Нарушения при строительстве

За 9 месяцев 2014 года Приволжским управлением Ростехнадзора проведено 300 проверок объектов капитального строительства (к участию в 113 проверках привлекались экспертные организации), при этом выявлено 2960 нарушений требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. К административной ответственности в соответствии с КоАП РФ привлечено 77 должностных лиц и 88 юридических лиц. Общая сумма административных штрафов, наложенных по результатам проверок – более 12 миллионов рублей. По результатам итоговых проверок выдано 124 заключения о соответствии объекта капитального строительства установленным требованиям.

При исполнении государственной функции государственного строительного надзора — в части непосредственного выполнения мероприятий и действий на объектах капитального строительства, в деятельности двух юридических лиц (ОАО «Волгомост», ООО «Строймеханизация-МА») были выявлены нарушения обязательных требований при эксплуатации подъемных сооружений, которые представляли непосредственную угрозу возникновения аварии, причинения вреда жизни и здоровью людей. По статье 9.1. части 1 КоАП РФ государственными инспекторами своевременно в соответствии с действующим законодательством были подготовлены материалы, регламентируемые КоАП РФ, и переданы по подведомственности в районные суды Республики Татарстан. Решением Мамадышского районного суда РТ административному приостановлению деятельности на 90 суток подверглись два грузоподъемных крана на гусеничном ходу (грузоподъемность 25 тонн) и один автогидроподъемник, принадлежащие ОАО «Волгомост». Решением Менделеевского районного суда РТ административному приостановлению деятельности на 30 суток подвергся грузоподъемный кран на гусеничном ходу (грузоподъемность 25 тонн), принадлежащий ООО «Строймеханизация-МА».

За 9 месяцев 2014 года Приволжским управлением Ростехнадзора было проверено 5 саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства. По результатам данных проверок выявлено 35 правонарушений, административному наказанию в качестве юридических лиц подверглись 3 СРО, общая сумма штрафов составила 45 тысяч рублей. Штрафы взысканы.

Основными нарушениями, установленными в ходе осуществления государственного строительного надзора, являются:

— невыполнение требований проектной документации и отступления от проектных решений (ОАО «РЖД», ГКУ «ГИСУ РТ», ФГУ «Волго-Вятскуправтодор», ОАО «СВТНП», ОАО «Татнефть», ОАО «СЗМН»);

— отсутствие или низкий уровень строительного контроля (технического надзора);

— отсутствие проектов производства работ, технологических карт при работе с подъемными сооружениями;

— отсутствие или не укомплектованность исполнительно-технической документации;

— несвоевременное извещение о начале производства СМР органов государственного строительного надзора (ОАО «РЖД»);

— неправильное ведение документации и несоблюдение сроков представления стандартов и правил СРО в Ростехнадзор после внесения в них изменений и своевременного внесения изменений информации о членах СРО на официальном сайте СРО.

Одним из нерешенных вопросов по государственному строительному надзору является то, что привлечение к ответственности СРО предусмотрено только за нарушение порядка размещения информации в сети интернет либо за ее отсутствие, тогда как за нарушения требований Градостроительного Кодекса РФ административная ответственность не предусмотрена.

В Чувашской Республике

В рамках осуществления надзорной деятельности по соблюдению законодательства в сфере строительства Чувашским территориальным отделом осуществлялся надзор за 18 объектами строительства (строительство-8, реконструкция – 10). С начала года выдано 3 заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства установленным требованиям и проектной документации, отказано в выдаче 1 заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства установленным требованиям проектной документации.

За 9 месяцев 2014 года проведено 26 проверок: 9 объектов капитального строительства и 17 объектов реконструкции. В ходе проверок было назначено 9 административных наказаний. К административной ответственности по ст.9.4.ч.1 КоАП РФ в виде наложенного административного штрафа привлечено 2 должностных и 1 юридическое лицо на сумму 140 тысяч рублей. По ст.9.5.ч.3 КоАП РФ привлечено 5 должностных лиц, на сумму 50 тысяч рублей и 1 должностное лицо по ст.8.1 на 2 тысячи рублей. Общая сумма штрафов составила 192 тысячи рублей.

