Нарушение процедуры тестирования называется

Приложение 7

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 29 декабря 2016 года № 706

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения тестирования кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей

(В редакции постановлений Правительства КР от 8 июня 2017 года № 358, 6 декабря 2018 года № 568, 16 марта 2020 года № 157)

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» и устанавливает порядок проведения тестирования кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей.

2. Тестирование проводится с целью объективной и прозрачной оценки уровня профессиональной подготовки, квалификации, знаний законодательства Кыргызской Республики участников тестирования.

3. Тестирование является составной частью процедуры конкурсного отбора, а также используется в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

4. Объективность проведения тестирования обеспечивается стандартностью условий, времени, подсчета результатов, содержания тестов.

5. Тестирование кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей, а также в Национальный резерв кадров государственной гражданской службы и муниципальной службы Кыргызской Республики (далее — Национальный резерв) проводится уполномоченным государственным органом по делам государственной гражданской службы и муниципальной службы (далее — уполномоченный государственный орган) в отделе (Центре) тестирования уполномоченного государственного органа (далее — Центр тестирования) и территориальных подразделениях уполномоченного государственного органа.

Тестирование проводится с использованием компьютеров.

2. Виды тестов

6. Для тестирования кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей используются следующие виды тестирования:

1) тестирование на знание общего законодательства (далее — основной тест);

2) тестирование на знание предметного законодательства (далее — предметный тест);

3) тестирование на выявление профессионально значимых личностных качеств кандидата.

(В редакции постановления Правительства КР от 16 марта 2020 года № 157)

7. Основной тест содержит задания для оценки общих знаний законодательства Кыргызской Республики в сфере государственного управления, государственной гражданской службы и муниципальной службы.

8. Предметные тесты содержат задания для выявления уровня знаний участников тестирования по специальному направлению. Тестирование по этому виду тестов проводится с учетом квалификационных требований, предъявляемых к определенной должности, сферы деятельности и специального образования.

9. (Абзац первый утратил силу в соответствии постановлением Правительства КР от 16 марта 2020 года № 157)

Тестирование кандидатов для зачисления в Национальный резерв проводится в установленном законодательством порядке.

Формирование предметных тестов проводится с учетом сведений, предоставляемых государственным органом и органом местного самоуправления по формам согласно приложению 5 к настоящему Положению.

(В редакции постановлений Правительства КР от 6 декабря 2018 года № 568, 16 марта 2020 года № 157)

10. Разработка, формирование и обновление базы тестовых вопросов осуществляются уполномоченным государственным органом с привлечением соответствующих специалистов.

11. Количество вопросов в тесте, степень их сложности, методика оценки правильных ответов определяются уполномоченным государственным органом.

3. Функции уполномоченного государственного органа в организации тестирования

12. Уполномоченный государственный орган осуществляет следующие функции по организации тестирования:

1) осуществляет правовое и материально-техническое обеспечение Центра тестирования и территориальных подразделений уполномоченного государственного органа в части тестирования;

2) оказывает информационно-техническую поддержку Центру тестирования и территориальным подразделениям уполномоченного государственного органа в части тестирования;

3) информирует население республики через средства массовой информации, а также свой официальный веб-сайт о порядке проведения тестирования, установленном настоящим Положением;

4) размещает на своем официальном веб-сайте примерные тестовые вопросы для основного теста;

5) осуществляет общий мониторинг процесса подготовки, организации и проведения тестирования;

6) определяет порядок обработки, оформления и выдачи результатов тестирования.

4. Функции территориальных подразделений уполномоченного государственного органа в организации тестирования

13. Территориальные подразделения уполномоченного государственного органа осуществляют следующие функции по организации тестирования:

1) обеспечивают связь по VPN-каналу для проведения тестирования;

2) принимают заявки на проведение тестирования от государственных органов и органов местного самоуправления по форме согласно приложению 3 и формирование общей заявки на проведение тестирования по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению.

В случае несоответствия перечня нормативных правовых актов, указанных в общей заявке, перечню нормативных правовых актов по квалификационным требованиям государственного органа или органа местного самоуправления — заявка возвращается в территориальное подразделение государственного органа или органа местного самоуправления для повторного направления в установленном настоящим Положением порядке;

3) направляет в Центр тестирования общую заявку на проведение тестирования со списками участников тестирования (в бумажной и электронной версии) не позднее чем за три дня до проведения тестирования. Список лиц для проведения тестирования оформляется по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом;

4) проводит регистрацию участников тестирования;

5) направляет в Центр тестирования лист регистрации по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению до начала тестирования, лист регистрации шифров (кодов) участников тестирования после завершения тестирования;

6) выдает протокол результатов тестирования по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению представителю государственного органа или органа местного самоуправления.

(В редакции постановления Правительства КР от 6 декабря 2018 года № 568)

14. Протокол подписывается руководителем (заместителем руководителя) или представителем территориального подразделения уполномоченного государственного органа, администратором Центра тестирования, представителем государственного органа или органа местного самоуправления.

5. Функции Центра тестирования

15. Центр тестирования осуществляет следующие функции по организации тестирования:

1) разрабатывает, формирует и обновляет базу тестовых вопросов;

2) утверждает тестовые вопросы для основного теста;

3) составляет график тестирования по мере поступления заявок от государственных органов и органов местного самоуправления о проведении тестирования;

4) проводит регистрацию участников тестирования;

5) выдает шифры (коды) участникам тестирования для входа в систему тестирования;

6) проводит тестирование по основному и предметному тестам, а также по другим видам тестов;

7) обрабатывает результаты тестирования и составляет протокол тестирования;

8) выдает результаты тестирования представителю государственного органа или органа местного самоуправления;

9) передает результаты тестирования в территориальные подразделения уполномоченного государственного органа;

10) в случае несоответствия заявки требованиям, установленным приложением 3 к настоящему Положению, возвращает заявку в государственный орган или орган местного самоуправления для повторного направления в порядке, установленном настоящим Положением.

(В редакции постановления Правительства КР от 6 декабря 2018 года № 568)

6. Функции государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики в организации тестирования

16. Государственные органы и органы местного самоуправления Кыргызской Республики осуществляют следующие функции по организации тестирования:

1) проводят подготовительную работу по отбору кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей;

2) формируют и утверждают список участников тестирования, направляют в уполномоченный государственный орган заявку на проведение тестирования не позднее чем за семь дней до планируемой даты тестирования, по форме, установленной уполномоченным государственным органом. К заявке на проведение тестирования прилагается список участников тестирования по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению;

3) уведомляют участников тестирования о месте и времени проведения тестирования после согласования с уполномоченным государственным органом;

4) размещают на своем веб-сайте перечень нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих деятельность государственного органа или органа местного самоуправления, а также перечень примерных вопросов в соответствии с перечнем нормативных правовых актов;

5) согласовывают перечень нормативных правовых актов Кыргызской Республики для формирования предметных тестов. Перечень нормативных правовых актов Кыргызской Республики должен быть идентичен перечню нормативных правовых актов Кыргызской Республики, указанному в тексте объявления о проведении конкурса, и соответствовать квалификационным требованиям и функциональным обязанностям по каждой должности.

