НДС 18 и 18 118 разница

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 20 декабря 2018 г.

В 2018 году налоговая ставка НДС может принимать одно из пяти значений: 0%, 10%, 18%, 10/110 и 18/118.

Размер ставки Применение ставки
0% Эта ставка используется при реализации (п. 1 ст. 164 НК РФ):
— товаров на экспорт (при условии подачи в ИФНС определенного пакета подтверждающих документов (ст. 165 НК РФ));
— услуг по международной перевозке товаров, включающих в себя также транспортно-экспедиторские услуги;
— услуг по международной перевозке пассажиров и багажа;
— некоторых достаточно специфических видов работ и услуг (к примеру, работ, выполняемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов).
10% Используется при реализации:
— определенных продовольственных (например, сахара, хлеба, молока (пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ)) и детских товаров (подгузников, обуви, тетрадей и т. д. (пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ));
— печатной периодики (газет, журналов) и книжной продукции, кроме рекламного и эротического характера (пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ);
— лекарств и медицинских изделий, кроме тех, которые освобождены от НДС (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ);
— услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ).
Для применения этой ставки код вида продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности должен присутствовать в перечне, утвержденном Правительством (Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 688, Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908, Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41).
18% Во всех остальных случаях при реализации товаров (работ, услуг)
10/110 Расчетная ставка чаще всего применяется (п. 4 ст. 164 НК РФ):
— при получении авансов в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
— при расчете суммы НДС, перечисляемой в бюджет налоговым агентом;
— при уступке новым кредитором денежных требований, вытекающих из договора реализации товаров (работ, услуг).
18/118

С 01.01.2019 — новые ставки

Соответственно, и новая расчетная ставка вместо 18/118 будет 20/120. Ставки 0%, 10%, а также расчетная ставка 10/110 сохраняются.

Расчет налога по ставке 10%, 18% или 20%

Чтобы определить сумму НДС, нужно стоимость товара (работы, услуги) без НДС умножить на налоговую ставку. Например, если товар, облагаемый по ставке 20%, стоит без учета налога 10000 руб., то НДС составит 2000 руб. (10000 руб. х 20%).

Расчет налога по ставкам 10/110, 18/118 или 20/120

Чтобы определить сумму НДС, нужно налоговую базу умножить на 10 или 18 или 20 и разделить на 110 или 118 или 120 соответственно. К примеру, если в 2019 году получен аванс в размере 50400 руб. под поставку товара, реализация которого облагается НДС по ставке 20%, то НДС с аванса составит 8400 руб. (50400 руб. х 20/120).

Ставка НДС в счете-фактуре

Налоговая ставка отражается в графе 7 «Налоговая ставка» счета-фактуры (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). В этой графе напротив каждой позиции счета-фактуры ставится нужная ставка.

Если в счете-фактуре указана расчетная ставка 10/110, 18/118 или 20/120, то в графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога» счета-фактуры указывается налоговая база, включающая в себя НДС.

Ошибка в ставке НДС

Если сумма НДС, указанная в графе 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю» счета-фактуры, не соответствует произведению граф 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога» и 7 «Налоговая ставка» из-за неверного указания ставки НДС, то принять НДС к вычету по такому счету-фактуре без спора с налоговиками невозможно.

Чтобы покупатель смог принять входной НДС к вычету, продавец должен выставить исправленный счет-фактуру, указав в нем верную налоговую ставку.

Ставки НДС в декларации

Ставка Налоговая база Сумма НДС
18% Стр. 010 графа 3 Стр. 010 графа 5
10% Стр. 020 графа 3 Стр. 020 графа 5
18/118 Стр. 030 графа 3 Стр. 030 графа 5
10/110 Стр. 040 графа 3 Стр. 040 графа 5

НДС, принятый к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), отражается по стр. 120 Раздела 3 декларации общей суммой без разбивки на ставки налога.

Реализация товаров (работ, услуг) по ставке 0% отражается в Разделе 4 декларации.

В связи с повышением ставки НДС с 18% до 20% форма декларации по НДС, применяемой с 01.01.2019, будет обновлена.

Налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

При этом исключений по договорам, заключенным в этом году и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы,не предусмотрено. Следовательно, в отношении отгрузок начиная с 1 января 2019 года, применяется ставка НДС в 20 %, независимо от даты и условий заключения договоров.


АВАНС ПОЛУЧЕН В 2018, А ОТГРУЗКА — В 2019

Что делать, если покупатель внес аванс, а потом решил до отгрузки доплатить разницу в 2%?

1. Если разница перечислена в 2018 году — это доплата стоимости. С нее нужно перечислить НДС по ставке 18/118. Выставьте корректировочный счет-фактуру на разницу стоимости.

Возможен другой вариант, о котором ФНС не говорит: составить еще один авансовый счет-фактуру со ставкой 18/118.


2. Если разница перечислена в 2019 году — это доплата налога. Выставьте корректировочный счет-фактуру на разницу суммы налога.

На момент отгрузки продавец исчисляет НДС по ставке 20%, а налог, исчисленный на основе корректировочных счетов-фактур, принимает к вычету.

Можно составить корректировочный счет-фактуру к нескольким счетам-фактурам, составленным ранее. ФНС разрешила так делать.

Обратите внимание: если покупатель — неплательщик НДС, то вместо корректировочного счета-фактуры можно составить другой документ, например бухсправку.


ДОПЛАТА НАЛОГОВОЙ РАЗНИЦЫ В 2% ВКЛЮЧЕНА В АВАНС

Если стороны договорились внести предоплату, рассчитанную с учетом ставки НДС 20%, до нового года, корректировочные счета-фактуры составлять не нужно. При получении предоплаты нужно исчислить НДС по ставке 18/118, а при отгрузке по ставке 20%. НДС со всей суммы предоплаты можно принять к вычету.

ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

При покупке товаров у иностранцев, не состоящих на учете в России, и аренде государственного и муниципального имущества есть нюансы.

1. Если предоплата поступила в 2018 году, то налоговый агент должен перечислить НДС по ставке 18/118. При последующей отгрузке в 2019 году исчислять налог не нужно.
2. Если отгрузка была в 2018 году, а оплату организация перечисляет в 2019 году, то НДС нужно заплатить все равно по ставке 18/118. Ведь ставка 20% применяется к отгрузкам в новом году.

ФНС обращает внимание, что эти особенности нельзя применять другим налоговым агентам, например покупателям сырых шкур животных, металлолома, вторичного алюминия. Им нужно руководствоваться общими правилами и определять налоговую базу дважды: по авансу и по отгрузке.

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК, ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ ИЛИ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРОВ

Если в новом году потребуется уточнить количество или цену товаров, отгруженных в 2018 году, то в корректировочном счете-фактуре укажите ту же ставку, что и в первоначальном. Ведь отгрузка была до нового года. То же самое касается и исправления счетов-фактур.

ВОЗВРАТ ТОВАРОВ

Налоговая служба рекомендует продавцам всегда оформлять возврат товаров корректировочными счетами-фактурами. При этом не важно:

  • принял ли покупатель товары на учет;
  • когда была отгрузка — до нового года или после;
  • возвращается вся партия товара или ее часть.

Ведомство обращает внимание, что в корректировочный счет-фактуру нужно внести ту же ставку, что была в первоначальном документе. Один экземпляр корректировочного счета-фактуры передайте покупателю, если он плательщик НДС. Покупатель должен будет восстановить принятый к вычету налог.

Любая цена состоит из определенных элементов, причем состав этот может изменяться. Соотношение отдельных элементов цены в процентах или в долях единицы называют структурой цены. Конечную розничную цену, по которой отечественный товар приобретается населением на республиканском рынке в общем виде, можно представить следующим образом (рис. 1):

Себестоимость Прибыль Косвенные налоги Торговая наценка НДС
оптовая розничная

Рисунок 1 – Состав цены по элементам

Торговую наценку принято выражать в процентах к отпускной цене, а торговую скидку — в процентах к розничной цене. Торговые наценки в Республике Беларусь ограничиваются государственными органами управления (в настоящее время суммарная наценка не должна превышать 30%).

