НДПИ

Что такое НДПИ и кто его платит?

НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии.

Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории РФ;

  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Какие есть налоговые ставки?

Есть два вида налоговых ставок НДПИ:

  • Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.

  • Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.

Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ.

Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;

  • попутного газа;

  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;

  • подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

  • минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

  • подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;

  • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:

    • нефти

    • природного газа

    • газового конденсата

    • угля

    • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

  1. 1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

  2. Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы

  3. 2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

  4. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

    Или

    Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

  5. 3. Выручка рассчитывается следующим образом:

  6. Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы:

  • материальные расходы;

  • расходы на оплату труда;

  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;

  • суммы страховых взносов.

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;

  • расходы на ремонт основных средств;

  • расходы на освоение природных ресурсов;

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Как рассчитать сумму налога?

Все просто:

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Какие есть особенности?

Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.

  • Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.

  • Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.

  • Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.

  • Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Что будет нового?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Нефтедобывающая отрасль для РФ является одной из наиболее значимых и крупных в стране. Львиная доля налоговых поступлений формируется благодаря добыче нефти и газа. Для целей налогообложения нефтянки создан ряд особенных механизмов, один из которых НДПИ. В этом материале попробуем разобраться, что из себя представляет данный инструмент, как он отражается на результатах деятельности нефтегазовых компаний и каковы его перспективы.

Что такое НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — основной инструмент налогообложения добывающих отраслей РФ. Для нефтегазового бизнеса он является одной из крупнейших статей расходов. НДПИ в случае с нефтью взимается с каждой тонны добытых углеводородов и представляет собой определенную плату за пользование недрами. Полученные от нефтедобывающих компаний средства направляются в федеральный бюджет. Тем самым происходит своеобразное перераспределение средств за пользование недрами в пользу граждан страны и государства в целом.

Как считается НДПИ

В общем виде формула его расчета выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ — Коэффициент особенности добычи (Дм)

Ценовой коэффициент (Кц) ежемесячно рассчитывается ФНС на основании цены нефти марки Urals и курса доллара США. Его формула выглядит так:

Ценовой коэффициент (Кц) = (Цена барреля Urals в долларах — 15) * Курс доллара США / 261

На март 2019 г. ценовой коэффициент составлял 12,72, то есть за каждую тонну добытой нефти нужно было уплатить 11 690 руб. без учета корректировок.

Стандартная ставка НДПИ с 1 января 2017 г. установлена в размере 919 руб. за тонну добытой нефти. В 2016 г. она была на уровне 857 руб.

Коэффициент особенности добычи (Дм) — самый сложный элемент, состоящий из большого количества компонентов. Его суть в учете различных коэффициентов, характеризующих степень выработанности конкретных участков и залежей, а также величины запасов конкретных участков недр, степени сложности добычи, географии региона и свойств нефти. Он выглядит следующим образом:

Дм = Кндпи x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — Кк — Кабдт — Кман x Свн

Кндпи — с 2016 г. установлен на уровне 559 руб;
Кц — ранее отмеченный ценовой коэффициент;
Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов;
Кз — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр;
Ккан — коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти;
Кд — коэффициент, характеризующий сложность добычи;
Кдв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья;
Кк — с 1 января 2019 г. установлен в размере 428 руб.;
Кабдт — коэффициент, характеризующий надбавки за автомобильный бензин и дизельное топливо;
Кман — коэффициент, учитывающий влияние экспортной пошлины;
Свн — коэффициент, характеризующий добычу сверхвязкой нефти.

Разбираться в этой части формулы довольно сложно и долго, к тому же нужно знать особенности добычи на том или ином месторождении. Но если кто-то хочет вникнуть поглубже, вот , здесь все подробно расписано.

Для более быстрой оценки можно учесть в структуре коэффициента особенностей добычи (Дм) лишь показатель Кк, зафиксированный на уровне 428 руб. на 2019 г. Этот коэффициент оказывает заметное влияние на итоговый результат и входит в итоговую формулу со знаком плюс, тем самым увеличивая налог. Остальными коэффициентами для проведения неглубокой консервативной оценки можно пренебречь так как они преимущественно снижают итоговый показатель.

