НДС при грузоперевозках

Международные перевозки и НДС

Поскольку международная перевозка охватывает как (1) услуги перевозки, так и (2) услуги, связанные с международной перевозкой (транспортно-вспомогательные услуги и транспортно-экспедиторские услуги), рассмотрим НДС-учет каждых из них.

Начнем с услуг по перевозке.

Международные перевозки

Международной перевозкой считают перевозку пассажиров и грузов с пересечением государственной границы ( ст. 1 Закона об автотранспорте). Ее должен подтверждать единый международный перевозочный документ (о котором подробнее скажем дальше). При этом также важен статус перевозчика, т. е. кто осуществляет перевозку: резидент или нерезидент.

Если перевозчик — резидент. В таком случае имейте в виду, что услуги по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом — это самостоятельный (отдельный) объект налогообложения ( п.п. «е» п. 185.1 НКУ). Причем заметьте: без привязки (!) к месту поставки. Такие перевозки награждены «своей» ставкой НДС:

международные перевозки грузов, пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 0 % ( п.п. 195.1.3 НКУ)

Учтите! Нулевую ставку НДС применяют ко всему (!) пути международной перевозки (ко всей протяженности маршрута, а не, скажем, к участку — по украинской территории). Поэтому делить международную перевозку на «заграничную» и «украинскую» части для НДС не нужно. Тем более, что оформление международной перевозки разными документами — в зависимости от отрезка («украинского»/»заграничного») — законодательством не предусмотрено ( вопрос 6 разд. II ОНК № 610; подкатегория 101.28 БЗ).

Таким образом, ставку 0 % применяют ко всему международному маршруту: пролегающему как по территории Украины, так и за ее пределами. Главное, чтобы международную перевозку подтверждал единый международный перевозочный документ (согласно п.п. 195.1.3 НКУ — непременное условие применения нулевой ставки). Им может быть ( ст. 9 Закона № 1955, разд. II ОНК № 610, подкатегория 101.09 БЗ):

— международная автомобильная накладная (CMR);

— железнодорожная накладная СМГС (накладная УМВС) и накладная ЦІМ (CIM);

— авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

— коносамент (Bill of Lading);

— грузовая ведомость (Cargo Manifest) и

— другие документы, определенные законами Украины.

Тогда по первому событию ( п. 187.1 НКУ) с услуг по международной перевозке перевозчик-резидент (плательщик НДС) выпишет налоговую накладную (НН) с НДС по ставке 0 % (код «нулевой» ставки НДС в гр. 8 НН — «902»; подробнее о заполнении НН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20). При этом международные перевозки отражают в стр. 3 декларации по НДС и в приложении Д5 не отражают.

Если перевозчик — нерезидент. Тут ситуация иная. Если «везет» нерезидент, то «нулевые» правила обложения международной перевозки не работают и ставку 0 % НДС не применяют. Как разъяснили налоговики в ОНК № 610 (вопрос 10 разд. II), если перевозчик — нерезидент, то налоговые обязательства по НДС со стоимости услуг по перевозке не возникают. Поэтому международную перевозку от перевозчика-нерезидента «нулевым» НДС не облагают.

Международная перевозка от нерезидента «выпадает» из-под налогообложения и не является объектом НДС

По этой причине не применяют и правила «нерезидентской» ст. 208 НКУ. А потому, скажем, начислять «нулевой» НДС с нерезидентской международной перевозки и выписывать «нулевую» НН заказчику-резиденту в этом случае не нужно. Международные перевозки нерезидента — это не объект.

Поэтому международная перевозка от нерезидента проходит у заказчика-резидента «мимо» НДС-учета и в декларации по НДС не отражается (ведь в декларации фиксируют только покупки на таможенной территории Украины, см. название стр. 10 и 11.4). Кстати, на то, что услуги, полученные от нерезидента с местом поставки «за пределами» таможенной территории Украины, не отражают в декларации, указывают и налоговики (см. подкатегорию 101.20 БЗ).

В целом же, для себя заметьте следующее сходство международных перевозок с перевозками внутренними: и внутренние рейсы, и международные маршруты облагают НДС (соответственно, первые — по ставке 20 %, вторые — по ставке 0 %), если перевозчик — резидент. И наоборот: если перевозчик — нерезидент, ни внутренние, ни международные перевозки НДС не облагают (они — не объект налогообложения).

И для полноты картины еще пару «международных» тонкостей — «авиационных» и «морских»:

(1) в «авиационном» случае нулевая ставка НДС (0 %) «приготовлена» также для:

— услуг по обслуживанию воздушных судов, выполняющих международные рейсы (перечень таких услуг приведен в п.п. «в» п.п. 195.1.3 НКУ);

— заправки и обеспечения воздушных судов, выполняющих международные рейсы для навигационной деятельности или перевозки пассажиров или грузов за плату ( п.п. «б» п.п. 195.1.2 НКУ; письмо ГНСУ от 24.12.2012 г. № 3546/0/141-12/К/17-1215);

(2) в «морском» случае освобождаются от НДС — льготируются операции по поставке услуг, которые предоставляются иностранным и отечественным судам, осуществляющим международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами ( п. 197.9 НКУ). Основное условие для применения НДС-льготы — наличие в порту документов, подтверждающих осуществление судном международных перевозок (письмо ГНСУ от 11.01.2013 г. № 247/5/15-3416). В том числе такая НДС-льгота действует для морских судов, перевозящих груз c его перегрузкой (выгрузкой) в нейтральных водах на другое судно ( письмо ГФСУ от 31.12.2015 г. № 28324/6/99-99-19-03-02-15), а также для морских судов, следующих при международной перевозке в морской порт/из морского порта балластом (без груза) для последующей нагрузки/разгрузки (письмо Миндоходов от 19.12.2013 г. № 17866/6/99-99-19-04-02-15).