Себестоимость продукции (работ, услуг)представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реали­зации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материа­лов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат. В укрупненном виде себестоимость продукции включает:

а) затраты, непосредственно связанные с производством и реа­лизацией продукции, обусловленные технологией и организацией производства, т.е. затраты живого (заработная плата промышленно-производственного персонала) и прошлого, овеществленного в пред­метах (сырье, материалы, топливо и т.д.) и средствах труда (аморти­зация основных средств и нематериальных активов);

б) затраты, связанные с использованием природного сырья в
виде, например, платы за воду, забираемую предприятием из водохо­зяйственных систем;

в) затраты на подготовку и освоение производства. Это расходы,
которые не связаны с выпуском продукции в данном периоде, осуще­ствлены раньше, при проектировании изделия, а в себестоимость включаются в данном периоде.

Себестоимость — важнейший показатель, характеризующий ка­чественную сторону деятельности предприятия, экономическую эффек­тивность производства. Себестоимость входит в со­став цены, и ее уровень определяет прибыль.

Отражение в цене прямых и косвенных налогов

В переходной экономике значительную часть цены составляют косвенные налоги и неналоговые платежи в государственный бюджет. Одна часть налогов — прямые, т.е. которыми облагается имущество предприятий и их доходы. Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущества или доходы отдельных физических или юридических лиц. Эти налоги и неналоговые платежи отражаются в таких элементах цены, как себестоимость и прибыль. Другая часть относится к косвенным налогам, которые выделяются как самостоятельные элементы цены, увеличивают ее размер. Эти налоги уплачиваются покупателем.

Установлена очередность включения в отпускные цены на товары сумм налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, из выручки от реализации товаров (работ, услуг):

1) акцизы (для подакцизных товаров)

2) налог на добавленную стоимость.

Обоснование цены начинается с определения плановой себестоимости производства и реализации единицы продукции в соответствии с действующим положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Следующим этапом расчета будет определение размера прибыли в цене товара с помощью обоснованной предприятием нормы рентабельности.

Расчет суммы прибыли в цене изделия в том случае, если применяется норма рентабельности по отношению к себестоимости, выглядеть следующим образом

где П — сумма прибыли в цене по отношению к себестоимости, %.

Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами облагаются такие товары, как спирт гидролизный тёхнический, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомобили легковые и микроавтобусы.

Ставки акцизов могут быть установлены твердые (специфические), т.е. в евро или рублях за физическую единицу и адвалорные (процентные). Если действует твердая ставка в евро, то сумма акциза определяется путем перевода количества евро по курсу в рубли.

В тех случаях, когда установлена адвалорная ставка акциза, расчет суммы акциза в цене нужно провести следующим образом:

А = (Сед + П + ТРсоб) /(100-Са) ∙ Са,

где А — сумма акцизного налога, р.;

Са — ставка акцизного налога, %.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в отпускную цену предприятия не включается (кроме случаев, когда на продукцию устанавливаются фиксированные розничные цены), хотя потребитель оплачивает товар по ценам с учетом этого налог Цена приобретения товара покупателем с НДС может быть рассчитана следующим образом:

С ндс = Цотп ,

где НДС — отпускная цена с добавлением НДС (для покупателя), р.;

Цотп— отпускная цена предприятия-изготовителя р.;

СНДС — ставка НДС

Торговая наценка является элементом розничной цены и представляет собой цену услуги за реализацию товара оптовыми, розничными и другими посредническими и торговыми организациями и фирмами.

Торговые наценки (как оптовые, так и розничные) в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок), не включающей налог на добавленную стоимость. Размеры торговых надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам.

Законодательство республики предусматривает, что если товар приобретается у оптовых поставщиков, то суммарная оптовая надбавка не может превышать 20 %, а совокупная (оптовая и розничная) торговая надбавка не должна превышать 30 % не зависимо от количества участвующих продавцов. При этом деление надбавки между оптовым и розничным звеном осуществляется по соглашению сторон.

Отпускная цена предприятия включает себестоимость изготовления и реализации продукции, налоги и отчисления, увеличивающие цену, и прибыль предприятия.

Оптовая цена состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок (надбавок), используемых оптовыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли.

