Налоговый бюджет

Налоговые доходы включают в себя налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственного налог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогобложения, государственную пошлину

На представленных диаграммах можно увидеть, какую долю (в процентах (%)) составляют налоговые доходы бюджета города Новосибирска на период 2020 – 2022 гг.

Основную долю налоговых доходов бюджета составляет НДФЛ, далее следуют налоги на имущество физических лиц, налоги на совокупный доход, госпошлины и акцизы. Данная градация налоговых доходов прогнозируется как на 2020 год, так и на 2021 – 2022 гг.

Более подробная информация о налоговых доходах представлена ниже в таблице.

Наименование финансирования 2020 год 2021 год 2022 год
Налоговые доходы 21 850,4 22 525,0 22 006,9
Налог на доходы 14 781,1 15 815,8 16 922,9 налог на доходы физических лиц

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

157,6 170,0 181,9
Налоги на совокупный доход 2 543,9 2 095,2 337,3

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

единый сельскохозяйственный налог;

налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения;

Налоги на имущество 4 006,1 4 061,9 4 161,0

налог на имущество физ.лиц;

земельный налог;

земельный налог с организаций;

земельный налог с физ.лиц;

Государственная пошлина 361,5 381,9 403,6

гос.пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

гос. пошлина за гос. регистрацию, а также за совершение прочих юридических действий;

Перейдя по ссылкам в таблице, можно более подробно ознакомиться с основными понятиями в глоссарии.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета

Это основные источники наполнения бюджета всех развитых, цивилизованных государств, в том числе и Российской Федерации. Согласно с классификацией бюджетных поступлений РФ они так и делятся на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Их различие заложено в названии, но они еще отличаются по типам.

  • Закрепленные доходы.
  • Регулирующие доходы.

Налоговые доходы

Эта часть бюджета наполняется исключительно за счет уплаты налогов, всех видов и типов, какие соответствуют налоговому законодательству РФ. Фискальная политика государства предусматривает корреляцию между расходами и налогами.

Под расходами понимаются, кроме всего прочего, также и выплаты на строительство и содержание дорог, школ, медучреждений и т.д. Негосударственные учреждения выступают плательщиками налогов, то есть пополняют бюджет государства.

В их список входят также частные школы, медучреждения и т.д. Таким образом, гражданин государства может либо пополнять казну государства, либо пользоваться ею (при лечении оплачиваются только материалы, иногда и сами услуги).

Ведь ваш лечащий врач может быть из государственной клиники, из частной, или, скажем, представляющий центр эко. Однако, здесь нужно иметь в виду, что доход государства от вашей оплаты лечения в частной клинике не будет равен расходу государства при лечении в обычной больнице.

Известно, что данные учреждения имеют огромные отличия как по спектру услуг, так и по пунктам оплаты (не в каждом госмедучреждении проводится миома матки операция).

Если говорить о пополенениях бюджета, то согласно с потребностями регионов, округов, губерний, муниципалитетов часть этих поступлений остается в их местных бюджетах, для финансирования местных проектов, капитальных вложений, зарплат работникам бюджетной сферы. Эта часть доходов называется закреплённой, т. к.

она утверждена бюджетным и налоговым кодексами, и может быть изменена только в случае изменения базовых законов. Пересмотры таких позиций влекут за собой изменения сразу в нескольких областях экономики и социального обеспечения.

И поэтому, как правило, происходят длительные дебаты и на их основании, корректировки, возможных увеличений или сокращений закреплённых налоговых доходов.

  • Налоги на прибыль.
  • Налоги на товары и услуги.
  • Лицензионные и регистрационные сборы.
  • Налоги на совокупный доход.
  • Налоги на имущество и т. д.

Список отражает полный перечень, так как он изложен в бюджетном кодексе. Это значит, что все, связанное с налогами, всех типов и видов подпадает под эти категории.В этой же части присутствуют и регулирующие доходы.

Как и закрепленные доходы -это часть отчислений, которая перенаправляется на места. Однако тут важное различие, именно перенаправляется и по дополнительному требованию местных администраций.

По сути — это дополнительные субсидии, нужду в которых определяет правительство РФ по представлению местных властей. Это могут быть отчисления прямо из казначейства или дополнительные проценты в закреплённых доходах.

Эта часть местных бюджетов может быть, временной на несколько лет или постоянной, если регион, или область дотируемые.

Неналоговые доходы

Эта категория поступлений скорее административная, она формируется из доходов административных учреждений при оплате за государственные услуги в виде пошлин, штрафов, приватизации, использование земельных ресурсов или полезных ископаемых.