А вот для внутренних перевозок эта НДС-льгота не работает. Поэтому при внутренних перевозках операции по поставке услуг, предоставляемые судам, которые включаются в состав портовых сборов, облагаются 20 % НДС (письмо Миндоходов от 19.12.2013 г. № 17866/6/99-99-19-04-02-15);

— не являются объектом обложения НДС операции по предоставлению услуг по агентированию и фрахтованию морского торгового флота судовыми агентами в пользу нерезидентов, предоставляющих услуги по международным перевозкам пассажиров, их багажа, грузов или международных отправлений ( п.п. 196.1.11 НКУ). То есть такие операции не облагаются НДС. Однако при предоставлении аналогичных услуг резидентам начисляют 20 % НДС.

Вместе с тем, если фрахтом окажется вознаграждение резиденту за международную морскую перевозку грузов ( п.п. 14.1.260 НКУ), то будут работать нормы «международного» п.п. «а» п.п. 195.1.3 НКУ. То есть фрахт (как стоимость международной морской перевозки) облагают НДС по ставке 0 %.

Если же фрахт представляет собой плату нерезиденту за наем судна без экипажа (бербоут-чартер), такую операцию налоговики расценивают арендой и применяют к ней общие правила определения места поставки ( п. 186.4 НКУ). А значит, в случае аренды у нерезидента объект налогообложения отсутствует (письмо ГНСУ от 25.06.2011 г. № 17571/7/16-1517-15).

Теперь — об услугах, неразрывно связанных с международной перевозкой: транспортно-вспомогательных и транспортно-экспедиторских. Ведь облагают их не так, как перевозки, а по особым правилам. Разберем, по каким.

Услуги, связанные с международной перевозкой

Транспортно-вспомогательные услуги

К таким услугам, в частности, относятся: погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка грузов и пр. За более полным перечнем можно обратиться, например, к коду 52 «Складское хозяйство и вспомогательная деятельность в сфере транспорта» КВЭД 009:2010.

Для таких услуг ключевым является п.п. «а» п.п. 186.2.1 НКУ, устанавливающий, что:

место поставки транспортно-вспомогательных услуг определяют по месту их фактической поставки

Поэтому транспортно-вспомогательные услуги, предоставленные:

— на территории Украины — облагают НДС (заметьте (!): по ставке 20 %, а не по ставке 0 % — нулевая ставка для них не предусмотрена), независимо от того, кто их оказывает — резидент или нерезидент. В последнем «нерезидентском» случае не забудьте по правилам ст. 208 НКУ начислить 20 % НДС с услуг нерезидента. Для этого по первому событию ( п. 187.8 НКУ) — выписать НН и ее зарегистрировать ( п. 208.2 НКУ). Ну и само собой — включить «нерезидентский» НДС в налоговые обязательства текущего периода (стр. 6 декларации), а если НН зарегистрирована своевременно — то можно сразу и в налоговый кредит (стр. 11.4 декларации, п. 198.2 НКУ). Учтите, что транспортно-вспомогательные услуги, связанные с транзитом, льготируются ( п. 197.8 НКУ, подробнее об этом еще скажем дальше);

— за пределами Украины — не облагают НДС (не являются объектом обложения), независимо от того, кто их оказывает — резидент или нерезидент. В таком случае поставку таких услуг резидент показывает в стр. 5 декларации. А вот покупку таких необъектных услуг у нерезидента в декларации вообще не показывают.

Таким образом, транспортно-вспомогательные услуги облагают по правилам иным, чем перевозки. Для них все решает место (территория) фактической поставки. Примите к сведению этот момент.

Транспортно-экспедиторские услуги

У транспортно-экспедиторских услуг — свои правила НДС-учета. Их облагают по п.п. «ж» п. 186.3 НКУ. То есть

место поставки транспортно-экспедиторских услуг определяют по месту регистрации получателя (заказчика экспедиторских услуг)

Поэтому статус экспедитора (резидент/нерезидент) здесь роли не играет, а все зависит от заказчика транспортно-экпедиторских услуг. И, следовательно, услуги экспедитора:

— облагают НДС (по ставке 20 %, а не по нулевой ставке) — если их заказчик — резидент;

— не облагают НДС — если их заказчик — нерезидент ( ОНК № 610).

Заметьте, что по этим правилам «под» НДС подпадают и транспортно-экспедиторские услуги, купленные резидентом у экспедитора-нерезидента. Поэтому с услуг экспедитора-нерезидента придется начислить «нерезидентский» НДС (согласно ст. 208 НКУ; письмо ГФСУ от 27.11.2015 г. № 25331/6/99-99-19-03-02-15). А вот если транспортно-экспедиторские услуги связаны с транзитом, то они подпадают под НДС-льготу — льготируются ( п. 197.8 НКУ, дальше на этом остановимся подробнее).

Транзитные перевозки и услуги, связанные с транзитом

Отдельно скажем о транзите. Учтите: на него описанные выше правила не распространяются. А транзиту посвящен «льготный» п. 197.8 НКУ. Он устанавливает, что освобождаются от налогообложения:

— услуги по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также

— услуги, связанные с такими транзитными перевозками (перемещением).

Таким образом,

транзитные перевозки и связанные с ними услуги подпадают под НДС-льготу (льготируются)

При этом на стоимость транзитной перевозки перевозчик-резидент выписывает «льготную» НН. Напомним, что в такой «льготной» НН стр. II — VIII раздела А не заполняют ( п. 16 Порядка № 1307); в гр. 8 раздела Б НН проставляют «льготный» код — «903», а в гр. 9 раздела Б НН — код «транзитной» НДС-льготы «14010443» (согласно Справочнику льгот). В верхней левой части такой «льготной» НН делают запись «Без ПДВ» ( п. 17 Порядка № 1307; подробнее о заполнении НН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20).