В случае несоответствия перечня нормативных правовых актов заявки перечню нормативных правовых актов по квалификационным требованиям заявка возвращается в государственный орган или орган местного самоуправления для повторного направления в порядке, установленном настоящим Положением;

6) направляют члена конкурсной комиссии — сотрудника структурного подразделения по работе с персоналом государственного органа или органа местного самоуправления для участия в тестировании в качестве наблюдателя от государственного органа или органа местного самоуправления и получения протокола тестирования.

При проведении тестирования допускается участие в качестве наблюдателей других ответственных государственных и муниципальных служащих, не являющихся членами конкурсной комиссии государственного органа или органа местного самоуправления, а также независимых экспертов при условии письменного уведомления уполномоченного государственного органа за три рабочих дня до установленной даты тестирования согласно графика тестирования, размещенного на сайте уполномоченного государственного органа;

7) осуществляют предварительную регистрацию участников тестирования при наличии паспорта, а в случае его отсутствия по уважительным причинам (замена либо утеря с предъявлением соответствующих документов, подтверждающих данные обстоятельства) — военного билета, водительского удостоверения либо действующего служебного удостоверения.

(В редакции постановлений Правительства КР от 8 июня 2017 года № 358, 6 декабря 2018 года № 568)

7. Порядок и условия прохождения тестирования

17. Помещение для проведения тестирования должно соответствовать условиям удобного расположения участников тестирования.

До начала тестирования администратор должен подготовить и проверить все необходимые материалы.

Регистрация участников производится при наличии паспорта, а в случае его отсутствия по уважительным причинам (замена либо утеря с предъявлением соответствующих документов, подтверждающих данные обстоятельства) — при наличии военного билета, водительского удостоверения либо действующего служебного удостоверения.

(В редакции постановления Правительства КР от 8 июня 2017 года № 358)

18. Перед началом тестирования администратор проводит подробный инструктаж участников по прохождению тестирования, отвечает на вопросы участников тестирования по процедуре компьютерного тестирования.

После инструктажа участник тестирования получает шифр (код) для входа в систему тестирования.

19. Участники тестирования, имеющие неудовлетворительное самочувствие, должны сообщить администратору об этом до начала тестирования. Тестирование данных лиц может быть перенесено на другой срок на основании их письменного заявления по решению председателя конкурсной комиссии государственного органа или органа местного самоуправления, инициирующих проведение конкурса, и по согласованию с Центром тестирования.

20. При нарушении участником правил тестирования он отстраняется от тестирования с составлением протокола об отстранении, подписываемого администраторами и представителем государственного органа или органа местного самоуправления, и передается представителю государственного органа или органа местного самоуправления.

Во время тестирования:

— запрещается выходить из зала;

— запрещается переговариваться с другими участниками тестирования;

— запрещается иметь при себе фотоаппарат и фотографировать тестовые задания с монитора компьютера;

— необходимо убрать со стола лишние предметы (папки, бумаги, сумки и др. предметы);

— необходимо выключить мобильные телефоны.

21. Опоздавшие на тестирование (по уважительной причине, но не более чем на 15 минут) участники могут быть допущены к выполнению тестовых заданий по решению руководителя Центра тестирования и представителя государственного органа или органа местного самоуправления.

Уважительной причиной является несвоевременное оповещение участника тестирования службой управления персоналом государственного органа или органа местного самоуправления.

22. В случае неявки на тестирование, в связи с болезнью участника тестирования, нахождением в служебной командировке решение о повторном допуске к тестированию принимается конкурсной комиссией государственного органа или органа местного самоуправления по заявлению участника тестирования, с последующим направлением заявки в Центр тестирования в порядке, установленном настоящим Положением, с приложением копий протокола конкурсной комиссии и заявления участника тестирования.

Ответственность за допуск к повторному тестированию участника тестирования несет государственный орган или орган местного самоуправления.

23. Общее время, отведенное на выполнение тестов, определяется уполномоченным государственным органом.

24. При проведении конкурса на вакантную административную должность тестирование проводится по месту нахождения должности либо по решению конкурсной комиссии в другой местности.

При этом все кандидаты на определенную вакантную должность должны проходить тестирование в одном месте.

(В редакции постановлений Правительства КР от 8 июня 2017 года № 358, 6 декабря 2018 года № 568)

25. Конкурсанты, участвующие в конкурсе по нескольким должностям, тестирование проходят по каждой должности согласно заявке государственного органа или органа местного самоуправления.

В случае невозможности дальнейшего участия в тестировании по нескольким должностям, участник тестирования представляет письменное заявление об отказе в дальнейшем тестировании, копия которого передается представителю государственного органа или органа местного самоуправления.

8. Выдача результатов тестирования кандидатам

26. Количество набранных баллов определяется автоматически после завершения теста и у каждого участника тестирования появляется на экране компьютера. Результаты распечатываются в виде протокола по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, в двух экземплярах, подписываются представителем государственного органа или органа местного самоуправления, администраторами системы тестирования и проставляется печать Центра тестирования. Один экземпляр протокола передается представителю государственного органа или органа местного самоуправления, второй экземпляр остается в Центре тестирования.

При проведении тестирования в территориальных подразделениях уполномоченного государственного органа протокол подписывают представители территориального подразделения уполномоченного государственного органа, государственного органа или органа местного самоуправления и администратор Центра тестирования.

27. В целях соблюдения прозрачности процедур компьютерного тестирования на сайте уполномоченного государственного органа в течение двух рабочих дней со дня завершения тестирования размещается полная информация о результатах тестирования с указанием:

— наименования государственного органа или органа местного самоуправления, для замещения вакантных административных должностей которых проводилось тестирование;

— ФИО участников тестирования — кандидатов, участвующих в конкурсе на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей;

— результатов тестирования участников тестирования с указанием набранных баллов по основному и предметному тестированию, а также по другим видам тестам;

— (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 6 декабря 2018 года № 568)

Протокол тестирования с указанием результатов тестирования по каждому виду теста участнику тестирования не выдается.

Результаты тестирования по вопросам с предоставлением верных/неверных ответов участнику тестирования не выдаются.