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции;
  • возмещение ущерба и т. п.

Это доходы, которые получают государственные, административные органы при управлении на местах, в регионах, субъектах федерации. Здесь тоже присутствуют два типа поступлений закрепленные и регулирующие доходы. В той же мере и на таких же условиях, как налоговые доходы.

Надо сказать, что все, что связан с бюджетом его наполнением и распределением, интересно только тем, кто относится к бюджетной сфере деятельности. Вся остальная часть населения ничего от бюджета не получала, не получает и ждать момента, что когда-нибудь получит не надо.

Бюджет не влияет на заработок предпринимателя или менеджера негосударственной корпорации. Наоборот – это они и наполняют бюджет, налогами от зарплат и отчислениями от продаж.Всё, что касается государственных казначейских поступлений, тратится на государственные же нужды. На управленцев и чиновников разного ранга.

На учителей и медработников, на содержание медицины и армии, но ни когда, ни в одной стране бюджет не распределялся, и не будет распределяться среди населения. Это абсурд.

И радость предпринимателя или работника негосударственной компании, когда он слышит, что бюджет на какие-то государственные нужды увеличен, выглядит слегка странновато. Ему надо понимать, что это он оплатит эти дополнительные расходы. И ему предстоит в следующем году лишиться какой-то дополнительной части своих доходов.

Разница между налогом и пошлиной

В законодательстве многих стран мира, в том числе и в России, закреплены процедуры взимания с граждан и организаций налогов и пошлин. В чем специфика данных типов платежей в бюджет страны?

статьи

Под налогом принято понимать установленный государством платеж в бюджетную систему, начисляемый:

  • на доход или прибыль, получаемые налогоплательщиками вследствие трудовой или предпринимательской деятельности;
  • на актив, имеющий рыночную стоимость (например, недвижимость или транспортное средство) и облагаемый налогом в соответствии с законодательством;
  • на пользование тем или иным инфраструктурным ресурсом — например, казино или торговым центром.

Налоги в РФ классифицируются на федеральные, региональные и местные. Но утверждаются они во всех случаях на федеральном уровне — власти в субъектах РФ и муниципалитетах не могут вводить свои платежи.

Ключевой признак налога — его обязательность. Если гражданин или организация не уплатят его вовремя, то государство вправе инициировать процедуру взыскания соответствующего платежа.

Налог должен иметь:

  • объект (доход, прибыль, актив);
  • базу (конкретный объем дохода, прибыли, величину рыночной стоимости актива);
  • ставку (сколько процентов от дохода, прибыли или рыночной стоимости актива человек или организация должны заплатить государству).

Отмеченные составляющие налога закрепляются законодательно. Также в нормативных актах, утверждаемых государством, фиксируется порядок, в соответствии с которым налог должен исчисляться, и то, в какие сроки его необходимо уплачивать.

Рассматриваемые платежи, как правило, носят периодический, а не единовременный характер. То есть уплачиваются они в соответствии с более или менее стабильным графиком. Например, НДФЛ с зарплаты гражданина вносится его работодателем в бюджет каждый месяц. Налог по УСН уплачивается ежеквартально.

Платежи, о которых идет речь, иногда можно возвращать из бюджета — в виде различных вычетов. Основанием для их предоставления может быть, к примеру, покупка гражданином квартиры — в этом случае он вправе вернуть 13 % от расходов на ее приобретение за счет уплаченного НДФЛ.

Факты о пошлине

Под пошлиной, если следовать нормам законодательства РФ, принято понимать платеж, который:

  • взимается с граждан и юрлиц при обращении за некоторыми видами услуг, оказываемых государственными органами, — таких как, например, регистрация предприятия, оформление загранпаспорта;
  • взимается с граждан и юрлиц при ввозе некоторых видов товаров из-за границы или их вывозе за пределы РФ.

Уплата пошлин — процедура добровольная. Но без их предварительного перечисления в бюджет РФ гражданин или организация не смогут воспользоваться соответствующими государственными услугами, а в ряде случаев — перевезти товар через границу.

Уплата пошлин, как правило, носит единовременный, а не периодический характер. Данные платежи в общем случае не возвращаются государством — только если будут внесены на счета бюджета гражданином или организацией ошибочно.

Пошлины бывают только федеральными — вне зависимости от того, каким конкретно органом власти взимаются.