Розничная цена включает оптовую цену и торговую наценку, которая используется торговыми организациями на покрытие собст­венных издержек и образование прибыли. Уровень торговых наценок устанавливается в зависимости от вида продаваемой продукции. По розничным ценам торгующие организации реализуют товары насе­лению.

Црозн = С + П +Тн(опт + розн) + НДС

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Все физические лица и производители обязаны выплачивать государству налоги со своих доходов и прибылей. Это прямые налоги. Кроме этого существуют косвенные, направленные на потребителей материальных благ. Они применяются в форме надбавок к цене товаров.

Формально плательщиком такого вида налогов считается продавец товаров, услуг, работ, который выступает в роли посредника между государством и потребителями. Реальное бремя оплаты косвенных налогов ложится на плечи потребителей.

Акцизы и НДС как косвенные налоги

К косвенным относятся НДС и акцизный налог, которые служат важнейшей составляющей формирования доходов государственного бюджета. Правовая основа взимания этих налогов излагается в:

Акциз имеет форму надбавки к цене. Он является надёжным источником прибыли любого государства с рыночной экономикой. Акцизы характеризуются тем, что их применяют только к некоторым категориям товаров, которые не являются предметами первой необходимости и имеют высокий уровень рентабельности.

  • Поэтому основное предназначение этого вида налога — перевод в казну государства сверхприбылей от продажи высокорентабельной продукции.
  • Другой важной функцией акциза является то, что он служит своеобразным средством ограничения потребления подакцизной продукции.

Если бы не высокий акцизный налог, такие товары продавались бы по гораздо меньшей цене и были доступны более широким слоям населения. Это касается таких товаров, как спиртные напитки, пиво, табачные изделия.

НДС – это изъятие в казну государства определенной части прибавочной стоимости товаров и услуг в соответствии со ставками налогообложения. НДС – это налог с широкой базой обложения. Он был введён сравнительно недавно. Ставка этого налога 18/118. Подакцизные товары облагаются налогом 2 раза: сначала – акциз, потом НДС. При этом НДС начисляется не только на первоначальную стоимость товара, но и на акциз.

Как они соотносятся

  • НДС относится к многоступенчатым налогам, который взимается на разных стадиях реализации товаров и услуг. Он применяется только к части стоимости товара, а акциз – ко всей его стоимости.
  • Акциз выплачивается в бюджет на начальном этапе производителем товара 1 раз и больше не взимается, но фактически оплачивает его потребитель из своего кармана. Сумма акциза становится неотъемлемой частью стоимости товара. Однократность выплаты выгодно отличает акцизы от НДС, так как это способствует сдерживанию инфляционных процессов.

По сравнению с акцизом НДС имеет более широкую область использования. Акциз направлен на довольно узкий перечень товаров, не касается сферы услуг и работ. Акцизное налогообложение носит индивидуальный характер и применяется к отдельным видам подакцизных товаров.

НДС и акциз имеют несколько общих свойств:

  • Оказывают воздействие на увеличение или сокращения производства определённых товаров.
  • Являются инструментом регулирования цен.
  • Влияют на доходы и расходы определенных слоев населения.
  • Служат действенным средством пополнения бюджета государства.

Учет акцизов при расчете налога на добавленную стоимость

Производители и продавцы подакцизных товаров не входят в перечень лиц, освобождённых от уплаты НДС. Предприятия и индивидуальные предприниматели обладают правом не платить НДС в следующих случаях:

  • если выплачивают налоги по упрощённой схеме (единый сельхозналог или ЕНВД);
  • если выручка от реализации товара за 3 последних месяца меньше 2 миллионов руб.

Это не относится к ИП и предприятиям, реализующим подакцизные товары. При наличии освобождения от НДС оно может быть досрочно утрачено, если в течение последних трёх календарных месяцев предприятие или ИП занималось реализацией подакцизной продукции, минерального сырья.

Акцизами облагаются товары как отечественного производства, реализуемые на территории страны, так и импортируемые: спиртосодержащие товары, табак, пиво, ювелирные изделия, нефтепродукты, газ, легковые автомобили (за исключением авто с ручным управлением), некоторые виды сырья.

