Национальная стратегия противодействия коррупции определяет основные

УДК 343.2/.7 ББК 67.73

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10034

СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

_ _ _ _____ W ___

В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Сергей Александрович ПОПОВ, старший оперуполномоченный по особо важным делам 24-го отдела Управления «Б» ГУЭБиПК МВД России

E-mail: spopov_1978@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Деятельность органов государственного и муниципального управления в пределах их полномочий в рамках профилактики коррупции является превентивной. Такая деятельность обеспечивает недопущение совершения коррупционных правонарушений (в том числе преступлений). Если же механизмы профилактики коррупции дают сбой или сознательно не реализуются уполномоченными лицами, противодействие коррупции переходит в сферу борьбы с ней. Такая борьба осуществляется через реализацию компетенции правоохранительных органов. В связи с этим в статье рассмотрены актуальные вопросы организации системы правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Проанализировано законодательство в данной сфере. Сделаны выводы о необходимости определить единый координационный орган, который будет обеспечивать именно координацию взаимодействия всех правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, теоретический анализ, противодействие коррупции, правоохранительные органы, система.

Keywords: corruption, theoretical analysis, anti-corruption, law enforcement, system.

В Российской Федерации, как и во всем мировом сообществе, вопросы в сфере противодействия коррупции распространяются на новые уровни управления . В настоящее время антикоррупционные обязанности должны выполнять не только государственные служащие, но и работники государственных корпораций , иных коммерческих организаций . Предупреждение коррупции — это деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающими недопущение коррупционных правонарушений .

В связи с вышеизложенным деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий в рамках профилактики коррупции является превентивной, воспитательной мерой, обеспечивающей недопущение совершения коррупционных правонарушений (в том числе преступлений).

Если же механизмы профилактики коррупции дают сбой или сознательно не реализуются уполномоченными лицами, противодействие коррупции переходит в сферу борьбы с ней, че-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

рез реализацию компетенции правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений. К таким органам действующее законодательство относит: Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные органы Прокуратуры Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФТС России, отраслевые управления собственной безопасности (далее также УСБ) отдельных правоохранительных органов, суды судебной системы Российской Федерации.

На первый взгляд такой внушительный список правоохранительных органов, борющихся с коррупцией, должен перекрывать все сферы, где могут совершаться коррупционные преступления, (это и социальная сфера: образование, здравоохранение; органы государственной власти и местного самоуправления; судебная система и т.д.). Однако в действительности на практике вышеперечисленные правоохранительные органы действуют разрозненно, без должного тесного взаимодействия, за исключением отдельных примеров, которые чаще всего налажены или выстроены на личных взаимоотношениях между руководителями или подчиненными этих подразделений.

При этом необходимо отметить, что противодействие коррупции является одной из первоочередных задач в работе органов внутренних дед (ОВД). В пределах своей компетенции сотрудники органов внутренних дел реализуют установленные законом способы борьбы с преступлениями против государственной власти. Пределы действия их полномочий, социальный статус закреплены в нормативно-правовых актах, регулирующих борьбу с преступностью.

Реализуя свою компетенцию, Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее — сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

МВД России в сфере противодействия коррупции организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федера-

ции оперативно-розыскную деятельность; обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в системе МВД России, обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в территориальном органе, подчиненных органах и организациях .

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то соответствующим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств .

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации.

В структуре МВД России создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), которое является самостоятельным структурным подразделением Центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности .

Завершая обзор полномочий МВД России в сфере противодействия коррупции отметим, что Стратегия национальной безопасности РФ определяет национальные приоритеты, к которым относится государственная и общественная безопасность, обеспечиваемая в том числе путем выявления, предупреждения и пресечения экономических преступлений. Соответственно, противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности является актуальным и приоритетным направлением деятельности ОВД, которые должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью, в свете современных тенденций экономической и геополитической ситуации .

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

Несмотря на важность выполняемых задач службами собственной безопасности отраслевых правоохранительных органов, их деятельность, в том числе процесс взаимодействия с МВД России и ФСБ России в сфере противодействия коррупции, не является эффективной. А именно, в настоящее время совершенствования требует и организация межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции.