При возникновении спорных ситуаций по письменному заявлению участника тестирования, которое представляется не позднее следующего рабочего дня после проведения тестирования, ему демонстрируются результаты проведенного тестирования в части, его касающейся (верные/неверные ответы), без предоставления копии результатов, в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления.

(В редакции постановления Правительства КР от 6 декабря 2018 года № 568)

28. Протокол тестирования прилагается к протоколу заседания конкурсной комиссии и хранится в государственном органе или органе местного самоуправления.

Протоколы с результатами тестов хранятся в Центре тестирования и территориальных подразделениях уполномоченного государственного органа в течение одного года.

9. Заключительные положения

29. В целях обеспечения прозрачности и объективности проведения компьютерного тестирования в Центре тестирования и территориальных подразделениях уполномоченного государственного органа ведется видеонаблюдение в режиме онлайн.

30. Уполномоченный государственный орган имеет право не допускать к тестированию лиц, представивших поддельные документы и ложные сведения, а также аннулировать результаты тестирования в случае нарушения правил тестирования.

31. В случае нарушения администраторами порядка и условий тестирования участник имеет право подать заявление в уполномоченный государственный орган о замеченных нарушениях в течение трех рабочих дней со дня проведения тестирования.

Если нарушения имели место, администратор несет ответственность в установленном законодательством порядке. При этом уполномоченный государственный орган обеспечивает условия для проведения повторного тестирования в недельный срок со дня получения заявления.

32. Уполномоченный государственный орган имеет право направить участника на повторное тестирование, если у уполномоченного государственного органа есть на это обоснованные причины.

33. Споры, связанные с проведением тестирования, рассматриваются уполномоченным государственным органом.

В случае несогласия с решением уполномоченного государственного органа спор разрешается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Приложение 1
к Положению о порядке проведения

тестирования кандидатов на замещение вакантных

административных государственных

должностей и административных муниципальных должностей

Дата _________________________________________________________

Время: _______________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Наименование должности

1

2

3

Приложение 2
к Положению о порядке проведения тестирования кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей

Протокол
результатов тестирования кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей/административных муниципальных должностей в

_________________________________________________________________
(наименование государственного органа, органа местного самоуправления)

(В редакции постановления Правительства КР от 16 марта 2020 года № 157)

Дата «___» ______________________ 202__ г.

Время: _________________________________

Результаты тестирования:

Фамилия, имя, отчество

Баллы по основному тесту

Баллы по предметному тесту

Баллы по тестированию на выявление профессионально значимых личностных качеств кандидата

Наименование должности

1

2

3

Приложение 3
к Положению о порядке проведения тестирования кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей

ЗАЯВКА
на проведение тестирования

(В редакции постановления Правительства КР от 6 декабря 2018 года № 568)

Уполномоченный государственный орган

Государственный орган/орган местного самоуправления (указывается наименование государственного органа/органа местного самоуправления) в связи с проведением конкурса на замещение вакантных административных государственных должностей/административных муниципальных должностей направляет заявку для проведения компьютерного тестирования (указывается вид тестирования: по основным вопросам/по предметным вопросам), _____________________ (указывается общее количество кандидатов, подлежащих тестированию) на ___ вакантных должностей (указывается общее количество).

Руководитель государственного органа/органа местного самоуправления.

Приложение 4
к Положению о порядке проведения тестирования кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей

ЗАЯВКА
на проведение тестирования от территориального подразделения уполномоченного государственного органа

Уполномоченный государственный орган

Территориальное подразделение (указывается наименование территориального подразделения уполномоченного государственного органа) направляет списки, представленные государственными органами/органами местного самоуправления, для проведения компьютерного тестирования.

Дата, территориальное подразделение уполномоченного государственного органа:

— государственный орган/орган местного самоуправления (указывается наименование государственного органа/органа местного самоуправления) в связи с проведением конкурса на замещение вакантных административных государственных должностей/административных муниципальных должностей направляет заявку для проведения компьютерного тестирования (указывается вид тестирования: по основным вопросам/по предметным вопросам) — количество вакантных должностей — общее количество лиц, подлежащих тестированию по государственному органу/органу местного самоуправления.

Руководитель территориального подразделения уполномоченного государственного органа.

ФИО исполнителя, телефон.

Приложение 5
к Положению о порядке проведения тестирования кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей и административных муниципальных должностей

Структурное подразделение, должность (на которую претендуют кандидаты), количество вакансий

Перечень источников для формирования предметного теста(*)

ФИО кандидата

1

2

3

Статс-секретарь (руководитель аппарата), ответственный секретарь органа местного самоуправления

Руководитель структурного подразделения по работе с персоналом государственного органа/органа местного самоуправления (если заявка на тестирование представлена государственным органом/органом местного самоуправления)

Руководитель территориального подразделения уполномоченного государственного органа (если заявка на тестирование представлена территориальным подразделением уполномоченного государственного органа)

(*) наименование раздела электронного каталога, из которого должен быть сформирован предметный тест (предварительно готовится государственным органом/органом местного самоуправления).

Введение

Разработчики тестов черпают информацию из различных источников, включая модели проекта, интерфейсы классификаторов, диаграммы состояний и собственно код продукта. В определенный момент эта информация претерпевает преобразование в тесты исполняемой программы:

  • входные значения для тестируемого программного обеспечения
  • конкретная конфигурация аппаратного и программного обеспечения
  • перевод в определенное состояние
  • ожидание определенных результатов

Хотя можно перейти напрямую от информации к тестам, зачастую бывает целесообразно добавить промежуточный шаг. На этом шаге идеи по тестированию записываются в список идей, который затем используется для создания тестов.

Что такое идея по тестированию?

Идея по тестированию (или требование к тесту) — это краткое описание теста, который нужно выполнить. В качестве примера рассмотрим функцию, вычисляющую квадратный корень, и предложим несколько идей для ее тестирования:

  • дать в качестве входного значения число немного меньше нуля
  • дать в качестве входного значения ноль
  • дать в качестве входного значения квадрат целого числа, например 4 или 16 (будет ли результатом ровно 2 или 4?)

Эти идеи можно без труда преобразовать в исполняемые тесты с точным описанием входных значений и ожидаемых результатов.

Относительно неформальный промежуточный список идей обладает двумя преимуществами:

  • идеи для тестов более понятны и просты для восприятия, чем готовые тесты — проще понять, что же именно нужно проверить
  • с помощью идей можно описать сложные тесты — об этом рассказано в разделе Разработка тестов с помощью списка

В примерах идей для функции вычисления квадратного корня использовались только входные значения, однако ничто не мешает использовать любые другие элементы исполняемого теста. Например, идея «напечатать на принтере LaserJet IIIp» описывает среду тестирования, равно как идея «выполнить тест с полной базой данных», хотя эти идеи не отличаются полнотой: что нужно напечатать на принтере? Что нужно сделать с полной базой данных? Однако эти идеи напоминают о том, что именно нельзя упускать из виду, позволяя отложить конкретную реализацию этих идей до момента разработки тестов.

