Налоговый учет МПЗ

ПРИОБРЕТЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Бухгалтерский учет приобретения материально-производственных запасов

МПЗ могут поступать в организацию различными способами:

— приобретаться за плату у поставщиков;

— изготавливаться собственными силами;

— вноситься в счет вклада в уставный капитал;

— поступать по договору дарения или безвозмездно;

— оставаться от выбытия основных средств и другого имущества;

— поступать по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами;

— поступать в пользование или распоряжение организации, но не принадлежать ей.

Согласно ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Порядок ее определения зависит именно от способа поступления МПЗ в организацию.

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги;

— таможенные пошлины;

— невозмещаемые налоги;

— вознаграждения посреднической организации;

— затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования;

— иные затраты, непосредственно связанные с материалами.

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные схожие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость запасов, полученных организацией безвозмездно по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

МПЗ должны отражаться на счете 10 «Материалы». При этом фактическая себестоимость запасов может формироваться двумя способами:

— 1 способ с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение от стоимости материальных ценностей»

— 2 способ без их применения.

Выбранный способ должен быть закреплен приказом по учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.

Методическими указаниями № 119н установлено, что в качестве учетных цен на материалы могут применяться следующие учетные цены:

— договорные цены;

— фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);

— планово-расчетные цены;

— средняя покупная цена группы материалов.

Если организация учитывает МПЗ по учетным ценам, то разницу между стоимостью запасов по этим ценам и фактической стоимостью приобретения следует отражать на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

При ведении учета МПЗ по учетным ценам все затраты по приобретению таких запасов отражаются по:

Дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредиту счетов:

— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (запись производится независимо от того, когда МПЗ поступили в организацию — до или после получения документов от поставщика);

— 20 «Основное производство»;

— 23 «Вспомогательные производства»;

— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

— 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Затем, принятие к учету фактически поступившие МПЗ отражается по: Дебету счета 10 «Материалы» и Кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Если организация не использует счета 15 и 16, то принятие к учету МПЗ отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60, 20, 23, 71, 76 в зависимости от того, откуда поступили МПЗ.

Если организация платит НДС, то сумму налога, предъявленную продавцом материалов, в их первоначальную стоимость не включают, а учитывают на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам». После оприходования материалов ее принимают к налоговому вычету (на основании счета-фактуры продавца).

Если организация не является плательщиком НДС, то сумма этого налога увеличивает первоначальную стоимость материалов и к налоговому вычету не принимается.

Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1973;

Введение

1. Состав материальных расходов в целях налогообложения

2. Учет материально-производственных запасов (МПЗ)

Налоговый учет материальных средств по новым правилам

3. Налоговые регистры учета материалов

Заключение

Библиографический список

Введение

Коммерческое предприятие предназначено для удовлетворения потребностей граждан страны в товарах, работах и услугах. Целью его создания является получение прибыли, необходимой для дальнейшего развития коммерческого предприятия, повышения благосостояния его работников и его собственников — учредителей.

Коммерческие предприятия составляют главный экономический потенциал страны. Благодаря прибыльной работе, они постоянно приумножают свои богатства. Вместе с тем, в государстве действует немалое количество некоммерческих организаций, которые в силу своей специфики не могут приносить прибыль, и являются принципиально некоммерческими. Они представляют такие важные государственные сферы, как оборона, здравоохранение, образование, культура и т.п. Их функционирование обеспечивается за счет обоснованного изъятия у коммерческих организаций определенной части заработанных ими средств.

Основной (ключевой) фактор, способствующий развитию финансового результата – своевременное начисление и перечисление налоговых платежей. Нормативных документов, регламентирующих этот процесс, достаточно много. В последнее время по инициативе различных министерств и ведомств усиливается тенденция выделения в самостоятельные направления различных видов учета, в частности бухгалтерского, налогового и управленческого. Это противоречит интересам коммерческих предприятий, а также экономике страны в целом. Одной из самой острых и мучительных проблем, препятствующих успешной деятельности коммерческих предприятий является чрезмерно жесткая и запутанная система налогообложения. Если исполнять все предъявляемые ею требования, то можно в кратчайшие сроки разорить любую, даже крепкую компанию. Многолетняя чехарда в принятии и отмене законов и инструкций, написании и переписывании статей Налогового кодекса приносят экономические дивиденды только их авторам. В таких условиях тема курсовой работы является весьма актуальной.