Модифицированная формула выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ (919 руб.) + Фиксированный показатель (Кк)

По итогам 2018 г. средний размер НДПИ при добыче нефти составлял 12 468 руб. за тонну добытых углеводородов без учета коэффициента особенностей добычи.

В совокупности самое большое значение при расчете показателя занимает ценовой коэффициент, С учетом того что базовая ставка НДПИ устанавливается регуляторно и спрогнозировать ее изменение крайне сложно, то основными факторами изменения НДПИ можно считать цены на нефть Urals и курс доллара США.

Так, рост рыночной цены Urals на $1 за баррель нефти при цене выше $15 за баррель (без учета особенностей добычи) приводит к росту ставки НДПИ на $3,52 за тонну.

Почему НДПИ важен для нефтегазовых компаний

НДПИ можно назвать наиболее значимым налогом для нефтяных компаний. Если стандартный налог на прибыль составляет 20% от прибыли до налогообложения, то на платежи по НДПИ пришлось около 27,4% от выручки Роснефти или 347,9% от чистой прибыли за весь 2018 г. Для Татнефти доля НДПИ в выручке по итогам 2018 г. составила 31% от выручки или 134,3% от чистой прибыли. В таких масштабах даже незначительное увеличение коэффициентов при расчете НДПИ может существенно сказаться на результатах нефтяных компаний.

Важный момент заключается в способе взимания налога. Налогооблагаемой базой считается тонна добытой нефти без учета издержек на ее получение. Это означает, что по мере выработки легкодоступных и высокомаржинальных месторождений влияние НДПИ на результаты нефтедобывающих компаний будет усиливаться, что в конечном счете может привести к замедлению объемов добычи.

Налог на добычу полезных ископаемых также выступает одним из средств перераспределения денежных средств добывающих компаний. К примеру, в 2018 г. на фоне освобождения Газпрома от выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли, коэффициент в расчете НДПИ для компании был поднят с 1,4022 до 2,055. Тем самым бюджет нивелировал выпадающие от недостаточных дивидендов средства.

Что будет с НДПИ

С 1 января 2019 г. в силу вступил так называемый «налоговый маневр». Налоговый маневр представляет из себя постепенный рост НДПИ при одновременном снижении экспортной пошлины (еще один значительный сбор с нефтяников). Как заявляется, смысл данного закона в снижении зависимости российского бюджета от цен на нефть.

Происходить это будет путем последовательного введения поправочных коэффициентов: от 0,167 в 2019 г. до 1 в 2024 г. для НДПИ и от 0,833 в 2019 г. до 0 в 2024 г. для экспортной пошлины.

Читайте также: Экспортная пошлина. Сколько стоит вывезти нефть из России
Дополнительные доходы от НДПИ в результате налогового маневра, по расчетам авторов инициативы, составят 10,8 трлн руб.

Другой важный момент: с 1 января 2019 г. стартовал пилотный проект нового налога — Налога на дополнительный доход (НДД). Предполагается, что налогооблагаемой базой для нового сбора будет не добыча компаний в натуральном эквиваленте, а выручка от продажи углеводородов за вычетом определенных затрат, связанных с добычей, подготовкой и транспортировкой углеводородного сырья.

НДД должен снизить взимаемый НДПИ вплоть до 40% для ряда месторождений и сделать инвестиции в низкопродуктивные и трудноизвлекаемые запасы экономически обоснованными, что поддержит объемы добычи. Нужно отметить, что НДД не может применяться ко всем месторождениям, новый налог подходит только для запуска определенных новых и ряда уже зрелых месторождений.

На текущем этапе проект налога введен для нескольких месторождений, а ставка установлена в размере 50%. В случае получения позитивных результатов от введения нового налога, НДД может быть получить более широкое распространение, а объемы взимания НДПИ снизятся.

Вложиться в нефтянку

БКС Брокер

МОСКВА, 14 июля. /ТАСС/. Минфин РФ разработал законопроект об изменении налогового режима для нефтегазовой отрасли для компенсации потерь бюджета от введенного в 2019 году налога на добавленный доход (НДД). Об этом во вторник пишет газета «Известия» со ссылкой на документ.