При этом «льготный» транзит и услуги, связанные с ним, резидент-перевозчик показывает в стр. 5 декларации по НДС.

А вот если транзитный перевозчик — нерезидент, то НДС-льгота не применяется. В таком случае из-за перевозчика-нерезидента транзитная перевозка не является объектом обложения НДС («нерезидентские» правила ст. 208 НКУ к ней не применяются, выписывать «льготную» НН с транзитных услуг нерезидента в таком случае не нужно; покупку транзитных услуг у нерезидента в декларации не показывают).

Повторим: под НДС-льготу подпадает не только сам транзит, но и услуги, связанные с транзитными перевозками. В связи с этим НДС-льгота также распространяется на:

— сторонних участников, привлекаемых к транзитной перевозке и оказывающих услуги, связанные с транзитом ( вопрос 13 разд. III ОНК № 610, подкатегория 101.28 БЗ);

— транспортно-экспедиторские услуги при транзите ( вопрос 12 разд. III ОНК № 610).

Конечно, применяют НДС-льготу к таким «связанным с транзитом услугам», если место их поставки (определенное соответственно: для связанных с транзитом транспортно-вспомогательных услуг — по правилам п.п. «а» п.п. 186.2.1 НКУ, а для связанных с транзитом экспедиторских услуг — по правилам п.п. «ж» п. 186.3 НКУ) оказывается на таможенной территории Украины. Иначе «связанные» услуги вообще не подпадают под объект налогообложения.

Ну а теперь все сказанное соберем в табл. 1.

Таблица 1. НДС-учет транспортных услуг

Виды услуг

Пункт

НКУ

Место поставки определяется:

НДС с услуг:

Строка

декларации

по НДС

ПЕРЕВОЗКИ:

внутренние

п. 186.4

по месту регистрации поставщика (перевозчика)

— облагаются по ставке 20 %,

если перевозчик —резидент

стр. 1.1

— не облагаются,

если перевозчик —нерезидент

—*

международные

пп. «а», «в»

п.п. 195.1.3,

п.п. «б»

п.п. 195.1.2

— облагаются по ставке 0 %,

если перевозчик — резидент

стр. 3

— не облагаются, если перевозчик — нерезидент

—*

транзитные

п. 197.8

— освобождаются (НДС-льгота),

если перевозчик — резидент

стр. 5

— не облагаются, если перевозчик — нерезидент

—*

Транспортно-вспомогательные услуги

и услуги,

связанные

с перевозкой

п.п. «а»,

п.п. «в»

п.п. 186.2.1

по месту

фактической

поставки

— облагаются по ставке 20 %, если фактически оказаны

на территории Украины

стр. 1.1**

— не облагаются, если фактически оказаны за границей

—*

Транспортно-экспедиторские

услуги

п.п. «ж»

п. 186.3

по месту

регистрации получателя

(заказчика экспедиторских

услуг)

— облагаются по ставке 20 %, если предоставляются

заказчику-резиденту

стр. 1.1**

— не облагаются, если предоставляются

заказчику-нерезиденту

—*

* В декларации не отражаются.

** Если услуги получены от нерезидента, то отражаем: НО (стр. 6) и НК (стр. 11.4, если НН зарегистрирована). Услуги, связанные с транзитом, подпадают под НДС-льготу (льготируются согласно п. 197.8 НКУ, стр. 5).

Теперь — о международных перевозках с участием экспедитора (об экспедиторах также см. статью на с. 12).

Международные перевозки с участием экспедитора

Рассмотрим НДС-учет у экспедитора при работе по наиболее распространенной схеме — по посредническим договорам. Напомним, что в таком случае НДС-последствия у экспедитора-посредника возникают по первому событию ( п. 189.4 НКУ), т. е.:

— налоговые обязательства (НО) — на дату получения предоплаты от заказчика или составления акта по экспедиторским услугам ( п. 187.1 НКУ), а

— налоговый кредит (НК) — на дату перечисления оплаты поставщикам услуг или на дату получения услуг ( п. 198.2 НКУ).

При этом важные для экспедиторов выводы содержит ОНК № 610 (вопросы 1, 10). По правилам посредничества услуги привлеченных к выполнению договора перевозчиков и прочих участников транспортно-экспедиторской деятельности экспедитор (как посредник) должен передать заказчику. Причем

в зависимости от того, был или нет по таким услугам НДС «на входе», посредник-экспедитор передает их заказчику соответственно «с НДС» или «без НДС»

Накручивать «сверху» НДС, если его не было «на входе», посреднику-экспедитору не нужно. Поэтому, если перевозчик — неплательщик НДС (например, нерезидент), то налоговые обязательства у экспедитора со стоимости услуг по перевозке не возникают. То есть стоимость предоставленных таким перевозчиком услуг не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг заказчику ( вопрос 1 ОНК № 610).

Такие безНДСные нерезидентские услуги перевозки проходят «мимо» НДС-учета экспедитора (причем по всей цепочке, т. е. не затрагивают НДС-учет экспедитора как на этапе «перевозчик-экспедитор», так и на этапе «экспедитор-заказчик»). Поэтому показывать их в декларации (ни в первом, ни во втором разделе) экспедитору не нужно.

С учетом этого НДС-учет у экспедитора приведем в табл. 2.