За отчетный период по направлению строительного надзора поступило 28 обращений. По всем обращениям заинтересованным лицам выданы своевременные ответы. Часть обращений отправлена для рассмотрения по подведомственности.

Сведений об аварийных ситуациях, в том числе с пострадавшими при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте на объектах государственного строительного надзора, поднадзорных Чувашскому территориальному отделу, не поступало.

Хабибуллин Ильдар Ильгизович, начальник межрегионального отдела государственного строительного надзора Приволжского управления Ростехнадзора

Данилов Алексей Александрович, государственный инспектор Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора

Госстройнадзор Санкт-Петербурга информирует застройщиков о том, что 6 августа вступит в силу Федеральный закон о внесении изменений в статью 9.5 Кодекса об административных правонарушениях. Ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без соответствующего разрешения усилена, максимальный размер штрафа для юридических лиц увеличен в 50 раз (с 20 тыс.руб. до 1 млн.руб.), для физических лиц — в 5 раз (с 1 тыс.руб до 5 тыс.руб.), для должностных лиц – в 25 раз (с 2 тыс.руб. до 50 тыс.руб.).

По результатам контрольно-надзорной деятельности за 2018 год Госстройнадзор привлек к административной ответственности одно должностное и 6 юридических лиц за эксплуатацию зданий без разрешения на ввод в эксплуатацию. Общая сумма взысканных штрафов составила 121 500 рублей. В этом году инспекторы привлекли к ответственности одно физическое, одно должностное и одно юридическое лицо. Общая сумма взысканных штрафов – 24 000 рублей.

Госстройнадзор Санкт-Петербурга не может согласиться с утверждением ряда СМИ о том, что увеличение штрафов не приведёт к желаемым результатам. Большинство застройщиков, привлеченных к административной ответственности за 2018 и 2019 год, прекратили эксплуатацию и предприняли действия для легализации объектов. Два застройщика обратились за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию и получили его, два застройщика обратились с уведомлением об окончании строительства и теперь устраняют замечания надзорного ведомства после итоговой проверки, один застройщик обратился за продлением разрешения на строительство, два застройщика прекратили эксплуатацию и законсервировали объекты.

Все перечисленные выше случаи относятся к тем застройщикам, которые эксплуатировали здания, построенные на основании полученного в законном порядке разрешения. Законодательство предусматривает и иные меры воздействия на застройщиков, которые незаконно эксплуатируют здания.

Госстройнадзор Санкт-Петербурга наделен полномочиями о направлении исков в суд о сносе самовольных построек. Информация о решениях судов размещена в открытом доступе на официальном сайте ведомства в разделе «Осторожно, самострой!». С 2012 года ведомство направило в суды 254 иска о сносе (приведении в первоначальное состояние) объектов самовольного строительства. Вступило в законную силу 101 решение судов, удовлетворивших требования Службы. Возбуждено 61 исполнительное производство. В настоящее время исполнено 9 решений судов, из них 7 решений судов исполнено собственниками добровольно, 2 решения исполнены судебным приставами-исполнителями.

Как известно, многие «самострои» до сих пор не снесены и продолжают эксплуатируются. В связи с этим надзорное ведомство рассматривает вопрос о привлечении к административной ответственности собственников «самостроев» за эксплуатацию без разрешения.

Отдел по надзору в

области строительства

Характерные нарушение норм и правил

при строительстве объектов

1. Не выполняется требование технических регламентов по перевязке вертикальных швов в кирпичной кладке внутренних стен секции

Свод правил СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие п.п.9.11.1, 9.18.3

2. Не выполняется требование технических регламентов о том, что монтаж конструкций каждого вышележащего этажа (яруса) многоэтажного здания следует производить после проектного закрепления всех монтажных элементов и достижения бетоном (раствором) прочности замоноличенных стыков несущих конструкций.(не выполнена анкеровка плит)

Свод правил СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие п.п.6,1,2

3. Не выполняется обязательное требование по укладке тычковых рядов в нижнем (первом) и верхнем (последнем) рядах возводимых конструкций,

Свод правил СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие п.п.9.2.1

4. Не выполняется требование по защите от увлажнения подоконных участков наружных стен

Свод правил СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции» п.п. 9.3.10

5. Не допускается при перерывах в работе укладывать раствор на верхний ряд кладки. Для предохранения от обледенения и заноса снегом на время перерыва в работе верх кладки следует накрывать.