Так, на сегодняшний день противодействие коррупции осуществляют такие правоохранительные органы, как: МВД РФ, ФСБ России, профильные отделы собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной Таможни России, Федеральной службы судебных приставов России и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первый взгляд такой внушительный список правоохранительных органов, борющихся с коррупцией, должен перекрывать все сферы, где могут совершаться коррупционные преступления. Однако в действительности на практике вышеперечисленные правоохранительные органы действуют разрозненно, без должного тесного взаимодействия.

В связи с этим, как нам представляется, необходимо определить единый координационный орган, который будет обеспечивать именно координацию взаимодействия всех указанных выше правоохранительных органов, в том числе и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Библиографический список

2. Ломакина Л.А. Дисциплинарная ответственность работников государственных корпораций и государственных компаний за нарушение обязанностей и невыполнение запретов по российскому законодательству как мера противодействия коррупции // Журнал рос. права. 2016. № 11. С. 123—133.

4. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (в ред. от 06.11.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5. Трунцевский Ю.В. Соблюдение организациями требований законодательства о противодействии коррупции: вопросы практики // Журнал рос. права. 2019. № 2. С. 169—182.

6. Трунцевский Ю.В., Ищук Я.Г. Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2019. № 1. С. 19—23.

7. Трунцевский Ю.В., Севалънев В.В. Перспективы международного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере противодействия коррупции // Междунар. публичное и частное право. 2016. № 6. С. 31.

8. Цирин А.М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал рос. права. 2016. № 12. С. 106—114.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

КОРРУПЦИЯ – ЭТО…

Коррупция:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

«Коррупция – это один из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».

Д.А. Медведев,
председатель Правительства Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

I. Общие положения

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи

Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы

Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации

Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации

Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путем решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путем оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
  • не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
  • при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.
Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников – подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации, как пособники преступления.
Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

  • установлен факт вымогательства;
  • гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306).

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите………»), так и косвенным образом.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ:

  • Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.
  • В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).
  • Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.
  • Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.
  • Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

  • Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
  • В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, таможенного органа или органа наркоконтроля Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.
  • Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.
  • В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
  • Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.
  • В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Памятка «Как противодействовать коррупции»

1. Как вести себя при попытке вымогательства взятки?

В современной Российской истории одной из наиболее негативных тенденций является проявление коррупции.

В декабре 2008 года в целях принят Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающий основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Настоящим Федеральным законом коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Коррупция всё более прочно внедряется в государственные органы, система коррупционных связей, основанная на взаимной протекции, обмене услугами и подкупе подрывает правовые устои Российской Федерации и дискредитирует её государственный аппарат.

Подрыв авторитета государственной власти, в том числе правоохранительных органов, резко снижает эффективность их деятельности.

Сегодня нам хочется рассказать о понятии взяточничества и о том, как бороться с ним.

Уголовный кодекс Российской Федерации разграничивает взяточничество на получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).

Это две стороны одной медали: взяточничество преступление особого рода, и оно не может быть совершено одним лицом, а требует взаимодействия по крайней мере двух – того, кто получает взятку (взяткополучатель) и того, кто её дает (взяткодатель).

Субъектом получения взятки являются должностные лица – лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти (например, работники правоохранительных органов, депутаты) либо выполняющие организационно-распорядительные (например, руководитель учреждения, организации), административно-хозяйственные функции (например, руководитель финансовой службы, службы материально-технического обеспечения) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Специальным субъектом данного преступления являются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий органов власти (губернаторы, главы органов местного самоуправления).

В совершении взяточничества нередко участвуют посредники, которые способствуют совершению преступления (ведут переговоры, передают или получают взятки).

Получение взятки заключается в приобретении должностным лицом имущества или выгод имущественного характера за законные или незаконные действия (бездействия) в пользу дающего.

Дача взятки – начальный этап взяточничества. Она как бы провоцирует должностное лицо, создаёт для него нездоровый соблазн обогащения незаконными средствами с нарушением своего служебного долга.

Если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо, дающее взятку, добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки, то лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

2. Взяткой могут быть:

Имущество: деньги, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, бытовые приборы, квартиры, загородные дома, гаражи, земельные участки и т.д.;

Бородин Виктор Васильевич профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист РФ.

Одну из ведущих ролей в реформировании и развитии государственной и муниципальной службы играет разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции.