Таблица 2. НДС-учет у экспедитора

Виды услуг

Перевозки:

внутренние

международные

транзитные

1. Услуги перевозки:

если перевозчик — плательщик НДС

(в том числе, если перевозчик —

сам экспедитор,

вопрос 7 ОНК № 610)

в НДС-учете экспедитора на стоимость перевозки

возникают:

— НО (20 %),

стр. 1.1*;

— НК (20 %),

стр. 10.1

( п.п. «а»

п. 193.1 НКУ)

возникают:

— НО (0 %),

стр. 3;

— НК (0 %), стр.10.3

( п.п. «в»

п.п. 195.1.3 НКУ)

возникают:

— «льготные» объемы,

стр. 5;

— «льготные» объемы,

стр. 10.3

(НДС-льгота согласно п. 197.8 НКУ)

если перевозчик —неплательщик НДС

(в том числе нерезидент)

перевозки НДС не облагаются,

в НДС-учете экспедитора стоимость перевозки не отражается

(НО/НК не возникают; НН экспедитор не выписывает,

в декларации перевозки не отражает)

2. Транспортно-вспомогательные услуги:

если услуги фактически поставлены

на территории Украины

в НДС-учете экспедитора

на стоимость транспортно-вспомогательных услуг:

возникают:

— НО (20 %), стр. 1.1;

— НК (20 %), стр. 10.1

возникают:

— «льготные» объемы, стр. 5;

— «льготные» объемы, cтр. 10.3

(НДС-льгота

согласно п. 197.8 НКУ)

если услуги фактически поставлены

за пределами Украины

услуги НДС не облагаются,

в НДС-учете экспедитора стоимость услуг не отражается

(НО/НК не возникают; НН экспедитор не выписывает,

в декларации по НДС услуги не показывает)**

3. Услуги экспедитора

(вознаграждение):

если заказчик экспедиторских услуг — резидент

в НДС-учете экспедитора на стоимость вознаграждения:

возникают

НО (20 %), стр. 1.1

возникают

«льготные» объемы, стр. 5

(НДС-льгота

согласно п. 197.8 НКУ)

если заказчик экспедиторских услуг — нерезидент

вознаграждение экспедитора не облагается НДС

(не является объектом обложения;

НН экспедитор не выписывает, стр. 5)

* Здесь и далее — строка декларации по НДС.

** Однако если такие услуги оказывает сам экспедитор, то отражает их в стр. 5 декларации.

И для наглядности — пример.

Пример. Для заказчика-резидента экспедитор организовывает международную перевозку грузов. Стоимость транспортных услуг составляет 20400 грн. и включает:

(1) международную перевозку грузов стоимостью 17000 грн. (НДС — 0 %, перевозчик — резидент (плательщик НДС));

(2) погрузочно-разгрузочные работы стоимостью 3400 грн.:

— на территории Украины — стоимостью 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.);

— за границей — стоимостью 1000 грн. (без НДС, объектом налогообложения не являются).

Кроме того, вознаграждение экспедитора — 3600 грн. (в том числе НДС — 600 грн.). Затраты экспедитора на оказание услуг — 2350 грн.

В учете операции отразятся так:

Таблица 3. Учет международных перевозок с участием экспедитора

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

У экспедитора

Получена предоплата от заказчика:

— за услуги международной перевозки

(на заказчика составлена и зарегистрирована НН с 0 % НДС)

685/з

— за погрузочно-разгрузочные работы на территории Украины

(на заказчика составлена и зарегистрирована НН с 20 % НДС)

685/з

— за погрузочно-разгрузочные работы за пределами Украины

(НН не выписывается)

685/з

Перечислена оплата поставщикам:

— за международную перевозку

(перевозчиком составлена и зарегистрирована НН с 0 % НДС)

685/з

644/НДС

641/НДС

644/НДС

— за погрузочно-разгрузочные работы на территории Украины

(поставщиком услуг составлена и зарегистрирована НН с 20 % НДС)

685/з

644/НДС

641/НДС

644/НДС

— за погрузочно-разгрузочные работы за пределами Украины

(не облагаются НДС)

685/з

Составлен акт оказанных экспедиторских услуг

Начислены налоговые обязательства по НДС

(на заказчика составлена и зарегистрирована НН с 20 % НДС)

641/НДС

Списана на расходы себестоимость экспедиторской услуги

Получено экспедиторское вознаграждение

У заказчика

Перечислена предоплата экспедитору:

— за услуги международной перевозки

(экспедитором составлена и зарегистрирована НН с 0 % НДС)

644/НДС

641/НДС

— за погрузочно-разгрузочные работы на территории Украины

(экспедитором составлена и зарегистрирована НН с 20 % НДС)

644/НДС

641/НДС

— за погрузочно-разгрузочные работы за пределами Украины

Получены от экспедитора (на основании акта/отчета экспедитора):

— услуги международной перевозки

93*

644/НДС

— погрузочно-разгрузочные работы на территории Украины

93*

644/НДС

— погрузочно-разгрузочные работы за пределами Украины

93*

— экспедиторские услуги

93*

641/НДС

Перечислено вознаграждение экспедитору

*Допустим, что международная перевозка связана со сбытом продукции.

выводы

  • Международные перевозки облагают 0 % НДС на всей протяженности маршрута.

  • Услуги, связанные с международной перевозкой, облагают 20 % НДС, если место их поставки (определенное для транспортно-вспомогательных услуг — по правилам п.п. «а» п.п. 186.2.1 НКУ, а для транспортно-экспедиторских услуг — по правилам п.п. «ж» п. 186.3 НКУ) находится на территории Украины.

  • Транзит и связанные с ним услуги освобождаются от НДС (льготируются).

  • Экспедитор передает заказчику услуги «с НДС» (международную перевозку — с 0 % НДС) или «без НДС», в зависимости от того, был или не был НДС «на входе». Услуги экспедитора облагаются 20 % НДС.