Идеи по тестированию зачастую основаны на моделях сбоев, дающих представление о наиболее часто встречающихся ошибках и способах их обнаружения. В качестве примера можно рассмотреть граничные значения. Например, функция вычисления квадратного корня может выглядеть примерно так:

double sqrt(double x) { if (x < 0) // signal error …

Вполне может быть, что вместо < по ошибке будет указано <=. Такие опечатки встречаются довольно часто, и поэтому они стоят проверки. Данную ошибку нельзя обнаружить при X, равном 2, поскольку как неправильное (x<=0), так и правильное выражение (x<0) в этом случае пойдут по одной и той же ветви оператора if. По этой же причине данную ошибку нельзя обнаружить, присвоив X значение -5. Единственный способ обнаружить эту ошибку заключается в том, чтобы присвоить X значение 0, и это обстоятельство оправдывает создание второго теста.

В данном случае сбой можно смоделировать достаточно прямолинейно. В других случаях это не так просто. Например, всякий раз, когда программа манипулирует ссылками на структуры, полезно проверять цикличность ссылок. Неправильная обработка циклических структур может быть вызвана различными ошибками. Однако в целях тестирования не обязательно владеть информацией обо всех возможных ошибках — достаточно знать, что вероятность возникновения какой-либо определенной ошибки оправдывает выполнение теста.

В следующих разделах приведена информация об идеях по тестированию различных моделей сбоев. Первые две модели сбоев явные, остальные — неявные.

  • Рекомендации: идеи по тестированию логических операторов и граничных значений
  • Рекомендации: идеи по тестированию вызовов методов
  • Концепция: каталог идей по тестированию

Эти модели сбоев применимы к разнообразным рабочим продуктам. Например, в первой приведены идеи по тестированию логических выражений. Логические выражении могут встречаться непосредственно в коде, в сторожевых условиях, циклограммах и диаграммах состояний, а также в неформальных описаниях поведения методов (например, в опубликованных API).

В некоторых случаях полезно создание рекомендаций для отдельных рабочих продуктов. См. Рекомендации: идеи по тестированию диаграмм состояний и блок-схем.

В список идей по тестированию можно включить идеи из различных моделей сбоев, относящихся к различным рабочим продуктам.

Проектирование тестов с помощью списка

Предположим, что вы разрабатываете тесты для метода, выполняющего поиск строки в последовательном наборе. Этот метод может выполнять поиск с учетом или без учета регистра и возвращает номер первого найденного совпадения или значение -1, если совпадение не найдено.

int Collection.find(String string, Boolean ignoreCase);

Вот несколько идей по тестированию данного метода:

  1. совпадение найдено в первой позиции
  2. совпадение найдено в последней позиции
  3. не найдено ни одно совпадение
  4. найдены несколько совпадений
  5. при поиске без учета регистра найдено совпадение, которое не было бы совпадением с учетом регистра
  6. при поиске с учетом регистра найдено точное совпадение
  7. при поиске с учетом регистра пропущено значение, которое было бы совпадением без учета регистра

Реализация этих семи тестов — по одному на каждую идею — не составила бы труда. Однако в одном тесте можно объединить несколько идей. Например, следующий тест удовлетворяет условиям идей 2, 6 и 7:

Чем более обобщенные формулировки идей, тем проще объединять их.

Предположим, что можно охватить все идеи тремя тестами. Чем три теста, охватывающие семь идей, лучше семи отдельных тестов?

  • При создании большого количества тестов довольно часто тест с номером N+1 создается путем копирования теста N и подгонки его параметров под следующую идею. В результате, особенно если речь идет о сложном программном обеспечении, тест N+1 испытывает программу почти так же, как тест N. При выполнении этого теста выполняются практически те же самые участки кода.
    Малое количество тестов, каждый из которых охватывает несколько идей по тестированию, довольно сложно создать путем «клонирования». Все тесты будут отличаться друг от друга, и при их выполнении будут работать различные участки кода.
    Чем лучше такой подход? Если бы список идей по тестированию был полным и идеи охватывали все возможные ошибки в программе, способ создания тестов не играл бы роли. Однако списки никогда не бывают полными. Чем разнообразнее тесты и чем больше различных участков кода они заставляют работать, тем больше вероятность того, что какая-либо ошибка будет выявлена случайно. В результате у меньшего количества сложных тестов больше шансов обнаружить ошибку, о которой вы даже не задумывались, чем у большего количества однообразных тестов.
  • Иногда при создании сложных тестов в голову приходят новые идеи. При работе с простыми тестами идеи приходят реже, потому что все тесты однообразны, и это усыпляет разум.

В то же время у сложных тестов есть и недостатки.

  • Если каждый тест охватывает ровно одну идею и тест 2 выявляет ошибку, вы будете мгновенно знать наиболее вероятную причину ошибки: программа неправильно обрабатывает совпадение в последней позиции. Если тест охватывает идеи 2, 6 и 7 одновременно, поиск конкретной причины ошибки усложняется.
  • Сложные тесты менее понятны и требуют больших усилий по обслуживанию. Цели таких тестов менее очевидны.
  • Сложные тесты сложнее создавать. На создание теста, охватывающего пять идей, зачастую требуется больше времени, чем на создание пяти тестов, каждый из которых удовлетворяет одной идее. Более того, гораздо проще допустить ошибку — например, разработчику может показаться, что тест охватывает все пять идей, хотя в реальности он охватывает только четыре.

На практике нужно найти оптимальный баланс между простотой и сложностью. Например, первые тесты (обычно это проверка дымом) должны быть простыми и легкими для понимания и направлены на обнаружение самых очевидных ошибок. Последующие тесты должны быть сложнее, однако не настолько сложными, чтобы их стало невозможно обслуживать.

После создания набора тестов нужно проверить, нет ли в них типичных ошибок, которые обсуждаются в разделе Концепция: тестирование разработчиков.

Применение идей по тестированию перед тестированием

Списком идей по тестированию можно пользоваться для анализа и проверки рабочих продуктов проекта. Например, рассмотрим часть модели проекта, показывающую взаимосвязь между классами Department (отдел) и Employee (сотрудник).