Сравнение

Главное отличие налога от пошлины в том, что платеж первого типа обязателен, если гражданин или организация получили доход, прибыль или актив, подлежащие налогообложению. Пошлины, в свою очередь, уплачиваются добровольно — но как условие получения государственных услуг или осуществления законной перевозки товара через границу.

Поводы для взимания с гражданина или организации налогов, как правило, появляются у государства чаще, чем необходимость уплаты ими пошлины. И это предопределяет тот факт, что первые являются в основном периодическими платежами, а вторые — единовременными.

Рассмотрев, в чем разница между налогом и пошлиной, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Налог Пошлина
Что общего между ними?
Оба типа платежа вносятся в бюджет РФ
В чем разница между ними?
Платятся по факту получения налогоплательщиком дохода, прибыли, приобретения актива со значительной рыночной стоимостью Платятся за получение государственных услуг, за возможность перевезти товар через границу
Обязательны В общем случае добровольны
Могут быть федеральными, региональными, муниципальными Бывают только федеральными
Как правило, являются периодическими платежами Обычно являются единовременными платежами
Могут быть возвращены в виде вычета в случаях, предусмотренных законом Могут быть возвращены только при ошибочной уплате

Неналоговые доходы. Бюджетный Кодекс Российской Федерации :

В соответствии с БК, доход бюджета представляет собой часть национальной прибыли, подлежащей централизации и распределению. Она может формироваться за счет различных поступлений. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Бюджетные доходы разделяются на регулирующие и собственные. Последние представляют собой поступления, которые закреплены на постоянной основе частично либо полностью на соответствующих уровнях.

Собственную прибыль составляют безвозмездные перечисления и налоговые доходы. Последние формируются за счет обязательных отчислений с юрлиц и граждан, установленных на федеральном уровне. В них в числе прочего включены сборы, поступающие по предусмотренным специальным режимам обложения, штрафы, пени, региональные и территориальные платежи.

О неналоговых доходах бюджета рф

К неналоговым доходам относятся поступления от деятельности, приносящей прибыль:

  1. Сдача в аренду имущества, принадлежащего государству.
  2. Административные выплаты.
  3. Компенсации государству.
  4. Прибыль от реализации имущества, находящегося в госсобственности, кроме поступлений от продажи, регламентированных законодательством от приватизации.

Неналоговые доходы формируются также за счет поступлений от использования имущества, принадлежащего государству. Это могут быть дивиденды по ценным бумагам, поступления от размещения финансовых средств и прочих способов участия в капитале.

В эту же категорию включены различные штрафы и удержания.

Неналоговые доходы формируются в том числе из отчислений с зарплаты осужденных к ограничению по службе (военной), исправительным работам, лиц, освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной. В эту же категорию входят штрафы за правонарушения и преступления.

Прочие неналоговые доходы

В эту категорию включаются следующие суммы:

  • Полученные незаконно.
  • Использованные не по их целевому назначению либо с нарушением предписаний законодательства и подлежащие возврату в соответствии с результатами ревизий.
  • Возмещение недостач по материальным ценностям, выявленных при проверках.
  • Суммы, полученные от сдачи вторсырья, отходов драгметаллов, лома.
  • Доходы от реализации книг, предложений и замечаний.
  • Судебные издержки, взысканные в пользу государства, и так далее.

Безвозмездные поступления

В категорию безвозмездных поступлений входят:

  1. Дотации, субсидии из других бюджетов.
  2. Безвозмездные поступления от юрлиц или граждан, правительств зарубежных стран, межгосударственных организаций, включая добровольные пожертвования.
  3. Субвенции из регионального или государственного бюджетов, прочие трансферты.

Федеральный уровень

Доходы госбюджета формируются за счет собственных налоговых поступлений. Исключение составляют те, которые передаются в форме регулирующих отчислений на другие уровни. В состав средств также включены все неналоговые доходы.

На федеральном уровне концентрируются поступления региональных фондов. Они централизуются для целевого распределения на реализацию мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Налоговые доходы федерального уровня формируются из таможенных и государственных пошлин, сборов и прочих обязательных отчислений.

Неналоговые доходы бюджета РФ формируются за счет определенных поступлений:

  1. Доходы от реализации и использования имущества, принадлежащего государству.
  2. Часть прибыли, полученной от унитарных предприятий, образованных Российской Федерацией.
  3. Доходы ЦБ по нормативам, которые определены в ФЗ.
  4. Прибыль от внешнеэкономической деятельности.
  5. Поступления от продажи госзапасов и резервов.

Региональный уровень

Налоговые доходы бюджетных фондов субъектов образуются за счет соответствующих сборов и прочих обязательных отчислений. Их список и тарифы определяются в НК.