Коррупция и ее проявления в системе государственной и муниципальной службы в настоящее время представляют собой одну из наиболее серьезных угроз развитию российской государственности, ее конституционному строю, правам и свободам граждан. Особую актуальность данная проблематика приобретает в периоды крупных социальных потрясений, поскольку приводит к дестабилизации систем управления, ослаблению режима законности, росту административного произвола чиновничества.

В этой связи представляется весьма важной задача формирования эффективных механизмов и правовых инструментариев противодействия коррупции и коррупционному поведению публичных служащих, как на федеральном, так и на региональном уровнях.1

Разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции находит свое выражение в ряде правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований,

Федеральным законом «О противодействии коррупции»2 и Указом Президента РФ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы»3.

Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297 утвержден «Национальный план противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы», который дополняет и развивает требования Федерального закона «О противодействии коррупции» и предписывает федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов выполнение конкретных мероприятий в пределах их полномочий.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в сфере противодействия коррупции действуют следующие правовые акты: Закон Санкт-Петербурга от 29.10.2008 № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге», Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.12.2011 № 1717 «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2012 – 2013 годы», Областной закон Ленинградской области от 17.06.2011 № 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области».

Среди актов местного уровня можно отметить Постановление главы администрации МО Сертолово от 16.06.2011 № 146, утвердившее Долгосрочную целевую программу «Профилактика и противодействие коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2011-2013 г.г.» и др.

В числе основных направлений в области противодействия коррупции можно выделить:

— проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции;

— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

— совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

— повышение ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией и др.

Приведем некоторые данные об итогах реализации плана мероприятий по борьбе с коррупционными проявлениями, опубликованные на официальном интернет-сайте Следственного комитета РФ — одного из государственных органов России, уполномоченных на реализацию антикоррупционной политики4.

Согласно представленной информации, за 2008 год возбуждено 10100 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности; в 2009 году эта цифра составляла 15708 уголовных дел; в 2010 году — 13,5 тыс.; за 11 месяцев 2011 года принято почти 12 тыс. решений о возбуждении уголовных дел коррупционной направленности; в суд направлено более 4,5 тыс. уголовных дел в отношении 5165 обвиняемых — все это должностные лица, совершившие коррупционные преступления.

Наибольшее количество возбужденных дел приходится на Москву – в 2011 году возбуждено 478 дел о должностных преступлениях. Связано это не только с численностью населения, но и с большим количеством чиновников. В других крупных центрах ситуация не намного лучше. Так, в Московской области возбуждено 302 дела, в Санкт-Петербурге — 324, в Нижегородской области — 328, в Челябинской и Свердловской по 327 дел коррупционной направленности.

С 2008 года уголовному преследованию подвергнуты более 2700 лиц, обладающих, так называемым, «особым правовым статусом», в том числе: 1800 выборных глав муниципальных образований и депутатов органов местного самоуправления, 320 руководителей и следователей органов предварительного следствия в системе МВД России, 60 следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета России, 60 работников прокуратуры, около 40 руководителей и следователей органов наркоконтроля, 50 членов избирательных комиссий, 20 судей. В 2011 году из чем 5 тыс. обвиняемых, в отношении которых уголовные дела были направлены в суд, 1,5 тыс. — сотрудники органов внутренних дел, 700 — военнослужащие, 500 — работники Минюста, в том числе 280 — сотрудники ФСИН, 350 — работники Министерства здравоохранения и социального развития5.

Представленные данные подтверждают своевременность включения мероприятий по противодействию коррупции в программы реформирования и развития государственной и муниципальной службы. Вместе с тем приведенные цифры говорят о значительной коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления, что крайне негативно отражается на их деятельности.

В этой связи стоит согласиться с мнением профессора Н. С. Бондаря, что проблема коррупции продолжает оставаться исключительно острой, результатов борьбы с которой общество пока не ощущает. прямо признал, говоря о борьбе коррупцией6.

Для минимизации (а в идеале – исключения) подобных негативных фактов необходимо проведение дальнейшей работы по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.

Следует добавить, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»7 с 1 января 2013 г. в качестве одной из мер противодействия коррупции на государственной гражданской службе и повышения ее эффективности предусмотрена ротация кадров. Ее цель — противодействие коррупции путем назначения государственных служащих на иные должности в том же или ином госоргане.