Свод правил СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции» п.п. 9.12.4

6. Не в соответствии с требованиями МДС 12-47.2008 выполняется монтаж металлочерепицы, а именно:

-не выполняется требование по установке 6 саморезов на 1 м2

-не выполняется требование по установке саморезов ниже поперечной волны

-листы в местах продольных нахлесток скрепляют между собой при помощи самонарезающих винтов с шагом через одну волну.

7. Не выполняется требование по армированию простенков и участков стен, указанных в проектной документации

8. При монтаже оконных ПВХ профилей не выполнены следующие требования технических регламентов, а именно

-при выборе материалов для устройства монтажных швов следует учитывать возможные температурные изменения размеров оконных блоков при их эксплуатации). При этом эластичные изоляционные материалы, предназначенные для эксплуатации в сжатом состоянии, должны быть подобраны с учетом их оптимальной (расчетной) рабочей степени сжатия,

-саморасширяющиеся уплотнительные ленты должны перекрывать монтажный зазор в состоянии, близком к оптимальной рабочей степени сжатия, которая должна составлять не менее 25% их полного расширения,

-заполнение монтажного зазора изоляционными материалами должно быть сплошным по сечению, без пустот, разрывов, щелей и переливов. Наличие расслоений, сквозных зазоров и щелей не допускается,

-внутренний изоляционный слой должен обеспечивать надежную пароизоляцию материалов среднего слоя монтажного шва со стороны помещения,

-пароизоляционные материалы по внутреннему контуру монтажного зазора должны быть уложены непрерывно, без пропусков, разрывов и непроклеенных участков.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52749-2007 п.п. 5.1.4

9. Не в соответствии с нормативными требованиями выполняется теплоизоляция стен, а именно при устройстве теплоизоляции в несколько слоев швы плит необходимо устраивать в разбежку.

СНиП 3.04.01-87 п.п. 2.36.

10. Не выполняется требование по очистке опалубки перед бетонированием монолитных участков (присутствует бой кирпича, мусор и т.д)

Свод правил СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции» п.п. 5.3.3

11. Отклонение линий плоскостей пересечения от вертикали монолитных ж/б конструкций выше нормативного

СП 70.13330.2012 СНиП 3.03.01-87 п.п. 5.18.3 табл. 5.12

12. Линейные размеры монолитных железобетонных колонн и стен, не соответствуют нормативным.

СП 70.13330.2012 СНиП 3.03.01-87 п.п. 5.18.3 табл. 5.12

13. С целью исключения размыва грунта, образования оползней, обрушения стенок выемок в местах производства земляных работ до их начала необходимо обеспечить отвод поверхностных и подземных вод.

«Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»п.п. 5.1.3

14. Перед началом производства строительно-монтажных работ не выполнено ограждение по периметру строительной площадки.

15. Отсутствует СРО на осуществление строительного контроля привлеченным застройщиком или заказчиком на основании договора.

16. В местах пропуска через кровлю воронок внутреннего водостока не выполнено понижение на 15-20 мм в радиусе 0,5-1,0 м от уровня водоизоляционного ковра и водоприемной чаши.

Свод правил СП 17.13330.2011″СНиП II-26-76. Кровли» п.п. 5.25

17. При монтаже наплавляемого материала на кровле (довольно часто) имеются пузыри, вздутия, прочность сцепления между собой кровельного рулонного материала менее 0,5 МПа

СНиП 3.04.01-87 п.п. 2.46 табл.7

18. Не осуществляется строительный контроль при монтаже м/к

-работы производят не поверенными динамометрическими ключами

-не ведутся специальные журналы работ

-не осуществляется ежедневная поверка ключей

-отсутствуют клейма на сборках.

19. В проектах не указывается технология крепления эффективных утеплителей (количество анкеров на 1м2, шаг разбежки утеплителей при нахлесте по вертикали и горизонтали)

20. В процессе строительства в проект, прошедший экспертизу, вносятся изменения по отмене:

-утеплителя в многослойных теплоэффективных наружных стенах и утеплителя чердачного помещения с заменой на более дешевые, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям;

-цементно-песчанные стяжки на чердачных этажах;

-твердые бетонные покрытия в подвальных помещениях;

-отмостки у детских уличных веранд;

-отменяют твердые покрытия, дороги, МАФы

21. Наличие выявленных волосянных трещин в наружной версте кирпичной наружной стены облегченной кладки. п.4.3 ГОСТ Р 53778-2010.