Объектом работы является анализ условий "Налоговый учет материалов".

Предметом работы является рассмотрение вопросов, сформулированных в качестве задач данной работы.

Целью контрольной работы является изучение темы "Налоговый учет материалов".

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Обозначить состав материальных расходов в налоговом учете;

2. Изложить порядок учета материально-производственных запасов, в том числе изучить налоговый учет материальных средств по новым правилам;

3. Ознакомиться с основными регистрами по налоговому учету материалов.

1. Состав материальных расходов в целях налогообложения

В состав материальных расходов включаются основные затраты на производство и реализацию товаров, работ и услуг. Именно эти расходы определяют величину налоговой базы по налогу на прибыль. В состав материальных расходов и порядок их учета Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ внесены изменения. Как они отразятся на формировании налоговой базы? На что следует обратить внимание при расчете величины материальных расходов?

Затраты, которые относятся к материальным расходам, перечислены в статье 254 Налогового кодекса. Данный перечень является открытым. В него включены не только затраты на приобретение материально-производственных ценностей и ресурсов, имеющих вещественную форму, но и затраты на оплату работ (услуг) производственного характера, выполненных другими организациями, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, технологические потери и др.

Напомним, что часть поправок, внесенных Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ (далее — Закон № 58-ФЗ) в порядок формирования материальных расходов, действует уже с 1 января 2005 года, а часть распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Наиболее существенное изменение, действующее уже с 1 января 2005 года, затронуло порядок определения прямых расходов в части материальных затрат. Например, до вступления в силу Закона № 58-ФЗ в состав прямых расходов можно было включать только материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.

Теперь налогоплательщики вправе формировать прямые расходы по всем материальным затратам, связанным с производством и реализацией. Для этого перечень материальных расходов, относимых к прямым, следует закрепить в учетной политике организации в целях налогообложения.

Однако основные изменения вступят в силу с 1 января 2006 года. Рассмотрим все поправки по элементам затрат.

Прежде всего, следует отметить, что законодатели привели в соответствие терминологию налогового и бухгалтерского учета. Как известно, в бухучете порядок отражения материальных расходов регулируется ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. В налоговом же учете для аналогичных целей использовался термин «материально-производственные ценности». С 1 января 2005 года в налоговом законодательстве применяется понятие, используемое для целей бухгалтерского учета, — «материально-производственные запасы».

В новой редакции пункта 2 статьи 254 НК РФ уточнен порядок формирования стоимости МПЗ. Начиная с 2006 года она будет определяться исходя из цен приобретения МПЗ без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Иные налоги и сборы (например, таможенные пошлины и сборы), уплаченные при приобретении материально-производственных запасов, учитываются в их стоимости. Напомним, что в действующей редакции Налогового кодекса не указано, какие налоги в стоимость МПЗ не включаются.

2. Учет материально-производственных запасов (МПЗ)

2.1. Налоговый учет материальных средств по новым правилам

В состав материальных расходов включаются основные затраты на производство и реализацию товаров, работ и услуг. Именно эти расходы определяют величину налоговой базы по налогу на прибыль. В состав материальных расходов и порядок их учета Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ внесены изменения. Как они отразятся на формировании налоговой базы? На что следует обратить внимание при расчете величины материальных расходов?

Затраты, которые относятся к материальным расходам, перечислены в статье 254 Налогового кодекса. Данный перечень является открытым. В него включены не только затраты на приобретение материально-производственных ценностей и ресурсов, имеющих вещественную форму, но и затраты на оплату работ (услуг) производственного характера, выполненных другими организациями, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, технологические потери и др.

Следует напомнить, что часть поправок, внесенных Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ (далее — Закон № 58-ФЗ) в порядок формирования материальных расходов, действует уже с 1 января 2005 года, а часть распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Наиболее существенное изменение, действующее уже с 1 января 2005 года, затронуло порядок определения прямых расходов в части материальных затрат. Например, до вступления в силу Закона № 58-ФЗ в состав прямых расходов можно было включать только материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.