Согласно законопроекту, до конца 2023 года планируется в полтора раза повысить коэффициент налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), включенного в платеж по НДД. С 1 января 2024 года он будет понижен до 1.

Как пояснили изданию, индексация будет введена прежде всего для тех компаний, которые до перехода на НДД пользовались льготой по НДПИ, а после перевода месторождений на новый режим получили еще дополнительные преференции.

Кроме того, законопроект предусматривает запрет на понижение налоговой базы на сумму убытков более чем на 50% и сокращение коэффициента индексации с 1,163 до 1,07. Также Минфин предлагает актуализировать запасы компаний в рамках оценки льгот для выработанных месторождений и изменить точку отсчета выработанности с 1 января 2006 года на более поздний срок. По данным «Известий», этот срок с большой долей вероятности будет перенесен на 2019 год.

Ранее замминистра финансов РФ Алексей Сазанов в интервью агентству Reuters назвал введение НДД самой большой ошибкой за время своей работы в Минфине. Из-за введения налога федеральный бюджет в 2019 году недополучил 213 млрд рублей, что сопоставимо со стоимостью налоговых каникул для пострадавшего от пандемии малого и среднего бизнеса за два квартала, отмечал Сазанов. В свою очередь, Минэнерго РФ считает введение НДД удачным решением и выступает за расширение его действия.

О налоге

С 2019 года в нефтяной отрасли РФ действует новый фискальный режим — налог на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, которым, в том числе, предусматривается освобождение от экспортных пошлин на нефть, добытую на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки. НДД взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку. Пока НДД действует только для пилотных проектов. Ставка НДД — 50%. Налог распространяется на четыре группы месторождений: новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год. Также недавно было предложено ввести пятую категорию — для арктических проектов.

«Советник бухгалтера в здравоохранении», 2007, N 6

В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды признаются добытыми полезными ископаемыми, выступающими в качестве объекта налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых. Полезными ископаемыми признаются также и лечебные грязи.

Поэтому у некоторых учреждений здравоохранения, например у санаторно-курортных учреждений, являющихся пользователями недр и осуществляющих добычу и использование в своей деятельности минеральных вод и лечебных грязей, могут возникать обязанности по исчислению и уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В каких случаях надо платить этот налог, а в каких — нет? Как правильно исчислить сумму налога и произвести его уплату, а также отразить данные операции в бюджетном учете? Об этом мы расскажем в этой статье.

Когда возникает объект обложения НДПИ?

В соответствии с ГОСТ 17.1.1.04-80 «Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования» минеральными водами признаются подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы, иными словами, воды, компонентный состав которых отвечает требованиям лечебных целей. Как мы уже отметили, минеральные воды признаются объектом обложения НДПИ на основании пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ.

Лечебные грязи в соответствии с Письмом МНС России от 12.11.2003 N НА-6-21/1182@ следует относить к группе иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки, для которых п. 2 ст. 342 НК РФ установлена налоговая ставка 6%. Иными словами, лечебные грязи также являются объектом обложения НДПИ.

Однако здесь есть один нюанс. Согласно п. 2 ст. 336 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДПИ полезные ископаемые, добытые из недр при использовании особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение (признанных таковыми в порядке, установленном Правительством РФ). Поэтому в случае, если лечебные грязи добываются учреждением на основании лицензии на пользование недрами на особо охраняемом геологическом объекте санитарно-оздоровительного значения, включенном в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ведение которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 N 1249), добыча грязи не будет облагаться НДПИ.

Общий порядок исчисления НДПИ

Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых, согласно п. 2 ст. 338 НК РФ, определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, исчисляемая в порядке, установленном ст. 340 НК РФ. При этом согласно п.п. 4 и 5 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, а в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки, — отдельно применительно к каждой налоговой ставке.

Количество добытого полезного ископаемого должно определяться прямым способом (при помощи измерительных приборов), а при невозможности его применения — косвенным способом.

Оценку стоимости добытых полезных ископаемых налогоплательщик должен производить самостоятельно одним из трех способов:

1). исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2). исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3). исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Применять третий способ можно только в том случае, если организация не может произвести расчеты первым или вторым способом.