Учет облагаемых НДС и не облагаемых (акциз) операций по топливу — тема видео ниже:

Объектом налогообложения для расчёта НДС для таких товаров является совокупная сумма нескольких составляющих:

  • акциза;
  • таможенной стоимости;
  • импортной таможенной пошлины.

Формула начисления НДС: НБ х СНДС: 100, в которой:

Акциз можно рассчитать по нескольким формулам. Наиболее популярная формула – с применением адвалорных (процентных) ставок:

  • Спт — сумма всех реализованных товаров, облагаемых акцизом;
  • А% – ставка акцизного налога в % к стоимости товара.

Исчисление НДС и акцизов при товарообороте внутри России может иметь определённые сложности, поэтому практикуется ведение отдельного учёта объектов налогообложения, которые требуют различных ставок косвенных налогов.

НДС и акцизы являются надбавками к цене товара, которую в конечном итоге выплачивает рядовой потребитель. Эти налоги позволяют государству решить многие финансовые проблемы, заниматься регулированием производства и потребления товаров и услуг.

Акцизы и НДС рассматривает видео ниже:

Косвенные налоги в составе цены — НДС и акциз — формируют значительную часть доходов госбюджета. Как они рассчитываются и какими свойствами обладают, узнайте из нашего материала.

Назначение и основные свойства акцизов и НДС

Акциз и НДС относятся к группе косвенных налогов и представляют собой своеобразную надбавку к цене товара. Рассмотрим особенности указанных налогов.

  • исчисляемый с добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров (работ, услуг);
  • уплачиваемый покупателем (конечным потребителем);
  • рассчитываемый по формуле:

НДС = НБ × СНДС / 100,

НБ — налоговая база по НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ;

СНДС — ставка налога (0, 10 или 18%).

Акциз — это налог:

  • уплачиваемый единожды конечным потребителем;
  • рассчитываемый по подакцизным товарам с применением указанных в таблице формул:

Способ расчета акциза

с применением твердых (специфических) ставок

VПТ — количество или объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;

САруб. — ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения товара;

с использованием адвалорных (процентных) ставок

СПТ — стоимость реализованных подакцизных товаров;

СА% — ставка акциза в % от стоимости товара

исходя из комбинированных налоговых ставок

расшифровка показателей формулы приведена в предыдущих графах

Принадлежность НДС и акцизов к одной (косвенной) группе налогов определяет их общие свойства:

  • способность влиять на рост или сокращение производства тех или иных товаров (работ, услуг);
  • возможность выступать одним из факторов регулирования цен (средством воздействия на их уровень);
  • влияние на доходы различных слоев населения (определение степени социальной справедливости);
  • способность генерировать бюджетные доходы (поступления от акцизов и НДС представляют собой значительную долю бюджетных доходов).

Начисление НДС и акциза во внутренней торговле

При исчислении НДС и акцизов при их реализации на территории РФ (внутренней торговле) могут возникать определенные сложности. К примеру, для правильного исчисления НДС и акцизов на предприятиях торговли необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения, облагаемых по разным ставкам НДС и акцизов.

С нюансами раздельного учета вас познакомят размещенные на нашем портале материалы:

Среди особенностей обложения НДС и акцизами для предприятий торговли и общепита можно отметить, к примеру, следующие:

  • налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров, исчисленная по продажным ценам с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ);
  • при перепродаже товаров формирование налоговой базы по НДС производится исходя из стоимости товаров по цене их приобретения с учетом торговой наценки;
  • исчисление и уплата акцизов производится только в том случае, если предприятие торговли осуществляет операции, перечисленные в ст. 182 НК РФ;
  • начисление акциза при розничной реализации подакцизных товаров одним из подразделений предприятия — производителя таких товаров производится на дату передачи товаров этому подразделению (п. 2 ст. 195 НК РФ);
  • иные нюансы исчисления НДС и акцизов, предусмотренные НК РФ.

В международной торговле действуют иные правила:

  • НДС исчисляется по ставке 0% и/или освобождается от акцизов при экспорте товаров;
  • обложение НДС и акцизами происходит при импорте товаров.

Итоги

НДС и акцизы представляют собой надбавку к цене, уплачиваемую потребителем. С помощью этих налогов государство пополняет бюджет, регулирует процессы производства и решает иные важные задачи.