Широка страна моя родная… Много в ней не только лесов, полей и рек, но и продавцов и покупателей. Как быть, если продавец в Москве, а покупатель во Владивостоке? Впрочем, даже если брать соседние города, то товар между ними все равно сам собой не переместится, телепортация пока недоступна человечеству.

Не каждая организация располагает собственным парком авто на любой вкус. В таких ситуациях на помощь приходят автотранспортные предприятия, готовые доставить груз из заданной точки А в точку Б.

Между тем у бухгалтера своя задача – организовать учет в транспортном предприятии таким образом, чтобы соблюсти все нормы законодательства. А их немало!

1. Нормативные документы по перевозке грузов

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

Итак, идем по порядку.

1. Нормативные документы по перевозке грузов

Транспортная система грузоперевозок основывается на следующих нормативных документах Российского законодательства:

Гражданский кодекс РФ (часть 2, раздел IV, гл.40, 41) регламентирует:

  • общие положения о перевозках;
  • оформление договоров перевозки, фрахтования, между перевозчиками;
  • сроки подачи, доставки грузов;
  • ответственность перевозчика, возникающую на разных стадиях процесса транспортировки;
  • претензии и иски;
  • организация процесса транспортной экспедиции.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», раскрывает:

  • правила перевозок грузов;
  • меры государственного надзора;
  • виды перевозок;
  • определения массыи пломбирование грузов;
  • хранение грузови очистка транспортных средств перевозчиком;
  • особенности заключения, изменения условий договоров транспортировки;
  • ответственность грузоотправителей, грузополучателей;

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Данное постановление отражает следующие критерии организации грузоперевозок:

  • принципы заключения договора на перевозку грузов;
  • порядок предоставления транспортных средств и предъявления груза для перевозки;
  • определение массы допустимого груза;
  • порядок составления актов и оформление претензий.

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» излагает:

  • обеспечение безопасности перевозки грузов.

Лицензия – документ, предоставляющий разрешение на определенные виды деятельности. Данное разрешение выдает Министерство транспорта и связи через транспортные инспекции. Отдельные виды транспортных услуг предусматривают лицензирование:

  • перевозка особо опасных грузов;
  • международные перевозки грузов.

на остальные перевозки она не требуется.

Это не все нормативные документы по перевозке грузов, с которыми должен быть знаком бухгалтер транспортной организации. Существуют другие нормативные акты, более частного порядка, такие как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации автомобилей и их технического обслуживания и др.

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

Грузоперевозки представляют собой особый род взаимоотношений между получателем груза и отправителем, который нужно подтвердить документально. Для осуществления грузоперевозок на территории РФ нужно иметь определенный перечень документов, которые касаются как водителя, так и груза.

Документы водителя и авто:

  • водительское удостоверение определенной категории;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства и талон тех паспортана автотранспорт;
  • страховой полис ОСАГО владельца ТС;

Документы для перевозки груза автомобильным транспортом у перевозчика:

  • путевой лист, оформленный соответствующим образом. Он должен содержать в себе данные по гос. номеру автомобиля, километраж на начало пути, информацию о расходе ГСМ, дату выдачи бланка, реквизиты ТТН на груз, отметку о прохождении медосмотра;
  • копия трудового договора водителя (если он не владелец ТС);
  • сертификат качества товара (выдает грузоотправитель);
  • доверенность на управление транспортным средством, если водитель наемное лицо;
  • договор на оказание услуг транспортировки;
  • транспортная накладная если нет необходимости в товарно-транспортной.

Документы грузоотправителя:

  • товарно-транспортная накладная в 4-х экземплярах, которая обычно оформляется грузоотправителем, содержит в себе товарный и транспортный раздел;
  • дополнительные документы, если это продукты, алкоголь, животные.

Одним из наиболее важных документов, подтверждающим услуги перевозки, является транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это первичный документ, на основании которого перевозчик подтверждает практически все свои расходы, связанные с перевозкой. Это списание ГСМ, заработная плата водителя и текущий ремонт автомобиля. Ее составляют обязательно в трех экземплярах.

Наряду с этим документом действует товарно-транспортная накладная № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78)

Товарно-транспортная накладная используется, когда грузоотправитель может выступать и перевозчиком в одном лице. Когда перевозчик — отдельное юридическое лицо, применяется транспортная накладная, а грузоотправитель в этом случае оформляет накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, если работает с НДС. Оба документа не оформляются одновременно на одну перевозку.

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

Договор о перевозке груза представляет собой соглашение между грузоотправителем и перевозчиком. В нем оговариваются все необходимые условия (ГК РФ ч. 2, раздел IV. глава 40, ст. 785):

  1. в первую очередь, прописываются сведения о грузе (наименование, объем, суммарный вес и так далее), адрес, куда необходимо доставить груз;
  2. время, в течение которого перевозчик может выполнить услугу, возможно — с указанием промежуточных пунктов на пути следования;
  3. финансовое вознаграждение, сумма которого определяется индивидуально сторонами, должно быть прописано с учетом способа его оплаты;
  4. ответственность и обязательства каждой из сторон, прописанные конкретно, помогут избежать дальнейших споров в случае критической ситуации;
  5. другие условия договора, если в этом возникает потребность сторон;
  6. полные данные о реквизитах сторон и печати.

Компания, которая отправляет груз, должна его предоставить к назначенному времени, в соответствующей таре, или без, если этого не требуется. Водитель от грузоотправителя получает необходимые документы, перечисленные выше. После этого происходит погрузка, грузоотправитель должен проконтролировать это процесс, если это необходимо и оговорено соглашением. Это предотвратит недоразумения, если произойдет порча груза. А также позволит предъявлять финансовую компенсацию в соответствующих ситуациях.

Исполнитель, в свою очередь должен своевременно подать транспортное средство в пригодном для погрузки состоянии. Во время доставки, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, обязан доставить груз в срок и по указанному адресу.