Пропорции распределения этих поступлений между региональным и местным уровнями устанавливаются в ФЗ, регламентирующем основы территориального самоуправления, а также Законом о бюджете субъекта на предстоящий год.

Кроме этого, в формировании прибыли участвует часть регулирующих федеральных отчислений, распределяемых по нормативам, определенных в соответствующих правовых актах. Исключение составляют доходы, которые передаются на местный уровень по правилам бюджетного регулирования.

Другой компонент

Неналоговые региональные доходы образуются за счет определенных отчислений:

  1. Поступления от реализации имущества, которое находится в распоряжении субъектов.
  2. Часть доходов унитарных предприятий, образованных региональной властью. Она принимается в расчет после уплаты всех обязательных отчислений, установленных в законодательстве субъекта.
  3. Поступления от платных услуг, которые оказывают бюджетные организации, находящиеся в ведении региональных госорганов. Порядок и нормативы для их отчисления определяются в федеральном законодательстве и правовых актах субъектов.

Территориальный уровень

Налоговыми доходами выступают:

  1. Госпошлина.
  2. Отчисления от регулирующих региональных и федеральных налогов.
  3. Собственные поступления от территориальных сборов и прочих обязательных платежей, предусмотренных в НК.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируют:

  1. Поступления от унитарных предприятий МО.
  2. Прибыль от оказания платных услуг органами территориального самоуправления и организациями, находящимися в их ведении.

МО имеет в распоряжении имущество. Муниципальная собственность может реализовываться или сдаваться в аренду. Поступления от продажи также учитываются в составе указанной прибыли.

Анализ

Среди наиболее распространенных методов прогнозирования и планирования бюджета следует отметить способы:

  • экономического анализа;
  • математического моделирования;
  • экстраполяции;
  • балансовый;
  • индексный и проч.

Экономический анализ выступает в качестве неотъемлемого элемента процесса прогнозирования и планирования. Он реализуется как на микро-, так и на макроуровне. В ходе анализа применяется системный подход.

Ключевой структурой выступает хозяйство и его части.

Суть метода заключается в том, что определенный процесс либо явление разделяется на составные компоненты, после чего выявляется взаимосвязь и воздействие каждого элемента друг на друга и на развитие экономики.

Анализ способствует раскрытию сути процесса, установлению закономерности изменений в плановом периоде. Он позволяет оценить имеющиеся возможности и варианты достижения целей. Невозможно прогнозировать расходы без анализа исполнения бюджета. Он дает возможность установить степень реализации показателей за прошедший период.

На стадии формирования статей основной упор делается на обнаружение резервов увеличения доходной части. В этой связи анализу подвергается деятельность всех органов власти.

В его рамках проверяется, насколько эффективно используется государственная или муниципальная собственность, своевременность и полнота обязательных отчислений и проч.

Все это способствует определению наиболее результативных направлений деятельности уполномоченных органов, выявлению недочетов и ошибок в работе.

Федеральные, региональные и местные налоги в 2019 году

Федеральные налоги, а также региональные и местные налоги и сборы перечислены в Налоговом кодексе РФ. Классификацию налогов — федеральных, региональных и местных — с указанием номера регулирующей их нормы мы рассмотрим в данной статье.

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги и сборы

Налоги и специальные режимы

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019 году (таблица)

Страховые взносы

Итоги

В соответствии со ст.

12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ.

При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

ВАЖНО! Распределение налогов по тому или иному бюджету производится путем присвоения им определенных КБК. С 2019 года этот процесс будет регулировать новый НПА — приказ Минфина от 08.06.2018 № 132н.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст.

362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.

2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019 году (таблица)

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394

Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

Страховые взносы

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл.

34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.

2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы 2018 — 2019».

Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Журнал «Планово-экономический отдел», №1 за 2012 год

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.


Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин, консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

  • годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

  • квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

  • месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

Вид налога, сбора

Справочная информация

I квартал 2012 г.

I квартал 2012 г., итого

налоговая база

взаимосвязь с документами

январь

февраль

март

Косвенные налоги

НДС

начисленный

Реализация

Бюджет продаж, бюджет доходов и расходов

423 000

253 800

169 200

846 000

к вычету

Закупка материалов, товаров

Бюджет закупок

343 800

206 280

137 520

687 600

к уплате

Реализация

Бюджет продаж

79 200

47 520

31 680

158 400

Налоги, увеличивающие расходы

Налог на имущество

Среднегодовая стоимость имущества, которое относится к объектам налогообложения

Прогнозный баланс

×

×

×

44 800

Транспортный налог

Мощность двигателя (л. с.)