Adblock
detector

Основным нормативным документом, устанавливающим правовые основы деятельности в области связи, является Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона N 126-ФЗ под оказанием услуг связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Следовательно, к плательщикам НДС, оказывающим услуги связи, можно отнести фирмы и коммерсантов, оказывающих почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги связи для телевидения и радиовещания, услуги подвижной связи, интернет-услуги и т.д.

Оказывают услуги связи операторы связи, в качестве которых могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное на то разрешение (лицензию). При оказании услуг связи любой оператор руководствуется договором об оказании услуг связи, заключенным с абонентом (потребителем услуг) и соответствующими правилами оказания услуг связи.

Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ (п. 2 ст. 44 Закона N 126-ФЗ).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Значит, при оказании услуг связи на российской территории оператор связи должен исчислить сумму налога и заплатить ее в бюджет. Вместе с тем есть некоторые виды услуг связи, которые оказываются операторами связи в льготном налоговом режиме. Основные льготы по НДС установлены ст. 149 НК РФ, причем п. п. 1 — 2 этой статьи посвящены обязательным налоговым льготам, от которых налогоплательщик отказаться не вправе, а п. 3 — добровольным льготам, применяемым налогоплательщиком по собственному усмотрению.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению на российской территории реализация почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа (Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2006 по делу N А40-36155/05-140-122).

В первую очередь, как видим, эта льгота касается оказания услуг почтовой связи. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые, организационные, экономические и финансовые основы деятельности в области почтовой связи в РФ, является Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон N 176-ФЗ). Согласно ст. 2 данного Закона почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи, признаются государственными знаками почтовой оплаты.

В соответствии со ст. 4 Закона N 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее — Правила N 221).

В п. 25 Правил N 221 указано, что государственные знаки почтовой оплаты применяются для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.

В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:

  • почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
  • оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
  • иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.

Знаки почтовой оплаты утверждены Приказом Минсвязи России от 26.05.1994 N 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» (далее — Положение).

Таким образом, льготный режим налогообложения распространяется лишь на реализацию знаков почтовой оплаты РФ, которыми в силу п. 1.1 Положения признаются почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки, предназначенные для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения факта оплаты услуг на внутренней и международной корреспонденции.

Действующие сегодня Тарифы на услуги почтовой связи по пересылке внутренней корреспонденции, предоставляемые ФГУП «Почта России», утверждены Приказом ФСТ России от 13.03.2012 N 26-с/1.

Взимание дополнительной платы при оказании услуг почтовой связи сверх установленных тарифов рассматривается как нарушение порядка ценообразования услуг, в силу чего такие действия операторов почтовой связи могут привлечь внимание антимонопольной службы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2008 по делу N А56-48676/2007).

Замечу, что от НДС освобождается реализация знаков почтовой оплаты (почтовых марок) по ценам, не превышающим их номинальную стоимость. Льгота не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей.

При применении указанной льготы следует учитывать, что из-под налогообложения не выводится реализация коллекционных марок. В соответствии с п. 5.6 Положения коллекционные марки представляют собой снятые с продажи в учреждениях Федеральной почтовой связи или изъятые из почтового обращения знаки почтовой оплаты, порядок налогообложения которых разъяснен в Письме УМНС России по г. Москве от 26.06.2000 N 02-11/25661.

Согласно пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Правомерность применения льготы по данному основанию оператор связи может подтвердить посредством представления в налоговую инспекцию следующих документов:

  • контракта (копии контракта) оператора связи с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на оказание услуг связи в рамках безвозмездной помощи.

В случае если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти организацией;

  • удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность оказываемых услуг связи к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Подпункт 27 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяет работать в льготном налоговом режиме операторам связи, являющимся российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета (МОК) в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ. Правда, воспользоваться льготой данная категория операторов связи может лишь до 1 января 2017 г., на что указывает п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта».

Рассмотренные льготы являются обязательными, то есть они применяются независимо от желания оператора связи.

Помимо обязательных льгот операторы связи могут воспользоваться и инициативной льготой, установленной пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождается от НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров. Поэтому если услуги связи оказываются оператором связи безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, то он вправе воспользоваться данной льготой.