Первый способ используется при наличии государственных субвенций к цене реализации добытых полезных ископаемых.

При применении второго способа согласно п. 3 ст. 340 НК РФ стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется путем уменьшения выручки от реализации добытых полезных ископаемых (исчисленной исходя из цен реализации с учетом норм ст. 40 НК РФ) на сумму НДС, а также на сумму расходов по доставке.

При применении третьего способа согласно п. 4 ст. 340 НК РФ используются данные налогового учета (который ведется для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25 НК РФ). При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:

1). материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));

2). расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;

3). суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном ст.ст. 258-259 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;

4). расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном ст. 260 НК РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ);

5). расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со ст. 261 НК РФ;

6). расходы, предусмотренные пп. 8 и 9 п. 1 ст. 265 НК РФ, за исключением расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7). прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные ст.ст. 266, 267 и 270 НК РФ.

При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных п. 1 ст. 319 НК РФ.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ, причем косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Тонкости определения расчетной стоимости разъяснены, в частности, в Письме Минфина России от 01.02.2005 N 03-07-01-04/4. На основе анализа положений гл. 25 и 26 НК РФ специалисты Минфина сделали вывод о том, что данные положения обязывают плательщика НДПИ производить оценку и вести налоговый учет отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого, а расходы на добычу полезных ископаемых должны рассчитываться отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Поэтому, применяя способ оценки исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, общую сумму расходов по добыче полезных ископаемых, произведенных в текущем налоговом периоде, можно распределять между добытыми полезными ископаемыми не пропорционально их количеству, а пропорционально расходам, произведенным по каждому виду добытого полезного ископаемого в этом налоговом периоде.

Уплачивать налог нужно ежемесячно, до 25-го числа следующего месяца, а подавать налоговую декларацию — до последнего числа следующего месяца.

Тонкости исчисления налога

…если минеральная вода используется исключительно

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 342 НК РФ в случае, если минеральные воды используются организацией, осуществляющей их добычу, исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару), налогообложение производится по ставке 0%.

Таким образом, по ставке 0% производится налогообложение минеральных вод, используемых санаторно-курортными учреждениями, например для принятия отдыхающими (пациентами) минеральных ванн или для отпуска минеральной воды отдыхающим на источнике в лечебных целях.

Следует обратить внимание на то, что в такой ситуации учреждение не считается освобожденным от налогообложения. Просто сумма налога с учетом применения ставки 0% будет равна нулю рублей. Однако все обязанности налогоплательщика сохраняются.

Поэтому в случае, если санаторно-курортное учреждение всю добытую минеральную воду использует исключительно в лечебных и курортных целях, оно тем не менее обязано ежемесячно подавать налоговую декларацию (в соответствии с п. 2 ст. 345 НК РФ не позднее последнего числа следующего месяца).

При этом — раз отсутствует реализация добытого полезного ископаемого — производить оценку минеральной воды нужно будет расчетным путем (то есть при помощи способа, установленного в пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ).

…если осуществляется реализация минеральной воды

В случае если помимо использования добытой минеральной воды исключительно в лечебных и курортных целях учреждение осуществляет также и реализацию минеральной воды, то есть добывает минеральную воду в коммерческих целях, оно должно уплачивать налог на добычу полезных ископаемых по ставке 7,5%. Такая ставка установлена в п. 2 ст. 342 НК РФ.

Платить налог по ставке 7,5% придется даже в том случае, если минеральная вода отпускается отдыхающим в лечебных целях, но за отдельную плату. Ведь ставка 0% подразумевает полное отсутствие признаков реализации минеральной воды.

Уплачивать налог надо будет и в том случае, если минеральная вода продана не непосредственно из источника, а после обработки, подготовки, переработки или розлива в тару. Вообще в отношении добытых минеральных вод в целях налогообложения применяются два стандарта: ГОСТ 13273-88 «Воды минеральные питьевые, лечебные и лечебно-столовые» и ТУ 10 РСФСР 363-88 «Воды минеральные питьевые, лечебные и лечебно-столовые источников РСФСР». Данные стандарты допускают проведение дополнительной обработки подземной минеральной воды, не изменяющей естественного ионно-химического состава воды, например фильтрование, насыщение двуокисью углерода, розлив воды в бутылки. При этом подобная обработка не относится к обогащению или технологическому переделу добытого полезного ископаемого, а потому даже после такой обработки и розлива добытая минеральная вода остается объектом обложения НДПИ.