Рисунок 1: Связь между классами Department и Employee

В правилах создания идей по тестированию подобных моделей будет предложено рассмотреть ситуацию, когда в отделе много сотрудников. Задав себе вопрос «Что будет, если на данном этапе в отделе будет столько-то сотрудников?» во время анализа проекта, можно обнаружить ошибки анализа и проектные ошибки. Например, можно выяснить, что сотрудников можно перемещать между отделами только по одному. Это ограничение может вызвать огромные сложности, если в компании часто происходят крупномасштабные изменения структуры с переподчинением большого количества сотрудников.

Подобные недоработки, когда разработчик не учел какой-либо сценарий, называются упущениями. Если в проекте допущено упущение, скорее всего, оно же допущено и при разработке идей по тестированию. Примеры упущений рассматриваются в публикациях , , , и других работах.

Роль тестирования в разработке продуктов обсуждается в разделе Концепция: разработка с приоритетом тестов.

Идеи по тестированию и прослеживаемость

Прослеживаемость — это вопрос компромиссов. Достаточно ли пользы от нее, чтобы оправдать усилия на ее реализацию? Это вопрос нужно обдумать при выполнении задачи Задача: формулировка потребности в оценке и прослеживаемости.

Если обеспечение прослеживаемости оправдано, обычно принято прослеживать тесты вплоть до рабочих продуктов, на основе которых они были созданы. Например, в рамках проекта может быть обеспечена прослеживаемость между API и его тестами. Если в API будут внесены изменения, вы будете знать, какие тесты нужно будет изменить. Если изменится код, реализующий API, вы будете знать, какие тесны нужно выполнить вновь. Если тест дает неожиданный результат, вы знаете, какой API требует внимания.

Список идей по тестированию дает определенную степень прослеживаемости. Тесты можно привязать к идеям, которые они охватывают, а идеи — к исходным рабочим продуктам.

Государственный центр тестирования опубликовал ответ (озаглавленный «Ҳолат аслида қандай?» — «Каково настоящее положение дел?») на открытое письмо преподавателя Комила Джалилова о проблемах, связанных с системой тестирования при поступлении в вузы. Ответ ГЦТ содержал призыв к автору «действовать практически», не занимаясь лишь критикой существующей ситуации. Комил Джалилов подготовил предложения, которые могут быть учтены в процессе совершенствования тестирования.

Сам факт того, что орган государственного управления, коим является Государственный центр тестирования, реагирует на публикации в прессе и вступает в диалог, радует. Сразу оговорюсь: целью моих выступлений не является дискредитация ГЦТ или критика ради критики. Ни в коем случае.

Цель — пригласить ГЦТ к обсуждению возможных проблем и к совместному поиску их решений. Надеюсь, что прошли времена, когда критика или обсуждение системы воспринимается представителями системы как личное оскорбление или обида.

Что касается предложения представителей ГЦТ «заниматься практическими делами, а не только написанием критических статей», позвольте заметить: статьи — пока единственное, чем я могу помочь ГЦТ. Мое предложение помочь ГЦТ практически, на основе моих знаний и опыта, полученных в Великобритании, озвученное лично директору, а также руководителям некоторых подразделений ГЦТ, пока остается без ответа в силу неизвестных мне причин. Тем не менее, это предложение остается в силе. Но вернемся к вопросам, поднятым в открытом письме и к полученным ответам.

Как обеспечить валидность тестов

Первый вопрос касался валидности тестов, используемых ГЦТ для отбора абитуриентов в вузы. Мы уже говорили, что валидность — это правильность подобранного инструмента оценки (действительно ли мы мерим то, что хотим измерить).

Если подходить к проблеме валидности с более научной точки зрения, то согласно принятому с современной науке определению, валидность — это адекватность интерпретации (толкования) результатов теста по отношению к цели тестирования. Тесты не проводятся просто так. Они проводятся для принятия каких-либо решений на основе их результатов. Например, учитель в классе проводит тестирование своих учеников, чтобы определить, насколько они усвоили материал, и на основе этого решать, нужно ли выделить время для повторения или можно ли переходить к следующей теме. Государственные органы, отвечающие за качество образования, проводят тесты для того, чтобы узнать, насколько качественно работают образовательные учреждения, и на основе этой информации принимают меры по отношению к данным учреждениям. ГЦТ проводит тесты, чтобы проверить, готов ли абитуриент к обучению в вузе, и вопрос валидности необходимо рассматривать именно с этой точки зрения.

Соответственно, тест должен разрабатываться исходя из поставленной цели. Тест состоит из одного или более тестовых заданий, которые могут быть двух видов: закрытого (где тестируемый выбирает из предложенных вариантов ответа) или открытого (где тестируемый сам создает ответ), причем и закрытые, и открытые тестовые задания, в свою очередь, включают несколько подвидов. Исходя из цели тестирования, разработчики теста выбирают, какие виды и подвиды тестовых заданий должны быть включены в тест.

Например, если мы хотим измерить, насколько грамотно может человек изложить свои мысли в письменно виде на иностранном языке, то нужно тестовое задание открытого вида, где человек сам пишет что-то. Тестовое задание закрытого вида, проверяющее знание правил грамматики, не сможет нам показать, насколько грамотно человек пишет. Но если нашей целью является именно проверка степени усвоения правил грамматики, то тогда тестовые задания закрытого вида вполне могут нам помочь определить это.

Представители ГЦТ в своем ответе утверждают, что для обеспечения содержательной валидности тестов (степени его соответствия предметной области) разработана спецификация теста. Спецификация теста — это документ, в котором описываются цели и задачи теста, условия его проведения, информация, необходимая для интерпретации результатов теста, а также проверяемые умения и навыки и используемые для этих целей виды тестовых заданий. Например, спецификации ЕГЭ России по разным предметам доступны на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) — разработчика ЕГЭ, а на сайте College Board (Университетского совета) можно ознакомиться со спецификациями SAT — стандартизированного экзамена для поступления в вузы США. Если обратить внимание, в спецификациях всегда указывается, какие именно навыки и умения проверяются в рамках той или иной темы.

Просто перечень тем и количество вопросов по этой теме, как это имеет место в спецификациях тестов ГЦТ по узбекскому языку и литературе, русскому языку и литературе, иностранному языку и истории, не может служить спецификацией. Такой подход к составлению спецификаций опасен тем, что составители тестовых заданий будут склонны проверять память — запомнил или не запомнил абитуриент определенный набор фактов или правил по данной теме.

Представители ГЦТ в своем ответе утверждают, что для составления тестов анализируются учебники и учебные программы. Но соответствие учебникам и учебным программам — это не показатель содержательной валидности. В образовательных системах многих стран (например, России, Англии и других) для одного и того же предмета и класса существуют различные учебники, и учителя выбирают, по какому учебнику будет заниматься их класс. А стандартизированные тесты не основываются ни на одном из этих учебников — они основываются на образовательных стандартах.