Учитывая, что одним из условий применения льгот по НДС является раздельное ведение операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения, многие налогоплательщики не спешат пользоваться добровольной льготой. Отказаться от нее можно, направив в налоговую инспекцию специальное заявление не позднее 1-го числа налогового периода, с которого оператор связи намерен отказаться от освобождения или приостановить действие льготного налогового режима. Поскольку официальная форма такого заявления не утверждена, подать его можно в произвольной форме.

При реализации услуг международной связи согласно п. 5 ст. 157 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации данных услуг иностранным покупателям. Данное правило основано на положениях Регламента международной электросвязи, принятого Всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии 9 декабря 1988 г. Этот документ является одним из основных нормативных актов Международного союза электросвязи, поэтому при определении налоговой базы плательщик НДС должен руководствоваться именно нормами международного соглашения РФ (ст. 7 НК РФ).

Так, если организация связи, расположенная на территории РФ, предоставляет услуги международной связи организации, расположенной на территории Германии, то данные услуги не облагаются НДС.

Если же, например, услуги международной связи оказываются организацией Германии через постоянное представительство (не являющееся плательщиком НДС), расположенное на территории РФ, организации, находящейся на территории РФ, то согласно п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) на территории РФ с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Таким образом, организация, расположенная на территории РФ, является налоговым агентом и обязана удерживать и уплачивать НДС в бюджет, применяя расчетную ставку налога в размере 18/118 с суммы дохода, выплачиваемого иностранному партнеру, расположенному в Германии, при условии, если местом реализации услуг признается территория РФ.

Надо сказать, что указанная «льгота» действует уже давно, но контролирующие органы регулярно пытаются поставить под сомнение правомерность ее применения.

В Письме Минфина России от 15.01.2010 N 03-07-08/08 даны разъяснения по вопросу правомерности применения налоговых вычетов по НДС, в отношении операций по оказанию российской организацией — оператором связи услуг международной связи иностранным покупателям.

В НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС в отношении операций по реализации услуг международной связи, согласно которым суммы, полученные от реализации таких услуг иностранным покупателям, не учитываются при определении налоговой базы при исчислении НДС.

В связи с этим денежные средства, полученные российской организацией — оператором связи от иностранных покупателей за оказание услуг международной связи, в налоговую базу по НДС не включаются.

Вычет НДС по операциям по оказанию услуг международной связи иностранным покупателям осуществляется в общеустановленном порядке с учетом положений ст. ст. 171 и 172 НК РФ (Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-08/231).

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Однако надо иметь в виду, что нулевая ставка НДС распространяется не на все дипломатические представительства.

В пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ прямо указал, что реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), названных в этой статье, подлежит налогообложению по ставке 0% в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств РФ, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре РФ.

С 1 июля 2012 г. вступил в силу новый Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых российским оператором связи может быть применена ставка 0%, утвержденный Приказом МИД России N 22606 и Минфина России N 173н от 14.12.2011 (далее — Перечень).

Порядок применения указанной нормы установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 (далее — Правила). Однако Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 498 в этот документ были внесены существенные изменения.

Теперь операторам связи не нужно выставлять иностранным представительствам счета-фактуры с указанием нулевой ставки и пометкой «Для дипломатических нужд». Они выставляют счета-фактуры в общем порядке с указанием налоговой ставки в размере 18%.

В силу п. 3 Правил применение ставки 0% в отношении услуг связи, приобретаемых для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, осуществляется путем возмещения налоговыми органами НДС, учтенного в цене услуг связи и уплаченного при их приобретении.

Чтобы подтвердить нулевую ставку, представительство должно само собрать и представить в налоговый орган пакет документов, предусмотренный Правилами, и соответствующее заявление.

Налоговый орган проводит проверку обоснованности заявленной к возмещению суммы НДС в течение трех месяцев со дня поступления заявления и пакета документов. По окончании налоговой проверки налоговый орган должен принять мотивированное решение о полном или частичном возмещении НДС или об отказе в возмещении налога иностранному дипломатическому представительству.

Остальные услуги связи подлежат обложению НДС на общих основаниях.

К.Рыжков

Аудитор