Грузоперевозчик имеет право требовать необходимой отметки в сопроводительных документах груза и взыскание финансовых потерь при простое автомобиля по вине грузоотправителя. Эти ситуации тоже стоит заранее оговорить, заключая договор с перевозчиком на перевозку грузов.

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

Учет в транспортном предприятии зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим обзорно различные системы налогообложения, которые могу применяться:

Вид налогообложения ПСН ЕНВД УСН
Форма собственности ИП Организации и ИП Организации и ИП
Предел количества транспорта Нет 20 нет
Ограничения годовой выручке (в млн. руб.) 60 Нет 150
Ограничение по численности (чел.) 15 100 100
От чего зависит сумма налога Сумма потенциального дохода Количество автомобилей доходы или разница между доходами и расходами
Ставки налогов (%) 6 15 6 или 15 (возможны льготы)
Возможности уменьшить сумму налога Нет На суммы страховых взносов, пособий На суммы страховых взносов, пособий
Сопутствующие налоги Отсутствует НДС, НДФЛ Отсутствует налог на прибыль, НДС, НДФЛ Отсутствует налог на прибыль, НДС

В данной таблице не упомянута общая (стандартная) система налогообложения – ОСНО. Ее преимущество — отсутствие каких либо ограничений по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам. Однако и налоговая нагрузка здесь будет самой высокой.

В основном ОСНО применяют крупные предприятия, которые являются плательщиками НДС. Они сотрудничают с теми же, кто платит этот налог. Для предприятий, занимающихся грузоперевозками, причиной применения этой системы является наличие «входного» НДС.

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

Методы ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, оказывающей транспортные услуги, закрепляются в учетной политике. Себестоимость транспортных услуг зависит от состава затрат. Основные виды расходов, отражающие специфику деятельности:

  1. Амортизация основных фондов. Это распределение стоимости автомобилей, посредством ежемесячного списания на себестоимость услуг, в зависимости от установленных норм амортизации.
  2. ГСМ. В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенных всех видов топлива, расходуемого на нужды автотранспортного предприятия. ГСМ рассчитывается по нормам с учетом пробега автомобиля.
  3. Запасные части и ремонт. Стоимость всех расходуемых при ремонте и техническом обслуживании транспорта материалов. Сюда входит автомобильная резина, инструменты, приспособления, инвентарь и другие малоценные быстроизнашивающиеся предметы. Возможно списание этих затрат без создания резерва на ремонт.
  4. Расходы на оплату труда, в состав которых входит сумма начисленной заработной платы и отчисления на страховые взносы. Эти расходы могут быть прямыми, если заработная плата начисляется сотрудникам, которые непосредственно заняты оказанием услуг. Расходы могут быть косвенные, если оплачивается труд управленческого персонала организации.
  5. Страхование автотранспорта. Это может быть обязательная страховка ОСАГО, либо добровольное. Страхование риска утраты (гибели) и повреждения автомобиля производится по договору добровольного имущественного страхования (договору КАСКО).
  6. Прочие затраты, отражают суммы начисленных налогов (транспортный налог), платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, затраты на командировки, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, проценты за пользование кредитом и др.

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

Компании, оказывающие транспортные услуги, имеют на своем балансе или по договору аренды автомобили. Если вы арендуете автомобиль у физического лица, то прочитайте эту статью. Минтрансом установлено вести учет нормируемых и текущих расходов транспорта. От марки автомобиля и условий его эксплуатации зависит величина и перечень расходов компании.

Затраты должны быть экономически обоснованы по следующим параметрам:

Параметры Принцип определения
Пробег ТС Показания спидометра
Норма расхода ГСМ, прочих расходных материалов Нормы Минтранса или самостоятельно разработанные на предприятии.
Расходы на текущий ремонт Фактические расходы

На предприятии должны быть изданы приказы для контроля норм расхода вышеуказанных затрат. В приказах отражается перечень лиц, имеющих право на использование транспортных средств, нормы расхода топлива, ГСМ и прочих материалов; периодичность замены шин. Наличие приказов будет учитываться при проверке налоговой инспекцией в обосновании затрат.

Учет автомобильных перевозок принципиально не отличается по использованию счетов затрат от других отраслей. Формирование себестоимости происходит на счетах:

  • 20 “Основное производство” — те, что напрямую связаны с производственным процессом;
  • 26 “Общехозяйственные расходы”— те, что понесены в ходе управления работой компании и ее обслуживания.
20 / 26 10 списание ГСМ, з/частей, материалов
20 / 26 70 начисление заработной платы
20 / 26 69 отчисления во внебюджетные фонды
20 / 26 02,05 начисление амортизации основных средств, нематериальных активов
20 / 26 76,60 получены услуги (аренда, охрана, коммунальные платежи
20 / 26 71 командировочные расходы

В конце отчетного периода суммы, накопленные на счете 20,26 необходимо списать в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж»:

90-2 20 / 26 Списаны расходы на себестоимость услуг

Бухгалтерский учет перевозки грузов включает и проводки по НДС, если автотранспортное предприятие является налогоплательщиком НДС. Тогда в учете будут следующие записи:

19 60 выделен НДС при учете товаров, работ, услуг сторонних организаций
90-3 68 начислен НДС при реализации услуг

Учет в автотранспортном предприятии может происходить и с использованием счетов 23,25,29. Это характерно для предприятий со сложной структурой формирования затрат. Например, если есть расходы, которые невозможно распределить по видам услуг.

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

Транспортные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в зависимости от места их оказания, категории перевозчика. Исходя из условий договора, может быть разным и процент начисления НДС.

