДС отражают следующими проводками:
Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»,
отражена сумма НДС, подлежащая уплате на таможне.
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 51
НДС перечислен таможенным органам.
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19
принят к вычету НДС, уплаченный на таможне.
Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»,
отражена сумма НДС, подлежащая доплате в связи с корректировкой таможенной стоимости импортируемых товаров.
Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»,
откорректирован НДС, начисленный при ввозе товара.
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19
откорректирован НДС, ранее принятый к вычету.
Вопросы у проверяющих о применении права на вычет по НДС при импорте товаров, в том числе с территории государств — членов Таможенного союза, возникают постоянно. При соблюдении норм НК компании смогут без труда принять к вычету суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ. Знание тонкостей применения вычета по НДС при импорте становится силой налогоплательщика.

НДС, Вычет НДС

 Льготы по уплате НДС при ввозе товаров на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №378 (ред. от 21.12.2016) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» устанавливаются в следующих случаях:

  • товары ввозятся на территорию России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии или Армении под иную таможенную процедуру, чем ввоз для внутреннего потребления (в свободное обращение), переработки для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска);
  • товары ввозятся для официального пользования дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств или для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
  • если товары входят в перечень позиций с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (сюда попадают, например, контейнеры, а также грузы, ввозимые для целей оказания международной помощи, для применения в науке, культуре, спорте, туризме, кинематографии и некоторые другие);
  • сумма таможенных стоимостей ввозимых товаров (от одного отправителя одному получателю по одному транспортному документу) не превышает 200 евро;
  • если ввозятся припасы.

Также действуют льготы по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 N 154 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

Льготы по уплате НДС при ввозе товаров регулярно изменяются и утверждаются Правительством РФ.

Торговля с Узбекистаном: помощь в оформлении и доставке

Так, по весне 2017 года в список оборудования, по которым при импорте не уплачиваются косвенные налоги, был дополнен следующими позициями:

  • оборудованием комплектной установки пиролиза;
  • установками по производству метанола;
  • оборудованием установки по производству линейного полиэтилена низкой плотности или полиэтилена высокой плотности мощностью 800 тыс. т в год;
  • линиями по изготовлению трехмерных керамических многослойных модулей.

Точно также ранее этот список дополнялся таким оборудованием как печи пиролиза типа SRT-VI, газовые турбины модели PG 6111FA, сборочный станок VAST-4 Compact для сборки радиальных цельнометаллокордных шин диаметром от 17,5 до 22,5. Если организация (юридическое лицо) или предприниматель в последующим решит реализовать ввезенное оборудование, то должн(а) будет выплатить налог на добавленную стоимость.

Льготы по уплате НДС при ввозе товаров на таможенную территорию подтверждаются ссылками на применяемые коды по Товарной номенклатуре Внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) – подобранные коды должны соответствовать тем, в отношении которых установлен льготных режим на ввоз продукции из-за рубежа. Подтверждается право на получение льгот следующим образом:

  • в таможенный орган подается таможенная декларация, в которой указывается выбранный код товара по ТН ВЭД;
  • к декларации на товары (ДТ, ранее грузовая таможенная декларация, ГТД) прикладываются документы, на основании которых заполнена ДТ – договор (контракт) поставки, техническая документация, спецификации, коммерческие документы поставщика, товаросопроводительные документы, сертификаты.

Таможенный орган вправе исправить выбранный импортером код по ТН ВЭД, откорректировав и сумму подлежащих оплате таможенных пошлин, налогов. При необходимости для верной, с точки зрения таможни, классификации товаров может назначаться экспертиза грузов.

Если импортер не воспользовался своим правом на получение льгот по уплате НДС при ввозе товаров, то Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) в п. 1 ст. 172 предоставляет ему возможность принять НДС к вычету после постановки оборудования на учет.