Недавно было принято постановление о переходе на систему альтернативных учебников и у нас. Когда эта система полноценно заработает и появятся различные учебники по одним и тем же предметам, будут ли абитуриенты вынуждены «зубрить» все учебники?

Да и сейчас, учитывая использование разных учебников в школах, лицеях и колледжах, абитуриенты до сих пор не нашли ответа на вопрос: надо ли им зубрить все эти учебники и что им делать, когда факты, в них изложенные, порой противоречат друг другу?

Результаты тестов ГЦТ используются для принятия решения об отборе выпускника школы (лицея) в вуз, и поэтому эти тесты должны показывать, какими умениями и навыками, изложенными в Государственных образовательных стандартах, овладел абитуриент и насколько он сможет воспользоваться ими в дальнейшей учебе по выбранной специализации.

Выборочный анализ тестовых заданий

Попробуем проанализировать несколько примеров тестовых заданий. В одном из примеров заданий по истории, приведенных на сайте ГЦТ, представлено изображение древнегреческого философа Диогена и абитуриенту необходимо найти изречение, принадлежащее этому философу (при этом абитуриент по приведенному изображению должен понять, что это Диоген).

Видимо, составители тестов хотели проверить, насколько хорошо абитуриент, закончивший 11-й класс, запомнил информацию и рисунки, приведенные на 111-й странице учебника по истории для 6-го класса. Однако ни в Государственных образовательных стандартах образца 2000 года, ни в их более поздней редакции 2017 года не указано, что одной из целей преподавания истории является умение узнавать исторические личности по их изображениям или запоминание любой информации, изложенной в учебниках. И потом, как это умение понадобится абитуриенту в дальнейшей учебе по выбранной специализации? Подобные вопросы хороши для соревнований на эрудицию, таких как «Своя игра» или «Брейн ринг», но не в качестве инструмента отбора абитуриентов в вуз.

В одном из заданий по узбекской литературе (задание №8) абитуриенту необходимо определить, о героях каких произведений идет речь. В данном случае проверяется, насколько абитуриент запомнил сюжетные линии изученных в школе произведений, что также не является задачей школьного курса литературы и не понадобится абитуриенту в дальнейшей учебе в вузе.

Кстати, о последнем примере (задании №8 по узбекской литературе). Даны имена четырех героев разных произведений и краткие изложения сюжетных линий произведений с их участием. Я попытался ответить на это задание и обнаружил, что знаю сюжетные линии только двух произведений из четырех — «Озорник» (b) и «На желтом диве» (d). Сопоставив, что к произведению (b) подходит описание 1, а к произведению (d) — описание 2, я смог найти правильный ответ. То есть, чтобы ответить на задание, проверяющее знание сюжета четырех произведений, мне не обязательно знать все четыре произведения.

Это является результатом того, что составители в данном случае выбрали несоответствующий подвид тестового задания, а также нарушили правила написания тестовых заданий закрытого типа, описанные в научной литературе. Такое нарушение приводит к тому, что в задании появляются факторы, негативно влияющие на валидность (то, что в науке называется «construct-irrelevant variances»).

Одним из правил составления тестовых заданий закрытого типа является исключение цепочки «вопросов в вопросе». Нельзя в одном тестовом задании пытаться зашифровать несколько вопросов. Такой подход к составлению заданий негативно влияет на валидность теста. Несмотря на критику такого подхода специалистами, видимо, составителям тестовых заданий сложно удержаться от «соблазна» проверять с помощью одного тестового задания несколько понятий (задание №2 по узбекскому языку).

Представители ГЦТ в своем ответе утверждают, что тесты проходят экспертную оценку специалистов из системы народного, среднего специального и высшего образования. Для того, чтобы составлять тесты и оценивать их качество, мало быть специалистом в своей предметной области. Необходимо также иметь определенные знания по тестологии и уметь применять эти знания на практике. Сколько процентов экспертов ГЦТ изучали тестологию как науку в рамках вузовского или поствузовского курса?

Чтобы не быть обвиненным в «критиканстве», по каждому из рассмотренных вопросов буду предлагать свои предложения.

Итак, по валидности:

  • необходимо пересмотреть спецификации тестов, с тем чтобы в них было четко указано, какие умения и навыки и каким образом будут проверены;
  • для каждого проверяемого умения или навыка подобрать соответствующий вид (подвид) тестового задания;
  • отказаться от заданий, проверяющих механическое запоминание фактов (правил) или привести количество таких заданий к неизбежному минимуму;
  • исходя из правил составления тестовых заданий, разработать конкретные требования к разным видам тестовых заданий;
  • на основе методик валидации, предлагаемых исследователями, разработать детальный алгоритм валидации тестовых заданий и четко следовать этому алгоритму;
  • к разработке и экспертизе тестовых заданий привлекать специалистов, хорошо знающих не только свою предметную область, но и тестологию.

Апробация тестовых заданий

Второй вопрос в открытом письме касался апробации тестовых заданий. Представители ГЦТ в своем ответе приводят статистику, сколько процентов заданий были изменены в результате апробации. Апробация крайне важна для выявления качества тестовых заданий и позволяет избегать последующих проигрышей в судах из-за неправильных заданий, а также необходимости пересчитывать баллы всем абитуриентам, у кого были подобные задания (одно и то же задание может использоваться в книгах вопросов нескольких тысяч абитуриентов, и справедливости ради надо бы пересчитывать баллы всем абитуриентам, кому «попались» аналогичные задания, а не только тем, у кого были возможность и желание судиться с ГЦТ).

Задания, которые были изменены по результатам апробации, должны быть повторно вынесены на апробацию — любое изменение по сути «превращает» задание в новое, и без повторной апробации невозможно узнать его качественные характеристики. И так по циклу — до тех пор, пока статистические параметры тестовых заданий не достигнут приемлемых показателей.

Кроме того, тестовые задания могут показывать различные характеристики в разных комбинациях, и для вычисления такого важного показателя, как надежность целого теста или тестового варианта, необходимо провести апробацию уже готового варианта. Насколько мне известно, в ГЦТ компьютер генерирует тестовые варианты из базы тестовых заданий перед экзаменами, что не позволяет вычислять надежность каждого тестового варианта. Вопрос про шкалирование (сравнение степени сложности различных вариантов теста и коррекцию результатов) остался без ответа, хотя подобная процедура является крайне важной для принятия правильных решений по результатам теста. Ведь сложность варианта не есть сумма сложности тестовых заданий, из которых состоит вариант.