Федеральный закон раскрывает механизм ротации, сроки ее проведения, дополнительные гарантии и компенсации государственным служащим. Ротация осуществляется в пределах одной группы должностей с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа работы лица. Срок замещения должности гражданской службы в порядке ротации от 3 до 5 лет. Размер должностного оклада по новой должности не должен быть ниже, чем по ранее замещаемой должности.

При назначении на работу в другую местность государственному служащему и членам его семьи компенсируются расходы на переезд. Предусмотрено также обеспечение служебным жильем, а при его отсутствии – возмещение расходов на его наем. При этом за государственным служащим сохраняется жилье, которое он занимал по договору социального найма по прежнему месту работы.

Предусмотрено право отказаться от ротации по уважительной причине (наличие медицинских противопоказаний или невозможность проживания членов семьи по состоянию здоровья в новой местности). В этом случае государственному служащему должна быть предложена иная должность в том же либо ином органе. При отказе ее занимать государственный служащий подлежит увольнению, с выплатой денежного содержания за 4 месяца (выходное пособие не полагается).

Программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)» предусматривает проведение запланированных мероприятий в 2 этапа: 2009 – 2010 годы, 2011 – 2013 годы. Отсюда следует, что в настоящее время Программа находится на втором этапе, одно из основных мероприятий которого — мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

На Федеральном портале управленческих кадров 27.01.2012 приведены результаты опроса пользователей портала на тему: «Какие мероприятия, по Вашему мнению, в первую очередь будут способствовать повышению эффективности государственной службы?».8 Респондентам предлагались следующие варианты ответов:

1) антикоррупционная политика государства,

2) использование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления,

3) оптимизация численности кадрового состава государственных органов,

4) оптимизация структуры государственных органов и более четкая регламентация их деятельности,

5) ни один из предложенных вариантов ответа.

В опросе приняли участие 1091 человек, преимущественно незарегистрированные пользователи портала (95,2%). Участники опроса не смогли однозначно дифференцировать рассмотренные группы мероприятий, как в наибольшей степени влияющих на эффективность государственной службы.

Согласно результатам опроса, практически равные доли респондентов в качестве приоритетных выделили меры по реализации антикоррупционной политики государства (25,3%), а также необходимость расширения использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления (25,6%).

Примерно треть участников опроса (29,5%) придает большое значение оптимизации структуры государственных органов и более четкой регламентации их деятельности.

Деятельность по оптимизации численности кадрового состава государственных органов представляется участникам опроса наименее перспективной с точки зрения воздействия на повышение эффективности государственной службы (6, 0%).

В то же время, не видят целесообразности в предложенных вариантах мероприятий 13,7% опрошенных. Данная группа участников опроса считает, что никакие из вышеперечисленных мер не смогут в достаточной степени повлиять на повышение эффективности государственной службы.

Необходимо отметить, что подавляющим большинством участников опроса наиболее приоритетными признаны меры, направленные в целом на оптимизацию деятельности государственной службы, причем как содержательную, так и функциональную, ­– более 80%9.

Подводя итог, сделаем следующий вывод: основными направлениями развития государственной и муниципальной службы являются:

— совершенствование законодательства в сфере государственной и муниципальной службы;

— создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества, государственной и муниципальной службы, обеспечение взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

— создание правовых и организационных основ единой системы управления государственной службой;

— организации методической помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям в развитии государственной гражданской службы субъектов России и муниципальной службы;

— разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции;

— формирование кадрового потенциала государственной и муниципальной службы, повышение ее престижа и авторитета;

— внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Пути решения данных вопросов заложены в федеральных и региональных программах реформирования и развития государственной и муниципальной службы, которые призваны обеспечить их дальнейшее эффективное функционирование

2 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»//СЗ РФ.2008.№ 52(ч.1). Ст.6228.

3 Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы»// СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

5 См.Приложение: Рисунок. 1.

6-Бондарь Н. С. Аксиология судебного конституционализма: конституционные ценности в теории и практике конституционного правосудия .М.: Юрист, 2013.176с.

7 Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (вступает в силу с 01.01.2013)// Рос. газета. 2011. 6 декабря.

8 Федеральный портал управленческих кадров// http://www.rezerv.gov.ru.

9 См.Приложение: Рисунок 2