Бухгалтерский учет приобретения материально-производственных запасов

Теперь налогоплательщики вправе формировать прямые расходы по всем материальным затратам, связанным с производством и реализацией. Для этого перечень материальных расходов, относимых к прямым, следует закрепить в учетной политике организации в целях налогообложения.

Однако основные изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. Рассмотрим все поправки по элементам затрат.

♦ Материально-производственные запасы

Прежде всего, следует отметить, что законодатели привели в соответствие терминологию налогового и бухгалтерского учета. Как известно, в бухучете порядок отражения материальных расходов регулируется ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. В налоговом же учете для аналогичных целей использовался термин «материально-производственные ценности». С 1 января 2005 года в налоговом законодательстве применяется понятие, используемое для целей бухгалтерского учета, — «материально-производственные запасы».

Ответ

Как следует из дополнительных пояснений, Организация в соответствии с Законом 223-ФЗ обязана при заключении договоров на приобретение товаров (работ, услуг) провести процедуру закупки. При этом Организация несет расходы по организации процедуры закупки.

Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета указанных затрат.

1. Расходы по организации тендера на закупку ТМЦ

В ответе мы исходим из того, что приобретаемые Организацией ТМЦ подлежат учету в составе материалов и (или) товаров.

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

В силу пункта 6 ПБУ 5/01 фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Таким образом, приобретенные Организацией ТМЦ подлежат отражению в бухгалтерском учете по фактической себестоимости. При этом в фактическую себестоимость включаются затраты, непосредственно связанные с приобретением данных ТМЦ.

Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством, Организация вправе приобрести ТМЦ только при условии проведения тендера, то затраты, связанные с организацией и проведением тендера на закупку ТМЦ, по нашему мнению, являются затратами непосредственно связанными с приобретением ТМЦ и, следовательно, включаются в стоимость данных ТМЦ.

При этом в учете Организации отражается запись:

Дт 10, 41 Кт 60, 76 – в размере фактических затрат по организации и проведению тендера на закупку ТМЦ (на дату признания расходов по организации тендера)

В случае, если по итогам проведенного тендера заключен договор поставки нескольких видов ТМЦ, то стоимость затрат на организацию и проведение тендера должна распределяться между приобретенными объектам. При этом порядок распределения услуг по организации и проведению тендера на закупку между приобретенными ТМЦ определяется организацией самостоятельно и может быть зафиксирован в учетной политике. Так, в качестве базы для распределения затрат по видам ТМЦ могут выступать стоимость ТМЦ или их количество.

Налоговый учет

1. ТМЦ подлежат учету в составе материалов

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых:

— в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

— на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

В соответствии с пунктом 2 статьи 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством, Организация вправе приобрести ТМЦ только при условии проведения тендера, то затраты, связанные с организацией и проведением тендера на закупку ТМЦ, по нашему мнению, включаются в стоимость данных ТМЦ для целей налогового учета.

2.

ТМЦ подлежит учету в составе товаров

В силу абзаца 2 статьи 320 НК РФ в течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращениявключаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Из изложенного следует, что для целей налогового учета стоимость приобретения товаров формируется исходя из цены, подлежащей оплате поставщику по договору поставки (договорная цена).

При этом в стоимости приобретения товаров налогоплательщик вправе учесть все расходы, которые были понесены им при покупке данных товаров, в случае, если такой порядок формирования стоимости предусмотрен учетной политикой. Избранный порядок учета товаров налогоплательщик обязан применять в течение не менее двух налоговых периодов (двух лет).

Таким образом, в случае, если учетная политика Организации для целей налогообложения предусматривает формирование стоимости товара исходя из всех расходов, связанных с его приобретением, то затраты на организацию тендера подлежат включению в стоимость данного товара.

Департамент общего аудита по вопросу учета затрат по организации и проведению тендеров

В свою очередь стоимость товара будет учтена в расходах по налогу на прибыль в периоде, когда эти товары будут реализованы (подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ).

В случае, если учетная политика предусматривает формирование стоимости товара исключительно из стоимости его приобретения (договорной стоимости) без учета расходов, связанных с его приобретением, то затраты на организацию тендера включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

2. Расходы по организации тендера на закупку оборудования

В ответе мы исходим из того, что приобретаемое Организацией оборудование подлежит учету в составе основных средств.