Говоря о сложности тестовых заданий, представители ГЦТ утверждают, что разработана таблица корреляции сложности тестового задания по теоретической шкале (или, как названо в ответе, «теоретический вес» — «ves theor») и по результатам апробации (или, как названо в ответе, «апостериорный вес» — «ves apost»).

Для определения степени «теоретического веса» (в тестологии это называется «когнитивной нагрузкой» тестового задания) необходимо использовать какую-либо иерархию когнитивных (мыслительных) процессов, таких как, например, таксономия образовательных целей Блума.

Говоря проще, если для ответа на вопрос тестируемому необходимо просто вспомнить факт или правило — это один (самый низкий) уровень когнитивной нагрузки. Если же для ответа требуется сопоставлять различную информацию и делать выводы, это уже другой уровень нагрузки. При этом, даже если для правильного ответа на вопрос требуется вспомнить не один, а несколько фактов, без какого-либо их сопоставления или анализа, это не значит, что повышается уровень когнитивной нагрузки.

Однако, видимо, эксперты ГЦТ считают по-другому — в примерных заданиях по истории задание №3, в котором требуется вспомнить два не связанных друг с другом факта — имена наместников двух разных династий в Хорасане — отнесено ко второй степени сложности, а задание №10, в котором также требуется вспомнить, когда происходили те или иные события в истории, отнесено к третьей степени сложности из-за того, что количества фактов в данном задании больше. Возникает вопрос: на какую иерархию когнитивных процессов опирается ГЦТ при определении «теоретического веса» тестового задания?

На вопрос о публикации результатов научных исследований по валидности и надежности тестов представители ГЦТ отвечают, что в «Вестниках» ГЦТ и периодической печати опубликованы статьи. Однако каким тиражом издается «Вестник» ГЦТ и можно ли его найти в продаже? Опубликованы ли в этих статьях показатели надежности, стандартной ошибки измерений, результаты шкалирования и другие важные параметры тестов, как это делают, например, ФИПИ, College Board и другие разработчики стандартизированных тестов?

Мои предложения по данному пункту:

  • нужно определиться с иерархией (теоретической моделью), на которой будет опираться когнитивная нагрузка тестового задания, и на основе этой иерархии разработать и опубликовать четкие требования к уровням «теоретического веса» заданий;
  • проводить через апробацию не только тестовые задания, но и варианты тестов для вычисления их надежности и повторять процедуру апробации вплоть до получения приемлемых показателей;
  • до подсчета и опубликования результатов теста проводить шкалирование результатов;
  • во время подсчета результатов теста еще раз анализировать статистические показатели качества тестовых заданий и при обнаружении проблемных заданий исключить их из итогового результата;
  • на сайте ГЦТ ежегодно публиковать аналитические отчеты, которые включает количественные показатели по надежности тестовых вариантов, стандартной ошибке измерений, а также шкалированию результатов разных вариантов.

О количестве предметов

Третий вопрос в открытом письме касался целесообразности увеличения количества предметов, по которым проводится тестирование, с трех до пяти. Государственный центр тестирования утверждает, что при увеличении количества тестируемых предметов были учтены мнения специалистов в области образования и медицины. Думается, что общественности было бы интересно ознакомиться с этими мнениями. Основываются ли эти мнения на результатах каких-либо исследований? Мой поиск по базам данных научных журналов показал, что исследователи, например, Дейвис и Фердоу, Вейрих и другие, отмечают влияние усталости тестируемого, связанного с длиной теста, на его результаты по тесту.

В США и странах Европы обычно стараются учитывать психологическую нагрузку теста на тестируемого и не перегружать ученика чрезмерным тестированием. Например, абитуриент, сдающий SAT Subject Tests (стандартизированные тесты по предметам для поступления в вузы США) не может за один день сдать тесты по более чем трем предметам. Учитывая, что тест по каждому предмету длится один час, общая продолжительность экзамена не может превышать трех часов. Другой стандартизированный тест, результаты которого также принимаются вузами США, — American College Testing (ACT) длится 2 часа 55 минут. Британский A-Level, служащий одновременно школьным выпускным экзаменом и вступительным экзаменом в вузы, или его российский аналог — Единый государственный экзамен — сдаются в разные дни по разным предметам.

В отдельных странах Азии поступление в вуз сложнее — экзамены включают большее количество предметов и длятся дольше. Китайский стандартизированный экзамен для поступающих в вузы (NCEE) проводится в течение нескольких дней. Аналогичный южнокорейский экзамен (CSAT) проводится в течение одного дня, но предоставляет перерыв от 20 до 50 минут между разделами. Однако есть другая сторона медали. Южная Корея лидирует в мире по числу суицидов среди молодежи и по уровню стресса среди молодежи среди стран ОЭСР, и одной из причин называется психологическое давление, связанное с поступлением в вуз. В Китае также аналитики отмечают негативное влияние вступительных тестов на психическое состояние молодежи.

На мой взгляд, нам необходимо определиться, чего мы хотим. Молодежи, которая из одного экзаменационного марафона в мае-июне — государственной итоговой аттестации в школе, состоящей как минимум из 7−8 предметов, — сразу же бежит к другому марафону в июле-августе — вступительным тестам в вузы, включающим пять совершенно разных предметов? Учитывая высокую конкуренцию при поступлении в вуз, как такая череда экзаменов в разгаре лета отразится на психологическом состоянии абитуриента?

На вопрос о целесообразности увеличения количества предметов представители ГЦТ отвечают: «Что в этом плохого («нимаси ёмон»)?».

Тестология как наука не оперирует категориями «что в этом хорошего» или «что в этом плохого». Она оперирует категорией валидности — соответствия выбранного способа тестирования поставленным целям.

Тестология не действует по принципу «чем больше — тем лучше» или «кашу маслом не испортишь». В любой науке важно не «переборщить».

Представители ГЦТ утверждают, что увеличение количества предметов создает больше шансов для абитуриента — тот сможет набрать больше баллов, отвечая на более простые вопросы. А нужен ли, скажем, медицинскому или техническому вузу такой студент, который поступил из-за того, что набрал больше баллов, отвечая на простые вопросы по непрофильным предметам, но уровень подготовки которого по профильным предметам оставляет желать лучшего? Какие предметы планируется добавить в те направления, где история или математика уже присутствуют в списке предметов тестирования?

Вопросов, как всегда, больше чем ответов. Да и вопрос о том, как ГЦТ собирается определять «упрощенность» заданий по обязательным предметам тоже пока остается без ответа.