Технические паспорта автомобилей

×

×

×

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Свидетельство о праве собственности

×

×

×

15 200

В том числе с выплат работникам:

страховые взносы на обязательное социальное страхование

Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров

Бюджет расходов на оплату труда

37 831

37 831

37 831

113 493

НДФЛ

Денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над предоставленными вычетами

Бюджет расходов на оплату труда

18 915

18 915

18 915

56 745

Налоги из прибыли

Налог на прибыль

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению

Сводный налоговый регистр

×

×

×

22 200

В зависимости от осуществляемых видов деятельности компания также может быть плательщиком акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного и прочих налогов.

Параметры для расчета данных налогов (ставки, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

Комментарий специалиста: Ф. И. Крючков, финансовый директор

В нашей компании планируются показатели по всем налогам. В рамках составления бюджета по предприятию мы рассчитываем и отдельный бюджет по налогам, который включает НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ, налог на имущество и другие налоги, уплачиваемые нашей компанией. В связи с существенностью планируемых сумм составление отдельного бюджета по налогам необходимо для корректного расчета плановой себестоимости, конечного финансового результата и определения входящих и исходящих денежных потоков. На предприятии за расчет этих данных отвечают специалисты налогового отдела (для целей персонификации ответственности по данному расчету).

Все налоги, кроме косвенных, подлежат включению в бюджет доходов и расходов в качестве расхода.

Первичный расчет планируемых к уплате налогов помогает выявить необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки. Перечень таких мероприятий может включать:

  • анализ текущей деятельности, изменение видов заключаемых сделок;
  • оценку используемых элементов учетной политики, анализ применения возможных альтернативных вариантов;
  • мониторинг законодательства, использование максимума легальных способов снижения налоговой нагрузки;
  • оптимизацию денежных потоков.

При этом не стоит забывать, что основной целью деятельности организации является не минимизация налоговых отчислений, а максимизация прибыли. И мероприятия, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки, должны следовать этой же цели. После проведения оптимизационных мероприятий необходимо пересчитать налоговую базу, суммы налогов, а также сформировать бюджет налогов.

Расчет начисляемых налогов в общем виде осуществляется по формуле:

Нн = (НБр – НБн) × Сн – Лн,

где Нн — начисленный налог;

НБр — налогооблагаемая база рассчитанная;

НБн — налогооблагаемая база, не облагаемая налогом;

Сн — ставка налога;

Лн — льготы по налогу.

После определения начислений по налогам нужно рассчитать налоговые выплаты для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

Налоговые платежи определяются по формуле:

Вн = Нн – Ау + Вр + Аб,

где Вн — выплаты по налогам;

Нн — налоги начисленные;

Ау — авансы по налогам, ранее уплаченные;

Вр — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов;

Аб — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств. При этом задолженность по налогам определяется по следующей формуле:

Зк = Зн + Нн – Зр – Вн,

где Зк — задолженность по налогам на конец периода;

Зн — задолженность по налогам на начало периода;

Зр — реструктуризированная задолженность.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют не только самостоятельное значение. Они используются и для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Контроль исполнения бюджета налогов

Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, то есть в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.

Финансово-экономическая служба (далее — ФЭС), составляющая бюджет налогов, должна нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями.

Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

Это важно. Необходимо помнить, что увеличение налоговых платежей по сравнению с запланированными не подразумевает, что финансовое положение компании ухудшилось и необходимо наказывать виновных.

Сотрудник отдела ФЭС должен проанализировать причины увеличения сумм того или иного налога и представить полный анализ руководству, которое примет решение для выхода из сложившейся ситуации. Тем не менее увеличение расходов по налогам может быть вполне обоснованным. Например, бюджет, составленный в конце предыдущего года, в течение года может корректироваться, если происходит резкое изменение в работе компании в целом и требуются дополнительные расходы на новый проект.

Превышение фактической величины налога на прибыль над плановой может свидетельствовать о росте прибыли и повышении благосостояния компании. Для того чтобы выявить причину отклонения налога на прибыль, анализируется весь бюджет доходов и расходов, а также все отклонения по ним. Как правило, выявляется объективная причина таких отклонений.

В заключение отметим, что составление бюджета налогов на конкретном предприятии должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на составление бюджета налогов будут превышать получаемые от него выгоды.