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Таким образом, приобретенное Организацией оборудование. Подлежащее отражению в составе основных средств, отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей в себя затраты, непосредственно связанные с приобретением данного оборудования.

Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством, Организация вправе приобрести оборудование только при условии проведения тендера, то затраты, связанные с организацией и проведением тендера на закупку оборудования, по нашему мнению, являются расходами, непосредственно связанными с приобретением основного средства, и включаются в его первоначальную стоимость.

При этом в учете Организации отражается запись:

Дт 08 Кт 60, 76 – в размере фактических затрат по организации и проведению тендера на закупку оборудование (на дату признания расходов по организации тендера)

Дт 01 Кт 08 – ввод оборудования в эксплуатацию

Налоговый учет

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из буквального прочтения норм пункта 1 статьи 257 НК РФ можно сделать вывод, что в первоначальную стоимость основного средства включаются затраты на его приобретение, доставку и доведение до состояния пригодного к эксплуатации. При этом расходы на организацию тендера к указанным видам затрат не относятся, так как по сути являются иными затратами, связанными с приобретением основного средства. В таком случае, указанные затраты не учитываются в стоимости основного средства, а включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Между тем необходимо отметить, что в отношении затрат на консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства, Минфин РФ в Письме от 06.02.12 № 03-03-06/1/70 указал, что такие затраты подлежат включению в первоначальную стоимость основного средства. Аналогичное мнение в отношении таможенных пошлин и сборов содержится в Письмах Минфина РФ от 08.07.11 № 03-03-06/1/413, от 19.06.09 № 03-03-06/1/417 и в Письме ФНС РФ от 22.04.14 № ГД-4-3/7660@.

В то же время имеются судебные решения, в которых указано, что информационно-консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства, не включаются в первоначальную стоимость основного средства, а учитываются в составе расходов единовременно (Постановление ФАС Московского округа от 25.11.09 № КА-А40/12070-09 по делу № А40-25182/08-129-71). Аналогичные решения в отношении таможенных пошлин и сборов содержаться в Постановлении ФАС Московского округа от 09.08.11 № КА-А40/8328-11 по делу № А40-61747/10-76-239 Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26.12.13 № Ф03-6587/2013 по делу №А51-27345/2012).

Отметим, что официальные разъяснения и арбитражная практика по вопросу учета затрат на организацию тендеров в настоящее время отсутствуют.

В связи с этим, во избежание возникновения спорных ситуаций с налоговыми органами, по нашему мнению, указанные затраты целесообразно включать в первоначальную стоимость объекта основного средства.

3. Расходы по организации тендера на закупку подрядных работ

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

прочие расходы.

Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 7 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности формируют:

расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Учитывая, что затраты на организацию тендера по приобретению подрядных работ связаны с основной деятельностью Организации, то они, по нашему мнению, подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (пункт 17 ПБУ 10/99).

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (пункт 18 ПБУ 10/99).

Таким образом, затраты на организацию тендера учитываются в составе расходов в периоде их осуществления.

При этом в случае, если подрядные работы, приобретенные Организацией по итогам тендера, по сути, выполняются в рамках договора с заказчиком (фактически являются субподрядными работами), то затраты по организации тендера, на наш взгляд, формируют себестоимость работ (услуг), оказываемых Организацией заказчику.

В бухгалтерском учете затраты по организации тендера на приобретение подрядных работ отражаются:

Дт 20 Кт 60,76 в размере фактических затрат по организации и проведению тендера на закупку оборудования (на дату признания расходов по организации тендера)

Налоговый учет

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 1 статьи 264 НК РФ установлено, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией является открытым.

Так, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав данного вида расходов включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

В силу пункта 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 — 320 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Прямые расходыотносятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего НК РФ.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Таким образом, в случае, если учетной политикой Организации для целей налогообложения прибыли предусмотрено, что затраты на организацию тендера по приобретению субподрядных работ включаются в состав прямых расходов, связанных с выполнением Организацией работ, то указанные затраты учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы, по мере реализации работ.

В случае, если в соответствии с учетной политикой Организации затраты по организации тендера относятся в составе косвенных расходов, то они в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Коллегия Налоговых Консультантов, 30 марта 2015г.

Федеральный закон от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н

ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н

ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н

Назад в раздел