При наличии реализации минеральной воды производить оценку ее стоимости расчетным путем нельзя, нужно использовать первый или второй способ, приведенный в п. 1 ст. 340 НК РФ. Первый способ применяется при наличии государственных субвенций, второй — при их отсутствии. За основу расчета стоимости минеральной воды в этом случае принимаются фактические цены реализации минеральной воды, определяемые с учетом норм ст. 40 НК РФ, за вычетом НДС и расходов на доставку (если они предусмотрены договором с покупателем).

В случае если добытая минеральная вода реализована по различным ценам, то оценка стоимости единицы добытой минеральной воды производится как отношение выручки от реализации добытой минеральной воды к количеству реализованной добытой минеральной воды. Об этом, в частности, сообщили специалисты МНС России в Письме от 15.10.2003 N НА-6-21/1071.

…если стоимость минеральной воды включена в цену путевки

Спорная ситуация может возникнуть в том случае, если отдельную плату при отпуске минеральной воды отдыхающим (непосредственно из источника, в процессе приема минеральных ванн и т.д.) санаторно-курортное учреждение не взимает, однако включает стоимость израсходованной минеральной воды в цену санаторно-курортной путевки (или в стоимость отдельных платных процедур).

В этом случае нужно обратить внимание на то, что ставку 0% можно применять только в том случае, если минеральная вода не является непосредственным предметом сделки купли-продажи.

Поэтому, например, если назначение процедур, связанных с использованием (в том числе приемом внутрь) минеральной воды, производится без взимания отдельной платы за такие процедуры и в стоимости путевки отдельно не выделена цена потребленной минеральной воды, применение ставки 0% будет вполне обоснованным. Если отдыхающему предлагается приобретать разлитую в бутылки «местную» минеральную воду или оплатить курс приема минеральной воды из источника — в общем, если с отдыхающего взимается плата за реализацию ему минеральной воды — данные операции приводят к необходимости уплачивать НДПИ по ставке 7,5%.

Если же отдыхающему предлагается сверх стоимости путевки оплатить дополнительные процедуры, связанные с использованием минеральной воды, например минеральные ванны, вопрос о необходимости уплаты НДПИ следует решать исходя из того, как оформлены эти отношения. Понятно, что стоимость израсходованной воды, по сути, включена в цену соответствующей процедуры. Однако если с отдыхающего взимается единая сумма без разбивки на стоимость воды и стоимость услуг медицинского персонала, это может быть использовано в качестве аргумента в пользу того, что в данной ситуации не имеет места реализация минеральной воды, а потому и НДПИ платить не надо.

…если организация добывает и использует лечебные грязи

Если лечебные грязи добываются на основании лицензии на особо охраняемых геологических объектах санитарно-оздоровительного значения, включенных в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, уплачивать НДПИ не нужно.

Если же лечебные грязи добываются на иных объектах, а также в случае, если добыча на охраняемом объекте осуществлялась без получения соответствующей лицензии, нужно уплачивать НДПИ по ставке 6%. При этом факт получения или неполучения платы за используемые лечебные грязи и соответствующие процедуры с их использованием в данном случае значения не имеет.

Как отразить начисление и уплату налога на добычу

Как мы выяснили, налог на добычу полезных ископаемых в отношении добычи минеральной воды уплачивается только в том случае, если эта вода реализуется на сторону, а не используется непосредственно в лечебных и курортных целях. Поэтому фактически его уплата связана с осуществлением предпринимательской деятельности по добыче и продаже минеральной воды.

А вот в отношении лечебных грязей все не так однозначно. Ведь обязанность по уплате НДПИ в данном случае не ставится в зависимость от наличия факта реализации добытых грязей. Следовательно, платить налог, возможно, придется и в рамках бюджетной деятельности.