Версия для печати

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ

УДК 336.2

Елена Васильевна Егорова,

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД России Эл. почта: e_e_v@list.ru.ru

Статья посвящена вопросам администрирования налогов, зачисляемых в бюджет муниципальных образований (местный бюджет). В работе определена роль местных налогов в формировании бюджетов муниципальных образований, рассмотрены проблемы администрирования местных налогов и предложены пути их решения

Ключевые слова: местный бюджет, налог на имущество физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог.

Elena V. Egorova,

WAYS OF IMPROVING ADMINISTRATION LOCAL TAXES

Keywords: local budget, tax on property of physical persons, tax on buildings, land tax.

1. Введение

Отсутствие теоретических основ построения системы местных налогов и сборов, а также создания единой базы налогового регулирования органами государственной власти и местного самоуправления, оставляет место для комплексного анализа проблем налогового администрирования местных налогов и предложений направлений совершенствования администрирования местных налогов.

2. Роль местных налогов в формировании бюджета муниципального образования

Роль местных налогов в формировании бюджета муниципального образования (местный бюджет) значительна. Местный бюджет составляет третий уровень бюджетной системы Российской Федерации и состоит из статей доходов и расходов.

Согласно пункту 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы местного бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления . К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (рис. 1).

В бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых соответственно представительными органами поселений, муниципальных районов и городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в следующем порядке:

1) земельного налога — по нормативу 100%;

2) налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти следующих функций:

1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2) распространение и использование денежных фондов между отраслями экономики;

Рис. 1. Схема формирования доходной части бюджета

Экономика, Статистика и Информатика Щ №6, 2015

3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций различных форм собственности, подведомственных органам местной власти;

4) распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Таким образом, местный бюджет представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления.

Несмотря на то, что поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты не велики, они являются одним из источников поступления денежных средств в бюджет и играют важную роль в социально-экономическом развитии соответствующих территориальных единиц (города, района и т.п.). Из местных бюджетов финансируются затраты на развитие транспорта, на строительство различных объектов социальной инфраструктуры, на реконструкцию городов, благоустройство дорог и парков и т.д.

Местные налоги являются не только гарантией финансовой самостоятельности местного самоуправления, но и играют важную роль в формировании системы налогов и сборов, обеспечивающей интересы, как Российской Федерации, так и входящих в нее субъектов.

3. Проблемы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

администрирования местных налогов и пути их решения

Налоговым органам затруднительно обеспечить поступление налога на имущество физических лиц в местные бюджеты по ряду причин. Одна из них — неполный учет объектов налогообложения. Массовый характер имеют факты уклонения владельцев вновь построенных жилых домов от регистрации своего имущества. Речь не идет об объектах, не завершенных строительством, а о владельцах, которые не торопятся регистрировать свое имущество как объект недвижимости и получать документы, подтверждающие право собственности.

Для борьбы с таким «долгостроем» с 1 января 2008 г. был введен повышенный коэффициент при исчислении земельного налога за участки, занятые жилищным строительством, но эта мера не изменила ситуацию, поскольку не коснулась индивидуальных застройщиков. Понудить домовладельца зарегистрировать свое имущество затруднительно. Обладая информацией о таких домах, налоговые органы направляют ее в отделы архитектуры местных администраций, но и даже после их вмешательства регистрируется только часть домов. Среди дач и гаражей на учет поставлены и вовсе единицы. Местные бюджеты несут реальные потери в связи с неполным учетом объектов налогообложения.

«Упрощенный» порядок регистрации указанных объектов заработал не в полную силу. Объект можно зарегистрировать и даже получить на него документы, но без инвентаризационной оценки и составления технического паспорта.

В настоящее время местные бюджеты в соответствии с действующим законодательством, не имея достаточно крепкой доходной базы, перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования.

Бюджетное послание Президента России от 13.06.2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 гг.» содержит емкий самостоятельный раздел о направлениях реструктуризации налоговой системы. Одним из таких направлений является дальнейшее развитие имущественного налогообложения. Именно с этой сферой связано решение одной из актуальных задач современного периода — увеличение доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации.

По мнению некоторых экономистов, при наличии отлаженного механизма налогообложения, имущественные налоги могут успешно применяться как экономический инструмент повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства через заинтересованность хозяйствую-

щих субъектов в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Это, по их мнению, позволит не только более продуктивно использовать имущество, но и повысит качество управления территориями и их инвестиционную привлекательность .