При применении общей системы налогообложения оказание услуги по перевозке (транспортировке), а также услуг, непосредственно связанных с перевозкой на территории РФ, признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Применяется общая ставка 18%. Более подробно о том, как определяется налоговая база по НДС, читайте в отдельной статье.

Есть условия, когда возможно начисление НДС по ставке 10%, этот льготный режим налогообложения (введен пп. 1 и 6 ст. 3 ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 НК РФ» от 06.04.2015 № 83-ФЗ) для авиаперевозчиков.

В этих случаях налогоплательщики имеют право уменьшить налогооблагаемую базу по НДС на сумму налога предъявленную поставщиками. Отражается налог на счете 19 с дальнейшим направлением к возмещению (проводка Дебет 68 – Кредит 19). Обязательным условием при использовании вычет по НДС является:

  • наличие и правильное заполнение счетов-фактур;
  • полученные ТМЦ (услуги, работы) участвуют в тех операциях, которые облагаются НДС;
  • товары, работы, услуги оприходованы покупателем.

Для НДС в транспортной организации иногда может применяться и ставка 0%. Эта ставка используется в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ. В частности, это перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом и международные перевозки товара.

Льготные условия по НДС распространяются и на перевозчиков, находящихся на упрощенных налоговых режимах. Так, в ст. 346.11 НК РФ указано отсутствие обязанности плательщиков УСН рассчитывать и уплачивать НДС.

Режим ЕНВД освобождает от обязательств по уплате НДС. Соблюдая требования подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а именно наличия в собственности не более 20 единиц техники, разрешает рассчитывать и уплачивать только единый налог на вмененный доход.

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

15 января 2018 года предприятие ООО «Мебель» заключило договор с ООО «Автомобиль» на осуществление перевозки товара. Стоимость договора составила 77 000 рублей при себестоимости затрат 62 000 руб. (ГСМ, заработная плата, з/части). По условиям договора он обязан обеспечить доставку товара в срок (до 20 января 2018 года) и по адресу, указанному в договоре на оказание услуг. В учете ООО «Транспорт» производятся записи:

Дебет 51 – Кредит 62 — на сумму 90 860 рублей — клиентом произведена оплата стоимости услуг

Дебет 62 – Кредит 90-1 — на сумму 90 860 рублей — отражена выручка от оказания услуг

Дебет 90-3 – Кредит 68 – на сумму 13 860 руб. – начислен НДС

Дебет 20 – Кредит 10, 70, 69 — на сумму 62 000 рублей — собраны затраты, возникшие при перевозке

Дебет 90-2 – Кредит 20 — на сумму 62 000 рублей — произведено списание себестоимости перевозки

Дебет 90-9 – Кредит 99 — на сумму 15 000 рублей – списан финансовый результат перевозки

Автор статьи: Евгения Стрелова, специалист по учету в сфере грузоперевозок, специально для нашего сайта.

К сожалению, все нюансы учета в автотранспортных предприятиях, которые занимаются перевозками грузов, невозможно осветить в одной статье. Предлагаем вам посмотреть запись мастер-класса «Учет в транспортном предприятии», который прошел 14 февраля 2018 года.

В нем на сквозном практическом примере были разобраны все тонкости учета в автотранспортном предприятии, в частности:

  • — приобретение и аренда автотранспорта;
  • — услуги топливных компаний и автосервисов;
  • — нормы ГСМ;
  • — подготовка к рейсу водителя, медосмотры;
  • — примеры документов по перевозке;
  • — транспортные и товарно-транспортные накладные;
  • — транспортный налог и платежи за загрязнение;
  • — отчетность автотранспортного предприятия и др.

Учет в транспортном предприятии: особенности услуг по перевозке грузов

Транспортные услуги

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Услуги, предлагаемые транспортными компаниями, могут быть разнообразны. Зависят от условий доставки грузов, пожеланий клиентов и прочих факторов. В качестве услуг могут быть предоставлены:

  1. Участие в переговорах. Владельцы транспортных компаний могут наряду с заказчиками разрабатывать сроки и маршруты для доставки грузов.
  2. Оформление документации. Сюда относят товаросопроводительные документы, комплектацию пакетов, оформление необходимых в процессе работы актов, подтверждающих излишки, недостачу или порчу товара, предъявление документации для вывоза и погрузки.
  3. Завоз-вывоз товара от складов и мест хранения до территории грузополучателя.
  4. Работы погрузки-разгрузки, складские услуги. Погрузка и выгрузка товаров с мест хранения, сортировка, комплектование, расфасовка, упаковка в контейнеры и прочую тару, проверка наличия мест, комплектации, обшивка, маркировка, ремонт тары и всевозможных упаковок.
  5. Информационные услуги ― передача уведомлений об отправке, отслеживание за перемещением, сведения о пересечении границ и доставке в порты.
  6. Подготовка дополнительного оборудования, необходимого для транспортировки. Проверка оборудования к дальнейшей работе, уборка после разгрузочных работ, заготовка и обеспечение пломбировочными устройствами.
  7. Услуги по страхованию перевозимого товара (оформление договоров, получение страховых выплат, оплата требуемых страховых взносов).
  8. Финансовые услуги, заключающиеся в оплате возникающих в процессе доставки грузов расходов.
  9. Таможенное оформление процедур при необходимости пересечения границ. Контроль за оформлением таможенных деклараций и прочих сопутствующих документов, перечисление таможенных пошлин.
  10. Прочие услуги, возникающие в зависимости от специфики товара и условий перемещения.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Посредническая деятельность экспедитора

При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:

  1. Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
  2. В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.

НДС на транспортные услуги: при посреднической деятельности

При ведении посреднической деятельности экспедиторам требуется вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются как плательщики НДС. Налоговая база в таких случаях определяется как сумма дохода от полученного вознаграждения. Экспедиторские транспортные услуги при перевозке грузов по территории страны облагаются по стандартной ставке 18%.