Пример. Санаторно-курортное учреждение на основании лицензий на пользование недрами добывает минеральную воду и лечебные грязи. При этом объект природопользования не относится к особо охраняемым, то есть льготы по добыче лечебной грязи у учреждения нет.

В августе 2007 г. было добыто 60 тонн минеральной воды и 20 тонн лечебной грязи. Предположим, что прямые расходы на добычу минеральной воды составили 28000 руб., на добычу лечебной грязи — 19000 руб., а собственно на санаторно-курортное обслуживание — 520000 руб. То есть прямые расходы на добычу полезных ископаемых составили 47000 руб., а общая сумма прямых расходов учреждения составила 567000 руб. Сумма косвенных расходов за месяц составила 926000 руб.

Рассмотрим два варианта:

1). если вся добытая минеральная вода и лечебная грязь использована исключительно в лечебных и курортных целях (без взимания отдельной платы за отпуск минеральной воды);

2). если в лечебных и курортных целях использовано 50 тонн минеральной воды и 15 тонн лечебной грязи, при этом 10 тонн минеральной воды и 5 тонн грязи реализовано на сторону, выручка от продажи минеральной воды составила 58000 руб., расходы на ее доставку покупателю в соответствии с условиями договора составили 5000 руб., а выручка от продажи лечебных грязей составила 12000 руб., условиями договора с покупателем грязи был предусмотрен самовывоз, поэтому расходов на доставку грязи у учреждения не возникло.

Вариант 1. В первом случае — если вся добытая вода и грязь использованы в лечебных целях и не было реализации на сторону — при определении налоговой базы нужно использовать их расчетную стоимость.

Буквально в п. 4 ст. 340 НК РФ предусмотрено, что общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.

При применении данного подхода расчетная стоимость минеральной воды и грязи будет определяться так:

1). сумма косвенных расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, составляет:

(926000: 567000) x 47000 = 76758,38 руб.;

2). общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых составляет:

47000 + 76758,38 = 123758,38 руб.;

3). расчетная стоимость минеральной воды составляет:

(123758,38 руб. : (60 т + 20 т)) x 60 т = 92818,79 руб.;

4). расчетная стоимость лечебной грязи составляет:

(123758,38 руб. : (60 т + 20 т)) x 20 т = 123758,38 — 92818,79 = 30939,59 руб.

Если же в соответствии с учетной политикой распределение косвенных расходов между отдельными видами полезных ископаемых производится пропорционально сумме прямых расходов на добычу каждого вида полезных ископаемых (с учетом мнения Минфина России, выраженного в Письме от 01.02.2005 N 03-07-01-04/4), расчетная стоимость будет определена так:

1). расчетная стоимость минеральной воды составит:

28000 руб. + (76758,38 руб. : 47000 руб.) x 28000 руб. = 73728,40 руб.;

2). расчетная стоимость лечебной грязи составит:

19000 руб. + (76758,38 руб. : 47000 руб.) x 19000 руб. = 50029,98 руб.

Как видим, в этом случае общая сумма стоимости минеральной воды и грязи совпадает с общей суммой расходов по добыче полезных ископаемых, определенной первым способом, т.е. составляет: 73728,40 + 50029,98 = 123758,38 руб.

Однако распределение данной суммы в зависимости от выбранной базы различно. На наш взгляд, второй подход более логичен и целесообразен, ведь сложение физических объемов добытой воды и грязи не вполне корректно.

Поскольку вся минеральная вода использована исключительно в лечебных и курортных целях, ставка налога составляет 0%. Поэтому вне зависимости от выбранного способа определения расчетной стоимости минеральной воды сумма налога по ней равна 0 руб.

А вот в отношении лечебной грязи способ расчета стоимости имеет важное значение. Ведь при ставке 6%:

— при первом способе (исходя из физических объемов) сумма налога на добычу полезных ископаемых в отношении лечебных грязей составит:

30939,59 руб. x 6% = 1856 руб.;

— а при втором способе (исходя из сумм прямых расходов) сумма НДПИ по лечебным грязям равна:

50029,98 руб. x 6% = 3002 руб.