В России недостаточно развиты рынки земли и недвижимости, отсутствует обоснованная система ее учета, существуют политические, социальные риски и другие причины, обусловливающие незначительное присутствие этой сферы в макроэкономических показателях, включая место имущественного налогообложения в доходах бюджетной системы страны в целом и, особенно, в доходе местных бюджетов.

Вместе с тем надо признать, что введение налога на недвижимость ввиду существования нерешенных вопросов будет довольно длительным процессом. В связи с этим существует мнение о невозможности перехода на данный налог до завершения процесса формирования государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой (рыночной) стоимости объектов, являющейся объектом налогообложения .

В настоящее время налога на недвижимость как отдельного самостоятельного налога в налоговой системе Российской Федерации нет, не считая проведенного с ним эксперимента в городах Великом Новгороде и Твери .

Апробация введения налога на недвижимость на территории Великого Новгорода показала следующие результаты: проведена инвентаризация и учет объектов недвижимости, осуществлена кодификация земельных участков, зданий, строений сооружений, расположенных на них; на основе этих данных создана электронная карта в масштабе 1:5000.

Результаты экономических расчетов показали, что в случае введения налога на недвижимость по всем категориям налогоплательщиков одновременно, местный бюджет не получит значительную часть доходов: действующая система обеспе-

чивает поступления от налога на имущество и земельного налога в размере 15-17% ежегодно в соотношении с другими доходами, тогда как с введением нового механизма они сократились бы вдвое .

В Твери результаты эксперимента намного скромнее: создана информационная база более чем по 200 тыс. объектов, которая не введена в действие из-за ведомственных позиций органов земельного кадастра, регистрации прав и технической инвентаризации .

Эксперимент в Твери и Великом Новгороде показал, что введению налога на недвижимость должна предшествовать большая подготовительная работа:

— создание полного реестра объектов;

— рыночная оценка объектов;

— изучение последствий и прогнозирование результатов введения нового налога;

— осуществление расходов на компьютеризацию регионов, поддержание в актуальном состоянии баз данных;

— кадровое обеспечение;

— разработка прогноза изменения налогового бремени по категориям налогоплательщиков и общих поступлений при различных сочетаниях ставок налога и льгот;

— согласование политики налогообложения и многое другое.

Объект налога на недвижимость логично формировать как единый имущественный комплекс на основе прав на земельный участок с расположенными и вновь возводимыми на нем объектами.

Представляется, что только установление дифференцированных ставок может обеспечить справедливое налогообложение недвижимости (таблица 1).

Приведенная в таблице 1 «Модель расчета единого налога на недвижимость» показывает и доказывает, что если установить ставку на всю недвижимость в размере 0,1% от рыночной стоимости, то владельцы старого жилья будут платить больше, чем платят в настоящее время, а собственникам дорогих и новых домов, наоборот, будет начислен налог в размере от 4,5 до 13 раз

меньше. По нашему мнению, при расчете единого налога на недвижимость, необходимо налоговую ставку сделать дифференцированной в зависимости от рыночной стоимости недвижимости.

Это только один вопрос из перечня основных вопросов налогообложения недвижимости, предполагающий небыстрое решение на законодательном уровне. Среди прочих: обоснование дифференциации элементов налога для организаций и физических лиц, критериев отнесения объектов недвижимости к незавершенному капитальному строительству, определение схемы обложения жилого недвижимого имущества, если в собственности более одного объекта, установление налоговых вычетов для малоимущих слоев населения и др.

Очевидно, что для решения всех этих вопросов потребуется значительное время. Поэтому оптимальным вариантом перехода к новой системе имущественного налогообложения представляется последовательное реформирование входящих в нее налогов. С учетом поставленной задачи децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и муниципальных образо-

ваний следует обратить внимание, прежде всего на совершенствование земельного налога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговые новации последних лет свидетельствуют о том, что преобразования только внутри самой налоговой системы не приносят ожидаемых результатов. Необходимо комплексное использование и взаимодействие всех рычагов управления в руках государства. Применительно к налогам это означает, что любое их реформирование должно сопровождаться соответствующими изменениями сферы отношений, которые они призваны регулировать.

С этой точки зрения представляется целесообразным увеличить выделение земель под индивидуальное жилищное строительство, доля которых в земельном фонде России незначительна. В настоящее время, по данным Федеральной службы государственной статистики, она не превышает 2% земельного фонда страны, а доля земли под застройкой в населенных пунктах — 17,7% .

В центральных регионах, а также вокруг крупных городов данный показатель в 2-4 раза выше, однако количество таких мест относительно незначительно и с учетом уровня поставленной задачи — развития рынка земли и повышения ее капи-

Таблица 1

Модель расчета единого налога на недвижимость

Налог на имущество физических лиц, 2014 г.