22. Не защищается утеплитель от намокания в кирпичной кладке наружных стен в процессе производства работ. СНиП 3.03.01-87 п. 7.30.

23. Ступени лестничных маршей выполняются разной высоты (п.6.28* СНиП 21-01-97*).

25. Не устанавливаются ограждения лестничных маршей , которые должны выполняться одновременно с монтажом маршей.

26. Проемы противопожарных дверей по периметру заполняются монтажной пеной, вместо заполнения их цементно-песчанным раствором в соответствии с паспортами на противопожарные двери.

28. Лестничные площадки выполняются уже ширины лестничного марша (п. 6.31. СНиП 21-01-97*).

29. Не выполняется огнезащита стульчиков балок и ферм (п. 5.18* СНиП 21-01-97*).

30. Не выполняется огнезащита косоуров лестниц, которая должна выполняться одновременно с возведением здания, после монтажа несущих конструкций (п.583. ППБ 01-03).

31. Входные пандусы для маломобильного населения не отвечают требованиям п. 3.29 СНиП 35-01-2001 по максимальной высоте одного подъема (не более 0,8 м.) и по уклону (не более 8%).

32. Строительно-монтажные работы на объекте выполняются с нарушением, ППР и ПОС, не соблюдаются требования СниПов 12.-03-01 и 12-04-02 «Безопасность труда в строительстве», строительные бытовки, строительные материалы и вспомогательное оборудование устанавливают с нарушением требований пожарной безопасности, отсутствуют противопожарные разрывы, строительный мусор с территории стройки и зданий не удаляется.

33. Не грунтуются металлические трубы в гильзах и гильзы в местах прохода конструкций стен и перекрытий грунтовкой ГФ-021 ГОСТ 25129-82 в два слоя с последующей покраской эмалью ПФ-115 ГОСТ 6465-76 за два раза. СП 28.13330.2012.

На обращение по вопросу размещения хозяйственных построек без организации снегозадержания и водоотведения, сообщаем.

Согласно п. 1.2 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения (в т.ч. производить капитальный ремонт), в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

По данным публичной кадастровой карты (http://maps.rosreestr.ru), границы земельного участка с кадастровым номером

42:24:0101047:494, расположенного по ул. Шоссейная, 27 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Кемерово (далее Правила), утвержденными Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75, жилой дом, расположенный на земельном участке по ул. Шоссейная, 27 находится в территориальной зоне Ж3 — зоне малоэтажной жилой застройки.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Кемерово, при размещении земельного участка в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж3), предназначенной для преимущественного размещения жилого фонда: малоэтажных многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов малой этажности с приусадебными участками, а также блокированных жилых домов с минимально разрешенным набором услуг местного значения определены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений:

а) для малоэтажных многоквартирных жилых домов, для нежилых зданий, строений, сооружений — 3 м при соблюдении Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

б) для индивидуальных жилых домов — 3 м, построек для содержания скота и птицы — 4 м, других построек (бани, гаража и др.) — 1 м;

— для жилых домов блокированной застройки — 3 м; от границ земельных участков, предназначенных для размещения соседних блоков или занятых соседними блоками — 0 м.

Предельное количество этажей зданий, строений, сооружений:

— индивидуальное жилищное строительство — 3 надземных этажа;

— малоэтажная многоквартирная жилая застройка — 4 этажа (включая мансардный);

— блокированная жилая застройка — 3 этажа,

— нежилые здания, строения, сооружения — 3 этажа.

Поскольку топографическая съемка М 1:500 на земельный участок по ул. Шоссейная, 27 не обновлена и не содержит информации о возведенных постройках, а также не содержит сведений о том, что данные постройки являются капитальными, сделать заключение о нарушении градостроительных и строительных норм не представляется возможным.