Поскольку вся лечебная грязь использована в основной деятельности — при условии, что учреждение оказывало услуги только в рамках бюджетного финансирования — бухгалтер начислит сумму НДПИ по лечебной грязи проводкой:

Дебет 1 40101 290 «Прочие расходы»

Кредит 1 30305 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Уплатить налог нужно не позднее 25 сентября 2007 г.

Вариант 2. Во втором случае — если часть воды и грязи была реализована на сторону — для оценки воды и грязи следует использовать их продажную стоимость за вычетом расходов на доставку. Иными словами:

— стоимость одной тонны минеральной воды принимается равной:

(58000 руб. — 5000 руб.) : 10 т = 5300 руб.;

— стоимость одной тонны лечебной грязи принимается равной:

12000 руб. : 5 т = 2400 руб.

Следовательно, общая стоимость добытых полезных ископаемых определяется так:

— стоимость минеральной воды, облагаемой по ставке 0% (использованной исключительно в лечебных и курортных целях), составила:

5300 руб. x 50 т = 265000 руб.;

— стоимость минеральной воды, облагаемой по ставке 7,5% (реализованной на сторону), составила:

5300 руб. x 10 т = 53000 руб.;

— стоимость лечебных грязей, использованных при оказании санаторно-курортных услуг, составила:

2400 руб. x 15 т = 36000 руб.;

— стоимость лечебных грязей, реализованных на сторону, составила:

2400 руб. x 5 т = 12000 руб.

Таким образом, сумма НДПИ составила:

— в отношении минеральной воды, использованной при оказании санаторно-курортных услуг:

265000 руб. x 0% = 0 руб.;

— в отношении минеральной воды, реализованной на сторону:

53000 руб. x 7,5% = 3975 руб.;

— в отношении лечебных грязей:

(36000 руб. + 12000 руб.) x 6% = 2880 руб.

Если предположить, что санаторно-курортные услуги оказываются исключительно в рамках бюджетной деятельности, начисление и уплата НДПИ будут отражены следующими записями:

Содержание операции

Сумма,
руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Начислен НДПИ по минеральной
воде, проданной на сторону
(включаемый в себестоимость
добытой воды)

2 10604 340
(код ЭКР 290)

2 30305 730

Начислен НДПИ по лечебным
грязям, использованным при
оказании санаторно-курортных
услуг (36000 руб. x 6%)

1 40101 290

1 30305 730

Начислен НДПИ по лечебным
грязям, реализованным на
сторону (12000 руб. x 6%)

2 10604 340
(код ЭКР 290)

2 30305 730

Перечислен НДПИ в рамках
бюджетной деятельности

1 30305 830

1 30405 290

Перечислен НДПИ в рамках
предпринимательской
деятельности (3975 + 720)

2 30305 830

2 20101 610

Уплата налога производится не позднее 25 сентября 2007 г., а подача налоговой декларации (в которой отражается стоимость всех видов полезных ископаемых, включая и стоимость минеральной воды, использованной в курортных целях и подпадающей под ставку 0%) в рассматриваемой ситуации — до 1 октября 2007 г. (поскольку 30 сентября — это воскресенье).

Нужно ли при добыче минеральной воды

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.9. НК РФ объектом налогообложения водным налогом, в частности, признается такой вид водопользования, как забор воды из водных объектов. В связи с этим у бухгалтера санаторно-курортного учреждения, осуществляющего добычу минеральных вод, возникает вопрос о том, обязан ли он уплачивать не только налог на добычу полезных ископаемых, но и водный налог?

Ответ на этот вопрос достаточно прост — платить еще и водный налог не надо. Ведь согласно пп. 1 п. 2 ст. 333.9. НК РФ такая разновидность водопользования, как забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод (поскольку данный вид деятельности, согласно пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ, является объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых), не признается объектом налогообложения водным налогом.

Доцент кафедры

«Бухгалтерский учет и аудит»

КФАТиСО, консультант-эксперт

ИД «Советник бухгалтера»

Н.Н.ШИШКОЕДОВА

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: дрова колотые по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Исчисление налога на добычу полезных ископаемых в учреждениях здравоохранения
Скачать: Статья. Исчисление налога на добычу полезных ископаемых в учреждениях здравоохранения