Инвентаризационная стоимость До 300 Свыше Свыше 2000

строения, умноженная на коэффици- 300 до 500 500

ент — дефлятор, тыс. руб.

Налоговая ставка для налога, % 0,1 0,1-0,3 0,3-2 2

Налог, руб. 300 От 300 до 1 500 От 1 500 до 10 000 40 000

Земельный налог, 2014 г.

Кадастровая стоимость земли, руб. 289602 289602 289602 289602

Земельный налог, руб. 869 869 869 869

Сумма налогов на землю и имущество, 2014 г.

Налоги на землю и имущество, руб. До 1 169 От 1 169 до 2 369 От 2 369 до 10 869 40 869

Расчет налога на недвижимость исходя из ставки 0,1%

Рыночная стоимость недвижимости, 1400 1700 2400 3100

тыс. руб.

Налоговая ставка на недвижимость, % 0,1 0,1 0,1 0,1

Единый налог на недвижимость, руб. 1400 1700 2400 3100

Предлагаемый расчет налога на недвижимость

Рыночная стоимость недвижимости, 1400 1700 2400 3100

тыс. руб.

Налоговая ставка на недвижимость, % 0,1 0,1 0,2 0,3

Единый налог на недвижимость 1400 1700 4800 9300

Экономика, Статистика и Информатика

№6, 2015

тализации эту долю нельзя признать достаточной. Кроме того, следует иметь в виду, что вклад этих областей в общий сбор зерна в России весьма незначителен. Например, на Московскую и Ленинградскую области приходится всего по 0,3% урожая зерновых в стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение земельных угодий, выделяемых под индивидуальное жилищное строительство, позволит существенно расширить предложения по продаже земли и уменьшить высокие цены на нее. Последующая застройка участков активизирует производство строительных материалов и увеличит количество рабочих мест. В конечном итоге местные бюджеты получат рост поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц и опосредованно налога на доходы физических лиц. Увеличится также сумма различных сборов, остающихся в местных бюджетах, связанных с оформлением операций с землей и недвижимостью, федеральный и региональные бюджеты получат возможность сократить объемы трансфертов, передаваемых в местные бюджеты. Устранятся и коррупционные составляющие при операциях с землей и недвижимостью.

В настоящее время перевод земель из одной категории в другую, о собенно земель сельскохозяйственного назначения под индивидуальное жилищное строительство, крайне затруднен. Об этом свидетельствует тот факт, что с 2000 г. по 2010 г. практически не наблюдалось уменьшения площади сельскохозяйственных угодий в общем земельном фонде страны. Этот показатель остается на уровне 13-15% .

Таким образом, по нашему мнению, к основным направлениям совершенствования администрирования местных налогов можно отнести:

1. Развитие имущественного налогообложения.

2. Ужесточение контроля регистрации объектов недвижимости исполнительными органами власти, а также упорядочивание процесса оценки налогооблагаемой базы по местным налогам с учетом особенностей объектов.

3. Отмена налоговых льгот по земельному и имущественному налогам.

4. Установление дифференцированных ставок.

5. Увеличение выделения земель под индивидуальное жилищное строительство, доля которых в земельном фонде России крайне незначительна.

6. Увеличение перечня местных налогов за счет налога на доходы физических лиц с уплатой налога по месту непосредственного жительства налогоплательщиков.

Для решения перечисленных в статье проблем требуется всестороннее исследование особенностей российской системы имущественного налогообложения и разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по ее совершенствованию.

4. Заключение

Отсутствие законодательства о местных налогах, продолжающаяся тенденция сосредоточения основной массы налоговых доходов на федеральном уровне, постоянно меняющейся механизм распределения налогов по уровням бюджетной системы, проблемы взаимоотношений региональных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти — все это требует реформирования бюджетной системы.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.

2. Кудинова С.А. Налог на богатство является достаточно спорным // Налоги и сборы. 2012. № 4.

5. Дианов Д.В. Оценочная деятельность, статистический учет и

аудит в системе обеспечения экономической безопасности и защиты интересов государства // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 7. С. 127-133.

7. Курочкин В.В., Савельев С.С., Михина Е.В. Налог на недвижимость: итоги эксперимента // Финансы. — 2003. — № 8. — C. 31.

1. The budget code of the Russian Federation of 31.07.1998 № 145-FZ.

2. Kudinov S.A. Tax on wealth is quite controversial (Taxes and fees. 2012. No. 4.