В случае, если Вы считаете что при устройстве кровли на хозяйственных постройках без организации снегозадержания и водоотведения, расположенных на земельном участке по ул. Шоссейная, 27 нарушены Ваши права и охраняемые законом интересы, в соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ, Вы вправе требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Исходя из вышеизложенного, лицо, права которого нарушаются, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Новая редакция Ст. 9.4 КоАП РФ

1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 9.4 КоАП РФ

1. Положения данной статьи корреспондируют, например, с Градостроительным кодексом РФ; ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в части определения объектов экоэкспертизы федерального и регионального уровней); ФЗ от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в части согласования проектной документации, необходимой для ведения соответствующих видов деятельности в пределах ОЭЗ).

Кроме того, ФЗ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.05.2007) закрепляет правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Однако до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

При этом новые технические регламенты должны быть приняты до 1 июля 2010 года.

С этого же момента в соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ N 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных ст. 5 ФЗ N 184-ФЗ. Однако те требования, которые были установлены до его вступления в силу, сохраняют свое действие до принятия соответствующих технических регламентов.

Постановление Правительства РФ от 15.08.2003 N 500 (ред. от 02.08.2005) «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» (Российская газета. 2003. 22 августа; СЗ РФ. 2005. 8 августа) регламентирует порядок создания и основы деятельности Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, который представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом.

2. Поскольку вопросы градостроительства, проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе принимать в этой сфере нормативные правовые акты, которые должны соответствовать нормативным правовым актам федерального уровня, в частности Градостроительному кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (СЗ РФ. 2001. N 1 (часть II). Ст. 135; Российская газета. 2001. 23 января).

В рамках анализа судебной практики также признается правомерность устанавливаемых требований. Верховный Суд РФ рассматривал гражданское дело о признании частично недействительным Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008, в результате рассмотрения которого было принято решение от 22 мая 2001 N ГКПИ01-664 по жалобе о признании недействительными п. 4 и 7 названного Постановления Правительства РФ, п. 5, 6, 11 и разд. III утвержденного им Положения отказать.

3. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания на разработку градостроительной документации, выдаваемого соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними иными заказчиками. К подготовке задания на разработку градостроительной документации могут привлекаться разработчики градостроительной документации.

Составной частью градостроительной документации являются ее основные положения, содержащие краткое изложение принятых проектных решений, обязательные положения, основные технико-экономические показатели и схематический чертеж проектного плана (основного чертежа).

Разработка, согласование, утверждение и реализация градостроительной документации осуществляются на основе материалов соответствующих комплексных инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод), состав которых определяется в зависимости от вида градостроительной документации, на основании Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4207 (Российская газета. 2003. 27 февраля; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 15).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 2004. 30 декабря (см. комментарий к статье 9.5 КоАП)).

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.56 и 28.3 КоАП).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, безопасность зданий, сооружений, их составных частей, конструкций, изделий и т.д.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении технических регламентов, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов строительных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и физические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к Ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на правомочное осуществление деятельности в области строительства.

В области строительства в настоящее время действуют два основных нормативных правовых акта: Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов строительных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий. При этом государственными градостроительными нормами и правилами признаются нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и подлежащие обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов. В том числе указанные нормы и правила регулируют отношения в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических и природных особенностей указанных территорий и поселений.

3. Органом, осуществляющим надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства и промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, а также контроль за качеством услуг предприятий промышленности строительных материалов, является Государственный архитектурно-строительный надзор России, созданный и действующий в составе Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России). Госстрой России является органом, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищной политики.

4. В ч.1 комментируемой статьи для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства, в то время как для привлечения к ответственности в соответствии с ч.2 данной статьи необходимо еще наличие квалифицирующего признака, т.е. при нарушении указанных правил и норм наступление определенных последствий, выраженных в потере несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий.

5. Отдельные виды правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, предусмотрены ст.9.5 КоАП РФ. И в случае, если при нарушении обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства происходит нарушение норм, предусмотренных указанной статьей, то ответственность будет наступать именно в соответствии со ст.9.5. КоАП РФ.

6. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

7. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

8. В случае, если нарушение правил при осуществлении строительства повлекло тяжкие последствия (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо смерть человека или иные тяжкие последствия), наступает уголовная ответственность в соответствии со ст.216 УК.