На мой взгляд, если ГЦТ не доверяет аттестатам или дипломам, выданным абитуриентам от имени государства (а введение дополнительной проверки «общей грамотности и базовых знаний» абитуриента можно рассматривать именно как выражение недоверия), то необходимо было объединять функции выпускного школьного (лицеевского) и вступительного вузовского экзаменов и проводить этот экзамен в школе или лицее, до получения выпускниками аттестата или диплома. Или же по Государственный центр тестирования мог бы прийти в школы (лицеи) и совместно с Министерством народного образования, которому подчиняются школы, или Министерством высшего и среднего специального образования, которому подчиняются лицеи, убедиться в наличии этих самых «базовых знаний» в ходе Государственной итоговой аттестации. А то получается: «у тебя на руках аттестат школы (диплом лицея), но все равно докажи, что ты не дурак».

Мои предложения по данному вопросу: либо признать, что увеличение количества предметов было необдуманным и необоснованным, и отменить это решение, либо выявлять наличие у абитуриента «общей грамотности и базовых знаний» по обязательным предметам до того, как тот закончит школу или лицей.

Вопрос выбора направлений абитуриентом

Следующий мой вопрос о том, почему бы не разрешить абитуриенту выбирать направление обучения без учета «последовательности» предметов или «приоритета» направлений остался без ответа, хотя, думается, этот вопрос интересует многих абитуриентов и их родителей. Вопрос о научной обоснованности «очередности» предметов или связи отдельных предметов с будущей специализацией также остался без внимания.

Во многих странах, где вузы принимают студентов по результатам стандартизированных тестов, абитуриенты рассылают результаты своих тестов в разные вузы и по ответам вузов принимают решение о том, где учиться.

Попробуем перенести такой подход в наши реалии. Абитуриент A при сдаче документов выбирает до трех направлений, при этом предметы тестирования в этих направлениях должны совпадать. Если «очередность» предметов разная, ГЦТ на следующий день после тестирования публикует три разных балла для этого абитуриента, исходя из количества его правильных ответов по предметам. После завершения тестирования для всех абитуриентов, ГЦТ публикует на своем сайте итоговые результаты: кто куда смог поступить, на «бюджет» или на «контракт».

Наш абитуриент, А не смог поступить на первое выбранное им направление, на второе он «попал» на «контракт», на третье — на «бюджет». Другие абитуриенты также могут быть в похожей ситуации. Абитуриентам дается срок, в течение которого они должны определиться, будут ли они вообще учиться и если да, то где. До истечения срока абитуриенты через центры или портал госуслуг сообщают о своем выборе. Для тех, кто не сообщил о своем выборе, будет учитываться «приоритетность», указанная при сдаче документов. ГЦТ пересчитывает результаты исходя из выбора абитуриентов и публикует окончательные списки.

Итак, мои предложения по данному пункту:

  • критически пересмотреть перечень предметов для поступления в вузы, учитывая будущую специализацию, а также мнения вузов и работодателей;
  • изучить вопрос о «целесообразности» очередности разных предметов — присуждения разных баллов за правильный ответ;
  • разработать и внедрить механизм предоставления абитуриентам реального права выбора трех направлений.

Требование сертификата уровня B2

Следующий вопрос в открытом письме касался целесообразности требования сертификата уровня B2 (уровня выпускника вуза) от абитуриента для его освобождения от тестов по иностранному языку. Представители ГЦТ утверждают, что это льгота и для получения льготы пусть абитуриент доказывает, что он лучше других.

Позвольте не согласиться. Зачисление в вуз без экзаменов на основании того, что абитуриент является выпускником определенного образовательного учреждения — это льгота. Зачисление в вуз без экзаменов на основании того, что абитуриент является лауреатом награды, не имеющей отношение к будущей специализации — это льгота. Присуждение дополнительных баллов при поступлении в гражданский вуз тому, кто отслужил срочную военную службу, — это льгота. Но когда абитуриент за определенную плату проходит тестирование, комплексно проверяющее его реальный уровень владения иностранным языком и включающий все аспекты (умение понимать устную речь, умение понимать тексты разных жанров, умение писать и говорить на иностранном языке), когда абитуриент доказывает, что достиг того уровня, которого требует образовательные стандарты, и за это получает освобождение от теста, проверяющего в основном грамматику и чтение — это не льгота. Потому что он уже сдал более сложный, более полноценный тест. Да, даже тест на владение уровня иностранным языком на уровне B1 является более сложным, чем тест по иностранному языку, включенный в блок вступительных тестов, хотя бы потому, что первый охватывает все навыки речи. Любой преподаватель иностранного языка скажет вам, что развивать продуктивные навыки (умение говорить и писать на иностранном языке) у ученика сложнее, чем просто зубрить правила грамматики.

А ведь Национальная тестовая система оценки уровня знания иностранных языков была внедрения именно с этой целью: с целью побуждения абитуриентов реально учить язык — об этом мы уже говорили. ГЦТ со своим принципом «чем это плохо?» («бунинг нимаси ёмон?»), т. е. «что плохого в том, что мы будем требовать сертификат уровня выпускника вуза от абитуриента, поступающего в вуз», просто перечеркнули эту цель.

Не будет абитуриент пытаться сдавать заведомо непосильный для себя уровень, а тихо вернется к зубрежке грамматики. Сами представители ГЦТ в своем ответе признают это: получение сертификата не является обязательным, абитуриент может просто сдать тест по иностранному языку в блоке вступительных экзаменов. И не будет он как студент уметь пользоваться иностранными материалами при написании курсовых, как утверждают представители ГЦТ, потому что до поступления в вуз он не изучал язык как средство коммуникации, а просто зубрил грамматические правила. Ведь это то, что проверяет ГЦТ по иностранному языку при поступлении в вуз.

Позвольте повторить: ГЦТ как государственный орган, ответственный за отбор абитуриентов в вузы, должен руководствоваться не принципом «чем это плохо», а принципом валидности и уметь заранее просчитывать результаты своих решений. И потом, логично ли требовать для аналогичный «льготы» и в бакалавриат, и в магистратуру — разные уровни обучения — одинаковый уровень — уровень B2?

Моё предложение по данному пункту: привести требования к сертификатам в соответствие с действующими образовательными стандартами по иностранным языкам.

И последнее. Прозрачность — это не предоставление всем открытого доступа к реальной базе тестовых заданий, как утверждают представители ГЦТ. Как раз-таки, организации, занимающиеся стандартизированными экзаменами, не делают этого по простой причине: тест может потерять валидность и превратиться в проверку памяти. Прозрачность — это подотчетность налогоплательщикам в своих действиях, наличие диалога с общественностью, принятие критики, учет обоснованных мнений специалистов в принимаемых решениях. Именно такая прозрачность позволит добиться целей и задач, поставленных перед организацией.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.