Если экспедиторы плательщиками налога не признаны или имеют освобождение от его начисления, также ведут Журнал полученных и выставленных документов, в котором фиксируются доходы от деятельности.

Про налоговый учет по НДС подробнее читайте в статье: https://online-buhuchet.ru/nalogovyj-uchet-po-nds

При составлении счетов-фактур посреднические организации указывают затраты на оплату услуг 3-м лицам. В книге продаж данные документы не регистрируются, так как обязанности по исчислению налога со стоимости полученных экспедитором услуг не возникает.

Пример. Транспортная компания ООО «Чайка»по условиям заключенного договора на экспедиторские услуги получила следующие суммы от клиента: 2500 рублей на оформление документов вывоза со склада хранения. В качестве вознаграждения за перевозку товара предусмотрена сумма 38 000 рублей.

ООО «Чайка» выставила счет-фактуру за свои услуги клиенту в размере 38 000 рублей, в том числе НДС 18% ― 5796,61 рубль. Переданные средства в размере 2500 рублей за оформление документов в процессе доставки в качестве вознаграждения за проделанную работу не рассматриваются, выручкой транспортной компании не являются.

НДС на транспортные услуги: при международных перевозках

При некоторых обстоятельствах перевозка грузов облагается НДС по ставке 0%. Происходит это при оказании транспортных услуг международного характера.

Под международной перевозкой подразумеваются отправления грузов речным, морским, железнодорожным транспортом, авиаперевозки и автомобильные маршруты. При этом пункты отправления или доставки располагаются за пределами территории страны.

Ставка НДС 0% затрагивает следующие услуги, сопровождающие транспортировку грузов:

  • оформление документов;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги по страхованию, оформлению в таможенных органах;
  • прочие услуги.

Ниже в таблице отражены ставки НДС на транспортные услуги при перевозке по территории РФ и международных перевозках.

Характер услуг Ставка НДС Виды услуг
Перевозка по РФ 18% или освобождение от обязанностей плательщика НДС Доставка грузов, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, финансовые услуги, сопровождение
Международные перевозки с пересечением границ 0% Доставка товара, погрузка, таможенное оформление, оплата пошлин.

НДС — транспортные услуги облагаются им в зависимости от места их оказания и категории поставщика. Исходя из условий договора, может отличаться и процент удержания. Иногда с транспортных услуг НДС не взимается вообще. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Перечень работ со ставкой 0%

Когда нужно платить 10% от стоимости транспортных работ

Случаи применения стандартной ставки в 18%

Какие транспортные услуги освобождены от НДС

Перечень работ со ставкой 0%

Транспортные услуги НДС облагаются по ставке 0% по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 164 НК РФ:

  • расположение пунктов погрузки/разгрузки за пределами территории России (это условие распространяется на все виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный);

  • перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом;

  • транспортные услуги в отношении грузов, находящихся в режиме транзита;

  • грузопассажирские перевозки с пунктами отправления и назначения за пределами страны;

  • оборот с электричек пригородного сообщения (до декабря 2016 года);

  • авиаперевозки с территории Крыма и Севастополя в срок до 31.12.2015.

По услугам, оказанным за пределами территории России, законодательством установлены требования о представлении документов (копий), подтверждающих право на нулевую ставку:

  • контрактов, удостоверяющих условия сделки;

  • заверенного списка или самих товарно-транспортных документов;

  • таможенных документов или их подписанного перечня.

Указанный пакет должен быть подан в налоговые органы не позднее 180 суток со дня прохождения транспортных документов через таможню, об этом говорится в п. 9 ст. 165 НК РФ. При отсутствии подтверждения права на нулевую ставку налогоплательщику придется заплатить НДС по обычной ставке 18%.

Случаи применения стандартной ставки в 18%

За исключением приведенных выше ситуаций, п. 3 ст. 164 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков при использовании основной системы взимания налогов облагать НДС транспортные услуги в размере 18%.

В отношении перевозок для иностранных компаний, не имеющих филиалов в России, но транспортирующих грузы из пунктов отправления и назначения на ее территории, отечественные перевозчики обязаны уплачивать налог по обычной ставке 18% (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). На тех же условиях уплачивают налог зарубежные перевозчики, оказывающие услуги отечественным компаниям внутри страны.

ВАЖНО! В подобных ситуациях предприятие, пользующееся услугами зарубежных компаний, выполняет функции налогового агента. Основанием для этого служит то, что место оказания услуги будет определяться по заказчику, соответственно, налоги должны быть переведены в бюджет РФ.

Перевозка может осуществляться как в рамках обычного договора купли-продажи, так и выступать объектом отдельной сделки для посреднической компании. Тонкость состоит в невозможности принять НДС к вычету с подобных операций, если он уплачивается в полном объеме покупателем продукции. В качестве обоснования этой точки зрения можно привести письмо Минфина России от 06.02.2013 № 03-07-11/2568. Посредник использует в роли базы для налогообложения только размер своего вознаграждения (письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

При осуществлении посреднических операций в области грузовых и пассажирских перевозок продавец является и поставщиком услуг, в связи с чем он должен выставить отдельный счет-фактуру не только на реализуемый собственный продукт, но и на выполненные транспортные работы. Более того, в строке 2 указанного документа он должен записать в качестве поставщика услуги транспортную компанию, фактически ее оказывающую, а не наименование своей фирмы. Об этом четко говорится в правилах заполнения счетов-фактур.

Даже если при выполнении посреднического контракта в роли агента выступает предприятие на упрощенной системе налогообложения, на него все равно возлагается обязанность рассчитать и перевести НДС в бюджет.