Предоставляются льготы по уплате НДС и при импорте:

  • важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (реализация которой в России не облагается НДС, по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 №19);
  • технических средств, в т.ч. автомототранспорта, материалов, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов (согласно перечню, утверждённому постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 №998);
  • очков (кроме солнцезащитных), оправ для очков (не солнцезащитных), линз (согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 №240);
  • протезно-ортопедической продукции;
  • необработанных природных алмазов;
  • продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями России;
  • продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ по международному договору;
  • валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме предназначенных для коллекционирования), а также акций, облигаций, сертификатов, векселей (ценных бумаг).

По этим позициям льготный режим действует вне зависимости от того, в каких целях планируется использование товаров на территории РФ.

Льготы по НДС действуют только при условии применения ввозимых товаров только для целей, на которые распространяется льготный режим, для следующих позиций:

  • сырья и материалов для изготовления протезно-ортопедических изделий и (или)  полуфабрикатов к ним;
  • материалов для производства медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.04.2002 №283).

 Расчет НДС при импорте товаров проводится как ставка помноженная на сумму стоимости ввозимого товара, таможенных пошлин и акцизов. Таможенные пошлины на товары также устанавливаются ЕТТ. Многие коды не облагаются акцизами – и тогда это слагаемое принимается равным нулю. Налоговая база определяется отдельно по каждому коду товаров.

При расчете НДС при ввозе подакцизного товара проводится с учетом ставок акцизов – они опубликованы в ст. 193 НК РФ и в приложении к Приказу ФТС России от 30.12.2010 №2750 «О взимании акцизов». Стоимость ввозимого товара определяется как таможенная стоимость (обычно для ее расчета используется метод по стоимости сделки).

Таможенная стоимость включает в себя комиссионные вознаграждения (оплата услуг посредников), расходы на транспортировку, а также товары (услуги), переданные поставщиком продавцом по сниженной цене или бесплатно и предназначенные для использования в производстве или реализации (продаже) ввозимой продукции.

Таможенная стоимость, если цена контракта выражена в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи таможенной декларации.

В этот же момент возникает обязанность импортера оплатить НДС. Налог в полном объеме, как правило, должен быть уплачен до фактического выпуска товара под выбранную таможенную процедуру.

Ставки НДС при импорте товаров

При ввозе товаров в РФ действуют три ставки НДС:

  • 18% — основная ставка, применяется для большинства кодов товаров;
  • 10% — применяется для кодов товаров, утвержденных Постановлениями правительства РФ от 31.12.2004 №908, от 23.01.2003 №41, от 15.09.2008 №688 (детские товары, продовольствие, медицинские изделия, периодическая литература и книги);
  • 0% — согласно перечню ст. 150 НК РФ и ст. 80 НК РФ.

Определение  ставки НДС при импорте осуществляется в зависимости от вида товара и его кода по Единому таможенному тарифу Таможенного союза. Также значение имеет таможенная процедура, под которую ввозится товар.

  • НДС уплачивается в полном размере, если продукция ввозится для внутреннего потребления (выпускается в свободное обращение) или с целью переработки с последующим внутренним потреблением;
  • НДС не уплачивается вовсе или уплачивается частично (по ставке 3% суммы ввозных таможенных пошлин и налогов за каждый полный или неполный календарный месяц пребывания на территории ЕАЭС);
  • НДС не уплачивается вовсе, если товар помещается под следующие таможенные процедуры – переработка товаров на таможенной территории, транзит, таможенный склад, реэкспорт, свободная таможенная зона, беспошлинная торговля, уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура;
  • НДС уплачивается в размере, от уплаты которого экспортер ранее был освобожден либо который был ему возвращен (возмещение вычетов НДС в связи с экспортом).

Порядок определения ставки НДС при импорте

  1. Определение кода по Товарной накладной внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа (ЕТТ).
  2. Сопоставление найденного кода с кодами товаров, облагаемых по ставке 10%.
  3. Если искомый код найден в одном из Перечней, применяется ставка в 10%, в противном случае – 18%.